Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ'

АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ»

области» на 2014 - 2018 годы.

УДК 658

Сорока С.А., к. э.н., доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и экономической безопасности, Хабаровский государственный университет экономики и права (ХГУЭП), Россия, г. Хабаровск АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ

ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ

Анализа затрат в условиях логистического ориентирования сводится к оптимизации издержек. Логистические затраты - это издержки, связанные с закупкой товара, складированием, промежуточным хранением, транспортировкой.

Одной из составляющих расходов, связанных с транспортировкой являются расходы по погрузочно-разгрузочным операциям. Данные расходы учитываются отдельно и зависят от типа подвижного состава, рода груза, типа упаковки, характера выполнения операций, типа погрузочных машин, технологической схемы погрузочно-разгрузочных операций.

Если погрузочно-разгрузочные операции проводят вручную, то для анализа затрат на данные виды работ проводят по формуле:

Зпр = Зпл * Кд * Кн * Нв, (1)

где Зпл - расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами одной тонны груза;

Кд - показатель, учитывающий дополнительную заработную плату грузчика за простои;

Кн - показатель, учитывающий начисления на заработную плату, административно-управленческие расходы и др. расходы;

Нв - норма времени на погрузку-разгрузку груза.

При анализе эксплуатационных расходов на погрузочно-разгрузочные работы, выполненные механизированным способом, оценивают расходы на содержание погрузочно-разгрузочных устройств, путей портальных, стреловых кранов, зарядных устройств, электрических погрузчиков, административно-управленческие расходы.

Расходы, связанные с хранением грузов анализируют по формуле:

Зс = * Рх, (2)

Мг*Ки ' 4 '

где Зс - общие складские затраты;

Б с - расходы на содержание полезной складской площади за один день;

Мг - масса груза, перерабатываемого складом, тонны;

Ки - показатель использования полезной площади склада;

Рх - продолжительность хранения груза.

Транспортные связи обусловливаются размещением мест производства и пунктов потребления товаров и соответственно могут реализовываться с использованием разных видов транспорта.

Одним из критериев выбора вида транспорта является минимизация издержек на доставку товаров от места производства до места потребления, то есть минимизация капитальных вложений и текущих расходов.

Рациональный вид транспорта по перевозке грузов выбирается по результатам сравнения транспортных издержек.

При выборе вида транспорта в составе полных транспортных издержек по перевозке грузов учитывают издержки по всему транспортному процессу, включая затраты по передвижению порожнего подвижного состава. При этом необходимо оценить факторы, влияющие на качество перевозки. Необходимо проводит анализ эксплуатационных расходов, показателей рентабельности, производительности труда, фондоемкости, трудоемкости и других показателей, отражающих различные стороны транспортного процесса.

Сравнительная экономическая эффективность вариантов грузовых перевозок в зависимости от вида транспорта и транспортных направлений определяется по полным транспортным затратам:

Зп = ТИ + Кэ * Кв, (3)

где Зп - полные транспортные затраты;

ТИ - текущие издержки за год по определенному варианту;

Кэ - показатель сравнительной экономической эффективности;

Кв - капитальные вложения.

Если транспортировка грузов осуществляется железнодорожным транспортом, то в состав затрат включаются: расходы по приему и отправлению поездов на специальных грузовых и сортировочных станциях; расходы по содержанию станционного штата, выполняющего маневровые операции на всех станциях; расходы по содержанию механизированных горок на сортировочных станциях; расходы по подготовке вагонов к перевозке; расходы по содержанию локомотивных бригад; расходы по топливу, электроэнергии, смазочным материалам, осветительным приборам и т.д.

Себестоимость перевозок грузов определяется методом расходных ставок. Объемы работ для расчета расходной ставки:

- амортизационные отчисления и расходы на ремонт;

- содержание локомотивных бригад;

- техническое обслуживание, смазка и текущий ремонт грузовых вагонов;

- реновационные затраты по локомотивам;

- топливные расходы на тягу поездов с учетом расходов на подачу, водоснабжение;

- содержание бригад маневровых локомотивов, отопление, смазка, экипировка, освещение, техническое обслуживание, амортизация;

- содержание верхнего строения главных путей;

- охрана путей;

- прием, выдача и сортировка грузов;

- подготовка вагонов к перевозке.

Расходная ставка на один вагонный час определяется по формуле:

Рс = Оц*н+^Ср (4)

к*(8760-В)' V '

где Рс - расходная ставка; Оц - оптовая стоимость вагона; н - норма затрат на реновацию;

Ср - стоимость ремонта за год, проводимого за счет амортизационных отчислений и расходов по эксплуатации; к - количество вагонов;

В - в течение года среднее время пребывания грузового вагона вне рабочего парка.

Анализ эксплуатационных расходов по перевозке грузов морским транспортом проводят по формуле:

Рп = Ра*Сх-рв*Сс + п (5)

Мг к }

где Ра, Рв - суточные расходы по содержанию групп однотипных судов на ходу и на стоянке без портовых и навигационных расходов; Сх, Сс - судо-сутки на ходу и на стоянках за рейс; Мг - масса груза в тоннах;

Пс - портовые сборы и навигационные расходы за одну тонну груза. Затраты на перевозку грузов автомобильным транспортом оценивают по моделям подвижного состава с учетом дорожных условий. Затраты включают: расходы, зависящие от параметров движения; расходы на оплату труда водителей; расходы, не зависящие от параметров движения.

Анализ затрат на перевозку одной тонны груза автомобильным транспортом без учета расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог оценивается по формуле:

„ Рот+Рпд*Пр+Рнпд*Вп

Зт =-, (6)

Ор

где Зт - затраты на перевозку; Рот - оплата труда водителя;

Рпд - расходы, зависящие от параметров движения за один км; Пр - пробег подвижного состава;

Рнпд - расходы, не зависящие от параметров движения за один час работы;

Вп - время перевозки, часы;

Ор - объем перевозимого груза в тоннах.

При этом время перевозки рассчитывается по формуле:

Вп = Впр + Пр, (7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.