Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян М.Р.

В статье проведено исследование системы и принципов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России. Автором также проведено изучение инновационной инфраструктуры, в рамках которого особое внимание уделено функционированию бизнес-инкубаторов как одному из основных ее объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

в России // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. 2014. С. 42-44.

2. Бугакова А.В., Берёза Н.В. Факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей в сфере услуг // Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 704-713.

3. Кушнарева И.В., Кандитская Г.С. Возникновение услуги // Научная и техническая информация в планировании и осуществлении научных исследований и реализации проектов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2014. С. 27-29.

Григорян М.Р. магистрант ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» Российская Федерация, г. Пятигорск АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье проведено исследование системы и принципов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России. Автором также проведено изучение инновационной инфраструктуры, в рамках которого особое внимание уделено функционированию бизнес-инкубаторов как одному из основных ее объектов.

Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, государственная поддержка, государственная инновационная политика, инновационная инфраструктура, бизнес -инкубатор, целевые программы.

На современном этапе развития перед Российской Федерацией стоит важнейшая задача, заключающаяся в повышении конкурентоспособности ее экономики. Так, по оценкам Всемирного экономического форума 2015-2016 года, страна по уровню глобальной конкурентоспособности улучшила свои позиции в рейтинге стран, поднявшись с 64 места до 53 места. В этой связи, с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики видится целесообразным использовать рыночные механизмы. При этом, необходимо отметить, что важную роль здесь может сыграть сектор малого инновационного предпринимательства.

Государство разрабатывает механизм поддержки инновационной деятельности малых предприятий. Стимулы же к инновациям, эффективность производства, благоприятный инвестиционный климат, возможности финансирования выпуска наукоемкой продукции и трансферта высоких технологий определяются уровнем цен, размером банковских процентов, величиной и структурой спроса на инновации, нормой

рентабельности, влияющие, в свою очередь, на характер и динамику развития малых инновационных предприятий [1].

При рассмотрении системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, следует подчеркнуть, что к ее необходимым составляющим относятся:

1) четко определенные цели;

2) органы управления, которые реализуют функции, обеспечивающие достижение сформулированных целей;

3) информационная система;

4) инструменты регулирования и поддержки [4].

Систему государственной поддержки малых инновационных предприятий необходимо рассматривать как совокупность множества элементов, которые находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определенную целостность. Функции отдельных элементов системы вытекают из ее основных задач и цели, заключающейся в создании наиболее благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства [5].

В свою очередь, среди основных инструментов регулирования выделяют следующие составляющие:

1) прямое государственное стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (государственный заказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;

2) косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий;

3) предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, которые осуществляют инновации, так и элементам инфраструктуры, оказывающим им ту или иную поддержку) [12];

4) формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, которые принимают решения.

Согласно одному из существующих подходов выделяют принципы государственной поддержки малого бизнеса, среди которых [11]:

- протекционизм, под которым принято понимать

государственную защиту интересов российских малых инновационных предприятий, а также поощрение экспорта конкурентоспособного товара на внешних рынках с помощью осуществления тарифного и нетарифного регулирования;

- дифференцированностъ, которая подразумевает учет вида инновационной продукции при оказании поддержки [2] (иными словами является ли созданная инновация впервые внедренной продукцией, либо усовершенствованной продукцией, либо новым типом продукции);

- программно-целевой характер предполагает выработку единой целевой стратегии, методов и инструментов поддержки малых инновационных предприятий, а также разработку государственных программ, способствующих формированию и развитию сектора малого бизнеса в стране;

- обусловленная гарантированностъ поддержки и ответственностъ госорганов представляет собой необходимый фактор осуществления как государственный политики по поддержке инновационной деятельности в целом, так и развития малого инновационного предпринимательства, в частности [7];

- учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей включает в себя использование государством, в первую очередь, не прямые методы регулирования, а косвенные, посредством создания благоприятных внешних условий для функционирования предприятий (стабильность в экономике, низкая инфляция, благоприятная политическая обстановка и другие);

- ориентированность системы поддержки малых предприятий на регулирование внешней среды малого предпринимательства, на внутренние функциональные области малых предприятий и на самоорганизацию соответствующей системы институтов предполагает использование государством, в первую очередь, не прямые методы регулирования, а косвенные, посредством создания благоприятных внешних условий для функционирования предприятий (стабильность в экономике, низкая инфляция, благоприятная политическая обстановка и другие) [13].

На наш взгляд, рассмотренные выше принципы, также применимы для системы государственной поддержки и малого инновационного предпринимательства. Однако, по нашему мнению, данный перечень, необходимо дополнить следующими принципами:

- оптимизация государственной поддержки, предполагающая осуществление «путем возможности сочетания различных ее форм и способов реализации с учетом особенностей субъекта инновационной деятельности, этапа инновационной деятельности, результатов научной и научно-технической деятельности, используемых при производстве инновационной продукции, вида и типа производимой инновационной продукции и других существенных показателей» [10];

- рациональность предоставления государственной поддержки, которая предполагает исключение необоснованного финансирования аналогичных инновационных проектов и программ.

- постоянное совершенствование форм государственной поддержки и способов ее реализации, которое является неотъемлемым процессом, в связи с изменяющейся внешней средой, развитием самих инновационных предприятии, что, в свою очередь, требует совершенствования государственной поддержки, ее форм, а также способов реализации. Кроме того, учитывая то обстоятельство, что сектор малого инновационного предпринимательства является относительно новым явлением для экономики России, а государственная поддержка данного сектора еще более новое, то совершенствование необходимо также и в связи с недостаточным опытом и существующими недостатками государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса;

- учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых инновационных предпринимателей, которые предполагает разработку программ государственной поддержки, которые учитывают многочисленные факторы риска, сопровождающие деятельность малого инновационного бизнеса [6].

Рассмотрим систему государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, выделив в ней три следующие подсистемы:

1. Программно-целевой блок системы государственной поддержки, включающий в себя цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки малых предприятий.

2. Организационно-правовой блок системы государственной поддержки, включающий в себя специализированные органы государственного управления и органы государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства [7], а также его законодательную и нормативно-правовую базу. Этот блок охватывает подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса, выполняющие такие функции как: законодательное и нормативно-правовое содействие малому бизнесу в осуществлении внешнеэкономической деятельности, интеграционное взаимодействие крупного и малого бизнеса и другие.

3. Функционально-ресурсный блок системы государственной поддержки, оказывающий регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне, т.е. во внешней среде, так и на микроуровне, т.е. во внутренней среде.

На основе вышеизложенного выделим в системе государственной поддержки малого инновационного предпринимательства программно-целевой, организационно-правовой и функционально-ресурсный механизмы поддержки.

В рамках рассмотрения программно-целевого механизма необходимо

отметить, что в его основе лежит Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой основной целью долгосрочного прогноза научно-технологического развития России до 2025 г. является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, позиционирование страны в системе международной научной и технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы. В настоящее время реализуется ряд программ государственной поддержки развития науки, инновационной деятельности и предпринимательства. Среди них федеральные целевые программы, региональные программы поддержки, а также целевые программы поддержки, реализуемые российскими фондами.

Анализ программно-целевого блока государственной поддержки малого инновационного предпринимательства позволяет сделать следующие выводы:

- государственная инновационная политика в области малого предпринимательства не сформирована, она фрагментарна и нестабильна;

- на нормативно-законодательном уровне не сформирована система целей, согласованных с задачами и функциями органов управления. На наш взгляд, это связано с тем, что не определены роли инновационных проектов в социально-экономическом развитии страны;

- многочисленные программы по развитию инновационной деятельности малого бизнеса не содержат конкретных механизмов поддержки и носят только декларативный характер;

- отсутствуют формальные критерии, отражающие результативность инновационной деятельности.

Анализируя организационно-правовой блок, рассмотрим некоторые статистические данные. Так, например, 55% опрошенных ученых говорят о том, что они не могут зарегистрировать права на интеллектуальную собственность и использовать ее по своему усмотрению, так как права на результат их научной деятельности частично или полностью принадлежит либо организации, в которой они работали, либо организации-грантодателю. В соответствии с мнением 56 % руководителей малых инновационных фирм, интеллектуальная собственность защищена слабо. Наибольшие нарекания вызывает ситуация с защитой авторских прав и патентных прав на изобретения и промышленные образцы [9].

Перейдем к рассмотрению функционально-ресурсного блока господдержки, оказываемой малым инновационным предприятиям. В рамках данного блока интерес представляют данные о том, каким образом малые инновационные компании возникли, и на какие средства произошел старт бизнеса малых инновационных предприятий в государстве, что не повышает эффективность существующей институциональной системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства.

В рамках анализа механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства видится необходимым рассмотреть сущность понятия «инновационная инфраструктура». Данный термин представляет собой комплекс организационно-экономических институтов, которые непосредственно обеспечивают условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности/ При этом, отметим, что одним из важнейших объектов инновационной инфраструктуры выступают бизнес-инкубаторы [8].

Анализ имеющихся в экономической литературе определений понятия «бизнес-инкубатор» установил, что принципиально важным при определении данного термина является тот факт, что основной целью деятельности бизнес-инкубатора является оказание в фиксированные сроки поддержки зарождающимся предприятиям при организации первоначальной деятельности и выходе на рынок.

Основные цели бизнес-инкубатора заключаются в следующем:

- ускорение создания новых малых предприятий, повышение их жизнестойкости, устойчивости и конкурентоспособности;

- облегчение доступа к разного рода ресурсам;

- активизация инновационной деятельности;

- создание новых производств с целью создания новых рабочих

мест;

- формирование стандартов профессионального бизнеса среди предпринимателей малого бизнеса;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта.

Несмотря на то, что на современном этапе развития в России уже создана разветвленная сеть бизнес-инкубаторов, в большинстве регионов страны эффективность их функционирования остается, чаше всего, низкой.

Приведем статистические данные, свидетельствующие о низкой эффективности работы данных структур в России [9]. 62% опрошенных респондентов говорят о плохой доступности помещений в бизнес-инкубаторах. В определенной мере доступными помещения считают лишь 16% опрошенных. Кроме того, начинающим малым инновационным компаниям в большинстве случаев сложно найти специализированные услуги (в области интеллектуальной собственности, бизнес-планирования, маркетинговых исследований). В этой связи 51% респондентов подчеркивают проблему низкой доступности таких услуг, при этом 24% опрошенных не разделяют это мнение.

Таким образом, в результате анализа механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства нами были сформулированы следующие выводы:

1) в рамках анализа программно-целевого механизма

государственной поддержки малого инновационного предпринимательства было выявлено, что государственная инновационная политика в области малого предпринимательства сформирована недостаточно.

2) в рамках анализа организационно-правового механизма государственной поддержки малого инновационного предпринимательства был выявлен ряд проблем, в особенности в области нормативно-правового обеспечения функционирования и развития малого инновационного предпринимательства, что не только не способствует, а, наоборот, даже препятствует развитию сектора малого инновационного предпринимательства в стране.

3) в рамках анализа функционально-ресурсного механизма государственной поддержки выявлены проблемы, требующие системного решения. При этом необходимо отметить положительный факт, заключающийся в следующем: на каждой стадии жизненного цикла инновационной продукции (работы, услуги) создана достаточная инфраструктура (финансовая, технологическая и т. д.), однако, функционирует она недостаточно эффективно, т.к., по-нашему мнению, не определены критерии оценки эффективности расходования бюджетных средств. Другие направления, в частности, информационное, технологическое обеспечение развиты достаточно слабо.

Использованные источники:

1. Дагаев А.А. Венчурное финансирование инновационной деятельности / А.А. Дагаев // Инновационная экономика. - М: Наука, 2001. - С. 61-69.

2. Демина Н.В. Стратегическое планирование: содержание и специфика / Н.В. Демина // В книге: Актуальные экономические проблемы современной России. Симпозиум XIV. Материалы VI Международного конгресса "Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - Мировое сообщество". Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе и др.; Редакторы: Ю.С. Давыдов, А.П. Колядин. 2010. С. 82-84.

3. Демина Н.В. Возможности использования аутсорсинга при отборе персонала в российских компаниях / Н.В. Демина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 4. С. 279-283.

4. Еремина О.С. Особенности инновационной деятельности современных предприятий / О.С. Еремина, Н.В. Демина // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 1-1 (60). С. 96-100.

5. Еремина О.С. К вопросу о развитии национальной инновационной системы России / О.С. Еремина, Н.В. Демина // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 8. С. 41-45.

6. Еремина О.С. К вопросу о показателях эффективности реформ государственного управления в России / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения-2010. Материалы научно-методических

чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2010. С. 117-122.

7. Еремина О.С. Разработка и внедрение инноваций в государственных структурах / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения - 2013. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2013. С. 92-98.

8. Захарова Е.Н. Инновационная парадигма развития современного предпринимательства / Е.Н. Захарова, В.В. Прохорова, В.А. Ткаченко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. №3 (150). С.303-310.

9. Отчет Опоры России «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России». - 2010. - 125 с.

10.Проект Федерального Закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru.

11. Савченко В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // РЭЖ. -1996. - № 1.

12.Чистова М.В. К вопросу об эффективности применения целевых программ в управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований региона КМВ / М.В. Чистова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 3-1. С. 68-72. 13.Чистова М.В. Анализ эффективности инновационной политики Ставропольского края / М.В. Чистова // В сборнике: Университетские чтения - 2012. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор: З.А. Заврумов. 2012. С. 119-123.

Добрынина Д.А. студент 3 курса

Институт сферы обслуживания и предпринимательства

(филиал) ДГТУ РЫНОК С АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Аннотация

В данной работе автор поднимает вопрос о рынке с асимметричной информацией. Была рассмотрена роль информации в деятельности компании. А также появление асимметричности информации рынка и методы борьбы с ней.

Ключевые слова

Сервис, экономика, асимметричность информации, рынок.

Информация - это важный ресурс фирм и может рассматриваться как конкурентное преимущество.

Информация играет большую роль в деятельности компании. Во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.