Научная статья на тему 'Органы внутренних дел Украины как основной субъект противодействия наркотизму'

Органы внутренних дел Украины как основной субъект противодействия наркотизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫТЕ СРЕДСТВА / БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / PSYCHO-ACTIVE SUBSTANCES / FIGHTING ILLICIT DRUG TRAFFICKING / DRUG - RELATED CRIME / PREVENTION OF PSYCHO-ACTIVE SUBSTANCE USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доброрез Игорь Александрович

Статья посвящена проблемам реформирования и повышения эффективности деятельности органов внутренних дел Украины как основных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с наркопреступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINE LAW ENFORCEMENT AGENCIES AS THE MAIN SUBJECT IN FIGHTING NARCOTISM

The article is devoted to the problems of reforming and increasing of efficiency of Ukraine Law Enforcement Agencies as the main law enforcement body fighting drug-related crime.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел Украины как основной субъект противодействия наркотизму»

шшм

О Г ”

Зарубежный опыт ■w

УДК 343.2/7

Игорь Александрович ДОБРОРЕЗ,

доцент кафедры административно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института Национального юридического университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» (г. Симферополь), кандидат юридических наук

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЗМУ

UKRAINE LAW ENFORCEMENT AGENCIES AS THE MAIN SUBJECT

IN FIGHTING NARCOTISM

Статья посвящена проблемам реформирования и повышения эффективности деятельности органов внутренних дел Украины как основных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с наркопреступностью.

The article is devoted to the problems of reforming and increasing of efficiency of Ukraine Law Enforcement Agencies as the main law enforcement body fighting drug-related crime.

Ключевые слова: психоактивные средства, борьба с незаконным оборотом наркотических средств, наркопреступность, профилактика употребления психоактивных веществ.

Keywords: psycho-active substances, fighting illicit drug trafficking, drug - related crime, prevention of psycho-active substance use.

Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» (ст.ст. 7, 8) определено, что наркомания несет угрозу национальным интересам и национальной безопасности Украины в социальной сфере, а ее ликвидация является одним из основных направлений государственной политики.

Процесс глобализации существенно влияет на процесс развития наркотизма1: открываются границы между государствами, что способствует развитию наркотрафиков (особенно в условиях нестабильности стран Востока, Азии, Латинской Америки), популярными становятся туры и отдых в странах и регионах, толерантно относящихся к обороту разного рода стимуляторов, в Интернете существуют сайты в поддержку легализации некоторых видов наркотиков, где можно найти «инструкции» по приготовлению и даже заказать и приобрести таковые (в виде курительных смесей, напитков и пр. ).

Наркотизм как явление можно сравнить с цепной реакцией, поскольку один наркоман, как правило, втягивает в употребление наркотиков нескольких человек. Расширяются база потребителей и, соответственно, предложение, а вместе с ними крепнет финансовая основа наркобизнеса.

Происходит омоложение потребителей наркотиков и снижение возраста знакомства с ними, к наркотикам приобщаются все больше молодых женщин. В совокупности с заболеваниями, которые сопутствуют употреблению наркотиков, и иными разрушительными последствиями наркотизм уничтожает наиболее перспективный социальный слой общества -молодежь, что способствует деградации и вымиранию населения.

На сегодняшний день преступления в сфере незаконного оборота наркотиков по количеству - вторые после преступлений против собственности, а с учетом

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — -

их высокой латентности можно утверждать, что они лидируют, в том числе среди криминологически значимых видов рецидивной преступности.2

Наркопреступность тяготеет к профессиональным и организованным формам3, что позволяет получать сверхприбыли, выстраивать бизнес-структуры с циклами производства с помощью современных химических и фармацевтических технологий в лабораториях, перемещения на технических средствах (контейнеры, транспорт и даже летательные и подводные аппараты), сбыта через налаженную сеть средних и мелких дилеров. При этом неизбежно происходит проникновение в легальный бизнес и властные структуры. В последние годы все четче прослеживается связь наркопреступности и террористических организаций.4

Наркотизм негативно влияет на криминогенную ситуацию в государстве, ведет к совершению как общеуголовных преступлений (например, потребителями наркотиков совершаются корыстные и корыстно-насильственные преступления с целью приобретения наркотика), так и экономических, должностных и иных (легализация средств, полученных от наркооборота, подкуп представителей власти и, соответственно, служебные преступления).

Распространение наркотизма подрывает доверие граждан к правоохранительным органам, институтам власти и государству в целом, поскольку демонстрирует неспособность эффективно противостоять наркоугрозе. В обществе постепенно, на фоне отсутствия результатов борьбы с наркотизмом, формируются равнодушное, толерантное отношение к самой проблеме наркотизации, восприятие ее как неизбежного зла, с которым приходится мириться. Наркотизм, являясь одновременно и причиной, и следствием маргинализации общества, все глубже проникает в современную культуру и, становясь ее частью, претендует на официальное признание в качестве атрибута современного молодого человека в сфе-

рах досуга, коммуникации и даже личностного развития.

На данном этапе развития как конкретного государства, так и человечества в целом все осуществляемые меры в их совокупности не способны ликвидировать наркотизм. Можно лишь говорить о более или менее успешном сдерживании его распространения и контроле над ним. В то же время бороться с этим явлением необходимо. Но не только «силовым» путем, необходима активная профилактическая работа среди всех слоев населения с привлечением специализированных государственных учреждений, с помощью международных организаций, общественности, волонтеров и пр.

В Украине на сегодняшний день борьба с наркопреступлениями и правонарушениями ведется органами внутренних дел, что закреплено на законодательном уровне, а конкретные формы и методы раскрыты в ведомственных нормативных актах, методических материалах, моно-графиях5 и т.д. Это привлечение к административной и уголовной ответственности, подготовка и направление в суд материалов о направлении лица на принудительное лечение в соответствии с Законом Украины «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими», выявление и постановка на учет лиц, незаконно употребляющих наркотические или психотропные вещества, выявление следователем причин и условий совершения преступления и внесение соответствующего представления в порядке ст. 23-1 УПК Украины, профилактическая работа с лицами, в отношении которых установлен административный надзор; профилактическая работа с лицами, которые находятся на учете как употребляющие наркотики и пр.

Несмотря на наличие широкого круга полномочий органов внутренних дел, количество наркопреступлений и лиц, их совершивших, ежегодно увеличивается, что свидетельствует о необходимости пересмотра

существующей стратегии и тактики борьбы с данным видом преступности.

Так, существенным недостатком, по мнению криминологов, является ярко выраженный карательный характер деятельности органов внутренних дел при нивелировании профилактической рабо-ты6, что объясняется тем, что оценка эффективности работы правоохранительных органов осуществляется в основном по количественным показателям (количество выявленных и раскрытых преступлений, расследованных и направленных в суд уголовных дел, составленных протоколов об административных правонарушениях и т. д. ). Это неизбежно приводит к тому, что работники милиции становятся на путь наращивания статистических показателей, что влечет переход процесса и результата борьбы с преступностью от качества к количеству, приводит к его формализации.

В то же время способы оценки результатов профилактической деятельности, по существу, не разработаны, выводы о ее состоянии делаются на основании данных о привлечении лиц к административной ответственности за наркотические правонарушения, что лишний раз свидетельствует о приоритете карательных, а не профилактических мер. Результатами же последних должны быть, например, результаты по выявлению и постановке на учет лиц, допускающих незаконный оборот наркотиков, проведение с ними индивидуальной профилактической работы. При этом чем меньше такими лицами будет совершено преступлений и правонарушений, тем результативнее предупреждение преступлений со стороны органов внутренних дел. Актуальным остается предложение О. Лит-вака и А. Зелинского о создании в органах внутренних дел службы профилактики преступлений.7

Рассмотрим деятельность отдельных подразделений милиции с целью определения возможностей переориентации их на профилактику наркопреступлений и правонарушений.

Основную часть работы по выявлению и раскрытию наркопреступлений осуществляют подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Они наделены широким кругом оперативных, процессуальных, административно-управленческих и иных полномочий, в результате чего этими подразделениями выявляются около трети всех наркопреступлений.

Вместе с тем необходимо в полной мере использовать возможности по предупреждению преступности: выявлять и обобщать причины и условия распространения наркотиков, вносить предложения по их устранению; участвовать в комплексном планировании действий всех подразделений ОВД и контролировать выполнение запланированных мероприятий; анализировать процесс «обновления» рынка наркотиков (виды, каналы и источники поступления и сбыта и пр. ); создавать и вести банки (базы) данных о лицах, задействованных в наркообороте; взаимодействовать с государственными органами, учреждениями, негосударственными образованиями, в том числе общественными организациями, с целью обмена информацией, для поиска совместных способов борьбы с незаконным оборотом наркотиков и пр.

Иные службы, входящие в систему органов внутренних дел, также обязаны вести работу на предупреждению незаконного оборота наркотиков с учетом специфики каждого подразделения.

Так, подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями необходимо сосредоточить внимание на фармацевтической отрасли, учреждениях охраны здоровья, финансовых учреждениях (через которые может происходить легализация средств, полученных от наркоторговли), выявлении фактов коррупции, сращивания наркобизнеса с правоохранительными и властными структурами; выявлять и прекращать деятельность заведений (как правило, развлекательных - клубы, дискобары и т. п. ), под прикрытием которых осуществляется наркоторговля и пр.

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — -

Подразделения органов внутренних дел, ведущие борьбу с организованными преступными формированиями, должны, в том числе взаимодействуя с зарубежными правоохранительными и судебными органами, международными организациями, предупреждать факты проникновения на территорию Украины организованных преступных группировок, которые занимаются распространением наркотиков, в том числе с использованием химических лабораторий, из сырья азиатского либо латиноамериканского происхождения. В результате активизации такой работы за последние несколько лет пресечены неоднократные попытки ввоза на территорию Украины через морские порты крупных партий тяжелых наркотиков из стран Карибского бассейна.

Службы, осуществляющие охрану общественного порядка, должны предотвращать факты незаконного оборота наркотиков в общественных местах. Такая работа органов внутренних дел особенно актуальна, поскольку не позволяет наркотикам «претендовать» на легализацию, доступность, «нормальность», пресекает их свободный оборот.

Подразделения по работе с детьми и молодежью такую работу обязаны проводить в местах, предназначенных для проведения досуга молодежи. Также их задача - профилактическая работа с несовершеннолетними, «проблемными» детьми и семьями. Ведь на сегодняшний день именно несовершеннолетние лица и молодежь являются наиболее уязвимой и привлекательной категорией населения для наркопреступности.

Сотрудники госавтоинспекции, кроме установления фактов перевозки наркотиков, должны выявлять лиц, управляющих транспортом в состоянии наркотического опьянения, инициировать лишение их права управлять транспортом, вести учет таких лиц (совместно с наркодиспансерами) и пр.

Государственной службе охраны при обеспечении охраны объектов, на которых находятся наркотические, психотроп-

ные вещества или компоненты для их изготовления, необходимо осуществлять контроль за обеспечением надлежащих условий их охраны (оборудование сигнализацией, специальными сейфами и пр.).

Инспекция исправительных работ должна осуществлять профилактические мероприятия в отношении лиц, осужденных за незаконный оборот наркотиков, без лишения свободы. Речь идет прежде всего об индивидуальной профилактике. Наркопреступность в силу ряда объективных и понятных причин тяготеет к рецидиву. Это свидетельствует о необходимости проведения работы по предупреждению преступлений именно с конкретными лицами, склонными к совершению таких противоправных действий, с привлечением врачей-наркологов, представителей общественных организаций, волонтеров и пр.

Экспертно-криминалистические подразделения, помимо основной деятельности, в целях профилактики наркопреступлений обязаны создавать базы данных по результатам проведенных экспертиз, которые могут быть использованы в работе оперативных и следственных подразделений. Важно участие экспертов в качестве специалистов в определенных следственных действиях.

Приемники-распределители, в том числе для несовершеннолетних, а также спецприемники с целью профилактики наркопреступлений должны с привлечением врачей-наркологов проводить осмотр помещенных в эти учреждения лиц с последующей постановкой на учет выявленных наркоманов. Необходимо разработать действенный механизм контроля и работы с наркозависимыми лицами после того, как они покидают данные учреждения.

Остро стоит вопрос о возобновлении деятельности учреждений, предназначенных для содержания и лечения нарко-зависимых. Данный вопрос требует урегулирования на законодательном уровне и соответствующего материально-технического обеспечения. Поскольку проблема

наркомании помимо правового имеет прежде всего медицинский аспект, на реализацию программ избавления от наркотической зависимости должны быть направлены усилия и медиков, и правоохранителей.

Требует дальнейшего усовершенствования институт участкового инспектора. Участковый должен досконально знать свою территорию, ее жителей, пользоваться у них авторитетом и доверием. В таком случае эффективной будет профилактическая работа с лицами, допускающими употребление наркотиков, недопущение существования на территории притонов, мест изготовления, производства наркотиков и пр. Международный опыт показывает достаточно высокую эффективность института шерифа, поэтому отечественные правоохранительные органы обязаны с учетом реалий нашего общества внедрять его на местах.

Органы досудебного следствия должны выявлять причины и условия преступлений, принимать соответствующие меры реагирования путем внесения представлений. На практике эти меры носят формальный характер, хотя при правильной организации профилактика со стороны органов досудебного следствия может быть достаточно эффективна. Редко применяются следователями нормы уголовно-процессуального законодательства о взаимодействии обвиняемого со следствием в обмен на смягчение наказания, что в ряде случаев позволило бы выявлять источники поступления и сбыта наркотиков. Эти и другие профилактические меры должны быть учтены при разработке законопроектов о создании следственного комитета, Уголовно-процессуального кодекса Украины, при внесении изменений в Уголовный кодекс Украины.

Служба внутренней безопасности должна среди прочего проводить работу по предупреждению наркокоррупции среди сотрудников органов внутренних дел. Так, в последнее время в Украине возбуж-

дены ряд уголовных дел и вынесены ряд приговоров в отношении работников органов внутренних дел (как правило, подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), которые покрывали, способствовали и даже принимали участие в незаконном распространении наркотиков.

Исходя из изложенного, с учетом ухудшения наркоситуации в Украине следует сделать вывод о необходимости перехода от зачастую исключительно карательного способа работы органов внутренних к профилактическому. Заслуживает внимания вопрос о создании в системе органов внутренних дел службы профилактики преступлений, а также по примеру Российской Федерации - службы наркоконтроля с широкими полномочиями, в том числе и в сфере профилактики наркопреступности.

Эти и другие меры в комплексе будут способствовать повышению эффективности работы органов внутренних дел по предупреждению наркопреступности.

1 Дремин В.Н. Преступность как социальная практика: институциональная теория криминализации общества : монография. О., 2009. С. 486-511.

2 Батиргаре єва В. С. Рецидивна злочинн ість в Україн і: соц іально-правов і та крим інологічн і проблеми : монографія. Х., 2009. С. 184-185.

3 Шостко О.Ю. Протид ія орган ізован ій злочинності в європейських країнах : монографія. Х., 2009. С. 71-94.

4 Панова Е.В. Актуальные вопросы наркоситуации в России // Российский следователь. 2004. №8. С.40.

5 Напр.: Чирков Д.К. Предупреждение органами внутренних дел преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения с проявлением жестокости : монография. Красноярск, 2004.

6 Шостко Е.Ю. Некоторые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Украине как составной части организованной преступности // Право і безпека. 2004. № 3. С. 185.

7 Литвак О. Загальнотеоретичні підвалини спеціально-кримінологічного запобігання злочинності // Право Укра їни. 2001. № 5. С. 97; Зел інський А. Перспективи подальшого розвитку кримінології // Право України. 2001. № 1. С. 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.