Научная статья на тему 'Анализ механизмов возникновения и диффузии инноваций как источников эволюции экономических систем'

Анализ механизмов возникновения и диффузии инноваций как источников эволюции экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонасова Маргарита Алексеевна

Рассматриваются и анализируются современные подходы к исследованию механизмов возникновения и распространения инноваций с позиций эволюционной теории и системного анализа. Обосновывается тезис, что движущей силой экономической эволюции и процесса социально-экономического развития является поток непрекращающихся инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ механизмов возникновения и диффузии инноваций как источников эволюции экономических систем»

М.А. Афонасова

Анализ механизмов возникновения и диффузии инноваций как источников эволюции экономических систем

Рассматриваются и анализируются современные подходы к исследованию механизмов возникновения и распространения инноваций с позиций эволюционной теории и системного анализа. Обосновывается тезис, что движущей силой экономической эволюции и процесса социально-экономического развития является поток непрекращающихся инноваций.

Среди теоретических направлений современной экономической науки широко известны классическая (ортодоксальная) экономика и вытекающие из нее течения — либеральная экономика и mainstгeem. Однако в последнее время все большую популярность приобретают альтернативные направления — эволюционная и синергетическая экономика, которые строятся на основе теории развивающихся систем и положения которых соответствуют исходным положениям естественных наук. Эволюционная экономическая теория рассматривает экономическое развитие как необратимый процесс нарастания сложности, многообразия и продуктивности производства за счет периодически повторяющейся смены технологий, видов продукции, организаций и институтов, и она адекватно (в отличие от ортодоксии) воспринимает особенности технологически прогрессирующей экономики [1]. Экономическая эволюция протекает во времени на всех уровнях экономики, хотя и с разной скоростью, ее двигателем является конкуренция, ее ресурсами — энергия, информация и материалы, черпаемые из окружающей среды.

Экономическая эволюция значительно отличается по своим свойствам от эволюции Вселенной и биологической эволюции. Основной источник этого отличия — действия человека, наделенного изменяющимся сознанием, способным опосредованно, через труд, капитал и приводимые ими в действие технологии, воздействовать на окружающую человека реальность. Если для представителей ортодоксального направления все экономические субъекты однородны по определению, то для эволюционистов эти субъекты принципиально неоднородны. Согласно Й. Шумпетеру, который в XX веке внес наибольший вклад в развитие эволюционной экономической теории, все множество субъектов хозяйственной деятельности делится на новаторов, проектирующих, разрабатывающих и внедряющих новые технологии и продукты, и консерваторов, эксплуатирующих уже имеющиеся технологии и стремящихся к неизменности институтов. Такое деление присуще всем без исключения формациям, поскольку эволюция — это процесс, охватывающий все ступени человеческой цивилизации. Игнорируя данное деление, представители классической и неоклассической экономики не в состоянии полноценно исследовать и анализировать экономическую эволюцию и технологический прогресс как ее основной двигатель.

Между тем известно, что одним из важнейших условий, определяющих способность системы к эволюции, является постоянное обновление. Система, не способная к обновлению, обречена на умирание. Поэтому движущей силой социально-экономического развития был и остается научно-технический прогресс как процесс непрекращающихся инноваций, основополагающей целью которого является поиск новых средств удовлетворения общественных потребностей с минимальными издержками. Именно инновации приводят в итоге к образованию такого набора изделий и продуктов, который обеспечивает конечному пользователю широчайший диапазон выбора, что соответствует потребностям общества массового потребления, лежащего в основе постиндустриальной цивилизации.

Общенаучное понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы. Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной культуры в другую. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. Й. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911 г.). Несколько позже, в 30-е гг. Й. Шумпетер

и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация». Однако еще в 60—70-е годы XX в., в период бурного развития науковедческих школ, это понятие использовалось крайне редко. В настоящее время, когда с инновациями принято связывать перспективы развития экономики и общества, сущность понятий «инновации» и «инновационный процесс» уточнены и раскрыты в ряде официальных документов. В них инновация трактуется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Специалисты считают, что в понятие «инновация» неправомерно включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.

Целесообразно разграничивать понятия «новшество» и «инновация». Русское словосочетание «нововведение», в буквальном смысле «введение нового», означает процесс использования новшества — оформленного результата фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Процесс стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства и оформления новшеств, их внедрения (или превращения в инновацию) и распространения в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью.

Официальный взгляд на развитие инноваций ориентирован сегодня на неолиберальную концепцию и следование зарубежным образцам. Это трактовка инноваций как нововведений, нашедших место на рынке, а также ставка на развитие венчурного предпринимательства и понимание роли государства как гаранта обеспечения условий и инфраструктуры для внедрения инноваций.

Современная теория экономического развития рассматривает инновации в качестве флук-туаций для социально-экономических систем, способных подтолкнуть систему к выбору в точке бифуркации одного из возможных для нее аттракторов и путей эволюции. Исследованиями доказано и практикой подтверждено, что важнейшими факторами экономического роста в настоящее время являются преимущественно инновационные факторы, в том числе новые технологии, применяемая техника принципиально нового типа, новые формы организации труда и производства, современная мотивационная система. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, организации производства, в развитых странах приходится, по разным оценкам, от 80 до 95 % ВВП. В этих странах постоянно растет доля расходов на науку, которая составляет до 3 % ВВП. При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35—40 % [2]. На инновационные факторы также возлагается особая роль в преодолении кризисных явлений в экономике.

Преимущественное использование совокупности инновационных факторов в развитии экономики любого хозяйствующего субъекта или территории составляет сущность перевода ее на качественно новый тип развития, позволяющий приобрести и сохранять важнейшее свойство в современной нестабильной и динамичной рыночной среде — экономическую устойчивость. Такой качественно новый тип развития социально-экономических систем называют инновационным. Инновационный тип развития экономики характеризуется не только интенсивным использованием всех располагаемых ресурсов, но прежде всего инновационной нацеленностью всех экономических факторов развития.

Инновации также лежат в основе формирования и развития территориальных производственно-хозяйственных систем. Известно, что материализация инноваций формирует полюсы роста в зависимости от наличия факторов размещения для этой инновации. Инновации и связанные с ними полюсы роста могут возникать случайно, спонтанно, практически в любом месте, но для того чтобы возник крупный устойчивый полюс роста, необходимо устойчивое поле сочетания факторов, что-то вроде магнитного поля, притягивающего инновации. В качестве такого поля выступает прежде всего общественное устройство и соответствующая институциональная среда. Размещение производительных сил — это также значимый фактор, способствующий притягиванию или отталкиванию инноваций. Нельзя не упомянуть и внешние по отношению к системе факторы, влияющие на инновации, такие как экономическая конъюнктура, политические события, проводимая социальная политика. Важным условием диффузии инноваций в экономических и территориальных системах является также инновационная проницаемость окружающей и внутрисистемной среды.

Особенностью инноваций является возможность их взаимогенерации, когда одни инновации порождают другие. В этом случае возникает своеобразный поток нововведений — инновационный мультипликатор, который является одним из механизмов формирования инновационной среды и инновационных циклов более высоких порядков. В рамках такого самоподстегивающего развития может происходить повышение организованности экономической или территориальной системы, сопровождающееся сбросом излишков энтропии в окружающую среду. Этот мультипликатор, наряду с традиционными технологическими, может иметь и другие, самые разнообразные формы, такие как мода, слухи, смена собственника и т. д.

Жизненный цикл инновации осуществляется в быстро меняющейся внешней среде, под влиянием других, в том числе и конкурирующих, инноваций. Фактически, для инноваций также работает эволюционный механизм отбора, конкуренции. При этом удачные, жизнеспособные инновации могут долго сохранять лидерство и обеспечивать устойчивые позиции своему полюсу роста, а также генерировать новые полюсы и зоны роста.

В результате отмирания, ухода инновации с рынка на месте бывшего полюса роста возникает депрессивная зона. Полюс роста представляет собой преддиффузионную, а депрессия — постдиффузионную стадию жизни инновации. Основным механизмом преодоления депрессивности является в настоящее время регулируемое направление инноваций в точки пространства, в сохранении которых как центров развития заинтересовано общество. Другим вариантом сознательных действий может являться формирование в них так называемого благоприятного «инновационного климата» за счет маневрирования факторами размещения и ресурсами, перемещения финансовых потоков.

Совокупность инноваций низшего порядка формирует некую интегрированную инновацию, например комплекс нового технологического оборудования. Для совокупности характерны те же закономерности, но в более крупных масштабах. Задача управления — синхронизировать инновации в более крупные проекты. Каждая новая совокупность инноваций формирует следующий уровень, и так вплоть до множества, определяющего новую научную или технологическую революцию. Революция представляет собой совпадение по времени крупнейших совокупностей инноваций, причем как узко технологических, так и социальных в широком смысле. Качественные изменения, возникающие в результате этого, осуществляются, как правило, на относительно коротком временном отрезке, а их результатом является кардинальное изменение большинства системообразующих параметров и процессов социально-экономической системы.

Таким образом, в каждый данный момент времени в социально-экономической системе существует совокупность инноваций, находящихся на разных этапах своей жизни, при этом в системе обязательно будут одновременно существовать как полюсы роста, так и депрессивные участки. Эта сложная картина дополняется пульсирующей ритмикой элементов и подсистем, находящихся на эволюционных участках развития. Именно поэтому для социально-экономической системы любого уровня характерен высокий уровень эмерджентности. Специалисты считают, что применительно к эволюции таких сложных систем «правильнее говорить об общем потоке, в пределах которого одни элементы (пассивные) системы дрейфуют или отстают, а другие (активные) — самостоятельно перемещаются, создавая условия для эволюции всей системы» [3].

Следует отметить, что разные элементы системы по-разному воспринимают новации как новую информацию, как сигналы из будущего, которые могут приходить в систему извне или возникать внутри нее. Далеко не все элементы принимают их и переводят в инновации, меняя при этом свои количественные или качественные параметры. Рост числа элементов, изменивших свое качество под влиянием частных инноваций, приводит в конечном итоге к изменению структуры, качества и поведения системы в целом. Ряд исследователей предлагают в этой связи использовать новации в качестве универсального измерителя эволюции социально-экономических систем, в частности территориальных, а инновации использовать в качестве измерителя реализованного потенциала.

Необходимым условием для распространения инноваций является формирование соответствующей информационно-коммуникативной среды (как внутрисистемной, так и межсистемной), а также своеобразного информационного поля, создающего благоприятный климат для инноваций. А это уже функции менеджмента, который, образно говоря, может создавать соответствующие «парниковые» условия для выращивания инноваций. Тогда сама процедура естественного отбора инноваций переносится в управленческую сферу в плоскость приня-

тия соответствующих управленческих решений, а вероятность возникновения и выживания инноваций резко возрастает.

Общая картина распространения инноваций в социально-экономической среде в сочетании с меняющимся содержанием наблюдаемых циклических процессов, а также с учетом системно-динамической природы экономики и социума привела исследователей к представлению о фрактальной природе социально-экономической системы, которая обусловлена дискретным распределением в пространстве как генераторов новых идей, так и их проводников и потребителей. Взаимодействие этих дискретно расположенных элементов и приводит к фрактальной пространственной картине процесса. Так, очевидно, что массовое распространение какой-то новации в обществе — новой технологии или новой моды на одежду — совершается в обычном трехмерном физическом пространстве. Все так называемые ингредиенты процесса — носители новой идеи, соответствующие материалы и денежные средства, а также исполнители и потребители новации — изначально распределены дискретно в пространстве какого-либо региона или страны, причем случайным образом. И тем не менее они находят друг друга и могут эффективно взаимодействовать между собой, как будто бы находились рядом. Это взаимодействие в социуме как в дискретной среде и приводит к фрактальной картине социально-экономического процесса.

Таким образом, инновации служат своеобразным толчком и источником эволюционных изменений в социально-экономических системах, как хозяйственных, так и территориальных, своего рода информацией из будущего, что является крайне важным для понимания необходимости реализации такой модели управления, которая направлена на формирование соответствующей информационно-коммуникативной среды, создающей благоприятный климат для возникновения и распространения инноваций.

Литература

1. Маевский В. И. Эволюционная теория и технологический прогресс: парадокс современного постиндустриального общества : программа преобразования технологической структуры экономики России / В.И. Маевский. — М. : Экономика, 1993. — 221 с.

2. Глазьев С. Ю. В инновационной экономике — будущее России / С.Ю. Глазьев // Парламентская газета. — 2000. — 17 мая.

3. Бабурин В. Л. Инновационные циклы в российской экономике / В. Л. Бабурин. — М. : Едиториал УРСС, 2002. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.