Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ДОТАЦИИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СТРУКТУРА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ / СУБВЕНЦИИ / СУБСИДИИ / СУБЪЕКТЫ / ФОРМЫ ТРАНСФЕРТОВ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Кира Олеговна

В данной статье автором рассматривается проблема распределения межбюджетных трансфертов, которые предоставляются субъектам РФ. Автор отмечает, что основные положения, регулирующие данный процесс, отражены в Бюджетном Кодексе РФ. Более подробно он рассматривает 6 статью кодекса, регулирующую межбюджетные отношения. Отдельно автором рассматриваются нормативно-правовые базы, регулирующие предоставление дотаций, субсидий, субвенций. Основываясь на законодательстве России, автор в статье раскрывает понятия вышеперечисленных форм межбюджетных трансфертов. Также в рамках данной статьи уделяется внимание вопросу об условиях предоставления межбюджетных трансфертов, которые, в свою очередь, подразделяются на общие и специальные. Далее автор переходит к анализу структуры межбюджетных трансфертов и ее изменений на протяжении последних трех лет. В статье сравнивается объем субвенций, дотаций и субсидий, а также области их применения; приводятся причины изменений в объемах предоставленных межбюджетных трансфертов. Вопрос бюджетного федерализма также рассматривается автором в рамках данной статьи, указываются составные элементы, входящие в данный процесс. В заключительной части статьи автор рассматривает возможные направления совершенствования межбюджетных отношений, после чего формулирует дополнительные предложения и рекомендации. Автор подчеркивает, что приоритетными направлениями предоставления межбюджетных трансфертов в первую очередь являются здравоохранение и социальное обеспечение. По мнению автора, наиболее оптимальным методом повышения прозрачности и формализации является предоставление межбюджетных трансфертов. Это также способствует уменьшению разрывов в бюджетной обеспеченности субъектов. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что предоставление межбюджетных трансфертов является важным и необходимым процессом, без которого невозможно представить развитие экономики и социальной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTERBUDGETARY TRANSFERS PROVIDED TO REGIONAL BUDGETS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author considers the problem of distribution of intergovernmental transfers that are provided to the subjects of the Russian Federation. The author notes that the main provisions governing this process are reflected in the Budget Code of the Russian Federation. In more detail, he considers Article 6 of the Code, which regulates interbudgetary relations. Separately, the author considers the legal framework governing the provision of grants, subsidies, subventions. Based on the legislation of Russia, the author in the article reveals the concepts of the above forms of interbudgetary transfers. Also, within the framework of this article, attention is paid to the issue of the conditions for the provision of interbudgetary transfers, which, in turn, are divided into general and special. Next, the author proceeds to analyze the structure of interbudgetary transfers and its changes over the past three years. The article compares the volume of subventions, subsidies and subsidies, as well as their areas of application; the reasons for changes in the volumes of provided interbudgetary transfers are given. The issue of fiscal federalism is also considered by the author within the framework of this article, the constituent elements included in this process are indicated. In the final part of the article, the author considers possible directions for improving interbudgetary relations, after which he formulates additional proposals and recommendations. The author emphasizes that the priority areas for the provision of interbudgetary transfers are primarily healthcare and social security. According to the author, the most optimal method of increasing transparency and formalization is the provision of interbudgetary transfers. This also helps to reduce the gaps in the budgetary security of the subjects. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the provision of intergovernmental transfers is an important and necessary process, without which it is impossible to imagine the development of the economy and social policy of the state.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today/issue-5-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/56ECVN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Василенко, К. О. Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых региональным бюджетам в Российской Федерации / К. О. Василенко // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https://esj.todav/PDF/56ECVN522.pdf

For citation:

Vasilenko K.O. Analysis of interbudgetary transfers provided to regional budgets in the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 56ECVN522. Available at: https://esi.today/PDF/56ECVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Василенко Кира Олеговна

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

«Финансовый» факультет Бакалавр

E-mail: [email protected]

Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых региональным бюджетам в Российской Федерации

Аннотация. В данной статье автором рассматривается проблема распределения межбюджетных трансфертов, которые предоставляются субъектам РФ. Автор отмечает, что основные положения, регулирующие данный процесс, отражены в Бюджетном Кодексе РФ. Более подробно он рассматривает 6 статью кодекса, регулирующую межбюджетные отношения. Отдельно автором рассматриваются нормативно-правовые базы, регулирующие предоставление дотаций, субсидий, субвенций. Основываясь на законодательстве России, автор в статье раскрывает понятия вышеперечисленных форм межбюджетных трансфертов. Также в рамках данной статьи уделяется внимание вопросу об условиях предоставления межбюджетных трансфертов, которые, в свою очередь, подразделяются на общие и специальные. Далее автор переходит к анализу структуры межбюджетных трансфертов и ее изменений на протяжении последних трех лет. В статье сравнивается объем субвенций, дотаций и субсидий, а также области их применения; приводятся причины изменений в объемах предоставленных межбюджетных трансфертов.

Вопрос бюджетного федерализма также рассматривается автором в рамках данной статьи, указываются составные элементы, входящие в данный процесс. В заключительной части статьи автор рассматривает возможные направления совершенствования межбюджетных отношений, после чего формулирует дополнительные предложения и рекомендации. Автор подчеркивает, что приоритетными направлениями предоставления межбюджетных трансфертов в первую очередь являются здравоохранение и социальное обеспечение. По мнению автора, наиболее оптимальным методом повышения прозрачности и формализации является предоставление межбюджетных трансфертов. Это также способствует уменьшению разрывов в бюджетной обеспеченности субъектов. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что предоставление межбюджетных трансфертов является важным и необходимым процессом, без которого невозможно представить развитие экономики и социальной политики государства.

Ключевые слова: бюджет; бюджетная обеспеченность субъектов; бюджетный федерализм; дотации; межбюджетные отношения; межбюджетные трансферты; региональный бюджет; структура межбюджетных трансфертов; субвенции; субсидии; субъекты; формы трансфертов; экономика; экономические отношения

Введение

Бюджеты публично-правовых образований выступают в качестве важнейшего структурного элемента государственных и муниципальных финансов. Анализ объемов доходов и расходов бюджетов является весьма трудоемким и времязатратным процессом. Учитывая тот факт, что Российская Федерация состоит из 89 субъектов, контроль за распределением бюджетных средств органами государственной власти осуществлять становится еще сложнее. Необходимость данного процесса обусловлена тем, что средства из них направляются на развитие страны и отдельных ее сфер, в частности, социальной и экономической.

Межбюджетные трансферты выступают в качестве основного элемента перераспределительных отношений. При эффективном распределении межбюджетных трансфертов между субъектами будет достигнут экономический рост каждого субъекта и страны в целом. Кроме того, одной из функций распределения межбюджетных трансфертов является решение задач, индивидуальных для каждого субъекта.

Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства формируют нормативно-правовую базу, регулирующую распределение межбюджетных трансфертов. Однако, поскольку в некоторых регионах имеются проблемы и задачи, на решение которых требуется больше ресурсов и времени, необходимо оптимизировать систему распределения межбюджетных трансфертов.

Цель данного исследования — сравнить объемы предоставляемых региональным бюджетам трансфертов за последние три года и определить направления их совершенствования.

Объектом исследования являются бюджеты субъектов РФ и процесс их формирования.

Предметом исследования являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

1. Методы и материалы

В рамках данной работы был использован комплекс методов: системный подход, сравнительный анализ, экономико-математический анализ. Также был проведен анализ нормативно-правовых документов, различных аналитических отчетных материалов органов государственной и исполнительной власти.

В процессе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:

• дать определение понятию «межбюджетные трансферты»;

• рассмотреть определение понятий «межбюджетных трансфертов» в нормативно-правовых актах РФ;

• проанализировать формы межбюджетных трансфертов в России;

• предложить направления совершенствования межбюджетных трансфертов.

В процессе проведения исследования особое внимание уделялось не только статистическим данным и отчетам, но и работам отечественных авторов: Минакова А.В. [1], Мазий В.В. [2], Арслановой О.И. [3], Зубаревича Н.В. [4], Виноградова Н.В. [5] и других.

В Российской Федерации, вся основная информация, касающаяся межбюджетных отношений, содержится в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Поэтому видится целесообразным рассмотреть «межбюджетные трансферты» через призму именно этого нормативно-правового акта.

Согласно статье 6, определяющей основные понятия: «Межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации». Теперь обозначим формы межбюджетных трансфертов, применяемых в РФ. Обобщая информацию из статей 130 и 135 Бюджетного Кодекса РФ, межбюджетные трансферты представлены в виде субсидий, субвенций, дотаций и иных межбюджетных трансфертов. Согласно статье 6 БК РФ: «дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе». Стоит отметить, что, при употреблении термина дотации в рамках межбюджетных отношений, чаще всего подразумевают «дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности» 1 . Нормативно-правовую базу предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности составляют следующие НПА (рис. 1):

Бюджетный кодекс Российской Федерации (а именно ст. 129, 131)

Федеральные законы о федеральном бюджете

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»

Рисунок 1. Нормативно-правовая база, регулирующая предоставление дотаций [6]

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации выделяются внутри федерального бюджета. Величина общей суммы дотаций определена тем, насколько необходимо достигнуть нижний порог уровня бюджетной обеспеченности. Дотации на ВБО предоставляются только тем субъектам, чей расчетный уровень оказался ниже минимального.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017), ст. 6. Страница 3 из 12

2. Результаты и обсуждения

56ECVN522

В статье 6 Бюджетного Кодекса нет общих определений понятий «субсидии» и «субвенции». Так как нас в рамках заявленной темы интересуют непосредственно субсидии и субвенции, предоставляемые бюджетам субъектов, автор считает целесообразным рассмотреть статьи 132 и 133. Согласно статье 132 БК РФ, субсидии, предоставляемые субъектам, — это «межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения»2. Нормативно-правовую базу предоставления субсидий составляют следующие НПА (рис. 2):

Бюджетный кодекс Российской Федерации (а именно, ст. 129 и 132)

Федеральные Законы о федеральном бюджете

> Постановление Правительства Российской Федерации «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»

Иные НПА Правительства РФ

НПА Федеральных органов исполнительной власти (правила предоставления и распределения межбюджетных субсидий)

Рисунок 2. Нормативно-правовая база предоставления субсидий [7]

Цели и условия, на которых субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ, те критерии и признаки, по которым данные субъекты отбираются, а также критерии распределения общей суммы субсидий между выбранными регионами регламентируются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними НПА Правительства РФ на срок не менее 3 лет.

Кроме того, субсидии субъектам РФ могут предусматриваться какими-либо государственными программами, а также направляться на реализацию государственных программ субъектов РФ, если их цели соответствуют целям государственных программ РФ.

Субвенции, предоставляемые бюджетам субъектов, — это «межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке»3.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017), ст. 132.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017), ст. 133.

Нормативно-правовую базу предоставления субвенций составляют следующие НПА (рис. 3):

Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 129, 133)

Федеральные законы о федеральном бюджете

НПА Правительства ФР, регулирующие методику расчета и порядок предоставления субвенций, например, Постановление Правительства РФ от 27.03.2013 № 275 «Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации»

Рисунок 3. Нормативно-правовая база, регулирующая предоставление субвенций [8]

Субвенции распределяются между всеми субъектами. Пропорции распределения зависят в первую очередь от численности населения. Также в данном процессе обращается внимание и на нормативы формирования бюджетных ассигнований.

Существуют некоторые условия, без выполнения которых межбюджетные трансферты субъектам не могут быть предоставлены. Эти условия можно разделить на два типа: общие и специальные. К общим можно отнести соблюдение субъектами предельного уровня дефицита бюджета субъекта и предельного уровня расходов на обслуживание государственного долга РФ.

На рисунке 4 представлены пункты специальных условий:

Субъекты РФ — получатели дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности не

имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета

субъекта РФ, бюджета ТГВФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ

Субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля МБТ из федерального бюджета (за исключением субвенций и субсидий из Инвестиционного фонда РФ)

в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, не имеют право размещать бюджетные средства на банковских депозитах

Рисунок 4. Специальные условия предоставления межбюджетных трансфертов [9]

56ECVN522

Автором рассмотрена структура межбюджетных трансфертов субъектам за последние

3 года.

В 2020 году большую часть трансфертов (59,2 %) составляли дотации. На рисунке 5 представлено распределение выделенных дотаций на разные сферы.

■ Выравнивание бюджетной обеспеченности

■ Частичная компенсация дополнительных расходов

■ Закрытые административно-территориальные образования

■ Компенсация потерь бюджетов

■ Сбалансированность бюджетов субъектов

Рисунок 5. Распределение дотаций в 2020 году [10]

Объем субвенций в 2020 году составил 30,9 %. Из них больше половины средств было направлено на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (44,9 %). Наименьшая часть средств (0,1 %) была выделена в целях выплаты ежемесячной компенсации гражданам, у которых возникают поствакцинальные осложнения. Единая субвенция в 2020 году составила 3,5 % от совокупного объема предоставленных субвенций.

Субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2018 году было выделено чуть более 6 % от всех межбюджетных трансфертов. Из них около 46 % составили субсидии, выделенные на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Кроме того, данный вид средств был направлен на обеспечение реализации мероприятий, которые связаны с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году. Около 1 % субсидий было направлено на софинансирование расходных обязательств, связанных с осуществлением мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Иные межбюджетные трансферты в 2020 году составили 3,8 %. Больше всего было выделено средств на осуществление закупок антивирусных препаратов от вирусов иммунодефицита человека и гепатитов В и С. На эти нужды было направлено 37,7 % средств. Закрытые административно-территориальные образования получили около 0,4 % иных бюджетных трансфертов, выделенных на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения.

В 2021 году структура межбюджетных трансфертов субъектам из федерального бюджета немного изменилась. На 3 % сократились дотации. Несмотря на увеличение расходных обязательств субъектов, субвенции также сократились на 2,3 %. В свою очередь субсидии увеличились на 3 %, иные межбюджетные трансферты — на 2,1 %.

По-прежнему большую часть трансфертов (56,4 %) составляли дотации, в частности, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (80,9 %). Сравнивая со статистикой 2020 года, можно прийти к выводу о том, что дотации на

частичную компенсацию дополнительных расходов, вызванных повышением оплаты труда работников бюджетной сферы, снизились на 10,9 %. Кроме того, важно отметить, что снизились и дотации, выделяемые закрытым административно-территориальным образованиям. 7,5 % всех дотаций были направлены на обеспечение сбалансированности бюджетов.

В 2021 году субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации составили 28,6 % от общего объема межбюджетных трансфертов. Бюджетам Республики Крым и Севастополя были выделены 0,04 % субвенций на осуществление части полномочий в области лесных и водных отношений, в сфере недропользования и трудового законодательства в рамках государственных программ. Единая субвенция в 2021 году составила 3,1 % от совокупного объема предоставленных субвенций.

Увеличение субсидий бюджетам субъектов в 2021 году до показателя 9,1 % от всех межбюджетных трансфертов также произошло за счет появления новых обязательств. В частности, по сравнению с 2020 годом из федерального бюджета 38,4 % субсидий было выделено на поддержку сельского хозяйства, а именно таких его отраслей, как растениеводство и животноводство. На 1 % увеличились субсидии на развитие транспортной системы в рамках федеральной целевой программы.

В 2021 году иные межбюджетные трансферты составили 5,9 %. Увеличение трансфертов по сравнению с 2020 годом было вызвано за счет возникновения новых расходных обязательств субъектов в области культуры, сферы услуг и дорожной деятельности. 39,2 % трансфертов было направлено на комплектацию книжных фондов библиотек, обеспечение дорожной деятельности, а также на развитие сети многофункциональных центров.

В 2022 году было предоставлено межбюджетных трансфертов в меньшем объеме по сравнению с прошлым годом на 6,6 %. Сокращены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на 1,2 %, иные межбюджетные трансферты — на 2,1 %, при этом на 3,5 % увеличены субвенции. Распределение дотаций представлено на рисунке 6.

■ Выравнивание бюджетной обеспеченности

■ Частичная компенсация дополнительных расходов

■ Закрытые административно-территориальные образования

Рисунок 6. Распределение дотаций в 2022 году [11]

В 2022 году субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета составили 32,1 % от общего объема межбюджетных трансфертов. Предоставление средств в рамках Единой субвенции осталось на уровне предыдущего года. Увеличение субвенций связано с возникновением новых передаваемых полномочий субъектам.

Субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году было предоставлено в размере 7,9 %. По сравнению с предыдущим годом новым направлением являлось развитие физической культуры и спорта. На финансовую поддержку различных спортивных организаций, которые осуществляют подготовку резерва для сборных команд страны и на реализацию мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» было выделено 0,9 % субсидий. 11,1 % субсидий было выделено на возмещение затрат в сельскохозяйственном производстве, в том числе и на уплату страховой премии.

Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году составили 3,8 %. В целом были сокращены трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий в сфере здравоохранения. Важно отметить, что в 2022 году большое внимание уделялось развитию информационных технологий и оцифровки библиотек, поэтому в том числе на развитие этой области было выделено 0,2 % из количества иных межбюджетных трансфертов.

В рамках реализации бюджетного федерализма в Российской Федерации система межбюджетных отношений включает в себя несколько взаимосвязанных элементов, в число которых входит (рис. 7):

распределение V разграничение ^ бюджетное

расходных \ доходных \ выравнивание и

^ обязательств и ^ ^ источников, в том ^ ^ распределение

ответственности У числе налоговых / / межбюджетных

/ за их выполнение /у ' полномочий /у трансфертов л

Рисунок 7. Элементы межбюджетных отношений [12]

Важно отметить, что реформирование одного из этих элементов не может происходить без учета влияния, оказываемого на другой.

Необходимо также учитывать возникающие колебания экономической конъюнктуры, причинами которых служат различные внутренние и внешние экономические, политические и социальные факторы. В последние полтора года эта проблема является наиболее актуальной при проведении бюджетной политики государства.

В связи с этим автором были предложены следующие направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации (рис. 8):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 8. Основные направления совершенствования межбюджетных отношений [13]

Вестник Евразийской науки 2022, №5, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today

Кроме того, хотелось бы предложить и другие направления совершенствования межбюджетных отношений:

• Введение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц, доходы от которого поступают в бюджет субъекта в размере 85 %. Одновременно с этим рекомендуется ввести необлагаемый минимум на прожиточном уровне, установленном в каждом регионе отдельно. Данная мера будет способствовать повышению налогового потенциала субъектов, снизит разрывы в бюджетной обеспеченности субъектов и скорректирует объем выделяемых из федерального бюджета дотаций общего назначения.

• Создание субъектами резервных фондов в обязательном порядке. Это позволит оперативно реагировать на текущее состояние экономики, поддерживать оптимальный уровень расходов бюджетов субъектов и исполнение расходных обязательств социальной направленности в краткосрочной перспективе. Наличие у субъекта резервного фонда также обеспечит возможность заимствовать средства на более выгодных условиях и на более длительный срок. Наиболее подходящим это предложение является для субъектов с высоким уровнем государственного долга, и чьи бюджеты в наибольшей степени зависят от налога на прибыль организаций.

Приоритетными направлениями, в рамках которых предоставляются межбюджетные трансферты, являются здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и культура.

Для совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации предлагается повысить прозрачность и формализацию предоставления субсидий, объединить узкоотраслевые субсидии в межбюджетные субсидии секторальной поддержки, заменить ряд субсидий дотациями, повысить налоговый потенциал субъектов и снизить разрывы в бюджетной обеспеченности путем введения прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц, а также закрепить на законодательном уровне обязательное создание субъектами резервных фондов.

Выводы

Федеративное устройство государства особым образом формирует ее бюджетное устройство, а, следовательно, и структуру бюджетной системы. Административно-территориальным устройством Российской Федерации предписано существование трех уровней власти, каждый из которых обладает самостоятельными бюджетами. Многоуровневость бюджетной системы предопределяет несколько уровней фискальной ответственности государства, необходимость распределения и перераспределения бюджетных доходов между звеньями бюджетной системы. Оно осуществляется с использованием различных инструментов, среди которых ведущее место занимают межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты являются неотъемлемой частью межбюджетных отношений в Российской Федерации. Они представляют собой средства, которые один бюджет бюджетной системы предоставляет другому. Основными формами межбюджетных трансфертов являются дотации (общего и целевого назначения), субсидии, субвенции (единая субвенция и иные субвенции) и иные межбюджетные трансферты (трансферты закрытым административно-территориальным образованиям, наукоградам).

В связи с большим количеством субъектов, входящих в состав государства, Российская Федерация не обладает возможностью выполнения некоторых своих расходных обязательств в полном объеме на достаточно высоком уровне, а также осуществлять дальнейший контроль за

их исполнением. Поэтому в данном случае федеральным бюджетом предусматривается ежегодное выделение субъектам средств в виде межбюджетных трансфертов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и целевые дотации ежегодно составляют более половины всего объема межбюджетных трансфертов. Немного меньшая доля приходится на субвенции. Основными направлениями предоставления субвенций являются социальное обеспечение (поддержка детей-сирот, ветеранов, инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан), жилищно-коммунальное хозяйство (средства на приобретение жилья и оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан), здравоохранение. Субсидии и иные межбюджетные трансферты составляют практически равные незначительные части в общем объеме межбюджетных трансфертов. Субсидии выделяются в основном на оказание поддержки и возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, на развитие физической культуры и спорта, на развитие транспортной инфраструктуры. Иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение особых мероприятий в сфере здравоохранения, культуры, промышленности и занятости населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Минаков А.В. Оценка современного состояния финансовой устойчивости бюджетной системы России // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 3. — URL: https://esj.today/PDF/69ECVN320.pdf.

2. Мазий В.В., Михайленко С.Д. Роль межбюджетных трансфертов в формировании доходов региональных бюджетов на примере Ростовской области // Вестник Евразийской науки. — 2018 № 2. — URL: https://esj .today/PDF/58ECVN218.pdf.

3. Арланова О.И., Зотиков Н.З., Львова М.В. Местные бюджеты: проблемы формирования // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 5. — URL: https://esj .today/PDF/15ECVN519.pdf.

4. Зубаревич Н.В. Региональные риски нового кризиса для занятости и бюджетов регионов // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. — 2020. — № 7(109). — С. 71.

5. Виноградов Н.В. Межбюджетные отношения в России: современное состояние и возможные пути развития //Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — № 5-1. — С. 37-41.

6. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Бароян А.А. Анализ трансформации государственной политики регионального развития России // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 1. — URL: https://esj.today/PDF/07ECVN120.pdf.

7. Афанасьева Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов // Вестник Евразийской науки. — 2018 № 3. — URL: https://esj .today/PDF/62ECVN318.pdf.

8. Афанасьева Е.Е. Финансовая самостоятельность бюджетов субъектов Центрального федерального округа: состояние и перспективы достижения // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 2. — URL: https://esj.today/PDF/20ECVN220.pdf.

9. Климанов В.В. и др. Распределение межбюджетных трансфертов: теоретические предпосылки и российская практика // Финансовый журнал. — 2016. — № 5(33). — С. 7-15.

10. Кутырев Ю.А. Совершенствование контроля в бюджетной сфере в условиях принятия Федеральных стандартов внутреннего финансового аудита // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 6. — URL: https://esi.today/PDF/09ECVN620.pdf.

11. Землянский Д.Ю., Климанов В.В. Консенсус-прогноз состояния консолидированных бюджетов регионов России на 2022 год // Экономическое развитие России. — 2022. — Т. 29. — № 4. — С. 53-58.

12. Голованова Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская практика // Финансовый журнал. — 2018. — № 2(42). — С. 24-35.

13. Васюнина М.Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — № 45(327). — С. 17-27.

Vasilenko Kira Olegovna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Analysis of interbudgetary transfers provided to regional budgets in the Russian Federation

Abstract. In this article, the author considers the problem of distribution of intergovernmental transfers that are provided to the subjects of the Russian Federation. The author notes that the main provisions governing this process are reflected in the Budget Code of the Russian Federation. In more detail, he considers Article 6 of the Code, which regulates interbudgetary relations. Separately, the author considers the legal framework governing the provision of grants, subsidies, subventions. Based on the legislation of Russia, the author in the article reveals the concepts of the above forms of interbudgetary transfers. Also, within the framework of this article, attention is paid to the issue of the conditions for the provision of interbudgetary transfers, which, in turn, are divided into general and special. Next, the author proceeds to analyze the structure of interbudgetary transfers and its changes over the past three years. The article compares the volume of subventions, subsidies and subsidies, as well as their areas of application; the reasons for changes in the volumes of provided interbudgetary transfers are given.

The issue of fiscal federalism is also considered by the author within the framework of this article, the constituent elements included in this process are indicated. In the final part of the article, the author considers possible directions for improving interbudgetary relations, after which he formulates additional proposals and recommendations. The author emphasizes that the priority areas for the provision of interbudgetary transfers are primarily healthcare and social security. According to the author, the most optimal method of increasing transparency and formalization is the provision of interbudgetary transfers. This also helps to reduce the gaps in the budgetary security of the subjects. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the provision of intergovernmental transfers is an important and necessary process, without which it is impossible to imagine the development of the economy and social policy of the state.

Keywords: budget; budgetary security of subjects; budgetary federalism; subsidies; interbudgetary relations; interbudgetary transfers; regional budget; structure of interbudgetary transfers; subventions; subsidies; subjects; forms of transfers; economy; economic relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.