йй!: 10.24412/2619-0761-2021-3-40-44 УДК 517:332
АНАЛИЗ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУР В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРИ ВЕДЕНИИ ЕГРН
Ковалёва Е.В.а*, Маслова А.Г.а, Затолокина Н.М.Ь
аБелгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина, г. Белгород, Россия
ьБелгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия
*Е-таИ: [email protected]
Аннотация. В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Важную роль в системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с органом регистрации прав. Органы государственной власти и местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы при принятии ими решений: об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении или изменении правил землепользования и застройки; установлении или изменении границ территориальных зон; о переводе жилого помещения в нежилое помещение и, наоборот; об утверждении акта приемочной комиссии (при перепланировке); об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта; об утверждении проекта межевания территории и т.д. Межведомственное информационное взаимодействие при ведении ЕГРН на современном этапе является особым правовым и информационным пространством для представления сведений об объектах недвижимости и об их правообладателях со стороны органов власти и иных ведомств и лиц, при условии, что данные сведения должны отвечать критериям актуальности, легитимности и полноценности информации.
Ключевые слова: орган государственной власти, межведомственное взаимодействие, единый государственный реестр недвижимости.
Введение.
соответствии со ст. 3 Консти-Ж^^туции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Каждый из этих уровней обладает собственной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. При самостоятельном осуществлении полномочий органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в то же время не следует исключать их взаимодействия между собой.
Функции государственного и муниципального управления в области земельных отношений возложены законами и подзаконными правыми актами на уполномоченные органы различного уровня. Земельные и другие природные ресурсы, законодательно признанные федеральной собственностью, находятся в управлении Правительства Российской Федерации (п. 1 ст. 114 Конституции РФ). Иными видами государственной земельной собственности и других природных ресурсов управляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Муниципальной земельной собственностью управляют органы местного самоуправления. Частная
(сер Cl) Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.
земельная собственность находится в хозяйственном управлении собственников земельных участков. Для осуществления общегосударственных задач по управлению земельной территорией создаются государственные органы специальной компетенции.
В настоящее время широкими полномочиями наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Она функционирует как федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. На нее возложены специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного кадастра недвижимости и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно с ним связанных объектов недвижимого имущества по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
Основная часть. Важную роль в системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с органом регистрации прав.
Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействия по вопросам обмена документами и информацией, в том
числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственными органами или органами местного самоуправления, организациями, либо иными государственными органами , органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных ф о н д о в , многофункциональными центрами.
Органы государственной власти и местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы при принятии ими решений:
- об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
- об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;
- об утверждении или изменении правил землепользования и застройки, установлении или изменении границ территориальных зон;
- о переводе жилого помещения в нежилое помещение и, наоборот, об утверждении акта приемочной комиссии (при перепланировке);
- об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта;
- об утверждении проекта межевания территории и т.д.
Пример порядка межведомственного информационного взаимодействия представлен на рис.
Оператор федеральной информационной адресной системы (ФИАС)
Орган регистрации прав
Положительное решение о Решение о невозможности
внесении сведений в ЕГРН внесения сведений в ЕГРН
Уведомление правообладателей о внесении сведений в ЕГРН
Рис. Порядок информационного межведомственного взаимодействия
Оператор федеральной информационной адресной системы (ФИАС), осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в течение пяти рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации, обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН.
Следует отметить, что органы государственной власти и местного самоуправления, участвующие в информационном взаимодействии при ведении ЕГРН, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации за непредставление документов и содержащихся в них сведений в орган регистрации прав.
Орган регистрации прав после представления документов от вышеуказанных ведомств либо вносит информацию об объектах недвижимости, либо принимает решение о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН, а также уведомляет правообладателей объектов недвижимости о внесении сведений в ЕГРН.
Система межведомственного взаимодействия создана, чтобы избавить заявителей об необходимости предоставления в орган регистрации прав документов и информации, которые имеются в распоряжении государственных органов. Это позволяет повысить качество предоставляемых государственных услуг, в том числе, и в сфере регистрации прав и кадастрового учета.
Таким образом, межведомственное информационное взаимодействие при ведении ЕГРН на современном этапе является особым правовым и информационным пространством для представления сведений об объектах недвижимости и об их правообладателях со стороны органов власти и иных ведомств и лиц, при условии, что данные сведения должны отвечать критериям актуальности, легитимности и полноценности информации.
Заключение. При рассмотрении форм и принципов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при ведении ЕГРН следует отметить, что как таковое взаимодействие является своеобразной закономерностью формирования и функционирования государства. Чем последовательней и целенаправленней разработана и реализована в отдельном государстве модель взаимодействия его структур, тем эффективнее оно осуществляет свои задачи. Поэтому вопросы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти - одни из наиболее сложных и важных.
Литература
1. Российская Федерация. Конституция РФ // РГ. 1993. № 237.
2. Российская Федерация. Законы. Граж-д ан ский кодекс РФ (часть первая): федераль-н ый з акон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2016.
3. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 №136 (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Гарант», 2016.
4 . Володин А.М,. Немчинов А.А. Муниципальная служба: справочное пособие. М.: Дело и Сервис, 2002.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник; 3-е изд. М.: ООО «Издательство «Проспект», 2006. 422 с.
6 . Литягин Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационноэкономические основы и гарантии его осуществления. М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Соколова Л.Г. Эффективность государственного и муниципального управления // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 6. С. 11-14.
8. Хакимов В.В. Особенности системы управления муниципальной собственностью // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 4. С. 35-36.
Контактные данные:
Ковалёва Елена Владимировна, эл. почта: [email protected] Маслова Алина Геннадьевна, эл. почта: [email protected] Затолокина Наталья Михайловна, эл. почта: [email protected]
© Ковалёва Е.В., Маслова А.Г., Затолокина Н.М., 2021
ANALYSIS OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION OF STRUCTURES IN THE FIELD OF LAND AND PROPERTY RELA TIONS IN THE MANAGEMENT OF THE UNIFIED STA TE REGISTER
OF LEGAL ENTITIES
E V. Kovalyova a* A.G. MaslovsP, N.M. Zatolokinalb
aBelgorod state agrarian university named after V. Ya. Gorina, Beigorod, Russia
bBelgorod state technological university named after V.G. Shoukhov, Beigorod, Russia
*E-maii: [email protected]
Abstract. In accordance with Article 3 of the Constitution of the Russian Federation, the people exercise their power directly, as well as through State authorities and local self-government bodies. An important role in the system of maintaining the Unified State Register of Real Estate (EGRN) is played by interdepartmental information interaction of state authorities and local self-government bodies with the rights registration authority. State authorities and local self-government bodies send documents to the rights registration authority when they make decisions: on approval of the results of the state cadastral assessment of real estate objects; on establishing or changing the permitted use of the land plot; on approving or changing the rules of land use and development, establishing or changing the boundaries of territorial zones; on transferring residential premises to non-residential premises and, conversely, on approving the act of the acceptance commission (in case of redevelopment); on the establishment or change of borders between the subjects of the Russian Federation, a municipality, a locality; on the approval of the project of land surveying, etc. Interdepartmental information interaction in the conduct of the Unified State Register of Legal Entities at the present stage is a special legal and information space for the presentation of information about real estate objects and their rightholders by authorities and other departments and persons, provided that this information must meet the criteria of relevance, legitimacy and usefulness of information.
Keywords: state authority, interdepartmental cooperation, unified state register of real estate.
References
1. Rossijskaya Federaciya. Konstituciya RF [Russian Federation. Constitution of the Russian Federation] // RG. 1993. № 237. (rus)
2. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Grazhdanskij kodeks RF (chast' pervaya): fed-eral'nyj zakon ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 23.05.2016) [Russian Federation. The laws. Civil Code of the Russian Federation (part one): Federal Law of 30.11.1994 No. 51-FZ (as amended on 23.05.2016)] // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus», 2016. (rus)
3. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 25.10.2001 №136 (red. ot 23.05.2016) [Russian Federation. The laws. Land Code of the Russian Federation: Federal Law of October 25, 2001 No. 136 (as amended on May 23, 2016)] // Spravochno-pravovaya sistema «Garant», 2016. (rus)
4. Volodin, A.M,. Nemchinov, A.A. Municipal'naya sluzhba: spravochnoe posobie [Nemchinov Municipal Service: A Reference Guide]. M.: Delo i Servis, 2002. (rus)
5. Kutafin, O.E., Fadeev, V.I. Municipal ' n o e pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik [unicipal law of the Russian Federation: textbook]; 3-e izd. M.: OOO «Izdatel'stvo «Prospekt», 2006. 422 p. (rus)
6. Lityagin, N.N. Mestnoe samoupravlenie: ponyatie, organizacionnoekonomicheskie osnovy i garantii ego osushchestvleniya [Local self-government: concept, organizational and economic foundations and guarantees for its impl ementation]. M.: INFRA-M, 2005. (rus)
7. Sokolova, L.G. Effektivnost' gosudar-stvennogo i municipal'nogo upravleniya [The effectiveness of state and municipal management] // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii. 2011. № 6. Pp. 11-14. (rus)
8. Hakimov, V.V. Osobennosti sistemy upravleniya municipal'noj sobstvennost'yu [Features of the municipal property management system] // Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4. Pp. 35-36. (rus)
Contacts:
Elena V. Kovaiyova, [email protected] Alina G. Masiova, [email protected] Nata iiya M. Zatoiokina, [email protected]
© Kovalyova, E.V., Maslova, A.G., Zatolokina, N.M., 2021
Ковалёва Е.В., Маслова А.Г., Затолокина Н.М. Анализ межведомственного взаимодействия структур в сфере земельно-имущественных отношений при ведении ЕГРН //Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. №3. С. 40-44. DOI: 10.24412/2619-0761-2021-3-40-44.
Kovalyova, E.V., Maslova, A.G., Zatolokina, N.M., 2021. Analysis of interdepartmental interaction of structures in the field of land and property relations in the management of the Unified State Register of Legal Entities. Vector of Geosciences. 4(3). Pp. 40-44. DOI: 10.24412/26190761-2021-3-40-44.