4. Смирнова Т.А. Состояние и перспективы развития дополнительного образования для детей в городе Красноярске // Проблемы современной экономики. 2019. № 1(69) С. 203 - 207.
УДК 330
DOI 10.24411/2409-3203-2019-11033
АНАЛИЗ МАКРООКРУЖЕНИЯ ООО «МАСТЕРПАК»
Трясцина Нина Юрьевна
к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева Россия, г. Москва Сушарина Анна Александровна студентка кафедры экономической безопасности, анализа и аудита ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева Россия, г. Москва
Ершова Ирина Николаевна
студентка кафедры экономической безопасности, анализа и аудита ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева Россия, г. Москва
Аннотация: В современных рыночных условиях стратегическое управление организацией не представляется возможным без анализа воздействия на ее финансово-хозяйственную деятельность факторов внешней среды. Связь организации с внешней средой проявляется во взаимном обмене такими ресурсами, как продукция, сырье, денежные средства, энергия, информация и др. Это обуславливает важность проведения анализа макроокружения организации, так как на его основании руководителями принимаются соответствующие управленческие решения. В данной статье проводится исследование макроокружения ООО «МастерПак» методом PEST-анализа. PEST-анализ является инструментом для определения стратегии компании в долгосрочном периоде. Также его называют STEP-анализом. Период прогнозирования составляет от 3 до 10 лет. Целью исследования является анализ макроокружения данной организации. Результатом исследования является разработка мер по предотвращению внешних угроз организации.
Ключевые слова: PEST-анализ, стратегический анализ, макроокружение, внешняя
среда.
MACROENVIRONMENT ANALYSIS
Tryastsina Nina Y.
PhD, Associate Professor of economics Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy
Russia, the city of Moscow Susharina Anna A. student of the department of economic security, analysis and audit
Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy
Russia, the city of Moscow Ershova Irina N. student of the department of economic security, analysis and audit Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy
Russia, the city of Moscow
Abstract: In modern market conditions, the strategic management of the organization is not possible without analysis of the impact on its financial and economic activities of environmental factors. The relationship of the organization with the external environment is manifested in the mutual exchange of resources such as products, raw materials, cash, energy, information, etc. This determines the importance of conducting an analysis of the macroenvironment of the organization, since on its basis, managers make appropriate management decisions. This article investigates the macroenvironment of MasterPack LLC using the PEST analysis method. PEST analysis is a tool for determining the company's strategy in the long run. It is also called STEP analysis. The forecasting period is from 3 to 10 years. The aim of the study is to analyze the macroenvironment of this organization. The result of the study is the development of measures to prevent external threats to the organization.
Keywords: PEST analysis, strategic analysis, macroenvironment, external environment.
PEST-анализ (STEP-анализ) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании [1].
При проведении PEST-анализа необходимо учитывать прогноз на ближайшие 3-5 лет каждого из аспектов, способного повлиять на исследуемую организацию. Это обусловлено тем, что оценка влияния фактора на прибыль экономического субъекта в долгосрочном периоде делает возможным применение полученных в результате анализа данных для формирования стратегии организации [3]. Важным аспектом является участие в исследовании экспертов в отрасли функционирования организации или ее работников, способных оценить изменение каждого из факторов в перспективе.
Проведем анализ макроокружения организации при помощи PEST-анализа на примере ООО «МастерПак». Основным видом деятельности данной организации является производство пластмассовых изделий для упаковывания товара.
Первым шагом в анализе факторов внешней среды является сбор информации об экономических, социальных, технологических и политических факторов, способных повлиять на деятельность того или иного экономического субъекта. Затем проводится анализ значимости и степени влияния каждого фактора на деятельность предприятия.
Определим по каждой группе факторы, способные оказать влияние на ООО «МастерПак» и оценим силу их влияния методом экспертной оценки (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка факторов, влияющих на деятельность ООО «МастерПак».
Выбранные факторы оцениваются по шкале от 1 до 3, где 1 - влияние фактора на организацию незначительно, его изменение практически не влияет на деятельность организации; 2 - только значительные изменения фактора влияют на продажи и прибыль организации; 3 - высокое влияние фактора, его изменение значительно влияет на деятельность организации. Затем проводится экспертная оценка изменения факторов в перспективе по шкале от 1 до 5, где 1 - минимальная вероятность изменения фактора внешней среды, 5 - максимальная вероятность изменения.
Также важным моментом является расчет реальной значимости фактора, позволяющей оценить, насколько организации следует брать во внимание конкретный фактор внешней среды и проводить мониторинг его изменения.
Описание фактора Влияние фактора Экспертная оценка Средняя оценка Взвешенная оценка
1 2 3 4 5
Политические
Действующие правовые нормы в отношении экологии и их изменение 3 3 4 4 5 5 4,20 0,33
Регулирование отрасли 3 2 2 5 3 2 2,80 0,15
Вероятность развития военных действий в стране 2 3 3 1 4 3 2,80 0,15
Трудовое законодательство 1 1 2 4 2 4 2,60 0,13
Торговая политика 2 2 1 4 3 5 3,00 0,17
СМИ 3 3 4 1 1 1 2,00 0,07
Экономические
Инфляция 3 3 2 2 4 3 2,80 0,15
Доходов населения 3 3 3 4 3 4 3,40 0,21
Уровень развития кредитно-банковской системы 3 3 2 3 5 3 3,20 0,19
Уровень процентных ставок 3 3 4 5 2 3 3,40 0,21
Уровень развития экономики 2 2 5 3 1 2 2,60 0,13
Курсы основных валют 2 2 3 1 5 1 2,40 0,11
Социальные
Уровень здравоохранения 2 2 1 1 3 3 2,00 0,07
Отношение к работе, карьере 2 2 3 1 2 4 2,40 0,11
Требования к качеству продукции 3 3 2 5 4 2 3,20 0,19
Популяризация ЗОЖ и защиты окружающей среды 3 3 4 5 5 1 3,60 0,24
Демография 3 3 3 3 1 5 3,00 0,17
Технологические
Уровень инноваций и технологического развития отрасли 3 3 4 5 3 5 4,00 0,30
Расходы на исследования и разработки 2 2 3 4 4 2 3,00 0,17
Развитие коммуникаций 3 3 4 2 5 3 3,40 0,21
Степень использования, внедрения и передачи технологий 3 3 2 4 1 1 2,20 0,09
Итого 54 62,00
Для удобства приведем расчеты в матричный вид (таблица 2).
Таблица 2 - Сводная таблица PEST-анализа
Политические Экономические
Фактор Вес Фактор Вес
Действующие правовые нормы в отношении экологии и их изменение 0,33 Инфляция 0,15
Торговая политика 0,17 Доходы населения 0,21
Регулирование отрасли 0,15 Уровень развития кредитно-банковской системы 0,19
Вероятность развития военных действий в стране 0,15 Уровень процентных ставок 0,21
Трудовое законодательство 0,13 Уровень развития экономики 0,13
СМИ 0,07 Курсы основных валют 0,11
Социально-культурные Технологические
Фактор Вес Фактор Вес
Популяризация ЗОЖ и защиты окружающей среды 0,24 Уровень инноваций и технологического развития отрасли 0,3
Требования к качеству продукции 0,19 Развитие коммуникаций 0,21
Демография 0,17 Расходы на исследования и разработки 0,17
Отношение к работе, карьере 0,11 Степень использования, внедрения и передачи технологий 0,09
Уровень здравоохранения 0,07
Таким образом, ООО «МастерПак» следует уделить внимание факторам с наибольшим удельным весом.
Далее необходимо сделать вывод по каждому фактору. Для этого оценим влияние факторов с наибольшим удельным весом на отрасль и на организацию, а также спланируем программы, которые необходимо провести для снижения негативного влияния фактора на деятельность ООО «МастерПак» (таблица 3).
Таблица 3 - Финальная форма для анализа
Политические Изменение в отрасли Изменение в компании Действия
Действующие правовые нормы в отношении экологии и их изменение Изменение подобных норм ведет к сокращению производства продуктов из пластика и уменьшения числа компаний в данной отрасли Невозможность компании заниматься основным видом деятельности Внедрение технологий производства бумажных изделий и продукции из биоразлагаемого пластика
Торговая политика Ограничения на импорт сырья и оборудования из-за границы может привести к удорожанию отечественного сырья Увеличение расходов на сырье и оборудование, невозможность закупки у иностранных поставщиков Ориентировка на закупку у отечественных производителей
Экономические
Инфляция Увеличение цен на сырье и оборудование, используемое в отрасли Увеличение цен на сырье и оборудование, используемое в данной организации Поиск альтернативных вариантов сырья и оборудования
Доходы населения Снижение доходов населения ведет к снижению покупок и экономии, что негативно сказывается на отрасли Снижение спроса на продукцию компании Поиск более дешевого сырья без снижения его качества, поиск альтернативных видов деятельности
Продолжение таблицы 3
Социальные
Популяризация ЗОЖ и защиты окружающей среды Уменьшают популярность изделий из пластика, формируют к ним негативное отношение Снижение спроса на производимую продукцию Внедрение технологий производства, не вредящих окружающей среде
Требования к качеству продукции Ужесточение требований к качеству продукции ведет к более сложному внедрению организаций в отрасль Снижение количества конкурентов, необходимость соблюдения требований качества Соблюдение требований качества, предъявляемых к продукции, поиск более качественного сырья
Технологические
Уровень инноваций и технологического развития отрасли Новые разработки способствуют интенсивному росту производства в отрасли Способствует сокращению затрат и оптимизации производства Мониторинг технологических изменений в отрасли
Развитие коммуникаций Способствует оптимизации процесса производства посредством взаимодействия между организациями в отрасли Позволяет оперативно получать и отправлять информацию, сокращает длительность производственного цикла Использование всех возможных коммуникаций
Таким образом, любая организация, для успешной работы и продвижения своего бизнеса, должна регулярно выявлять, путем стратегического анализа факторы воздействия внешней среды [2].
В результате проведенного анализа выявлены действия, которые необходимо предпринять ООО «МастерПак» для выработки стратегического решения, задающего вектор развития данной организации. Это способствует созданию алгоритма взаимодействия экономического субъекта с его макроокружением. Также необходимым является введение в штат должности менеджера по стратегическому анализу и управлению, в обязанности которого будет входить проведение стратегического анализа и внесение корректив в деятельность ООО «МастерПак».
Список литературы:
1. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2010. - 224 с.
2. Трясцина, Н.Ю. Стратегический анализ внешней среды организации АПК/ Н.Ю. Трясцина, О.Н. Суринова// Бухучет в сельском хозяйстве. - 2016. - № 4. - С. 61-71.
3. Ялухина А.А., Шарапова В.М. Роль анализа в конкурентоспособности предприятия//в сборнике: Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире Материалы IX Всероссийского форума молодых ученых и студентов. Ответственный за выпуск В.П. Иваницкий. - 2006. - С. 290-291.