Научная статья на тему 'Анализ концепта «Кризис предприятия»'

Анализ концепта «Кризис предприятия» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ПРЕДПРИЯТИЯ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУЩНОСТЬ КРИЗИСА / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ECONOMIC CRISIS / CAUSES OF CRISIS / CYCLE THEORIES / EVOLUTION OF CYCLE THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черногорова К.А.

В статье исследован концепт “кризис предприятия”, с целью систематизации накопленного научного потенциала в понятийно-категориальном аппарате антикризисного управления. Проведен монографический обзор и рассмотрены причины многообразия подходов к построению дефиниции “кризис предприятия”. В работе представлен компонентный анализ наиболее часто встречающихся в экономической литературе определений “кризис”. Предложено определение “кризис предприятия”, удовлетворяющее требованиям научной строгости и синтезирующее в себе накопленный предыдущими исследователями научный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF A CRISIS OF ENTERPRISE

The article investigates the concept of a Crisis of Enterprise in order to systematize the accumulated scientific potential in the framework of categories and concepts of crisis management. The monographic review was held and the reasons for the variety of approaches to the construction of the definition of the Crisis of Enterprise were examined. The article presents a multi-level component analysis of the definitions of crisis most frequently encountered in the economic literature. As a result three basic components were identified in the first level: form of presentation of the abstract economic category Crisis of Enterprise, its essence and manifestation. In the second level the analysis identified two groups of crisis phenomena, phenomena of stability loss and controllability loss. Based on the analysis it was proposed a definition of the Crisis of Enterprise which excludes identified contradictions and satisfies the requirements of scientific rigor and synthesizes the scientific potential accumulated by previous investigations.

Текст научной работы на тему «Анализ концепта «Кризис предприятия»»

3. Кузнецова Л.В., Черненькая Л.В. Анализ зарубежных методик оценки качества деятельности вузов и возможность их адаптации к российским условиям // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XVIII Международной научно-практической конференции, 2014. - С. 184-186.

4. Мониторинг основных образовательных программ Инженерно-строительного института: в 2 ч. / Речинский А.В. и др. - «Управление качеством в политехническом университете». Вып. 35. Ч. 2. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 436 с.

5. Степанова М.М., Черненькая Л.В. Анкетирование студентов как инструмент оценки удовлетворенности потребителя качеством образования в магистратуре по направлению «Лингвистика» // Научно-технические ведомости СПбГПУ № 4(232)/2015. Серия «Гуманитарные и общественные науки». - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. -с. 175-181.

6. Alfredo Squarzoni, Juan J. Perez, Vladimir E. Mager. On-line Quality Assurance of Study Programmes: EQUASP Approach // "Engineering education": journal of the Association for Engineering education of Russia (ISSN 1810 -2883), No. 18, 2015, pp. 73-82. - Electronic resource: www.aeer.ru.

References

1. O. Krolenko, M. Petrochenko, K. Strelets, L. Chernenkaya. An update procedure of basic education programmes in St. Petersburg Polytechnic University // Applied Mechanics and Materials. Vol. 725-726. - Switzerland: Trans Tech Publications. - p. 1634-1639.

2. Vladimir E. Mager, Artem A. Saraliyskii, Andrei V. Stegantsov, Liudmila V. Chernenkaia. Information support for Quality management system of St.Petersburg State Polytechnic University // St.Petersburg State Polytechnic University Journal No. 6.1(138)/2011. "Computer Sciences. Telecommunication and Control Systems". - SPb.: Publishing of Polytechnic University, 2011. - p. 212-215.

3. Lidia V. Kuznetsova, Liudmila V. Chernenkaia. Analysis of foreign techniques for quality assessment of higher educational institutions' activities and possibility of their adaptation for Russian conditions // System analysis in design and control: collected papers of XVIII International scientific and practical conference, 2014. - p. 184-186.

4. Monitoring of principal study programmes of the Institute of Civil Engineering: in 2 parts / Alexander V. Rechinskii and others. - "Quality management at Polytechnic University". Vol. 35. Part 2. - SPb.: Publishing of Polytechnic University, 2011. - 436 p.

5. Maria M. Stepanova, Liudmila V. Chernenkaia. Questionnaire design of students as a tool for assessment of customer satisfaction on quality of education in MA course on direction "Linguistics" // St.Petersburg State Polytechnic University Journal No. 6.1(138)/2011. "Humanitarian and Social Sciences". - SPb.: Publishing of Polytechnic University, 2015. - p. 175-181.

6. Alfredo Squarzoni, Juan J. Perez, Vladimir E. Mager. On-line Quality Assurance of Study Programmes: EQUASP Approach // "Engineering education": journal of the Association for Engineering education of Russia (ISSN 1810-2883), No. 18, 2015, pp. 73-82. - Electronic resource: www.aeer.ru.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.070 Черногорова К.А.

Соискатель, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» АНАЛИЗ КОНЦЕПТА «КРИЗИС ПРЕДПРИЯТИЯ»

Аннотация

В статье исследован концепт "кризис предприятия", с целью систематизации накопленного научного потенциала в понятийно-категориальном аппарате антикризисного управления. Проведен монографический обзор и рассмотрены причины многообразия подходов к построению дефиниции "кризис предприятия". В работе представлен компонентный анализ наиболее часто встречающихся в экономической литературе определений "кризис". Предложено определение "кризис предприятия", удовлетворяющее требованиям научной строгости и синтезирующее в себе накопленный предыдущими исследователями научный потенциал.

Ключевые слова: кризис предприятия, антикризисное управление, сущность кризиса, кризисные явления.

Chernogorova K.A.

Postgraduate student, Institute of Economics and Management, Vernadsky CFU CONCEPT OF A CRISIS OF ENTERPRISE

Abstract

The article investigates the concept of a Crisis of Enterprise in order to systematize the accumulated scientific potential in the framework of categories and concepts of crisis management. The monographic review was held and the reasons for the variety of approaches to the construction of the definition of the Crisis of Enterprise were examined. The article presents a multi-level component analysis of the definitions of crisis most frequently encountered in the economic literature. As a result three basic components were identified in the first level: form of presentation of the abstract economic category Crisis of Enterprise, its essence and manifestation. In the second level the analysis identified two groups of crisis phenomena, phenomena of stability loss and controllability loss. Based on the analysis it was proposed a definition of the Crisis of Enterprise which excludes identified contradictions and satisfies the requirements of scientific rigor and synthesizes the scientific potential accumulated by previous investigations.

Keywords: economic crisis, causes of crisis, cycle theories, evolution of cycle theory.

В нашей стране антикризисное управление появилось в 90-е годы прошлого столетия, и за свою относительно не большую историю сумело пройти не простой путь в выработке концепций, адекватных запросам практики управления социально-экономическими системами в условиях кризиса. Специфическая форма общественного

148

производства, связанная с формированием частной собственности и становление рыночной экономики на постсоветском пространстве стали причиной массового банкротства отечественных предприятий. Данное обстоятельство детерминировало рост количества публикаций, посвященных антикризисной тематике, но, несмотря на значительный интерес ученных к антикризисному управлению, его формирование до сих пор продолжается. Одна из нерешенных проблем теории антикризисного управления - отсутствие общепринятого понятийно-категориального аппарата. Разрешение этой проблемы позволит не только придать верный импульс развитию аналитического инструментария, но сформировать базис современного управленческого мышления, способного отвечать требованиям новой эпохи, которая уже отчетливо обозначилась с наступлением третьего тысячелетия. Важной категорией теории антикризисного управления является понятие "кризис предприятия", поэтому представляется целесообразным проанализировать существующие подходы к его пониманию.

Анализ публикаций. Исследованием содержания понятия "кризис предприятия" занимались многие известные отечественные и зарубежные ученые, такие, как Л.А. Лигоненко [18], А.Д. Чернявский, А.Н. Поддерегин [27], С.Е. Кован [16], Э.М. Коротков [3], С.Г. Беляев, В.И. Кошкин [24] и другие.

Цель работы - провести анализ и систематизировать накопленный научный потенциал в исследовании содержания понятия "кризис предприятия".

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

провести монографический обзор наиболее часто встречающихся определений понятия "кризис предприятия";

проанализировать основные подходы к пониманию понятия "кризис предприятия" и выявить сходные компоненты в их содержании;

выполнить синтез выделенных компонентов и предложить новое определение понятия "кризис предприятия".

Изложение основного материала. В специальной научной литературе, посвященной проблемам антикризисного управления на микроуровне, нет единого, признанного всеми ученными определения понятия "кризис предприятия". Так как предприятие может быть представлено в виде открытой, сложной системы, то опираясь на общенаучный метод дедукции, можем предположить, что кризис на предприятии подчиняется тем же законам, что и в любой другой открытой, сложной системе. Отсюда следует, что он может быть определен через обострение противоречий в системе, проявляющихся в постепенной утрате устойчивости и управляемости, разрешение которых позволит системе осуществить качественно новый виток в своем развитии. Для подтверждения данной гипотезы проведем компонентный анализ наиболее часто встречающихся в экономической литературе определений понятия "кризис предприятия" (табл. 1.).

Таблица 1 — Монографический обзор понятия кризис предприятия

№ п/п Автор / источник Определение понятия

1 С.Г. Беляев, В.И. Кошкин [24] Кризис — это чрезвычайная ситуация, в результате которой возникают значительные перебои в основных подсистемах предприятия.

2 Л.А. Лигоненко [18 ] Кризис — это отображение противоречий функционирования и развития предприятия.

3 А. Бажутин [8] Кризис — это процесс, возникающий в результате обострения противоречий в системе, выводящий ее из состояния равновесия и способный привести к невозможности функционирования.

4 П. Лагадек [30] Кризис — это чрезвычайная ситуация, которая сопровождается дестабилизацией.

5 А.Н. Поддерегин [26] Кризис - фаза разбалансированности деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения.

6 Т.И. Светличная, В.Ю. Светличная [22] Кризис — это момент резкого обострения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия отдельных элементов микроэкономической системы (т.е. предприятия) между собой и внешним окружением.

7 А.П. Науменко, Т.О. Гаврилко [19] Кризис - крайнее обострение противоречий в деятельности предприятия, угрожающее его устойчивому функционированию.

8 Л.И. Абалкин [28] Кризис — глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности

9 А.Н. Асаул [5] Кризис — «больное» состояние системы, когда система не может нормально функционировать, и требуются какие-либо функциональные или качественные изменения, организационные переходы, перестроения и превращения.

10 [2], [3], [4], [10], [14], [15], [17] Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Окончание табл. 1 - Монографический обзор понятия кризис предприятия

11 А.П. Балашов [9] Экономические кризисы — это острые противоречия в экономическом состоянии организации (компании, фирмы и т. д.) 1) кризис — это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.); 2) кризис — это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации.

12 К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, А.В. Рукосуев [10] Кризис — это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

13 Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагина [7] Кризис — это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

14 Л.П. Белых [11] Кризис — это крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломный момент в процессах изменений.

15 И.А. Бланк [12] Кризис — это состояние, при котором хозяйствующий субъект не способен осуществлять обеспечение своей деятельности.

16 С.Я. Салыга [21] Кризис — это фаза разбалансированности деятельности хозяйствующего субъекта и утраченных возможностей руководства на финансовые отношения.

17 П.С. Грин [29 Кризис — это потеря контроля над ситуацией.

18 В.Н. Иванов [23] Кризис — процесс перелома, тяжелое переходное состояние. Представляет собой ослабление жизненных сил системы, ее неспособность сохранять состояние равновесия, достигать поставленных целей.

19 Ж. Женере [13] Кризис — это момент, когда основные микроэкономические показатели предприятия приобретают неблагоприятную направленность после стадии расширения: падение производства, занятости и доходов, увеличение текучести кадров.

20 И. Ансофф [1 ] Кризис — это резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние, острые проблемы с чем либо, тяжелое состояние.

21 Уткин Э.А. [25] Кризис - экономическое явление, одновременно созидающее и разрушающее, то есть формирующее предпосылки и подготавливающее условия для дальнейшего развития и освобождающее от прежней стратегии деятельности.

22 А.Д. Чернявский [27] Кризис - это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию извне или изнутри, требующему от нее качественно нового реагирования.

23 И.В. Паньшин, О.Б. Яресь [20] Кризис - это незапланированный, нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия.

Большинством авторов исследовавших понятие "кризис предприятия" фиксируется неоднозначность определения понятия кризис предприятия. Так И.В. Паньшин и О.Б. Яресь отмечают, что понятие кризис имеет много уровней и трактовок [20] и именно с этим связывают большое количество дефиниций данной категории. Эту точку зрения разделяет и Ж.А. Ахмедова, она считает, что внешнее проявление кризиса настолько разнообразно, кризис настолько многолик, что предложенные разными авторами понятия не могут отразить полное и однозначное понимание кризиса, как экономического феномена, поэтому исследователи предлагают новые варианты определения, стараясь привнести в его трактовку некоторые уточнения [6]. К.К. Кирсанов, опираясь на анализ эволюции научных представлений о кризисе, приходит к выводу, что разнообразие взглядов и подходов обусловлены острой потребность в разработке основ теории кризисов, удовлетворение которой было направлено на решение сиюминутных задач, путем разработки новых теорий. Таким образом, возникли направления исследования кризисов с точки зрения рискологии, банкротологии, антикризисного управления, инвестологии, инноватики, теории переходных процессов [15], что в свою очередь привело к плюрализму в отношении понятия кризис.

На первый взгляд, приведенные определения представляют собой разнородную группу. Понятие "кризис предприятия" ассоциируется с такими категориями как "неплатежеспособность", "глубокое расстройство", "больное" состояние", "рассогласование деятельности", "угроза", "опасность", "переломный момент" т.д. Однако предварительный анализ показал, что многообразие дефиниций понятия "кризис" содержит в себе сходные компоненты. Во-первых, в качестве основного понятийного ядра, раскрывающего сущность феномена кризис на предприятии, большинство авторов указывают на обострение противоречий в системе. Во-вторых, для описания характера изменений в деятельности предприятия указываются кризисные явления, наиболее ярко представляющие определяемую категорию.

Наличие обеих составляющих в определении раскрывает взаимосвязь между сущностью и явлениями исследуемого феномена. Отсутствие первого компонента, в явном или скрытом виде приводит к феноменологическому типу определения, в которых либо в сокращенной форме [29, 30], либо в расширенной [13], предлагается описание проявления кризиса (кризисных явлений) в деятельности предприятия. Отсутствие второго компонента приводит к механизменному типу определений, в которых с помощью дополнительных категорий представлены причинно-следственные связи, наиболее полно раскрывающие сущность исследуемого понятия.

В-третьих, для представления абстрактной экономической категории "кризис предприятия" в какой-либо понятной форме, авторами предлагаются различные дефинендумы, например, кризис определяется через: "состояние", "явление", "процесс", "перелом", "период", "фазу", "момент" и так далее. Такое разнообразие в формах представления кризиса может быть объяснено применением различных подходов в исследовании. Например, если кризисы исследуются с точки зрения циклических колебаний деятельности предприятия, то возможной формой представления будут период или фаза; применение процессного подхода к исследованию кризисов предполагает изучение кризиса как процесса; если во главу угла системной концепции ставиться диагностика кризиса, то логично представить кризис как некоторое состояние.

Представление кризиса в виде переломного момента в развитии предприятия полностью совпадает с понятием точки бифуркации в теории самоорганизации, акцент в данном случае делается на смене тенденции развития или на скачкообразном переходе системы (предприятия) в новое качество. Несмотря на принципиальную важность понятия точки бифуркации для понимания кризиса в деятельности предприятия, такой подход можно назвать "узкой" точкой зрения на кризис, так как он не включает во внимание бифуркационную зону развития - этап вхождения в кризис и этап трансформации предприятия, становления нового устойчивого периода или поглощения предприятия в хаотический режим функционирования и прекращения его хозяйственной деятельности.

Таким образом, совокупность определений понятия кризис содержит следующий набор компонентов: форма представления, явления и сущность феномена "кризис предприятия" - три составных компонента. Разложение определений на составляющие компоненты представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Компонентный анализ понятия "кризис предприятия"

Ком-по-нент Составляющие

Форма представления Чрезвычайная ситуация [24], отображение [18], процесс [8], чрезвычайная ситуация [30], фаза [26, 21], момент [22, 13], резкий перелом, период [28], «больное» состояние системы [5], состояние [12], процесс перелома, тяжелое переходное состояние [23], резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние [1], переломный этап [27], незапланированный, нежелаемый, ограниченный по времени процесс [20], переломный момент [11]

Сущность противоречия функционирования и развития предприятия [18] обострение противоречий в системе, способное привести к невозможности функционирования [8] обострение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия отдельных элементов микроэкономической системы (т.е. предприятия) между собой и внешним окружением [22] крайнее обострение противоречий в деятельности предприятия, угрожающее его устойчивому функционированию [19] обострения противоречий в процессе развития [28] требуются какие-либо функциональные или качественные изменения, организационные переходы, перестроения и превращения [5] крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде [3, 4, 10, 14, 15,17] острые противоречия в экономическом состоянии организации (компании, фирмы и т. д.) [9] крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой [10] максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности [7] крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность ликвидации [1 1] не способен осуществлять обеспечение своей деятельности [12] ослабление жизненных сил системы [13] сделать невозможным функционирование предприятия. [20]

Окончание табл. 2 - Компонентный анализ понятия "кризис предприятия"

Ком-по-нент Составляющие

Явления значительные перебои в основных подсистемах предприятия [24] выводящий ее из состояния равновесия [8] сопровождается дестабилизацией [30] разбалансированности деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения [26] рассогласование в деятельности отдельных систем организации; неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации [9] система не может нормально функционировать [5] рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем [11] разбалансированности деятельности хозяйствующего субъекта и утраченных возможностей руководства на финансовые отношения [21] потеря контроля над ситуацией [29] неспособность сохранять состояние равновесия, достигать поставленных целей [23] основные микроэкономические показатели предприятия приобретают неблагоприятную направленность после стадии расширения: падение производства, занятости и доходов, увеличение текучести кадров [13]

Последующий анализ в выделенных компонентах позволил выявить семантическую близость разных определений внутри второго и третьего компонентов (табл. 1.3). Например, в большей части приведенной выборке определений в качестве наиболее негативного варианта развития кризиса указывается прекращение деятельности предприятия как системы или как субъекта хозяйственной деятельности. Угрозу существования предприятия ученные выражают следующим образом: невозможность функционирования [8], угроза жизнестойкости в окружающей среде ([3], [10], [4], [15], [17], [14]), нарастающая опасность банкротства и ликвидации ([9], [11]), ослабление жизненных сил системы [23].

В некоторых определениях в качестве условия успешного разрешения обострившихся противоречий, указывается необходимость преобразований системы. В определении А.Д. Чернявского речь идет о качественном изменении форм реагирования [27], А.Н. Асаул говорит о потребности в каких-либо функциональных или качественных изменениях, организационных переходах, перестроениях и превращениях [5].

Перечень кризисных явлений, выделенный в третий компонент, группируется на проявления потери устойчивости и потери управляемости. Так к проявлениям потери устойчивости предприятия относятся следующие характеристики: дестабилизация [30], выход из состояния равновесия [8], разбалансированность деятельности предприятия [26], неплатежеспособность [9], рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем [11] разбалансированность деятельности хозяйствующего субъекта [21], неспособность сохранять состояние равновесия [23], основные микроэкономические показатели предприятия приобретают неблагоприятную направленность [13]. А к проявлениям потери устойчивости - значительные перебои в основных подсистемах предприятия [24], ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения [26], утраченных возможностей руководства на финансовые отношения [21], падение производства, занятости и доходов, увеличение текучести кадров [13], потеря контроля над ситуацией [29].

Для обеспечения требований научной строгости и устранения неоднородности и противоречивости, создающих определенные сложности в понимании исследуемого понятия, предлагается в качестве формы представления кризиса (первый компонент) использовать категорию "процесс". В качестве аргументов можно привести следующее:

кризис не одномоментное событие в жизни предприятия, не статическая категория, а динамическая, а значит, может быть описан как процесс, имеющий начало и конец, протекающий по определенным правилам;

определение категории "процесс", как последовательной смены явлений, состояний, событий и ситуаций, включает в себя большую часть рассмотренных ранее категорий;

представление кризиса как процесса, позволит охватить все этапы его развития, начиная с этапа зарождения до устранения последствий.

Таким образом, в результате анализа выявлено три базовых компонента, синтезируя которые можем получить следующее определение понятия "кризис предприятия".

Кризис предприятия - это процесс обострения противоречий, порождаемый специфической формой взаимодействия между элементами системы или между системой и внешней средой, характеризующийся потерей устойчивости и управляемости, разрешением которых может быть преобразование системы или ее гибель.

Предлагаемый подход к определению понятия "кризис предприятия" позволяет связать сущность и явления исследуемого феномена и создает предпосылки для разработки практического инструментария, направленного на предупреждение кризисных явлений.

Выводы. В результате проведенного исследования установлено, что одной из причин, препятствующей развитию теории и практики антикризисного управления, является несовершенство понятийно-категориального аппарата. Наличие большого количества разночтений в отношении базовых категорий теории, таких как кризис предприятия, приводит к неточности диагностики, размытости механизмов предупреждения и преодоления кризисных явлений в деятельности предприятия.

Для решения выявленной проблемы было проанализировано большое количество разработок, посвященных исследованию кризисов на предприятиях, в результате которого были выбраны более двух десятков определений

понятия "кризис предприятия". Дальнейшее исследование было направлено на поиск общих компонентов, позволяющих систематизировать исходный семантический массив. Предлагаемый подход к работе над монографическими данными, позволил сформировать многоуровневую семантическую структуру, послужившую основой для нового определения, исключающего некоторые противоречия в исходном множестве и синтезируя в себе ранее накопленный научный потенциал

Литература

1. Ансофф И. [Ansoff I] Стратегическое управление / Пер. с англ. под ред. Евенко Л.И. - М.: Экономика, 1989. -519 с.

2. Антикризисное управление: текст лекций / сост. М. В. Каймакова. - Ульяновск: Изд-во Ул. гос. тех. Ун-та, 2009. - 240 с.

3. Антикризисное управление: учебник / под ред. проф. Э.М. Короткова - 2-е изд., доп и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 620 с.

4. Антикризисное управление: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, Д.Н. Левин, Д.В. Сенаторов, А.В. Чернецов. -Пенза: Изд-во Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2006. -206 с.

5. Асаул А.Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса / А.Н. Асаул, И.П. Князь, Ю.В. Коротаева. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2007. - 224 с.

6. Ахмедова Ж.А. Понятие и причины аграрных кризисов // Экономические науки. - 2011. -№3 (76). - С.226-229

7. Бабушкина Е.А. Антикризисное управление: конспект лекций. / Бабушкина Е.А., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л.С - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

8. Бажутин А.С. Концептуальные и методологические основы определения понятия кризиса // Вестник удмуртского университета. - 2008. - Вып.2. - С. 5-17

9. Балашов А.П. Антикризисное управление: учебное пособие. - Новосибирск: ГУП РПО СО РАСХН, 2004. -176 с.

10. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие. / Балдин К.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А.В. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. - 316 с.

11. Белых Л.П. Реструктуризация предприятия: учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 399 с.

12. Бланк И.А. Управление финансовыми рисками. - Киев: Ника-Центр, 2005. - 600 с.

13. Женере Ж. [J. Genereux] Введение в экономику. - М.: Анор, 1995. - 192 с.

14. Иванюта С.М. Антикризисное управление: учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 189 с.

15. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская. - М.: КНОРУС, 2009. - 160 с.

16. Кирсанов К.К. Теория кризисов как методологическая база экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОЗНАНИЕ». - 2011. - №2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gosuprav.ru/PDF/09OGP211.pdf (дата обращения 18.03.2016).

17. Ларионова О.А. Основы антикризисного управления: учебное пособие. - М.: ГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа , 2007. - 203 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Лигоненко Л. О. Антикризисное упавление предприятием: учебник. - Киев.: Вид-во Киев. нац. торг.-экон. унт, 2005. - 824 с.

19. Науменко А. П. Антикризове управлння шдприемством / А.П. Науменко, Т. О. Гаврилко // Проблеми тдвищення ефективносп шфраструктури: зб. наук. пр.: — Кшв: Вид-во нац. ав. ун-ту, 2010. - Вип. 25 - С. 48-54

20. Паньшин И. В. Антикризисное управление : учеб. пособие / И. В. Паньшин, О. Б. Яресь ; Владим. гос. ун -т. -Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. - 92 с.

21. Салыга С.Я. Отдельные проблемы антикризисного управления предприятиями / Салыга С.Я., Орехов С.А., Медведев С.Ю. - М.: Диалог-МГУ, 2000. - 149 с.

22. Светличная Т.И. , Светличная В.Ю. Антикризисное управление предприятиями строительного комплекса Украины: поиск путей выхода из кризиса. // Научно-технический сборник. - 2004. -С. 143-148

23. Теория управления: социально - технологический подход. Энцикл. Словарь /под ред. Иванова В.Н., Патрушева В.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Муниципальный мир, 2004. -672 с.

24. Теория и практика антикризисного управления: учебник для студ. экон. спец. вузов / Базаров Г.З., Беляев С.Г., Белых Л.П., Букреев В.В., Вовченко О.М.; [под. ред.. С.Г. Беляев, В.И. Кошкин]. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. -469 с.

25. Уткин Э.А. Антикризисное управление. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", ЭКМОС, 1997. -162 с.

26. Фшансовий менеджмент: Навч.-метод. поабник для самост. вивч. диск. / А. М. Поддерьопн, Л. Д. Буряк, Н. Ю. Калач та ш. - Киев.: Вид-во Кшв. нац. екон. ун-ту, 2001. - 294 с.

27. Чернявский А.Д. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. - М.: Бек, 2002. - 544 с.

28. Экономическая энциклопедия. / под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Экономика, 1999. - 1055 с

29. Green P.S. Winning PR tactics. Effective techniques to boost your sales. - London.: Pitman, 1994. -185 p.

30. Lagadec, P.,Un nouveau champ de responsabilité' pour les dirigeant // Revue Française de Gestion. -1996. Vol. 108, - Р. 100-109.

References

1. Ansoff I. [Ansoff I] Strategicheskoe upravlenie / Per. s angl. pod red. Evenko L.I. - M.: Jekonomika, 1989. -519 s.

2. Antikrizisnoe upravlenie: tekst lekcij / sost. M. V. Kajmakova. - Ul'janovsk: Izd-vo Ul. gos. teh. Un-ta, 2009. -240 s.

3. Antikrizisnoe upravlenie: uchebnik / pod red. prof. Je.M. Korotkova - 2-e izd., dop i pererab. - M.: INFRA-M, 2005. - 620 s.

4. Antikrizisnoe upravlenie: ucheb. posobie / V.D. Dorofeev, D.N. Levin, D.V. Senatorov, A.V. Chernecov. - Penza: Izd-vo Penzenskogo instituta jekonomicheskogo razvitija i antikrizisnogo upravlenija, 2006. -206 s.

5. Asaul A.N. Teorija i praktika prinjatija reshenij po vyhodu organizacij iz krizisa / A.N. Asaul, I.P. Knjaz', Ju.V. Korotaeva. - SPb: ANO «IPJeV», 2007. - 224 s.

6. Ahmedova Zh.A. Ponjatie i prichiny agrarnyh krizisov // Jekonomicheskie nauki. - 2011. -№3 (76). - S. 226-229

7. Babushkina E.A. Antikrizisnoe upravlenie: konspekt lekcij. / Babushkina E.A., Birjukova O.Ju., Vereshhagina L.S -M.: Jeksmo, 2008. - 160 s.

8. Bazhutin A.S. Konceptual'nye i metodologicheskie osnovy opredelenija ponjatija krizisa // Vestnik udmurtskogo universiteta. - 2008. - Vyp.2. - S. 5-17

9. Balashov A.P. Antikrizisnoe upravlenie: uchebnoe posobie. - Novosibirsk: GUP RPO SO RASHN, 2004. - 176 s.

10. Baldin K.V. Antikrizisnoe upravlenie: makro- i mikrouroven': uchebnoe posobie. / Baldin K.V., Bystrov O.F., Rukosuev A.V. - M.: Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K°», 2005. - 316 s.

11. Belyh L.P. Restrukturizacija predprijatija: uchebnoe posobie dlja VUZov. - M.: JuNITI-DANA, 2001. - 399 s.

12. Blank I.A. Upravlenie finansovymi riskami. - Kiev: Nika-Centr, 2005. - 600 s.

13. Zhenere Zh. [J. Genereux] Vvedenie v jekonomiku. - M.: Anor, 1995. - 192 s.

14. Ivanjuta S.M. Antikrizisnoe upravlenie: uchebnoe posobie. - M.: ID FBK-PRESS, 2002. - 189 s.

15. Kovan S.E. Teorija antikrizisnogo upravlenija predprijatiem: uchebnoe posobie / S.E. Kovan, L.P. Mokrova, A.N. Rjahovskaja. - M.: KNORUS, 2009. - 160 s.

16. Kirsanov K.K. Teorija krizisov kak metodologicheskaja baza jekonomicheskoj bezopasnosti // Internet-zhurnal «NAUKOZNANIE». - 2011. - №2. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://gosuprav.ru/PDF/09OGP211.pdf (data obrashhenija 18.03.2016).

17. Larionova O.A. Osnovy antikrizisnogo upravlenija: uchebnoe posobie. - M.: GUP Izdatel'stvo «Neft' i gaz» RGU nefti i gaza , 2007. - 203 s.

18. Ligonenko L. O. Antikrizisnoe upavlenie predprijatiem: uchebnik. - Kiev.: Vid-vo Kiev. nac. torg.-jekon. un-t, 2005. - 824 s.

19. Naumenko A. P. Antikrizove upravlnnja pidpriemstvom / A.P. Naumenko, T. O. Gavrilko // Problemi pidvishhennja efektivnosti infrastrukturi: zb. nauk. pr.: — Kiiv: Vid-vo nac. av. un-tu, 2010. - Vip. 25 - S. 48-54

20. Pan'shin I. V. Antikrizisnoe upravlenie : ucheb. posobie / I. V. Pan'shin, O. B. Jares' ; Vladim. gos. un-t. - Vladimir : Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 2008. - 92 s.

21. Salyga S.Ja. Otdel'nye problemy antikrizisnogo upravlenija predprijatijami / Salyga S.Ja., Orehov S.A., Medvedev S.Ju. - M.: Dialog-MGU, 2000. - 149 s.

22. Svetlichnaja T.I. , Svetlichnaja V.Ju. Antikrizisnoe upravlenie predprijatijami stroitel'nogo kompleksa Ukrainy: poisk putej vyhoda iz krizisa. // Nauchno-tehnicheskij sbornik. - 2004. -S. 143-148

23. Teorija upravlenija: social'no - tehnologicheskij podhod. Jencikl. Slovar' /pod red. Ivanova V.N., Patrusheva V.I. 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Municipal'nyj mir, 2004. -672 s.

24. Teorija i praktika antikrizisnogo upravlenija: uchebnik dlja stud. jekon. spec. vuzov / Bazarov G.Z., Beljaev S.G., Belyh L.P., Bukreev V.V., Vovchenko O.M.; [pod. red.. S.G. Beljaev, V.I. Koshkin]. - M.: Zakon i pravo, JuNITI, 1996. -469 s.

25. Utkin Je.A. Antikrizisnoe upravlenie. - M.: Associacija avtorov i izdatelej "Tandem", JeKMOS, 1997. - 162 s.

26. Finansovij menedzhment: Navch.-metod. posibnik dlja samost. vivch. disk. / A. M. Podder'ogin, L. D. Burjak, N. Ju. Kalach ta in. - Kiev.: Vid-vo Kiiv. nac. ekon. un-tu, 2001. - 294 s.

27. Chernjavskij A.D. Antikrizisnoe upravlenie: teorija, praktika, infrastruktura. - M.: Bek, 2002. - 544 s.

28. Jekonomicheskaja jenciklopedija. / pod red. L.I. Abalkina. - M.: Jekonomika, 1999. - 1055 s

29. Green P.S. Winning PR tactics. Effective techniques to boost your sales. - London.: Pitman, 1994. -185 p.

30. Lagadec, P.,Un nouveau champ de responsabilite' pour les dirigeant // Revue Francaise de Gestion. -1996. Vol. 108, - R. 100-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.