УДК 615.035.1+615.218.2
АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА АНТИГИСТАМИННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ ЦЕНТРАЛЬНОГОРЕГИОНА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКА)
Смоленская государственная медицинская академия
Т.Г. АВДЕЕВА А.В. КРИКОВА М.С. ОСТАШУК
Представлены результаты маркетингового исследования российского и в частности смоленского фармацевтического рынков антигистаминных лекарственных средств. Установлены основные показатели и тенденции развития ассортимента лекарственных средств. Определены стратегические возможности смоленского фармацевтического рынка с целью оптимизации и рационализации фармацевтической помощи пациентам, страдающим аллергическими заболеваниями в регионе.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: фармацевтический рынок, аллергические заболевания, маркетинговое исследование, антигистаминные лекарственные средства.
Аллергические заболевания (АЗ) с каждым годом привлекают все более пристальное внимание врачей разных специальностей ввиду проблем, связанных с вопросами диагностики, терапии и профилактики аллергопатологии.
За последние десятилетия проблема аллергии приняла масштаб глобальной медикосоциальной проблемы. Экономический ущерб от АЗ достаточно высок и определяется не только непосредственно затратами на лечение пациентов с аллергопатологией, но и теми затратами, которые требуются для лечения осложненных аллергией вирусных и других инфекций. Учитывая тот факт, что аллергией страдает наиболее молодой, трудоспособного возраста контингент населения, АЗ приводят к значительным трудопотерям, социально-экономическому ущербу, выраженному снижению уровня здоровья населения и нации в целом [4].
По данным официального источника [5], заболеваемость аллергическим ринитом в Смоленской области в 2010 году составила 107334 (в абсолютных числах), атопическим дерматитом - 354587 (в абсолютных числах). По отношению к заболеваемости всего населения по классам, группам болезней и отдельным заболеваниям с диагнозом, установленным впервые в жизни, в России за 2010 год доля заболеваемости аллергическим ринитом в Смоленской области составляет 0,1%, атопическим дерматитом - о, 3%.
Аллергические реакции связаны с действием гистамина на Н1-рецепторы, поэтому ан-тигистаминные препараты (АГП) являются важнейшей группой противоаллергических лекарств. Потребность в них в последнее время существенно увеличилась, о чем свидетельствует возросший объем продаж во всем мире [1]. Важным является изучение тенденций формирования российского и регионального фармацевтических рынков путем проведения маркетинговых исследований ассортимента данной группы препаратов.
Рынок АГП характеризуется ярко выраженной сезонностью в связи с тем, что в весеннелетний период увеличивается количество возможных аллергенов (пыльца растений, кровососущие насекомые, активное солнце, пыль и др.). Это необходимо учитывать для своевременного принятия мер профилактики АЗ.
Целью исследования является анализ российского и регионального (Смоленская область) фармацевтического рынков АГП, применяемых для лечения аллергических заболеваний у детей и взрослых.
Для проведения исследования использованы справочники официальной информации о лекарственных средствах (ЛС): Государственный реестр ЛС (2012 г.), Видаль «Лекарственные препараты в России» (2010 г.), Машковский М.Д. «Лекарственные средства» (2008 г.), прайс-листы дистрибьюторов лекарственных средств: ООО Биофарм, ЗАО НПК Катрен, ЗАО ЦВ Протек, ЗАО Надежда-Фарм ГК Орел (Базовый), ЗАО Надежда-Фарм ГК Орел (ЖВЛС), ООО Орио-ла, ЗАО Генезис (Базовый), ЗАО Генезис (ЖВЛС), ЗАО SIA International - Smolensk, ЗАО Про-фитмед, прайс-листы аптек г. Смоленска: ЗАО «Полифарм» (ул. Тенишевой), ЗАО «Теремок» (ул. Дзержинского), ОАО «Смоленск-Фармация» (ул. Крупской), ЗАО «Альтернатива» (Крас-нинское ш.), ООО «Ромашка» (ул. Крупской), ИП Бордовская Н.П. «Панацея» (ул. Крупской), ООО Медбиофарм «Авиценна» (ул. Октябрьской революции).
В ходе исследования применялись следующие методы: контент-анализ, структурный, сравнительный, графический, методы маркетингового и математического анализов.
Для реализации поставленной цели сформирована концепция исследования, включающая четыре этапа: формирование и анализ макро-, мезо- и микроконтурарынка АГП; определение стратегических возможностей регионального рынка АГП.
На первом этапе в ходе анализа официальных источников информации о препаратах сформирован информационный массив АГП, который включает 119 торговых названий и 22 международных непатентованных наименования противоаллергических средств - Н1 - гиста-миновых рецепторов блокаторов. При этом 22 торговых наименования препаратов находятся на перерегистрации, а у 23 - аннулирована лицензия.
В ассортименте выявлены монокомпонентные и комбинированные препараты сложного состава. В общей структуре доминирующая часть принадлежит монокомпонентным ЛС - 92%, комбинированные составляют - 8%.
В ходе сегментационного анализа по производственному признаку установлено преобладание доли лекарств зарубежного производства - 58%, остальные 42% - российские препараты.
Выявлено, что АГП предлагают 39 российских фармацевтических фирм. Среди них первую рейтинговую позицию занимает ОАО Валента Фармацевтика - 6%. Анализ предложений ассортимента ЛС по иностранным странам-производителям показал, что всего зарегистрированы предложения 22 зарубежных стран. Среди них первое место в рейтинге принадлежит Индии -17%, второе делят - Венгрия и Швейцария - по 16%, третье - Германия - 7%.
Сегментирование ассортимента по виду лекарственной формы выявило, что доля твердых форм в общей структуре ассортимента АГП составляет 64%, жидких - 32%, мягких- 2%, газообразных - 2%. Среди твердых лекарственных форм доминируют таблетки - 75%, далее следуют субстанции - 17%, драже - 4% и капсулы - 3%. Жидкие формы представлены преимущественно в виде сиропов и растворов для внутримышечного и внутривенного ведения -по 33%, на втором месте капли -по 30%, на третьем месте суспензии и субстанция - жидкость- по 1%. Среди мягких форм выявлены и представлены гели: назальные и для наружного применения.
Газообразные препараты выявлены и представлены в виде спреев назальных.
В детской практике находят применение 68% твердых лекарственных форм, где 93% -таблетки; из всего ассортимента жидких лекарственных форм - 95% (при отсутствии у ребенка аллергии на подсластители и ароматизаторы, входящие в состав сиропов, которые насчитывают 33%). Спреи назальные можно применять с 6 лет. Мягкие формы представлены лишь тремя торговыми наименованиями.
На втором этапе в соответствии с концепцией исследования проведен анализ Смоленского фармацевтического рынка АГП. В ходе контент-анализа прайс-листов ООО «Биофарм», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО ЦВ «Протек», ЗАО «Надежда-Фарм» ГК Орел (Базовый), ЗАО «Надежда-Фарм» ГК Орел (ЖВЛС), ООО «Ориола», ЗАО «Генезис» (Базовый), ЗАО «Генезис» (ЖВЛС), ЗАО «SIA International» - Smolensk, ЗАО «Профитмед» сформирован информационный массив, включающий 114 торговых наименований лекарственных средств.
Мезоконтур регионального рынка в основном формируется препаратами зарубежного производства (64%). Лидером среди отечественных производителей является компания Вертекс ЗАО - 12%. Смоленский рынок представлен монопрепаратами (96%), в основном в твердой лекарственной форме (65%), как правило, в виде таблеток - 56%.
Анализ стоимости АГП, предлагаемых дистрибьюторами в Смоленске, позволил установить широкий диапазон оптовых цен: от 2 рублей 16 копеек за упаковку димедрола (10 таблеток по 50 мг, производитель - Белмедпрепараты) до 579 рублей 70 копеек за упаковку эриуса (сироп объемом 120 мл, производитель - Шеринг-Плау Лабо Н.В.).
На третьем этапе исследования проведен анализ локального фармацевтического рынка АГП г. Смоленска. В ходе контент-анализа прайс-листов ЗАО «Полифарм» (ул. Тенишевой), ЗАО «Теремок» (ул. Дзержинского), ОАО «Смоленск-Фармация» (ул. Крупской), ЗАО «Альтернатива» (Краснинское ш.), ООО «Ромашка» (ул. Крупской), ИП Бордовская Н.П. «Панацея» (ул. Крупской), ООО Медбиофарм «Авиценна» (ул. Октябрьской революции) сформирован информационный массив, включающий 62 торговых наименований препаратов.
Микроконтур локального рынка г. Смоленска в основном формируется препаратами зарубежного производства (75%). Лидером среди отечественных производителей является компания Акрихин ХФК ОАО - 25%. Смоленский рынок представлен монопрепаратами (95 %), в основном в твердой лекарственной форме (60%), как правило, в виде таблеток - 56%.
Анализ стоимости АГП в аптеках различных сетей города Смоленска позволил выявить широкий диапазон розничных цен: от 3 рублей 90 копеек за упаковку димедрола (10 таблеток по 50 мг, производитель - Уралбиофарм) до 731 рубля 50 копеек за упаковку эриуса (сироп объемом 120 мл, производитель - Шеринг-Плау Лабо Н.В.).
отечест венный производитель 100%
таблетки
твердые лекарственные формы
Вертекс ЗАО
Валента Фармацевтика ОАО
монопрепараты Акрихин ХКФ ОАО
®макроконтур Имезоконтур >: микроконтур
Рис. 1. Ассортиментные контуры российского и смоленского регионального и локального рынков антигистаминных препаратов, %
Для определения степени влияния фактора сезонности на спрос АГП на базе аптеки ЗАО «Альтернатива» (Краснинское ш.) было проведено исследование. Данная аптека располагается в спальном районе города Смоленска со среднедневной обращаемостью 150 человек. В ходе работы с компьютерной базой аптеки выявили и проанализировали, какую долю (в денежном и количественном эквиваленте) составляют АГП в реализации ЛС населению в сентябре, январе, апреле и мае (2011-2012 гг.). Полученные нами результаты подтвердили, что весной спрос на противоаллергические препараты выше, нежели осенью и зимой (рис. 2, 3).
2. 5--------------------------------------------------------------------------
2----------------------------------------------------------------!■■■■"■"----
■ ■ ■ ■ ■
■ ■ ■ ■ ■
1. 5-------------------------------------------------------------—
1
05-------- ----------- -------------
0 _|------111111111111--,------111111111111--1-----^--------------1-----Р-*-*-*-*.
сентябрь январь апрель май
месяц
Рис. 2. Доля реализованных антигистаминных препаратов в ассортименте аптеки в количественном выражении в зависимости от месяца, %
а
а
го
к
а;
а
к
со а; к а § Е & * *
3.5 3
2.5 2
1.5 1
0,5
сентябрь
январь апрель
месяц
Рис. 3. Доля реализованных антигистаминных препаратов в ассортименте аптеки в денежном выражении в зависимости от месяца, %
0
Проанализировали ассортимент АГП, реализованных в аптеке в мае, и определили 8 самых продаваемых препаратов (табл.). Выявили высокую потребность в мягких лекарственных формах. Среди таблетированных форм повышенным спросом пользуются препараты цети-ризина, что связано, по нашему мнению, с относительно невысокой стоимостью и необходимостью однократного суточного приема.
Таблица
ТОП-8 коммерческих продаж антигистаминных препаратов в аптеке, май 2012 г.
№ п/п Торговое название МНН Количественная доля от общего объема продаж антигистаминных препаратов, % Средневзвешенная цена, руб.
1 Лоратадин Лоратадин 22,4 18-17
2 Диазолин Мебгидролин 17,2 51-05
3 Псило-бальзам Дифенгидрамин 9,5 166-36
4 Фенистил гель Диметинден 6,9 264-00
5 Зодак Цетиризин 5,2 104-90
6 Супрастин Хлоропирамин 5,2 125-17
7 Цетрин Цетиризин 5,2 161-00
8 Цетиризин ДС Цетиризин 4,3 50-60
На заключительном этапе исследования с целью повышения продаж и укрепления позиций на локальном рынке АГП определены основные стратегические возможности развития регионального рынка:
1) необходимость обновления ассортимента за счет инновационных лекарственных
форм;
2) необходимость разработки АГП с более низкими дозировками действующих веществ в целях расширения ассортимента, применяемого в педиатрической практике;
3) расширение ассортимента ЛС за счет включения поликомпонентных препаратов;
4) увеличение ассортимента жидких лекарственных форм, а именно - капель для приема внутрь и сиропов как наиболее удобных для применения в детском возрасте;
5) повышение доли препаратов отечественного производства ввиду их привлекательности по ценовым показателям для населения с низкой платежеспособностью (молодые семьи, воспитывающие детей).
Литература
1. Геппе, Н.А. Современные антигистаминные и акарицидные препараты в борьбе с аллергическими заболеваниями / Н.А. Геппе, М.Н. Снегоцкая, Н.Г. Колосова, Е.А. Быховец // ТеггаМе&саЫоуа. -2005. - № 1. - С. 39 - 40.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства. - М.: «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. - 1206 с.
3. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2010. - 1760 с.
4. Федоскова, Т.Г. Аллергические заболевания в клинической практике / Т.Г. Федоскова,
Н.И. Ильина // Российский аллергологический журнал. - 2004. - № 2. - С. 71-73.
5. Статистическая информация - Заболеваемость населения России в 2010
году. URL: http: //www.minzdravsoc.ru/ docs / mzsr/stat/118.
ANALYSIS OF THE PHARMACEUTICAL MARKET OF ANTIHISTAMINE REMEDIES IN INDUSTRIAL CITY OF CENTRAL REGION OF RUSSIA (SMOLENSK)
Smolensk State Medical Academy
T.G. AVDEEVA A.V. KRIKOVA M.S. OSTASHUK
We researched Russian and regional pharmaceutical market of the antihistamine remedies. In our work we found interlinkages and tendency of regional market development. It is very important to create strategy of pharmaceutical support in region, because the main target of our research is optimization of pharmaceutical assistance.
e-mail: [email protected]
Key words: pharmaceutical market, allergic diseases, marketing research, antihistamine remedies.