Научная статья на тему 'Анализ микросоциальных условий у детей и подростков, совершивших суицидальную попытку'

Анализ микросоциальных условий у детей и подростков, совершивших суицидальную попытку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
689
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Ключевые слова
СУИЦИД / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / SUICIDE / CHILDREN / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хмелева Юлия Борисовна

Проведен анализ микросоциальных условий у детей и подростков (n=120), совершивших суицидальную попытку (отравление). Среди неблагоприятных факторов определялись преобладание неполной и деформированной семьи (65,0%), аномальные типы воспитания (85,0%). Основной разновидностью суицидогенного конфликта явилась неблагополучная семейная ситуация (50,0%). Авторы делают вывод о том, что поведение и поступки подростка невозможно оценить вне контекста особенностей семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MICROSOCIAL IN CHILDREN AND ADOLESCENTS, COMMITTED SUICIDE ATTEMPT

The analysis of the microsocial environment of children and adolescents (n=120) who committed suicide attempt (poisoning). Among the negative factors were determined by the prevalence of incomplete and distorted family (65,0%), abnormal types of education (85,0%). The basic kind of conflict was dysfunctional family situation (50,0%). The authors conclude that adolescent behavior and actions can not be evaluated outside the context of the features of family relationships.

Текст научной работы на тему «Анализ микросоциальных условий у детей и подростков, совершивших суицидальную попытку»

смеются за спиной, озирался по сторонам, прислушивался к разговорам. Эти факты свидетельствуют о развивающемся психотическом эпизоде реактивного генеза, чему послужила значимая для данной личности с такими особенностями как замкнутость, тревожность, склонность глубоко переживать неудачи, повышенная требовательность к себе, психотрав-мирующая ситуация. Испытуемый на начальный этапах психотического состояния пытался найти выход из создавшегося положения, а именно ограничивал себя в еде, что, по-видимому, не дало ожидаемого эффекта. На этом этапе N не оказывалась специализированная помощь, а возможность самостоятельного выхода из психотравмирующей ситуации отсутствовала в силу индивидуально - психологических особенностей. Попытки сержантского состава как-то облегчить положение N эффекта не принесли. На протяжении 5 дней, вплоть до эпизода стрельб суицидальное поведение формировалось на фоне реактивного психотического состояния ^ 23.91 по МКБ-10), характеризующегося монотематической бредовой трактовкой окружающего, а также связанной с содержанием психотравмы, погруженностью в собственные переживания, «тунельным сознанием», аффективными расстройствами.

В данном случае на фоне измененного восприятия окружающего поиск решения был крайне сужен, значимым было кажущееся осуждение окружающих, чувство собственной беспомощности, военной несостоятельности. Мотивацией суицида могло послужить ощущение военной несостоятельности - неспособность адекватно оценивать окружающую действительность и свое место в ней, чувство «по-

глупления» при виде оружия и невозможность рационального его использования.

Анализируя данный клинический случай, в качестве профилактических мероприятий можно рекомендовать очное и неоднократное психологическое тестирование поступающих на службу в часть на предмет выявления не психологической устойчивости вообще и суицидального риска, а выявление индивидуально-личностных особенностей чаще всего приводящих к суицидальному поведению. Возможно, таких военнослужащих стоит объединять в группы для психологических тренингов, а в случае возникновения ситуаций, способных вызвать психотравму, необходимо обязательно направлять к психологу. В настоящее время также назрела необходимость просветительной работы с сержантским и офицерским составом, что в случае с N позволило бы своевременно оказать психологическую и психиатрическую помощь, и предотвратить суицидальный акт.

COMPLETED SUICIDES CONSCRIPTS.

RETROSPECTIVE АNALYSIS OF THE СASE

V.V. Grin, N.N. Spaderova,., G.V. Kulevatov, T. V. Gavrilin

Regional Clinical Psychiatric Hospital, Tyumen, Russia

Presented the case of posthumous psychological and psychiatric evaluations of completed suicide at the call of the soldier who committed suicide in a military unit during shooting practice. It is shown that suicidal behavior is formed within an acute transient psychotic disorders. As a suicide prevention action proposed by the authors conduct educational work with sergeants and officers.

Key words: suicide, soldier, expertise.

УДК 616.89-008.441.44-053.2-084

АНАЛИЗ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ

Ю.Б. Хмелева

Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей

Контактная информация: Хмелева Юлия Борисовна, к.м.н., кафедра психиатрии ГБОУ ДПО «Новокузнецкий ГИ-

УВ», тел.: (3843) 45-48-73

Проведен анализ микросоциальных условий у детей и подростков (п=120), совершивших суицидальную попытку (отравление). Среди неблагоприятных факторов определялись преобладание неполной и деформированной семьи (65,0%), аномальные типы воспитания (85,0%). Основной разновидностью суицидогенного

43, 2011 Суицидология

конфликта явилась неблагополучная семейная ситуация (50,0%). Авторы делают вывод о том, что поведение и поступки подростка невозможно оценить вне контекста особенностей семейных отношений.

Ключевые слова: суицид, дети, подростки.

В последние десятилетия во всем мире отмечается рост самоубийств, особенно среди молодежи [2-4]. Изучение микросоциальных причин суицидального поведения в детском и подростковом возрасте позволяет разработать эффективные реабилитационные и профилактические мероприятия [1, 2].

Цель исследования: анализ микросоциальных условий у детей и подростков, совершивших суицидальную попытку.

Материал и методы: обследовано 120 детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет включительно, совершивших суицидальную попытку путем перорального отравления. Методы исследования: клинико - психопатологический, статистический.

Результаты и обсуждение.

В зависимости от обнаруженной формы пограничной нервно-психической патологии, нами в процессе работы были сформированы 5 групп пациентов.

У первой группы пациентов, совершивших суицидальную попытку, была выявлена «острая реакция на стресс» (Б43.0) - 52,2%. Вторая группа пациентов обнаружила депрессивные реакции и состояния (Б32.0, Б32.1, Б43.20) -15,0%. В остальных группах, помимо «острой реакции на стресс», была выявлена коморбид-ная патология. Так, в третьей группе были обнаружены патохарактерологические расстройства личности (Б90.1, Б91.2) - 11,7%. В четвертой - различные этапы формирующихся расстройств личности в форме «ядерных» и «органических» психопатий - (Б60.1, Б60.2, 60.3, Б60.31, Б60.4) - 15,8%. В пятой клинической группе были диагностированы расстройства поведения органической этиологии (Б07.07, Б07.08, Б07.09) в форме психопатоподобных нарушений - 5,0%.

Проведенное исследование в целом показало преобладание неполной и деформированной семьи у обследованного контингента -65,0% (Р<0,05). Гармоничный стиль воспитания наблюдался лишь в 15,0% случаев, (Р<0,05). Аномальные типы воспитания в целом составили 85,0% и среди них преобладали: гипоопека - 34,2% (Р<0,05), гиперопека -15,8% (Р<0,05) и воспитание в противоречивых условиях - 15,0% (Р<0,01).

Для каждой клинической группы значимым оказался свой тип воспитательного воздействия. Так, гармоничное воспитание осуще-

ствлялось только в семьях детей и подростков с депрессивным расстройством (16,7%) и «острой реакцией на стресс» (23,8%). Воспитание по типу гипоопеки преобладало в группах с «острой реакцией на стресс» (36,5%) и формирующихся психопатиях (57,9%). Дети и подростки с патохарактерологическими нарушениями и расстройством поведения органической этиологии в половине случаев воспитывались в противоречивых условиях (по 50,0%).

Относительно благополучные условия микросоциума в целом в исследовании встретились у 45,0% детей и подростков (Р<0,01). В 55,0% случаев характеристиками жизни обследованных детей и подростков являлись такие неблагоприятные условия жизни как алкоголизация родителей (Р<0,01), атмосфера частых семейных скандалов (Р<0,01) и материальные трудности, а так же их сочетания. Относительно благоприятная семейная атмосфера максимально оказалась представленной в группах с депрессивными расстройствами (61,1%) и «острой реакцией на стресс» (60,3%). Семейные скандалы, пьянство родителей и трудное материальное положение сочетались в семьях детей и подростков с формирующимися психопатиями (73,7%; 68,4% и 52,6% соответственно), патохарактерологическими расстройствами (92,8%; 64,3% и 50,0%) и расстройствами поведения органической этиологии (83,8%; 66,7% и 66,7% соответственно).

Основной разновидностью суицидогенного конфликта явилась неблагополучная семейная ситуация (50,0%). В большинстве случаев эта причина была главной, в остальных же она служила фоном, на котором другие причины приобретали особую значимость и становились суицидогенными.

В целом, проведенное исследование подтверждает положение, что поведение и поступки подростка невозможно оценить вне контекста особенностей семейных отношений.

Литература:

1. Войцех В.Ф. Клиническая суицидология. - М.,

2008. - С. 9-31.

2. Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи //

№ 4, 2011 Суицидология

45

Социальная и клиническая психиатрия. - 2009.

- Том 19. Вып. 2. - С. 17-25.

3. Крыжановская Л. А. Особенности суицидального поведения в США // Социальная и клин. психиатрия. - 2000. - № 3. - С. 97-105.

4. Jianlin J. Suicidal rates and mental health services in modern СЫт // Crisis. - 2000. - Vol. 21, № 3.

- P. 118-121.

ANALYSIS OF MICROSOCIAL IN CHILDREN AND ADOLESCENTS, COMMITTED SUICIDE ATTEMPT

J.B. Khmeleva

Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medical, Russia

The analysis of the microsocial environment of children and adolescents (n=120) who committed suicide attempt (poisoning). Among the negative factors were determined by the prevalence of incomplete and distorted family (65,0%), abnormal types of education (85,0%). The basic kind of conflict was dysfunctional family situation (50,0%). The authors conclude that adolescent behavior and actions can not be evaluated outside the context of the features of family relationships.

Key words: suicide, children, adolescents.

УДК 17.036.11-053.6

ОБРАЗ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Н.В. Лейфрид

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Контактная информация: Лейфрид Наталья Валерьевна, к.п.н, доцент кафедры общей психологии факультета

психологии ГБОУ ВПО «Омский государственный университет им.Ф.М. Достоевского», тел.: (3812) 67-21-18, e-mail: natvl78@mail.ru

Опрошено 103 молодых человека в возрасте от 17 до 21 лет. По результатам исследования: счастливого человека характеризуют внешние выражения счастья (29,1%), наслаждение жизнью (24,2%), общительность (17,4%), взаимная любовь (16,5%) и благополучие в семейной жизни (13,5%). При этом молодые люди достаточно редко при характеристике счастливого человека обращаются к понятиям «удача», «везение», «фарт» и т.д., которые традиционно рассматриваются как синонимы термина «счастье». Особо отмечается наличие альтруистической установки молодежи, что, в принципе, не соответствует эгоистическим тенденциям, характерным для современного общества.

Ключевые слова: счастье, молодежь

Проблема счастья и переживания счастливых моментов жизни является значимой для каждой личности. Действительно, достаточно трудно найти человека, который не хотел бы быть счастливым и не переживал в течение всей своей жизни счастливых моментов. К сожалению, в психологической литературе достаточно мало эмпирических и экспериментальных исследований, посвященных этой проблематике. Отчасти это обусловлено тем, что переживание счастья имеет свою специфику у разных народов, обусловленную культурными особенностями и традициями, во-вторых, как показали наши исследования, для представлений о счастье характерен высокий уровень субъективности.

Актуальность подобного рода исследований обусловлена также тем, что по данным разных опросов процент довольных жизнью и счастливых людей в России в настоящее время

небольшой и колеблется от 3% до 15%. По мнению некоторых россиян, обрести полноту и прочную основу счастья в современном мире значительно труднее, чем раньше.

В кругу ученых, поднимающих в своих трудах проблему счастья, существует убежденность, что счастье человека во многом зависит от его характера и личных качеств. В частности, достаточно известным является следующее утверждение: счастье обычно приходит к счастливому человеку и наоборот. Русские пословицы и поговорки также акцентируют внимание на этом факте: «мудрецу и счастье к лицу», «счастье без ума, что дырявая сума» и т.д.

Данное утверждение нашло свое подтверждение в целом ряде эмпирических исследований. Результаты, полученные в них, свидетельствуют о высоких корреляциях между переживанием счастья и такими характеристиками

44

Суицидология № 4, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.