Научная статья на тему 'Анализ летальных случаев ДТП на территории Восточного отдела ку «Бюро судебно-медицинской экспертизы» за 2013, 2014 и 2015 года'

Анализ летальных случаев ДТП на территории Восточного отдела ку «Бюро судебно-медицинской экспертизы» за 2013, 2014 и 2015 года Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
184
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Кузьмичев Д.Е., Скребов Р.В., Вильцев И.М., Штрек Л.А.

В статье описана актуальная проблема дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Вехи истории автомобилестроения. Проведен анализ летального травматизма на территории обслуживания Восточного отдела КУ ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Даны рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Кузьмичев Д.Е., Скребов Р.В., Вильцев И.М., Штрек Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ летальных случаев ДТП на территории Восточного отдела ку «Бюро судебно-медицинской экспертизы» за 2013, 2014 и 2015 года»

Индивидуальный подход к детям, ответственность за их здоровье, работа с родителями - все это позволило уменьшить число детей, отказывающихся от стоматологического лечения.

Приоритетным направлением является профилактика стоматологических заболеваний, особенно у детей и подростков, проведение профессиональных осмотров, обучение гигиене полости рта, проведение уроков гигиены в дошкольных и школьных учреждениях, открытие школ для беременных женщин.

Литература

1. Безруков, В.М. Справочник по стоматологии. -М.: Медицина, 1998.

2. Полный современный медицинский справочник. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 1280 с.

3. Федоров, Ю.А. Профилактика заболеваний зубов и полости рта. - Л.: Медицина, 1979. - 270с.

4. Курякина, Н.В., Савельева, Н.А. Стоматология профилактическая: руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний. - М: Медицинская книга, Н-Новгород: Издательство НГМА, 2005. - 284 с:.илл.

УДК 614.1

5. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта: практическое руководство. - К.: Книга плюс, 2001. - 208., цв.илл.

6. Леонтьев, В.К, Кисельникова, Л.П. Детская терапевтическая стоматология: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 896 с. - Серия «Национальное руководство».

7. Дмитриева, Л.А, Максимовский, Ю.М Терапевтическая стоматология: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 912 с. - Серия «Национальное руководство».

8. Могилева, Ж.А., Присяжнюк, С.А. Роль гигиениста стоматологического в комплексном лечении заболеваний полости рта // Вестник Ассоциации Гигиенистов стоматологических России «Стоматологический колледж». - 2012. - №1. - С.10-11.

9. Калуцкая, Н.С. Индивидуальная гигиена полости рта, как метод профилактики заболеваний паро-донта //Здравоохранение Югры. - 2015. - №3. -С.13-18.

10.Якубова, И.И., Острянко, В.И., Исаева, Н.С. Классификация пигментированного зубного налета // Профилактика сегодня. - 2014. - №18. - С.20-22.

11. htt://www.e - stomatology.ru/gigienist.

12. htt://www.gigienist.ru/Stopparrodontoz.

13. htt://www/medicinaportal.com/gigiena ро^йШ.

© Тамадаева Ю.В., 2016

АНАЛИЗ ЛЕТАЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ ДТП НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОГО ОТДЕЛА КУ «БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» ЗА 2013, 2014 И 2015 ГОДА

Кузьмичев Д.Е.,

заведующий Восточным отделом аппарата управления, врач — судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории

КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»,

Скребов Р.В.,

заместитель начальника по экспертной работе, врач — судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории

КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»,

Вильцев И.М.,

заведующий филиалом - врач — судебно-медицинский эксперт

высшей квалификационной категории «Отделение в городе Мегионе» Восточного отдела КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»,

Штрек Л.А.,

врач - судебно-медицинский эксперт филиала «Отделение в городе Мегионе» Восточного отдела КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»

В статье описана актуальная проблема дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Вехи истории автомобилестроения. Проведен анализ летального травматизма на территории обслуживания Восточного отдела КУ ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Даны рекомендации.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, летальный исход

«.. .Сколько длится автомобильная авария? Десять секунд? Пять? Но если вы внутри аварии, кажется, что она длится целую жизнь...».

Рик Янси «Бесконечное море»

Данная статья посвящена одному из наиболее актуальных, сложных и наименее разработанных вопросов судебно-медицинской экспертизы — дорожно-транспортным происшествиям со смертельными исходами. Здесь мы приводим сведения о первом создании автомобиля, первом дорожно-транспортном происшествии с летальным исходом, статистические данные летальных исходов при дорожно-транспортном происшествии в мире, в Российской Федерации и на территории обслуживания Восточного отдела КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», в таких городах, как Нижневартовск, Мегион, Радужный, Лангепас, Покачи и территория Нижневартовского района за период времени с 2013 года по 2015 года с численностью населения около 500000 человек.

В конце XIX и начале XX столетия в результате бурного роста технологий и промышленности, в частности автомобильной, в развитых странах мира стали появляться первые автомобили. Однако их появление принесло людям не только радость и удовлетворение, но и горе, и скорбь. Уже в самом начале, движение автомобильного транспорта стало опасным для жизни окружающих, в том числе и водителей, пассажиров и пешеходов, в связи с причинением им тяжелых травм.

Самый первый автомобиль в мире был с паровым двигателем. Время шло, а автомобили все не менялись. И вот был изобретен двигатель внутреннего сгорания и перед миром в 1886 году предстал самый первый автомобиль — трехко-лесник Карла Бенца. Он приводился в движение четырёхтактным бензиновым двигателем. История развития автомобилей шла вперед, на рынке появлялись все новые автомобили и число владельцев их стремительно росло. Мировая история появления и развития автомобиля, а также правил дорожного движения обычно старается избегать подобных тем. Однако, вопрос о том, кто был первой в мире жертвой дорожно-транспортного происшествия (ДТП) со смертельным исходом, тем не менее, зафиксирован и оценен историками автомобильного мира. Известная, да и успевшая стать крылатой фраза — «правила дорожного движения напи-

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2016

саны кровью», весьма недалека от истины, а первую кровь на автомобильно-пешеходном фронте пролила ранее никому не известная и ничем не примечательная женщина — Бриджит Дрискол, проживавшая в Лондоне и воспитывавшая двоих несовершеннолетних детей. В тот день, 17 августа 1896 года Бриджит вряд ли задумывалась о том, что такое автомобиль и стоит ли его бояться, а уж тем более не собиралась пополнить первую в мире сводку о ДТП с участием автомобиля и человека. Некто Артур Эдселл, уже имевший «солидный» водительский стаж, исчисляемый тремя неделями, должен был продемонстрировать почтенной публике возможности нового средства передвижения в рамках показа, проводимого совместной англо-французской автокомпанией. По замыслу устроителей показа, машина Эдселла должна была двигаться по улицам Лондона со скоростью не более 8 км в час, однако молодой человек взялся прокатить на автомобиле симпатичную леди, а посему увлекся и превысил нормативную скорость почти вдвое. Итак, в качестве причин первого в мире ДТП, повлекшего смерть человека, после длительного разбирательства обвинение назвало суду превышение скорости, неопытность водителя и отвлекающее поведение пассажирки. Актуальными эти причины, как нам известно, остаются и по сей день. Вместе с тем, жюри присяжных постановило, что Эдселл не виновен в случившемся, а смерть женщины следует расценивать как несчастный случай. В России первый автомобиль появился в Санкт-Петербурге в 1896 году.

Итак, дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.

Причины возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП):

1. Субъективные;

2. Объективные.

Субъективные

1. Нарушение ПДД со стороны водителей: ^ превышение безопасной скорости при маневрах;

^ непредставление или неправильной подачи предупредительного сигнала;

^ нарушение требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; ^ несоблюдение безопасной дистанции; ^ нетрезвое состояние водителя; ^ нарушение правил перевозки пассажиров, прочее.

Нарушение ПДД со стороны пешеходов: ^ неожиданное появление пешехода через

препятствие; ^ внезапный выход из транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении;

^ выход на проезжую часть в месте, где это запрещено;

^ внезапный выход из неосвещенной зоны дороги.

Объективные

^ недостатки в планировании улиц и автодорог; ^ освещенность проезжей части в темное время суток; ^ состояние дорожного покрытия; ^ состояние самых различных средств регулирования, в том числе дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств.

И, в отдельную группу можно выделить - это выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств (например,

с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов).

На сегодняшний день Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей и 6-е место при пересчете на 100000 автомобилей, уступая лишь Украине, Албании, Молдавии, Румынии и Белоруссии.

В период с 1990 года по настоящее время число погибших на дорогах Европы уменьшилось в два раза, а в России практически не изменилось.

Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий умирает около 1,25 миллиона человек; дорожно-транспортные травмы являются основной причиной смерти молодых людей в возрасте 1529 лет; более 90% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, несмотря на то, что на эти страны приходится примерно половина всех транспортных средств в мире; половина людей, умирающих на дорогах мира, являются пешеходами, велосипедистами и мотоциклистами. По прогнозам, при бездействии число дорожно-транспортных происшествий будет расти, и к 2030 году они станут седьмой по значимости причиной смерти.

Таблица 1

Год Кол-во ДТП в РФ Погибло в РФ Погибло на территории Восточного отдела ХМАО-Югры с численностью населения около 500 тыс. людей

2013 204068 27025 61

2014 199720 26963 57

2015 184000 23114 46

Смертельные исходы при дорожно-транспортном происшествии за период с 2013

по 2015 года

Лэнгепэс

Радужный

Нижневартовск

2013 год

2014 год

2015 год

Статистические данные по летальным исходам в результате ДТП за три года (2013-2015 года) на территории Российской Федерации

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

При проведении анализа были сделаны выводы, что в период с 2013 по 2015 годы самые большие показатели ДТП с летальными исходами оказались в г. Нижневартовске, но следует учитывать то, что численность населения здесь примерно в 4 раза, а то и более превышает численности населения в других городах по Вос-

опыт и инновации №3 2016

точному отделу КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Оценивая ситуацию с периода 2013 по 2015 годы наблюдается тенденция к снижению случаев ДТП в таких городах как Нижневартовск, Мегион, Радужный. Что касается г. Лангепаса, то здесь отмечается некий подъем с дальнейшей стабильностью.

Участник дорожно-транспортного происшествия

Частота встречаемости среди потерпевших кроме г. Лангепаса, здесь наибольший процент наблюдается во всех городах в лице водителей, летальности среди пассажиров.

Сезонность с 2013 по 2015 года

Наиболее высокая частота наблюдается в ный. В зимний период в г. Лангепасе и в весен-летний период в г.г. Нижневартовск и Радуж- не-осенний в г. Мегионе.

Наличие алкогольного (этанолового) опьянения

Зеленым цветом обозначен столбец, где эта- зы на определение алкогольного опьянения, по

нол не определялся, это связано с длительным неясным причинам, не проводились. Во всех

пребыванием пострадавшего до наступления городах преобладает тенденция, указывающая

смерти в стационаре, где лабораторные анали- на отсутствие этанола в биологических средах.

Летальность по половой принадлежности

оооооооос оо^ют-з-тгм*-! 1

■ женский пол

1- ■

г. Мегион г. Радужный г.Лангепас г. Нижневартовск

Во всех городах превалирует высокие показатели среди лиц мужского пола, значительно обогнавшие лиц женского пола.

Летальность по возрастной категории

Чаще всего пострадавшими оказываются лица зрелого трудоспособного возраста от 21 до 40 лет.

Выводы. Таким образом, анализ секционных исследований за период 2013, 2014 и 2015 годов показал, что летальность на территории Восточного отдела КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» всего составляет 164 случаев, из них подавляющее большинство - водители, за исключением г. Лангепаса, где преобладают пассажиры. Проведя исследование субъективных и объективных причин ДТП, нами сделаны выводы, что количество аварий напрямую зависит как от грамотного поведения водителей на дорогах, так и от соблюдения пешеходами ПДД. Количество аварий по вине водителей и пешеходов приблизительно равны. Анализируя полученные данные за три года, отмечается тенденция к уменьшению ДТП со смертельным исходом, при этом отмечено, что большой процент летальных исходов при ДТП приходится на г. Нижневартовск, учитывая то, что численность населения здесь во много раз превышает численности в других городах по Восточному отделу КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Что же касается сезонности, то в г. Мегионе большой процент приходится на весенне-осеннее время, в г. Радужном и г. Нижневартовске на летний период, а в г. Лангепасе на зимний период, следовательно, все-таки особое внимание остается за весенне-летне-осенним периодом, когда к тому же добавляются такие участники движения как мотоциклисты и велосипедисты. Процент среди лиц мужского пола во много раз превышает лиц женского пола, и, к огромному сожалению, этот пик приходится на молодой трудоспособный возраст 21-40 лет. Что же касается алкогольного опьянения, то, к сожалению, такие города как Мегион и Нижневартовск - стоят на первом месте по содержанию алкоголя в биологических жидкостях.

Несколько слов о рекомендациях (на первый взгляд банально, но в какой-то момент доведенные до автоматизма нижеприведенные постулаты, могут спасти Вашу жизнь и не только). Водитель и все пассажиры, без исключе-

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2016

ния, обязаны пристегиваться ремнями безопасности. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического опьянения категорически запрещено. Регулярное прохождение медицинских осмотров (оценка состояния здоровья), конечно, не «на бумаге». Избегать вождения автомобилем находясь в эмоциональном стрессе, подавленном состоянии и прочее. Не принимать лекарственные средства, вызывающие сонливость, расстройство зрения, снижение концентрации внимания (консультация медицинских работников, собственная заинтересованность). За рулем запрещается разговаривать по телефону без соответствующей гарнитуры. Регулярное и своевременное прохождение автотехобслуживания. А также соблюдать скоростной режим и требования дорожных знаков.

Казалось бы, так просто и тривиально, однако, ответственное соблюдение этих постулатов, как впрочем, знание и серьезное отношение ко всем Правилам дорожного движения, зарекомендовавшим себя во многих развитых странах мира исключительно с положительной стороны, может спасти жизнь человека, избежать инвалидизации и длительного лечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Официальные статистические данные за 2013, 2014 и 2015 года Восточного отдела КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы».

2. Солохин, А.А. Руководство по судебно-медицинской экспертизе трупа. - М., 1997.

3. Евтюков, С.А., Васильев, Я.В. Дорожно-транспортные происшествия: расследования, реконструкция, экспертиза. — СПб., 2008.

4. Исаенко, А.Н., Мельников, Н.И., Вильцев, И.М., Кузьмичев, Д.Е. Анализ смертельного автомобильного травматизма по г.г. Нижневартовску и Мегиону за 2013 год. Актуальные вопросы судебной и клинической медицины. Выпуск 8. — Ханты-Мансийск, 2006.

5. Шадымов, А.Б., Новоселов, А.С. Судебно-медицинская экспертиза травмы при столкновение автомобиля. - Барнаул, 2014.

6. www.who.int/mediacentre/factsheets/fs358/ru/.

© Кузьмичев Д.Е., Скребов Р.В., Вильцев И.М.,

Штрек Л.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.