Научная статья на тему 'Анализ механизма инновационного развития молокоперерабатывающих предприятий Гомельской области на примере оао "Милкавита" г. Гомеля'

Анализ механизма инновационного развития молокоперерабатывающих предприятий Гомельской области на примере оао "Милкавита" г. Гомеля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Ю.В.

В статье проанализированы ключевые вопросы функционирования одного из крупнейших предприятий Гомельской области и Беларуси, градообразующего предприятия г. Гомеля ОАО «Милкавита». Проведен анализ механизма инновационного развития предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the mechanism of innovative development of dairy processing enterprises in Gomel region on the example of "Milkavita" in Gomel

The article analyzes the key issues of functioning of one of the largest enterprises of the Gomel region and Belarus, the city-forming enterprise of the city of Gomel OAO "Milkavita". We have analyzed the mechanism of innovative development of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Анализ механизма инновационного развития молокоперерабатывающих предприятий Гомельской области на примере оао "Милкавита" г. Гомеля»

УДК 339.13:637.1/3

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МИЛКАВИТА» Г. ГОМЕЛЯ

Ю. В. СМИРНОВА, магистр экономических наук, старший преподаватель УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

ANALYSIS OF THE MECHANISM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF DAIRY PROCESSING ENTERPRISES IN GOMEL REGION ON THE EXAMPLE OF «MILKAVITA» IN GOMEL

IU. V. SMIRNOVA, Master of economic sciences, Senior lecturer at Belarusian State Agricultural Academy

В статье проанализированы ключевые вопросы функционирования одного из крупнейших предприятий Гомельской области и Беларуси, градообразующего предприятия г. Гомеля - ОАО «Милкавита». Проведен анализ механизма инновационного развития предприятия.

The article analyzes the key issues of functioning of one of the largest enterprises of the Gomel region and Belarus, the city-forming enterprise of the city of Gomel - OAO "Milkavita". We have analyzed the mechanism of innovative development of the enterprise.

Введение. Современный этап функционирования молокопе-рерабатывающей отрасли в большинстве развитых странах характеризуется переходом к инновационной модели развития, суть которой заключается в системной интеграции, с одной стороны, научно-технической сферы отрасли, а с другой, - собственно молокоперерабатывающего производства. Результатом такой интеграции является повышение эффективности производства на основе технико-технологического и организационно-управленческого обновления за счет научно-исследовательской и опытно-конструкторской, деятельности в различных сферах

общественного жизнеобеспечения, в том числе и в молокопере-рабатывающей отрасли.

Методы исследования. В качестве методов исследования использовались следующие: аналитический, монографический. Информационную базу исследования составили отчетность ОАО «Милкавита» г. Гомеля, интернет-ресурсы, личные исследования автора.

Основная часть. Развитая наука, подготовленное производство и потребители продукции не являются единственным условием создания и тиражирования инноваций в молокоперераба-тывающем комплексе Республики Беларусь. Необходимы действенные стимулы, побуждающие людей к инновационной деятельности. К таким стимулам можно отнести, в частности, финансовые средства, фонды стимулирования, социальные условия, определяющие уровень развития общества, его готовность к инновациям, способность положительно воспринимать прогресс.

ОАО «Милкавита» - одно из крупнейших предприятий Гомельской области и Беларуси, градообразующее предприятие г. Гомеля в своей отрасли, которое работает на рынке переработки молока более 30 лет (ранее ОАО «Молочные продукты» г. Гомеля).

Главной целью деятельности завода является удовлетворение потребностей покупателей в натуральной, качественной и полезной продукции, изготовление которой осуществляется из высококачественного сырья без добавления искусственных красителей, ароматизаторов и консервантов. Ассортимент компании насчитывает более 120 наименований молочной продукции.

Контроль качества продукции - важнейший аспект деятельности ОАО «Милкавита». Все поступающее сырье, технологические процессы и готовая продукция проходят строжайший многоступенчатый лабораторный контроль на всех стадиях производства. Кроме того, на предприятии используется закрытый тип производственного процесса, контакт персонала с продукцией сведен к минимуму.

Для подтверждения качества и безопасности готовой продукции ОАО «Милкавита» проводит работу не только по обязательной, но и по добровольной государственной гигиенической регистрации и сертификации. На предприятии действуют следующие системы:

- система менеджмента качества соответствует требованиям СТБ ISO 9001-2009;

- система менеджмента безопасности пищевых продуктов соответствует требованиям СТБ ИСО 22000-2006;

- система менеджмента безопасности пищевых продуктов соответствует требованиям FSSC 22000;

- система менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек соответствует требованиям СТБ 1470-2012;

- система управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП соответствует требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001.

На сегодняшний день продукция ОАО «Милкавита» известна и востребована в Республике Беларусь, Российской Федерации, Казахстане, Армении, Туркменистане и других странах ближнего и дальнего зарубежья. Четко разработанная система логистики позволяет доставлять продукты в оптимально короткие сроки и в самые отдаленные пункты назначения.

Товаропроводящая сеть компании включает представительства на территории Республики Беларусь (УП «Торговый дом «Молочное Кружево»» и в Российской Федерации (ООО «Торговый дом «Молочное Кружево»».

ОАО «Милкавита» прочно завоевало репутацию производителя высококачественной, натуральной продукции с непревзойденным вкусом. Подтверждением тому служат:

- международный знак «Высшая проба» «За высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг» в рамках Международной имиджевой программы «Лидеры XXI столетия»; «Лидер Отрасли», «Лучшее инновационное предприятие страны»;

- сертификаты на право маркировки продукции знаком «Лучшая продукция года», «ГУСТ», «Выбор года», «Чемпион вкуса», «Лучшие товары Республики Беларусь»;

- высокая оценка экспертов в виде многочисленных наград высшего достоинства на таких выставках как «Продэкспо», «Молочная и мясная индустрия», «Весь мир питания», «Агро-русь», «Золотая осень».

Высокое качество продукции достигается благодаря новейшему высокотехнологичному оборудованию, профессионализму работников, правильно выстроенной системе менеджмента качества. Компания оснащена современным высокопроизводительным оборудованием. Так, в области технологий и оборудования партнерами выступают широкоизвестные и заслуживающие доверия фирмы из Италии, Германии, Швеции, Австрии, Словакии, Польши и др.

Для осуществления своей производственной деятельности в ОАО «Милкавита» организованы основное и вспомогательное производства и подразделения непроизводственного характера. Тип производства - массовый с двухсменным режимом работы основных цехов. Предприятие обладает достаточно мощным производственным потенциалом. Техническое и метрологическое оснащение позволяет обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями нормативных документов. Основным направлением развития общества было и остается наращивание объемов производства в соответствии с тенденциями развития рынка молочной продукции.

На предприятии все молоко, идущее на выработку молочной продукции, проходит обработку на пяти современных пастери-зационно-охладительных установках, работающих в автоматическом режиме. Очень важно, что в их состав входят бактофуги, осуществляющие почти стопроцентную очистку молока не только от случайных мельчайших частичек, но и от всех видов микроорганизмов. Благодаря такой очистке тепловая обработка молока ведется при более щадящих биологическую ценность молочной продукции режимах, а также увеличиваются гарантированные сроки ее хранения.

Также на предприятии функционируют:

- автоматизированная линия по производству глазированных сырков, которая позволяет выпускать продукцию высокого качества и практически неограниченного количества внутривидового ассортимента;

- немецкая автоматизированная линия по выпуску традиционного и зерненого творога «А1рта». Весь процесс производства на ней осуществляется по заданной программе, исключая прикосновение человеческих рук к продукции;

- линия, включающая в себя мембранную установку по отделению всей гаммы белков молока, для производства взбитых продуктов, позволяющая выпускать десерты творожные с различными наполнителями из мягкого творога, полученного методом ультрафильтрации;

- линия по производству йогуртов, позволяющая выпускать в широком ассортименте йогурты как «живыми», так и с более длительными сроками хранения - термизированными - с различными наполнителями и без них. Четыре автомата по розливу жидких молочных продуктов обеспечивают высокое качество упаковки;

- горизонтальная установочная машина, предназначенная для розлива и упаковки сметаны в пакеты типа «Дой-пак»;

- с участием словацкой фирмы проведена модернизация сушильных установок. Внедрена новая технология подачи теплоносителя в сушильную башню цеха сухих молочных продуктов, что позволяет экономить теплоэнергоресурсы, а это очень важно в период, когда дорожают энергоносители.

В современных условиях хозяйствования ОАО «Милкавита» ведет активную работу по улучшению и увеличению ассортимента выпускаемой продукции, проводится принципиально новая сбытовая и маркетинговая политика с учетом динамики развивающегося современного рынка. Предприятие стремится учитывать желания и потребности своих потребителей, поэтому продукция обладает любимым вкусом и удобной упаковкой, а ассортимент насчитывает более 120 наименований. Сегодня в портфеле производства 3 торговые марки: Продукция представ-

лена тремя основными торговыми марками: МПкау^а, «Моя Славита», «Полесские сыры».

География экспортных поставок продукции предприятия достаточно обширна - около двух десятков стран на разных континентах. Предприятие реализует на внешнем рынке сыры сычужные, масло, сухое обезжиренное молоко, сухую молочную сыворотку и казеин.

На ОАО «Милкавита» используется последовательная форма организации инновационной деятельности, которая часто называется традиционной. Инновационный процесс при последовательной организации реализуется поэтапно при строгом соблюдении очередности работ, выполняемых функциональными подразделениями предприятия.

Основу инновационной деятельности ОАО «Милкавита» составляет инвестиционная деятельность по обновлению производственного оборудования и технологий производства, т. е. технологические инновации.

В настоящее время ОАО «Милкавита» широко использует в производстве инновационные технологии, позволяющие значительно улучшить качество продукции и снизить затраты на производство.

Затраты на технологические инновации ОАО «Милкавита» за 2015-2016 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1 Затраты на технологические инновации _ОАО «Милкавита» г. Гомель, рублей_

Наименования показа- Всего Текущие затраты Капитальные вложения Темп роста,

2015 2016 2015 2016 2015 2016 %

1 2 3 4 5 6 7 8

Всего, в том числе 201340 295820 50500 70200 150840 225620 146,9

исследование и разработка новых 19500 22900 19500 22900

продуктов

приобретение машин и обору- 116540 144720 116540 144720 124,2

дования

приобретение новых технологий 31000 47300 31000 47300 152,6

1 2 3 4 5 6 7 8

приобретение программных средств 23400 35300 23400 35300 150,9

производственное проектирование 10900 45600 10900 45600 418,3

из всех инноваций

продуктовые инновации 201340 295820 X X X X 146,9

процессные инновации X X X X X X X

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.

В 2016 году по всем показателям инновационного развития предприятие нарастило обороты, затраты на технологические инновации выросли, что обусловлено присутствием инновационной стратегии в развитии предприятия. Затраты на технологические инновации за 2016 год выросли на 46,9 %.

Далее проведём анализ инновационной деятельности предприятия на основе результатов деятельности организации в этом направлении.

В табл. 2 представлено количество совместных проектов ОАО «Милкавита» по выполнению исследований и разработок за 2016 г.

Таблица 2. Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок за 2016 г.

Наименование показателя Всего По ст ранам Оценочные коды: 0 -кооперация отсутствует, 1- низкий уровень, 2 -высокий уровень

Республика Беларусь Европейский союз

Количество совместных проектов 5 3 2

Типы партнёров совместных проектов:

Поставщики оборудования, материалов 2 2 2

Научные организации 3 3 2

Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.

ОАО «Милкавита» в 2016 году осуществляло 3 совместных проекта по выполнению исследований и разработок, данные совместный проекта были осуществлены с научными организациями Республики Беларусь. Также необходимо отметить, что присутствует очень высокая степень кооперации с имеющимися поставщиками оборудования и материалов и научной организацией.

Работы по техническому перевооружению и модернизации носят постоянный характер, внедряемые новинки позволяют производить продукты, соответствующие современным стандартам.

Главный инженер, главный технолог, руководители подразделений и служб постоянно следят за имеющимся в их ведении оборудованием. Здесь важным моментом является его актуальность, производительность и способность давать на выходе качество. Поэтому изучаются возможные технологии, проводится их анализ, и только потом выбирается оборудование. При принятии решения о приобретении нового оборудования, служба главного экономиста проводит анализ рентабельности закупаемого оборудования и расчет окупаемости. После внедрения новых технологий, на основе расчетов, проводится анализ рентабельности и загруженности нового оборудования. Отбор проектов в портфель технологий ОАО «Милкавита» осуществляет с учетом финансовых и иных ограничений. Реализуются те проекты, которые являются наиболее значимыми, приносят значительный эффект и являются стратегическими, при этом используются как собственные средства так и привлекаются средства инвесторов. В результате сегодня предприятие имеет современный уровень производства.

На предприятии для совершенствования эффективности работы постоянно развиваются информационные технологии и технологии связи. Это:

- переход на доменную структуру на базе Active Directory MS Windows Server 2003 R2;

- активно функционирующая система управления предприятием на базе «1С: Бухгалтерия (SQL версия)»;

- перевод прикладного клиентского программного обеспечения на серверную технологию SQL;

- дальнейшее развите корпоративной электронной почты на базе MS Exchange Server + MS Outlook;

- развитие корпоративной сети передачи данных.

Кроме всего, вышеперечисленного, предприятие предоставило возможность работникам использовать услуги связи MTS, Velcom, осуществлять поиск правовой информации с помощью электронной базы «Консультант плюс» через сеть.

Кроме технологических инноваций, используемых в ОАО «Милкавита», также используются продуктовые инновации.

Разработка и производство новых видов продукции является неотъемлемой частью деятельности предприятия. Разработкой и внедрением на производство занимается технологическая группа предприятия во главе с главным технологом.

При разработке и внедрении продукции на производство основными направлениями являются:

- производство востребованного, оригинального, интересного продукта полезного для здоровья и жизни потребителя;

- получение прибыли от выпуска нового продукта при доступности цены для покупателя;

- рациональное использование сырья.

Ежегодно на предприятии к производству принимаются от 5 новых до 50 усовершенствованных видов молочной продукции.

Продукция, подлежащая разработке и постановке на производство, должна удовлетворять спросу и потребностям населения с учётом рационального питания различных возрастных групп потребителей, направлений развития ассортимента, требований экспорта. При разработке и постановке на производство продукции участники данного процесса в своей деятельности руководствуются законодательными актами Республики Беларусь, требованиями государственных стандартов, а также международных (региональных) стандартов, санитарными нормами и правилами и другими ТНПА, устанавливающими требования

и правила, относящиеся к обеспечению качества продукции, её безопасности для жизни и здоровья людей.

К разработке и/или постановке новой продукции на производство приступают на основе маркетинговых исследований, мониторинга торговых точек Республики Беларусь. Немаловажное значение при внедрении новых видов имеет сырьевая и техническая обеспеченность предприятия. При внедрении новой продукции специалисты предприятия анализируют действующее технологическое оборудование, при необходимости закупается новое современное оборудование.

Вся разработанная или отобранная от рецептур, предложенных фирмами, продукция перед внедрением на производство проходит на предприятии лабораторное исследование и дегустационный отбор. Председателем приемочной (дегустационной) комиссии ОАО «Милкавита» традиционно является главный ветврач-начальник ОПВК.

Важно отметить, что ни одна дегустация на предприятии не проводится без участия генерального директора предприятия, который прислушивается к оценке каждого члена дегустационной комиссии. Дегустационная комиссия представлена большим количеством специалистов предприятия: специалисты маркетинга, торговли, производства, ОПВК. Обсуждая вкусовые качества, товарный вид, ценовой фактор, ожидания потребителя, приемочная комиссия ставит окончательный вердикт продукту: ставить или не ставить на производство. Главный технолог вырабатывает технологическую политику предприятия [1].

Заключение. Таким образом, развитие инновационного потенциала молочной отрасли Республики Беларусь зависит от развития научно-технической базы исследовательских институтов, материально-технической базы производителей молока и от создания кардинально новых, инновационных продуктов моло-копереработчиков. Инновационная деятельность ОАО «Милка-вита» г. Гомеля, основанная на совершенствовании технологий производства на основе повышения качества выпускаемой продукции, расширение ассортимента, увеличения производства

высококачественных товаров позволяют выдержать конкуренцию, сохранить сложившиеся и найти новые рынки сбыта.

Список литературы

1. Официальный сайт ОАО «Милкавита» - Режим доступа: http://www.gomelmilk.by. - Дата доступа: 01.10.2017.

Информация об авторе

Смирнова Юлия Валерьевна - магистр экономических наук, старший преподаватель кафедры организации производства в АПК экономического факультета Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233)79604.

Материал поступил в редакцию 10.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.