Научная статья на тему 'Анализ механизмов финансирования и источников формирования бюджета центров тестирования ВФСК ГТО'

Анализ механизмов финансирования и источников формирования бюджета центров тестирования ВФСК ГТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
физкультурно-спортивная организация / комплекс ГТО / центр тестирования / организационно-правовая форма / структура / источники финансирования / обеспечение деятельности / субсидия / грантовые средства / physical and sports organization / RLD complex / testing center / organizational and legal form / structure / sources of financing / provision of activities / subsidy / grant funds

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Игоревна Самарченко, Дмитрий Геннадьевич Степыко, Дарья Владимировна Грачева, Джавид Аллахверди Оглы Фарзалиев

С 2014 г. в России реализуется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Основным элементом проекта являются центры тестирования, которых в стране более 2600. При этом деятельность таких центров зачастую не систематизирована и имеет различные, подчас диаметрально противоположные подходы к ее организации. Предметом данного исследования является деятельность центров тестирования, включая кадровые, финансовые, материально-технические и информационные параметры. Федеральный оператор в течение нескольких лет целенаправленно выпускает различные методические материалы для развития деятельности центров тестирования. Цель данного исследования — разработка механизмов финансирования для выявленных форм организации центров тестирования. Основными методами исследования являются статистический метод и метод сравнительного анализа. Проведен анализ статистической информации за период 2020–2022 гг., а также опрос 170 центров тестирования, расположенных в 59 субъектах России и имеющих различную организационно-правовую форму и ряд других различающихся признаков. По итогам исследования выявлены основные источники финансирования деятельности центров тестирования, а также разработаны механизмы и рекомендации по увеличению бюджетного и внебюджетного финансирования различных направлений деятельности центров тестирования. Результаты исследования имеют практическую направленность, апробированы, успешно применяются некоторыми организациями и могут быть использованы в центрах тестирования различных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Игоревна Самарченко, Дмитрий Геннадьевич Степыко, Дарья Владимировна Грачева, Джавид Аллахверди Оглы Фарзалиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Financing Mechanisms and Sources of Budget Formation of the Testing Centers of the Complex “Ready for Labor and Defense”

The Russian physical culture and sports complex “Ready for labor and defense” is established in Russia since 2014. The main element of the project is testing centers, of which more than 2 600 in the country. At the same time, the activities of such centers are often not systematized and have different, sometimes diametrically opposite approaches to its organization. The subject of this study is the activities of testing centers, including personnel, financial, logistical and informational parameters. For several years, the federal operator is developing various methodological materials for the development of testing centers. The purpose of this study is to develop financing mechanisms for the identified forms of organization of testing centers. The main research methods are the statistical method and the method of comparative analysis. As part of our research, we analyzed statistical information for the period 2020–2022, as well as a survey of 170 testing centers located in 59 regions of Russia and having different organizational and legal forms and a number of other different features. Based on the results of the study, the main sources of financing for the activities of testing centers were identified, as well as mechanisms and recommendations for increasing budgetary and extra-budgetary funding of various activities of testing centers were developed. The results of the study are practical, tested, successfully applied by some organizations and can be used in testing centers of various types.

Текст научной работы на тему «Анализ механизмов финансирования и источников формирования бюджета центров тестирования ВФСК ГТО»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-6-113-121 УДК 796.011.3,334.027,336.61(045) JEL G28, H53

(СО ]

Анализ механизмов финансирования и источников формирования бюджета центров тестирования ВФСК ГТО

О. И. Самарченко3, Д. Г. Степыко", Д. В. Грачева0, Д.А.О. Фарзалиев"

а Финансовый Университет, Москва, Россия; а ь Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия;

^ й Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

С 2014 г. в России реализуется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Основным элементом проекта являются центры тестирования, которых в стране более 2600. При этом деятельность таких центров зачастую не систематизирована и имеет различные, подчас диаметрально противоположные подходы к ее организации. Предметом данного исследования является деятельность центров тестирования, включая кадровые, финансовые, материально-технические и информационные параметры. Федеральный оператор в течение нескольких лет целенаправленно выпускает различные методические материалы для развития деятельности центров тестирования. Цель данного исследования - разработка механизмов финансирования для выявленных форм организации центров тестирования. Основными методами исследования являются статистический метод и метод сравнительного анализа. Проведен анализ статистической информации за период 2020-2022 гг., а также опрос 170 центров тестирования, расположенных в 59 субъектах России и имеющих различную организационно-правовую форму и ряд других различающихся признаков. По итогам исследования выявлены основные источники финансирования деятельности центров тестирования, а также разработаны механизмы и рекомендации по увеличению бюджетного и внебюджетного финансирования различных направлений деятельности центров тестирования. Результаты исследования имеют практическую направленность, апробированы, успешно применяются некоторыми организациями и могут быть использованы в центрах тестирования различных типов.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная организация; комплекс ГТО; центр тестирования; организационно-правовая форма; структура; источники финансирования; обеспечение деятельности; субсидия; грантовые средства

Для цитирования: Самарченко О. И., Степыко Д. Г., Грачева Д. В., Фарзалиев Д.А.О. Анализ механизмов финансирования и источников формирования бюджета центров тестирования ВФСК ГТО. Финансы: теория и практика. 2023;27(6):113-121. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-6-113-121

ORIGINAL PAPER

Analysis of Financing Mechanisms and Sources of Budget Formation of the Testing Centers of the Complex "Ready for Labor and Defense"

O. I. Samarchenkoa, D. G. Stepykob, D.V. Grachevac, D.A.O. Farzalievd

a Financial University, Moscow, Russia; ^ b Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia;

^ d Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

ABSTRACT

The Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" is established in Russia since 2014. The main element of the project is testing centers, of which more than 2 600 in the country. At the same time, the activities of such centers are often not systematized and have different, sometimes diametrically opposite approaches to its organization. The subject of this study is the activities of testing centers, including personnel, financial, logistical and informational parameters. For several years, the federal operator is developing various methodological materials for the development of testing centers. The purpose of this study is to develop financing mechanisms for the identified forms of organization of testing centers. The main research methods are the statistical method and the method of comparative

BY 4.0

© Самарченко О. И., Степыко Д. Г., Грачева Д. В., Фарзалиев Д.А.О., 2023 FINANCE: THEORY AND PRACTICE ♦ Vol. 27, No. 6 2023 ♦ FINANCETP.FA.RU »

analysis. As part of our research, we analyzed statistical information for the period 2020-2022, as well as a survey of 170 testing centers located in 59 regions of Russia and having different organizational and legal forms and a number of other different features. Based on the results of the study, the main sources of financing for the activities of testing centers were identified, as well as mechanisms and recommendations for increasing budgetary and extra-budgetary funding of various activities of testing centers were developed. The results of the study are practical, tested, successfully applied by some organizations and can be used in testing centers of various types.

Keywords: physical and sports organization; RLD complex; testing center; organizational and legal form; structure; sources of financing; provision of activities; subsidy; grant funds

For citation: Samarchenko O. I., Stepyko D. G., Gracheva D. V., Farzaliev D.A.O. Analysis of financing mechanisms and sources of budget formation of the testing centers of the complex "Ready for Labor and Defense". Finance: Theory and Practice. 2023;27(6):113-121. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-6-113-121

ВВЕДЕНИЕ

Для изучения существующих в настоящее время и применяемых механизмов финансирования центров тестирования (далее — ЦТ) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее — ВФСК ГТО) авторами проведено комплексное исследование. Проанализированы статистические и иные данные за 2020-2022 гг. Осуществлен сбор и анализ фактических данных, характеризующих организацию и регулирование деятельности 170 физ-культурно-спортивных организаций, оценивающих уровень физической подготовки населения по итогам выполнения нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО в субъектах Российской Федерации.

По данным федерального статистического наблюдения № 2-ГТО «Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее — ГТО)», в стране на 31 декабря 2021 г. действовали 2650 ЦТ, что на 1,2% выше аналогичных значений по итогам 2020 г.1

Из указанного числа ЦТ:

• 188 ед.— в структуре общеобразовательных организаций (минус 7 ед. за год);

• 14 ед. — в структуре организаций среднего профессионального образования (минус 1 ед. за год);

• 20 ед. — в структуре организаций высшего профессионального образования (плюс 1 ед. за год);

• 1047 ед. — в структуре учреждений дополнительного образования (минус 7 ед. за год);

• 353 ед. — в структуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку (плюс 56 ед. за год);

1 Статистическая информация ВФСК ГТО. Министерство спорта РФ. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/41/27653 (дата обращения: 13.01.2023).

• 877 ед. — в структуре физкультурно-спор-тивных организаций (минус 9 ед. за год);

• 67 ед. — в структуре некоммерческих организаций (плюс 29 ед. за год);

• 84 ед. — в структуре других организаций.

Из 2650 ЦТ созданы:

92,9% (2462 ед.) — по решению органов местного самоуправления;

6,0% (159 ед.) — по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

1,1% (29 ед.) — по решению федеральных органов государственной власти.

В сельской местности созданы и функционируют 988 ЦТ, или 37% от их общей численности.

Наблюдается значительный рост центров тестирования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку [1]. Также постепенно увеличивается доля ЦТ в некоммерческих организациях, что говорит об их возрастающей роли в реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 г. [2, 3].

При этом, по данным Федерального оператора ГТО, число ЦТ в 2022 г. осталось прежним, что косвенно свидетельствует об установлении близкого к оптимально необходимому числу таких центров за годы реализации комплекса ГТО в субъектах Российской Федерации2.

За 2021 г. специалистами ЦТ проведено 115 538 мероприятий (в 2020 г. было 90 тыс.), включавших выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО различными категориями населения [4]. Из них 16,5 тыс. состоялись в сельских территориях3:

2 Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). URL: https://www.gto. ru/history (дата обращения: 10.01.2023).

3 Статистическая информация ВФСК ГТО. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. URL: https://www. minsport.gov.ru/sport/physical-culture/41/27653/ (дата обращения: 13.01.2023).

Таблица 1 / Table 1

Источники финансирования центров тестирования ГТО / Sources of Financing for RLD Testing Centers

№ п/п / No. Источники финансирования / Sources of financing Доля (%) / Share (%)

1 Из средств муниципального бюджета (в рамках муниципального задания) 90,2

2 Субсидия на государственное задание 8,8

3 Средства грантов (региональных муниципальных) 11,7

4 Спонсорские средства 2,9

5 Финансирование отсутствует 7

Источник/Source: составлено авторами / Compiled by the authors.

• 47 941 — на базе физкультурно-спортивных организаций (на 8% больше, чем в 2020 г.);

• 26 001 — на базе учреждений дополнительного образования (на 18,0% меньше, чем в 2020 г.);

• 16 469 — на базе общеобразовательных организаций (на 53,3%, чем в 2020 г.);

• 1451 — в образовательных организациях среднего профессионального образования (на 12% меньше, чем в 2020 г.);

• 599 мероприятий — в образовательных организациях высшего образования (на 52% больше, чем в 2020 г.);

• 9525 — в учреждениях, осуществляющих спортивную подготовку граждан (на 25,3% больше, чем в 2020 г.);

• 1972 — на базе некоммерческих организаций (на 21,5% больше, чем в 2020 г.).

АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Работа физкультурно-спортивных организаций — ЦТ оценивалась по следующим критериям:

• наличие нормативно-правовых актов и обязательных правоустанавливающих документов;

• наличие движимого и недвижимого имущества ЦТ;

• показатели финансирования;

• уровень кадрового обеспечения, т. е. наличие персонала, который обеспечивает выполнение функций каждой из отдельных частей процесса тестирования населения;

• информационное обеспечение.

Исходя из перечня аспектов и параметров деятельности ЦТ, для сбора информации и проведения анализа фактического опыта организации деятельности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих оценку уровня физической подготовленности населения по итогам выполнения ими нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, в рамках исследования была сформирована анкета-опросник, направленная для заполнения в 170 ЦТ, действующих на территории 59 субъектов Российской Федерации.

Обобщение полученного материала по опыту организации деятельности физкультурно-спор-тивных организаций показало, что представленная выборка составляет 6,4% от общего числа (2650) центров тестирования ГТО, является рандомизированной и представляется достаточной для проведения качественного анализа.

По результатам анализа полученных материалов и анкетных данных выявлено следующее.

Учредителями организации в подавляющем большинстве (78,2%) являются администрации муниципальных образований, в 14,7% случаев — муниципальный орган управления по физической культуре и спорту, в 5,3% — муниципальный орган управления образованием, иные — менее 2% [5].

Анализ источников и форм финансирования деятельности организации по реализации мероприятий ВФСК ГТО4 демонстрирует диверсификацию источников финансирования (табл. 1). ЦТ финансируются из средств:

4 4 Автономная некоммерческая организация «Дирекция спортивных и социальных проектов». М.; 2023. URL: https://gto.ru/document (дата обращения: 15.05.2023).

Таблица 2/ Table 2

Организационно-правовые формы центров тестирования ГТО / Organizational and Legal Forms of RLD Testing Centers

№ п/п / No. Организационно-правовые формы / Organizational and legal forms Доля (%) / Share (%)

1 Муниципальное бюджетное учреждение 44

2 Муниципальное автономное учреждение муниципального образования 28

3 Структурное подразделение МБУ (Центр тестирования ВФСК ГТО) 26

4 Автономная некоммерческая организация (АНО) Менее 1

Источник/Source: составлено авторами / Compiled by the authors.

• муниципального бюджета (в рамках муниципального задания);

• субсидии на государственное задание;

• грантов (региональных и муниципальных);

• спонсорских взносов.

Показательно, что некоторые ЦТ имеют несколько источников финансирования [6, 7].

В 21,7% организаций есть группы по подготовке к выполнению испытаний ВФСК ГТО на базе ЦТ, при этом (за исключением двух центров) подготовка и консультации осуществляются бесплатно, на безвозмездной основе. Только 2 центра указывают оказание платных услуг по организации и проведению мероприятий в качестве дополнительного источника дохода.

Комплексный анализ позволил установить, что для полноценной работы ЦТ необходимо, чтобы он базировался на спортивном объекте (у организации, наделенной полномочиями ЦТ должны быть в собственности или аренде спортивные объекты) с постоянным штатом тренеров, инструкторов, администраторов, рабочих.

ЦТ действуют в следующих организационно-правовых формах (табл. 2).

Следует отдельно описать выделенные в ходе исследования взаимосвязи финансирования и форм ЦТ. Финансирование ЦТ во многом определяется его организационно-правовой формой и уровнем компетенции руководителя, а также востребованностью результатов работы центра учредителем и уровнем удовлетворения населения качеством оказываемых услуг, направленных на оценку уровня физической подготовленности различных половозрастных и социальных групп населения.

Сами механизмы финансирования довольно разнообразны, при этом имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе и использовании каждого из них.

Систематизировав информацию об использующихся механизмах финансирования ЦТ, можно предложить несколько подходов к структурированию финансовых маршрутов.

Данный подход основан на условиях функционирования ЦТ в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

Учитывая, что в большинстве своем центры тестирования учреждаются органами власти и на них возлагается выполнение государственных задач, финансовые затраты при этом обеспечиваются, прежде всего, средствами бюджетов соответствующих уровней (муниципального или регионального). В настоящее время ЦТ вправе широко использовать различные источники бюджетного и внебюджетного (для конкретного ЦТ) финансирования [8].

Следует отметить, что структура финансирования ЦТ вне зависимости от его организационно-правовой формы складывается из двух составляющих: бюджетные расходные обязательства государства (федерального, регионального или местного бюджетов, которые доводятся до ЦТ либо в виде государственного задания, либо в форме субсидии) и внебюджетные средства, привлеченные ЦТ5. В последнем случае организационно-правовая форма создания и существования ЦТ имеет значение [9].

Классифицировать внебюджетные механизмы финансирования можно по источникам финансирования или по направлениям запроса средств.

5 Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт П/1. Доступ из справочно-правовой системы Гарант (дата обращения: 10.01.2023).

Источник/Source: составлено авторами / Compiled by the authors.

Примечание/Note: ГБУ - государственное бюджетное учреждение; РБУ - региональное бюджетное учреждение; МБУ - муниципальное бюджетное учреждение; ГАУ - государственное автономное учреждение; МАУ - муниципальное автономное учреждение; БПОУ - бюджетное профессиональное образовательное учреждение; МКУ - муниципальное казенное учреждение / GBI -state budgetary institution; RBI - regional budgetary institution; MBI - municipal budgetary institution; GAI - state autonomous institution; MAI - municipal autonomous institution; BPEI - budgetary professional educational institution; MGI - municipal government institution.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3/ Table 3

Матрица механизмов финансирования ЦТ в зависимости от формы / Matrix of Financing Mechanisms for Testing Centers Depending on the Form

Варианты финансирования / Financing Options Виды учреждений для ЦТ / Types of institutions for testing centers

ГБУ/РБУ/ GBI/RBI МБУ / MBI ГАУ/МАУ / GAI/ MAI БПОУ / BPEI МКУ / MGI

Федеральное финансирование + + + + -

Региональное государственное задание + - - - -

Региональная целевая субсидия + + + + -

Муниципальное государственное задание - + - + +

Муниципальная целевая субсидия - + + + -

Возмездные услуги населению + + + + -

Возмездные услуги организациям + + + + -

Консолидированный бюджет + + + + -

Конкурсное финансирование (гранты, награды и т.д.) + + + + -

В любом случае считаем целесообразным указать все используемые на практике механизмы и возможности ЦТ.

Кроме этого, выбирая форму создаваемого центра тестирования, необходимо понимать его цель и задачи, имеющиеся ресурсы и требуемое для реализации поставленных задач финансирование. Такое планирование позволит правильно сформировать условия функционирования и выбрать такую организационно-правовую форму ЦТ, которая позволит иметь возможность получать финансирование в запланированных объемах [10].

По итогам полученной информации составлена матрица возможных механизмов финансирования для ЦТ в различных формах (табл. 3).

ВЫВОДЫ

На основе изученного опыта и материалов опроса нами разработаны механизмы финансирования для выявленных форм организации ЦТ: из бюджетных и внебюджетных источников.

Суть механизмов в том, чтобы максимально диверсифицировать доступные источники фи-

нансирования. Каждый ЦТ в лице руководства должен знать, какие источники и каким образом использовать, т.е. обладать инструментарием для применения каждого из механизмов. При этом первым шагом является определение необходимого объема средств, их расчет и последующее обоснование, в первую очередь бюджетное. Нами предлагается следующий механизм расчета.

На территории, которую обслуживает ЦТ, проживает определенное количество человек, 70% от количества жителей территории в 2030 г. согласно текущему демографическому прогнозу в возрасте 6+ лет являются числом Х. На данный момент в системе АИС ГТО зарегистрировано также определенное количество жителей территории, которые приступили к выполнению нормативов, т.е. выполнили хотя бы один норматив в отчетном году, это показатель Y. Учитывая, что задачей государства является привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом к 2030 г. 70% населения, АИС ГТО является одним из немногих цифровых инструментов для ее решения. Каждый занимающийся, выполняющий нормативы ВФСК ГТО, имеет индивидуальный

цифровой след, что позволяет объективно установить и подтвердить факт его вовлечения. Возвращаясь к механизму расчета, разница между показателями Х и Y делится на количество отчетных годовых периодов до 2030 г. На данный момент упрощенная формула механизма выглядит так:

N = (Х - У) / 7.

Таким образом, получаем количество человек, которым необходимо предоставить услугу и создать условия для выполнения ими нормативов комплекса. Умножив количество на стоимость услуги, ЦТ сможет формировать первичную потребность и ориентировочный объем финансирования. Данный расчет является начальным этапом обоснования и служит, скорее всего, ориентиром, который корректируется и уточняется в дальнейшем в зависимости от конкретных характеристик ЦТ и территории.

Механизм 1 (финансирование из бюджетных источников).

ЦТ на этапе планирования бюджета определяет объем необходимых для операционной деятельности средств (возможно использование вышеописанного способа).

Далее, в зависимости от организационно-правовой структуры центра тестирования, определяется объем и возможность учредителя в финансировании деятельности ЦТ (объем государственного задания/целевой субсидии).

Затем формируется перечень возможных дополнительных источников государственного финансирования на всех уровнях регулирования. На данном этапе оцениваются имеющиеся финансовые ресурсы и перспективность получения средств. Первоначально следует ориентироваться на события, которые напрямую связаны с деятельностью ЦТ — например, физкультурные и спортивные мероприятия. Во вторую очередь необходимо предусмотреть финансирование проектной деятельности ЦТ, которое может быть представлено в формате гранта (например, на обучение специалистов, инструкторов по спорту или судей по видам спорта). В третью очередь следует учитывать опосредованно связанные с деятельностью центра мероприятия: установка плоскостных площадок для массового спорта, предоставление спортивного оборудования, услуги маркетинга.

Следующий шаг — операционные действия по подаче различных заявок на получение финансирования. В случае отказа следует внимательно проанализировать причины и скорректировать

действия на будущий период. При положительном решении следует запланировать расходную часть получаемого финансирования с учетом правил расходования бюджетных средств и положений действующего законодательства в сфере закупок.

Механизм 2 (финансирование из внебюджетных источников).

После определения возможности использования внебюджетного финансирования следует получить одобрение управляющих органов, в том числе учредителя, на осуществление приносящей доход деятельности. Следующим шагом при положительном решении должно быть проведение мониторинга источников и форматов такого финансирования. В первую очередь внебюджетная деятельность ЦТ будет связана с оказанием услуг населению и различным организациям. Соответственно источником финансирования могут быть средства как физических, так и юридических лиц, в том числе наличные. Необходимо учитывать особенности взаимодействия и порядок учета таких средств, а также планировать расходную часть аналогично вышеописанному механизму. Следует обратить внимание, что расходование внебюджетных средств имеет иные механизмы регулирования, нежели бюджетных.

Следующим шагом станет формирование взаимодействия и оформление договорных отношений с потребителями услуг ЦТ. Также необходимо учитывать, что ЦТ может предоставлять регулярные услуги (например, организация секционных занятий по подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО или ОФП) и разовые (проведение спортивных праздников, фестивалей, корпоративов и иных мероприятий).

Учитывая специфику работы ЦТ, возможно оказание информационно-аналитических услуг, а при наличии соответствующих кадров — социологических исследований по заказу государственных и частных организаций и лиц.

Таким образом по результатам исследования определены особенности организации деятельности ЦТ и разработаны механизмы финансирования. Обращаем внимание, что ЦТ при использовании обоих механизмов вправе рассчитывать на финансовую стабильность и развитие своей деятельности. Для этого по итогам отчетного периода следует проводить анализ использованных механизмов и вносить соответствующие коррективы для совершенствования финансирования центра тестирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андриянова Л. А., Краснов С. А. Комплекс ГТО как направление реализации межотраслевой программы развития студенческого спорта в вузе. Актуальные проблемы физической культуры и спорта, тенденции развития в современных условиях. Сб. ст. XIV междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 10-11 июня 2021 г.). М.: Изд-во МИСИ - МГСУ; 2021:23-31. URL: https://mgsu.ru/resources/ izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/2021/Sbornik_Aktualniye-problemy-fizkultury-i-sporta_2021.pdf

2. Закиров Ф. Х. Современные направления развития отечественной отрасли физической культуры и спорта. Сб. ст. Вопросы профессионального развития. Мат. III междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, УралГУФК; 2021:50-55.

3. Братков К. И., Степыко Д. Г. Современные тенденции развития коммерческой деятельности государственных спортивных организаций. Наука и спорт: современные тенденции. 2019;7(2):21-29.

4. Томилова М. В., Малиц В. Н., Ерошов В. В., Павлов В. Н. Основные итоги реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и стратегические приоритеты государственной политики в реализации физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Научный ВестникМГИФКСиТ. 2020;(3):92-101.

5. Перькова Е. Ю. Анализ динамики и структуры источников финансирования физической культуры и спорта в России. Наука и практика регионов. 2019;(2):31-35.

6. Похабов А. Д. Порядок организации и финансирования центров тестирования ВФСК ГТО. Основные проблемы внедрения комплекса ГТО в Красноярском крае. Знание. 2016;(3-4):133-136.

7. Якушев Д. С. Специфика регионального финансирования ВФСК ГТО (на примере Смоленской области). Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019;(12):56-61.

8. Панов Е. В. О значении комплекса ГТО в системе правоохранительных органов на современном этапе. Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития. Мат. XII Междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 15 июня 2022 г.). Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева; 2022:366-369.

9. Юзвович Л. И., Львова М. И. Проблемы финансирования социально ориентированных программ на уровне региона. Экономика, предпринимательство и право. 2022;12(11):2985-3006. DOI: 10.18334/ epp.12.11.116498

10. Воронина В. Т. О финансировании всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;8(1):111-114. DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0023

REFERENCES

1. Andriyanova L. A., Krasnov S. A. The RLD complex as a direction for the implementation of an intersectoral program for the development of student sports at the university. In: Actual problems of physical culture and sports, development trends in modern conditions. Proc. 14th Int. sci.-pract. conf. (Moscow, June 10-11, 2021). Moscow: Moscow State University of Civil Engineering; 2021:23-31. URL: https://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr-dostupa/2021/Sbornik_ Aktualniye-problemy-fizkultury-i-sporta_2021.pdf (In Russ.).

2. Zakirov F. H. Modern trends in the development of the domestic branch of physical culture and sports. In: Issues of professional development. Proc. 3rd Int. sci.-pract. conf. Chelyabinsk, UralGUFK; 2021:50-55. (In Russ.).

3. Bratkov K. I., Stepyko D. G. Current trends in the development of commercial activity of state sport organizations. Nauka i sport: sovremennye tendentsii = Science and Sport: Modern Tendencies. 2019;7(2):21-29. (In Russ.).

4. Tomilova M. V., Malits V. N., Eroshov V. V., Pavlov V. N. Main results of the implementation of the Strategy for the Development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020 and strategic priorities of state policy in the implementation of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030. Nauchnyi Vestnik MGIFKSiT = Research Bulletin of MSIPCST. 2020;(3):92-101. (In Russ.).

5. Per'kova E. Yu. Analysis of the dynamics and structure of sources of financing of physical culture and sports in Russia. Nauka i praktika regionov. 2019;(2):31-35. (In Russ.).

6. Pokhabov A. D. Organizational and financial order of the test centers of All-Russian gymnastic sports complex "Ready for labour and defend" (VFSK GTO). General problems in start of complex GTO. Znanie. 2016;(3-4):133-136. (In Russ.).

7. Yakushev D. S. Specifics of regional financing of the VFSK GTO complex (on the example of Smolensk region). Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport = News of the Tula State University. Physical Culture. Sport. 2019;(12):56-61. (In Russ.).

8. Panov E. V. About the importance of the RWD (ready for work and defense) standards in the law enforcement system at the present stage. In: Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: Problems and development prospects. Proc. 12th Int. sci.-pract. conf. (Krasnoyarsk, June 15, 2022). Krasnoyarsk: Reshetnev Siberian State University of Science and Technology; 2022:366-369.

9. Yuzvovich L. I., Lvova M. I. Problems of financing socially oriented programs at the regional level. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 2022;12(11):2985-3006. (In Russ.). DOI: 10.18334/epp.12.11.116498

10. Voronina V. T. The financing of the All-Russian sports complex "Ready for labour and defence" (ASC RLD). Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management (Azimuth of Scientific Research). 2019;8(1):111-114. (In Russ.). DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORs

Ольга Игоревна Самарченко — кандидат экономических наук, старший преподаватель департамента общественных финансов, Финансовый университет, Москва, Россия; научный сотрудник, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия

Olga I. Samarchenko — Cand. Sci. (Econ.), Senior Lecturer, Financial University, Moscow, Russia; Researcher, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-7166-3213 Автор для корреспонденции / Corresponding author: olozitskaya@gmail.com

Дмитрий Геннадьевич Степыко — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия

Dmitriy G. Stepyko — Cand. Sci. (Ped.), Senior Researcher, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-2969-5355 dstepyko62@gmail.com

Дарья Владимировна Грачева — преподаватель, кафедра физического воспитания,

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Dana V. Gracheva — Lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Plekhanov

Russian University of Economics, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0003-1390-495X

Gracheva.DV@rea.ru

Джавид Аллахверди Оглы Фарзалиев — преподаватель, кафедра физического воспитания, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия Dzhavid A. O. Farzaliev — Lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-3753-9504 farzaliev.dao@rea.ru

Заявленный вклад авторов:

О. И. Самарченко — расчет финансовых показателей, описание механизмов финансирования ГТО, разработка механизмов и предложений по решению проблематики.

Д. Г. Степыко — постановка проблемы, анализ нормативных и правовых источников, выявление и описание эффективных практик, разработка механизмов и предложений по решению проблематики.

Д. В. Грачева — анализ данных анкетного опроса, табличное представление результатов исследования.

Д.А.О. Фарзалиев — сбор аналитических и статистических данных, сбор анкетных данных. Author's declared contribution:

О. I. Samarchenko — calculation of financial indicators, description of RLD financing mechanisms, development of mechanism and proposals to solve the problem.

D. G. Stepyko — Identification of problems, analysis of normative and legal sources, identification and description of effective practices, development of mechanisms and proposals to solve problems. D. V. Gracheva — analysis of survey data, table presentation of the results of the study. DA^. Farzaliev — collection of analytical and statistical data, collection of survey data.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 28.04.2023; после рецензирования 29.05.2023; принята к публикации 26.06.2023.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 28.04.2023; revised on 29.05.2023 and accepted for publication on 26.06.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.