- разработка модели социального и культурного поведения в общественной жизни и семейных отношениях, пропаганда данной модели среди населения, особенно среди молодёжи и подростков;
- организация и финансирование просветительской и образовательной кампании в русле правового решения конфликтов, сопровождающихся с применением насилия, распространение в регионах информации о кризисных центрах по оказанию помощи жертвам семейно-бытового насилия;
- сбор и анализ сведений и статистической информации относительно семейного насилия, проведение научных исследований по прогнозированию в этой области, изучение эффективности мер, приня-
тых для устранения последствий и причин насилия против женщин и детей, поддержка планов деятельности и активная их пропаганда.
В заключении исследования можно отметить, что возникли новые факторы, детерминирующие бытовую преступность. Ещё более углубилось влияние таких традиционных факторов, как пьянство, наркомания, проституция, тунеядство; ухудшились криминологические и социально-психологические характеристики «бытового преступника». Семейно-бытовая преступность, особенности её предотвращения, устранение или минимизация социальных, экономических, психологических и правовых последствий преступлений на семейно-бы-товой почве являются комплексной проблемой.
Список литературы
1. Абельцев, С. Н. Семейные конфликты и преступления [Электронный ресурс] // Российская юстиция. - 1999. - № 5 // Сайт «Гарант. ру» : информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant. ru/3540923/ (дата обращения 10.03.2018).
2. Ал-Кавасми, А. Х. Противодействие криминальному насилию в сфере семейно-бытовых отношений : дис. ... канд. юрид. наук : 12.0.08 / Ал-Кавасми Амир Хашим Салман. - Бишкек, 2011. - 192 с.
3. Samandarov, F. Y. Kriminologiya. Umumi hisss. Ali msktabtar iiciin dgrs vgsaiti. - Baki : Hiiquq sdsbiyyati, 2003. - 162 s.
4. «Polis haqqinda» Azarbaycan Respublikasinin Qanunu. - Baki, 1999. - URL: http://e-qanun.az/framework/2937.
5. «Yetkinlik ya§ina catmayanlann baximsizhginin vg hiiquq pozuntulannin profilaktikasi haqqinda» Azsrbaycan Respublikasinin Qanunu. - Baki, 2005. - URL: http://e-qanun.az/ framework/10670/.
6. Мясникова, К. А. Криминологическая характеристика современной бытовой преступности и меры ее предупреждения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Мясникова Карина Анатольевна. - Ростов-н/Д, 2004. - 27 с.
© Алиева Н., 2018
УДК 343.985
Н.С. Быстрова
Анализ криминальных процессов в незаконной банковской деятельности:
генезис и современное развитие
Analysis of criminal processes in illegal baking activities: genesis and modern development
БЫСТРОВА, Наталья Сергеевна, соискатель кафедры криминалистики, Межмуниципальный отдел МВД России на особо важных и режимных объектах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заместитель начальника, подполковник полиции. Адрес: Россия, 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 15. Тел.: 8-911-787-86-54. E-mail: [email protected].
BYSTROVA, Natalya Sergeevna, postgraduate of the Department of Criminalistics, Deputy Head of the Intermunicipal Division of the MIA of Russia at Especially Important and High Security Facilities of the Saint Petersburg and Leningrad region. Address: Russia, 197198, Saint-Petersburg, Dobrolyubova ave., 15. Phone: 8-911-787-86-54. E-mail: [email protected].
Статья посвящена анализу криминальных процессов на протяжении всей истории развития банковской деятельности в России и как отражение действительности исследуемой темы, проанализировано возникновение законодательных актов, которые осуществляли контроль и наказание за криминальные деяния, совершенные в указанной сфере.
Ключевые слова: криминальные процессы в банковской деятельности; банковские операции; обналичивание; транзитирование; преступления в банковской сфере.
The article is dedicated to the analysis of criminal processes throughout history of banking activities development in Russia. Creation of legislative acts, which have supervised the execution and punishment for criminal acts made in the banking sphere has been analyzed as a reflection of the reality of the topic.
Keywords: criminal processes in banking activities, banking transactions; encashment, transiting, crimes in the sphere of banking.
Банковская деятельность - это самый важный регулятор экономики, выполняющий две основные функции, причём касается это экономики любой страны, независимо от этапа экономического развития. Первая функция - аккумулирование, сбор и накопление денежных средств, вторая - контроль денежного оборота, посредничество для проведения различных банковских операций. Соответственно, банковские организации разного функционального назначения, формы собственности и структуры создаются на протяжении всей истории развития банковской деятельности для того, чтобы контролировать соблюдение законных актов при совершении денежных операций между различными субъектами экономического пространства (государства, организации, граждане).
Кроме того, банковские организации способствуют тому, чтобы государство могло контролировать процесс налогообложения и предупреждать возникновение незаконных трафиков в виде легализации доходов, полученных преступным путём, т.к. любые криминальные действия в денежной регулируемой сфере приводят к нарушению функционирования государственной системы в целом.
Для того чтобы выявить факторы, способствующие появлению криминальных процессов в банковской деятельности, в настоящем исследовании проведён анализ развития незаконных деяний в данной экономической среде, начиная с XVIII в., со времени возникновения первых элементов будущей банковской государственной структуры России, вплоть до настоящего времени.
Генезис банковской деятельности целесообразно проанализировать как с точки зрения появления различных криминальных процессов, так и с позиции возникновения и развития банковских структур. Этот анализ позволит выявить специфику именно отечественного развития указанной сферы, криминальные процессы и борьбу с их проявлениями до настоящего времени.
Экономическое развитие России в XVIII в., постепенно набирало обороты, появлялись свободные денежные капиталы, которые необходимо было концентрировать, их движение и возможности развития кредитной системы.
Банковская деятельность зарождалась в сфере «торговли деньгами», в рамках которой осуществлялось разнообразное связанное с ней посредничество - такое, как обслуживание в кассах, управление депозитами и т.п., что изначально было очень привлекательно для одновременного развития и криминальных процессов. По мере возникновения тех или иных криминальных ситуаций появлялись, соответственно, как отражение действительности и законодательные акты, которые предполагали контроль и наказание за криминальные деяния, совершенные лицами или организациями.
В Российской империи первые банковские учреждения появились позднее, чем в других европейских странах. В России в связи с отсутствием социально-экономических предпосылок и готовности государственной системы, согласно исследованиям
В. О. Ключевского, первой попыткой создания организации банковского типа можно считать появление в 1655 г. в Пскове ссудного банка, созданного воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным. Однако центральное московское правительство усмотрело в инициативе коммерческого использования городской управы опасность для целостности государства и запретило развивать эту систему [1, с. 325-327].
Такими же ссудными функциями обладали и другие учреждения банковского типа, созданные в XVIII в. По сути, все они являлись кредитными организациями, предназначенными для предоставления ссуд разным категориям и сословиям граждан. Соответственно, и все преступления, связанные с такого рода банковской деятельностью в этот период, заключались в неуплате процентов или невозвращении денег в банк.
В 1733 г. был издан указ императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы», согласно которому в Российской империи организовали Монетную контору. Её сотрудники имели право выдавать ссуды на срок не более одного года. Чтобы получить такую ссуду, необходимо было предоставить залог в виде золотых и серебряных изделий. Деньги клиентам Монетная контора выдавала из казны, т.к. других средств не существовало. И в итоге можно говорить о том, что данная организация выполняла только одну из банковских функций, поэтому её определяют «как казённый ломбард» [2, с. 35].
В 1754 г., согласно указам Правительствующего Сената, в России появились учреждения, которые именовались именно банками. Их назначением было предоставление услуг разным сословиям. Это были государственные заёмные банки в Москве и Санкт-Петербурге и банк при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества.
В отличие от Западной Европы, где банки создавались частными лицами, в России они учреждались на государственном уровне, указами правительства. Запрет на учреждение частных банков в России существовал вплоть до 1870 г.
Основным видом криминальных процессов при осуществлении деятельности перечисленных выше банковских организаций являлось невозвращение ссуды в указанный период. Так, государственный канцлер М. Воронцов, будучи клиентом Монетной конторы, оказался должником в течение многих лет, не вернув 20 тыс. рублей. В итоге долг за него покрыла казна [3, с. 3]. А к 1764 г. общие долги заёмщиков перед Купеческим банком составили 408 тыс. рублей [4, с. 270].
Такая ситуация в деятельности банковского учреждения в этот исторический период возникла в связи с тем, что мер борьбы с должниками фактически не было. Если ссуда выдавалась под залог имения, то даже в случае её невозвращения конфисковать это имение в пользу государства не представлялось возможным. Государство боялось появления большого количества недовольных его политикой представителей высшего сословия, поэтому все принимаемые указы были неэффективны. Так, в 1759 г. был издан закон, согласно которому имение, даже если оно перешло за неуплату ссуды в собственность государства, оставалось фактически у должника.
Кроме того, не существовало никакой контролирующей организации, которая бы занималась оценкой реальной стоимости заложенного имущества, поэтому основными криминальными процессами указанного периода, являлись невозвращённые ссуды, выданные под залог завышенного по составу и количеству имеющихся крепостных имения или вовсе под залог несуществующего имущества.
Помимо основного вида криминальных деяний в банковской сфере в виде невозвращения процентов и ссуд заёмщиками, происходили преступления и среди сотрудников самих банковских учреждений, которые могли за определённое вознаграждение заниматься подлогом документов. Отследить их было сложнее, т.к. зачастую строгой отчётности банки не вели, и выявить нарушения в движении денежных средств представлялось невыполнимой задачей.
Однако, несмотря на все сложности при становлении банковской системы, такого рода криминальные действия всё же выявляли и за совершенные преступления наказывали.
В целом ко второй половине XVIII в. ситуация в сфере банковских правонарушений сложилась практически неконтролируемая. Отсутствие надзирающих органов, строгой отчётности не позволяло привести все происходящие банковские операции в единую систему. Зачастую даже выяснить, какие суммы были выданы в качестве ссуд дворянству, не представлялось возможным.
Итогом могло стать полное запрещение банковских операций, т.к. императором Петром III в 1762 г. был подготовлен указ о закрытии дворянских банков. Однако государственный переворот, в результате которого император был убит, не позволил данному указу вступить в силу.
Несмотря на это, в 1782 г. закрылся Купеческий банк, а в 1785 г. - конторы Дворянского банка в связи с убыточной деятельностью и невозможностью предоставления ссуд из-за нехватки финансовых средств.
Таким образом, можно говорить о том, что XVIII в. не привнёс в развитие банковской системы России целостности и чёткости. Криминальные деяния разного характера были распространены повсеместно, и как-то законодательно их контролировать на тот момент не представлялось возможным из-за отсутствия системно применяемого законодательства, которое было бы способно влиять на все сословия без исключения. В итоге деятельность банков превращалась в разорение казны, т.к. среди правонарушений основными являлись невыплата ссуд, мошенничество и злоупотребления банковских работников своим служебным положением. Всё это приводило к экономическому кризису на государственном уровне.
Регулирование в сфере банковской системы стало появляться только в начале XIX в. В 1810 г. была создана Комиссия погашения государственных долгов, в 1817 г. - Совет государственных кредитных установлений. Комиссия была призвана упорядочить денежное обращение, создавалась она в т.ч. и для того, чтобы совершенствовать всю систему кредит-
ных процессов. Совет должен был управлять всеми кредитными учреждениями, сосредоточить в своих руках контроль над всеми банковскими операциями и их ревизию. Кроме того, целью создания этих организаций стало и развитие кредитного законодательства в будущем, основанное на полученных сведениях о банковской деятельности.
Однако решить все поставленные перед ними задачи ни Комиссия, ни Совет не смогли, став только началом для будущей контролируемой кредитной системы. В итоге всех произошедших ситуаций и появившихся криминальных процессов в 1857-1859 гг. грянул финансовый кризис, показавший всю необходимость реформирования всей системы на государственном уровне.
Реформы были начаты Александром II по всей России и во всех сферах, в том числе и в банковской. 31 мая 1860 г. был подписан указ о создании Государственного имперского банка, который должен был упрочить и упорядочить денежную кредитную систему.
Вслед за ним в России начали появляться частные кредитные организации (в виде обществ заёмщиков и акционерной форме). За десять лет, с 1862 по 1872 г., был создан 181 городской общественный банк.
Помимо того, что в связи с реформами увеличивалось количество банковских учреждений, росло и число проводимых банковских операций. Так, кроме выдачи кредитов, банки начали заниматься операциями с ценными бумагами, осуществлять переводы денег между банками, находящимися в разных регионах. Соответственно, увеличивались и возможности для появления новых видов криминальных действий со стороны граждан и сотрудников банковских учреждений. Основными преступлениями в этот исторический период стали злоупотребления чиновников, которые осуществляли подлоги при выдаче кредитов, а также занимались вымогательством, требуя взятки за свои услуги.
Законодательные органы были вынуждены продумывать и создавать новые законы, которые позволили бы минимизировать количество совершаемых преступлений. Основными законотворческими актами в этот период стали следующие: «Положение о городских общественных банках» (1862 г.); закон «О порядке учреждения кредитных учреждений земствами» (1871 г.); «Общие правила о порядке учреждения кредитных установлений частных и общественных» (1872 г.).
На данном этапе развития банковской системы эти акты были достаточно прогрессивными, особенно в смысле обеспечения экономических потребностей России, т.к. регулировали правила открытия банковских учреждений как земствами, так и акционерами, устанавливали требования к начальному уставному капиталу, обязательства банков и т. д.
Однако воплотить в жизнь все заявленные законами положения пока не представлялось возможным из-за того, что должного контроля по-прежнему не было. В целом ситуация в банковской системе во второй половине XIX в. была достаточно тяжёлой.
По заявлению губернатора Гродненской губернии, «большинство учреждений находится в состоянии фактической ликвидации, причём в лучшем случае деятельность их заключается лишь в посильном взыскании старых ссуд. Отчётность по выданным ссудам находится в полном беспорядке. Повсеместно распространена фиктивная уплата ссуд и выдача новых» [5, с. 141-146].
Помимо уже известных криминальных процессов, в связи с увеличением банковских полномочий появились и новые виды преступных деяний, такие как нарушение банковской тайны, открытие частного банковского учреждения без получения разрешения от правительства или без соблюдения имеющихся законных актов. Кроме того, начало широко развиваться мошенничество в области ценных бумаг, стали появляться фальшивые векселя и акции; частные банки незаконно привлекали средства частных лиц для проведения рискованных банковских операций, спекуляций.
Появление акционерных банковских обществ и возможность участвовать в них государственным чиновникам породили огромное количество чиновничьих злоупотреблений, особенно среди работников Министерства финансов.
Со стороны правительства в ответ на разрастающееся число криминальных преступлений в банковской системе были приняты новые законы: «Закон об изменении и дополнении правил открытия акционерных коммерческих банков» (1883 г.); «О порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита» (1884 г.); «Правила о порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах, а равно в общественных и частных кредитных учреждениях» (1884 г.).
Все эти юридические акты были призваны усилить контроль за деятельностью банковских учреждений. Хотя составлялись они с учётом всех зафиксированных банковских преступлений, однако количество жалоб от обманутых клиентов в Министерство финансов не уменьшалось: главным образом это можно объяснить тем, что санкции, применяемые за допускаемые банкирскими заведениями нарушения, оказывались неэффективными: «Штрафы были чрезвычайно малы, а для закрытия конторы требовалось не менее трёх раз привлечь её к ответственности. Кроме того, возможность банкирских заведений распоряжаться доверенными капиталами по своему усмотрению объяснялась тем, что на них не была возложена обязанность публиковать свои балансы и биржевые отчёты. По сведениям Министерства финансов, вклады в банкирских заведениях нередко превышали более чем в 15 раз их основные капиталы» [6, с. 26-27].
В целом банковская система России сложилась к 1909-1914 гг. В её центре находился Государственный банк, в котором хранился золотой запас. Кроме того, данный банк контролировал выпуск денег и все крупные частные (коммерческие) банки, финансировавшие развитие экономики Российской империи. К 1914 г. в нашей стране существовало 47 крупных
частных банков. Почти половина всего банковского капитала принадлежала трём банкам: Русско-Азиатскому, Петербургскому международному и Азово-Донскому.
После Великой Октябрьской революции 1917 г. все банки подверглись национализации, а Государственный банк объединили с акционерными коммерческими и переименовали в Народный банк Советской республики. Была введена государственная монополия на кредитно-финансовую деятельность, промышленное производство, наложен запрет на частную торговлю продовольственными товарами. Население приписывалось к единым потребительским обществам, от которых оно получало продовольствие и товарные пайки. Воспрещались все сделки с ценными бумагами. И в этой области велась активная борьба с любыми проявлениями капиталистического строя.
На данном историческом промежутке начали развиваться различного рода спекуляции, и законотворческая деятельность государства была направлена на борьбу с такими правонарушениями. Декретом СНК от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» виновные в сбыте, скупке или хранении с целью сбыта в виде промысла, продуктов питания, монополизированных Республикой, подвергались наказанию на срок не менее десяти лет лишения свободы с конфискацией всего имущества. Данный декрет предусматривал столь же строгое наказание за не разрешённые законом сбыт, скупку и хранение платины, серебра, золота и не допущенных к обращению или аннулированных процентных бумаг, паёв, акций, облигаций и других денежных свидетельств [7, с. 33].
В 1922 г. был принят первый советский Уголовный кодекс, в котором были прописаны меры наказания за противоправные деяния, совершаемые, если воспользоваться современной терминологией, в сфере экономической деятельности. В вышеуказанном УК они рассматривались как преступления против порядка управления: это деяния, нарушающие нормальное функционирование подчинённых органов управления или народного хозяйства, сопряжённые с сопротивлением или неповиновением законам Советской власти, с препятствованием деятельности её органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти.
Криминальные действия, которые можно отнести к преступлениям в сфере экономики, в УК 1922 г. перечислены следующим образом: спекуляции с иностранной валютой в обмен на советские денежные знаки или наоборот (ст. 138); ростовщичество, т.е. взимание в виде промысла за данные взаймы деньги процентов сверх дозволенных законом или предоставление в пользование орудий производства, скота, семян за вознаграждение в размере, явно превышающем обычную для данной местности норму, с использованием нужды или стеснённого положения получающего ссуду (ст. 193).
В Уголовном кодексе РСФСР от 1960 г. меры наказания за хозяйственные преступления были вынесены в отдельную главу «Хозяйственные преступления». Кроме того, как и в предыдущих уголовных
кодексах, ряд преступлений, посягающих на порядок осуществления экономической деятельности, был указан в главе «Государственные преступления». К ним относились контрабанда, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, нарушение правил о валютных операциях.
В 1990-1991 гг. было принято достаточное количество других законов, которые должны были изменить экономический уклад и порядок осуществления экономической деятельности в изменяющейся стране, например, законы «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (от 2 декабря 1990 г.), «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (от 3 июля 1991 г.), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (от 4 июля 1991 г.).
В связи с постепенным возвращением к капиталистическому укладу и возможностью более свободного прохождения финансовых потоков, с возвращением к частной собственности и с отсутствием необходимых новому времени законных актов число преступлений в банковской сфере неизменно росло.
В 1992-1993 гг. основными криминальными действиями в данной сфере можно назвать хищения денежных средств банков с использованием фиктивных платёжных документов (такие, как авизо, чеки «Россия»). Похищенные суммы в дальнейшем обналичивались в банках и предприятиях в различных регионах. Наибольшее количество таких преступлений в этот период было совершено в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Дагестан, Ставропольском и Краснодарском краях, Московской и Томской областях.
С 1993 г. растёт число экономических преступлений с использованием трастовых и финансовых компаний, так называемых финансовых пирамид, самой известной из которых была «МММ». Количество пострадавших граждан, по разным оценкам, составляет от 3 до 10 млн. человек. При совершении преступлений чаще всего использовались следующие инструменты: заведомо невыполнимые договоры займа, траста, селенга, страхования; продажа акций и суррогатов ценных бумаг без денежного обеспечения.
К середине 1990-х гг. стало очевидно несовершенство российской законодательной базы в банковской системе, что вело к развитию криминальных процессов в данной сфере. Для борьбы с ними и уре-
гулирования в целом банковской системы с 1 января 1995 г. была введена в действие часть первая Гражданского кодекса РФ, а с 1 марта 1996 г. - часть вторая Гражданского кодекса РФ.
В Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г., была включена уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность (операции): «Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере».
Однако, количество криминальных деяний в банковской системе значительно не уменьшилось, видоизменяясь с появлением новых технологий и финансовых возможностей.
Так, в конце 1990-х гг. в России широко распространились преступления, связанные с ценными бумагами, а именно, с использованием технологий банковских операций. Самые распространённые преступления данной категории - это преступления, связанные с технологиями вексельного обращения в кредитных организациях. Поскольку векселя в настоящем случае использовались вместо денежных знаков при расчётах между организациями, преступники стали подделывать ценные бумаги, получая взамен их какие-либо товары.
Важной тенденцией современного этапа развития криминальных процессов в банковской сфере стало совершение всё большего числа преступлений, связанных с использованием банковских карт. Увеличивается количество преступлений, совершаемых при помощи Интернета. Компьютерная преступность, возможности несанкционированного доступа к банковским счетам, рост правонарушений в сфере обналичивания, транзитирования и вывода денежных средств за рубеж - это проблемы, с которыми на сегодня столкнулись правоохранительные органы и которые требуют соответствующих законных мер борьбы для пресечения незаконной деятельности и прекращения потока вывода денежных средств из легального оборота российской экономики.
Список литературы
1. Ключевский, В. О. Сочинения: в 9 т. - Т. III. Курс русской истории. - М.: Мысль, 1988. - 415 с.
2. Рождественская, Т. Э. Банковское право. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010. - 384 с.
3. Гурьев, А. Н. Очерк развития кредитных учреждений в России. - СПб.: Типо-лит. «Якорь», 1904. -255 с.
4. Яснопольский, Л. Н. Банковая энциклопедия / под общ. ред. Л. Н. Яснопольского. - Т. 1: Коммерческие банки. История, современная организация и деятельность коммерческих банков на Западе. Русский государственный банк и его коммерческая деятельность. - Киев: Издательство банковой энциклопедии, 1914. - 407 с.
5. Хилюта, В. В. Банковская преступность и борьба с ней по законодательству дореволюционной России // Журнал российского права. - 2003. - № 4. - С. 141-146.
6. Ананьич, Б. В. Банкирские дома в России 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. - Л.: Наука, 1991. - 200 с.
7. Волженкин, Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 641 с.
© Быстрова Н.С., 2018