70
Экономические науки
УДК 339.137.22
анализ конкурентоспособности предприятия в условиях рынка
Бакаева З. Р., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерский учет, анализ и аудит, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова», г. Нальчик
E-mail: [email protected]
Курманова К. Х, магистрант 2-го года обучения Института экономики, программа подготовки «Учет, анализ и аудит»,
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова», г. Нальчик
В современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. В данной статье анализируются основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
Ключевые слова: конкуренция, конкуренты, рынок, конкурентоспособность.
THE ANALYSIS OF COMpETITIVENESS OF THE ENTERpRISE IN THE CONDITIONS OF THE MARKET
Bakayeva Z. R., сandidate of economic sciences, associate professor, chair accounting, analysis and audit,
FSBEI HE «The Kabardino-Balkarian state agricultural university of V. M. Kokov», city of Nalchik E-mail:[email protected]
Kurmanova К. Н., undergraduate of the 2nd year of training of institute of economy, program of preparation «Account, analysis and audit»,
FSBEI HE «The Kabardino-Balkarian state agricultural university of V. M. Kokov», city of Nalchik
In modern economy increase of competitiveness for fixing of its positions in the market for receiving the maximum profit becomes the main direction of financial and economic and production and marketing strategy of each enterprise. In this article the major factors influencing competitiveness of the enterprise are analyzed.
Key words: competition, competitors, market, competitiveness.
Конкуренция является неотъемлемой частью механизма функционирования рыночной экономики. Еще А. Смит определял конкуренцию как «невидимую руку», обеспечивающую функционирование рыночного механизма ценообразования и регулирующую пропорции общественного производства. Именно в ходе конкуренции происходит «естественный отбор» наиболее эффективных субъектов рыночных отношений.
Основной характеристикой хозяйствующего субъекта с точки зрения конкурентной борьбы является его конкурентоспособность. Указанная категория определяет в конечном итоге жизнеспособность предприятия, результаты его деятельности в условиях конкуренции.
Исходя из этого, в условиях рыночной экономики для любого хозяйствующего субъекта крайне актуальной является проблема повышения и поддержания его конкурентоспособности. Особую
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ! ВУОЮВИЯХС рынка
71
значимость отмеченная проблема приобретает для современных экономических условий Российской Федерации, когда значительное усиление конкуренции как со стороны иностранных, так и отечественных хозяйствующих субъектов поставило на грань банкротства множество российских предприятий, а подчас - и целых отраслей экономики
Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, посколькутолько на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения его конкурентоспособности.
Таким образом, решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятия невозможно без решения проблемы оценки и анализа указанной экономической категории.
Отмеченной выше проблематике посвящены работы множества отечественных и иностранных экономистов. В частности, следует выделить таких отечественных ученых, как Ю. П. Анискин, М. И. Бухалков, В. Н. Васильев, Г. А. Краюхин, В. Н. Родионова, П. В. Забелин, А. Ю. Юданов, Н. И. Третников, И. И. Пичурин. Среди иностранных экономистов отметим работы И. Ансоффа, М. Портера, П. Сраффы, А. Томпсона, Й. Шумпетера.
В то же время, несмотря на значительное количество работ, посвященных конкурентоспособности предприятия, в настоящее время не существует целостной теории конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Не существует даже общепринятого определения самой категории конкурентоспособности предприятия. Как следствие - отсутствие единой и универсальной методики оценки, анализа и выявления резервов повышения конкурентоспособности участников рыночных отношений.
Предметом исследования являются научно-методологические и методические аспекты про-
блемы оценки, анализа и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятия.
Сущность конкуренции, как экономического явления, определяющего деятельность конкретных хозяйствующих субъектов на рынке, наиболее полно отражает поведенческий подход, в соответствии с которым конкуренция может быть определена как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. В рамках выбранного подхода сущность его может быть представлена в виде концепции пяти сил конкуренции, в соответствии с которой детерминантами, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции, являются: угроза вторжения новых конкурентов; угроза появления продуктов -заменителей; экономический потенциал поставщиков; экономический потенциал покупателей; соперничество среди существующих конкурентов.
Дадим краткую характеристику каждому из них
Угроза вторжения новых конкурентов. Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в плане вторжения. Существует шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Компании, относящиеся к этой категории, сдерживают вторжение претендентов, вынуждая их либо входить в отрасль в большом масштабе производства, либо заранее согласиться с завышенными издержками (и, соответственно, с низкой прибыльностью).
Экономия, обусловленная ростом масштабов в производстве, исследовании, маркетинге и сфере услуг, является, вероятно, основным барьером для входа в отрасль универсальных вычислительных машин, в чем нас убеждают печальные примеры компаний Xerox и GE (General Electric). Экономия за счет роста производства может служить ба-
72
3. Р. БАКАЕВА, К. X КУРМАНОВА
рьером для проникновения и в таких отраслях, как дистрибьюторство и финансы, и во многих других направлениях бизнеса.
Дифференциация продукта. Отождествление потребителем товарной марки с Производителем также является серьезной преградой для вторжения, поскольку новым компаниям необходимо преодолеть приверженность потребителей к существующим маркам. Реклама, обслуживание уже устоявшихся в отрасли групп потребителей, а также отличия в товарах - являются факторами, обусловливающими отождествление товарной марки. Это, возможно, наиболее важный барьер входа в отрасли безалкогольных напитков, патентованных медицинских препаратов, косметики, банковских капиталовложений и независимой ревизорской деятельности. Для возведения высоких преград в своем бизнесе производители пива достигли отождествления товарной марки у потребителя с экономией за счет роста производства, с движением товаров от производства к потреблению, а также маркетингом.
Потребность в капитале. Чем больше величина необходимых инвестиций для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желающих проникнуть на этот рынок, особенно если эти инвестиции связаны с невозвратными затратами, такими как предварительная реклама или научно-исследовательская работа. капитал необходим не только на средства производства, но и на кредитование потребителей, создание материально-производственных запасов и компенсацию утерь, связанных с организацией нового предприятия. В то время как крупнейшие корпорации располагают финансовыми ресурсами для вторжения в любую отрасль, необходимость огромных капиталовложений в определенных областях, таких как компьютерная индустрия и добыча полезных ископаемых, ограничивает количество потенциальных претендентов.
Более высокие издержки. Компании, занимающие прочные позиции, могут иметь преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства. Эти преимущества могут быть основаны на так называемой кривой обучения (learning curve -кривая приобретения навыка или квалификации) (и ее старшей «сестре» - кривой опыта (experience curve), использовании передовых технологий, доступе к лучшим источникам сырья, активах, приобретенных по доинфляционным ценам, государственных субсидиях или выгодном место-
положении. В некоторых случаях ценовые преимущества объективно обусловлены, поскольку защищены патентом. (Фактор наличия опыта рассмотрен в разделе «Кривая опыта как препятствие для вторжения»).
Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты, безусловно, должны позаботиться о надежных каналах распределения своих товаров или услуг. Новые продукты питания, например, могут вытеснить с полок супермаркетов существующие продукты за счет более низкой цены, продуманной политики продвижения, усилий, направленных на повышение продаж, и применения других способов. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль. Иногда эти препятствия настолько серьезны, что новые участники вынуждены создавать собственные каналы распределения, как это сделала компания "Птех в отрасли производства наручных часов в 50-е годы.
Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже вовсе исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья. Наглядными примерами в этом отношении могут служить такие регулируемые отрасли, как розничная торговля спиртными напитками и перевозки на грузовиках и суднах; более тонкие ограничения действуют в угольной промышленности. Правительство может создавать барьеры с помощью таких механизмов, как контроль за стандартами загрязнения воды и воздуха и других норм безопасности. Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль Весьма обоснованными опасениями могут служить как заведомо враждебное отношение конкурентов, занимающих привилегированное положение в отрасли так и следующие мотивы
Угроза появления продуктов - заменителей. Конкурентное давление со стороны предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители: установление «потолка» цен, формируемого доступным и имеющим конкурентоспособную цену товаром-заменителем; простота и относительная дешевизна переключения потребителя на замещающую продукцию. Чем ниже стоимость товара-заменителя, выше его качество и потребительские свойства, а также ниже стоимость переключения, тем сильнее конкурентное давление
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
73
со стороны предприятий, входящих в рынок с замещающим товаром.
Экономический потенциал поставщиков.
Влияние поставщиков на конкуренцию сильное в случае, когда изделия поставщиков составляют значительную часть стоимости продукции, являются важнейшей частью производственного процесса, определяют качество продукции; предприятию сложно переключиться на другого поставщика; изделия поставщиков имеют более низкую цену, чем при организации их производства на предприятии-покупателе (эффект масштаба). Слабое влияние поставщиков на конкуренцию тогда, когда поставщик осуществляет поставку стандартизированной продукции; имеются товары-заменители, переключение на которые несложно и дешево; потребитель (отрасль) является главным покупателем продукции поставщика.
Экономический потенциал покупателей.
Влияние покупателей (потребителей) на конкуренцию зависит от объемов закупок ими продукции отрасли и стоимости переключения на продукцию конкурентов или замещающую продукцию.
Соперничество среди существующих конкурентов.
Интенсивность конкуренции усиливается: по мере роста числа конкурентов и выравнивания их размеров и возможностей; в случае замедления роста или снижения спроса на продукцию; когда конкуренты снижают цены, находят эффективные
пути снижения себестоимости, или вводят специальные скидки, иные стимулирующие сбыт меры; когда затраты потребителя на переключение с одного поставщика на другого минимальны; когда конкуренты предпринимают меры по увеличению своей рыночной доли; когда затраты на выход из отрасли (уход с рынка) высоки и выше затрат на то, чтобы остаться и конкурировать; когда в конкурентную борьбу в отрасли вмешиваются предприятия других отраслей, имеющие высокие инвестиционные возможности по приобретению работающих в отрасли предприятий и превращению их в основных конкурентов.
В результате анализа концепции пяти сил установлено, что в условиях конкуренции на предприятие оказывают воздействие сразу же несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя конкурентную среду его деятельности. Каждая из упомянутых групп, в свою очередь, состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия.
Конкурентоспособность предприятия есть комплексное понятие, представляющее собой сложную систему факторов, и не определяется каким-либо одним или даже несколькими параметрами, а представляет собой систему множества факторов, уникальных в каждой конкретной ситуации. В ряде случаев тот или иной фактор может иметь решающее значение, однако таковым оно является только при данном сочетании всех прочих факторов и параметров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Караева Ф. Е. Конкурентоспособность промышленного кластера-экономическая и управленческая категория // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11. С. 871-874.
2. Караева Ф. Е. Информационный механизм обеспечения кластерной конкурентоспособности // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. С. 73-77.
3. Шокумова Р. Е., Дымова М. А. Функционирование предприятий и организаций Кабардино-Балкарской Республики в рыночных условиях // «Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты». Сборник научных трудов по итогам IX Международной научно-практической конференции с международным участием. Нальчик: Кабардино-Балкарский ГАУ им. В. М. Кокова, 2016. - 495 с.
4. Шокумова Р. Е. Роль инноваций и инвестиций в развитии агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики // «Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты». Сборник научных трудов по итогам IX Международной научно-практической конференции с международным участием. Нальчик: Кабардино-Балкарский ГАУ им. В. М. Кокова, 2016. - 495 с.