Научная статья на тему 'Современные аспекты инклюзивного физического воспитания в высших учебных заведениях гуманитарного профиля'

Современные аспекты инклюзивного физического воспитания в высших учебных заведениях гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ВУЗ / СТУДЕНТ / ИНВАЛИД / РЕАБИЛИТАЦИЯ / INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION / HEALTH-FRIENDLY ENVIRONMENT / UNIVERSITY / STUDENT / THE DISABLED / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асмолов И. Ю., Журавская Н. В., Махонин Е. В., Сиротинина Р. Л.

В результате исследования выделены наиболее типичные для инклюзивной физической культуры группы методов, применяемые в процессе обучения в высших учебных заведениях гуманитарного профиля. В работе обобщены функции, которые реализуются в инклюзивной физической культуре и обладающие приоритетными значениями для лиц с ограниченными возможностями. Впервые для института культуры определены основные компоненты для создания здоровьесберегающей образовательной среды на основе целей и задач физического воспитания студенческой молодёжи, имеющей отклонения в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асмолов И. Ю., Журавская Н. В., Махонин Е. В., Сиротинина Р. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION AT HUMANITARIAN UNIVERSITIES

The article identifies methods which are typical for inclusive physical education and applied in the educational process at humanitarian universities. The authors summarize the functions that are implemented in the inclusive physical education and are of priority for people with disabilities. For the first time for the Institute of Culture, the main components for the creation of health-friendly educational environment according to the goals and objectives of physical education of students with disabilities are specified.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты инклюзивного физического воспитания в высших учебных заведениях гуманитарного профиля»

УДК 378 АСМОЛОВ И.Ю.

доцент кафедры физической культуры, Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected] ЖУРАВСКАЯ Н.В.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры физической культуры, Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected] МАХОНИН Е.В.

кандидат биологических наук, доцент, проректор по науке и международным связям, Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected] СИРОТИНИНА Р.Л.

доцент, кафедра физической культуры, Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected]

UDC378 ASMOLOV I.Y.

Associate Professor at the Department of Physical Education,

Orel State Institute of Culture E-mail: [email protected] ZHURAVSKAYA N.V. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head at the Department of Physical Education, Orel State Institute

of Culture E-mail: [email protected] MAKHONIN E.V.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Science and International Relations, Orel State

Institute of Culture E-mail: [email protected] SIROTININA R.L.

Associate Professor at the Department of Physical Education,

Orel State Institute of Culture E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

MODERN ASPECTS OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION AT HUMANITARIAN UNIVERSITIES

В результате исследования выделены наиболее типичные для инклюзивной физической культуры группы методов, применяемые в процессе обучения в высших учебных заведениях гуманитарного профиля. В работе обобщены функции, которые реализуются в инклюзивной физической культуре и обладающие приоритетными значениями для лиц с ограниченными возможностями.

Впервые для института культуры определены основные компоненты для создания здоровьесберегающей образовательной среды на основе целей и задач физического воспитания студенческой молодёжи, имеющей отклонения в состоянии здоровья.

Ключевые слова: инклюзивная физическая культура, здоровьесбережение, вуз, студент, инвалид, реабилитация.

The article identifies methods which are typical for inclusive physical education and applied in the educational process at humanitarian universities. The authors summarize the functions that are implemented in the inclusive physical education and are of priority for people with disabilities.

For the first time for the Institute of Culture, the main components for the creation of health-friendly educational environment according to the goals and objectives of physical education of students with disabilities are specified.

Keywords: inclusive physical education, health-friendly environment, University, student, the disabled, rehabilitation.

Характерная реалиям сегодняшнего дня переоценка роли личности в развитии общества связана с происходящими в стране важнейшими общественно-политическими процессами, такими как социализация, гуманизация, толерантность и т.д. Именно эти процессы не только вскрыли одну из достаточно сложных проблем современности -проблему людей с ограниченными возможностями здоровья, но и привлекли к ней внимание не только политиков, ученых, общественных деятелей, но и широких слоев населения страны.

Проблематика полной или частичной дееспособности является глобальной, свойственной практически всем странам, вне независимости от уровня их экономического и социального развития. Причем по реализуемой тем

© Асмолов И.Ю., Журавская Н.В., Махонин Е.В., Сиротинина Р.Л. © Asmolov I.Y. Zhuravskaya N.V., Makhonin Е.У., Sirotinina R.L.

или иным государством социальной политике в отношении людей с ограниченными возможностями судят о его цивилизованности.

В настоящее время сторонники инклюзивного образования широко поддерживают идею о том, что студенты с особыми образовательными потребностями должны иметь возможность участвовать в учебном процессе в обычных аудиториях. При этом, национальная политика в области образования сегодня играет важную роль в формировании отношения педагогов к инклюзивному образованию [6].

«Все это приводит к необходимости разработки комплексных программ по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей челове-коведческих знаний, введения новых учебных дисциплин.

В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебной и образовательной сферах, что именно и приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики в этом направлении» [4].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому обучающемуся адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание, определил как одну из самых приоритетных. Причем решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе со студентами, имеющими нарушения в развитии» [6].

Переходя к рассмотрению роли и места физической культуры в образовательном процессе с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, необходимо напомнить о таком насущном на сегодня термине как «инклюзивное образование» «(франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для лиц с особыми потребностями» [2].

В отличие от физической культуры объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования в инклюзивной физической культуре, является не здоровые, а люди с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и инвалиды. Все это зачастую требует значительной, а в отдельных случаях и принципиальной, трансформации задач, принципов, средств, методов и другого методологического обеспечения базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - «инклюзивная физическая культура» [4].

«Педагогический и социальный смысл инклюзивного физического воспитания включает в себя физкультурное воспитание и самовоспитание личности обучающегося, телесное, психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности и работоспособности, общефизических и координационных способностей, развитие познавательных и творческих способностей, отказ от вредных привычек, привлечение к систематическим занятиям спортом, играми, двигательной рекреации» [5].

«С социальных позиций инклюзивное физическое воспитание представляет собой часть государственной политики, направленной на комплексную реабилитацию, улучшение качества жизни данной категории обучающихся, их социализацию и интеграцию в общество, максимальное повышение дееспособности в образовательной, культурной, бытовой, профессиональной деятельности» [4].

С позиции личности обучающегося - эта многогранная деятельность, удовлетворяющая естественную потребность в движении, игре, общении, эмоциях, самоутверждении, признании, креативном самовыражении, получении знаний, умений и опыта использования физических упражнений в условиях повседневной жизни, быта и отдыха.

«Иными словами инклюзивная физическая культура - это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств инвалида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов» [2].

«Именно в инклюзивной физической культуре со всей очевидностью обнаруживается нецелесообразность ориентации деятельности занимающегося только преимущественно на физические (телесные) компоненты личности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида» [7].

В данном контексте на первое место выходят проблемы привлечения всех возможных средств и методов инклюзивной физической культуры для коррекции имеющегося у человека дефекта, выработки необходимых компенсаций, профилактики существующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, или, другими словами, проблемы комплексной реабилитации и интеграции в обществе человека, имеющего дисфункции в состоянии здоровья.

Таким образом, инклюзивная физическая культура, являясь частью физической и общечеловеческой культуры, выполняет важные социальные и педагогические функции духовного и физического развития и самореализации лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Совокупность методов и форм инклюзивной физической культуры в гуманитарном вузе направлена на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных и иных задач.

«Наиболее типичными для инклюзивной физической культуры являются следующие группы методов:

• методы формирования знаний;

• методы обучения двигательным действиям;

• методы развития физических качеств и способностей;

• методы воспитания личности;

• методы педагогического воздействия;

• методы организации взаимодействия педагога и занимающихся» [4].

Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные методические приемы, отражающие определенную специфику. Именно выбор методических приемов реализует индивидуальный подход с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличие или отсутствие сопутствующих и вторичных нарушений, возраста, физического и психического развития, способности к обучению, медицинских показаний и противопоказаний т.п.

Разумное использование комплекса методов и методических приемов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии. В основе их лежат закономерности обучения, целесоо-

бразность комплексного решения учебно-воспитательных задач, обще- и специально- методические принципы.

Здесь представляется уместным напомнить о том, что реализуемые в соответствии с основными задачами образования и воспитания обучающихся принципы являются составной частью методологии обучения и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности.

Принципы инклюзивной физической культуры, отображенные на рисунке 1, служат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания образовательных технологий в соответствии с ее целями.

Также следуем отметить, что в инклюзивной физической культуре могут быть выделены следующие группы её функций:

- педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями;

Принципы инклюзивной физической культуры в гуманитарном вузе

^ЕЕ

Социальные

гуманистич еекой напр авленно ста непр ерывноети физкультурного

Общеметодические

• научно ста

Специ аль но- методические

• Диагностирования

• дифференциации и индивидуализации

• коррекционно-

доступности

интеграции приоритетной роли микросоциума

напр авленно ста компенсаторной напр авленно ста учета возрастных особенностей

Рис. 1. Основные компоненты инклюзивной физической культуры в гуманитарном вузе.

- социальные, как результат совместной деятельности с другими социальными институтами.

На рисунке 2 приведены функции и функциональные компоненты инклюзивной физической культуры.

При этом выше приведен не полный перечень функций, а лишь такие, которые обладают приоритетным значением для данной категории лиц.

Вышеизложенное позволяет определить основные цели и задачи инклюзивной физической культуры в гуманитарном вузе - информированность студентов об организации, структуре, содержании, современных технологиях и передовой практике воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных нозологических групп и сформированности у данной категории необходимых знаний и умений.

Кроме того, обучающимся предоставляется возможность ознакомления с гигиеническими требованиями и материально-техническим обеспечением занятий инклюзивной физической культурой.

Поскольку новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными функциональными возможностями, то это потребует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.

Функции инклюзивной физической культуры

Педагогические

• коррекционно -

компенсаторная подготовительная

• профилактическая • лечебно -

• образовательная восстановительная

• воспитательная • творческая

• ценноетно- • рекреативно -

о риентационная оздоровите льная

• спортивная и

Социализирующая Интегративная К оммуникативная зрелищная и

Рис. 2. Приоритетные функции и функциональные компоненты инклюзивной физической культуры в гуманитарном вузе.

На примере нашего образовательного учреждения, на сегодняшний момент с высокой долей вероятности, представляется возможность говорить о том, что для студентов вузов гуманитарной сферы наиболее востребованным является такое содержание занятий по инклюзивной физической культуре, которое позволяет удовлетворить их потребности по коррекции структуры тела и фигуры (шейпинг, аэробика, ритмическая гимнастика и т.д.); психического состояния (танцевальные упражнения, психогимнастические комплексы, двигательные программы и др.); остроты зрения (гимнастика для глазодвигательных мышц и др.). Хотя некую их вариабельность в будущем исключать не стоит.

По нашему мнению, сегодня необходимо концептуально осмыслить и обосновать сущность и содержание, основы и функции, а также определить стратегические цели и задачи физического воспитания студенческой молодёжи, имеющей отклонения в состоянии здоровья. В образовательных учреждениях целью как общего физического воспитания в целом, так и инклюзивного в частности, является целостное развитие физической культуры на основе создания здоровьесберегающей образовательной среды, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

«Она ориентирована на решение следующих задач: а) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде в студенческой среде ценностей здорового стиля жизни; б) развитие инфраструктуры инклюзивной физической культуры, материального и информационного обеспечения учебного процесса; в) включение здоровьесберегающей образовательной среды для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями в оценочную шкалу инновационного развития вуза; г) развитие сектора оздоровительных услуг, обеспечивающих полноценную реализацию личностного потенциала всех обучающихся; д) повышение конкурентоспособности молодежи за счет получения первичного опыта в организации физкультурного движения и формирования базовых личностных социальных компетенций; е) приобретение опыта конструктивного, социально-значимого участия в организации спортивной работы» [1].

Как представляется, формирование личности обучающегося со специфическими проблемами развития, вызванными нарушением одной из систем организма и ее функций, происходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. На этом фоне и проявляются потенциальные возможности инклюзивной физической культуры, как важнейшего компонента

в целостной системе адаптации обучающегося не только к предстоящей профессиональной деятельности, но и к самому существованию в современном социуме.

Таким образом, инклюзивная физическая культура как в целом, так и все ее компоненты в частности, призваны с помощью рационально организованной двигательной активности, как естественного стимула жизнедеятельности,

используя сохраненные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и духовные силы, максимально детерминировать реальные возможности организма и личности для полноценной жизни, самореализации и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей.

Библиографический список

1. Асмолов И.Ю. Современные детерминанты здоровьесохраняющей образовательной среды: монография / И.Ю. Асмолов, Н.В. Журавская, Е.В. Махонин, Р.Л. Сиротинина. Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2015. 242с.

2. Валиуллина О.В. Адаптивная физическая культура обучающихся с ограниченными возможностями: учебно-методическое пособие / О. В. Валиуллина, Н. Ф. Семерханова, О.Д. Адова. Уфа.: Башкирский ГАУ 2016. 164 с.

3. Галеев И.Ш. Компоненты формирования здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении: учеб.пособие .- Казань: КФУ 2011. 62 с.

4. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П.Евсеев, Л.В.Шапкова. М.: Советский спорт, 2000. 297c.

5. Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов»(17-18 ноября 2011года) / Отв.ред.: М.Я. Виленский, С.И.Филимонова. М.:, 2011. 316 с

6. RUSANESCU, Alina Gabriela; SORA, Ana Maria; STOICESCU, Marius. Comparative Study on Approaching Inclusive Physical Education from the Perspective of Alternative Pedagogies. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensional [S.l.], v. 10, n. 1, Pp. 123-135, apr. 2018. ISSN 20679270. Available at: http://lumenpublishing.com/journals/index.php/rrem/ article/view/608. Date accessed: 16 may 2018.

7. http://nauka-pedagogika.com/tfixzz5QK0axTZs

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Asmolov I.Y., Zhuravskaya N.V., Makhonin E.V., Sirotinina R.L. Sovremennye determinanty zdorov'esokhranyayushhej obrazovatel'noj sredy: monografija. Monografija [Modern Determinants of Health-friendly Educational Environment. Monography]. Orel, Orel State University, 2015. 242 p. (in Russian).

2. Valiullina O.V., SemerkhanovaN. F., Adova O.D. Аdaptivnaya fizicheskaya kul'tura obuchayushhikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami. [Adaptive Physical Education of Students with Disabilities]. Ufa, Bashkir State Agrarian University, 2016. 164 p. (in Russian).

3. Galeev I.S. Komponenty formirovaniya zdorov'esberegayushhej sredy v vysshem uchebnom zavedenii. [Components for the Creation of Health-friendly Educational Environment at the University]. Kazan, Kazan University, 2011. 62 p. (in Russian).

4. Evseev S.P., Shapkova L.V. Аdaptivnaya fizicheskaya kul'tura. [Adaptive Physical Education of Students with Disabilities]. Moscow, Sovetsky Sport, 2000. 297 p. (in Russian).

5. Materials of reports of the all-Russian scientific-practical conference «on increasing the role of physical culture and sports in the development of students 'personality»(17-18 November 2011) / Resp.edited by: M. Y. Vilensky, S. I. Filimonov. M.: 2011. 316 p.

6. RUSANESCU, Alina Gabriela; SORA, Ana Maria; STOICESCU, Marius. Comparative Study on Approaching Inclusive Physical Education from the Perspective of Alternative Pedagogies. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala, [S.l.], v. 10, n. 1, Pp. 123 -135, apr. 2018. ISSN 20679270. Available at: http://lumenpublishing.com/journals/index.php/rrem/ article/view/608. Date accessed: 16 may 2018.

7. http://nauka-pedagogika.com/tfixzz5QK0axTZs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.