УДК 571.16
Е.Л. Землякова, Е.Н. Кубарев
Российский государственный социальный университет, филиал в г. Красноярске, Новосибирский гуманитарный институт, Новосибирск
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
E.L. Zemliakova, E.N. Kubarev
The Russian State Social University, the Krasnoyarsk branch.
THE ANALYSIS OF COMPETITORS, INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF THE OIL-AND-GAS COMPLEX OF RUSSIA
We figure out six directions of the influence. First, we bring out the analysis of Russia’s joining the WTO. First of all, we analyze setting up the balance of inner and outer prices for hydrocarbons. Second, we research the prospects of oil-and-gas treatment. Conversion to “The Euro-3” standard will cause the leading companies to put large investments into reconstruction of the present oil-and-gas treating plants. Third, we take into consideration the prospects of using the innovation technologies. The ceolyte catalysts technology gives the opportunity to take chemical characteristics of oil into account. This economically effective technology makes it possible to build small oil-and-gas treating plants right near the deposits. The GTL (gas-to-liquid) technology provides synthesizing the liquid hydrocarbons out of natural and passing gas right at the extraction spot to be transported by pipeline together with natural oil. Forth, we analyze the factors of setting up prices for oil. Fifth, we consider the personnel problems of the oil-and-gas complex. Sixth, we show the influence of alternative resources. Development of the latter can bring noticeable changes into development of the complex.
На развитие нефтегазового комплекса РФ существенное влияние оказывают различные конкурентные силы. Рассмотрим наиболее существенные из них.
1. Вступление России в ВТО. По прогнозам большинства аналитиков, это может произойти уже в конце 2008 года. Естественно, России придется выполнять взятые обязательства по выравниванию внутренних и внешних цен на углеводороды.
С 1 января 2008 года внутренние цены на газ подняты в среднем на 25 %. Для промышленных предприятий они возросли до 1 690 рублей, для населения
- до 1 290 рублей за 1 тыс. кубометров, а за пользование сетями единой системы газоснабжения плата поднята на 19 %. Это будет способствовать росту прибыли газовой монополии. Однако резкое повышение других налогов может обернуться существенными убытками.
Запланированное Минфином повышение НДПИ на газ со 147 до 315 рублей за 1 тыс. кубометров будет стоить Газпрому более чем 110 млрд. рублей.
Проблемы нефтяников связаны с удорожанием услуг Транснефти. С 1 января 2008 года стоимость транспортировки нефти по магистральным трубопроводам возросла на 6 %, а диспетчерские услуги - на 33 %. При этом
Транснефть добилась дифференциации тарифов по направлениям. На западном направлении (порт Приморск) транспортировка нефти будет дороже на 15 %, а на восточном - дешевле на 10 %. Это должно способствовать, по замыслу государства, стимулированию заполнения трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Помимо Транснефти, выручка которой планируется на уровне 580 млн. долларов, это принесет доход «Роснефти», поставляющей в Китай 8,8 млн. тонн нефти в год. Остальные нефтяные компании окажутся в убытке.
Другим важным следствием вступления России в ВТО будет введение новых норм автомобильного топлива, что рассмотрено ниже.
2. Нефтегазовая переработка. В 2009 году планируется переход на топливо стандарта «евро-3», обладающее более высокой степенью очитки и, соответственно, пониженным содержанием серы, ароматики, бензола, олефинов. Жесткие экологические стандарты усиливают десятилетиями накапливающиеся проблемы нефтепереработки и приведут к дефициту автобензина.
Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в России давно устарели. Несколько крупнейших НПЗ были введены в эксплуатацию еще до 1940 года, остальные - до 1966 года, лишь Ачинский завод - в 1982 году. Проблема заключается не только в ветхом оборудовании. Основными потребителями НПЗ в советское время были армия и флот, затем - нефтехимическая промышленность, потом транспорт и по остаточному принципу - частный автопарк. В результате бензин составляет 20 % от общего объема нефтепродуктов, дизтопливо - 30 %, мазут - 40%, что явно не соответствует современным потребностям рынка. Кроме того, быстрый рост автопарка России к 2010 году приведет, по данным консалтинговой компании Eunst & Young, к росту автомобилей в РФ до 42 млн, спрос на бензин достигнет 45 млн. тонн, что на 7 млн. больше, чем будет производиться к тому времени на НПЗ. По данным В. Алекперова, главы ЛУКОЙЛ, техническое оснащение современных НПЗ позволяет получить из одной тонны нефти в среднем 16 % бензина. По данным аналитиков Петромаркет, из всего объема моторного топлива наших заводов лишь 10 % отвечает требованиям «Евро-3» - это марки АИ-95 «Премиум Евро» и АИ-98 «Супер Евро».
В среднесрочной перспективе вертикально интегрированные нефтяные компании ситуацию активно пытаются выровнять. Важно отметить, что модернизация существующих НПЗ все же является полумерой, не решающей радикально проблему переработки. Необходимы меры по коренной перестройке действующих НПЗ и строительству новых. ЛУКОЙЛ направляет на программу реконструкции НПЗ 45 % от продажи нефтепродуктов внутри страны. Роснефть выкупила в 2007 году группу самарских НПЗ (на распродаже активов ЮКОСА) и приступила к их модернизации. В планах компании строительство крупного НПЗ на 20 млн. тонн нефти на Дальнем Востоке, в районе конечной точки нефтепровода ВСТО. Татнефть уже возводит нижнекамский комплекс НПЗ в Татарстане, который, как ожидается, будет запущен в 2010 году. Не менее впечатляющие программы у других
гигантов - ТНК-ВР, Сургутнефтегаз. Аналитики оценивают размер необходимых инвестиций в 15-20 млрд. долларов, в ценах 2005 года. Для сравнения, за 2006 год прибыль крупнейшей в России компании Роснефть составила 3,5 млрд. долларов.
3. Использование инновационных технологий. Более радикальным и перспективным способом решения проблемы нефтепереработки является использование новых технологий.
Действующие в России НПЗ являются крупными нефтеперерабатывающими предприятиями, рассчитанными на выпуск большого объема продукции. Руководство Советского Союза предполагало, что они должны обслуживать большие районы страны, в том числе те, где имеются свои нефтяные месторождения. Естественно, это приводило к существенному росту транспортных расходов. Переработка осуществлялась по технологии риформинга. Данная технология осуществляется по одним технологическим циклам для всех НПЗ, в три стадии. В тоже время, в мире уже тогда существовали технологии, которые принимали во внимание, что нефть, добытая из разных месторождений, обладает своим специфическим химическим составом, хотя в России они не применялись. Сейчас в России уделяется повышенное внимание глубине переработке: такая задача была рекомендована и президентом РФ В. Путиным в одном из своих посланий. Дело в том, что большая часть природных ресурсов идет на экспорт, перерабатывается лишь на 12-14 % от всего объема добычи. Между тем, есть государства, где переработка внутри страны доведена до 75 %. Это более эффективно, ведь готовый продукт гораздо дороже сырья.
Технология цеолитных катализаторов, разработанная Институтом катализа им. Г.К. Борескова, г. Новосибирск, разработана еще в 1993 году, и позволяет учитывать химические свойства нефти. Технология идеально подходит для переработки небольших объемов нефти, что позволяет малые НПЗ располагать в непосредственной близости от месторождений, обеспечивая регион бензином. Она экономически более выгодна, поскольку происходит при более низких температурах и приводит к экономии энергоресурсов. Разновидностью цеоформинга является технология бинарного моторного топлива (БИМТ), которая ориентирована на одностадийную переработку нефти, требует небольших капитальных затрат, так как необходимо меньше операций, а значит, и состав оборудования меньше. Сегодня по данной технологии строятся два НПЗ в Томской области и в Анжеро-Судженске, на которых уже осуществлен опытный выпуск бензина. Перспективно и использование цеолитных катализаторов на существующих НПЗ, что повышает их производительность на несколько процентов.
Технология GTL (gas-to-liquid), предусматривающая синтез жидких углеводородов из природного и попутного газа «на месте» для совместной транспортировки по трубе с натуральной нефтью, может рассматриваться как альтернатива строительства системы газопроводов.
Направление «Газ - в жидкость» рассматривается как самый привлекательный путь создания производства высокочистых топлив в XXI веке. При наиболее вероятных условиях реализации проектов по производству сжиженных углеводородов реальным представляется достижение цены синтетической нефти порядка 16 долл./барр.
Мировой опыт применения технологии GTL пока незначителен, однако в ЮАР, Малайзии, Катаре транснациональными нефтяными корпорациями эксплуатируются коммерческие заводы, построенные по этой технологии. Имеется подобный опыт в ХМАО. Разработан проект по строительству крупнотоннажного завода производства синтетических жидких
-5
углеводородов для переработки 32 млрд. м природного газа в год на Ямале. Необходимый объем инвестиций в строительство такого завода составляет 1,52 млрд. долл. при сроке строительства в 3,5-4 года от начала проектирования с
-5
объемом переработки 5 млрд. м3 природного газа и производстве 2,5 млн. т жидких углеводородов в год.
Применение технологии GTL для конвертирования попутного нефтяного газа с учетом разделения продукции на дизельное топливо и нафту -коммерчески привлекательный проектом при условии отсутствия ограничений по реализации продукции и использования железнодорожного транспорта для вывоза.
Совмещение традиционной технологии газопереработки и GTL ограниченной мощности (одна линия) для сухого газа с разделением продукции на дизельное топливо и нафту и сдачи избытков сухого газа в систему Трансгаза также коммерчески привлекательно. Такое решение снижает риски по освоению технологии GTL и снижает общий уровень капитальных вложений.
4. Динамика цен на нефть. Мировая нефтяная промышленность, начиная с открытия нефти в Пенсильвании во второй половине XIX века, пережила не менее 8 циклических кризисов, после которых наступал резкий спад. Ранее считалось, что главным фактором ценообразования являются манипуляции картеля ОПЕК - главного поставщика нефти. Действительно, в период низкой стоимости сырья (1965-1973 и 1986-2004 гг.) добыча нефти возросла, а остановка роста добычи в 1974-1980 гг. совпала с периодом роста цен. Однако временные приостановки роста странами ОПЕК совпадала как с периодами повышения цен (1974-1975 и 2002-2005 гг.), так и их падения (1983-1986 гг.).
Объяснить движение нефтяных цен можно с позиций определяющего влияния на весь мировой рынок нефти одной страны - США, которая потребляет больше нефти, чем следующие за ними Китай, Япония, Россия, Германия и Индия вместе взятые. Для этого США согласуют желаемый уровень цен с Саудовской Аравией, которая выступает в роли компенсирующего, свингового поставщика, обладая четвертью мировых запасов нефти. Это происходит через Агатсо, непубличную гигантскую американо-саудовскую корпорацию, по стоимости превосходящую Газпром
почти в 3 раза. Кроме того, ее влияние многократно усиливается путем координации действий с другими ТНК - Shell, Exxon Mobil, Shevron.
Для сохранения этого механизма требуются серьезные политические усилия США и постоянная накачка мускулов. Тому яркое подтверждение -вторжение в Ирак и угроза военной экспедиции в Иран для установки контроля над месторождениями Персидского залива и Ближнего Востока. Впрочем, подобные экстремальные сценарии могут привести и потере контроля над рынком нефти, что не устроит американцев (по мнению одного из шейхов арабских эмиратов потеря контроля уже произошла, что, впрочем, пока далеко от реальности). Поэтому вероятны более мягкие сценарии взаимных договоренностей США с Саудовской Аравией о желаемых уровнях цен на нефть.
Другие факторы нефтяного ценообразования более естественны. Современная цивилизация все более нуждается в «черном золоте». Но прирост доказанных запасов за последние 15 лет все более отстает от потребления. Поэтому 100 долл./бар. - не предел. Вполне возможны 110 и 150, и даже 200. Переломить эту негативную тенденцию можно, инвестируя серьезные средства в добычу и разведку новых месторождений. Издержки мировых ТНК за последние 30 лет выросли в 5,5 раза, а мировая добыча -только в 1,7 раза. Для решения проблемы Штатам потребуются сотни млрд. долларов на разработку труднодоступных залежей - полярных шельфах, глубоководных морях, битуминозных пластах и пр. Но столь масштабные инвестиции возможны при разумных сроках окупаемости. А для этого высокие цены на нефть просто необходимы.
5. Кадровые проблемы нефтегазового комплекса.
Аналитики авторитетной международной консультативной фирмы McKinsey Global Institute, оценивая в 2001 году ситуацию в российской нефтегазовой отрасли, делают вывод, что структура занятости в отрасли не отвечает современным требованиям к качеству труда:
- В России оценку нефтяных месторождений осуществляют большие группы геологов, в то время как на Западе - небольшие многофункциональные бригады, куда входят геологи, инженеры-разработчики и экономисты, и это дает больше возможностей определить оптимальный (инженерно-экономический) проект разработки месторождения;
- Излишки рабочей силы составляет не менее 35 %; для российской нефтедобычи характерны самостоятельные и относительно небольшие нефтедобывающие управления, в которых заняты сотни административных сотрудников. В США на сопоставимых промыслах количество персонала на 90 % меньше.
К 2008 году ситуация изменилась, хотя по-прежнему не является благополучной. Реформировать госполитику в сфере недропользования, по оценкам большинства чиновников, просто некому: во многих
территориальных управлениях и ФГУП наметился кадровый голод. Главная
причина - недостаток средств. Зарплата в территориальных управлениях и ФГУП составляет 70 % от среднего заработка по субъекту федерации. Поэтому специалистов по рабочим специальностям в сфере бурения, испытания скважин, строительства буровых становится все меньше. По словам представителей ЛУКОЙЛ, отсутствие хороших подрядчиков для бурения скважин стало уже типичным в геологии.
Нехватка специалистов в недропользовании ощущается во всем мире. Нужда заставляет западные компании не только принимать традиционные меры - увеличивать ставки, расширять социальные пакеты, но и искать специалистов в неожиданных отраслях, например в автопроме, осуществлять их переподготовку. России будет полезен мировой опыт, хотя целесообразны и более широкие меры государства, включая введение гибкой системы налогообложения.
6. Альтернативные источники энергии. Разрабатывается большое количество новых видов ресурсов, которые могут составить конкуренцию дорожающему нефтегазовому топливу за счет снижения стоимости тепловой энергии и электричества. Энергия ветра, приливов и отливов, геотермальные источники и др.... Российским ученым В. Леоновым создана и запатентована технология будущего на основе получения энергии из песка, которая обладает высоким КПД, стоимость 1 Гкал энергии в 4 раза дешевле газа, при переработке сырья не требуется утилизировать отходы. То обстоятельство, что подобные ресурсы пока далеки от совершенства, не останавливает новаторов. Ведь новшества обычно не сразу превращаются в инновации, требуют доработки.
Биотопливо пока дороже углеводородного топлива. Но развитие технологий может скоро изменить ситуацию, а экологические требования и задачи стимулирования агропрома делают это горючее интересным уже сегодня.
В начале 2000-х годов сразу несколько автопроизводителей производителей представили прототипы своих автомобилей на водородном топливе. В 2008 году Но^а уже заявляет о начале массового производства машины с водородным двигателем. Энергия в таком моторе образуется за счет смешивания чистого водорода и кислорода в топливных элементах. Вслед за эти стартуют и другие подобные проекты. Водородное топливо делает безвредными автомобильные выхлопы и уменьшает зависимость от нефтепродуктов.
Подобные реалии заставляют нефтегазовые компании внимательно следить за развитием альтернативных технологий, создавать в составе стратегических отделов специальные отделения альтернативной энергетики.
© Е.Л. Землякова, Е.Н. Кубарев,2008