Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / преподавание иностранных языков / изучение иностранного языка / методика преподавания / перевёрнутый класс / foreign language / foreign language teaching / foreign language learning / creative teaching / teaching approach / flipped class / flipped classroom / practical implementation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.Г. Санакоева

Предметом исследования данной статьи является методика перевёрнутого класса в преподавании иностранных языков. Автор проводит анализ целей изучения иностранного языка в современном обществе и задач, которые стоят перед преподавателем иностранного языка. В статье проводится комплексный анализ исследуемой методики, включая исторический экскурс, сильные, слабые стороны методики перевёрнутого класса, примеры её имплементации в учебных заведениях. Также в работе приведены данные исследований эффективности методики для развития различных типов речи. В заключение автор приводит оценку возможности имплементации метода перевёрнутого класса в рамках обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза на примере Финансового университета при Правительстве РФ и приходит к выводу, что при определённых условиях исследуемый метод может быть успешно применён.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З.Г. Санакоева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVIEW OF A FLIPPED CLASS METHOD OF TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE

The subject of this research is the flipped classroom methodology in teaching foreign languages. The author presents the goals of learning a foreign language in modern society and the tasks that a foreign language teacher faces. The article provides a comprehensive analysis of the methodology under study, including a historical excursus, strengths, weaknesses of the flipped classroom methodology, examples of its implementation in educational institutions. The paper also presents data on the effectiveness of the technique for the development of various types of speech. In conclusion, the author assesses the possibility of implementing the flipped classroom method in the framework of teaching a foreign language to students of a non-linguistic university on the example of the Financial University under the Government of the Russian Federation and comes to the conclusion that under certain conditions the method under study can be successfully applied.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

7. Уварова Н.Н., Высоцкая Т.П. Подготовка спортивных волонтёров в непрофильном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 136-138.

8. Адамова Л.Е., Абдулова Л.М. Воспитательный процесс в современном вузе. Ростов-на-Дону: Донской государственный аграрный университет, 2005.

9. Асадуллина А.М. Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами волонтёрского движения. Казанский вестник молодых учёных. 2022; Т. 6, № 5: 14-23.

10. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Развитие социальных способностей студентов педагогического университета. Интеграция образования. 2020; Т. 24, № 3: 412-432.

11. Шмаков Е.С. Особенности формирования гражданской идентичности школьников в России и США. Молодёжь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт: сборник трудов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тверь: Тверской государственный университет, 2020: 240-244.

12. Гнедаш Е.С. Формирование смыслообразующей мотивации учения студентов педагогического вуза в цифровом образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 22-25.

13. Козырь З.О. Диагностический инструментарий и процедура его конструктивного применения для объективной оценки результатов реализации воспитательного потенциала учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения курсантов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 39-42.

14. Соловьев В.П., Перескокова Т.А Оценка соответствия личностных качеств студентов выбранной профессии. Экономика в промышленности. 2015; № 3: 88-94.

15. Томилина С.Н. Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодёжи. Сибирский педагогический журнал. 2019; № 3: 36-44.

16. Лопатин Е.А., Шкабин Г.С. Волонтёрская деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций (на примере лекторской группы Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021; № 2 (90): 166-172.

17. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

References

1. Safonova E.A. Universitet kak obschestvennyj institut: 'etapy transformacii. Teoriya ipraktika sociogumanitarnyh nauk. 2022; № 3 (19): 43-51.

2. Klark B. Sozdanie predprinimatel'skih universitetov. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019.

3. Zakolodnaya E.E. Duhovno-nravstvennoe obrazovanie buduschih specialistov v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: tradicionnye metody i metaforicheskie sredstva. Minsk: BGUFK, 2023.

4. Vashkevich K.S. Rol' social'no-lichnostnyh kompetencij v formirovanii gotovnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; № 2 (40): 24-26.

5. Krasnova M.Yu. Teoreticheskie aspekty professional'noj podgotovki buduschih bakalavrov profilya «Sportivnyj menedzhment» k organizacii deyatel'nosti sportivnyh volonterov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 168-170.

6. Uvarova N.N., Antonova I.N., Bashhadzhiev T.D. Formirovanie polozhitel'noj motivacii u studencheskoj molodezhi k deyatel'nosti v ob'edineniyah po sportivnomu volonterstvu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-2: 376-379.

7. Uvarova N.N., Vysockaya T.P. Podgotovka sportivnyh volonterov v neprofil'nom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 136-138.

8. Adamova L.E., Abdulova L.M. Vospitatel'nyjprocess v sovremennom vuze. Rostov-na-Donu: Donskoj gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2005.

9. Asadullina A.M. Formirovanie aktivnoj zhiznennoj pozicii obuchayuschihsya sredstvami volonterskogo dvizheniya. Kazanskij vestnikmolodyh uchenyh. 2022; T. 6, № 5: 14-23.

10. Mazilov V.A., Slepko Yu.N. Razvitie social'nyh sposobnostej studentov pedagogicheskogo universiteta. Integraciya obrazovaniya. 2020; T. 24, № 3: 412-432.

11. Shmakov E.S. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti shkol'nikov v Rossii i SShA. Molodezh' i gosudarstvo: nauchno-metodologicheskie, social'no-pedagogicheskie i psihologicheskie aspekiy razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj i rossijskij opyt: sbornik trudov X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2020: 240-244.

12. Gnedash E.S. Formirovanie smysloobrazuyuschej motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza v cifrovom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 22-25.

13. Kozyr' Z.O. Diagnosticheskij instrumentarij i procedura ego konstruktivnogo primeneniya dlya ob'ektivnoj ocenki rezul'tatov realizacii vospitatel'nogo potenciala uchebnogo zavedeniya SPO v processe distancionnogo obucheniya kursantov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 39-42.

14. Solov'ev V.P., Pereskokova T.A Ocenka sootvetstviya lichnostnyh kachestv studentov vybrannoj professii. 'Ekonomika vpromyshlennosti. 2015; № 3: 88-94.

15. Tomilina S.N. Pedagogicheskaya tehnologiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2019; № 3: 36-44.

16. Lopatin E.A., Shkabin G.S. Volonterskaya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya professional'nyh kompetencij (na primere lektorskoj gruppy Ryazanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2021; № 2 (90): 166-172.

17. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 372.881.1

Sanakoeva Z.G., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: zgsanakoeva@fa.ru

THE REVIEW OF A FLIPPED CLASS METHOD OF TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE. The subject of this research is the flipped classroom methodology in teaching foreign languages. The author presents the goals of learning a foreign language in modern society and the tasks that a foreign language teacher faces. The article provides a comprehensive analysis of the methodology under study, including a historical excursus, strengths, weaknesses of the flipped classroom methodology, examples of its implementation in educational institutions. The paper also presents data on the effectiveness of the technique for the development of various types of speech. In conclusion, the author assesses the possibility of implementing the flipped classroom method in the framework of teaching a foreign language to students of a non-linguistic university on the example of the Financial University under the Government of the Russian Federation and comes to the conclusion that under certain conditions the method under study can be successfully applied.

Key words: foreign language, foreign language teaching, foreign language learning, creative teaching, teaching approach, flipped class, flipped classroom, practical implementation

З.Г. Санакоева, преп., Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: zgsanakoeva@fa.ru

АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Предметом исследования данной статьи является методика перевёрнутого класса в преподавании иностранных языков. Автор проводит анализ целей изучения иностранного языка в современном обществе и задач, которые стоят перед преподавателем иностранного языка. В статье проводится комплексный анализ исследуемой методики, включая исторический экскурс, сильные, слабые стороны методики перевёрнутого класса, примеры её имплементации в учебных заведениях. Также в работе приведены данные исследований эффективности методики для развития различных типов речи. В заключение автор приводит оценку возможности имплементации метода перевёрнутого класса в рамках обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза на примере Финансового университета при Правительстве РФ и приходит к выводу, что при определённых условиях исследуемый метод может быть успешно применён.

Ключевые слова: иностранный язык, преподавание иностранных языков, изучение иностранного языка, методика преподавания, перевёрнутый класс

Актуальность данной работы обусловлена потребностью современного педагога в своевременном ознакомлении с последними трендам и методическими разработками для совершенствования своих профессиональных компетенций и увеличения эффективности процесса обучения.

Изучение иностранных языков берёт начало как минимум во времена Древней Греции и Рима. Вплоть до XVI века изучение иностранных языков в

Европе сводилось к изучению латыни. Тогда же появляются первые труды по методологии преподавания. Однако стоит отметить, что вплоть до начала XX века изучение иностранных языков было доступно в основном состоятельным слоям населения и учёным, другими словами, иностранные языки изучали в целом довольно образованные люди, обучение которых в основном сводилось к запоминанию правил грамматики и формированию навыков письменного пере-

вода. Впоследствии сменились цели изучения иностранных языков, а также социальный и образовательный уровни изучающих иностранные языки, что, в свою очередь, привело к изменениям методов обучения. Таким образом, парадигма обучения иностранным языкам сместилась с изучения правил и анализа языка на развитие отдельных языковых компетенций. Дальнейшее развитие аудио- и видеотехники способствовало появлению новых методик обучения иностранным языкам. В XXI веке мы вновь видим скачок технологического развития наряду с ростом числа изучающих иностранные язык при одновременном снижении уровня образованности изучающих иностранные языки, что не могло не привести к появлению новых методик и стратегий обучения иностранным языкам. Многие из этих методов пока считаются нетрадиционными, тем не мнее современный преподаватель должен стремиться к освоению всех доступных методик обучения для повышения уровня профессиональной компетенции и эффективности обучения студентов.

Целью данной работы является анализ метода перевёрнутого класса - современного приема в преподавании иностранных языков,

Задачи:

- изучить современные тренды преподавания иностранного языка;

- обозначить сильные и слабые стороны метода перевёрнутого класса,

- рассмотреть потенциальные сложности работы по данному методу,

- изучить потенциал его имплементации в образовательный процесс в рамках обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза.

Научная новизна статьи заключается в выявлении основных особенностей применения метода перевёрнутого класса в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении специфики применения метода перевёрнутого класса в вузе.

Практическая значимость: показан опыт применения метода перевёрнутого класса в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

Одним из трендов в изучении иностранных языков является изменение целей обучения от простой подготовки к сдаче экзамена до овладения языком на уровне, позволяющем общаться в бытовой и профессиональной среде. Однако в то же время особенностью информационного общества являются доступ, обработка больших объёмов информации. Как следствие, многие обучающиеся испытывают проблемы с концентрацией и мотивацией. Преодоление этих проблем и является одной из основных задач преподавателя в наши дни. Для достижения этой цели преподаватель должен проявлять творческие компетенции и инновационные методы и стратегии преподавания, которые также позволят максимально индивидуализировать процесс обучения. Такие методы и средства мотивации студентов, как ролевые игры, использование аудио-, видеоматериалов, головоломок и мозговых штурмов уже считаются классикой педагогики и методологии [1].

Использование различных современных технологий в ходе подготовки и проведения занятий уже давно является неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку. Без применения современных технологий поддерживать мотивацию студентов становится практически невозможным.

Ещё одной характерной чертой инновационных методов обучения является сочетание и имплементация различных методов, материалов и упражнений таким образом, чтобы студенты были не просто слушателями, но и активными участниками процесса обучения как в ходе занятия, так и за пределами учебного класса [2, с. 4].

Креативному обучению также свойственен процесс, центром которого является студент, а не преподаватель. При этом каждый обучающийся должен иметь достаточную степень автономности в изучении программы и постоянную обратную связь от преподавателя.

Современные методисты разработали несколько методик обучения, которые отвечают данным характеристикам, например, естественный метод (Natural method), предметно-языковое интегрированное обучение (Content and language integrated learning (CLIL)), метод полного физического реагирования (Total Physical Response), метод молчания (Silent way), метод перевёрнутого класса (Flipped class) и др. В данной работе автор проведёт анализ метода перевёрнутого класса.

Flipped Classroom

В рамках традиционных методик преподавания непосредственно на занятии студенты, как правило, получают некую информацию от преподавателя, а дома занимаются анализом полученного материала и выполнением различных заданий. В противоположность этому метод Flipped classroom (рус. «перевёрнутый класс»), который в литературе также называют Flipped class, подразумевает перенос видов деятельности, которые традиционно выполнялись вне аудитории, в класс, и, соответственно, перенос характерных для классной работы видов деятельности - на внеаудиторное время. То есть студенты изучают теоретический материал самостоятельно до занятий, например, с помощью онлайн-видеома-териалов, презентаций, инфографики, текстовых материалов, конспектов и т. д., которые преподаватели заранее готовят и загружают в сеть. А уже на занятии обучающиеся могут проверить своё понимание изученного материала с помощью различных предлагаемых преподавателем практических заданий.

Автором данного подхода считается Нечкина М. В., которая в работе «Повысить эффективность урока» предлагала предоставить обучающимся возможность самостоятельно изучить и проанализировать материалы учебника, а на

занятии позволить им обсудить изученное с преподавателем, задать вопросы и применить полученные знания, выполнив задания по теме [3]. Данный метод применялся некоторыми преподавателями в СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Позднее, уже в 2007 году преподаватели из США Джонатан Бергман и Аарон Самс стали активно применять данный метод на своих занятиях, пытаясь помочь студентам, которые пропускали много занятий. По прошествии времени они заметили, что видеолекции, которые они публиковали онлайн, просматривают не только отстающие студенты, но и те, кто исправно посещал уроки. Метод стал применяться ими на постоянной основе, т. к. данный подход повысил эффективность занятий. Свой опыт Бергман и Самс описали в книге 2012 года «Flip your classroom: Reach every student in every class every day». Также большой вклад в развитие данной методик в 1990-е внесли Алисон Кинг и профессор Гарвардского университета Эрик Мазур, которые на основе методики перевёрнутого урока разработали свою авторскую методику преподавания Peer instruction.

Согласно исследованиям, метод перевёрнутого урока значительно повышает эффективность занятий, а также приводит к улучшению результатов обучающихся в среднем до 20% [4].

В 2014 году университет MEF в Стамбуле объявил, что является первым в мире вузом, полностью перешедшим на обучение студентов по методике перевёрнутого класса. В публикации М. Шахина и К.Ф. Курбан 2019 года приводится анализ работы MEF университета. Согласно данным опроса, проведённого среди студентов и преподавателей в середине второго учебного семестра, большинство респондентов были очень довольны методикой перевёрнутого класса [5]. Кроме того, стоит отметить, что, по данным adscientificindex.com, MEF university, несмотря на свою недолгую историю, близок к попаданию в список 100 лучших университетов Турции.

Преимущества методики перевёрнутого класса

- Возможность уделить больше времени практическим занятиям, особенно в части развития навыков речи (как монологической, так и диалогической). Освоение данных навыков вызывает зачастую больше затруднений у обучающихся. В то же время их сложнее развить вне аудитории.

- Постоянный и полный доступ к учебным материалам позволяет студентам изучать учебный материал и готовиться к занятиям в индивидуальном темпе. Также имея доступ, например, к онлайн-видеолекциям, обучающийся имеет возможность несколько раз прослушать материал, который кажется ему сложным.

- Обучающийся может готовиться к занятиям по тем типам материалов, которые они считают наиболее удобными для них, например, текст или видеолекция, презентация или инфографика и т. д.

- По данным Бергмана и Самса, после имплементации данного метода им стало проще идентифицировать студентов, испытывающих затруднения, т. к. во время групповой коммуникативной работы на практическом занятии затруднения конкретных обучающихся становятся более заметными, и тем самым преподаватель может оперативнее помочь этим студентам.

- Отсутствие пассивного прослушивания во время занятий, при котором задача обучающихcя сводится к прослушиванию и запоминанию (навыки низкого порядка по таксономии Блума) того, что они слышат от преподавателя, позволяет сфокусироваться на развитии навыков более высокого порядка, таких как применение, анализ, оценка и синтез [6, с. 7].

- В рамках изучения курса профессионально ориентированного иностранного языка студенты могут своими вопросами на занятиях развернуть курс в направлении, которое будет максимально эффективным для их профессионального развития и успеха.

- За счёт активного общения между студентами во время аудиторных занятий появляется больше возможностей для обратной связи между студентами, в то время как обратная связь между преподавателем и студентом может при необходимости увеличиваться или уменьшаться [6, с. 8].

- Согласно данным некоторых исследований, применение метода перевёрнутого класса не только не привело к снижению результатов, напротив, авторы исследования наблюдали улучшение результатов на 21% [3].

Недостатки и сложности работы по методу перевернутого класса

Наряду с сильными сторонами, у любой методики есть недостатки. В работе по методу перевёрнутого класса можно выделить следующие слабые стороны и сложности:

- Описанная выше высокая степень автономности студентов часто может стать проблемой, т. к. студенты не всегда готовятся к занятиям, что с учётом особенностей описываемого метода ставит успех всего занятия под угрозу.

- Ещё одна сложность в проведении занятий по данной методике состоит в том, что даже подготовившись к занятиям, изучив все необходимые материалы, студенты не всегда принимают активное участие в практических занятиях.

- Некоторые специалисты считают проблемой и высокую степень зависимости данной методики от технического оснащения как образовательного учреждения, так и непосредственно студентов, и, как следствие, необходимость неких финансовых вложений.

- Преподаватели отмечают, что к данной методике невозможно перейти без большой предварительной подготовки: разработки учебных материалов, видеолекций, конспектов, презентаций и т. д. [7].

- Вместе с тем перед преподавателем стоит задача составить материалы таким образом, чтобы стимулировать и мотивировать студентов к самостоятель-

ному их изучению, особенно в группах с низким уровнем мотивации. Для этого многие специалисты рекомендуют составление дополнительных заданий по учебным материалам, за выполнение которых студенты получали дополнительные оценки, а также интерактивных заданий для повышения уровня мотивации студентов [8].

- Однако не все преподаватели владеют компьютерными технологиями на достаточно высоком уровне для подготовки учебных материалов достаточно высокого качества для студентов.

- По данным исследований, явная связь между улучшением результатов обучающихся и имплементацией метода перевёрнутого класса не всегда прослеживается. В частности, проведенное в 2015 году исследование во главе с Дж. Дженсеном позволило прийти к выводу, что результаты студентов как в группе перевёрнутого класса, так и в традиционной группе улучшились благодаря тому, что в обеих группах больше времени уделялось активному обучению [6, с. 12].

Возможность имплементации

На основе вышеизложенного анализа стоит оценить возможность практической имплементации данного метода для обучения иностранному языку.

В целом автору видится маловероятным полный переход к данному методу в языковом вузе. Однако частичная имплементация, особенно в практических дисциплинах, вполне может быть применена.

В формате неязыкового вуза данный метод может быть применён, например, в группах продвинутого уровня или группах с высоким уровнем мотивации. Например, в Финансовом университете при Правительстве РФ курс иностранного языка выделяет 4 академических часа (2 занятия) в неделю в 1 и 2 семестрах, что позволило бы сформировать некий гибридный формат обучения. К примеру, студенты самостоятельно изучают теоретический материал до занятия, первое занятие в неделю проводилось бы по методике перевёрнутого класса: практическое занятие на основе изученного самостоятельно материала. Задачей преподавателя на практическом занятии является идентификация проблем и затруднений, которые возникают у студентов с различными типами речи и языковыми навыками, а также анализ уровня усвоения материала. Второе занятие в рамках данного гибридного метода стоит посвятить помощи студентам в преодолении идентифицированных ранее преподавателем затруднений.

Например, студентам даётся задание самостоятельно изучить размещённые онлайн материалы по теме «Употребление времён Present Simple и Present

Библиографический список / References

Progressive/Continuous», возможно, выполнить онлайн-упражнения для самопроверки. На занятии преподаватель предлагает студентам выполнить несколько упражнений для проверки уровня знаний, например, задания на выбор правильно видовременной формы глагола, а также перевод предложений с/на русский язык, далее можно предложить задания по развитию навыков устной речи: составление монолога и/или диалога с использованием изучаемых видовременных форм глагола. В ходе занятия преподаватель выступает в роли консультанта, навигатора, анализирует ошибки студентов, выделяет тех, кто испытывает наибольшие затруднения. Таким образом, проанализировав эти данные после занятия, преподаватель сможет разработать план следующего, сделав его максимально эффективным и соответствующим потребностям и уровню конкретной группы.

Подобный подход потенциально может быть не менее эффективен, чем традиционный. Эту теорию подтверждает ряд исследований имплементации данного метода для обучения грамматике английского языка. Исследования Аль-Харби и Альшумаймери и Уэбба и Доман (2016 год), изучавшие эффективность методики перевёрнутого класса в изучении грамматики английского языка, пришли к выводу, что данная методика способствует улучшению достигнутых студентами результатов в части грамматики, а также способствует снижению языковой тревожности и прочих барьеров. [9]. Исследования эффективности метода перевёрнутого класса в развитии навыков письма авторов Жонгген и Гуифанг (2016 год), Гасми и Томас (2017 год) свидетельствуют, что данный метод не только улучшает академические показатели обучающихся, но и способствует большему их вовлечению в учебный процесс [9].

Влияние метода перевёрнутого класса на развитие навыков устной речи рассмотрено в ходе ряда исследований, например, Ли и Жэнг отмечают улучшение навыков устной речи обучаемых. А исследование во главе с Челеби отмечает повышение мотивации студентов в использовании в речи не только активного словаря, но и идиом [9]. Разумеется, необходимо оценить, с какими из описанных ранее сложностями может столкнуться преподаватель в работе по данному методу. Основными будут мотивация студентов и подготовка учебных материалов.

В то же время уровень технического оснащения аудиторий Финансового университета соответствует требованиям данного метода: аудитории оснащены компьютерами и проекторами, университет активно развивает свою онлайн-плат-форму для обучения, которая позволяет размещать различные типы файлов, необходимых обучающимся для подготовки к занятиям, загрузки заданий, выполненных студентами.

1. Kalyani D., Rajasekaran К. Department of Educational Planning and Administration, Tamilnadu Teachers Education University, Karapakkam, Chennai - 600 097, Tamil Nadu, India. Innovative teaching and learning. Journal of Applied and Advanced Research. 2018; № 3 (Suppl. 1): 23-25

2. Suwartono Tono & Herawati, Irma & Suweni Dwi. Creative and Innovative Language Teaching. Tarling Journal of Language Education. 2022; № 6. 1-19. Available at: 10.24090/ tarling.v6i1.6180

3. Nechkina M. Increasing the effectiveness of a lesson. Communist. 1984; № 2: 51.

4. Safapour Elnaz & Kermanshachi, Sharareh & Taneja Piyush. A Review of Nontraditional Teaching Methods: Flipped Classroom, Gamlflcatlon, Case Study, Self-Learning, and Social Media. 2019.

5. Sahin M., Kurban C.F. & Mazur E. The new university model: scaling flipped learning in higher education. FL Global Publishing. 2019.

6. Kerr P. Flipped learning. Part of the Cambridge Papers in ELT series. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

7. Bergmann J. & Sams AFlip your classroom: Reach every student in every class every day. Eugene, or: International Society for Technology in Education. 2012.

8. Sahin M., Kurban C.F. & Mazur E. The new university model: scaling flipped learning in higher education. FL Global Publishing. 2019.

9. Arslan A. A systematic review on flipped learning in teaching English as a foreign or second language. Journal of Language and Linguistic Studies. 2020; № 16 (2): 775-797.

Статья поступила в редакцию 24.01.24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Simeonova N.M., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: me5me5@mail.ru

TEACHING FOREIGN-LANGUAGE DIALOGIC SPEECH TO STUDENTS OF AN ECONOMIC UNIVERSITY BY MEANS OF INTERNET TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK. The article is dedicated to the use of Internet technologies for the development of foreign-language dialogical speech of future economists in the process of independent work. The analysis of modern research on the problems of teaching speech skills in non-linguistic universities, in particular using online resources, is carried out. The methodology of teaching foreign-language dialogic communication in an economic university by means of Internet technologies in the conditions of independent work of students at the stages of preparation, training, practice and self-assessment is presented. Examples of training exercises that can be used at different stages are given. The correlation of the stages of learning speech communication with the stages of development of educational independence of students is shown. It is concluded that Internet technologies are an effective means of developing the communication skills of economics students, which makes it possible to increase the level of foreign language training in general.

Key words: dialogue, dialogic speech, Internet technologies, foreign language, independent work, economic university

Н.М. Симеонова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: me5me5@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена вопросам использования интернет-технологий в целях развития иноязычной диалогической речи будущих экономистов в процессе самостоятельной работы. Проведен анализ современных исследований, посвященных проблемам обучения речевым навыкам в неязыковых вузах, в частности с использованием онлайн-ресурсов. Представлена методика обучения иноязычному диалогическому общению в экономическом вузе средствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.