Диспетчерские уровни создаются на уровне управления группой подразделений и служб и служат для обеспечения отлаженной работы логистической системы: подготовка и комплектование грузов; учет отправляемых и принимаемых грузов; анализ их перемещения; управление внутрискладским транспортом.
Исполнительные уровни создаются на уровне оперативного управления и предназначены для осуществления физически протекающих процессов внутри логистической системы. Здесь участвует информация в режиме реального времени (интернет): отслеживание текущей работы на складе; управление через статистику выполнения заданий; информационное обеспечение решений внутри логистической системы.
Через ФРЦ будут непосредственно проходить информационные потоки, охватывающие: обработку входящей документации; управление приемкой и отправкой; оформление и учет первичной складской документации; диспетчирование процесса доставки грузов по разнарядке клиентов; оформление и обработку счетов; оперативный обмен информацией с участниками логистической цепи; статистику.
Поскольку ФРЦ выступает в качестве логистической экспедиторской компании, предоставляющей широкую гамму услуг клиентам, к нему предъявляются серьезные требования. Так, его складские помещения должны быть оборудованы в соответствии с требованиями клиентов, в том числе теми, которые, по мнению грузовладельца, обеспечат максимально возможную сохранность качества товара, закладываемого на хранение. Внутри помещений круглый год поддерживается постоянный температурный режим (1520° С). Погрузочно-разгрузочные работы должны обеспечиваются погрузчиками, электроштабелерами, гидротележками. На террито-
рии желательно иметь автономный дизельный генератор и собственный водозаборный узел, чтобы гарантировать независимое и надежное функционирование всего складского комплекса. ФРЦ берет на себя гарантированную охрану, страховку, оплату коммунальных услуг, проведение и оплату других работ, необходимых для качественного хранения и отгрузки товаров.
Анализируя выше сказанное, необходимо выделить следующее. Комплексное развитие продвижения обуви в Московском регионе приводит к необходимости развития всей инфраструктуры товародвижения: как на этапе ввоза продукции в регион, так и по мере его продвижения к потребителю. Если же говорить об этапах создания, то на первом этапе важнейшей задачей остается разработка и внедрение единого распределительного центра открытого типа по обеспечению всей Московской области обувной продукцией.
Литература:
1. Бауэрсокс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. Logistical Management: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Олимп-Бизнес, 2006.
2. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: Практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2007.
3. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006.
4. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
5. Дыбская В.А. Логистический взгляд на оптовый склад. //Логистика, - 2000. - №2.
6. Карнаухов А.С. Концепции логистики. - М.: Изд-во РЭА., 2003. - 162с.
АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
Сакова О.И., ведущий экономист отдела операций с ценными бумагами ЗАО КБ «Нацинвестпромбанк»
В данной статье рассмотрены механизмы регулирования инвестиций в основной капитал, дана возможная классификация данных механизмов. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны механизмов регулирования инвестиций. На основе проведенного анализа сделаны выводы о механизмах регулирования инвестиций в основной капитал в России.
Ключевые слова: инвестиции, капитал, механизм регулирования, инструменты регулировании.
THE ANALYSIS OF METHODS OF REGULATION OF INVESTMENTS INTO A FIXED CAPITAL
Sakova O., The leading economist of department of operations with securities of Joint-Stock Company of KB of «Natsinvestprombank»
In given article mechanisms of regulation of investments into a fixed capital are considered, possible classification of the given mechanisms is given. Are considered positive and negative sides of mechanisms of regulation of investments. On the basis of the spent analysis conclusions are drawn on mechanisms of regulation of investments into a fixed capital in Russia.
Keywords: investments, the capital, the regulation mechanism, tools regulation.
Как свидетельствует мировой опыт, инвестиции в основной капитала экономики. Сторонники первого подхода утверждают, что
капитал, представляют собой важнейшее условие успешного осу- следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребле-
ществления воспроизводственного процесса и устойчивого разви- ние, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячес-
тия национальной экономики. ки способствовать увеличению спроса, в том числе потребительс-
Инвестиции в основной капитал, являясь ключевым фактором кого, который «вытянет» за собой экономику, и, следовательно, ин-
экономического роста, обладают рядом преимуществ: при правиль- вестиции.
ной организации, стимулировании и размещении повышают заня- Решение проблем перехода России к устойчивому инвестици-
тость и уровень доходов населения, расширяют налоговую базу; онному и экономическому росту предопределило необходимость
ускоряют восстановление отраслей и регионов; способствуют об- разработки концептуальных основ формирования механизма регущей социально-экономической стабильности, в противовес спеку- лирования инвестиций в основной капитал, адекватного рыночной
лятивным инвестициям. экономике и сочетающего государственное регулирование и рыноч-
Существуют различные точки зрения на механизм воздействия ное саморегулирование. инвестиций на экономику и направления регулирования инвести- Инвестиции в основной капитал, как объект регулирования,
ционного процесса. Одна точка зрения состоит в том, что инвести- обладают такими отличительными свойствами, как неопределен-
ции - главный «мотор» экономического роста: чем больше страна ность условий реализации, протяженность во времени, большое
накопляет, тем выше темпы роста ее экономики. Согласно другой число взаимодействующих участников.
точке зрения высокий спрос ведет к росту производства, что зас- Под инвестиционной деятельностью мы будем понимать вло-
тавляет фирмы осуществлять инвестиции; чем выше доходы, тем жение инвестиций в основной капитал и осуществление практи-
больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать. ческих действий в целях получения прибыли и (или) достижения
Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях отно- иного полезного эффекта.
сительно того, как государство может способствовать накоплению Большинство экономистов различают прямые и косвенные ме-
тоды регулирования. К прямым методам относят такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Методы косвенного воздействия заключаются в том, что государство не оказывает прямого воздействия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. В. Мищенко данную классификацию дополняет административными, экономическими и макроэкономическими методами регулирования. Автор к административным методам относит такие меры, как запрет, разрешение, принуждение, разгосударствление и приватизацию собственности, а к экономическим - прогнозирование, планирование, государственное целевое управление, денежно-кредитное и бюджетное регулирование.
В экономической литературе получила широкое распространение классификация инструментов регулирования. И. Албекова, Р. Емцов предлагают инструменты регулирования разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические, институциональные. Макроэкономические инструменты определяют общеэкономический климат инвестиций и влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим; микроэкономические - воздействуют на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы, объединения предпринимателей, информационные систем. По мнению ряда авторов, совокупность инструментов государственного регулирования включает экономическое прогнозирование, составление индикативного плана, разработку и реализацию адресного плана, разработку и реализацию целевых комплексных программ по решению наиболее приоритетных задач.
Важно на методологическом уровне четко определить основные элементы механизма регулирования инвестиций в основной капитал.
Сущность и содержание понятия «механизм» широко освещена в работах отечественных и зарубежных ученых. Д. Правдин рассматривает механизм через совокупность средств и методов, с помощью которых сознательно изменяются экономические условия развития конкретной системы, для Ю. Тихомирова сущность механизма выражается в выдвижении обоснованных целей. В. Рыкунов под механизмом понимает внутренне устройство, совокупность состояний и процессов, из которых складывается управление как явление социальной жизни. При данном определении механизм является производной категорией по отношению к управлению в целом как социальному явлению и служит средством выражения его существования.
На базе общих теоретических положений сформулируем определение сущности и содержания механизма регулирования инвестиций. Сущность механизма регулирования инвестиций в основной капитал представляет собой отношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами по поводу инвестиционной деятельности.
Содержание механизма регулирования инвестиций в основной капитал заключается в совокупности мер целенаправленного управляющего воздействия по созданию благоприятной инвестиционной ситуации и максимально мобилизующей инвестиционные возможности на данном этапе развития. Исходя из вышеизложенных положений, в состав рассматриваемого механизма включаются: объект, субъект, цели, функции, методы, инструменты регулирования инвестиций в основной капитал.
Считается, что основными объектами механизма регулирования инвестиций в основной капитал являются:
- субъекты инвестиционной деятельности и отношения между ними;
- источники инвестиций в основной капитал и их пропорции;
- воспроизводственная структура и направления инвестиций в основной капитал.
Формы регулирования представляют собой реализацию содержания регулирования. К форме можно отнести любую совокупность инструментов регулирования, объединенных по какому-либо признаку. Метод регулирования - способ воздействия управляющего субъекта на объект для достижения поставленных целей и реализации функций регулирования. Инструмент регулирования представляет собой конкретное воздействие управляющего субъекта на
объект регулирования.
Предлагаем представить классификацию форм, методов и инструментов регулирования инвестиций в основной капитал в следующем виде.
Особый научный и практический интерес представляет характеристика инструментов регулирования инвестиций в основной капитал в зависимости от объектов регулирования.
Рассмотрим инструменты, направленные на регулирование субъектов инвестиционной деятельности и отношений между ними. Принципы взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности с государственными органами - с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой определяются действующей системой законодательства.
Так, в зависимости от характера правового регулирования в инвестиционной сфере различаются:
- административно-правовые и финансово-правовые акты (преимущественно односторонние распорядительные акты), реализующие в рамках делегированных федеральным органам и учреждениям властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые отношения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.
Следует отметить, что система законодательства, регулирующая инвестиционную деятельность, включает законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования на территории страны для всех субъектов хозяйствования. Во-вторых, рассматриваемую систему правовых актов составляют предметные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности.
Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью иностранных инвесторов, как правило, регулируются в рамках международных договоров, конвенций и соглашений, которые направлены на защиту, поощрение, гарантии взаимных инвестиций.
В условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересовать инвесторов и уровень инвестиций путем предоставления гарантий. В исследовании, проведенном Международным валютным фондом в 49 странах на основе анализа законодательства, выделены следующие формы государственных гарантий инвесторам: защиты прав акционеров; защиты прав кредиторов требовать реорганизации фирмы, которая не платит проценты или не выполняет долговые обязательства; права инвесторов на получение информации о результатах деятельности компаний.
В практике государственного регулирования субъектов инвестиционной деятельности широко применяются такие административные инструменты как регистрация и лицензирование. Принимая решение о выдаче лицензии или регистрации, государственный орган исходит из соответствующих критериев, в частности, оценки потенциального влияния капитала на национальную экономику в целом и на развитие той или иной отрасли.
Органы государственной власти посредством использования институциональных инструментов имеют возможность реально содействовать формированию более благоприятной среды для осуществления инвестиционной деятельности. Большую роль играет распространение своевременной и качественной информации и консультации между правительством и деловыми кругами. Не менее важным является обеспечение условий для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, развитие рынка страховых услуг, что позволяет посредством защиты от потенциальных рисков аккумулировать долгосрочные инвестиционные ресурсы для развития экономики, стимулировать трансформацию сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни.
Другим объектом регулирования являются источники инвестиций в основной капитал и их пропорции. Варьируя объемом взимаемых налогов, государство воздействует на уровень сбережений населения, величину чистой прибыли и амортизационных отчис-
Таблица 1. Методы, формы, инструменты регулирования инвестиций в основной капитал
Методы прямого воздействия Методы косвенного воздействия
Экономические формы
Инструменты бюджетно-налоговой политики (фискальные)
Доходные и расходные статьи бюджета Налоговые каникулы, налоговые льготы
Государственный налог Специальные налоговые режимы
Дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды Создание свободных экономических зон
Установление и дифференциация налоговых ставок Амортизационная политика
Инструменты денежно-кредитной политики (монетарные)
Целевое кредитование Политика обязательных резервов
Прямой контроль за уровнем процентных ставок Дисконтная политика (регулирование учетных ставок по кредитам)
Установление кредитных потолков Регулирование ставки и объемов рефинансирования
- Операции на рынке ценных бумаг
- Регулирование эмиссии и общей денежной массы
Активно-структурные инструменты
Бюджетные ассигнования, прямое финансирование, государственные кредиты Предоставление гарантий
Государственное контрактирование Защита инвестиций
Создание агентств
Институциональные инструменты
- Информационно-аналитическое обеспечение
- Повышение инвестиционного имиджа (проведение конференций, семинаров, форумов, выставок и участие в них)
- Соблюдение принципов прозрачности, стабильности, предсказуемости
- Продвижение информации о деловом и инвестиционном климате
Административные формы
Инструменты
Запрет, разрешение, принуждение, требование -
Управление государственной собственностью -
Правовые формы
Инструменты
Разработка, принятие, издание правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов -
Заключение договоров, конвенций, соглашений -
Реализация и соблюдение инвестиционного законодательства -
лений организаций, и соответственно, определяет объем потенциальных источников финансирования инвестиций в основной капитал, а, используя целенаправленные налоговые льготы - направляет инвестиции организаций в приоритетные сферы деятельности.
Наиболее распространенными видами налоговых льгот являются снижение ставок налогов, налоговые каникулы, инвестиционные скидки, налоговый кредит, льготы косвенного налогообложения, создание свободных экономических зон. Считается, что понижение ставки налога на прибыль влияет на увеличение совокупного спроса и предложения за счет увеличения прибыли, остающейся в распоряжении организации, и как следствие, стимулирует инвестиционную активность. В течение последних лет среди развитых стран мира идет своеобразная конкуренция в понижении ставок налога на доходы предприятий и корпораций.
Налоговые каникулы представляют собой отсрочку от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня получения первой объявленной прибыли. Сроки и условия их предоставления различаются по странам.
Распространенным инструментом, используемым государством для регулирования инвестиционной деятельности являются бюджетные ассигнования и субсидии. Как отмечал М. Портер, «субсидируемый капитал, субсидируемые исследования, субсидируемое сырье, субсидируемый экспорт и прямые дотации используются почти в каждой стране». В то же время постоянная поддержка правительства может снизить или вовсе ликвидировать стимулы к капиталовложениям без соответствующих гарантий правительства. Усилия организаций в значительной степени сосредотачиваются не на поисках путей и средств повышения рентабельности и эффективности производства, а на стремлении добиваться дальнейших государственных субсидий.
Регулирование источников инвестиций осуществляется посредством монетарных (денежно-кредитных) инструментов. Проведение рестриктивной (дефляционной) денежно-кредитной политики посредством увеличения норм обязательных резервов и учетной ставки процента сокращает ликвидность банковской системы и ограничивает кредитные операции, что чревато сокращением креди-
тов банков в структуре источников финансирования инвестиционных процессов. В то же время снижение учетной ставки процента ведет к удешевлению ресурсов, делая возможным финансирование все большего числа проектов.
Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является целевое кредитование - установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, создание специальных кредитно-финансовых учреждений, распространение льгот на банковские институты, предоставляющие эти кредиты организациям. Однако специалистами отмечена неэффективность данного инструмента, «...ибо он не только не способствует повышению эффективности предприятий, в которые направляются данные средства, но и существенно ослабляет конкуренцию между банками».
Особую роль в перераспределении инвестиционных ресурсов выполняют финансовые рынки, в частности банковский сектор и фондовый рынок.
Однако эффективность перераспределения зависит, в том числе от кредитно-денежной политики государства и от создания инфраструктуры доступа организаций к привлеченным ресурсам. Специалисты выделяют и такие инструменты, как субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и купонных выплат по облигациям, рефинансирование банковских инвестиционных кредитов организациям. Глобализация, связанная с либерализацией и все большей открытостью экономики отдельных стран, существенно изменяет набор инструментов в механизме регулирования инвестиций в основной капитал: если раньше выбор инструментов определялся ординатой национальных интересов страны, то теперь он все больше зависит от интересов глобального развития, что требует большого единообразия и согласованности в их использовании. В этих условиях сокращаются возможности регулирования административными и налоговыми инструментами. Некоторые авторы отмечают, что в связи с этим возникает волна «дерегулирования», призванная создать наиболее привлекательные условия для капитала.
Таким образом, регулирование инвестиций в основной капитал, сочетающее государственное регулирование и рыночное саморегулирование включает в себя формы, методы и инструменты воздействия на объект в целях обеспечения его устойчивого функционирования и развития. Непосредственное использование в отечественной практике зарубежных моделей регулирования инвестиционной деятельности невозможно. На сегодняшний день остро стоит задача разработать целостную концепцию механизма регулирования инвестиций в основной капитал применительно к условиям России, сформировать ее методологическое и методическое обеспечение.
За годы реформ в России произошла трансформация регулирования инвестиций в основной каптал: от идеи селективной поддержки инвестиций в приоритетные отрасли экономики за счет бюджетных средств до создания общих институциональных и экономических условий реализации активности всех субъектов инвестиционной деятельности. В то же время не удалось создать действенного механизма трансформации сбережений в инвестиции, не достаточно развита финансовая инфраструктура, призванная обеспечить межотраслевой перелив капитал, в результате чего сохраняется отсталость перерабатывающих секторов экономики.
Литература:
Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Общество и экономика. 2002. № 2.
Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный, муниципальный уровни (вопросы теории и практики) : под ред. И. Волгина, В. Кушлина, А. Фоломьева. - М . ; Изд-во РАГС, 1997.
Сидорова Н. Налоговая система как активный инструмент инвестиционной политики государства и регионов. Финансы. 2003. № 2.
Андросов В. Инвестиционные механизмы регионального развития / В. Андросов, В. Жданов. - Калининград: БИЭФ, 2001.
РОЛЬ ВЕНЧУРНЫХ ФИРМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Медведева М.Б., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС
В статье рассматривается поэтапная разработка инноваций в агропромышленный комплекс с привлечением венчурного капитала коммерческих банков.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, венчурное финансирование, инвестор, предприниматель
THE ROLE OF VENTURE CAPITAL FIRMS AT THE INITIAL STAGE OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECTS
Medvedeva M., the applicant of GOU DPO GASIS
In article stage-by-stage working out of innovations in agriculture with attraction of the venture capital of commercial banks is considered. Keywords: innovations, investments, venture financing, the investor, the businessman.
Опыт разработки инноваций в агропромышленном комплексе свидетельствует о значительных трудностях с обеспечением этого процесса инвестициями, а особенно на его начальном, стартовом этапе. Факторами, вызывающими эти трудности, являются большие затраты времени и денег, а также, как в любом инновационном проекте, риск неполучения ожидаемого положительного результата.
Экономический эффект реализации инноваций зачастую отдален от начального этапа их разработки на пять-семь и более лет. В этих условиях одним из возможных способов обеспечения инвестициями инновационной сферы является привлечение венчурного капитала коммерческих банков. В США, где высокорискованное вложение капитала на стартовом этапе перспективных инновационных разработок получило широкое распространение. Такая форма венчурного инвестирования получила название «посевных» инвестиций. При этом между венчурной компанией и инновационной фирмой-разработчиком возникает промежуточное звено -фирма, которая берет на себя финансовую ответственность перед
банком и организует венчурное финансирование инновационного проекта. Подобные инвестиции составляют существенную долю портфеля одной из первых венчурных фирм на Западе США- Asset Management Company - AMC (г.Пало-Альто, Калифорния). Компания была основана в 1965 г. и в течение сорока лет успешно занимается венчурным инвестированием на «посевном» этапе инновационного процесса.
Очевидно, что для венчурного инвестирования следует преимущественно отбирать инновационные проекты, имеющие, по мнению независимых экспертов, высокий потенциал продаж законченных разработок. Особого внимания заслуживают идеи, изобретения, новшества, осуществление которых может позволить фир-ме-разработчику занять положение лидера в инновационном процессе в своей отрасли, получить конкурентные преимущества, позволяющие в течение достаточно долгого периода удерживать монопольно высокие цены на рынке сбыта своей продукции.
Примером такой инновационной разработки, является, по нашему мнению, идея отказа от тракторно-комбайновой технологии