Научная статья на тему 'Анализ лоббистской деятельности и ее взаимосвязь с коррупцией'

Анализ лоббистской деятельности и ее взаимосвязь с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
305
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ФАКТОРЫ / МЕТОДЫ / КОРРУПЦИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казарян Арман Геворгович

В данной статье рассмотрено понятие лоббизма, дана его характеристика и классификация согласно разным признакам. Исследованы особенности методов лоббирования интересов и их корреляция с понятием «коррупция» в странах постсоветского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LOBBYING ACTIVITIES AND ITS RELATIONSHIP WITH CORRUPTION

This article discusses the concept of lobbyism, gives its characteristics and classification according to various criteria. The features of lobbying methods of interests and their correlation with the concept of "corruption" in the countries of the former Soviet Union are investigated.

Текст научной работы на тему «Анализ лоббистской деятельности и ее взаимосвязь с коррупцией»

УДК 334.7:343.37:338.264.025.2(476) DOI 10.24411/2409-3203-2019-12077

АНАЛИЗ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С

КОРРУПЦИЕЙ

Казарян Арман Геворгович

преподаватель-стажер кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины Республика Беларусь, г. Гомель

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие лоббизма, дана его характеристика и классификация согласно разным признакам. Исследованы особенности методов лоббирования интересов и их корреляция с понятием «коррупция» в странах постсоветского пространства.

Ключевые слова: лоббизм, классификация, факторы, методы, коррупция, правонарушение.

ANALYSIS OF LOBBYING ACTIVITIES AND ITS RELATIONSHIP WITH

CORRUPTION

Kazaran Arman Gevorgovich

Lecturer-trainee at the Department of Economic Theory and World Economy Francisk Skorina Gomel State University Republic of Belarus, Gomel

Abstract. This article discusses the concept of lobbyism, gives its characteristics and classification according to various criteria. The features of lobbying methods of interests and their correlation with the concept of "corruption" in the countries of the former Soviet Union are investigated.

Key words: lobbyism, classification, factors, methods, corruption, offense.

В современном мире институт лоббизма представляет собой неотъемлемую часть общества, оказывающую как позитивное (законодательством разрешенная деятельность партий, профсоюзов и др.), так и негативное (в виде, например, взяточничества для продвижения своих интересов) влияние на социально-экономическое развитие мировой экономики. В странах с транзитивной экономикой, понятие «лоббирование интересов» нередко коррелирует с коррупцией, по этой причине необходимо проводить исследование лоббизма с целью разграничение разрешенных и запрещенных законодательными актами методов продвижения интересов во властных структурах.

Прежде всего следует определить, что такое лоббизм, поэтому рассмотрим несколько определений:

- право общества, его структур (политических партий, бизнеса, профсоюзов, общественных объединений и ассоциаций и др.) воздействовать на избранные властные структуры [1, с. 13];

- действие заинтересованных членов общества по преодолению различных барьеров (законодательных, административных и др.) с целью продвижения своих собственных интересов путем воздействия на государственные органы, должностных лиц для достижения необходимого результата [2, с. 188];

- «не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической» [3, с. 119];

- это продвижение интересов частных лиц, корпоративных структур в органах власти, с целью добиться выгодного политического решения [4, с. 345].

Анализ представленных определений позволяет сделать вывод о том, что лоббизм представляет собой процесс продвижения определенных идей и взглядов путем воздействия на управляющие структуры для достижения цели.

Независимо от определения термина «лоббизм», данному понятию присущи свои

черты:

- наличие объекта и субъекта воздействия (субъект - от физического лица до профсоюзов, общественных организаций, объединений, объект - государство и его властные структуры, гос. органы местного и государственного уровня);

- преследование определенных интересов для достижения целей с использованием различных лоббистских методов;

- основная функция - посредник между социумом и властными структурами, то есть лоббизм позволяет субъектам участвовать косвенно в принятии политических и общественных решений.

Основными факторами, которые способствуют становлению и развитию института лоббизма, являются следующие:

- политические (особенности политического режима, взаимодействия власти и общества на разных уровнях);

- исторические (сложившиеся традиции взаимоотношений граждан и государства);

- социальные (наличие различных ассоциаций, групп, которые готовы использовать лоббистские возможности для достижения цели);

- институциональные (особенности государственного управления, эффективность коммуникации с обществом);

- правовые (формирование законодательной базы);

- идеологические (роль и место лоббистской деятельности в обществе);

- экономические (экономическая выгода от лоббистской деятельности, экономическая дифференциация общества, которая позволяет одним более результативно влиять на принятие решений, другим - нет);

- культурные (политическая культура и ее особенности);

- психологические (восприятие института лоббизма и ее возможностей влиять на принятие тех или иных решений);

- поведенческие (наличие примеров эффективного лоббистского поведения) [5, с. 114].

Лоббистская деятельность классифицируется по разным признакам:

а) по целям, преследуемыми лоббистами: экономический (отстаивание интересов в экономической сфере) и социальный (продвижение определенных целей и задач в образовании, культуре, медицине, спорте и др.);

б) направлению своей деятельности: отраслевой (лоббирование интересов для получения преимущества в рамках всей отрасли) и региональный (продвижение в рамках определенной деятельности в конкретном регионе);

в) направлению влияния: парламентский или президентский (участие депутатов и экспертов, которые получают поддержку в период выборов и/или финансовое вознаграждение за участие с ранее оговоренной программой в дебатах, вопросах подготовки законопроектов) и правительственный (лоббирование в органах исполнительной власти);

г) сфере воздействия: внешний (лоббирование происходит со стороны социума) и внутренний (члены партий, парламента, представители правящего аппарата являются представителями тех или иных домохозяйств) [6, с. 219];

392

д) по виду интересов: политические группы лоббистов (домохозяйства и их представители во власти, участвующие в выборах и политике), социальные лоббисты (представляют социальные группы), экономические (различные организации, в том числе и ТНК, отраслевые комплексы (например, АПК), ФПГ (финансово-промышленные группы)), бюджетные (население, работающее в бюджетной сфере (армия, медицина, образование)), «гражданские» лоббисты (различные группы людей, деятельность которых основана на гражданской инициативе (экологические организации, молодежные организации, объединения инвалидов, ветеранов и др.)), иностранные лоббисты (зарубежные группы лиц, оказывающие влияние на политику местных и\или республиканских властей (например, национальные общины)) [7].

Также лоббирование интересов классифицируется согласно своим технологиям:

- прямые (воздействие на объект интересов);

- косвенные (опосредованное давление);

- инфраструктурные (обеспечение деятельности необходимой информацией);

- воздействующие (которые необходимы для воздействия на объект лоббизма);

- Government Relations (развитие прочных связей с представителями государства, которые принимают определенные решения);

- кабинетные (активная работа со специалистами-посредниками, которые могут иметь возможность продвигать определенные цели, что окажет влияние на лицо, принимающее окончательное решение);

- публичные (воздействие на властные структуры путем выступления лоббистов на общественных мероприятиях) [8, с. 25-26].

К правомерным методам лоббирования, следует отнести:

- выступление на различных мероприятиях с участием представителей власти (конференций, митингов, круглых столов), в том числе в органах государственного управления по определенному вопросу;

- подготовка и составление законопроектов и других нормативных документов и дискуссия в соответствующих органах;

- активная работа со СМИ в рамках законодательства;

- проведение соц. опросов [2, c. 189].

Стоит отметить, что некоторые методы лоббирования можно отнести как к разрешенным, так и действующим за рамками закона в зависимости от ситуации и правомерности действий: личные встречи, контакты, финансирование избирательных компаний, переговоры, придание огласки результатов научных исследований.

В странах постсоветского пространства такое понятие как лоббизм в некоторых ситуациях коррелирует с понятием коррупцией. Например, в законодательных актах Беларуси, получение преимущества для себя и/или третьих лиц, предоставление выгоды и есть коррупция. Другими словами, в законах Республики Беларусь лоббизм нередко рассматривается как правонарушение. Подобная ситуация наблюдается в законодательстве Российской Федерации: лоббизм в некоторых его проявлениях сопоставим с коррупцией. Стоит отметить, что с начала 2019 года в РФ началась разработка законодательной базы для легализации лоббистской деятельности.

Коррупцию, как форму проявления латентной экономики, многие специалисты выделяют в качестве одной из основных социально-экономических проблем стран с транзитивной экономикой. Прежде всего, для оценки масштабов взяточничества в государстве, рассмотрим результаты исследования Индекса восприятия коррупции (CPI) международной организации Transparency International.

Согласно CPI, страны-участницы ЕАЭС, несмотря на активную антикоррупционную политику, которая постоянно совершенствуется, входят в список государств с высоким уровнем коррупции: Беларусь (70 место), Армения (105 место), Казахстан (124 место), Кыргызстан (132 место), Россия (135 место) [9].

Таблица 1 - Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции

Страна Показатель Рейтинг в

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г.

Дания 91 90 88 88 1

Новая Зеландия 91 90 88 87 2

Финляндия 90 89 85 85 3

Беларусь 32 40 44 44 70

Армения 35 33 35 35 105

Казахстан 28 29 31 31 124

Кыргызстан 27 28 29 29 132

Россия 29 29 29 28 135

Сомали 8 10 9 10 180

Если рассмотреть количество коррупционных правонарушений, то, например, в Республике Беларусь, согласно статистическим данным Верховного суда, представленным на рисунке 1, за первое полугодие 2019 года, осуждено 463 человека, что на 5% меньше, чем за аналогичный период 2018 года (488) [10]. В свою очередь, в РФ наблюдается рост числа коррупционных преступлений: за первые 2 месяца 2019 года количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, за 2018 год таковых было более 29 тыс. (тренд к увеличению более чем на 2% по сравнению с 2017 годов) [11].

Как видно на рисунке 1, количество осужденных за коррупционные правонарушения в Беларуси в 2018 г. превышает аналогичный показатель за 2017 г. более чем на 44%, что связано, в том числе, с совершенствованием антикоррупционной политики.

1200

1005

1000 800 600 400 200 0

2016 2017 2018 1-е полугодие 2019

Рисунок 1 - Количество осужденных за коррупционные преступления в Беларусь в период с начала 2016 г. до конца 1-го полугодия 2019 г.

Таким образом, лоббизм - это процесс продвижения определенных идей путем воздействия на управляющие и\или властные структуры для достижения поставленной цели. Несмотря на различные определения лоббизма, ему присущи определенные черты: наличие объекта и субъекта воздействия, преследование конкретных целей, посредничество между социумом и властными структурами. Среди многообразия методов лоббистской деятельности стоит отметить часто используемые: выступление на различных мероприятиях с участием представителей управляющих структур, активная работа со СМИ,

проведение социологических опросов, личные встречи, контакты, финансирование избирательных компаний, переговоры, придание огласки результатов научных исследований. Постсоветские страны, среди которых стоит отметить Республику Беларусь, на протяжении последних нескольких лет проводят эффективную антикоррупционную политику. В то же время стоит отметить, что несмотря на принятые меры в отношении развития взяточничества, кумовства страны СНГ входят в список стран с развитой проблемой коррупции, что говорит о необходимости проведения исследований в данной сфере. В странах-участницах ЕАЭС, лоббирование интересов в некоторых случаях представляет собой коррупционное преступление, что, в свою очередь, свидетельствует о пробелах в законодательных актах постсоветских стран. По этой причине следует более детально исследовать институт лоббизма с целью четкого разграничения его с коррупцией, что позволит совершенствовать социально-экономическую политику страны и окажет позитивное влияние на международные отношения.

Список литературы:

1. Толстых, П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимизации: Автореф. / П.А. Толстых. - М., 2006. - 26 с.

2. Захаров, А.В., Зелепукин, Р.В. Правовое регулирование лоббистской деятельности, ее средств, методов и технологий / А.В. Захаров, Р.В. Зелепукин // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №8. - С. 188-192.

3. Лепехин, В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования. /

B.А Лепехин // Полис. Политические исследования. - 1998. - №4. - С. 119-121.

4. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). - 2012. - 407 с.

5. Сучкова, А.А. Институционализация лоббистской деятельности в России как фактор повышения эффективности взаимодействия общества и государства / А.А. Сучкова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2018. - Т.8 - №1. - С. 111-116.

6. Чирочкин А.И., Поддубный С.И., Кокшаров И.П. Основные подходы к определению лоббизма / А.И. Чирочкин, С.И. Поддубный, И.П. Кокшаров // Вопросы науки и образования. - 2018. - №3. - С. 217-220.

7. Государственное управление и политика: учеб. пособие / под ред. Л.В. Сморгунова. - СПб.: изд-во С. Петерб. ун-та., 2002. - 564 с.

8. Сучкова, А.А. Лоббизм: основные подходы к пониманию / А.А. Сучкова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2016. - № 1. -

C. 22-30.

9. CORRUPTION PERCEPTIONS INDEX 2018 - URL: https://www.transparency.org/cpi2018 (дата обращения: 03.11.2019).

10. Сведения за первое полугодие 2019 года о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по уголовным делам о коррупционных преступлениях - URL: http://www.court.gov.by/ru/statistika1/17695648b3494370.html (дата обращения: 04.11.2019).

11. Генпрокуратура: в России увеличилось количество коррупционных преступлений - URL: https://www.novayagazeta.ru/news/2018/12/24/147904-genprokuratura-v-rossii-uvelichilos-kolichestvo-korruptsionnyh-prestupleniy (дата обращения: 05.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.