Научная статья на тему 'Анализ маркетинговых характеристик ассортимента антигистаминных лекарственных препаратов, применяемых в терапии аллергического ринита'

Анализ маркетинговых характеристик ассортимента антигистаминных лекарственных препаратов, применяемых в терапии аллергического ринита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ РИНИТ / АНТИГИСТАМИННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / КОЭФФИЦИЕНТЫ АССОРТИМЕНТА / ЛИНЕЙКА ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопенко В.В., Мирзоян С.В., Кабакова Т.И.

На региональном рынке изучены маркетинговые характеристики ассортимента антигистаминных лекарственных препаратов (ЛП). Выявлено наличие в аптечных организациях 68 торговых наименований ЛП или 42,2% от разрешенных к применению. Определена линейка цен на антигистаминные ЛП, находящаяся в интервале от 15 до 838 руб. за одну упаковку. Рассчитаны коэффициенты полноты (0,36) и глубины (0,42) ассортимента, свидетельствующие о ненасыщенности фармацевтического рынка региона антигистаминными ЛП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокопенко В.В., Мирзоян С.В., Кабакова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ маркетинговых характеристик ассортимента антигистаминных лекарственных препаратов, применяемых в терапии аллергического ринита»

УДК: 615.12:658.628(470.638)

В.В. Прокопенко

Аспирант кафедры ЭОЗФ ПМФИ - филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ МЗ РФ, г. Пятигорск, Российская Федерация Е-mail: prokopenko_victory@mail.ru С.В. Мирзоян Ст. преподаватель кафедры ЭОЗФ, канд. фармац. наук ПМФИ - филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ МЗ РФ, г. Пятигорск, Российская Федерация Е-mail: stellamirzoyan@yandex.ru Т.И. Кабакова Профессор кафедры ОЭФ, доктор фармац. наук, доцент ПМФИ - филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ МЗ РФ, г. Пятигорск, Российская Федерация Е-mail: kabtais@mail.ru

АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АССОРТИМЕНТА АНТИГИСТАМИННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ТЕРАПИИ АЛЛЕРГИЧЕСКОГО РИНИТА

Аннотация

На региональном рынке изучены маркетинговые характеристики ассортимента антигистаминных лекарственных препаратов (ЛП). Выявлено наличие в аптечных организациях 68 торговых наименований ЛП или 42,2% от разрешенных к применению. Определена линейка цен на антигистаминные ЛП, находящаяся в интервале от 15 до 838 руб. за одну упаковку. Рассчитаны коэффициенты полноты (0,36) и глубины (0,42) ассортимента, свидетельствующие о ненасыщенности фармацевтического рынка региона антигистаминными ЛП.

Ключевые слова:

Аллергический ринит, антигистаминные лекарственные препараты, коэффициенты ассортимента, линейка цен

Согласно литературным и статистическим данным, огромное разнообразие аллергических реакций, постоянный рост количества регистрируемых диагнозов во всем мире, указывают на наличие проблемы аллергических заболеваний населения [1, 2]. Высокая распространенность аллергических реакций среди населения любого возраста и пола в экономически развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации, относит аллергические заболевания к серьезным медико-социальным проблемам глобального характера [3].

Важное значение в развитии аллергических реакций имеет общее загрязнение окружающей среды, значительное повышение урбанизации и, как следствие, снижение качества экологической обстановки. Зачастую аллергический ринит многие врачи и пациенты необоснованно считают малозначащим заболеванием, однако он относится к основным атопическим нозологиям.

Целью исследования явился анализ маркетинговых характеристик ассортимента антигистаминных ЛП (АГЛП) в аптечных организациях региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ).

На базе сетевых аптечных организаций изучена номенклатура торговых наименований (ТН) антигистаминных ЛП. Учитывая, что аллергический ринит имеет наивысшие показатели заболеваний населения в весенне-осенний период, для исследования выбран временной интервал с апреля по октябрь 2019 г.

Выявлено, что на территории КМВ Ставропольского края из зарегистрированных 161 ТН ЛП в наличии в ассортименте аптечных организаций представлены 68 ТН ЛП или 42,24%.

Изучаемый ассортимент антигистаминных ЛП выпускается в различных лекарственных формах (ЛФ). Наибольший удельный вес представляет собой таблетированная ЛФ - 40% от всех ТН ЛП, представленных на фармацевтическом рынке КМВ (27 ТН ЛП) с линейкой цен от 15 руб. (Лоратадин) в ассортименте самого дешевого ЛП и 838 руб. (Аллегра) наиболее дорогого ЛП. Также 8 ТН ЛП представлены в виде сиропов, что составило 26,7% от исследуемого ассортимента ЛП со средней стоимостью 297 руб. Лекарственные препараты, выпускаемые в форме капель, драже и спрея соответственно составили 23,3%, 3,33% и 6,7%, а их средняя цена равна 298 руб., 63рубля и 279 руб., т.е. относится к средней ценовой категории, доступной всем слоям населения.

При проведении маркетинговых исследований целесообразно рассчитывать коэффициенты полноты и глубины для наиболее четкого анализа ассортимента ЛП аптечных организаций. Согласно официальной методике нами был рассчитан торговый коэффициент полноты и глубины ассортимента антигистаминных ЛП по различным ЛФ, представленным на фармацевтическом рынке аптечных организаций КМВ.

Полнота ассортимента - количество лекарственных препаратов одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в том или ином розничном звене, представленных в государственном реестре. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

Кп. т. = Пфакт х Ю0%, где:

Пбаз.

Кп.т. - коэффициент торговой полноты ассортимента;

Пфакт. - количество наименований ЛП, присутствующих в аптечной организации, ед.;

Пбаз. - количество наименований ЛП, разрешенных к применению на территории РФ, ед., согласно государственного реестра.

Согласно полученным нами результатам Кп.т. антигистаминных ЛП составил 0,36 (или 36,90 %), что свидетельствует о неполном ассортименте ТН для удовлетворения потребительского спроса населения.

Глубина ассортимента - количество вариантов ЛП одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в том или ином розничном звене, представленных в государственном реестре. Глубина ассортимента рассчитывается по формуле:

Кг. = ^фа^ х Ю0%, где:

Гбаз.

Кг. - коэффициент глубины ассортимента;

Г факт. - количество наименований ЛП, присутствующих в аптечной организации, ед.;

Гбаз. - количество наименований ЛП, разрешенных к применению на территории РФ, ед., согласно государственного реестра.

Глубина ассортимента характеризует возможности данной аптечной организации в удовлетворении спроса потребителей на конкретную разновидность фармацевтического товара или ЛП. Фактически Кг. составил 0,42 (или 42,23%) от зарегистрированных 161 ЛП, что соответствует достаточно низкому уровню ассортимента ЛП на региональном фармацевтическом рынке.

Результаты проведенного исследования доведены до сведения руководителей региональных аптечных сетей для принятия мер по наиболее полному насыщению фармацевтического рынка АГЛП, особенно в период обострения аллергического ринита. Принятые меры по расширению ассортимента АГЛП будут способствовать удовлетворению потребности пациентов, страдающих аллергическим ринитом в эффективных и экономически доступных ТН ЛП с учетом их предпочтений, комплаентности и желаемого качества жизни.

Список использованной литературы:

1. Передкова, Е.В. Поллиноз: проблема актуальна и сегодня / Е.В. Передкова // Эффективная фармакотерапия. - 2012. - № 37. - С.18-25.

2. Маляр, К.В. Техногенное воздействие в формировании экологической обстановки и состояния здоровья населения / К.В. Маляр // Паллиативная медицина и реабилитация. - 2013. - № 3. - С. 43-49.

3. Эрназарова, Х.Х. Распространенность аллергических заболеваний в мире / Х.Х. Эрназарова, З.У. Адылова // International scientific review. - 2017.- 2(33). - С.111-113.

© Прокопенко В.В., Мирзоян С.В., Кабакова Т.И., 2019 ~ 204 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.