Научная статья на тему 'Анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика'

Анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3416
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ / ЗАЁМЩИК / ПРЕДПРИЯТИЕ / АНАЛИЗ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачева А. В.

В статье рассматриваются понятие и методы оценки кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика. Анализ предоставляет руководству кредитного учреждения информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения кредитных обязательств заёмщиком. Использование различных методик в оценки кредитоспособности предприятия как заёмщика позволяет снизить кредитные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

А.В.// Новая наука: Проблемы и перспективы.2016. №3-1(67). С108-110;

5. Солошенко В.М. Технология принятия управленческого решения/ Солошенко В.М. // Вестник Курской государственной академии, 2012. - №4. - С. 29-32;

© Голубева А.В., Захарян А.В., 2016

УДК 330.101.8

А. В. Горбачева

Студент группы 13Эк(б)БУА-1 Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Российская Федерация

АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЗАЁМЩИКА

Аннотация

В статье рассматриваются понятие и методы оценки кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика. Анализ предоставляет руководству кредитного учреждения информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения кредитных обязательств заёмщиком. Использование различных методик в оценки кредитоспособности предприятия как заёмщика позволяет снизить кредитные риски.

Ключевые слова

Кредитоспособность, заёмщик, предприятие, анализ, финансовое состояние.

Анализ кредитоспособности является актуальной задачей, с необходимостью решения которой сталкиваются различные субъекты бизнес-отношений - инвесторы, поставщики, кредитующие организации, налоговые органы и многие другие. Для оценки кредитора необходимо использование различных методик, некоторые связаны с проведением комплексного анализа финансово - хозяйственной деятельности потенциального заёмщика.

В современном мире каждое предприятие совершает множество хозяйственных операций. И не каждая организация способна рассчитаться с контрагентами самостоятельно. Многие прибегают к использованию заёмных средств, с целью дальнейшего эффективного их использования. Например, юридическому лицу не хватило денежных средств, и собственник бизнеса с помощью кредита фактически переложил их из кармана в карман.

Кредитоспособность - это реально сложившееся правовое и финансовое положение заёмщика, исходя из оценки которого, банк принимает решение о начале, продолжении или прекращении кредитных отношений с клиентом [2, с. 119].

На сегодняшний день в России рынок банковского кредита имеет огромный потенциал развития. Особое значение имеет оценка кредитоспособности заёмщика, т.к. её неправильная оценка может привести к реализации кредитного риска и в дальнейшем к потере финансовой устойчивости банка.

В связи с вышесказанным можно сформулировать цель данной статьи, которая заключается в определении различных методик оценки качества потенциальных заёмщиков и изучение их деятельности для выявления возможности вернуть предоставленные ресурсы.

В ходе проведения исследования нами были использованы материалы таких авторов как: Баканова М.И., Шеремета А.Д., Жукова Е.Ф, Вахрушиной М.А., Гиляровской Л.Т. Опираясь на их мнение, рассмотрим особенности оценки кредитоспособности предприятий.

В современном мире существует большое количество методик оценки кредитоспособности заёмщика, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Например, скоринговые модели применяются при экспресс -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

кредитовании и при выдаче кредитных карт. Андеррайтинг имеет место в ипотечном жилищном кредитовании. Методика Е.В. Неволиной - расчёт синтетического коэффициента кредитоспособности, устанавливает максимальный уровень значения коэффициентов. И в общем виде формула выглядит следующим образом:

Кс = К абсолютной ликвидности *0,2 + К текущей ликвидности *0,1 + К автономии * 0,15 + К денежных компонентов в выручке *0,25 + К рентабельности 0,3.

Методика Т.А. Фроловой предполагает выявить основные показатели и на основе них рассчитать коэффициенты кредитоспособности предприятия [4].

Используя методику Т. А. Фроловой, рассчитаем на основе данных ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» коэффициенты кредитоспособности (таблица 1).

Таблица 1

Расчёт коэффициентов кредитоспособности

Показатели 2013 г. 2014 г. Изменения

Объем реализации 16024857 18842916 +2818059

Чистые текущие активы 2290221 2115586 -174635

Собственный капитал 532946 626790 +93844

Краткосрочная задолженность 2073139 2036466 -36673

Дебиторская задолженность 2074582 2037473 -37109

Ликвидные активы 1927611 1626603 -301008

Эффективность использования оборотных активов 6,99 8,9 1,91

Оборачиваемость собственных источников средств 30,07 30,06 -0,01

Доля краткосрочной задолженности в собственном капитале 3,89 3,25 -0,64

Величина среднего периода времени, затрачиваемого на получения денег от покупателя 0,13 0,11 -0,02

Доля ликвидных активов в краткосрочной задолженности 0,91 0,8 -0,11

Вывод по коэффициентам кредитоспособности: Коэффициент К1 достаточно высокий как в 2013, так и в 2014 году, что благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Но можно заметить, что коэффициент растет, и можно предположить, что деятельность ведётся в объемах, не соответствующих стоимости оборотных активов. Это может привести к падению продаж или к замедлению оборачиваемости задолженности, и как следствие, затруднение в расчётах предприятия со своими кредиторами, об этом свидетельствует коэффициент К3. Коэффициент К2 показывает оборачиваемость собственных источников средств. Его значение положительно сказывается на кредитоспособности предприятия. Коэффициент К4 снижается и это признак повышения кредитоспособности предприятия, т.к. долги покупателя быстрее превращаются в деньги. Коэффициент К5 также свидетельствует о кредитоспособности. В целом, можно сделать вывод, что предприятие обладает хорошей кредитоспособностью.

Любой анализ предприятия с помощью показателей отражает различные финансово - хозяйственные аспекты, но только комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет оценить его реальную кредитоспособность.

Каждое предприятие уникально, даже при худших условиях его функционирования оно может выжить и продолжить свою работу, необходимо вовремя провести комплексный анализ, расшифровать его специфику и не искать похожести.

При анализе кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика на практике часто возникают ошибки, рассмотрим некоторые из них:

1) Можно предположить, что не всегда кредитор заинтересован в возврате кредита. Чтобы правильно определить платёжеспособность заёмщика классические методики советуют анализировать показатели баланса только заёмщика.

2) Чем выше ликвидность активов в организации, тем более кредитоспособен заёмщик. Следовательно, чем менее ликвидны активы компании, тем больше гарантия, что кредитор в конечном итоге не останется ни с чем. Но тут есть свои подходы, позволяющие ускорить процесс вывода данного имущества с баланса предприятия (как показал пример). Именно по этой причине многие банки требуют обеспечения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

обязательства залогом имущества. Неликвидные активы лучше использовать в качестве обеспечения. За счет них гарантируется возврат займа кредитору или получение данных активов в собственность.

3) Игнорирование общих экономических условий. Сложность возникает приоценки платежеспособности заёмщика, не зная сегмента рынка, в котором заёмщик работает, и его положение на данном рынке. Чем более стабильно его положение в своем секторе, тем выше его кредитоспособность.

4) Игнорирование репутации заёмщика. А именно его деловой репутации, кредитной истории и честности.

5) Анализ только финансовых показателей, без учёта фактических обстоятельств. Зачастую, при образовании нового предприятия учредитель даёт ей займ, т.к. в первое время они ей необходимы. В любой момент времени учредитель может затребовать свой долг обратно, а может этого и не делать, чтобы вернуть выручку как займ без налогов. Возможно, что к моменту рассмотрения баланса данный долг уже просто не существует. Поэтому необходимо выяснять истинные намерения по данной задолженности учредителя.

В результате, можно сделать следующие выводы: Анализ кредитоспособности - необходим каждому предприятию и проводится на основе бухгалтерской финансовой отчётности. Изучение методик анализа помогает прийти к выводу, что оценку кредитоспособности следует проводить, исследуя репутацию заёмщика, его текущее финансовое состояние и возможность мобилизировать свои денежные средства. Чтобы сформировать объективное мнение о заёмщике, необходим тщательный анализ в совокупности всех юридических лиц, входящих в данное предприятие, с учётом субъективных факторов. Список использованной литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник - М. : Финансы и статистика, 2002. - 344 с.

2. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит и Банки. Ценные бумаги. Практикум: учебн. пособие. - М.: Юнити Дана, 2003,

- 310 с. - 144 с.

3. Пласкова Н.С. Совершенствование методики анализа и прогнозирования кредитоспособности организации-заемщика / Н. С. Пласкова // Аудиторские ведомости. - 2015. - № 4. - С. 57-65.

4. Фролова Т.А. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия: конспект лекций/ Т.А. Фролова [Электронный ресурс] - М.: Таганрог: ТРТУ, 2006. - Режим доступа: http://www.aup.ru.

5. Хачатурян Ю. А. Анализ кредитоспособности предприятия: почему классические способы работают не всегда / Ю. А. Хачатурян // Справочник экономиста. - 2015. - № 2. - С. 25-31.

6. Цыпин А.П. Статистика в табличном редакторе Microsoft Excel : лабораторный практикум / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова. - Оренбург: Изд-во: Оренбургский государственный университет (Оренбург). 2016. - 290 с. -ISBN 978-5-600-01401-5.

7. Цыпин А.П. Конкурентоспособность в банковской сфере России / А.П. Цыпин // Вестник магистратуры.

- 2012. - № 5. - С. 90-91.

© Горбачева А.В., 2016

УДК 33

А.Ю. Гринева, М.С. Кошечкина, В. С. Сапарова

Студенты Факультет Экономики и Управления Волгоградский государственный технический университет Научный руководитель - доцент, к. э. н., Заруднева Анна Юрьевна

Г. Волгоград, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО БРЕНДА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация

На современном этапе развития мировой экономики существует высокая территориальная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.