Научная статья на тему 'Анализ ключевых факторов и приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации'

Анализ ключевых факторов и приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1342
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOURISM / TOURISM DEVELOPMENT / RUSSIAN FEDERATION / CURRENT STATE OF TOURISM / TOURISM DEVELOPMENT IN THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Медведева Виктория Владимировна, Слинкова Ольга Константиновна

В данной работе были проанализированы и структурированы ключевые факторы, влияющие на состояние и развитие туризма в Российской Федерации. Выделены приоритетные направления для успешного развития туризма в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ключевых факторов и приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации»

УДК 338

Экономические науки

Медведева Виктория Владимировна,

магистрант, институт экономики и управления, туризм, «ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет »

Слинкова Ольга Константиновна, научный руководитель, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международного туризма и социально-культурного сервиса, НИУ «БелГУ»

АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной работе были проанализированы и структурированы ключевые факторы, влияющие на состояние и развитие туризма в Российской Федерации. Выделены приоритетные направления для успешного развития туризма в стране.

Ключевые слова: туризм, развитие туризма, Российская Федерация, современное состояние туризма, развитие туризма в стране.

Abstract: The article deals with factors affecting the state and development of tourism in the Russian Federation. Highlighted priority areas for the comprehensive development of tourism in the country.

Keywords: tourism, tourism development, Russian Federation, current state of tourism, tourism development in the country.

Туризм является одним из наиболее активно развивающихся направлений предпринимательской деятельности в мире и в Российской Федерации. Занимая собственную нишу в общей массе предложений сферы услуг, туризм тесно взаимосвязан с другими видами предпринимательской деятельности и имеет с

ними много общего по принципам и методам организации и управления. Высокий уровень популярности туризма превращает его в серьезный фактор поддержания социальной стабильности и формирования межнационального диалога. Туризм в России выполняет экономические, просветительские, образовательные, духовные, социальные и гуманитарные функции, способствует культурному становлению нации, наполнению бюджета, созданию новых рабочих мест.

В современных условиях туристские регионы и организации активно конкурируют между собой за привлечение инвестиций, туристов, за рост занятости и благосостояния территории. Успех этой борьбы прямо зависит не только от правильной административной политики, но и от умения найти сильные и слабые стороны, оценить возможности развития и предусмотреть угрозы и варианты их предотвращения.

Анализ научных источников по данной проблематике свидетельствует о том, что существуют весомые теоретические наработки по данному вопросу. Однако, несмотря на активизацию исследовательских усилий, направленных на анализ факторов и направлений развития туризма в Российской Федерации, определенные аспекты регулирования и развития этого направления остаются недостаточно изученными. Необходимо также отметить потребность в разработке научно обоснованных практических рекомендаций продвижения туристического продукта на национальном, федеральном и местном уровнях в рамках государственно-частного партнерства.

Недостаточная изученность, актуальность, теоретическая и практическая значимость приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации определили цель исследования и его задачи.

Цель исследования - анализ ключевых факторов привлекательности Российской Федерации как туристской дестинации, выделение приоритетных проблем и перспективных направлений развития отечественного туризма.

В работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования, которые позволяют комплексно решать поставленные задачи

выбранного направления исследования: логико-диалектического познания, системного подхода (для анализа процессов функционирования туристической сферы), методы статистической группировки, сравнения, и др.

Оценку туристских ресурсов и потенциала определенных экономических территорий традиционно осуществляют на основе характеристик емкости туристских ресурсов, объемов материально-технической базы, географического расположения, степени привлекательности для основной части внутренних и внешних туристов.

При этом необходимо отметить, что наличие туристского потенциала еще не определяет возможность функционирования компаний туристского бизнеса. Для развития сферы туризма данный потенциал является необходимым, но не ключевым фактором. Нужен также спрос на туристские услуги, материальные и финансовые ресурсы, транспортные коммуникации, трудовые ресурсы и пр. Эффективное освоение туристских ресурсов может быть успешным только при наличии всех перечисленных факторов, тогда такие ресурсы являются предпосылками для комплексного развития туризма и смежных отраслей.

В данной работе были проанализированы и структурированы ключевые факторы, влияющие на состояние и развитие туризма в Российской Федерации.

1. Появление новых туристских продуктов. По данным Барометра международного туризма ЮНВТО, число международных туристских прибытий в 2017 году возросло на 3,9% и достигло 1,235 млрд.; количество международных туристов (ночующих посетителей) увеличилось примерно на 46 млн. человек по сравнению с 2016 годом. 2017 год стал восьмым годом устойчивого роста подряд после глобального финансово-экономического кризиса 2009 года, вследствие чего в 2017 году число международных туристов, путешествующих по миру, выросло на 300 млн. чел. по сравнению с докризисным показателем 2008 года [1]. Наблюдается рост спроса на диверсифицированный туристский продукт: рост популярности культурно -познавательного, этнографического, событийного, агротуризма; динамичное

развитие рынка СПА-услуг; увеличение популярности у граждан России горнолыжного отдыха.

2. Рост требований туристов к качеству туристских продуктов и сервиса. Российский потребитель туристских услуг становится все более информированным в области своих прав, а побывав в различных странах и увидев своими глазами, уровень качества аналогичных услуг за рубежом, предъявляет повышенные требования к качеству услуг российского туризма.

3. Рост конкуренции за потребителя на мировом туристическом рынке. Усиление конкурентной борьбы между регионами России. Рост конкуренции на мировом туристическом рынке происходит в результате действия ряда факторов:

- появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;

- достижение пика насыщения некоторых форм и видов туризма (например - рынок пляжного отдыха).

Усиление конкурентной борьбы между регионами России обусловлено ростом спроса на внутренний туристский продукт, включением Республики Крым в состав РФ в 2014 году, развитием туристской инфраструктуры в регионах.

4. Санкции и контрсанкции, перспектива их отмены. Сложная геополитическая ситуация, негативный образ России, формируемый в ряде западных СМИ а также психологическое воздействие санкций, как на туроператоров, так и на туристов сдерживают рост въездного турпотока в страну.

5. Рост въездного туристского потока. По данным Российского союза туриндустрии, въездной туристский поток в Россию в 2016 году вырос до 2,9 млн. чел., что на 13,7% больше, чем в 2015 году [2]. По данным Ростуризма, за 2017 года въездной турпоток в РФ увеличился на 6%. В связи с санкциями, происходит сокращение туристского потока из Европы и США, но наблюдается увеличение туристского потока из стран Азии.

6. Возобновление турпотока на курорты Турции и Египта. Закрытие в ноябре 2015 года двух самых популярных у граждан России зарубежных курортов - Египта и Турции оказало существенное (наряду со снижением доходов россиян и ослаблением рубля) влияние на динамику выездного туристского потока из России. 30 июня 2016 года президент подписал указ, отменяющий, в частности, запрет на реализацию туров в Турцию. Однако, число российских туристов в Турции в 2016 году сократилось на 76,26%. - до 866 тыс. чел., что в несколько раз меньше, чем в 2015 году (3,65 млн. человек).

МИД России рекомендует учитывать высокую угрозу терактов при поездках в Турцию. Данная ситуация способствовала росту туристского потока в Краснодарский край и Республику Крым. Нормализация ситуации с безопасностью в Турции и Египте приведет к восстановлению объема выездного туристского потока из России и снижению количества отдыхающих на российских курортах (в связи с их недостаточной конкурентоспособностью по сравнению с турецкими и египетскими курортами).

7. Снижение ценовой привлекательности выездного туризма из-за ослабления рубля. Процесс ослабления обменного курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам, начавшийся с почти двукратного падения курса рубля в 2014 году, стал причиной соответствующего повышения цен на зарубежные туры, что привело к существенному сокращению выездного туристского потока в 2014-2018 годах. По информации Ростуризма за 2017 год суммарное число российских туристов, выезжающих заграницу, сократилось на 8%. Ранее, в 2016 году, число заграничных туристических поездок россиян сократилось на 31,3%. Вместе с тем, благодаря снижению курса рубля к мировым валютам поездки в Россию для иностранцев стали очень дешевыми, что позволило удовлетворить интерес многих иностранцев к России [3].

8. Снижение покупательской способности населения России. Снижение реальных доходов населения: реальные располагаемые доходы россиян в 2017 год снизились на 1,7% в сравнении с 2016 годом, свидетельствуют данные Росстата. Падение наблюдается четвертый год подряд: в 2016 году реальные

доходы россиян сократились на 5,8%, в 2015 году - на 3,2%, в 2014 году - на 0,7% [5].

9. Несовершенство законодательства, регулирующего туризм:

- несовершенство законодательства в сфере организации прохождения туристами таможенного и пограничного контроля;

- отсутствие законодательства, регулирующего отдельные виды активного отдыха (джипинг, рафтинг, дайвинг и другие).

9. Администрирование санаторно-курортного и туристского комплекса на федеральном уровне распределено между несколькими ведомствами. В настоящее время администрирование отдельных видов деятельности, входящих в санаторно-курортный и туристский комплекс осуществляет Ростуризм, Минздрав России, Минкультуры России.

11. Конкуренция за квалифицированные кадры с другими регионами. Развитие курортов субъектов Российской Федерации наряду с обострением конкуренции за туристский поток и за инвестиционные ресурсы также способствует увеличению конкуренции за квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в области курортов и туризма.

12. Образовательные программы в сфере туризма слабо учитывают современные тенденции и требования отрасли. Образовательные программы в ВУЗ-ах не согласовываются в полной мере с потребностями рынка, не применяются актуальные стандарты, которые сегодня учитываются работодателями при приеме молодых специалистов на работу. Кроме того, наблюдается сокращение количества учебных заведений, готовящих кадры для туриндустрии, объединение кафедр, сокращение числа бюджетных мест, сокращение коммерческого набора.

13. Рост влияния развития информационно-коммуникационных технологий и инноваций на сферу туризма. Глобальное распространение сети «Интернет» привело к развитию туристских информационных систем и онлайновых служб, обеспечивающих прямые продажи туристских услуг конечным потребителям и консультирующих их по всем вопросам,

возникающим при планировании туристских поездок и путешествий. Произошло увеличение количества, повышение удобства и эффективности онлайн-сервисов. Появились новые технологии мобильности. Также наблюдается процесс развития гостиничной и ресторанной техники, а также развитие индустрии развлечений.

14. Возможное ухудшение экологической ситуации. С ростом турпотоков, увеличиваются негативные влияния на окружающую среду:

- уничтожение рекреационных ресурсов в результате влияния антропогенного фактора и превышения допустимой нормы рекреационных нагрузок;

- ухудшение экологического состояния морской акватории в результате промышленного, сельскохозяйственного и городского (бытового) загрязнения;

- рост антропогенной нагрузки на окружающую среду, снижение экологичности регионов;

- уменьшение площадей относительно нетронутых естественных экосистем за счет дальнейшего хозяйственного освоения.

На основании системного анализа были установлены ключевые проблемные факторы, влияющие на туристическую привлекательность РФ.

1. Недостаточная глобальная конкурентоспособность услуг (недостаточный уровень сервиса при высокой цене, высокая доля транспортной составляющей в цене). Пляжный отдых в других странах более привлекателен для значительной части российских туристов в связи с тем, что на большинстве зарубежных курортов пляжный сезон существенно длиннее и туристские предложения в основном имеют форму пакетных туров. Кроме того, затраты на проезд до курортов страны и обратно из дальних регионов России могут составлять до 70% суммы расходов на отдых.

2. Ярко выраженный сезонный характер турпотока: пик в летний период и в новогодние праздники.

3. Недостаточная эффективность системы управления туристическим комплексом:

- высокая доля неорганизованного туристского сектора, которая составляет более половины от общего турпотока;

- недостаточная эффективность системы маркетинга и продвижения туристского продукта;

- недостаточно функциональный единый туристический портал страны;

- недостаточная информированность граждан России и иностранных граждан о туристических возможностях территорий, в т.ч. - недостаточная информированность потенциальной целевой аудитории о видах туризма и отдыха;

- неинформированность о возможностях лечения и отдыха на курортах страны в межсезонье;

- слабые представления о курортах страны как развитых центрах индустрии развлечений и проведения крупных событий культурной, общественной, спортивной жизни страны;

- недостаточные вложения в маркетинг и продвижение санаторно-курортного и туристского комплекса страны по сравнению с ключевыми зарубежными туристическими регионами-конкурентами [4].

4. Отсутствие комплексного туристского продукта с целевым сегментированием, а также отсутствие системы детально проработанных комплексных туристских предложений / туров, охватывающих различные туристические ресурсы региона.

5. Официальная статистика не дает объективную оценку санаторно-курортного и туристского комплексов и результатов их деятельности. С учетом значительной доли неорганизованного туристского сектора и высокой степени взаимопроникновения туризма и смежных секторов, официальная статистика не позволяет на систематической основе оценивать объем туристского потока и вклад санаторно-курортного и туристского комплексов в экономику страны.

6. Нехватка квалифицированных кадров (в т.ч. менеджеров). Данное явление обуславливается отсутствием эффективной системы подготовки и переподготовки кадров, в т.ч. дополнительного образования в рамках

внедрения международных стандартов обслуживания, что приводит к недостаточному уровню сервиса и недостаточно стабильному качеству услуг, предоставляемых небольшими гостиницами и гостевыми домами.

7. Низкий технологический уровень турпродукта и сервисов в сравнении с зарубежными конкурентами, отсутствие удобных и информативных туристско-рекреационных информационных ресурсов.

Российская Федерация обладает мощным потенциалом как для развития внешнего, так и внутреннего туризма. Этому способствуют: огромная территория, разнообразные ландшафты, уникальное историческое и социально-культурное наследие, а в ряде регионов - природа, еще не подверженная антропогенному влиянию. Можно заметить, что на современном этапе развития экономики туристкой отрасли стало уделяться довольно большое внимание. Для дальнейшего развития российского туризма необходимо предпринимать следующие шаги:

- увеличивать строительство туристских объектов, которые должны соответствовать уровню мировых стандартов;

- создавать различные ведомства на местах с целью регулирования деятельности в сфере туризма;

- продолжить работу в области направлений федеральной программы «Развитие туризма в Российской Федерации», в которой отражены условия создания в России современного туристского кластера, который будет конкурентоспособным, эффективным и сможет удовлетворять интересы как отечественных, так и зарубежных туристов.

Для решения этих задач, должна быть разработана целенаправленная государственная политика в области туризма, которая будет включать в себя:

- формирование условий для осуществления внутреннего и въездного туризма на территории России организационного, экономического, правового характера;

- возможность разработки политики в области маркетинга для продвижения национального туристского продукта на внутреннем и зарубежном туристическом рынках;

- повышение уровня и качества обслуживания туристов в сфере туризма.

Таким образом, можно утверждать, что формирование и

функционирование рынка туризма в России должно основываться на учете особенностей политических и экономических реалий государства. Для того чтобы успешно развивать туризм в Российской Федерации, важно и целесообразно концентрировать усилия государственных органов управления, частного бизнеса и местных общин по следующим ключевым направлениям

[7]:

- приоритет отдавать развитию внутреннего туризма, так как спрос на него в последнее время и в последующих прогнозах растет, в перспективе сохраняется высокий уровень востребованности национальных туристских услуг среди граждан страны;

- на основе комплексного анализа существующих тенденций по въездному туризму необходима ориентация и переориентация на новые целевые рынки и направления, которые представлены странами Азиатско-Тихоокеанского региона в частности, Китайской Народной Республикой;

- усилить информационно-просветительскую работу в направлении развития возможностей и преимуществ рынка внутреннего и внешнего туризма в соответствии с теми стереотипами, которые существуют в массовом сознании населения России.

В этом случае может быть получен мощный импульс в развитии регионов и городов Российской Федерации, что, в конечном счете, будет способствовать повышению уровня и качества жизни российских граждан. Кроме этого, развитие рынка туризма позволит повысить качество обслуживания в сфере туризма, создать благоприятные условия для инвестиционного климата в стране, увеличить поступления в бюджеты всех уровней. В свою очередь, это

приведет к увеличению внутренних туристских потоков и будет способствовать доступности туризма для населения всей страны.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3 (действующая редакция, 2016). - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 21.11.2018).

2. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.): Федеральная целевая программа. Утв. постановлением правительства №644 от 02.08.2011 г. - [Электронный ресурс] Консорциум кодекс. - режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content /2/section/28/detail/28 (дата обращения: 12.11.2018).

3. Федеральная служба государственной статистики [2018] [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: http:// www.gks.ru (дата обращения: 01.11.2018).

4. Федеральное агентство по туризму [2018] [Электронный ресурс] / Официальный сайт - режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения:

03.11.2018).

5. Информационное агенство «РБК» [2019] [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: https://www.rbc. ru/economics/09/01/2019/5c357ce29a7947ee35399027 (дата обращения:

03.01.2019).

6. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка [Текст] / А. Ю. Александрова. - М. : Пресс-Соло, 2012. - 384 с.

7. Аккерд Д. А. Создание сильных брендов:. - М. Изд. Д. Гребенщикова, 2012. - 158 с.

8. Биржаков М. Б. «Введение в туризм: Учебник для студентов вузов», 8-е издание, переработанное и дополненное, СПб.: Изд-во «Невский фонд», ИД «Герда», 2015 - 396 с.

9. Вахмистров В. П. Правовое обеспечение туризма: [учебн. пособие по дисциплине специализации спец. «Менеджмент организации»] / В. П. Вахмистров, С. И. Вахмистрова ; Балт. междунар. институт туризма. - СПб.: Михайлов, 2013. - 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.