7. RF Law "About Mass media" from 27.12.1991 N 2124-1.
8. Zasurskij, I. I. (2012) "Ob izmenenijah v mediasrede i soznanii ljudej" [=About changes in the media environment and people's minds], available at: http://www.cossa.ru/articles/234/15838/, accessed 03.02.2015 (in Russ.).
9. Zimmel', G. (1903) "Bol'shie goroda i duhovnaja zhizn'" [=Big cities and spiritual life], available at: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf, accessed 03.02.2015 (in Russ.).
10.Makarenko, V. (2014) "Zhertvy «Tigra»" [=Victims of the Tiger] in Novaya gazeta [=New newspaper], available at: http://www.novayagazeta.ru/inquests/65423.html, accessed 03.02.2015 (in Russ.).
11.McLuhan, M. (2011) Ponimanie media ^Understanding Media], Moscow, 464 p. (in Russ).
12.Percik, E. N. (1991) Geografija gorodov. Geourbanistika [=Geography of cities. Geourbanism], Moscow, 156 p. (in Russ.).
13.Rjabushev, A. (2014) "Kaliningradskaja internet-obshhestvennost' uvleklas' perekrestnym og-nem" [=Kaliningrad online public was fascinated by crossfire], in: Nezavisimaya Gazeta ^Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru/ng_politics/2014-06-03/13_kaliningrad.html, accessed 03.02.2015 (in Russ.).
14.Chernenko, E. (2015) "Halifat upolnomochen zajavit'" [=The Caliphate is authorized to declare], in: Kommersant [=Merchant], available at: http://www.kommersant.ru/doc/2646029?isSearch=True, accessed 03.02.2015 (in Russ.).
15.Jakoreva, A. (2014) "Nepod"emnyj tur" [=Very heavy tour] in in Kommersant [=Merchant], available at: http://www.kommersant.ru/doc/2608268, accessed 03.02.2015 (in Russ.).
А. Р. Габбазов
АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МВД РОССИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
В статье проводится анализ коммуникационной активности МВД России в социальных сетях. Приводятся данные о публикациях в официальных группах МВД в социальных сетях «ВКон-такте», «Одноклассники», «Фейсбук» за 2 месяца. На основе полученных данных разработаны рекоамендации по повышению эффективности коммуникационной активности для МВД в социальных сетях.
Ключевые слова: социальная сеть, контент, коммуникационная активность.
Современное российское общество вслед за развитыми странами становится все более ин-тернетизировано. Так, по данным ФОМ, в настоящее время уровень проникновения интернета в селах составляет около 45%, в городах с населением меньше 100 тысяч человек - 58 %, а в городах с населением от 100 тысяч до миллиона человек - 65 %.
Стремительный рост продолжает аудитория мобильного интернета. За год количество «мобильных» пользователей выросло на 48 % в городах с населением от 100 до 799 тысяч жителей, на 45 % - в Москве и на 34 % - в других городах-миллионниках.
Согласно международным исследованиям, Россия заняла первое место по показателю
продолжительности времени, проведенному в социальных сетях.
Развитие интернета на площадке web 3:0, который позволяет потребителю информации вступать в коммуникацию как с ее автором, так и с другими ее получателями и тем самым влиять на информационное поле сети, а также формировать общественное мнение. Web 3:0 позволяет любому пользователю интернета стать источником информации, формируя контент сети. Именно поэтому журналистский продукт стал дигитализироваться. Я. Н. Засурский считает, что общей единицей для всех средств массовой информации становится текст, обретающий новое цифровое измерение [2. С. 25].
С развитием web 3:0 появились новые медиа. Согласно определению Е. Л. Вартановой, новые средства массовой информации - это объединение технологий нового поколения с традиционными СМИ [1. С. 38]. Данное определение в своем исследовании будем считать рабочим.
После реформы МВД России также стало уделять большое внимание коммуникации с целевыми аудиториями посредством сети интернет. Именно поэтому МВД представлено в основных социальных сетях. У Министерства внутренних дел России есть свой twitter, группа в социальной сети "ВКонтакте", приложения в виде игр в социальной сети "ВКонтакте", мобильное приложение для смартфонов. Также ведомство имеет уникальный сайт, объединяющей на своей площадке сайты всех региональных Главков МВД, что позволяет оперативно обмениваться информацией внутри структуры и выдавать ее целевым аудиториям.
Мы провели сравнительный анализ активности МВД России за 2 месяца в разных социальных сетях: "ВКонтакте", "Фейсбук", "Одноклассники".
За март 2014 года в социальной сети "Одноклассники" было опубликовано 686 ссылок на новости официального сайта МВД России и 26 видеороликов. В апреле 2014 года группа содержала 393 публикации и 14 видеороликов. География новостей обширна, однако, большую часть составила информация из Московской области и Москвы - 35 публикаций, Пермского края - 28, Самарской области - 20, Иркутской области - 20, Красноярского края -19, Республики Коми - 17, Хабаровского края - 13 и Ростовской области - 11.
В апреле больше всего публикаций было посвящено Москве и Московской области - 22 публикации, Перми - 21, о Мурманске писали 19 раз, 18 статей рассказывали о криминогенной остановке в Красноярске, по 13 публикаций о Кемерово и Нижнем Новгороде, 12 - об Удмуртии.
В марте преобладали новости о преступлениях связанных с деньгами (коррупция, подделка и т. п.) - 63 новостных сообщения, мошенничества - 59, убийства - 59, наркотики (хранение, распространение, культивирование и т. п.) - 46, кражи - 31, разбой - 29, акции и конкурсы проводимые МВД, территориальными органами, а также Общественными советами - 27, незаконный игорный бизнес - 23, заявления МВД - 22, спасения граждан со-
трудниками полиции - 19, имиджевые публикации - 10.
В апреле в новостной ленте МВД России преобладали релизы о хранении, распространении наркотических средств - 46 сообщений, убийствах - 29, заявления, изменения в законодательстве, рабочие поездки министра - 27, акции проводимые МВД России на всей территории страны - 24, мошенничества - 21, кражи - 18, оказание помощи гражданам сотрудниками полиции и героические подвиги полицейских - 17, противодействие незаконному игорному бизнесу - 15, информация о пресечении контрафакта - 10. Всего в апреле 2014 года было опубликовано 393 ссылки на официальный сайт, 14 видеороликов. В среднем это равняется 17 публикациям в день.
В результате анализа официальной группы «Министерство внутренних дел России» в социальной сети «ВКонтакте» за март 2014 года выявлено 18 публикаций. Из которых 9 - новости центрального аппарата МВД России, 3 - оказание помощи гражданам сотрудниками полиции и героические подвиги полицейских, 3 релиза-анонса. Географически новости были представлены следующим образом: 10 новостей из Москвы, две - из Нижнего Новгорода, остальные - по одной из разных регионов России. Все новости представлены в виде ссылок на официальный сайт МД России.
В результате анализа официальной группы «Министерство внутренних дел России» в социальной сети «ВКонтакте» за апрель 2014 года выявлено 38 публикаций. 20 из них - релизы центрального аппарата МВД России, 10 посвящены героическим подвигам полицейских разных регионов, 5 - акциям, проводимым МВД России на территории всей страны, 3 - убийствам. 9 новостей было из Москвы и Московской области, 4 - из Крыма и Севастополя.
В результате анализа официальной группы «Министерство внутренних дел России» в социальной сети «Фейсбук» за март 2014 года выявлено 10 публикаций. Из них две информации центрального аппарата МВД России и две о распространении, хранении, приобретении наркотических или психотропных средств. Четыре новости из Москвы и Московской области, две из Амурской области. Остальные публикации были различны по тематике и географии.
В результате анализа официальной группы «Министерство внутренних дел России» в социальной сети «Фейсбук» за апрель 2014 года выявлено 19 публикаций. Из них шесть пресс-
релизов центрального аппарата МВД России, четыре из Москвы и Московской области.
На основе анализа двухмесячной активности МВД России в разных социальных сетях делаем вывод о том, что "Одноклассники" являются основной площадкой из социальных медиа для информирования населения о преступлениях совершенных в разных частях страны. Здесь не оставляются комментарии читателями паблика. Большее количество публикаций за два исследуемых месяца было посвящено Москве и Московской области, Пермскому и Красноярскому краям, а также другим субъектам федерации. По тематической направленности выделяются:
- хранение, распространение и т. п. наркотических и психотропных веществ (46 публикаций в марте и 46 - в апреле);
- мошенничества (59 публикаций в марте и 21 - в апреле);
- убийства (59 публикаций в марте и 29 - в апреле);
- кражи (31 публикация в марте и 18 - в апреле);
- противодействие незаконному игорному бизнесу (23 публикации в марте и 15 - в апреле);
- оказание помощи гражданам сотрудниками органов внутренних дел и спасение жизней граждан полицейскими (19 публикаций в марте и 17 - в апреле);
- акции, проводимые МВД России на всей территории РФ (27 публикаций в марте и 24 - в апреле);
- пресс-релизы центрального аппарата МВД России (изменения в законодательстве, выступления министра и т.п.) (22 публикации в марте и 27 - в апреле).
Проведенное исследование социальной сети "ВКонтакте" показало, что МВД России использует ее для информирования граждан о произошедших изменениях в законодательстве, новых возможностях использования сайтов МВД и мобильных приложений и прочее, а также о новостях, касающихся Москвы и Московской области. Также группа "ВКонтакте" используется для формирования положительного имиджа полиции через публикации об оказании помощи гражданам сотрудниками органов внутренних дел и спасении жизней граждан полицейскими. Здесь минимизирована информация о раскрытых преступлениях и задержанных лицах. Площадка данной социальной сети является, на наш взгляд, самой проблемной, так как здесь открыта стена для
комментариев и каждый желающий на ней может оставить свое сообщение. Администраторы не удаляют информацию, не соответствующую нормам этики, оставленную читателями паблика в комментариях. Нами сделан вывод, что информация криминального характера не публикуется в данной социальной сети в единой группе МВД России, так как практически каждый краевой и областной орган МВД имеет свою группу и публикует региональные новости Главков. Подобные региональные группы объединяют целевые аудитории по географическому принципу. Группы в данной социальной сети разделенные по географическому принципу являются эффективным инструментом распространения информации среди населения. Примером могут служить релизы с фотографиями разыскиваемых детей или подозреваемых в том или ином противоправном деянии лиц.
Страница МВД России в социальной сети "Фейсбук", на наш взгляд, не развита и представлена лишь ссылками на информацию с официального сайта. Коммуникационные возможности данной сети МВД России использует не в полной мере.
Проведенный анализ показал, что во всех трех социальных сетях контент представлен в виде ссылок на официальный сайт МВД России. Информация публикуется в основном о раскрытых преступлениях, что создает положительный имидж полиции. Все сети представляют собой дополнительное пространство для распространения официальных пресс-релизов, в то время как они могли бы использоваться в качестве отдельных информационно-коммуникационных площадок с уникальным контентом, что, на наш взгляд, повысило бы уровень информированности граждан о криминогенной обстановке и способах защиты от противоправных действий. Также сети можно использовать для распространения социальных роликов, видео с задержаний, а также для публикации фотоотчетов. Считаем, что в данный момент МВД России не в полной мере использует потенциал социальных медиа в процессе формирования положительного имиджа полиции России, а также информирования граждан о ее деятельности.
Список литературы
1. Вартанова, Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ / Е. Л. Вартанова // Ин-
формационное общество. - 2008. - Вып. 5-6. -С. 37-39.
2. Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой ин-
формации / Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 2001. - Вып. 2. - С. 24-27.
A. R. Gabbazov
ANALYSIS OF COMMUNICATION ACTIVITY OF RUSSIAN INTERIOR MINISTRY RUSSIA IN SOCIAL NETWORKS
The article analyzes the communication activity the Russian Interior Ministry in social networks. The data on the publication in the Official MIA groups in social networks «VKontakte», «Classmates», «Facebook» for 2 months. Based on these results the author recommends to improve the efficiency of communication activity for the Ministry of Interior in social networks.
Keywords: social network, content, communication activity.
References
1. Vartanova, E. L. (2008) "Novye media kak factor modernizatsii SMI" [=New media as a factor of modernization Media], in: Informatsionnoye obschestvo [=Information Society], 5-6, pp. 37-39 (in Russ).
2. Zasurskiy, Ya.N. (2001) "Informatsionnoye obschestvo, internet I novye sredstva massovoy infor-matsiyi" [=Information society, internet and new media], in: Informatsionnoye obschestvo ^Information Society], 2, pp. 24-27 (in Russ).
Габбазов Альберт Равильевич, аспирант кафедры социальной коммуникации Уральского государственного университета физической культуры.
Н. В. Прохорова
ФЕНОМЕН СПЕЦПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Специальные информационные проекты в интернет-СМИ становятся единой информационной платформой по определенной теме, ориентируя читателей в массиве сообщений разных источников информации, а также выступают площадкой для использования разных мультимедийных технологий. В предлагаемой статье даются определение и классификация спецпроектов и путем анализа двух примеров рассматривается специфика этой формы.
Ключевые слова: специальные информационные проекты, интернет-СМИ.
Современное российское медиапростран-ство претерпевает бурные изменения. По справедливому замечанию Е. Вартановой, «журналистика - какой бы смысл мы ни вкладывали в этот термин — уже никогда не будет прежней» [1]. Новейшие информационно-коммуникационные технологии занимают одно из ведущих
мест в списке факторов, оказывающих влияние на развитие современного информационного общества [18].
За последние двадцать лет роль информации для людей кардинально изменилась, что привело в другой форме ее потребления и восприятия. Традиционную систему коммуникаций