дружба дружбой..
анализ корпоративных механизмов согласования экономических интересов комитента
и комиссионера
Гераськин М.И.
канд. техн. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Самарского филиала Университета Российской академии образования
В процессе развития предпринимательской деятельности в России возникают экономические системы, основанные на децентрализации функций и диверсификации видов деятельности фирм и организаций, приводящих к образованию корпоративных структур. Корпорация, как правило, представляет собой комплекс самостоятельно хозяйствующих субъектов (юридических лиц), часть которых осуществляют функции производства продукции или оказания услуг и играют подчиненную роль, а другая часть (обычно головная организация) выполняет координирующую функцию перераспределения финансовых и материальных ресурсов.
Экономически эффективное функционирование корпоративной структуры возможно на основе согласования интересов подчиненных и координирующих элементов, то есть решения проблемы вертикального согласования интересов. Вместе с тем, необходимо учитывать проблему согласования взаимодействий элементов корпорации с контрагентами - членами других корпораций. Межкорпоративные взаимодействия не оказывают непосредственного влияния на противоречия между головной организацией и субъектами одной корпорации. Главной является задача согласования интересов элементов различных корпораций друг с другом. Отличительной чертой проблемы взаимодействий становится необходимость обеспечения
сийское предпринимательство
баланса между использованием приобретенных ресурсов и произведённых продуктов (оказанных услуг). Поэтому проектирование горизонтально согласованных механизмов управления, преимущественно присущих такому типу отношений, основывается на принципе хозяйственной самостоятельности каждого субъекта взаимодействия. При этом оптимизация экономических взаимодействий осуществляется по критерию экономической эффективности хозяйствования отдельных субъектов взаимодействий, следовательно, формируемая программа управления не противоречит целям головной организации, что обеспечивает тождественность вертикально и горизонтально согласованных механизмов управления. Система отношений, возникающих в процессе межкорпоративных взаимодействий, является поликорпоративной системой. Структурная схема поликорпоративной системы, охватывающей процессы производства и реализации товаров на комиссионной основе, представлена на рис. 1.
Рассмотрим подсистему «комитент-комиссионер». По договору комиссии [1] комитент поручает комиссионеру продать или купить товар. Товары, поступившие к комиссионеру от поставщиков (подсистема «сектор производства»), являются собственностью комитента. Право собственности на товары в момент продажи переходит от комитента к покупателю. Суммы выручки от продажи товара комиссионер обязан передать комитенту. Комиссионер несет расходы на доставку товара в виде платы поставщикам, на оплату аренды торговых площадей у арендодателя (подсистема эксплуатации торговых площадей) и получает от комитента вознаграждение за оказание ему услуг по продаже товара. Вознаграждение может быть установлено в договоре как фиксированная сумма, процент от стоимости проданного товара или как разница в ценах.
Комиссионер может получить свое вознаграждение одним из следующих способов: путем явного получения суммы комиссионного вознаграждения от комитента; путем удержания при-
проектирование
горизонтально
согласованных
механизмов
управления
основывается
на принципе
хозяйственной
самостоятельност
и каждого
субъекта
взаимодействия
Поликорпоративная система
Подсистема эксплуатации торговых площадей
Подсистема "комитент-комиссионер"
Подсистема "сектор производства"
Комитент 11
Рис. 1 Модель поликорпоративной системы
читающегося вознаграждения из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Рассмотрим механизм функционирования корпорации «комитент-комиссионер» с позиций теории активных систем [2]. Под активными системами понимаются системы управле-
российское предпринимательство
ния, в которых управляемые субъекты обладают свойством активности - свободой выбора своего состояния с учетом собственных интересов и предпочтений. Модель системы должна учитывать проявления активности управляемых субъектов, стремящихся к выбору таких состояний, которые являются наилучшими с точки зрения их предпочтений при заданных управляющих воздействиях, а управляющие воздействия, в свою очередь, зависят от состояний управляемых субъектов. Системы, основанные на таких принципах, реализуют вертикально согласованный механизм управления. Система корпорации включает в себя ряд элементов, организационно оформленных в виде дочерних (зависимых) организаций, далее называемых активными элементами (АЭ), и го. вную организацию - центр активной систе В корпорации возникают проблемы согласо ния интересов активных элементов и цен Целевая функция центра - корпоративного менеджмента - направлена на максимизацию эффекта, получаемого в виде дохода от участия в деятельности дочерних (зависимых) орга ций. Целевая функция АЭ - членов корпор - заключается в максимизации прибыли. Следовательно, увеличение прибыли АЭ, направляемой центру, приводит к снижению целевой функции соответствующей дочерней организации. Поэтому в корпоративной системе возникают противоречия, и актуальной становится проблема разработки вертикально согласованных механизмов управления.
Продолжение следует
в корпорации возникают
проблемы
согласования интересов
активных элементов
и центра
Литература
1. Гражданский кодекс РФ (введен в действие Законом РФ от 30.11.94 г. №51-ФЗ).
2. Бурков ВН., Новиков ДА Теория активных систем: состояние и перспективы. - М: СИНТЕГ, 1999.-128 с.