Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КАМИННЫХ ИЗРАЗЦОВ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. В ИНТЕРЬЕРАХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ'

АНАЛИЗ КАМИННЫХ ИЗРАЗЦОВ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. В ИНТЕРЬЕРАХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМИН / ПЕЧЬ / ИЗРАЗЕЦ / ЗЕРКАЛО / ДЕКОР / УБРАНСТВО / ИНТЕРЬЕР / АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобизь Александра Игоревна, Лапунова Кира Алексеевна

В статье рассматриваются изразцовые камины - важная часть архитектуры внутреннего пространства, как эстетически выразительный, декоративный и техно-функциональный элемент интерьера. В статье анализируются виды каминных изразцов на примере интерьеров исторических зданий XIX - начала XX вв. в городе Ростове-на-Дону для дальнейшего выявления специфических особенностей и последующей разработки методических рекомендаций по исследованию, сохранению, реставрации и реконструкции. Данный анализ разработан на основе метода классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FIREPLACE TILES OF THE 19TH-EARLY 20TH CENTURIES. IN THE INTERIORS OF HISTORICAL BUILDINGS OF THE CITY OF ROSTOV-ON-DON

The article deals with tiled fireplaces - an important part of the architecture of the interior space, as an aesthetically expressive, decorative and techno-functional element of the interior. The article analyzes the types of fireplace tiles using the example of the interiors of historical buildings of the XIX-XX centuries in the city of Rostov-on-Don to further identify specific features and the subsequent development of guidelines for research, conservation, restoration and reconstruction. This analysis is developed on the basis of the classification method.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КАМИННЫХ ИЗРАЗЦОВ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. В ИНТЕРЬЕРАХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ»

УДК 72.04+749.2

АНАЛИЗ КАМИННЫХ ИЗРАЗЦОВ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. В ИНТЕРЬЕРАХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Кобизь Александра Игоревна

Магистрант, ФГБОУ ВПО «Донской Государственный Технический Университет»

tasha-04@list.ru

Лапунова Кира Алексеевна

Доцент, ФГБОУ ВПО «Донской Государственный Технический Университет»

В статье рассматриваются изразцовые камины - важная часть архитектуры внутреннего пространства, как эстетически выразительный, декоративный и техно-функциональный элемент интерьера. В статье анализируются виды каминных изразцов на примере интерьеров исторических зданий XIX - начала XX вв. в городе Ростове-на-Дону для дальнейшего выявления специфических особенностей и последующей разработки методических рекомендаций по исследованию, сохранению, реставрации и реконструкции. Данный анализ разработан на основе метода классификации.

Ключевые слова: камин, печь, изразец, зеркало, декор, убранство, интерьер, архитектура.

ANALYSIS OF FIREPLACE TILES OF THE 19TH-EARLY 20TH CENTURIES. IN THE INTERIORS OF HISTORICAL BUILDINGS OF THE CITY OF ROSTOV-ON-DON

Kobiz Alexandra Igorevna

Master's student, Don State Technical University

tasha-04@list.ru

Lapunova Kira Alekseevna

Associate Professor, Don State Technical University

The article deals with tiled fireplaces - an important part of the architecture of the interior space, as an aesthetically expressive, decorative and techno-functional element of the interior. The article analyzes the types of fireplace tiles using the example of the interiors of historical buildings of the XIX-XX centuries in the city of Rostov-on-Don to further identify specific features and the subsequent development of guidelines for research, conservation, restoration and reconstruction. This analysis is developed on the basis of the classification method.

Key words: fireplace, stove, tile, mirror, décor, furniture, interior, architecture.

Декоративное искусство играет неотъемлемую роль в развитии у человека чувства прекрасного, а предметы, которыми человек окружает себя, представляет собой воплощение его вкуса, выраженное в чем-то материальном. Если мы говорим о живописи и скульптуре, то в большинстве своем это воспроизведение или цитирование видимого мира. Скульптура же - воплощение эмоций и настроений без какого-либо прообраза в натуре. Изразцовое искусство является как раз

декоративным, и в нем изобразительное начало играет подчиненную роль.

Этимология понятия «изразец» трактуется по-разному, но произошло оно от старинного слова «изразить» - вырезать. Изразцы являются керамическим изделием, визуально неотличимым от плитки из обожженной глины. Отличием же является наличие румпы - коробчатого выступа на обратной стороне изразца, обеспечивающего

прочность изделию и энергоэффективность домашней печи или камина.

Первые русские изразцовые печи стали сооружаться на Руси в XV - XVI веках. Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов, и только спустя некоторое время появилось понятие «изразцовая печь», где изразцы являются основным облицовочным материалом.

Пик изразцового искусства в России пришелся на XVII век. В это время из-за большой востребованности стали возникать керамические артели, а позже - производства. Кроме русских изразцовых фабрик, уже к концу XIX века в России функционировали иностранные фабрики, заводы и акционерные общества. Особенно много их было в Петербурге: несколько немецких фирм, финские акционерные общества «АБО» и «Ракколаниоки», русско-бельгийское и русско-богемское общества и т. д. Все эти фирмы выпускали каталоги своих изделий и рассылали их в разные города, рекламируя свою продукцию. В каталогах был представлен достаточно широкий ассортимент изразцовых наборов для печей разной стоимости, разных типов архитектуры и цвета. Печи, изготовленные этими фирмами, были широко распространены по всей территории России. Они заметно отличались от русских печей орнаментальными мотивами и общим архитектурным решением. Источником подражания для них служили западноевропейские готические,

ренессансные и барочные печи.

В настоящее время однозначно установить изготовителя печной облицовки возможно по заводским клеймам, которые, как правило, размещались на тыльной стороне изразца. Технически подобное обследование на сохранившихся изделиях не представляется возможным, благодаря чему необходимо обратиться к литературе, прежде всего к каталогам, прейскурантам и другим рекламным материалам керамических заводов, а также к музейным образцам аналогичных печей, уже прошедших атрибуцию.

Благодаря таким обследованиям было определено, что на территории Ростова-на-Дону до сих пор сохранилось несколько каминов, предположительно относящихся к производству акционерного общества «АБО». Одним из первых примеров являются изразцовые камины, расположенные в бывшем жилом доме по адресу пер. Семашко,15. Внешнее сходство с изразцовыми печами в доходном доме Ф. Ф. Эртеля в Санкт-Петербурге, дают нам почти с точностью определить изготовителя изразцов.

В бывшем жилом доме на Семашко 15, ныне магазин хозтоваров, обнаружено две изразцовые печи. Первая - угловая с

выступающей нижней частью. Вся поверхность печи имеет богатое убранство в стиле неорококо. Боковые части нижнего яруса обозначены двумя пилястрами, повторяющими контуры женского тела. Каминный портал украшен рельефным декором. Изразцы на поверхности всего камина терракотовые с глазурованным покрытием. Мотив изразцов -растительный орнамент, заполняющий преимущественно зеркало камина. Там же по центру расположен медальон, продолжающий тематику неорококо в элементах камина. Все завершает массивный стрельчатый «кокошник», отсылающий своими

пропорциями и элементами к неоготике.

Вторая печь располагается в другом помещении и имеет более компактные габариты, но наиболее богато украшенную изразцами поверхность. Изразцовая печь имеет более геометричные формы, вероятно, данное помещение являлось второстепенным в сетке жилых комнат. Здесь мы можем также заметить цветочный орнамент, некогда популярный у производителя «АБО».

Изразцы имеют глубокий рельеф. Габариты одного изделия - 200 х 225 х 20 мм. Предположительный материал - беложгущаяся масса, майоликовая глазурь.

Аналогичная изразцовая печь была обнаружена в квартире по адресу ул. Темерницкая, 50. Печь практически не сохранилась, но по тому, что осталось, можно отметить, что она также относится к производству завода «АБО». Нижняя часть имеет абсолютно такие же характерные элементы, как на угловой печи, описанной выше. Изразцы практически не сохранились, в отличие от других элементов, вероятно, изготовленных из глины и глазурованных.

Еще одна изразцовая печь, имеющая схожий внешний вид, расположена в местном Музее Краеведения по адресу ул. Большая Садовая, 79. Данная печь представляет собой демонтированный объект с доходного дома по адресу ул. Красноармейская / Буденовский.

Другим крупным производителем изразцов был «Витебский изразцово-майоликовый завод Б. Я. Лисовского». Производство действовало в Витебске в 1877 -1914 гг. и производило печной терракотовый, золоченый и белоглазурованный кафель и майолику. Производство было крайне востребовано. На территории ряда крупных городов располагались магазины с образцами керамики. Такой магазин имелся и в Ростове-на-Дону.

Изразцовая печь данного производства была обнаружена в доме бывшего дома И. М. Шапошникова по адресу ул. Социалистическая 77. Здание было построено в 1885 году, предположительно архитектором Н. А. Дорошенко. Автор интерьеров здания неизвестен.

Стилистически здание относится к неоренессансу, примечательно изящной архитектурой и дошедшими в относительно хорошем состоянии фрагментами убранства, входящими в предмет охраны объекта культурного наследия. Такими элементами являются и изразцовые печи.

Печь, располагающаяся на лестнице, облицована одноцветными рельефными глазурованными изразцами. Под карнизом проходит фриз из полурозеток. В нижнем поясе лицевого зеркала по центру - изразец с розеткой, остальная поверхность печи украшена изразцами с рельефными кольцами, в которые вписаны квадраты. По клейму на обратной стороне изразца удалось установить принадлежность печной облицовки к заводу Б. Я. Лисовского.

Еще одна угловая печь расположена на втором этаже. Завершение камина выполнено в виде двух волют, образующих фронтон с рокайлями - акротериями. В тимпане и фризе помещены картуш и рокайль. Лицевое и боковые зеркала покрыты изразцами с рокайлями и цветами, а цоколь - рокайльными картушами. Каминная полка украшена листьями и завитками с картушем по центральному поясу. Пьедестал декорирован филенками.

Третья угловая печь в доме И.М. Шапошникова - ренессансного типа, расположена в другом помещении и облицована рельефными изразцами. Так же как камин, описанный выше, она имеет сложное навершие с волютами и картушем. Карниз выполнен с использованием растительных мотивов и ионик. Фриз декорирован завитками и овоидными формами в лепестках. Зеркала покрыты изразцами с овальной цветочной розеткой по центру и в сложном восьмиугольном обрамлении, а цоколь - изразцами с близкими по форме розетками, но в прямоугольном обрамлении. На лицевом зеркале имеются также два изразца с крестообразным орнаментом, дополненным цветами. Контурная рама выполнена из узких изразцов с перебивкой.

Печь, расположенная в жилом доме по адресу ул. Темерницкая, 10 выполнена, предположительно, на заводе Б. Я. Лисовского. Печь угловая и имеет богатое убранство по всей поверхности: облицовка одноцветными рельефными глазурованными изразцами. Цоколь массивен и выступает относительно верхней части. Нижний ярус украшен более сложными по пластике изразцами, вписанными в квадрат. Вероятно, ранее по центру мог располагаться либо медальон, либо каминная топка - в настоящее время она утеряна.

Камин завершает активно

выступающий карниз, переходящий во фронтон с рокайлями. Визуально каминный

декор можно отнести к неорококо благодаря богатому убранству и активной деталировке.

Каминная полка украшена завитками и растительными поясками. Пьедестал имеет большую деталировку, за счет чего появляется визуальная устойчивость у объема. В декоре использованы растительные элементы, по центру расположен картуш с листьями.

Подобная изразцовая печь была обнаружена по адресу ул. Тургеневская, 80 на территории хостела «Якорь». Вероятно, раньше здесь находился односемейный жилой дом, и печь выполняла свою прямую функцию обогрева помещения. В настоящее время вся поверхность камина оштукатурена, нижняя часть закрыта. Атрибутировать камин возможно только по верхней части, начиная от полки.

Поверхность зеркала украшена рельефными изразцами с растительно -цветочным орнаментом. Подобные орнаментальные мотивы были установлены на печах в каталоге «Товарищество Шапиро и Альперовича». Аналогичный камин представлен в Государственном музее Эрмитаж.

Камин датируется концом XIX века и в своей стилистике его можно отнести к неорококо благодаря богатому убранству верхней части. Зеркало украшено изразцами с цветочными мотивами, вписанными в квадрат. По периметру зеркало обрамлено тонкими поясками с небольшим рельефом растительного орнамента.

Завершает камин активно

выступающий карниз, по центру которого расположен тимпан с раковиной. Ниже карниза - антаблемент, раскрепованный пилястрами. Пространство между ними заполнено растительным орнаментом.

В жилом доме по адресу пер. Семашко, 74 обнаружен пристенный камин. По сохранившемся изразцам его можно отнести к производству «Товарищество Шапиро и Альперовича». Расположение топки в нижней части позволяет нам предположить, что данная печь была камином и топилась из помещения.

Камин не имеет какой - либо активной пластики у фасадной плоскости. Вся поверхность равномерно заполнена изразцами с растительным орнаментом, схожим с печью по адресу Тургеневская, 8.

Аналогичное решение было найдено и в квартире дома Л.Г. Каралли, Петровская 2/26, где были обнаружены изразцы с растительным орнаментом, в центре которого расположены колокольчики. Здесь изразцы сохранились в достаточно хорошем состоянии, под небольшим наслоением краски можно различить подлинный цвет изразцов - нежный голубой, переходящий в молочно белый оттенок.

На территории бывшего

Противотуберкулезного Диспансера были

также обнаружены несколько каминов, но в разрушенном состоянии. По обнаруженным данным, изразцовых печей был около пяти. В настоящий момент осталась только конструкция печей.

Найденные архивные данные дают понять, что вероятнее всего, печи были выполнены с гладкими изразцами без топки. Часть печей была угловой, часть пристенной.

Аналогичная по внешнему виду печь находится в парадной жилого дома по адресу пер. Семашко, 53. Можно предположить, что на площадке парадной было две печи и они располагались симметрично друг другу.

Внешнее их убранство простое - контур заполнен глазурованными изразцами без какого - либо орнамента. По периметру печь подчеркнута поясками с тонким растительным орнаментом.

Проведенный анализ каминных изразцов в исторических интерьерах на территории города Ростова-на-Дону дает нам понять, что, к сожалению, на настоящий момент сохранилась лишь малая часть исследуемых объектов. Многие были утрачены в военное время и разграблены, часть была потеряна по недобросовестности

собственников здания или квартир. Из обнаруженных изразцовых печей можно сделать вывод, что большая часть принадлежала производству «АБО» и

«Товарищество Шапиро и Альперовича», остальные же представлены в меньшем масштабе, либо производителя не представляется возможным установить. Многие печи имеют богатое убранство, схожее со стилистикой зданий в которых они расположены. Так называемое «северное» направление, представленное в Питере в большом количестве, не было обнаружено вовсе.

Проводимые нами исследования и анализ сохранившихся печей-каминов в исторических интерьерах города Ростова-на-Дону дают возможность предположить, что основное производство, широкое

распространение изразцов и монтаж печей и каминов приходится на вторую половину XIX и начало XX века. Архитектурные схемы расположения печей в интерьерах и лестничных клетках, конструктивные схемы печей, каминов и керамические наборы для облицовки имели ярко выраженный унифицированный характер. Несмотря на разнообразный ассортимент выпускаемых керамических изразцов и печных наборов разных производителей, прослеживается общая система декорирования (рельеф, глазурование, роспись) и флорально-орнаментальный мотив декора с элементами архитектурных стилей необарокко, неорококо, неоренессанс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Весь Ростов и Нахичевань [на Дону] в кармане: адресный и справочный указатель. / Ростов-н/Д.: Тип. изд-ва Советский Юг, 1925 - 352 с.

2. Немцова, Н. И. Русские изразцовые печи XVII—XIX веков. / Н. И. Немцова. - М.: РусАрх, 1986. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.