Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ" ПРИ ПОМОЩИ ПОСТРОЕНИЯ КАРТЫ КОНКУРЕНТОВ А.Л. ТОМПСОНА И А.ДЖ. СТРИКЛЕНДА'

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ" ПРИ ПОМОЩИ ПОСТРОЕНИЯ КАРТЫ КОНКУРЕНТОВ А.Л. ТОМПСОНА И А.ДЖ. СТРИКЛЕНДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТА КОНКУРЕНТОВ А.Л. ТОМПСОНА И А. ДЖ. СТРИКЛЕНДА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ведерникова М.А., Патракова Д.И.

В статье исследуется конкурентное положение предприятия ОАО «Красный Октябрь», находящегося в холдинге «Объединенные кондитеры», на рынке кондитерских изделий при помощи построения карты конкурентов относительно двух показателей - широты ассортимента и количества SKU.The article examines the competitive position of the enterprise of "Red October", located in the holding "United Confectioners", in the confectionery market by constructing maps competitors with respect to two indicators - the breadth and range of the number of SKU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ведерникова М.А., Патракова Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ" ПРИ ПОМОЩИ ПОСТРОЕНИЯ КАРТЫ КОНКУРЕНТОВ А.Л. ТОМПСОНА И А.ДЖ. СТРИКЛЕНДА»

4.Онлайн-калькулятор для определения объема выборки. URL: http://allcalc.ru/node/100

УДК 338.001.36

Ведерникова М.А. студент 4 курса, кафедра «маркетинга»

Патракова Д. И. студент 4 курса, кафедра«маркетинга» ФГАОУВО «УрФУ им. Б. Н. Ельцина» Научный руководитель: Яценко О. Ю., к.пед.н.

доцент кафедры «маркетинга» ФГАОУ ВО «УрФУ им. Б. Н. Ельцина» Россия, г. Екатеринбург АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОАО «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ» ПРИ ПОМОЩИ ПОСТРОЕНИЯ КАРТЫ КОНКУРЕНТОВ А.Л. ТОМПСОНА И А. ДЖ. СТРИКЛЕНДА Аннотация. В статье исследуется конкурентное положение предприятия ОАО «Красный Октябрь», находящегося в холдинге «Объединенные кондитеры», на рынке кондитерских изделий при помощи построения карты конкурентов относительно двух показателей - широты ассортимента и количества SKU.

Ключевые слова: карта конкурентов А.Л. Томпсона и А. Дж. Стрикленда; широта ассортимента; SKU; стратегический анализ; анализ конкурентов.

ANALYSIS OF THE COMPETITIVE POSITION OF "RED OCTOBER" BY CONSTRUCTING CARD COMPETITION OF THOMPSON AND STRICKLAND Annotation. The article examines the competitive position of the enterprise of "Red October", located in the holding "United Confectioners", in the confectionery market by constructing maps competitors with respect to two indicators - the breadth and range of the number of SKU.

Keywords: competition map of Thompson and Strickland; Latitude range; SKU; strategic analysis; competitor analysis.

Анализ конкурентного положения фирмы на рынке — это обязательный первый шаг перед разработкой маркетинговой стратегии товара, включающий в себя изучение деятельности основных игроков отрасли. Результат анализа конкурентного положения на рынке позволит снизить вероятность возникновения стратегических и операционных рисков.

В маркетинге выделяются 4 основные функции, одна из которых -аналитическая, включающая в себя, в том числе, изучение конкурентного положения предприятия на рынке. Наиболее популярным и наглядным инструментом изучения данного фактора, влияющего на маркетинговую стратегию фирмы, является построение карты конкурентов А.Л. Томпсона, А. и Дж. Стрикленда, показывающее положение конкурентов на одном

рынке относительно двух выбранных показателей (в данном случае широта ассортимента и количество SKU).

Проведем анализ положения фирмы ОАО «Красный Октябрь», входящей в холдинг «Объединенные кондитеры», на рынке кондитерских изделий относительно основных конкурентов.

Компания выпускает продукцию в пяти основных категориях кондитерских изделий: шоколадные плитки и батончики, конфеты в коробках, конфеты весовые, карамель и ирис.

Основными конкурентами в категории «шоколадные плитки», являются компании "Мон'дэлис Русь" (экс-«Кгай»), «Нестле»; в категории «конфеты в коробках» - компании "Мон'дэлис Русь" (экс-«Kraft»), "Марс" (бренд "Коркунов"), 'Теггего";в категории «карамель» - кондитерское объединение "Славянка" и группа «Рошен» (Украина); в категории «весовые конфеты» - компания «Нестле», компания "Славянка, группа «Рошен» (Украина).

Необходимо особо отметить, что, начиная с 2014 года, ощущается заметное снижение поставок на рынок РФ кондитерской продукции из Украины (производители - "Рошен", "АВК" и др.), что существенно улучшает конкурентные позиции компаниипо доле на российском рынке.

Доля рынка

3,3 3,9

n> Красный Октябрь ♦ Бабаевский □ РотФронт 12,3 uMars ■ Nestle uMondeiez 7 «КО «Славянка»

к Другие

Рисунок 1. Доля рынка ОАО «Красный Октябрь» и ее основных конкурентов (данные взяты из годовых финансовых отчетов предприятий за 2015 год) [4, 5, 12, 13]

На рисунке 1 видно, что доля ОАО «Красный Октябрь» составляет только 3,3% на рынке кондитерских изделий, однако холдинг «Объединенные кондитеры» в целом занимаетбольшую долю рынка, а именно около 14%.

При построении карты конкурентов А.Л. Томпсона, А. и Дж. Стрикленда проанализируем положение компаний, производящих

кондитерские изделия, по таким показателям, как широта ассортимента и количество SKU.

SKU (StockKeepingUnit, с английского — единица удержания запаса) -это ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной емкости) [10]. Количество SKU было подсчитано нами на основании информации, размещенной на сайтах компаний в разделе ассортимента производимой продукции[14, 15, 16, 17, 18].

Широта ассортимента — определенное количество различных продуктовых линий (товарных категорий), которое предлагается рынку, количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп [11]. Широта ассортимента была продифференцирована нами на три уровня (категории) по количеству товарных групп (типов кондитерских изделий) в ассортименте. Типы кондитерских изделий:

• сахаристые изделия (шоколад и шоколадные батончики, конфеты, карамель, ирис);

мучные изделия (печенье, вафли, торты, пряники, бисквиты,

кексы);

• другие кондитерские изделия (драже, мармелад, зефир, халва, десертные пасты, жевательные резинки).

Один из Два из Три из представленных

представленных, типов представленных, типов типов изделия

изделия и здел ия

Типы кондитерских изделий:

Сахаристые изделия (шоколад и шоколадные батончики, конфеты.

карамель, ирис);

Мучные изделия (печенье, вафли, торты, пряники, бисквиты, кексы);

Другие кондитерские изделия (драже, мармелад, зефир. халва, десертные пасты, жевательные резинки),

Рисунок 2. Карта конкурентов на рынке кондитерских изделий

На данной карте конкурентов на рынке кондитерских изделий ОАО «Красный Октябрь» указан в двух местах - положение на рынке в составе холдинга «Объединенные кондитеры» и вне холдинга.Это позволяет нам сделать вывод, что конкурентное положение ОАО «Красный Октябрь» в составе холдинга относительно ведущих игроков на рынке кондитерских изделий весьма успешное, но в ситуации индивидуальной борьбы (вне холдинга) ОАО «Красный Октябрь» является аутсайдером рынка.

Учитывая, что ОАО «Красный Октябрь» входит в «Объединенные Кондитеры» его ассортимент имеет самую лучшую позицию по широте и глубине ассортимента, однако можно рекомендовать расширять ассортимент внутри своего предприятия, например, выпускать мармелад, зефир и другие сладости как под известной торговой маркой «Аленка», так и под новыми торговыми марками.

Кроме того, необходимо отметить конкурентные преимущества компании «Красный Октябрь» перед ее основными конкурентами. Под конкурентными преимуществами подразумевается такой набор свойств продуктов и маркетинга компании, который хотят потребители и которого нет у конкурентов[3, стр. 106]:

- ассортимент постоянно пополняется новинками, соответствующими потребительскому спросу;

- использование натуральных, экологически чистых продуктов в производстве шоколада и сахаристых изделий;

- особое внимание уделяется продуктам с пониженным содержанием сахара;

- наличие собственных торговых точек.

Наличие конкурентных преимуществ защищает компанию от прямого конкурентного соперничества, а также создает лояльность потребителей и снижает чувствительность к цене продукции компании.

Подводя итоги, можно сказать, что ОАО «Красный Октябрь» необходимо расширять ассортимент внутри своего предприятия, вводя новые категории товаров, а именно мармелад и зефир; выводить на рынок и развивать новую популярную и запоминающуюся торговую марку, такую как «Аленка», используя свои конкурентные преимущества.

Использованные источники:

1.Расчеты INFOLine, д. Р. (б.д.).

2.Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки иреализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ.под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

3.Котляревская И.В. Маркетинг в инновационной сфере: учебное пособие / И. В. Котляревская. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

4.Годовой отчет ОАО «Красный октябрь». URL: http://www.konfetki.ru/rus/holder/reports/

5.Годовой отчет ОАО «Славянка». URL: https://disclosure.1prime.ru/portal/default.aspx?emId=4214000277

6.Котляревская И. В. Маркетинг: учебное пособие: в 2 ч./ И. В. Котляревская, С. А. Романова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007. Ч. 1. 169 с.

7.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. -М.: Дело, 1998. - 702 с.

8.Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. Учебник для вузов, 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.

9.Абрамова, В. И. Менеджмент и маркетинг: Учебное пособие - М.: ИЦ РИОР, 2009. - 161 c.

10. Центр бизнес-технологий Эксперт. Фейсинг и sku. Кристина Удалова. http://bc-expert.ru/articles/faceing/

11.Чернозубенко Павел Евгеньевич , 2005-2016

Записки маркетолога. Что такое широта ассортимента? http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/sh/shirota_assortimenta/ 12.Годовой отчет Mondelez. URL: http://ru.investing.com/equities/mondelez-international-inc-income-statement

1. 13.Годовой отчет Mars/ URL: http://ru.investing.com/equities/marstons-income-statement

14.Официальный сайт ГРУППА «ГУТА» «Объединенные кондитеры». http://www.uniconf.ru/assortment/catalog/

15. Официальный сайт Mars. http://www.mars.com/cis/ru/brands/chocolate.aspx

16.Официальный сайт Nestle. http://www.nestle.ru/brands

17. Официальный сайт Mondelez International .

http://ru.mondelezinternational.com/brand-family

18.Официальный сайт КО «Славянка». http://slavjanka.ru/ru/products.html УДК:336

Вездецкая К. С. студент, 4 курса Институт финансов, экономики и управления ФГОБУВО «Севастопольский государственный университет» Саченок Л. И., кандидат экономических наук, доцент ФГОБУВО «Севастопольский государственный университет» Институт финансов, экономики и управления

Россия, г. Севастополь. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ЗАПАСОВ

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность использования материально - производственных запасов. Определены внутренние и внешние факторы. Предложена схема влияющих факторов на эффективное использование материально-производственных запасов для предприятий промышленности.

Ключевые слова: материально-производственные запасы; внутренние факторы; внешние факторы; эффективность МПЗ.

Vezdetskaya K. S. student of the 4th year FGOBUVO "SevastopolNational Technical University" Institute of Finance, еconomics and мanagement

Sachenok L.I. candidate of economic sciences FGOBUVO "SevastopolNational Technical University" Institute of Finance, еconomics and мanagement

Russia, Sevastopol. FACTORS AFFECTING THE EFFICIENCY OF MATERIAL - INVENTORIES Abstract. The article considers the main factors affecting the efficiency of the use of material - industrial stocks. Identify internal and external factors. The scheme of the influencing factors in the effective use of inventories for industrial enterprises.

Keywords: inventories; internal factors; external factors; the effectiveness of inventories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.