Научная статья на тему 'Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья'

Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / DEVIATIONS IN THE STATE OF HEALTH / ОГРАНИЧЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / MOTOR FUNCTIONS / METHODICAL METHODS / LIMITATIONS IN THE STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карева Галина Вячеславовна, Сбитный Сергей Николаевич

Принимая во внимание современные тенденции отечественной образовательной политики, касающейся полноценного учета возможностей лиц, имеющих различные формы и степень ограничений в состоянии здоровья, основной задачей физического воспитания в вузе становится разработка новых и эффективное использование имеющихся методических средств и приемов при реализации потенциала адаптивной физической культуры в рамках освоения образовательных программ учреждений высшего образования. На этапе студенчества, также, как и в рамках школьного образования, данная проблема сохраняет свою актуальность. Это происходит в связи с тем, что студенческий возраст как период, который еще сохраняет некоторую так называемую «пластичность» в воспитательно-образовательных целях и является наиболее сознательно организованным периодом жизнедеятельности студентов, достаточно тесно связан с повышенной мотивацией к здоровому образу жизни, приобщении к нему, формированием более осознанной ответственности к своему здоровью и увеличению его количественных показателей. В статье рассматривается специфика отклонений в функциональном состоянии лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы занятия адаптивной физической культурой. Автором приведена классификация отклонений в состоянии здоровья, а также приведены приемы адаптивной физической культуры, имеющие коррекционную, восстановительную, развивающую и сохранность обеспечивающую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карева Галина Вячеславовна, Сбитный Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODOLOGICAL RECEPTIONS USED AT ACTIVITIES OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE WITH STUDENTS HAVING LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Taking into account the current trends in the national educational policy concerning the full consideration of the capabilities of people with various forms and the degree of limitations in health, the main task of physical education at the university is the development of new and effective use of available tools and techniques in realizing the potential of adaptive physical culture in the framework of the development of educational programs of institutions of higher education. At the stage of students, as well as in the framework of school education, this problem remains relevant. This is due to the fact that the student age as a period that still retains some so-called "plasticity" in educational and educational purposes and is the most consciously organized period of the life activity of students is closely related to increased motivation for a healthy lifestyle, the formation of a more conscious responsibility to their health and increase its quantitative indicators. The article deals with the specifics of deviations in the functional state of persons with disabilities, which are recommended to engage in adaptive physical training. The author cites the classification of deviations in the state of health, as well as the methods of adaptive physical training, which have corrective, restorative, developing and safety providing orientation.

Текст научной работы на тему «Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья»

педагогические науки

Карева Галина Вячеславовна, Сбитный Сергей Николаевич АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ...

УДК 378.17

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

© 2018

Карева Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный технический университет (241035, Россия, Брянск, бульвар 50-лет Октября, 7, e-mail: kareva.galya@mail.ru) Сбитный Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой «Физическое воспитание» Брянский государственный инженерно-технологический университет (241035, Россия, Брянск, пр-т Ст. Димитрова, 3, e-mail: Sbitniy2010@yandex.ru)

Аннотация. Принимая во внимание современные тенденции отечественной образовательной политики, касающейся полноценного учета возможностей лиц, имеющих различные формы и степень ограничений в состоянии здоровья, основной задачей физического воспитания в вузе становится разработка новых и эффективное использование имеющихся методических средств и приемов при реализации потенциала адаптивной физической культуры в рамках освоения образовательных программ учреждений высшего образования. На этапе студенчества, также, как и в рамках школьного образования, данная проблема сохраняет свою актуальность. Это происходит в связи с тем, что студенческий возраст как период, который еще сохраняет некоторую так называемую «пластичность» в воспитательно-образовательных целях и является наиболее сознательно организованным периодом жизнедеятельности студентов, достаточно тесно связан с повышенной мотивацией к здоровому образу жизни, приобщении к нему, формированием более осознанной ответственности к своему здоровью и увеличению его количественных показателей. В статье рассматривается специфика отклонений в функциональном состоянии лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы занятия адаптивной физической культурой. Автором приведена классификация отклонений в состоянии здоровья, а также приведены приемы адаптивной физической культуры, имеющие коррекционную, восстановительную, развивающую и сохранность обеспечивающую направленность.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, студенты, методические приемы, отклонения в состоянии здоровья, ограничения в состоянии здоровья, двигательные функции.

ANALYSIS OF METHODOLOGICAL RECEPTIONS USED AT ACTIVITIES OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE WITH STUDENTS HAVING LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

© 2018

Kareva Galina Vyacheslavovna, сandidate of рedagogical sciences, assistant professor Bryansk State Technical University (241035, Russia, Bryansk, boulevard 50 years of October, 7, e-mail: kareva.galya@mail.ru) Sbitniy Sergey Nikolaevich, сandidate of рedagogical sciences, assistant professor, Head of the department «Physical education» Bryansk State Engineering and Technology University (241035, Russia, Bryansk, Prospect St. Dimitrova, 3, e-mail: Sbitniy2010@yandex.ru)

Abstract. Taking into account the current trends in the national educational policy concerning the full consideration of the capabilities of people with various forms and the degree of limitations in health, the main task of physical education at the university is the development of new and effective use of available tools and techniques in realizing the potential of adaptive physical culture in the framework of the development of educational programs of institutions of higher education. At the stage of students, as well as in the framework of school education, this problem remains relevant. This is due to the fact that the student age as a period that still retains some so-called "plasticity" in educational and educational purposes and is the most consciously organized period of the life activity of students is closely related to increased motivation for a healthy lifestyle, the formation of a more conscious responsibility to their health and increase its quantitative indicators. The article deals with the specifics of deviations in the functional state of persons with disabilities, which are recommended to engage in adaptive physical training. The author cites the classification of deviations in the state of health, as well as the methods of adaptive physical training, which have corrective, restorative, developing and safety providing orientation.

Keywords: adaptive physical culture, students, methodical methods, deviations in the state of health, limitations in the state of health, motor functions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Специфика соматических заболеваний, которая рассматривается как прерогатива определения студента в группу, занятия в которой строятся, исходя из принципов и направленности адаптивной физической культуры, проявляется в различных психофизиологических, сенсорных, двигательных нарушениях различной степени, вызывающих вторичные отклонения в состоянии здоровья студентов, чем определяют уровень и сохранность функциональных возможностей занимающихся. Уровень здоровья, его качественные и количественные характеристики, соответственно, лимитируют двигательную активность студентов и становятся своеобразным предписанием индивидуально-, а также дифференцированно-ориентированных подходов при использовании методических средств и приемов с целью профилактического, коррек-ционного или компенсаторного воздействия в процессе обучения в рамках занятий адаптивной физической культурой. Это предвосхищает анализ существующей классификации, позволяющей идентифицировать при-

емы и средства адаптивной физической культуры с тем или иным соматическим заболеванием, которые наблюдаются у обучающихся [1].

Анализ исследований и формулирование целей статьи. Так, в практике преподавания адаптивной физической культуры для студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья на уровне соматических проявлений, выделяют следующие методики, каждая из которых имеет свои специфические средства и приемы воздействия для решения оздоровительных, коррекци-онное или компенсаторное воздействие, ориентированное на формирование компетенций, предусмотренных соответствующей дисциплиной:

-методика адаптивной физической культуры для лиц с нарушениями зрения, предусматривающая специфику зрительных дисфункций у студентов и предполагающая методы и приемы обучения и коррекции, включая использование и развитие сохранных анализаторов; помимо этого, методика предполагает учет особенностей регулирования физической, психофизической и психофизиологической нагрузки студентов;

Kareva Galina Vyacheslavovna, Sbitniy Sergey Nikolaevich ANALYSIS OF METHODOLOGICAL RECEPTIONS ...

pedagogical sciences

-методика адаптивной физической культуры для лиц, имеющих нарушения слуха, которая, в свою очередь, подразумевает учет взаимосвязи вестибулярного и слухового анализаторов при использовании методов и средств адаптивной физической культуры, а также коррекцию двигательных нарушений, опосредованных нарушениями работы слухового анализатора; методика также предопределяет компенсаторное воздействие посредством развития сохранных анализаторов и компенсаторных механизмов оздоровительными средствами физического воспитания;

-методика адаптивной физической культуры для лиц, имеющих с неярко выраженными признаками общего недоразвития и легкой степенью умственной отсталостью, которая подразумевает коррекцию нарушений с помощью специально подобранных коррекционно-раз-вивающих средств, а также дополнительного физкуль-турно-спортивного образования студенческой молодежи;

-методика адаптивной физической культуры при поражении спинного мозга, направленная на оценку неврологического и адаптационного статуса и использовании методов двигательной реабилитации с включением дополнительных технических методов;

-методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей, имеющая свои методические особенности во всех видах физических упражнений, подвижных и спортивных играх;

-методика адаптивной физической культуры в образовательных учреждениях профессионального образования для студентов, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам (но не имеющих врожденные пороки физического развития и травмы, усугубляющие физический статус), имеющих низкий уровень развития физических качеств по причине систематического освобождения от занятий физической культурой ранее; к данной группе студентов относят лиц, имеющих хронические заболевания, среди которых достаточно распространены терапевтические, хирургические, неврологические, офтальмологические; также к данной группе студентов, которым рекомендованы занятия дисциплинами, включающими методические средства и приемы адаптивной физической культуры (например, «Элективные курсы по физической культуре (адаптационная) в вузе) относят студентов с заболеваемостью по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания. Выделенные категории отклонений в состоянии здоровья обучающихся определил цель нашего исследования. Посвященного анализу методических приемов в работе со студентами в рамках адаптивной физической культуры [2; 3, с. 114; 4].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов В процессе физкультурно-оздоровительной и адаптационной деятельности с данными категориями лиц используются практически все методы обучения. Однако, каждый из них характеризуется своим специфическим набором средств и методических приемов, характерных именно для данной группы отклонений в состоянии здоровья. Так, например, рассматривая категорию студентов, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора используют приемы, варьирующиеся в зависимости от физических возможностей студента, запаса двигательных умений и навыков, а также пространственной ориентировки и умения эффективно пользоваться остаточным зрением. Как пример использования специфических приемов можно рассмотреть их особенность в рамках метода практических упражнений:

-более многократное повторение изучаемого движения (в сравнении с нормально видящими) для закрепления умения и формирования необходимого навыка; -выполнение упражнения по частям с обеспечением

комфортности, безопасности и надежности страховки для занимающегося;

-выполнение упражнений или игровых элементов в облегченных условиях (легкие гантели, низкая горка, наличие опоры, ограждение площадки и т.п.);

-использование упражнений или игровых элементов в парах для обеспечения тактильного контакта;

-использование на занятиях звуковых ориентиров, которые сопровождают передвижение (здесь также могут быть использованы осязательные или обонятельные ориентиры: компенсаторное использование сохранных анализаторов);

-использование методических приемов, направленных на дифференциацию тактильных ощущений, а также имитационных (подражательных) упражнений или эффекта «лидера» (например, шаги которого слышны впереди и пр.).

Необходимо помнить, что у слабовидящих студентов затруднены возможности соотнесения реального образа предмета или явления с их представлениями. В связи с этим такие приемы как упражнения-имитации будут способствовать развитию правильного восприятия окружающей реальности [5].

Так как компенсаторное восприятие у лиц с нарушениями зрения идет с помощью слухового анализатора и осязания, они должны слышать и ощупывать то, о чем говорит педагог с целью создания реального образа и признаков, его определяющих. При выполнении упражнений или элементов для данной категории студентов важны тактильные ощущения. Они будут выступать ориентирами для развития зрительного восприятия образа.

Подготовительная работа в области использования средств адаптивной физической культуры будет направлена на развитие сравнительного восприятия образа и действия, что обеспечит создание благоприятных условий для идентификации образа, действия или признака в сознании и представлениях таких студентов.

Анализируя методические приемы, используемые для категории студентов с нарушениями слуха, необходимо отметить, что компенсаторное восприятие в данном случае идет с помощью зрительного анализатора, в связи с чем студенты должны видеть то, что им предстоит выполнять, то есть необходима специфическая словесно-наглядная инструкция, при которой занимающиеся должны хорошо видеть движения губ, мимику и жесты преподавателя. При выполнении, например, игровых элементов необходимо повторение вслух речевых ориентиров.

Необходимо также отметить, что в процессе использования средств адаптивной физической культуры со студентами данной категории часто применяют методические приемы коррекции и развития координационных способностей с помощью скоростно-силовых упражнений, а также коррекции вестибулярной функции и равновесия. Это является важным в связи с тем, чтобы помочь таким лицам преодолевать чувство страха в процессе движения, совершенствовать умение дифференцировать усилие и расстояние, а также глазомер и чувство ритма (пространственные и ритмические параметры).

Так, среди наиболее часто используемых приемов в работе со студентами, имеющими отклонения в работе слухового анализатора, можно выделить такие как:

-приемы коррекции и развития с помощью скорост-но-силовых упражнений: прыжковые элементы через различные предметы, расположенные на одинаковом и разном расстояниях; многоскоки (для достижения чувства ритма и согласованности движений рук и ног; прыжковые элементы на подкидном мостике или на батуте для преодоления чувства страха и развития способности к дифференциации пространственных параметров; и мн. др.;

-приемы коррекции и развития координационных способностей: спрыгивание с приземление в обозначен-

100

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Карева Галина Вячеславовна, Сбитный Сергей Николаевич АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ...

ное место; прыжковые элементы с доставанием подвешенного предмета и пр.

-беговые и имитационные упражнения в обычных и облегченных условиях: из различных исходных положений с проговариванием исходной позиции; беговые упражнения по кругу с изменением диаметра дистанции по ориентиру; передвижением на лыжах по ковровому покрытию (то же самое на коньках) и мн. др.;

-приемы коррекции функции вестибулярного аппарата: прием резкой остановки, вращения вокруг шеста или каната, кувырки и прыжки вокруг своей оси и пр. [6].

Достаточно хороший эффект для лиц с нарушениями слуха имеют подвижные и спортивные игры с заданной сюжетной основой или профессионально ориентированной ситуацией (например, «запрыгивание на движущийся конвейер» и т.д.).

Приемы профилактической и оздоровительной деятельности для лиц, имеющих признаки общего недоразвития и умственной отсталости исходят из специфики задач адаптивной физической культуры для данной категории лиц. Основная классификация методических приемов основана на их следующих особенностях:

-приемы, направленные на согласованные движения рук и ног;

-приемы, направленные на согласованность движения и дыхания;

-приемы, направленные на компенсацию утраченных или нарушенных двигательных функций;

-приемы профилактики соматических нарушений (осанки, плоскостопия, речевого дыхания и т.д.);

-приемы развития и коррекции психических и сен-сорно0перцептивных способностей (дифференцировка сигналов, зрительная и слуховая память и внимание и пр.).

Помимо данных групп методических приемов в работе со студентами данной категории используют методические средства и приемы, направленные на укрепление всех систем организма.

Особую группу методов, средств и приемов составляют те, которые используются в работе с лицами, имеющими поражения спинного мозга. Как правило, среди студентов, достаточно редко встречаются подобные обучающиеся, но тем не менее, необходимо знать, что методические приемы адаптивной физической культуры в работе с ними делятся на традиционные (пассивные и активные движения конечностей, приемы активных упражнений для сохранных групп мышц и пр.), дополнительные технические приемы (с использованием различного оборудования) и приемы тренажерных методов воздействия (подвесные системы для обеспечения принятия различных поз, локомоторной активности и пр.)

[7; 8].

Для групп лиц, имеющих врожденные аномалии или перенесших ампутацию конечностей, существуют свои определенные задачи при занятиях адаптивной физической культурой, которые направлены на использование таких средств и приемов как:

-приемы формирования фонда двигательных умений с уменьшением выраженности или предупреждения прогрессирования дальнейших деформаций;

-специальные приемы для подготовки конечностей к протезированию;

-коррекционные, профилактические, восстановительные средства и приемы, учитывающие основные ло-комоции (ходьба, бег, лазание, ползание, передвижения с помощью спортивного инвентаря и т.д.) [9].

Для групп студентов, определенных по результатам медицинских комиссий как тех (не имеющих ярко выраженных отклонений в состоянии здоровья и аномалий развития), для которых рекомендованы занятия адаптивной физической культурой или рамками дисциплины «Элективные курсы по физической культуре (адаптационная)» используются те же средства и мето-

ды физического развития и профилактики нарушений здоровья, что и со студентами основных групп. Однако, требования к достижению уровня сформированности физических качеств, определенных двигательных способностей для них существенно снижены и отражены в фондах оценочных средств.

Выводы исследования. Таким образом, подводя итоги статьи, можем еще раз отметить, что потенциал адаптивной физической культуры является достаточно мощным средством сохранения и преумножения здоровья студентов. Разнообразие средств и приемов, направленных на поддержание и совершенствование двигательных функций лиц с отклонениями в состоянии здоровья студентов способствует эффективному решению реабилитационных, коррекционных, профилактических и обеспечивающих сохранность функций, а также преумножение здоровья задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонова, И. В. Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / И. В. Антонова. - 2017.

- Режим доступа:https://nsportal.m/npo-spo/obrazovame-ipedagogika/library/2017/05/12/adaptiv

2. Ечевская, О. В. Адаптивное физическое воспитание студентов специальной медицинской группы (на примере педагогического колледжа) / О. В. Ечевская, Г. И. Дерябина // Вестник ТГУ. - 2011. - №9. - С. 90-94.

3. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

4. Чудная, Р. В. Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная. - К.: Наукова думка, 2000. - 360 с.

5. Шапкова, Л. В. Характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре / Л. В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. - 2002. - № 1. - С. 16-20.

6. Карпов, В. Ю. Проектирование содержания и методики учебных занятий по физическому воспитанию коррекционной направленности со студентами специальных медицинских групп / В. Ю. Карпов, Ю. И. Сапожникова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2008. - №8. - С.41-44.

7. Мараховская, О. В. Специфика занятий лыжной подготовкой с применением игрового метода для лиц с отклонением в состоянии здоровья / О. В. Мараховская // Омский научный вестник. - 2014. - №5 (132). - С.162-165.

8. Межман, И. Ф. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры / И. Ф. Межман, Н. В. Ухина // Молодой ученый. - 2015. - №18. - С. 427-429.

9. Хомутов, Г. А. Адаптивная физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Дисс...канд. пед. наук / Г. А. Хомутов.

- Санкт-Петербург, 1999. - 231 с.

Статья поступила в редакцию 01.02.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.