АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Б.С. Раимбердиев, канд. экон. наук, доцент У.Н. Момунова, магистрант А.Б. Жолдошова, магистрант Н.А. Ашимов, магистрант О.А. Ажимаматов, магистрант Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-3-155-163
Аннотация. В статье рассматривается анализ логистических услуг и их влияния на конкурентоспособность интегрированной экономики, их роль и значение в агропромышленном производстве на примере товаров, услуг, отраслей, предприятий и административно-территориальных делений. А также изучены, обобщены и систематизированы теоретические понятия логистических услуг и конкурентоспособности интегрированной экономики, определены значение и роль стратегических и тактических мер по повышению конкурентоспособности в условиях ее интеграции пищевой отрасли и другими секторами экономики. Выявлены причины и факторы, оказывающие влияние логистических услуг на процесс развития конкурентоспособности предприятий. Рассмотрены роль логистических центров для увеличения экспортных возможностей и увеличения сырьевой базы перерабатывающей промышленности, а также для повышения конкурентоспособности.
Ключевые слова: логистические услуги, логистический центр, интегрированная экономика, конкурентоспособность, конкуренция, технический регламент, развития региона, ЕАЭС.
Важное значение в повышение конкурентоспособности пищевых продуктов и фирм, выпускающих продовольственные товары имеют обеспечение предприятий пищевой отрасли сырьем, материалами, техникой и трудовыми ресурсами. При этом надо иметь в виду, что поставляемые сырье должно отвечать по качеству, ассортименту и объему требованиям обрабатывающий промышленности. Такой же требования предъявляются в отношении сроков поставки равно как отправки готовую продукции потребителям.
Если рассмотреть технической схемы изготовление пищевых продуктов то качества их во многом зависит не только от качественных характеристик сырья, но и от того в каком виде с точки зрения потребительной стоимости поставляется данное сырье. При этом технологический необходимой стадией является до производственная подготовка сырья к потреблению. Иными словами сырье до того как участвуют производственном процессе переработки должно проходить такие технологические операции как хранения, сортировка, производственные операции по подготовке
сырья к обработке (подрезка, очистка, измельчение и другие). Происходят это по причине того что завезенные на предприятие сырье не может быть сразу и полностью потреблено, поскольку между объемами завоза и пусками в процессе обработке всегда образуется разница.
В этих условиях качество привлекаемого в обработку сельскохозяйственного сырья во многом зависит от процесса хранения, погрузки и разгрузки сырых материалов, технологического состояние складских помещений и степени их механизации условий температурного режима, а также механизации и автоматизации погрузочно- разгрузочных работ. Сопутствующим хранению и качественной поставке сырья процессе обработке является также транспортировка грузов и подготовка материалов и сырья к производственному потреблению. При этом все эти работы надо выполнят срок нужном ассортиментам соотношение и с наименьшими издержками производства т.е. речь идет о достижение оптимальных режимов всей этой совокупности работ вне процессе обработки т.е. до вступления
сырья в производственный процесс. Управление этими процессами в экономическом литературе нашло отражение в логистике
Материал и методы
Анализ логистических услуг и их влияния на конкурентоспособность интегрированной экономики в странах СНГ занимались такие ученые, как Г.Л. Азоев, И. Цзюй, М. Гельва-новский, Д.В. Курочкин, К.А. Сагадиев, и др.
Влияния логистических услуг на конкурентоспособности пищевого производства отражены в работах отечественных (кыргызских) ученых. В этих исследованиях исследованы: проблемы развития и повышения конкурентоспособности перерабатывающей и пище-войпромышленности Кыргызской Республики в условиях экономической интеграции [2, 4], факторы повышения качества и конкурентоспособности товара [14], конкурентоспособность интегрированных секторов экономики на рынке товаров и услуг иосновные аспекты конкурентоспособности Кыргызской Республики в условиях ЕАЭС [10,11], влияние логистических центров на конкурентоспособность товаропроизводителей [14].
Публикации вышеперечисленных авторов легли в основу теоретической и методологической базы данного исследования.
В практическом понимании логистика- инструмент рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов [9]. С точки зрения практического применения логистика - выбор наиболее эффективного, по сравнению с существующим, варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, в нужном месте с минимальными затратами, на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации.
Из вышеизложенного следует что логистика с одной стороны является продолжением производства аграрного сектора экономики, а с другой началом переработки. Соединяя это два сектора АПК логистика играет важную роль в обеспечение конкурентоспособности пищевых продуктов в производстве, которых одинаковое время принимает участие как сельскохозяйственное производство, логистика и перерабатывающая промышленность.
Между тем логистические деятельности до не давнего времени в нашей практике не придавалось должного внимание считая, что это является посредническим звеном который будто выполняет вспомогательную второстепенную роль. Между тем потери сельскохозяйственного сырья от порчи из-за неправильного хранения, транспортировки и подготовки к производственному потреблению достигало с выше 1/3 от всего объема заготовки сырья.
По своему содержанию логистические операции не менее сложны и ответственны чем сами производственной операции. Поскольку речь идет о подборе такого режима и способа хранения перевозки, чтобы с минимальными потерями потребительской стоимости довести сырья до обработки. В этой связи чрезвычайно важно осуществить эффективную управление логистическими операциями суть которого сводиться к управлению материальными, информационными и ресурсными потоками на основе их оптимизации.
К числу управленческих процессов логистики относятся управление материальными запасами своевременное отправка груза потребителей и своевременный завоз нужного сырья и т.д.
Необходимо сказать, что в республике так называемая логистическое движение относительно новое хотя и бытности СССР были достаточное количество хранилищ перевалочных пунктов сельхозпродукций, объектов инфраструктуры в виде подъездных путей, дорожных сетей для отправки и заготовки сельскохозяйственных продукции. Однако они в целом представляли примитивные варианты логистики, которые не могут быть отвечать современным требованиям из-за состояние материально-технической базы, информационного обеспечение и главным образом условий выполнение функций, возлагаемых на логистические центры современного этапа.
Тем не менее нельзя сказать, что в республике ничего не делается на этот счет. В настоящее время, т.е. в конце 2022 года зарегистрированы 13 логистических центров, городе Бишкек - 1, Чуйской области - 3, Ошской - 5, Жалал-Абадской, Иссык-Кульской, Нарын-ской и Баткенской - по одному.
Рис. Система строения структуры торгово-логистических центров Кыргызской Республики
Анализ показал, что, предавая большое значение логистическому движению в республике намечается строительства каждой области, а перспективе в каждом районе логистических центров международного значение (г. Чуйская область и Ош), областного значение в каждом регионе и районного значение (рис).
Практика показывают, что логистические центры являются одним из важнейших факторов развития и повышения перерабатывающей промышленности. Потому что повышаются экспортные возможности и уменьшаются потери из-за хранения, повышая сырьевую базу перерабатывающей промышленности и приводит к стабилизации цен, которая важна в конкурентоспособности обеспечивая рост избегая потерь.
Необходимо сказать, что логистические центры в зависимости от масштабов выполняемых работ и функционального назначение могут быть различных типов. Для определенного региона как правило используются логистические центры местного и регионального значение. Кроме этого, регион может пользоваться услугами других логистических центров, расположенных вне территорий региона, по специальному договору на оказание услуг. Однако наш анализ по Ошской области пока-
зал, что работа по созданию логистических центров только разворачиваются и сказать о конкретных результатах их, которые имеет ощутимое значение для региональный или республиканский экономики пока раны.
Вместе с тем как показал наш анализ ведение в строй овощи и фрукты хранилище еще слабо оснащены технологическим оборудованием, а также устройствами, обеспечивающими нужный температурный режим, микроклимат и т.д., позволяющий сохранить потребительскую стоимость овощей и фруктов в течении определенного времени как правило на год. Однако созданные логистические центры дают неоценимую пользу не только предпринимателям, создавшим эти центры, но и жителям района, области и других регионов. Так, как заметно улучшилось снабжение населения овощами и фруктами в течении всего года.
Мы рассмотрели влияние логистики на различные виды продукции предприятия. Для большинства продуктов питания логистика не очень важна. Исключение составят скоропортящиеся продукты, поскольку основным фактором является скорость транспортировки и время отгрузки [6].
Необходимо сказать и о принципах функционирования логистических центров, они
также как и любые коммерческие структуры преследует цель извлечь прибыль. Это естественное желание любого предпринимателя. Однако экономические выгоды обеспечиваются лишь при наличии спроса на те или иные услуги и при согласии покупателей их по приемлемой для продавца и покупателя в цене.
В ОсОО «Золотой плод» открыли склад с холодильными камерами, который может вместить около 800 тонн сельхозпродукции. Цена услуги пользователям составляет 1,5 сома за один килограмм за месяц, что вполне устраивает тех, кто свое продукции хранят до определенного периода времени. За короткое время такие услуги завоевали известной популярность и крестьяне начали пользоваться относительно новым видам услуг.
Еще один путь развития услуг оказываемых со стороны логистических центров это тесное сочетание сельскохозяйственной, логистической и перерабатывающей деятельности. В том же районе в селе Таштак открылось перерабатывающие предприятие по выпуску натурального яблочного сока подназва-ниям ОсОО «Натурал продактс» имеющий международный сертификат для поставки продукции на экспорт.
Устойчивость и стабильность работы ОсОО «Натурал продактс» обеспечиваются благодаря заключении договоров со стороны производители блок и самим перерабатывающим предприятием. Указанных в договорах подробно расписаны условия сотрудничества сторон, а также юридическая ответственность каждой из них в случае нарушения обязательств. Такой порядок сотрудничества как показала практика, не только устраивает договаривающиеся стороны, но и позволяет им заблаговременно наметить стратегию расширение сотрудничества и улучшения своей деятельности.
Такое сотрудничество позволяет добиться согласованных действий не только в области поставки сырья, его хранения и переработки в указанные календарные сроки, но и привести все технологические операции в соответствии техническим регламентом ЕАЭС. Дело в том, что согласно стандартом ЕАЭС любой продукт, поставляемый на рынке ЕАЭС, должен соответствовать техническому регламенту, в который представляет собой техническим и
юридическим документам, разрешающим поставку на экспорт.
Согласно техническому регламенту предприятий Ошской области, пришлось оснастить свое предприятие технологическим оборудованием, выпущенным в Европе, а также пройти лабораторные испытание на предмет соответствие выпушенных продуктов условиями стандарта ЕАЭС[1].
Режим работы предприятия, а также использования его мощности зависит от заказов, поступающих из Европы и членов ЕАЭС, что составляет основой формирования производственной программы. Кроме этого, определенный часть продукции реализуются на внутреннем рынке. Предание характера производственной загрузки по заблаговременно составленному плановым показателям позволяет уменьшить риски связанный со сбытом продукции и целенаправленно наметить использования производственных мощностей предприятие.
Определенный значение имеет объема поставки сырья не только на перерабатывающее предприятие, но и в логистические центры для того, чтобы обеспечить сбалансированность работы хозяйств, центров и предприятий. Если раньше мы яблока собирали по всей области, то сейчас фермеры сами привозит либо непосредственно к нам, либо в хранилища, с которыми у нас имеется как отмечалось с выше договорные обязательства по поставке сырья.
Необходимо также сказать, что по техническому регламенту ЕАЭС мы обязаны поставлять экологические чистые продукции или с некоторыми биодобавками в пределах допустимых норм. Поэтому перерабатывающие предприятие, а также логистические центры следят также за химическим составом поставляемой продукции. Для этого они оснащены соответствующими лабораторными установками.
Анализ также показал весьма важную функцию логистических центров по поставке на внутренние и внешние рынки как в свежих, так и замороженных овощей и фруктов. Это тема актуализируются тем обстоятельством что для Российской Федерации до сих пор существуют санкции не позволяющие поставлять из Европы фрукты и овощи. Кыргызско товаропроизводители известной мере хотя бы
меньшей доле восполняют этот пробел. Более того неоднократно отмечалось преимущества кыргызских яблок, сухофруктов, свежих овощей и т.д., повкусовым качеством и стоимости перед поставщиками из Европы. В частности, это имеет место по яблоку, сливом, грушам и другим. А также продукты как черешня, Ыссык-Кульская черная смородина, малины и другие как правило пользуются спросам вне всякой конкуренции, поскольку они неповторимы в других странах.
Как показал анализ особое значение имеют логистические центры для поставки мясных и мясомолочных продуктов. Потенциал поставки их в Ошской области достаточны высок. При этом Ошской область не относится к региону с развитым животноводством. Тем не менее со дня вступления Кыргызстана в ЕАЭС (12 августа 2015 года) [1]. В регионах существенно изменилось ситуация лучшую сторону в части обеспечения ветеринарного обслуживания домохозяйств, идентификаций животных, создание лабораторных установок по контролю животноводческие продукции. Правда в настоящее время работа не завершена что создает некоторые риски появление заболеваний животных таких как ящур, бруцеллеза, бешенство и других.
Однако принятая в республике программы не только по идентификации животных, но и сплошного контроля за состоянием и в заболеваемости позволяя судить о позитивных появившихся в этой под отрасли. Ежегодно увеличиваются число предприятий по поставке на экспорт животноводческие продукции. Такая работа проводится на ряду с мерами по обеспечению продовольственной безопасности. В свою очередь продовольственная безопасность включает в себя более широкий круг решение задач, чем решения продовольственной проблемы в нашей стране.
Если продовольственная проблема включает обеспечение каждого жителя страны необходимым продуктовым набором по разумным нормам и по приемлемой цене, то продовольственная безопасность включает еще защиту животных и растений от болезней, наносящих вред здоровью людей. В свою очередь защита животных включает и такие меры как защиту пастбищ и кормовых баз от вредителей, т.е речь идет об уходе пастбищ нормальным со-
стояний с точки зрения недопущения заболеваемости животных.
Необходимо сказать, что функционирования логистических центров тесно связана не только с поставкой продукции агропромышленного производства на внутренний и внешний рынки, но и с работой таких секторов экономики как торговля, транспортировка включая международную торговлю и международные перевозки [9]. Так Ошская область граничить с двумя областями Кыргызстана Джалал-абадская и Баткенская области, двумя областями Узбекистана (Андижанская и Ферганская области), двумя областями Таджикистана (Согдийскаяобласть и Горно - Бадах-шанкий область), а также с Китайской Народной Республикой. В Ошской области две трассы Ош-Эркештам и Узген-Джалал-Абад-Торугарт находятся в рамках Великого Шелкового Пути. Основная часть пассажиров и грузов перевозится автомобильным транспортом. Поэтому транспортная логистика как составная часть общей логистики представляет большой интерес.
Анализ показал, что согласно международной классификации транспортно - логистические услуги подразделяется на следующие сектора:
- сектор перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта;
- сектор складских услуг;
- сектор услуг по интеграции и управлению целями поставок[14].
Применительно к агропромышленному производству из вышеперечисленных секторов больше всего используются услуги сектора складских помещений. Однако в Ошской области также как в республике в целом складские услуги слабо развиты в нашей республике в данном рынке всего 5 компании: ОсОО «Анкор», ОсОО «Питерлинк», ОсОО «Сейтек НТД», ОсОО «Универсиаль-ная база», а также мелкие складские помещения рынков и разных фирм и организаций. Как выше отметили, что они тоже не имеют современного складского хозяйства и оборудования. Многие из них работают на арендных условиях. Из-за их малочисленности, на рынке этих услуг нет конкуренции, поэтому их услуги дорогие и они развиваются очень медленно, часто оказывают услуги не качественно.
Более того в Ошской области не зарегистрированы не одной самостоятельного транспортного логистического центра, так как подобные услуги чаще всего оказывается либо со стороны продавца, либо со стороны покупателя.
Правда, в городе Ош - второй столице в нашей республике имеются складские услуги по линии таможенной системы, но они касаются международных перевозок, в которых незначительную долю имеют продукции агропромышленного производства.
Работы логистических центров важные влияние оказывают состояние международ-
ных связей региона и страны в целом, а также членство различных международных экономических союзов. Так со дня вхождения республики в ВТО (1997 год) наша страна получила доступ на международные рынки что способствовало созданию во всех регионах конкурентной среды. Аналогичная ситуация наблюдалось с вхождением республики в состав ЕАЭС. Применительно к Ошской области и городу Ош вернее их местным органом самоуправление также как и к другим регионам были поставлены следующие задачи по развитию логистических центров (табл.).
Таблица. Приоритетные продукты, которые будут обработаны в логистических центрах и их целевые рынки__
Решение Соответствующие факторы, которые должны быть отражены
Приоритетные продукты, которые будут обработаны - овощи - фрукты - бобы - мясо - молоко и молочные продукты - конкурентоспособность, рассматриваемого продукта - качество - цена - важность продукта в вопросе народного хозяйства Кыргызстана - производство (количество, стоимость) - количество производителей
Целевые рынки - Таможенный Союз (Российская Федерация, Казахстан ) - Узбекистан, Таджикистан - КНР - Арабские страны, Иран, Турция - Европейский рынок - товарность продукции - спрос - предпочтение потребителей - дистанция / методы перевозки - отсутствие технических барьеров - санитарные и фитосанитарные условия - стандарт качества
Источник: Концепция правительство Кыргызской Республики по развитию логистических центров.
Для реализации основных положений концепций предусматриваются создания объектов инфраструктуры, особенно в области безопасности пищевых продуктов, пищевого стандарта, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных вопросов.
Необходимо сказать, что комплексном развитии регионов и страны в целом определенный вклад вносить созданные или вновь про-ектироваемые логистические объекты, в особенности в деле перевозки грузов с помощью мультимодальных логистических центров. К сожалению, в настоящее время в Кыргызстане мультимодальных логистических центров, однако есть планы по их созданию. Так, большие надежды власти Кыргызстана связывают с созданием крупного логистического
центра на базе аэропорта «Манас» для обеспечения гражданских грузоперевозок. В силу масштабности проекта и его высокой стоимости власти намереваются привлечь к реализации проекта иностранных инвесторов. В числе последних фаворитами являются инвесторами из России, Турции и США. Предполагается, что центр будет обслуживать транзитные грузы, следующие из Китая в Россию и Европу.
Сегодня потребители требуют в большом количестве однородные товары, которые они намерены покупать круглогодично. Агробиз-несмены не имеют возможности создавать запасы такой продукции и вынуждены везти ее без предварительных договоренностей, на свой страх и риск, а при таких поставках зна-
чительно повышаются расходы на казахстанской и российской таможне. Новый торгово-логистический центр позволил бы снизить таможенную составляющую стоимости товара, так как поставки будут производиться в рамках соответствующих договоров. Подешевеет и товар, прибывший на территорию региона железнодорожным транспортом большими партиями.
Имеется большая потребность в создании логистического центра в Оше, втором по величине городе Кыргызстана, расположенном в плодородной Ферганской долине, неподалеку от границ с Узбекистаном и Таджикистаном. По имеющейся информации, в настоящее время собранный урожай овощей и фруктов реализуется «из рук в руки», т.е. практически «с колес». По мере созревания урожая его владельцы связываются с владельцами транспортных компаний и заказывают необходимое количество грузовиков. В силу отсутствия возможностей хранения овощей и фруктов (нет складских площадей с холодильниками), около 30% урожая попросту теряется.
При достаточной политической поддержке ЛЦ в Оше мог бы обслуживать сельскохозяйственный экспорт всей Ферганской долины, включая мясную продукцию, и повлиять на изменение структуры торговли в регионе: переход от розничной торговли к оптовой. При наличии контейнерного терминала МЛЦ мог бы также обслуживать китайский и турецкий импорт.
На наш взгляд для воплощения идей создания логистических центров территориях, важное значение имеет три направления деятельности:
а) разработка конкретных проектов по каждому логистическому объекту что повышает достоверность и реализуемость их применительно к конкретной местности;
б) определить источники финансирования также как исполнителей с указанием сроков создание и ответственных юридических и физических лиц;
в) составить дорожные карты, где в определенной последовательности были бы обозначены этапы создания логистических центров.
Подобные разработки должны быть конкурентоспособными целью принятия междуна-
родными организациями и инвестиционными фондами на предмет финансовой поддержки.
Анализ показал, что наиболее перспективными является логистические центры созданные на частной форме собственности. Такие инициативы вполне согласуются с концепцией развития регионов, в том числе по городу Ош и Ошской области. Важно чтобы обеспечить заинтересованность в частных лиц создание логистических центров путем оказание государственной, материальной и моральной поддержке.
Понятно, что логистические центры могут работать эффективно только тогда, когда работают в сети. В сети, в случае с Кыргызстаном, предлагается внедрить два международных логистических центра и 7 региональных логистических центров с конкретными целевыми продуктами, при поддержке местных логистических центров, собирающих продукты напрямую от производителей.
Также очевидно, что для внедрения международных логистических центров, требуются большие инвестиции от частной компании или финансирующего учреждения с сильной поддержкой со стороны правительства.
Анализ также показал, что при создании логистических центров важное значение имеет кооперация взаимодействия по выполнению разнообразных функциональных операций. Так опыт Казахстана свидетельствуют о том, что организация международного логистического центра обеспечивается за счет взаимодействия различных частных лиц, где одна компания участвует в качестве владельца и поставщика различных инфраструктурных услуг, в то время как другая компания оказывает техническую поддержку характерную для логистики, включая организацию систем хранения, транспортировку и некоторые таможенные операции. Стало также известно, что лаборатории не интегрированы в логистическом центре. Сертификаты для экспорта, могут быть приобретены через специализированные услуги, если есть ответственное агентство на месте независимо от расположения этого учреждения. Аналогичный подход должен быть использован также в Кыргызстане.
В случае региональных логистических центров, стало известно, что логистические центры имеют дело только с продукцией, постав-
ляемой по договору. Логистические центры промышленности, а также транспортировка, могут служить только для таких фермеров, хранения, торговля продуктами интегриро-которые могут удовлетворить определенные ванных производств потребовали отдельно требования, установленные ими. Это означа- выделить операции, первичной обработки ет, что фермеры намеренные использовать сельскохозяйственного сырья, хранения их услуги, оказываемые логистическим центром, подготовку к производственному потребле-должны приспособиться к услугам, предо- нию, сортировку и упаковку готовую продук-ставляемые логистическим центром. Требова- ции, которые объединены под общим названия охватывают минимальный размер лота, нием логистические услуги, что переводе минимальное качество продукции, предостав- означает управления материальными и ин-ления необходимой документации. Поэтому, формационными потоками. В работе сделаны фермеры должны обучаться и следует поощ- попытка обобщить сведения о логистических рять фермерские группы. услугах, а также применит содержательную
Выводы. Углубление технологических сторону логистики по отношению к интегри-процессов выращивание сельскохозяйствен- рованной экономике в рамках Ошской обла-ные продукции и ее переработки пищевой сти.
Библиографический список
1. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (с изменениями на 25 ноября 2022 года).
2. Абдиев, М.Ж. Повышение конкурентоспособности пищевой промышленности Кыргызской Республики в условиях экономической интеграции. Автореф. дисс. ... д.э.н. - Бишкек, 2019, 44 с.
3. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
4. Айбашев, М.Ж. Проблемы развития и повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности (на примере Кыргызской Республики). Автореф. дисс. ... д.э.н. - Бишкек, 2018. - 41 с.
5. Баймуратов, У.К. Проблемы конкурентоспособности национальной экономики в контексте мировых тенденций. Конкурентоспособность: теория, методология, практика. Алматы, 2008. -С. 66-73.
6. Цзюй И. Трансформация понятия традиционной логистики в современную логистику // Молодой ученый. - 2017. - № 52. - С. 116-120.
7. Гельвих, Е.А. Влияние логистических издержек на конкурентоспособность продукции / Е.А. Гельвих // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (242). - С. 223-227.
8. Гельвановский, М. (2021) Роль и границы конкуренции в решении задач повышения конкурентоспособности национальной экономики. - М., 2021. - 187 с.
9. Курочкин Д.В. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие. - Минск: Альфа-книга, 2016. - 253 с.
10. Раимбердиев, Б.С. Конкурентоспособность интегрированных секторов экономики на рынке товаров и услуг // Современные гуманитарные исследования. - 2017. - № 6 (79). - С. 25-27.
11. Раимбердиев, Б.С. Основные аспекты конкурентоспособности Кыргызской Республики в условиях ЕАЭС. Вопросы экономических наук. - 2018. - № 3 (91). - С. 43-46.
12. Сагадиев, К.А. Проблемы конкурентоспособности национальной экономики // Проблемы устойчивого развития в условиях глобализации, под ред. М.Б. Кенжегузина. - Алматы, 2003. -Т. 1. - С. 89-93.
13. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. - М.: ЭКСМО, 2007. -957 с.
14. Ташбаев А.М., Раимбердиев Б.С. Влияние логистических центров на конкурентоспособ-ностьтоваропроизводителей. Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 2-2 (60). -С. 134-137. - Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10143.
15. Токсобаева, Б.А. Методологические подходы к качеству и конкурентоспособности // Реформа. - 2003. - № 3. - С. 70-72.
ANALYSIS OF LOGISTICS SERVICES AND THEIR IMPACT ON THE COMPETITIVENESS OF AN INTEGRATED ECONOMY
B.S. Raimberdiev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
U.N. Momunova, Graduate Student
A.B. Zholdoshova, Graduate Student
N.A. Ashimov, Graduate Student
O.A. Azhimamatov, Graduate Student
Osh State University
(Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The article examines the analysis of logistics services and their impact on the competitiveness of an integrated economy, their role and importance in agro-industrial production using the example of goods, services, industries, enterprises and administrative divisions. The theoretical concepts of logistics services and competitiveness of the integrated economy were studied, generalized and systematized, the importance and role of strategic and tactical measures to increase competitiveness in the context of its integration of the food industry and other sectors of the economy were determined. The causes and factors influencing logistics services on the process of developing the competitiveness of enterprises have been identified. The role of logistics centers to increase export opportunities and increase the raw material base of the processing industry, as well as to increase competitiveness, is considered.
Keywords: logistics services, logistics center, integrated economy, competitiveness, competition, technical regulations, regional development, EAEU.