Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ'

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ЖЕРТВЫ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ / ОККУПИРОВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КРАСНОГО КРЕСТА / ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданова Ю.А.

Вооруженный конфликт уносит жизни тысячи людей, не только комбатантов, но и мирного гражданского населения, больных и раненных, которые, как правило, больше всего и страдают от вооруженных столкновений. Международное гуманитарное право защищает жертв вооруженных конфликтов. В данной статье проанализированы Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. Были рассмотрены существующие пробелы в международном праве и то, как они могут быть восполнены в сфере защиты жертв вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTERNATIONAL LEGAL INSTRUMENTS GOVERNING THE SITUATION OF VICTIMS OF ARMED CONFLICTS

Сonflict takes the lives of thousands, not only combatants, but also civilians, sick and wounded, who suffer the most from armed confrontations. International humanitarian law protects the victims of armed conflicts. This article analyzes the Geneva Conventions and their Additional Protocols. We consider the existing gaps in international humanitarian law and how they can be filled.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ»

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Ю.А. Богданова, студент

Научный руководитель: Г.Р. Имангулова, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-2-155-159

Аннотация. Вооруженный конфликт уносит жизни тысячи людей, не только комба-тантов, но и мирного гражданского населения, больных и раненных, которые, как правило, больше всего и страдают от вооруженных столкновений. Международное гуманитарное право защищает жертв вооруженных конфликтов. В данной статье проанализированы Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. Были рассмотрены существующие пробелы в международном праве и то, как они могут быть восполнены в сфере защиты жертв вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: международное гуманитарное право, вооруженный конфликт, жертвы вооруженных конфликтов, оккупированная территория, гражданское население, Международный Комитет Красного Креста, Женевские конвенции.

Вооруженные конфликты сопровождают человечество на протяжении всего его существования. Казалось бы, такие противостояния современности просто не должны приносить страдания их жертвам, ведь нормы международного гуманитарного права предусматривают их защиту и гуманное обращение с ними. Однако, этот вопрос становится все более актуальным на повестке дня мирового сообщества, ведь во время вооруженных конфликтов всё еще совершаются преступления против человечества.

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним являются неким ядром международного гуманитарного права. Они защищают лиц, которые не принимают участия в военных действиях: гражданское население, медицинский и духовный персонал, а также осуществляющих гуманитарную помощь. Люди, которые перестали принимать участие в военных действиях (больные и раненные), также находятся под защитой этих международных документов.

Все Женевские конвенции вступают в силу с момента начала или объявления вооруженного конфликта, а прекращают действия при их окончании, что регламентируется ст. 2, общей для всех четырёх конвенций: «конвенция будет применяться

в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны» [4]. Кроме того, они порождают обязательства: «высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию» [5], где высокие Договаривающиеся Стороны - это суверенные государства.

Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, представляет собой крупный шаг вперед, поскольку она впервые охватывает ситуации немеждународных вооруженных конфликтов. Эти типы конфликтов очень разнообразны: они включают, в частности, гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые могут быть распространены на другие государства, либо в ходе которых третье государство или многонациональные силы вмешиваются наряду с правительством. Также эта статья устанавливает основные правила, которые не допускают никаких исключений. Она похожа на мини-конвенцию в рамках договоров, поскольку содержит основные нормы Женевских конвенций в сжатой форме и де-

лает их применимыми к конфликтам немеждународного характера.

Женевская конвенция о защите гражданского населения рассматривает и правила поведения воюющих сторон на оккупированных территориях, определение которых содержится изначально в Гаагских положениях. Оккупированной территорию можно считать, если она «находится во власти неприятельской армии» [2]. Таким образом, оккупация - это более или менее длительная ситуация, в течение которой территория и ее население оказываются под контролем оккупирующей силы. Однако оккупация носит временный характер и не предполагает передачи суверенитета. Оккупация территории во время войны не наделяет оккупирующую державу «государственной властью» над населением оккупированной территории или над самой территорией.

Четвертая конвенция предоставляет определенным категориям лиц право на помощь. Эти положения также применяются к некоторым объектам, необходимым для выживания. Дополнительный протокол I распространяет право на помощь для всего населения. Например, статья 70 предусматривает предоставление помощи населению территорий, находящейся под контролем воюющей стороны, но исключением являются оккупированные территории, и усиливает обязательство разрешать такие действия, конкретно запрещая голод как средство ведения войны [3]. Если же территория была оккупирована, то оккупационные власти обязаны принять меры по оказанию помощи, если у населения закончилось достаточное количество припасов. Основная обязанность каждой воюющей стороны - это, прежде всего, разрешать оказание гуманитарной помощи гражданским лицам и всячески этому содействовать [7]. Тем не менее, оккупирующее государство или власти имеют право на досмотр и регулирование прохождения грузов, а также вправе требовать определенных гарантий в отношении их назначения.

Казалось бы, создано грамотное правовое поле, нормы международного права точно и четко регламентированы. Однако,

часто возникает проблема с применимостью Четвертой конвенции и отсутствием ее признания, что является серьезным препятствием для защиты жертв вооруженных конфликтов в целом. Отказ порой признавать применимость данной конвенции является, на наш взгляд, одной из основных проблем международного гуманитарного права, т.к. сталкиваясь с условиями для реализации норм документа, задействованные государства ссылаются на причины, не позволяющие применять ее. Определение правовой природы ситуации является юридическим вопросом, но часто это становится политическим ходом. Таким образом, основная проблема, связанная с этим определением, заключается не в правовой или гуманитарной сфере, а скорее в политической сфере. Поэтому было бы несправедливо возлагать бремя полной ответственности за юридическое определение ситуации на кого-то бы ни было. Выполнение данной задачи лежит прежде всего на государствах-участниках конфликта. Государства неоднократно отрицали свою вовлеченность в конфликт или отказывались признавать, что ситуация приобрела международный характер, что влечет за собой неприменение Четвертой конвенции. Неясный правовой статус определенных территорий, притязания права на такие территории, аннексия территории противника или возвращение территории, которая считалась незаконно присвоенной другим государством, - все это неоднократно служило дополнительным предлогом для отказа признать применимость четвертой конвенции, а также выдвинутые доводы для фактического отрицания существования конфликта, такие как борьба с терроризмом, необходимость проведения полицейской операции для разрешения политического кризиса, вмешательство в ответ на призыв со стороны союзной страны.

Большое значение имеет защита жертв вооруженного конфликта. Политические соображения ни при каких обстоятельствах не должны ослаблять защиту, которой пользуются гражданские лица в соответствии с нормами международного права. Однако нельзя игнорировать тот факт,

что государства лишь в редких случаях берут на себя ответственность, когда речь идет об определении ситуации и признании применимости международного гуманитарного права. Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и Международный Суд ООН время от времени делают заявления по этим вопросам. Описанное выше отношение должно вызывать серьезную озабоченность у всех государств.

Государство может нести ответственность даже за бездействие, если оно не предотвратило и не наказало за несоблюдение прав человека и международного гуманитарного права, совершенное частными сторонами. В соответствии с международной и региональной судебной практикой, установление ответственности государства за несоблюдение прав человека и международного гуманитарного права должно привести к принятию государством мер по возмещению ущерба, который оно, возможно, причинило, и по предупреждению будущих нарушений. Следует отметить, что в соответствии с международным правом тот факт, что какое-либо лицо признано виновным в несоблюдении прав человека и международного гуманитарного права, не снимает международную ответственность с государства и наоборот [6]. Однако, определение того, какие именно нарушения международного гуманитарного права влекут индивидуальную уголовную ответственность, является «одним из наиболее сложных аспектов права военных преступлений» [1].

Женевские конвенции требуют, чтобы со всеми людьми, находящимися в руках врага, обращались гуманно, без каких-либо неблагоприятных различий. В частности, они запрещает убийства, нанесение увечий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее достоинство обращение, захват заложников, несправедливые судебные процессы и т.д. Они устанавливают, что всем жертвам вооруженных конфликтов должна быть оказана помощь. Такую помощь имеет право оказывать Международный Комитет Красного Креста.

Но в случаях вооруженных конфликтов немеждународного характера возможности МККК довольно ограничены. Организация

и ее делегаты могут предложить свои инициативы, однако на практике государства отказываются от них, что является правомерным. Хотя, стоит отметить, что оказание помощи жертвам конфликтов немеждународного характера не является интервенцией или посягательством на государственный суверенитет.

Кроме того, Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны содержит ряд уступок государственной безопасности и иным требованиям, представляющих национальный интерес государства. Разумеется, что такие положения допускают небольшую свободу действий, но общие принципы права продолжают применяться. В целом, страны-участницы данной конвенции должны соблюдать нормы договора, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров. Если какая-то возникшая проблема не решена конвенциями 1949 года, то государства-участники должны действовать так, как предписывает «оговорка Мартенса», согласно которой в таких случаях защиту комбатантам и гражданским лицам обеспечивают основные начала международного права, следующие из принципов гуманности, требований общественного сознания и международных обычаев. Но, к сожалению, этим уступкам национальным интересам и безопасности правительства стран часто дают «удобное» толкование, чем пользуются в целях оправдать свой отказ в проведении определённых гуманитарных акций сторонними организациями и третьими государствами. Если рассмотреть международные вооруженные конфликты современности, то как раз можно проследить, что зачастую противоборствующие стороны часто учиняли своего рода препятствия на пути оказания гуманитарной помощи гражданским лицам, объясняя это угрозами национальной безопасности.

Несмотря на то, что государства должны обеспечить, чтобы защищаемые лица не были вынуждены покинуть страну в результате дискриминационных мер или любых других, унижающих достоинство личности. Большое количество находящихся под защитой лиц часто вынуждены поки-

дать страны в нечеловеческих условиях, когда люди разлучаются со своими близкими, подвергаются унижающему достоинство обращению и лишаются имущества. Люди, пострадавшие таким образом, редко получали компенсацию. Если высылка иностранных граждан неизбежна, то она должна приниматься в индивидуальном порядке и осуществляться с должным уважением физической и психической неприкосновенности и достоинства соответствующих лиц, что на практике часто не выполняется.

Если нормы международного гуманитарного права не будут применяться, то оно рискует потерять всякое доверие. Четвертая конвенция предусматривает несколько механизмов осуществления. Главную ответственность за это несут сами государства, прежде всего те, кто непосредственно вовлечен в вооруженный конфликт, и во вторую очередь все государства-участники Женевских конвенций. Исходя из этого, ясно, что одни меры должны быть приняты уже в мирное время, другие - после начала боевых действий, некоторые механизмы предполагают и действия третьих сторон.

Наверно, было бы релевантным добавить положения конвенций, расширить мандат и позволить Международному Комитету Красного Креста осуществлять свою деятельность в полной мере в условиях как международного, так и немеждународного конфликта, в целях оказания помощи жертвам конфликта, что абсолют-

но не является интервенцией или посягательством на государственный суверенитет. В связи с чем государствам с внутренним вооруженным конфликтом не надлежало бы отказывать Комитету в оказании гуманитарной помощи населению, куда входит еда, одежда, медикаменты и иные необходимые для жизни предметы, которые в стране находятся в дефиците.

Одна из наиболее важных законодательных мер, которые должны быть приняты государствами, касается пресечения военных преступлений. Государства должны обеспечить включение в свои законы уголовных санкций за серьезные нарушения гуманитарного права. Стоит повысить эффективность имплементации международных договоров, в особенности межведомственных договоров, в национальное законодательство государств. Огромным шагом вперед для мирового сообщества будет разработать и принять типовые (модельные) международные акты в гуманитарной сфере, на основе которых могут приниматься законы на национальном уровне.

В процессе глобализации достойное положение должны занимать ООН и ее специальные учреждения, нужен баланс в сочетании суверенитета государств и наднациональности в международных отношениях. Только при соблюдении этих условий, будет не только правовое регулирование защиты жертв вооруженных конфликтов, но и грамотный механизм осуществления их защиты.

Библиографический список

1. Верле Г. Принципы международного уголовного права. - М.: Одесса, 2011. - 482 с.

2. Гаагская конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны от 1907 года // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=11967448%40egNPA#txt (дата обращения: 21.03.2022).

3. Дополнительный протокол от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) // Официальный сайт Международного Комитета Красного Креста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

4. Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года // Официальный сайт Международного Комитета Красного Креста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (дата обращения: 18.03.2022).

5. Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года // Официальный сайт Международного Комитета Красного Креста. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-convention-4.htm (дата обращения: 18.03.2022).

6. Римский статут Международного уголовного суда ООН от 2 июля 2002 года // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 19.03.2022).

7. Jelena Pejic. The right to food in situations of armed conflict: The legal framework // Издание Международного Комитета Красного Креста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/irrc-844-pejic.pdf (дата обращения: 06.04.2022).

ANALYSIS OF INTERNATIONAL LEGAL INSTRUMENTS GOVERNING THE SITUATION OF VICTIMS OF ARMED CONFLICTS

Y.A. Bogdanova, Student

Supervisor: G. R Imangulova, Senior Lecturer

Bashkir State University

(Russia, Ufa)

Abstract. Сonflict takes the lives of thousands, not only combatants, but also civilians, sick and wounded, who suffer the most from armed confrontations. International humanitarian law protects the victims of armed conflicts. This article analyzes the Geneva Conventions and their Additional Protocols. We consider the existing gaps in international humanitarian law and how they can be filled.

Keywords: international humanitarian law, armed conflict, victims of armed conflicts, occupied territory, civilians, International Committee of the Red Cross, Geneva Conventions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.