Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОМПАНИИ ЯНДЕКС: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ'

АНАЛИЗ КОМПАНИИ ЯНДЕКС: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1755
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯНДЕКС / АНАЛИЗ ПЯТИ СИЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садковкин А.А.

В статье всесторонне изучается компания Яндекс на основе анализа пяти сил. В ходе изучения анализируется отчетность компании за второй квартал 2023 года, сервисы, предлагаемые для клиентов, а также данные мировых статистических центров, которые позволяют определить положение компании на рынке, а также сформировать уникальное торговое предложение Яндекса и найти возможности для развития собственных сервисов и укрепления собственного положения на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YANDEX COMPANY ANALYSIS: OPPORTUNITIES AND THREATS

The article comprehensively studies the Yandex company based on the analysis of five forces. The study analyzes the company's reporting for the second quarter of 2023, services offered to customers, as well as data from global statistical centers, which allow to determine the company's position in the market, as well as to form a unique selling proposition of Yandex and find opportunities to develop its own services and strengthen its own position in the market.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОМПАНИИ ЯНДЕКС: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ»

АНАЛИЗ КОМПАНИИ ЯНДЕКС: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ

А.А. Садковкин, студент Калужский филиал РАНХиГС (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-8-151-153

Аннотация. В статье всесторонне изучается компания Яндекс на основе анализа пяти сил. В ходе изучения анализируется отчетность компании за второй квартал 2023 года, сервисы, предлагаемые для клиентов, а также данные мировых статистических центров, которые позволяют определить положение компании на рынке, а также сформировать уникальное торговое предложение Яндекса и найти возможности для развития собственных сервисов и укрепления собственного положения на рынке.

Ключевые слова: Яндекс, анализ пяти сил, информационные технологии, конкуренция, импортозамещение, санкции.

Яндекс - ключевой игрок на российском рынке информационных технологий, практически каждый житель страны регулярно взаимодействует с его сервисами, будь то поисковик, Алиса, Кинопоиск, Яндекс Музыка, Яндекс Доставка, Яндекс Навигатор, а также многие другие приложения, разработанные данной компанией. В рамках данной научно-исследовательской мы проанализируем как данной компании удалось добиться такого успеха, проанализируем рынок и поймем основных конкурентов, сделаем анализ среды, в которой работает Яндекс, изучим структуру отрасли, в которой ведет деятельность компания и сделаем выводы об основных возможностях Яндекса. Считаем важным начать с анализа 5 сил и существующего положения фирмы на рынке

Яндекс основан в 1997 году. В 2001 году появился «Яндекс.Директ» - система контекстной рекламы. За первый год существования Директа рекламу на Яндексе разместили 2 500 рекламодателей. Он стал первым сервисом поисковой рекламы в РФ. Уже через год выручка «Ян-декс.Директа» удвоилась, и «Яндекс» первой из российских ГГ-компаний вышел на окупаемость, а в 2011 осуществил первое публичное предложение акций (IPO) [1]. На данный момент капитализация компании составляет 948 млрд рублей, а ее акции входят в топ 10 самых популярных акций на Московской бирже. 87,9% акций компании находятся в свободном обраще-

нии и активно торгуются на Московской бирже, основные акционеры и акционеры до IPO, директора, должностные лица и сотрудники удерживают 11,7% акций, при этом у них большинство голосующих акций, но важно отметить, что LASTAR Trust, которому принадлежит 45% голосующих акций не будет принимать его указания Аркадия Воложа, который является ее владельцем, относительно того, как голосовать этими акциями. Траст будет голосовать акциями только согласно рекомендациям независимых членов Совета Директоров Яндекса. Также предлагаю ознакомиться с ключевыми сервисами Яндекса, такими как Яндекс Карты, Яндекс Такси, Яндекс Музыка, Яндекс Алиса, Яндекс Поиск. Общая ежемесячная аудитория этих площадок превышает 150 миллионов активных пользователей [2]. Предлагаем проанализировать 5 сил, которые могут повлиять на компанию:

Угрозы входа: на данный момент угроза входа представляется низкой, так как рынок уже поделен между крупными корпорациями, такими как Яндекс, Google, VK (ex. Mail.ru Group), Rambler. Основной доход Яндексу приносит поисковая система, по данным Statcounter на июль 2023 года компания занимает лидирующую позицию на российском рынке с долей 59%, что на целых 20% выше, чем у Google [3]. При заходе на рынок важно учитывать стоимость реализации и разработки программного обеспечения, которое сможет конку-

рировать с такими крупными компаниями, а это сотни миллиардов рублей. Мы уверены, что в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится, т.к. на российский рынок в данной ситуации маловероятен заход зарубежных компаний, при этом на данном рынке практически 98% занято крупными компаниями, с которыми тягаться тяжело, а также есть перспективные VK, которые сейчас активно инвестируют в новые технологии. При этом большая часть бизнеса интегрирована в цифровые системы Яндекса или Google, ведь бизнес использует календари, электронные документы, настраивает рекламные кампании, публикует о себе информацию и хочет быть видим для своего клиента, а это возможно только в массовых поисковых системах. Важно заметить, что такая ситуация касается общей тенденции на рынке, если же брать отдельную отрасль, такую как музыка, то тут у Яндекса существует значительный риск потери большинства на рынке, особенно против таких конкурентов как Сбер, ВК, Apple Music и Spotify, хотя последние сейчас официально не работают на российском рынке, хотя многие покупатели находят обходные для пользования любимыми сервисами.

Следующим пунктом при анализе будет анализ рыночной власти поставщиков и покупателей. Предлагаем начать с покупателей, прежде всего важно понимать, что в современной России у покупателей широкий выбор альтернативных решений, однако некоторые из них потребуют дополнительных усилий, если речь пойдет о компаниях ушедших с рынка, что, безусловно, играет на руку Яндексу. Важную роль играет привычка, ведь если клиент уже привык чем-то пользоваться, то для перехода на какие-то альтернативные варианты потребуются веские основания, такие как повышение цены, потеря лицензий, технические ошибки. Что касается власти поставщиков, то тут ситуация интереснее и сложнее. Яндекс может быть практически независим от поставщиков материальных товаров и услуг, так как сможет достаточно легко их заменить, но при этом компания может зависеть от цифровых продуктов иностранных и оте-

чественных компаний, таких как таск менеджеры, операционные системы, сервисы для планирования, CRM системы. Заменить эти компании быстро достаточно тяжело, при этом они играют огромную роль в функционировании бизнеса, единственным решением здесь является разработка собственного программного обеспечения, которое позволит компании не так сильно зависеть от других компаний, но при этом данный подход требует значительных капиталовложений.

Далее предлагаем разобрать угрозы заменителей и интенсивность соперничества, так как эти пункты неразрывно связаны. Конкурентов на рынке цифровых продуктов у Яндекса достаточно, но мы будем отмечать только российские компании, а это Сбер и ВК. Основное соперничество происходит не на фоне поисковой системы, а на создании единой интегрированной платформы, где клиенты могут получить за единую подписку целый пакет услуг. Туда входят такие сервисы, как музыка, доставка, платежная система, почта, голосовые ассистенты. Интенсивность соперничества очень высокая, ни одна компания не может себе позволить ошибаться, иначе ей будет сложнее и сложнее догнать другие. Предлагаем изучить уникальное торговое предложение Яндекса для более полноценного понимания позиции компании на рынке. Ключевое преимущество Яндекса перед конкурентами - это, конечно же, такси. На российском рынке, на данный момент, нет альтернативы в данной сфере, с тех пор как доля Uber была выкуплена Яндексом. Данный фактор, может быть, одним из ключевых показателей для клиентов. Также у Яндекса есть собственный онлайн кинотеатр - Кинопоиск. Конкуренты не обладают подобными собственными сервисами, например Сбер сотрудничает с OKKO, но назвать это полноценной интеграцией нельзя, так как OKKO сохраняет полную независимость. Также предлагаем проанализировать и вывести возможности для развития Яндекса. Прежде всего - это доработка собственной платежной системы, это может стоить компании определенных затрат, однако позволит более широко интегрироваться в

жизнь пользователя и активнее реализовы- бы занять лидирующую позицию, но мы вать свои товары, а также составить кон- уверены, что Яндекс сможет создать до-куренцию Сберу. При этом компании сле- стойную отечественную альтернативу [4]. дует развивать технологии искусственного Мы абсолютно уверены, что именно Ян-интеллекта в сфере перевозок, что позво- декс может и должен стать основой техно-лит им снизить издержки и выйти на ми- логичной России будущего и именно он ровой уровень, так как полноценных аль- позволит нам занять лидирующие позиции тернатив нет, Tesla стремится к тому, что- в мире.

Библиографический список

1. Кулёва А.С. История развития бренда «Яндекс» // Скиф. - 2023. - №5 (81).

2. Презентация о компании июль 2023 // Яндекс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yastatic.net/s3/ir-docs/events/2023/IR_2Q2023_RUS.pdf (дата обращения: 10.08.2023).

3. Search Engine Market Share Russian Federation July 2022 - July 2023 Edit Chart Data // Statcounter. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gs.statcounter.com/search-engine-market-share/all/russian-federation (дата обращения: 10.08.2023).

4. Как Тесла обучает автопилот // Habr. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/ru/articles/450796/ (дата обращения: 10.08.2023).

YANDEX COMPANY ANALYSIS: OPPORTUNITIES AND THREATS A.A. Sadkovkin, Student

Kaluga branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Kaluga)

Abstract. The article comprehensively studies the Yandex company based on the analysis of five forces. The study analyzes the company's reporting for the second quarter of 2023, services offered to customers, as well as data from global statistical centers, which allow to determine the company's position in the market, as well as to form a unique selling proposition of Yandex and find opportunities to develop its own services and strengthen its own position in the market.

Keywords: Yandex, analysis of the five forces, information technology, competition, import substitution, sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.