9. Клюканова Л.Г. О концепции систематизации экологического законодательства // Экологическое право. 2002. № 5. С.36.
10. Лавыгина И.В. Экологические преступления: уголовно-правовая характеристика и проблемы ответственности: дисс. ...канд. юрид. наук, Иркутск, 2003. С.45.
11. Лопашенко Н. Квалификация конкуренции норм и типичные совокупности норм в гл. 26 УК «Экологические преступления» // Уголовное право. 2007. № 5.
12. Ляпунов Ю.И. Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел. М., 1974. С.17.
13. Нерсесянц В. А. Неосторожные преступления (проблемы и решения). Красноярск, 1991. С. 118.
14. Петров В.В. Экологическое преступление: понятие и составы // Государство и право. 1993. № 8. С. 89;
15. Романова Н.Л. Понятие и система экологических преступлений: дисс. ... канд. юрид. наук, Иркутск, 2001. С.111.
16. Савиченко И.А. Проблемы расследования экологических преступлений // Сибирский юридический вестник. 2004. № 1. С. 48.
17. Умирбаева З.А. Понятие «экологическое преступление» в уголовном праве // Российский следователь. 2010. № 9.
O.A. Petruhina
PROBLEMATIC ASPECTS OF SYSTEMATIZATION OF ENVIRONMENTAL CRIMES
Presented and analyzed the main research approaches to organizing environmental crime, given the concept of environmental crime, offers suggestions for the improvement of environmental crimes.
Keywords: organize, environmental crime, environmental protection, environmental
safety.
УДК 342.9
М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доцент каф. ГиАП, тел. +7(953)427-30-43, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВЛИЯНИЯ НАРКОКОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
В статье рассмотрены основные рекомендации по профилактике коррупции в таможенных и иных правоохранительных органах, применяемые в случае воздействия на их работу со стороны наркокартелей.
Ключевые слова: коррупция, наркотики, таможенные органы, правоохранительные органы.
Сформировавшая сегодня устойчивая связь между наркотиками и коррупцией, которую в международных докладах называют «наркокоррупция», дает возможность организованным группировкам укреплять свою противозаконную деятельность, вести свои дела с минимальной оглядкой на органы власти и извлекать максимальный доход из подпольного рынка наркотиков.
Все усилия по борьбе с наркотиками сводятся на нет, когда происходит колоссальное давление на должностных лиц таможенных органов со стороны организованных преступных групп. Запугивание и подкуп - самые эффективные приемы, которые организованные преступные группы противопоставляют действиям правоохранительных органов.
Коррупция - крайне опасное явление, оказывающее глубокое и разрушительное воздействие на личность, общество в целом и социальные институты. Нередко именно она становится причиной низкой результативности или даже полной несостоятельности усилий по контролю над наркотиками.
Сотрудники таможенных, правоохранительных и судебных органов, не получая поддержки и защиты оказываются перед сложным выбором: подвергнуться насилию или даже расстаться с жизнью либо пойти на сделку с совестью и стать сообщниками безжалостных преступников. После получения взятки должностные лица автоматически дискредитируют не только себя, но и все усилия, которые предпринимаются по противодействию наркотизации российского общества.
Самым мощным коррумпирующим фактором для должностных лиц таможенных органов является возможность получить часть доходов от наркоторговли. Среди руководителей правоохранительных органов бытует мнение, что это - главная сила, подталкивающая к совершению коррупционных правонарушений работников их ведомств. Сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся борьбой с наркотиками, более всего подвержены коррупции.
В обмен на долю выручки от незаконного оборота наркотиков некоторые должностные лица воздерживаются от применения закона или исполняют эту обязанность недостаточно строго, предоставляя преступникам относительную свободу действий; кроме того, некоторые должностные лица могут за плату выборочно применять закон или направлять его силу против конкурентов конкретной преступной группы.
В обмен на долю выручки от незаконного оборота наркотиков некоторые должностные лица воздерживаются от применения закона или исполняют эту обязанность недостаточно строго, предоставляя преступникам относительную свободу действий; кроме того, некоторые должностные лица могут за плату выборочно применять закон или направлять его силу против конкурентов конкретной преступной группы.
243
В России нередко бывали ситуации, когда представители наркобизнеса обретали самостоятельное политическое влияние. Они становились депутатами представительных органов власти или входили в состав руководящих структур исполнительных органов. Там они приобретали нужные связи и знакомства, вступали в сговор с коррумпированными представителями политической элиты. Криминальные структуры полностью подчиняли себе представителей государственной власти. Подобное взаимоусиливающее переплетение политических и криминальных сфер влияния в итоге подрывает легитимность публичных институтов.
Таким образом, те самые органы и механизмы, которые создаются для ограничения незаконной торговли наркотиками, нередко ослабевают или теряют дееспособность из-за коррупции. В некоторых странах Центральной Америки, например, коррупция, связанная с наркоторговлей, была отмечена среди высокопоставленных должностных лиц, в том числе среди руководителей правоохранительных ведомств по борьбе с наркотиками. В 2008 г. правительством Мексики проводилась операция «Чистые руки», имевшая своей целью очистить ряды высших чинов полиции от влияния наркокартелей. В результате были арестованы и осуждены временный глава федеральной полиции и исполняющий обязанности начальника оперативного отдела по контролю над наркотиками. Это свидетельствует о том, что правительства могут бороться с всепроникающей наркокоррупцией на самом высоком уровне [1, с. 32].
Страны, в которых остро стоят проблемы незаконного оборота наркотиков, особенно уязвимы для махинаций организованных преступных групп. Подпольная наркоторговля может оказывать дестабилизирующее воздействие на национальную экономику, политическую жизнь и гражданское общество [2].
Для предупреждения коррупции, связанной с наркотиками, можно принять ряд мер. Многие из них совпадают с теми, которые принимаются для борьбы с коррупцией вообще. Речь идет о мерах по предупреждению, обнаружению и расследованию случаев коррупции. В правоохранительных и судебных органах могут приниматься меры по созданию и укреплению множественных структур подотчетности, механизмов внутреннего расследования и дисциплинарных процедур. Самые важные меры предупреждения наркокоррупции определены в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции [3]. Конвенция допускает создание независимых антикоррупционных органов, официально наделенных законодательными полномочиями и способных содействовать эффективному предупреждению коррупции. В ней также предложено периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер на предмет определения их действенности с точки зрения предупреждения коррупции.
В процессе предупреждения коррупции необходимо наличие во всех органах власти эффективных, прозрачных и объективных систем подбора,
найма на работу, продвижения по службе и выхода в отставку публичных должностных лиц. Все ведомства, участвующие в деятельности по контролю над наркотиками, должны обеспечить наличие у них конкретных процедур поддержки и контроля за работой всех сотрудников, особенно тех, кто подвержен непосредственной опасности коррупции.
Важным методом предупреждения коррупции является недопущение отмывания коррупционных доходов. Первоочередной задачей эффективной антикоррупционной стратегии является борьба с подкупом и запугиванием сотрудников судебной системы. В Бангалорских принципах поведения судей подтверждается идея о том, что судьи должны нести ответственность за свое поведение перед соответствующими инстанциями, учрежденными для поддержания надлежащих стандартов в деятельности судебных органов и характеризующимися, в свою очередь, независимостью и беспристрастностью; они призваны дополнять собой существующие нормы права и стандарты поведения, обязательные для судей, а не умалять значение этих норм. В Принципах вновь подчеркивается тот факт, что честность и неподкупность совершенно необходимы для надлежащего исполнения судебных полномочий и что судьи обязаны обеспечивать, чтобы их поведение было безупречным.
В соответствии с рекомендациями Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) в сфере деятельности правоохранительных органов профилактика коррупции предполагает решительные действия по целому ряду направлений, включая:
a) подбор личного состава, его подготовку и продвижение по службе;
b) обеспечение достаточными ресурсами;
c) корректировку несовершенных схем оплаты труда, вознаграждения и поощрения сотрудников;
d) совершенствование существующих в организации и за ее пределами механизмов управления и подотчетности;
e) повышение прозрачности;
1) изменение сложившихся в организации подходов и традиций, мешающих становлению высоких стандартов полицейского профессионализма и этики;
g) борьбу с любой внутренней субкультурой, которая может закреплять в сознании сотрудников идею о допустимости коррупции [4, с. 38].
Всемирной таможенной организацией определен ряд направлений целенаправленной работы по предупреждению коррупции на таможне: эффективное руководство и последовательность в достижении поставленных целей; нормативно-правовая база; прозрачность; автоматизация; реформы и модернизация; аудит и расследования; кодекс поведения; управление людскими ресурсами; моральное состояние и служебная культура [5].
Существенным направлением для сокращения незаконного оборота наркотиков и коррупции является международное сотрудничество. Результатом такого сотрудничества стало образование в 1961 г.
Международного комитета по контролю над наркотиками и ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г [6]. С тех пор были приняты и другие международно-правовые документы, призванные устранить препятствия для международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью и коррупцией, появились новые эффективные средства предупреждения и сдерживания организованной преступности и коррупции. Эти средства могут использоваться в борьбе с наркокоррупцией и помочь государствам более эффективно сотрудничать в деле пресечения операций по незаконному обороту наркотиков.
В дополнение ко всему вышеперечисленному, можно указать еще целый ряд рекомендаций, предлагаемых МККН для обеспечения более эффективного осуществления международных конвенций о контроле над наркотиками:
a) правительства должны уделять больше внимания инициативам по предупреждению коррупции, особенно в том, что касается публичных ведомств и должностных лиц всех уровней, активно занимающихся обеспечением соблюдения законов о наркотиках. Для этих должностных лиц опасность коррупции особенно велика, и они нуждаются в защите от нее. Разработке планов противодействия коррупции и ее предупреждения должны предшествовать надлежащая оценка рисков и выявление факторов, повышающих вероятность коррупции и проступков;
b) правительства должны придавать первоочередное значение стратегиям профилактики коррупции и антикоррупционной информационно-пропагандистской работы, опираясь на специфические преимущества и ценности, присущие каждой культуре;
c) правительства должны придавать первоочередное значение предупреждению коррупции и запугивания, особенно в отношении сотрудников судебных органов. Коррумпированный суд является серьезным препятствием как для успешной борьбы с коррупцией, так и для эффективного контроля над наркотиками;
d) всем правоохранительным органам и органам уголовного правосудия, участвующим в контроле над наркотиками и в борьбе с организованной преступностью, следует официально провозгласить и проводить политику абсолютной нетерпимости по отношению к коррупции в своих рядах;
e) правоохранительным органам и органам уголовного правосудия, участвующим в контроле над наркотиками, следует в первоочередном порядке принять конкретные меры по предупреждению связанной с наркотиками и иной коррупции и нарушений установленных норм среди их личного состава. Такие меры могут включать внедрение исключающих коррупцию методов подбора и подготовки кадров, распределения по участкам работы и местам службы и служебного контроля; проверки на неподкупность и добросовестность; усиление механизмов внутреннего
расследования; независимый общественный надзор; эффективное привлечение к ответственности; обеспечение более надежной защиты информаторов (осведомителей) и свидетелей;
1) всем учреждениям, участвующим в контроле над наркотиками, следует предотвращать коррупцию, обеспечивая наличие у себя конкретных процедур поддержки и надзора за деятельностью всех сотрудников, особенно тех, чья работа непосредственно связана с риском коррупции. Во всех таких учреждениях, учитывая их особую уязвимость для коррупции, необходимо предусмотреть такие профилактические процедуры, как регулярная аттестация персонала; декларирование коллизий интересов, а также деятельности, не совместимой со служебными обязанностями, и побочной деятельности; декларирование и регистрация активов, материальных интересов и принимаемых подарков, в сочетании с надлежащими процедурами проверки достоверности таких деклараций. Следует ввести процедуры конфиденциального информирования о подозрительных сделках и инцидентах, в сочетании с положениями об эффективном расследовании таких сигналов службами внутреннего надзора, инспекциями или независимыми органами общественного контроля;
g) необходимо вновь активизировать усилия на национальном и международном уровнях в целях дальнейшего наращивания мер борьбы с отмыванием денег и обеспечения того, чтобы они использовались для выявления и конфискации доходов от наркокоррупции и других преступлений, связанных с наркотиками;
И) необходимо и далее укреплять международное и региональное сотрудничество, а также способность соответствующих правоохранительных органов и органов системы уголовного правосудия взаимодействовать между собой, особенно в том, что касается предупреждения и искоренения случаев подкупа и запугивания в связи с торговлей наркотиками;
1) государствам, которые еще не сделали этого, следует ратифицировать и осуществлять Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции с тем, чтобы обеспечить тем самым реализацию всего потенциала этих двух документов в деле борьбы с наркопреступностью, особенно на международном уровне;
]) международному сообществу следует оказывать помощь государствам, всячески пытающимся противодействовать наркокоррупции и устрашению граждан и нуждающимся в техническом и ином содействии, для наращивания их потенциала в области борьбы с наркокоррупцией [7, с. 3940].
И в заключении хочется отметить, что в настоящее время в России, пожалуй, нет ни одного органа власти, где бы коррупция не проявилась в явном или завуалированном виде. Граждане Российской Федерации ассоциируют государственные институты с коррупционными структурами,
сросшимися с представителями бизнеса для удовлетворения своих корыстных потребностей. Да и сама власть, к сожалению, довольно часто дискредитирует себя громкими коррупционными скандалами. Очевидно, что коррупция стала «пятой колонной» нашего государства, которая разрушает политическую, экономическую, культурную и другие сферы общественной жизни.
Список литературы
1. Наркотики и коррупция: первая глава Доклада Международного Комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2010 г. // Наркоконтроль. 2011. № 2.
2. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2002 г. (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R.03.XI.I), глава I.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Бюллетень международных договоров, октябрь 2006 г., № 10.
4. Наркотики и коррупция: первая глава Доклада Международного Комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2010 г. // Наркоконтроль. 2011. № 2.
5. World Customs Organization, Revised Arusha Declaration: Declaration of the Customs Cooperation Council concerning Good Governance and Integrity in Customs, 2003; see also World Customs Organization, Integrity Development Guide (2007).
6. United Nations, Treaty Series. Vol. 1582. N 27627.
7. Наркотики и коррупция: первая глава Доклада Международного Комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2010 г. // Наркоконтроль. 2011. № 2.
Polyakov M.M.
ANALYSIS OF THE INTERNATIONAL RECOMMENDATIONS FOR THE PREVENTION OF INFLUENCE NARKOKORR UP TSII IN CUSTOMS AND LAW ENFORCEMENT
In the article the basic recommendations for the prevention of corruption in customs and other law enforcement agencies, used in case of exposure of their work on the part of the drug cartels.
Keywords: corruption, drugs, customs, law enforcement agencies.