Научная статья на тему 'Анализ конкурентоспособности компании-разработчика программного обеспечения'

Анализ конкурентоспособности компании-разработчика программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1946
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / УГРОЗЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / СИЛЫ / СЛАБОСТИ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / CRITERIA / EVALUATION / ANALYSIS / THREATS / OPPORTUNITIES / STRENGTHS / WEAKNESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недоспасова Ольга Павловна, Зонов Александр Валерьевич

Актуальность исследования связана с тем, что сфера информационных технологий является высокотехнологичной и быстроразвивающейся. Для поддержания и повышения конкурентоспособности компании, работающей в данной сфере, необходимо выявление ее сильных и слабых сторон, оценка сил и слабостей конкурентов. В силу глобальности рынка программного обеспечения актуальность и значимость решения этих задач значительно возрастает. Цель работы: анализ конкурентоспособности компании Betsoft, выявление ее конкурентных преимуществ перед прямыми конкурентами (отечественными и зарубежными), а также разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности компании. Методы исследования: анализ литературы, сравнение, теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция, классификация и аналогия, SWOT-анализ. Результаты: проведен сравнительный анализ прямых отечественных и зарубежных конкурентов для российской компании-разработчика программного обеспечения. На основе экспертных оценок определены наиболее важные для рассматриваемой предметной области факторы конкурентоспособности, проведена их количественная и качественная оценка для каждой из анализируемых компаний. По совокупности оценок различных факторов конкурентоспособности сформированы многоугольники конкурентоспособности для каждой компании. По результатам SWOT-анализа сформированы матрицы угроз и возможностей анализируемой компании, предложены варианты действий по использованию сил и преодолению слабостей компании с учетом позитивных и негативных факторов внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Недоспасова Ольга Павловна, Зонов Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the study is related to the fact that the field of information technology is high-tech and fast growing. To maintain and enhance the competitiveness of companies operating in this area one might need to identify its strengths and weaknesses, to assess the strengths and weaknesses of competitors. Due to globalization on the software market the solutions of the problems have their own specific features. Objective: to analyze the competitiveness of the company Betsoft, to identify its competitive advantages to international and closest competitors, as well as to develop the recommendations to improve the competitiveness of the company. Methods: literature analysis, comparison, theoretical analysis and synthesis, abstraction, induction, classification and analogy, SWOT-analysis. Results. The authors conducted a comparative analysis of the immediate and the international competition for domestic companies-software developer. We identified and justified the most important factors of competitiveness for the subject area, held their quantitative and qualitative assessment for each of the analyzed companies. Having combined qualitative and quantitative assessments of the various factors of competitiveness, we formed special diagrams for each company. On the basis of SWOT-analysis, we also formed the matrix of the threats and opportunities of the analyzed company, offered options for each of the identified areas.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентоспособности компании-разработчика программного обеспечения»

УДК 338.001.36

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ-РАЗРАБОТЧИКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ COMPETITIVENESS ANALYSIS FOR THE SOFTWARE DEVELOPER COMPANY

О.П. Недоспасова, А.В. Зонов O.P. Nedospasova, A.V. Zonov

Томский политехнический университет», Россия Ядерный университет «МИФИ», Россия Tomsk Polytechnic University, Russia Nuclear University "MEPhI", Russia E-mail: [email protected]

Актуальность исследования связана с тем, что сфера информационных технологий является высокотехнологичной и быстроразвивающейся. Для поддержания и повышения конкурентоспособности компании, работающей в данной сфере, необходимо выявление ее сильных и слабых сторон, оценка сил и слабостей конкурентов. В силу глобальности рынка программного обеспечения актуальность и значимость решения этих задач значительно возрастает. Цель работы: анализ конкурентоспособности компании Betsoft, выявление ее конкурентных преимуществ перед прямыми конкурентами (отечественными и зарубежными), а также разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности компании. Методы исследования: анализ литературы, сравнение, теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция, классификация и аналогия, SWOT-анализ. Результаты: проведен сравнительный анализ прямых отечественных и зарубежных конкурентов для российской компании-разработчика программного обеспечения. На основе экспертных оценок определены наиболее важные для рассматриваемой предметной области факторы конкурентоспособности, проведена их количественная и качественная оценка для каждой из анализируемых компаний. По совокупности оценок различных факторов конкурентоспособности сформированы многоугольники конкурентоспособности для каждой компании. По результатам SWOT-анализа сформированы матрицы угроз и возможностей анализируемой компании, предложены варианты действий по использованию сил и преодолению слабостей компании с учетом позитивных и негативных факторов внешней среды.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, критерии, оценка, анализ, угрозы, возможности, силы, слабости.

The relevance of the study is related to the fact that the field of information technology is high-tech and fast growing. To maintain and enhance the competitiveness of companies operating in this area one might need to identify its strengths and weaknesses, to assess the strengths and weaknesses of competitors. Due to globalization on the software market the solutions of the problems have their own specific features. Objective: to analyze the competitiveness of the company Betsoft, to identify its competitive advantages to international and closest competitors, as well as to develop the recommendations to improve the competitiveness of the company. Methods: literature analysis, comparison, theoretical analysis and synthesis, abstraction, induction, classification and analogy, SWOT-analysis. Results. The authors conducted a comparative analysis of the immediate and the international competition for domestic companies-software developer. We identified and justified the most important factors of competitiveness for the subject area, held their quantitative and qualitative assessment for each of the analyzed companies. Having combined qualitative and quantitative assessments of the various factors of competitiveness, we formed special diagrams for each company. On the

Недоспасова Ольга Павловна,

доктор экономических

наук, доцент кафедры

экономики Института

социально-гуманитарных

технологий Национального

исследовательского

Томского политехнического

университета,

Россия, 634050, г. Томск,

пр. Ленина, 30.

E-mail: [email protected]

Зонов

Александр Валерьевич,

студент Северского

технологического

института - филиала

Национального

исследовательского

ядерного университета

«МИФИ»,

Россия, 636037, г. Северск Томской области, пр. Коммунистический, 65. E-mail: [email protected]

basis of SWOT-analysis, we also formed the matrix of the threats and opportunities of the analyzed company, offered options for each of the identified areas.

Key words: competition, competitiveness, criteria, evaluation, analysis, threats, opportunities, strengths, weaknesses.

Как известно, конкуренция - это неотъемлемый атрибут рынка, который не только обеспечивает борьбу и противостояние различных компаний, но и стимулирует рынок к развитию, способствует увеличению количества и качества производимых товаров и услуг [1, 2]. На современном рынке конкуренция принимает различные виды и формы. Их общая классификация представлена на рис. 1.

Виды

По методам осуществления

Ценовая

Неценовая

По отраслевой принадлежности

Внутриотраслевая

Межотраслевая

По степени свободы

Совершенная

Несовершенная

Рис. 1. Основные виды конкуренции

В данной статье наибольшее внимание уделено внутриотраслевой конкуренции, которая представляет собой соперничество между производителями одного и того же вида товара или услуги [3, 4]. Целью данной конкуренции является способность производить продукт с лучшими для потребителя свойствами и параметрами, а лидерами рынка, как правило, становятся те компании, которые применяют различные инновации. Конкурентоспособность (понимаемая как способность компаний успешно конкурировать и достигать значимых преимуществ в рыночном соперничестве) зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют деятельность компании. К таким факторам в частности относятся применяемые технологии, действующая система закупок, производства, управления, сбыта и ценообразования, достигнутый уровень качества и сервиса для потребителей [5, 6]. Анализ конкурентоспособности компании принято начинать с оценочных процедур, наиболее важными из которых являются:

• определение конкурентов;

• сбор информации о конкурентах;

• формирование системы критериев конкурентоспособности и оценочных показателей;

• обработка информации и получение общей оценки конкурентоспособности [7, 8].

По результатам анализа показателей, фигурирующих в оценке, выявляются конкурентные преимущества и недостатки исследуемой компании, затем разрабатываются рекомендации по улучшению конкурентоспособности. В современной специальной литературе описан большой спектр методов, рекомендуемых к применению при анализе конкурентоспособности компании [9, 10]. Из них наиболее обоснованными и востребованными на практике в настоящее время являются:

• матричные;

• сравнительные оценки товаров/услуг;

• построение многоугольника конкурентоспособности;

• SWOT-анализ;

• экспертные оценки;

• оценка показателей и критериев конкурентоспособности;

• комплексные методы [11, 12].

Для анализа конкурентоспособности отечественной компании - разработчика программного обеспечения Betsoft - были применены ключевые и наиболее ценные элементы большинства из них. Важно отметить, что исследуемая компания является международным разработчиком программного обеспечения для глобального рынка игорных приложений жанра азартных игр. Компания не нарушает российских законов, она не создает наземных или виртуальных игорных заведений ни в РФ, ни за рубежом. Основное направление деятельности компании - создание игр вида игровых автоматов по заказу для одной из английских компаний. Игры, создаваемые компанией Betsoft, отличаются большим количеством качественных объектов, в т. ч. с эффектом 3D, что является одним из важнейших конкурентных преимуществ разработчика. На его достижение в рамках конкретных проектов и программных продуктов (ПП) в компании работают не только программисты, но и сценаристы, математики, художники, дизайнеры, звукорежиссеры и переводчики.

Для оценки конкурентоспособности компании Betsoft был выделен ряд прямых конкурентов (предлагающих одинаковый товар одним и тем же потребителям [13]), среди которых в отдельные группы были выделены отечественные и международные конкуренты. К прямым конкурентам из России для компании Betsoft были отнесены GloboTech, А^аР1ау и Igrosoft. К прямым международным конкурентам - Microgaming, Р1ау;еЛ и №Шп1 Основываясь на результатах масштабных экспертных оценок, доступных ко времени проведения данного исследования [14-16], был сформирован перечень наиболее значимых для данной сферы бизнеса качественных критериев конкурентоспособности (табл. 1).

Таблица 1. Общая характеристика основных критериев конкурентоспособности компаний-разработчиков программного обеспечения

Критерии Описание

Локализация Количество языков, на которые переводятся 1111

3Б-графика Использование технологии 3Б для создания в ходе игры зрелищной и реалистичной графики

Лицензирование Наличие проверок программного обеспечения у известных и независимых компаний - лицензиатов (как гарантия честности компании)

Количество игр Общее количество разработанных компанией игр

Количество видов игр Разновидности игр (покер, рулетка, игровые автоматы и т. д.)

Периодичность выпуска игр Количество новых игр, разрабатываемых компанией каждый месяц

Введение инноваций Характеристика способности компании разрабатывать принципиально новые продукты или вводить в них новые возможности (например, новые бонусы в играх)

Поддержка ПК В игры можно играть на персональном компьютере

Поддержка мобильных устройств В игры можно играть на мобильных телефонах

Наличие прогрессивного джекпота Прогрессивный джекпот состоит из фиксированной и накапливаемой части. Накапливаемая часть формируется из отчислений всех игроков в том или ином казино. Критерий используется для оценки способности разработчика игр поддерживать такую возможность

Разработка готовых казино Компания предлагает готовое казино, которое содержит сайт, систему управления казино и набор игр на выбор клиента. Данная услуга позволяет клиенту (с учетом особенностей национального законодательства) открыть свой бизнес в данном направлении

Сотрудничество с казино Количество интернет-казино, в которых представляется программный продукт данной компании

Окончание табл. 1

Критерии Описание

Копии игр из игровых автоматов Компания разрабатывает электронные копии некогда популярных настоящих игровых автоматов, которые раньше были распространены в игровых залах

Постоянная поддержка Компания поддерживает свои продукты, на основании обращений клиентов вовремя и оперативно устраняет неполадки и вносит необходимые обновления

«Живые» дилеры Наличие видеоигр с прямой трансляцией дилеров, игра происходит в реальном времени, видны все действия дилеров

Развитие компании Предпринимает ли компания действия к своему развитию, разрабатывает ли новые продукты

Пробный режим игры Можно ли играть в игры в пробном режиме на виртуальные деньги, не рискуя собственными

Далее было проанализировано наличие (или отсутствие) каждого из представленных в табл. 1 качественных критериев конкурентоспособности для всех анализируемых компаний. Отметим, что наличие каждого из критериев оценивалось в 1 балл в пользу той или иной компании.

На следующем этапе анализа исследовались количественные критерии конкурентоспособности, отражающие специфику деятельности компаний-разработчиков программного обеспечения. На основе экспертных оценок к ним были отнесены [17, 18]:

• локализация (количество применяемых языков программирования);

• общее количество разработанных игр;

• количество видов игр;

• количество новых игр в месяц;

• количество казино, с которыми у компании налажено сотрудничество.

Позиции той или иной компании по каждому из перечисленных количественных

показателей оценивались по 10-балльной шкале на основе прямой и (или) косвенной информации о конкурентах, представленной в различных интернет-источниках, а также исходя из личного опыта знакомства авторов с соответствующими программными продуктами [19-25].

По совокупности набранных баллов (по качественным и количественным критериям конкурентоспособности) был составлен рейтинг анализируемых компаний, характеризующий степень выраженности у них всей совокупности анализируемых характеристик. Результаты данного этапа работы представлены на рис. 2. На нем показано, что рейтинг каждой компании сравнивается со средним по всей группе количеством баллов. По данному этапу анализа были сделаны следующие выводы:

• лидирующей среди разработчиков программного обеспечения для данной предметной области является компания Microgaming (44 балла);

• анализируемая компания Betsoft занимает среди конкурентов второе место, набрав 37 баллов;

• самая слабая конкурентная позиция принадлежит компании Igrosoft;

• ближайшие к исследуемой компании занимают весьма слабые конкурентные позиции, каждая из них находится ниже отметки среднего балла, что говорит о наличии у компании Betsoft хорошего конкурентного потенциала;

• международная конкуренция в данном секторе рынка очень сильна, что подтверждается превышением у всех зарубежных конкурентов отметки среднего балла.

т

О

О ю о

т н

и ф

X

<5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5

44

М1с^ат^

Р!ау1есИ

4

A!faP!ay

3

Igrosoft

Рассматриваемые компании

■ Качественные показатели Количественные показатели

— Средний балл

Рис. 2. Результаты оценки конкурентоспособности анализируемых компаний

На следующем этапе исследования наибольшее внимание было уделено качественным показателям конкурентоспособности. В силу специфики рынка программного обеспечения, его высокой технологичности, инновационности и динамичности развития, именно они были отнесены к ключевым показателям конкурентоспособности для компаний, занятых в данной сфере деятельности. По полученным значениям данных показателей были сформированы многоугольники конкурентоспособности для отечественных и зарубежных конкурентов компании Betsoft (рис. 3 и 4).

Инновации

Рис. 3. Многоугольник конкурентоспособности для отечественных конкурентов

0

Результаты исследования, представленные на рис. 3, показали, что компания Betsoft лидирует практически по всем анализируемым параметрам среди конкурентов из России. Исключение составляет показатель «Количество игр», по которому лидирует компания GloboTech. Самую слабую конкурентную позицию среди отечественных разработчиков программного обеспечения в рассматриваемой сфере занимает компания Igrosoft.

Анализ показал, что компания Betsoft занимает четыре из восьми возможных лидирующих позиций и фактически является лидером по ключевым показателям конкуренто-

способности по сравнению с зарубежными конкурентами (рис. 4). Но здесь стоит еще раз подчеркнуть, что поскольку данный рынок является глобальным, а конкуренция на нем весьма интенсивна, то расстановка сил здесь может меняться очень быстро.

Инновации

Рис. 4. Многоугольник конкурентоспособности для зарубежных конкурентов

На следующем этапе исследования был проведен SWOT-анализ компании Betsoft, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны, а также основные возможности и угрозы (табл. 2).

Таблица 2. SWOT-анализ компании Betsoft

Сильные стороны: • самая красивая графика игр; • лучшая поддержка пользователей; • кросс-платформенность 1111; • обладание большинством новшеств; • поддержка технически «слабых» устройств; • известность и хороший имидж компании; • отлаженная система менеджмента качества; • высокие темпы развития; • хорошие доходы; • компания стремится использовать самые новейшие технологии Возможности: • появление новых технологий разработки 1111; • наличие спроса на разработку нового вида программ; • новые возможности для сотрудничества с интернет-казино; • перспективность усиления рекламы; • значимость инвестирования в обучение персонала; • хорошие перспективы для увеличения популярности компании; • появление новых партнеров; • наличие потенциала для дальнейшего развития

Слабые стороны: • небольшое количество игр; • незначительная распространенность игр; • плохо развита рекламная политика; • слабый менеджмент при взаимодействии внутренних и внешних структур компании; • слабый приток квалифицированных специалистов; • нет разработок в других сферах; • недостаточно высокий уровень квалификации персонала Угрозы: • появление новых сильных конкурентов; • быстрое развитие конкурентов; • политические риски; • риски изменений в законодательстве; • уход клиентов к конкурентам за счет более низкой стоимости продукта; • быстрое устаревание используемых технологий; • риск снижения популярности компании и ее продуктов

На основе SWOT-анализа были сформированы две вытекающие из него матрицы: влияния на анализируемую компанию возможностей (табл. 3) и угроз (табл. 4).

Таблица 3. Матрица возможностей

Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние

Высокая вероятность инвестирование в рекламу новые формы сотрудничества с интернет-казино

Средняя вероятность • появление спроса на разработку ПП нового вида; • появление новых бизнес-партнеров; • внедрение новых технологий разработки 1111 инвестирование в обучение персонала

Низкая вероятность • быстрое развитие компании; • увеличение популярности компании

Таблица 4. Матрица угроз

Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние «Легкие ушибы»

Высокая вероятность

Средняя вероятность появление новых сильных конкурентов устаревание используемых технологий

Низкая вероятность риски изменений в законодательстве политические риски • уход клиентов к конкурентам с низкими ценами; • быстрое развитие конкурентов снижение популярности компании и ее продуктов

На основании анализа матриц возможностей и угроз были сделаны выводы о том, что для повышения конкурентоспособности исследуемой компании необходимо использовать наиболее вероятные из выявленных возможностей: инвестировать в рекламу; искать новых партнеров для сотрудничества; постоянно анализировать рынок и своевременно выявлять зарождение спроса на новые виды программного обеспечения; оперативно внедрять самые новые технологии разработки. Для повышения конкурентоспособности компании необходимо стремиться к устранению и (или) минимизации влияния выявленных угроз, улучшая имеющиеся и находя новые конкурентные преимущества. Важно следить за используемыми технологиями и постоянно идти в ногу со временем, своевременно тестируя и используя самые современные технологии, так как они помогут компании разрабатывать свои программы быстрее и качественнее.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Прямые отечественные конкуренты для исследуемой компании в краткосрочной перспективе не особенно опасны, т. к. они занимают достаточно слабые конкурентные позиции, однако, учитывая специфику сферы деятельности компании Betsoft, важно иметь в виду то, что риски неблагоприятного и стремительного изменения рыночной ситуации очень велики.

2. Анализируемая компания занимает устойчивые конкурентные позиции на рынке программного обеспечения и является одним из лидеров в данном направлении, однако она испытывает весьма сильное давление со стороны зарубежных конкурентов, что требует серьезных стратегических решений, направленных на поддержание и развитие собственного конкурентного статуса.

3. Все рассмотренные и примененные в ходе исследования методы анализа конкурентоспособности показали себя как надежные и заслуживающие доверия инструменты. Однако наилучших результатов можно достичь при их комплексном использовании, корректном сочетании их особенностей и возможностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 799 с.

2. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 295 с.

3. Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. Маркетинг: учебник для бакалавров. - М.: Дашков и Ко, 2013. -362 с.

4. Чан В.К., Моборн Р. Стратегия голубого океана. - М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 304 с.

5. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 194 с.

6. Кузнецова Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 384 с.

7. Вылегжанина А.О. Коуч-технологии как способ обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 232 с.

8. Шапиро С.А., Золотова Е.В. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур с использованием мотивационного механизма. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 115 с.

9. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. - М.: Русайнс, 2015. -350 с.

10. Курнышева И.Р. Развитие институтов конкуренции и конкурентных отношений в российской экономике // Современная конкуренция. - 2013. - № 1 (37). - С. 49-57.

11. Стрельников М.Ю. Конкурентные действия системных интеграторов на ИТ-рынке: лидеры, претенденты на лидерство и другие участники рынка // Современная конкуренция. - 2013. - № 4 (40). -С. 122-129.

12. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. - 576 с.

13. Портер М. Конкуренция. - Обнов. и расш. изд. - М.: Изд-во Вильямс, 2010. - 592 с.

14. Официальный сайт Rosloto. URL: http://www.rosloto.com/betsoft-gaming (дата обращения: 02.08.2016).

15. Официальный сайт SlotoTop. URL: http://sloto.top/vendor/betsoft (дата обращения: 05.08.2016).

16. Официальный сайт Online Casino Market. URL: http://onlinecasino-market.com/globotech (дата обращения: 01.08.2016).

17. Официальный сайт КазиноРевью. URL: http://www.casinoreviewru.com/globo-tech (дата обращения: 01.08.2016).

18. Официальный сайт VegasMaster.ru. URL: http://ru.vegasmaster.com/software/alfaplay-otechectvenniy-proizvoditel-cofta/ (дата обращения: 02.08.2016).

19. Официальный сайт Casinozru.me. URL: http://www.casinozru.com/manufacture/Alfaplay.html (дата обращения: 02.05.2016).

20. Официальный сайт Слоты онлайн. URL: http://slot.onlinecasinosru.com/Igrosoft.htm (дата обращения: 03.08.2016).

21. Официальный сайт CASINO Player. URL: https://casino-player.ru/producers/playtech/ (дата обращения: 04.08.2016).

22. Официальный сайт MOBILESLOT. URL: https://www.mobileslot.ru/casino-i-sloty/kratkiy-obzor-platformy-playtech/ (дата обращения: 04.08.2016).

23. Официальный сайт TTR Casino. URL: http://ttrcasino.ru/netent/ (дата обращения: 06.08.2016).

24. Официальный сайт MOBILESLOT. URL: https://www.mobileslot.ru/casino-i-sloty/kratkijj-obzor-igr-netent/ (дата обращения: 06.08.2016).

25. Официальный сайт WE ARE SOCIAL PTE LTD. URL: http://wearesocial.com/sg/special-reports/digital-social-mobile-in-apac-in-2015/ (дата обращения: 14.08.2016).

REFERENCES

1. Tsarev V.V., Kantarovich A.A., Chernysh V.V. Otsenka konkurentosposobnosti predpriyatiy (organizatsiy) [Evaluation of the competitiveness of enterprises (organizations)]. Moscow, JuNITI-DANA Publ., 2012. 799 p.

2. Filosofova T.G., Bykov V.A. Konkurentsiya. Innovatsii. Konkurentosposobnost [Competition. Innovation. Competitiveness]. Moscow, JuNITI-DANA Publ., 2012. 295 p.

3. Nuraliev S.U., Nuralieva D.S. Marketing [Marketing]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2013. 362 p.

4. Chan V.K., Moborn R. Strategiya golubogo okeana [Blue ocean strategy]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2016. 304 p.

5. Mokronosov A.G., Mavrina I.N. Konkurentsiya i konkurentosposobnost [Competition and competitiveness]. Ekaterinburg, Ural un-ty Publ. house, 2014. 194 p.

6. Kuznetsova E.I. Razvitie konkurentnykh otnosheniy i ekonomicheskaya strategiya gosudarstva [Development of competitive relations and economic strategy of the state]. Moscow, JuNITI Publ., 2012. 384 p.

7. Vylegzhanina A.O. Kouch-tekhnologii kak sposob obespecheniya konkurentosposobnosti predprini-matelskikh struktur [Coach-technology as a way to ensure the competitiveness of enterprise structures]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2015. 232 p.

8. Shapiro S.A., Zolotova E.V. Povyshenie konkurentosposobnosti predprinimatelskikh struktur s ispol-zovaniem motivatsionnogo mekhanizma [Increase of competitiveness of enterprise structures using motivational mechanism]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2016. 115 p.

9. Taranukha Yu.V. Konkurentsiya i konkurentosposobnost [Competition and competitiveness]. Moscow, Rusayns Publ., 2015. 350 p.

10. Kurnysheva I.R. Razvitie institutov konkurentsii i konkurentnykh otnosheniy v rossiyskoy ekonomike [The development of institutions of competition and competitive relations in the Russian economy]. Sovremenna-ya konkurentsiya, 2013, no. 1 (37), pp. 49-57.

11. Strelnikov M.Ju. Konkurentnye deystviya sistemnykh integratorov na IT-rynke: lidery, pretendenty na liderstvo i drugie uchastniki rynka [Competitive action system integrators in the IT market: leaders, challengers to the leadership and other market participants]. Sovremennaya konkurentsiya, 2013, no 4 (40), pp. 122-129.

12. Tompson A.A., Strilkend A.J. Strategicheskiy menedzhment. Iskusstvo razrabotki i realizatsii strategii [Strategic management. Art of developing and implementing strategies]. Moscow, Banki i birzhi, JuNITI Publ., 2012. 576 p.

13. Porter M. Konkurentsiya [Competition]. Moscow, Vilyams Publ., 2010. 592 p.

14. Official site of Rosloto. Available at: http://www.rosloto.com/betsoft-gaming (accessed 2 August 2016).

15. Official site of SlotoTop. Available at: http://sloto.top/vendor/betsoft (accessed 5 August 2016).

16. Official site of Online Casino Market. Available at: http://onlinecasino-market.com/globotech (accessed

1 August 2016).

17. Official site of KazinoRevyu. Available at: http://www.casinoreviewru.com/globo-tech (accessed 1 August 2016).

18. Official site of VegasMaster.ru. Available at: http://ru.vegasmaster.com/software/alfaplay-otechectvenniy-proizvoditel-cofta/ (accessed 2 August 2016).

19. Official site of Casinozru.me. Available at: http://www.casinozru.com/manufacture/Alfaplay.html (accessed

2 May 2016).

20. Official site of Slots online. Available at: http://slot.onlinecasinosru.com/Igrosoft.htm (accessed 3 August 2016).

21. Official site of CASINO Player. Available at: https://casino-player.ru/producers/playtech/ (accessed 4 August 2016).

22. Official site of MOBILESLOT. Available at: https://www.mobileslot.ru/casino-i-sloty/kratkiy-obzor-platformy-playtech/ (accessed 4 August 2016).

23. Official site of TTR Casino. Available at: http://ttrcasino.ru/netent/ (accessed 6 August 2016).

24. Official site of MOBILESLOT. Available at: https://www.mobileslot.ru/casino-i-sloty/kratkijj-obzor-igr-netent/ (accessed 6 August 2016).

25. Official site of WE ARE SOCIAL PTE LTD. Available at: http://wearesocial.com/sg/special-reports/digital-social-mobile-in-apac-in-2015/ (accessed 14 August 2016).

Дата поступления 29.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.