Научная статья на тему 'Согласование экономических интересов в корпорациях'

Согласование экономических интересов в корпорациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОГЛАСОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гераськин М. И.

Рассматриваются процессы корпоратизации экономики современной России. Проанализированы принципы согласования экономических интересов в корпорациях, в том числе при межкорпоративных взаимодействиях. На основе модели комплексного согласования интересов сформированы механизмы и разработаны методы согласования в системах корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Согласование экономических интересов в корпорациях»

СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В КОРПОРАЦИЯХ

Г ераськин М.И.

(Самарский государственный аэрокосмический университет, Самара) тпоуайоп@88аи. гц

Рассматриваются процессы корпоратизации экономики современной России. Проанализированы принципы согласования экономических интересов в корпорациях, в том числе при межкор-поративных взаимодействиях. На основе модели комплексного согласования интересов сформированы механизмы и разработаны методы согласования в системах корпораций.

Ключевые слова: корпорация, модель комплексного согласования, механизм согласования интересов.

Введение

В экономике современной России отчетливо проявляются тенденции интеграции хозяйствующих субъектов, заключающиеся, во-первых, в образовании все большего количества корпораций; во-вторых, в концентрации производства за счет укрупнения корпораций в различных отраслях экономики. В результате поэтапного процесса реорганизации хозяйственных связей наметились предпосылки к налаживанию межкорпора-тивных взаимодействий с образованием интегрированных корпоративных структур и формированием многоуровневой системы интеграции экономики. Интеграция в национальных масштабах особенно характерна для авиационно-промышленного комплекса России, фондоемкий и высокотехнологичный характер производств которого требует значительных инвестиций и поддержания устойчивых связей со всеми участниками самолетостроительного цикла, предопределяя интеграцию отрасли.

Закономерным этапом интеграции авиационно-

промышленного комплекса на государственном уровне является создание Объединенной авиастроительной корпорации в соответствии с указом Президента России от 20.02.2006 г. №140. Тем самым обеспечивается единая ответственность производителя на всех стадиях жизненного цикла авиационной техники. Дальнейшее развитие отрасли должно идти в направлении интеграции с эксплуатантами авиационной техники в соответствии с федеральными программами «Модернизация транспортной системы России» (подпрограмма «Гражданская авиация») и «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 года». В этих условиях остро стоит проблема согласования взаимодействий корпораций авиационнопромышленного комплекса, решение которой оказывает определяющее влияние на результативность финансовохозяйственной деятельности отрасли в целом.

Современный уровень развития корпоративных отношений характеризуется широкой разветвленностью корпоративных структур, взаимосвязанностью и пересечением хозяйственных процессов в различных корпорациях. В результате образуются интегрированные корпоративные системы, в которых возникает сетевой характер взаимодействий, то есть возможность агентов системы выступать в роли центров или элементов; имеет место открытый характер сетевой структуры в рамках существенной вариативности внешней среды, то есть возможность системы неограниченно расширяться при взаимодействиях; имеют место противоречия между интересами корпораций и соответствующих центров. В связи с этим стали актуальными проблемы комплексного управления взаимодействиями корпораций и входящих в них организаций с учетом всех практически реализуемых товарных и финансовых связей, организации систем стимулирования субъектов взаимодействий в рамках процессов перераспределения эффекта.

Проблемы согласования товарно-финансовых взаимодействий корпораций и организаций рассматривались в рамках теории иерархических игр, теории многокритериального выбора, теории активных систем, в частности, таких ее аспектов, как внутрикорпоративное структурирование, стимулирование и со-

гласование интересов, согласованное управление проектами. Однако в связи с возникновением принципиально более сложного объекта исследования существующие модели, методы и механизмы согласования интересов и многокритериального выбора недостаточно совершенны для практического применения, поскольку, во-первых, не позволяют учесть весь комплекс критериев эффективности и ограничений; во-вторых, основываясь на ряде субъективных предпосылок, не позволяют сформировать объективно обоснованные механизмы согласования; в-третьих, допуская множество результатов, не определяют практически применимого варианта функционирования организационно-экономической системы.

1. Роль корпораций в экономике России

Среди исследователей теории корпоративного развития обозначилось два основных подхода к трактовке понятия «корпорация»: в рамках первого подхода, присущего преимущественно правовой терминологии США и ряда других стран, корпорация интерпретируется как акционерное общество или юридическое лицо, то есть выступает синонимом термина «организация»; с позиций второго подхода, развивающего первоначальное значение этого слова как объединения, корпорация рассматривается как совокупность имеющих собственные интересы юридических лиц. Наиболее адекватным представляется интерпретировать корпорацию как интегрированную структуру в виде объединения лиц (физических или юридических) в правовой форме (на основе договоров или образования юридического лица) для совместной экономической деятельности. Такая трактовка обобщает правовой и экономический аспекты этого социально-экономического феномена, допуская применение термина «корпорация» как к акционерным обществам, имеющим в своей структуре дочерние и зависимые общества, так и к финансовопромышленным группам, не оформленным в виде акционерного общества.

Экономика России на современном этапе развивается по пути интеграции хозяйствующих субъектов. Основными направлениями интеграции являются, во-первых, образование все

большего количества корпораций как организаций, зарегистрированных в форме акционерных обществ; во-вторых, концентрация производства за счет укрупнения корпораций в различных отраслях экономики. Первое направление проявляется в постепенном замедлении темпов роста количества зарегистрированных организаций, сопровождающемся стабильными, хотя и более низкими, темпами роста количества акционерных обществ. Концентрация выражается в наращивании отраслевых объемов производства товаров и услуг на фоне уменьшения числа субъектов соответствующей отрасли. В частности, в промышленности в 1995-2002 гг. концентрация промышленного производства увеличилась в 5,5 раза.

Общий анализ процессов интеграции в экономике России позволяет обозначить многоуровневую систему интеграции, в качестве уровней которой можно выделить низший, региональный уровень, являющийся основой развития интегрированных структур на современном этапе; средний, национальный уровень, в рамках которого формируются межрегиональные хозяйственные комплексы - доминанты российской экономики; высший, транснациональный уровень, обозначающий конвергенцию двух институциональных тенденций глобализации и регионализации.

Закономерным этапом интеграции авиационно-

промышленного комплекса России стал Указ Президента «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация». Правительству РФ поручено до 1 апреля 2007 года осуществить предусмотренные указом мероприятия. Предполагается, что создание ОАК завершится в конце I квартала 2007 года, а на единую акцию будут переведены ООО "Научно-производственная корпорация "Иркут" (Иркутск), ОАО "ОКБ "Компания "Сухой" (Москва), "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (Москва), "Казанское авиационное производственное объединение имени С .П. Горбунова" (КАПО, Казань, Татарстан), ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (Нижний Новгород), ОАО «Ильюшин» (Москва) и ОАО «Туполев» (Москва). После перевода на единую акцию и первичного размещения, намеченного на 2007 год,

государство сохранит за собой контрольный пакет акций холдинга.

Структура корпорации будет трехуровневой. Первый уровень - головная компания, ответственная за управление акционерным капиталом, формирование позиций на фондовом рынке, выбор проектов. Второй уровень - так называемые субхолдинги с условными названиями «Боевая авиация», «Транспортная авиация», «Гражданская авиация», «Роботы и беспилотные системы». На третьем уровне корпорации будут специализированные заводы.

Основная задача, которую должная решить ОАК - за 10 лет увеличить выпуск авиационной техники в 2,5 раза и войти в пятерку ведущих мировых игроков на этом рынке.

Дальнейшие интеграционные процессы будут направлены на развитие взаимодействий авиастроения и гражданской авиации России. Рассмотрим основные взаимодействия, сформировавшиеся в авиационно-промышленном комплексе и гражданской авиации.

Горизонтальные взаимодействия корпоративных центров реализуются в рамках договорных отношений по крупным сделкам типа продаж партий воздушных судов. Перспективы развития горизонтальных взаимодействий корпоративных центров заключаются в концентрации функции организации процесса сбыта в рамках холдинга. Это возможно в условиях наивысшего уровня интеграции авиастроения, то есть консолидации сфер разработки, производства и сбыта в рамках единой корпоративной иерархии.

Горизонтальные взаимодействия организаций, интегрированных в корпорации, реализуются при осуществлении услуг по ремонту и модернизации авиатехники и решают задачи согласования требований заказчика к продлению срока эксплуатации изделий, а также графику выполнения работ исполнителем в условиях единичных заказов.

Вертикальные взаимодействия корпоративного центра и интегрированных организаций реализуются при перераспределении эффекта между членами одной и той же корпорации и решают задачу согласования их интересов. Механизм согласования экономических интересов реализуется в форме внутри-

корпоративных контрактов и включает в себя организацию таких взаимодействий, как консолидация дохода от продажи или услуг в корпоративном центре и передача части дохода организациям - элементам корпорации.

Разработка механизмов управления межкорпоративными взаимодействиями должна осуществляться с учетом следующих особенностей этих взаимодействий:

- сетевой характер взаимодействий - обусловливает инвариантность моделей к изменению роли участника;

- открытый характер сетевой структуры приводит к необходимости разработки многомерных моделей, сохраняющих адекватность при любом количестве участников;

- наличие противоречий между интересами корпораций и центров предопределяет необходимость комплексных механизмов согласования интересов, учитывающих все практически реализуемые взаимодействия;

- необходимость обеспечения устойчивости взаимодействий требует создания действенного механизма их стимулирования, предусматривающего перераспределение эффекта.

2. Модель комплексного согласования интересов

Рассматривается система корпораций и организаций (поли-корпоративная система), включающая в себя следующие компоненты:

- взаимодействующие корпорации (подсистемы первого уровня), общее количество которых К, а соответствующей корпорации присвоен индекс к, причем индекс «0» соответствует корпоративному центру;

- взаимодействующие организации, интегрированные в корпорации (элементы второго уровня), количество которых в к-й корпорации равно Ык, а соответствующей организации присвоен индекс п.

Рассмотрим структуру поликорпоративной системы и проанализируем основные взаимодействия компонентов этой системы, предопределяющие следующие задачи управления.

1. Задача горизонтального внутрикорпоративного согласования интересов - заключается в организации горизонтальных внутрикорпоративных взаимодействий, максимизирующих критерии эффективности организаций, интегрированных в корпорацию. Область согласования охватывает потоки капитала, объемы поставок ресурсов и товаров, циркулирующие в рамках корпорации. Соответственно, параметрами управления в этом случае являются объемы внутрикорпоративного финансирования и товарооборота. В качестве критериев эффективности согласования выступают прибыли организаций, входящих в соответствующие корпорации.

2. Задача вертикального внутрикорпоративного согласования интересов - заключается в организации вертикальных внутрикорпоративных взаимодействий, максимизирующих критерии эффективности корпоративного центра и организаций, интегрированных в корпорацию. Область согласования охватывает потоки инвестиций и перераспределения прибыли в рамках корпорации. Критериями эффективности согласования являются, с одной стороны, прибыли и фонды развития, остающиеся в распоряжении организаций после выплаты дивидендов собственникам (акционерам), с другой стороны, суммы дивидендов, полученных корпоративными собственниками (акционерами).

3. Задача горизонтального межкорпоративного согласования интересов организаций - состоит в управлении горизонтальными взаимодействиями организаций, максимизирующим критерии эффективности фирм, входящих в различные корпорации. Область согласования охватывает объемы финансирования, поставок ресурсов и товаров, циркулирующие между корпорациями. В качестве критериев эффективности согласования выступают прибыли взаимодействующих корпораций, равные совокупной прибыли организаций, входящих в соответствующую корпорацию.

Непосредственную реализацию согласования горизонтальных межкорпоративных взаимодействий осуществляет метацентр, в роли которого выступают интегрированные структуры либо в виде холдинговых компаний (например, Объединенная авиастроительная корпорация), либо в виде ассоциаций разнопрофильных корпораций. Согласование горизонтальных меж-

корпоративных взаимодействий осуществляется через взаимодействия метацентра с корпоративными центрами.

3. Механизмы комплексного согласования интересов

Механизм вертикального согласования реализуется в иерархической корпоративной системе в случае, когда центры -органы управления корпораций - координируют деятельность относящихся к ним организаций - активных элементов (АЭ) - с помощью своих воздействий, а управляемые АЭ, осуществляя их реализацию, одновременно решают задачи оптимизации собственных критериев. Обосновано следующее свойство механизма вертикального согласования.

Теорема 1. Управление в иерархической корпоративной подсистеме является вертикально-согласованным тогда и только тогда, когда устанавливается равновесие Нэша [1, 2].

Механизм горизонтального согласования реализуется в неиерархической поликорпоративной системе в случае, когда межкорпоративные взаимодействия обосновываются взаимной заинтересованностью субъектов. Характеристикой эффективности взаимодействий является критерий, количественно выражающий совокупный дополнительный эффект всех АЭ от участия во взаимодействиях.

Механизм комплексного согласования реализуется в ква-зииерархической поликорпоративной системе в рамках компромисса между процессами внутрисистемных взаимодействий и схемой перераспределения экономических эффектов внутри соответствующих подсистем. Свойство комплексно согласованного равновесия в поликорпоративной системе формулируется следующим образом.

Теорема 2. Управление в квазииерархической поликорпора-тивной системе является горизонтально- и вертикальносогласованным тогда и только тогда, когда сумма потерь, понесенных каждым АЭ системы и центрами подсистем, не превышает дополнительного эффекта, полученного соответствующим АЭ [1, 3].

Реализация механизма комплексного согласования гарантирует выполнение условий вертикального согласования управле-

ния в иерархических корпоративных подсистемах и условий горизонтального согласования управления в неиерархической системе нескольких корпораций. Поэтому такой механизм обеспечивает равновесие, то есть устойчивые межкорпоративные взаимодействия.

3. Методы комплексного согласования интересов

Предложен метод выбора управления межкорпоративны-ми взаимодействиями на основе аппроксимации множества Па-рето-оптимальных управлений. Управления, принадлежащие множеству Парето, являются несравнимыми по векторному критерию. Единственность решения может быть обеспечена с помощью принципа гарантированного результата (максимина), согласно которому оптимальным считается управление из допустимого множества, которое доставляет наилучшее значение наихудшему критерию. Задачу многокритериального выбора представим в форме минимакса. Для выбора управления необходимо определить К векторов управления, обеспечивающих такие сочетания критериев, при которых значения (К - 1) критериев фиксированы, а один критерий достигает минимума. Далее определяются коэффициенты аппроксимирующей поверхности. Сочетание критериев в центре аппроксимирующей поверхности и соответствующий вектор управления представляют собой приближенное решение многокритериальной задачи.

Предложен метод выбора управления на графе Парето-оптимальных управлений. При этом многокритериальный выбор предусматривает сопоставление вершин графа по комплексному критерию, являющемуся количественной характеристикой относительной предпочтительности данного управления по сравнению с другими Парето-оптимальными управлениями. Управление является компромиссным в том смысле, что при переходе к нему от других управлений относительные приросты критериев максимально превышают относительные потери критериев.

Предложен метод структурирования взаимодействий в поликорпоративной системе с позиций комплексной оценки структурных связей на основе анализа критериев эффективности графа взаимодействий. Организационная структура корпорации

(организации) представляется в виде неориентированного графа. Общей целью оптимизации организационных структур корпораций является построение структуры максимально устойчивой, то есть с избыточностью связей, с минимальной неравномерностью связей, минимизирующей количество уровней управления, компактной, и максимально централизованной. Поэтому отдельные критерии являются противоречивыми: повышение устойчивости (избыточности и неравномерности связей) приводит к понижению компактности (экономичности) и централизации.

Организационная структура формируется с учетом ограничений на издержки обеспечения структуры, на минимально необходимое количество связей, и по связности и полноте графа.

Предложенные методы алгоритмизированы, и теоретически обосновано существование формируемых на их основе механизмов согласования межкорпоративных взаимодействий.

Методы многокритериального выбора в отличие от существующих позволяют избежать, во-первых, дифференцирования функции максимума (минимума) для выбора компромисснооптимального управления и, во-вторых, процедур численного определения максимина; в результате проблема многокритериального выбора сводится к процедуре алгебраического сравнения скалярных величин, что существенно упрощает решение.

Таким образом, решена проблема оптимизации механизмов согласования интересов при взаимодействиях, определенных выше.

Заключение

Результаты проведенных исследований [1] позволили создать эффективные модели, методы и механизмы комплексного согласования экономических интересов организаций и корпораций при межкорпоративных взаимодействиях. Их практическая реализация вносит существенный вклад в решение актуальных проблем управления взаимодействиями корпораций авиационно-промышленного комплекса и других отраслей экономики.

Литература

1. ГЕРАСЬКИН М.И. Согласование экономических интересов в корпоративных структурах. - М.: Анко. 2005.293 с.

2. ГЕРАСЬКИН М.И. Условия согласования интересов при меж-корпоративных и межрегиональных взаимодействиях // Известия СНЦ Российской академии наук. 2005, декабрь, с. 10-20.

3. ГЕРАСЬКИН М.И. Синтез согласованных механизмов меж-корпоративных и межрегиональных взаимодействий // Известия СНЦ Российской академии наук. 2005, декабрь, с. 21-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.