Научная статья на тему 'Анализ критериально-компонентного состава правового просвещения студентов вуза будущих учителей'

Анализ критериально-компонентного состава правового просвещения студентов вуза будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ПРОСВЕЩЕННОСТЬ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / CRITERION / EDUCATIONAL SUPPORT / LEGAL EDUCATION / LEGAL COMPETENCE / AXIOLOGICAL COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / ACTIVITIES COMPONENT / REFLEXIVE PERSONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазеина Юлия Викторовна

В статье представлен анализ имеющихся исследований, посвященных выявлению сущности состава правового просвещения студентов вуза -будущих учителей. Также проводится анализ компонентов правовой просвещенности и соответствующих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CRITERIA AND COMPONENTS OF THE LEGAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with existing researches concerned with subject matters of the legal education of the future teachers. The author considers components and functions of the legal education.

Текст научной работы на тему «Анализ критериально-компонентного состава правового просвещения студентов вуза будущих учителей»

УДК 377 Мазеина Юлия Викторовна

ассистент кафедры правовых дисциплин Шадринского государственного педагогического института [email protected]

АНАЛИЗ

КРИТЕРИАЛЬНО-КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Mazeina Yulia Viktorovna

Teaching Assistant of the Legal Subjects Subdepartment, Shadrinsk State Pedagogical Institute [email protected]

ANALYSIS OF CRITERIA AND COMPONENTS OF THE LEGAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация:

В статье представлен анализ имеющихся исследований, посвященных выявлению сущности состава правового просвещения студентов вуза -будущих учителей. Также проводится анализ компонентов правовой просвещенности и соответствующих функций.

Ключевые слова:

критерий, педагогическое сопровождение, правовая просвещенность, правовая компетентность, аксиологический компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, рефлексивно-личностный компонент.

Summary:

The article deals with existing researches concerned with subject matters of the legal education of the future teachers. The author considers components and functions of the legal education.

Keywords:

criterion, educational support, legal education, legal competence, axiological component, cognitive component, activities component, reflexive personal component.

Характеризуя критериальные показатели правовой просвещенности, необходимо обратить внимание на то, что критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления [1].

Несмотря на существующую неопределенность понятия «критерии», автор пытается рассматривать их в качестве существенных признаков эффективности правовой просвещенности, уточнив при этом, что рассматривает педагогическое сопровождение в качестве педагогической деятельности по эффективной организации процесса формирования правовой просвещенности студентов педвуза - будущих учителей.

На основании анализа критериев и показателей сформированности правовой культуры, правовой компетентности автор выделил показатели критериев правовой просвещенности:

- осведомленность - осмысление и запоминание сообщаемой информации правового характера;

- вариативность - восприятие и принятие предложенного стиля работы, определяющего специфику профессиональной деятельности и перенос его на собственные возможности;

- процессуальность - последовательное изучение правового материала от более простого к сложному, от сложения нескольких элементов до большого количества элементов;

- многогранность - жизненный опыт, эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности;

- социализация личности - усвоение и активное восприятие социального опыта, овладение навыками практической, теоретической, аналитической деятельности преобразования реально существующих качеств личности;

- ориентация на приобретение конструктивного опыта - осмысление передаваемого опыта, стремление к самостоятельной постановке вопросов, к решению проблем;

- информированность - владение системой сведений о праве, о протекающих в обществе процессах, обобщение выводов из собранных фактов;

- самостоятельность - самостоятельная постановка проблем, нахождение различных способов их разрешения;

- инициативность - осознанное и оперативное использование правовых знаний, проявление предприимчивости;

- активность - интерес к социально-правовым вопросам, способность воспроизводить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта;

- полезность для общества - осознание необходимости полезных для общества действий, правового поведения, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями [2].

Вышеперечисленные качественные критерии выступают в качестве оценки правовой просвещенности. Они позволяют выяснить быстроту вхождения студентов в систему сотрудничества, когда оперативно организуется совместная деятельность, направленная на достижение общественно значимого результата.

При целенаправленной и систематической работе по правовому просвещению студентов, при творческом подходе в овладении знаниями, тесном педагогическом сотрудничестве, широком внедрении интерактивных форм правового просвещения, в том числе внеаудиторных занятий, можно достичь правовой компетентности, показателями которой в свою очередь будут составляющие ее элементы.

Когнитивно-правовая компетентность - систематическое формирование запаса правовых знаний, умений, навыков; умение рефлексировать свою компетентность в практическом разрешении правовых ситуаций; объективная самооценка результатов деятельности; развитие внимания, памяти, мышления и речи во избежание когнитивного диссонанса, то есть переживание по поводу противоречий в своих знаниях.

Информационно-правовая компетентность - готовность к самостоятельному планированию и организации информационного поиска; владение информационными технологиями, поиск материалов в сети Интернет, освоение компьютерной справочной правовой системы «ГАРАНТ» в соответствии с рекомендациями государственных образовательных стандартов, своевременное внедрение новых программных и технических средств.

Социально-правовая компетентность — умение взаимодействовать с государственными и муниципальными органами власти, с различными институтами гражданского общества; решение социально значимых задач, способность к сотрудничеству в коллективной деятельности.

Коммуникативно-правовая компетентность - владение юридической терминологией, способность устанавливать горизонтальные и вертикальные контакты, умение разрешать конфликты и вести деловые переговоры, используя совокупность правил и традиций вербального и невербального общения, сложившихся в том или ином социуме и реализуемых в процессе коммуникации; знание норм современного русского литературного языка.

Операционно-практическая компетентность — защита своих прав и защита законных интересов других лиц с использованием предусмотренных действующим законодательством форм документов, наиболее часто встречающихся в юридической практике; учет конкретной ситуации, опыта и знаний сторон, вступающих в правовые отношения; знание требований к оформлению документов в соответствии со стандартами; культура в области работы с документацией с использованием компьютерных технологий;

Нормотворческая компетентность - умение анализировать нормативно-правовые акты, обосновывать выводы о необходимости совершенствовать федеральное и муниципальное законодательство; знание предмета законодательного регулирования; изложение концепции предлагаемого законопроекта и создание текста законопроекта с его финансово-экономическим обоснованием; умение работать с актами федерального законодательства, актами органов муниципальной власти, юридической литературой и иными источниками.

Логико-правовая компетентность — умение строить правовые умозаключения, отбирая необходимый материал, четко структурируя его, учитывая имеющиеся противоречия в законодательстве и общественной жизни; находить и использовать аргументы и факты, приводящие к обоснованным выводам; логическая культура, структурирование устных выступлений и письменных докладов, подготовка тезисов для публикации.

Историко-правовая компетентность — знание исторических и правовых фактов, событий, имен, документов; умение использовать полученные данные для убедительной аргументации в дискуссиях или письменных работах; понимание социально-прогрессивной творческой деятельности человечества и необходимости освоения культурного наследия, преемственности правовых знаний, включая передачу этических норм и правил достойного поведения; расширение правового пространства.

Педагогико-правовая компетентность - использование современных педагогических технологий в правовом образовании и просвещении; организация образовательных отношений, при которых успешно усваиваются основы правовой культуры личности и гражданского сознания; возникает необходимость инициативного поведения и практического участия в делах общества и государства.

Интегративно-правовая компетентность - способность объединять части в одно целое; обобщать имеющиеся правовые сведения из разных источников для решения социально-правовых задач; учитывать разнообразие ценностных ориентации людей при организации сотрудничества и достижения позитивного результата; ненасильственно разрешать конфликты.

Исходя из подходов к пониманию правовой просвещенности, критериальных признаков, выделим те компоненты, которые необходимы для определения и изучения правовой просвещенности студентов вуза -будущих учителей.

Когнитивный компонент - правовые знания, правовая осведомленность, информированность. Данный компонент направлен на обогащение студентов знаниями и представлениями о праве, общечеловеческих ценностях, понятий и категорий права, используемых в образовании, документов по правам человека и ребенка.

Аксиологический компонент - духовные, правовые ценности, идеалы, нормы. Аксиологический компонент связан с постижением смысловых ценностей права, культуры, образования, это правовые установки, ценностные ориентации, правосознание.

Деятельностный компонент - знания, умения и опыт осуществления профессиональнопедагогической деятельности на основе соблюдения правовой культуры, правовых норм и законов; готовность к самостоятельному планированию и организации информационного поиска.

Рефлексивно-личностный компонент - личностные качества, способности и отношения, отражающиеся в педагогической деятельности, жизнедеятельности, вхождение в рефлексивную позицию. Этот компонент правовой просвещенности студентов предполагает формирование умений строить субъект-субъектное педагогическое взаимодействие на высоких нравственно правовых началах.

Коммуникатиный компонент включает умение разрешать конфликты и вести деловые переговоры, используя совокупность правил и традиций вербального и невербального общения, сложившихся в том или ином социуме и реализуемых в процессе коммуникации; знание норм современного русского литературного языка [3].

Таким образом, правовая просвещенность студентов неюридических вузов - будущих учителей, выступает системным образованием, каждый компонент которого взаимосвязан с другим и вместе с тем является самостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции.

Выделенные структурные компоненты содержательно наполняются показателями, которые указаны выше, и преломляются в функциональных компонентах, важнейшими из которых являются: познавательнопреобразовательная, ценностно-нормативная, коммуникативная, аналитическая (рефлексивная), прогностическая, регулятивная, социализирующая, гуманистическая [4].

Итак, рассматривая проблему педагогического сопровождения формирования правовой просвещенности студентов вуза - будущих учителей, следует отметить, что сама личность студента в системе данной подготовки сложна и многогранна, поэтому правовая просвещенность студента - это модель его социокультурного и профессионального развития и включает как качества личности, знания, умения, которые должны быть развиты у специалистов любого профиля, так и специфические качества, знания, умения, диктуемые задачами подготовки учителя.

В целом правовая просвещенность студентов педвуза - будущих учителей - при таком подходе представляет собой интегральное явление, характеризующее сущность правовой культуры, высокий уровень убеждений, деятельность и профессионализм личности.

Ссылки:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М., 2003.

2. Михайлов М.С. Формирование правовой культуры в системе профессионально-педагогического образования // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. 2006. № 4 (21). С. 48-55.

3. Снегирева М.В. Общественные ресурсы в педагогических технологиях правового просвещения: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009.

4. Михайлов М.С. Указ. соч.

References (transliterated):

1. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskiy slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy / G.M. Kodzhaspirova, A.Y. Kodzhaspirov. M., 2003.

2. Mikhaylov M.S. Formirovanie pravovoy kul'tury v sisteme professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya // Teoretiches-kie i prikladnie problemy servisa. 2006. № 4 (21). P. 48-55.

3. Snegireva M.V. Obshchestvennie resursy v pedagogicheskikh tekhnologiyakh pravovogo prosveshcheniya: dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2009.

4. Mikhaylov M.S. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.