разгибание рук на брусьях, раз
Поднимание ног к перекладине, раз 6,5±2,8 6,5±2,9 +12,9* -1,2 +20,3* +11,4* +12,2* +22,2*
* - различие между сравниваемыми выборками статистически достоверно (Р < 0,05);
Таблица 3.
Динамика показателей самооценки ФСАН в 1-ой и 2-ой эксперимен-
тальных группах по месячным циклам
Показатели самооценок Месяцы
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
1-я 2-я 1-я 2-я 1-я 2-я 1-я 2-я
До занятий
ФС 46 47 44 47 38 43 40 41
А 40 45 39 41 40 35 37 40
Н 38 44 40 45 36 35 34 39
После занятий
ФС 40 42 35 38 35 44 38 45
А 37 35 34 35 36 45 37 46
Н 41 44 39 39 35 32 33 35
ЛИТЕРАТУРА
1. Веревкин М.П. Мини-футбол на уроке физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2004 - 100 с.
2. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006 - 272 с.
3. Коренберг В.Б.Спортивная метрология: Словарь-справочник: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004 - 340 с.
4. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений - М.:Издательский центр “Академия”, 2005 - 240 с.
5. Перепекин В. А. Восстановление работоспособности футболистов. -М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005 - 112 с.
6. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: “Олимпийская литература”, 1997 - 583 с.
7. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС, 1973, с.216
8. Юдин А.С. Автореф. канд. дис. - Санкт-Петербург: 1991 - 23 с.
АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И
ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТСМЕНА
А.Г. Ширяев, С.А. Карзалов, В.И. Филимонов
Разновидность деятельности человека - СПОРТИВНУЮ соревновательную деятельность (СД) - следует отнести к числу экстремальных видов деятельности, в которых к функциям и системам его организма и психики предъявляются повышенные, а нередко и предельные требования с целью достиже-
ния запланированного результата.
-«ЧТО» и «КАК» при этом «включает» спортсмен?
- Какой ценой это удается ему делать?
- Можно ли это тренировать, готовить к «включению»?
На эти и множество других, подобных вопросов хотел бы знать ответы тренер-практик, для которого СД его спортсмена - цель и смысл жизни.
Мы тоже ищем ответы на эти вопросы.
Цель работы - формирование представления об основах и механизмах выполнения человеком спортивной соревновательной деятельности (на примере бокса).
При кладке фундамента концепции мы (А.Г. Ширяев, 2000, 2002 и др.) следовали ОТ АНАЛИЗА первичного элемента системообразующего фактора соревновательной деятельности - специфичного действия - это наш естественный ПЕРВО-кирпич в строении системы СД.
Любое отдельно взятое специфичное действие боксера, являясь «элементарной единицей» СД, осуществляется как ответ на боевую ситуацию и развивается по известной схеме: восприятие информации поединка ^ ее переработка ^ выбор решения ^ реализация этого решения (см. схему).
То есть: в фазах цикла принимают участие, или иначе - являются «исполнителями» этого действия способности и качества, ответственные за соответствующие фазы его выполнения. Это: фаза 1 - сенсорные системы (зрительная, двигательная и вестибулярная), специализированные чувства (дистанции, противника, момента действия), внимание, интуиция; 2 - память (с запасом решений на базе специфичного опыта); 3 - мышление, характер, волевые качества, способности к антиципации и экстраполированию; 4 - двигательные качества и возможности в специфичной деятельности.
Специфичное (соревновательное) действие боксера. _______(Схема его развития и «исполнители»)________
Стадии Задача Подзадачи «Исполнители» (качества, способности, свойства, функции и т.п.) «Соисполнители» (обеспечивающие базу выполнения отдельных действий и деятельности в целом)
1 2 3 4 5
Восприятие информации Восприятие максимума информации поединка Восприятие информации: - действительной - мнимой Сенсорные системы: - - зрительная - - двигательная - Специализированные чувства: - - дистанции - - противника - - момента действия, удара - - времени, места на ринге Вестибулярная сенсорная система Способность к антиципации Интуиция Специфичный опыт
Перера- ботка Классификация информации Классификация информации на: - полезную Внимание произвольное Внимание непроизвольное
- второстепенную - ложную Специфичный опыт
Накопление вариантов решений Составление решений на основе сличения возникающих с имеющимися образами Память кратковременная и долговременная (запас решений) Память образная и двигательная
Выбор решения Выбор оптимального решения Требования к выбору: - произвести его быстро - выбрать лучшее (по срочно-му и отставленному эффектам) Мышление (быстрота, гибкость) Целеустремленность, самообладание Самолюбие, честолюбие, потребность самоутверждения Способность к антиципации и экстраполированию Специфичный опыт Волевые качества Характер Направленность личности
Исполне- ние Двигательная реализация выбранного решения Выполнение действия с соответствующими цели характеристиками: - временными - динамическими - пространственными - по эффекту Двигательные возможности в специфичной деятельности: - скоростносиловые качества - координационные способности, ловкость - способность замаскировать действие Аэробный, анаэробный, смешанный механизм энергообеспечения соревновательной деятельности
Такой подход позволяет обоснованное определение показателей, обеспечивающих выполнение отдельных специфичных действий и деятельности в целом, что, в свою очередь, полагает конкретизацию состава необходимых и достаточных элементов подсистемы - частных и интегральных методик развития данных показателей.
Итого - около четырех десятков способностей, качеств, умений и свойств нужно, необходимо боксеру, чтобы выполнить только эпизод, т.е. лишь «кусочек» СД.
ОДНАКО, ПОКА ЭТО ИМЕННО «КУСОЧЕК» СД.
Для того, чтобы он был выполнен на своем месте в пространстве и времени нужен еще набор способностей и качеств боксера, которые будут это обеспечивать. При чем здесь, когда рассчитывается место этого действия в ряду других, следует ясно представлять и учитывать его оптимум особенно во времени, где возможны варианты: а) это действие будет в числе «коронных» нашего боксера, б) мы приготовили его (прием) как решение вдруг возникшей ситуации во время боя, в) мы ожидаем его эффективное использование в предстоящем бою и т.п.
Это уже вопросы тактики и мы здесь перечислили основные задачи составляющих тактическое мастерство боксера: перманентную, текуще-
оперативную и стратегическую.
В работах последних лет (В .И. Филимонов, 2000, 2001, 2006; А.Г. Ширяев, 2000, 2002, 2006, Н.И. Краснов, А.Г. Ширяев, 2003 и др.) уровень тактической подготовленности и процесса тактической подготовки предлагается оценивать по состоянию качеств и способностей спортсмена - «организаторов» тактических решений задач СД:
1) перманентный [лат. - постоянный] уровень состава и состояния «исполнителей» перманентно - исполняющего относительно постоянного типа тактики СД;
2) экстренно текущие контроль и нормирование состава и состояния «исполнителей» тактических решений в оперативном режиме - по ходу соревновательного поединка;
3) целенаправленный (стратегически оправданный и обоснованный ) выбор тактики построения предстоящего боя (в зависимости от особенностей противника) со стимуляцией соответствующих «исполнителей».
Подчиняясь логике аналитического подхода, предложенного А.Г. Ширяевым (2006), а так же, принимая во внимание результаты и рекомендации специалистов (С.Н. Белоусов, 1976; В.А. Таймазов, 1981, 1997, Е.В. Калмыков, 1996 и др.), можно пойти дальше - ориентировочно определить классы способностей и качеств - «организаторов» данных тактических форм СД.
К основным «организаторам» перманентного (относительно постоянного) индивидуального стиля СД следует отнести:
- антропометрические данные спортсмена,
- типологические свойства НС,
- волевые качества,
- физические качества, проявляемые в СД,
- технико-тактический арсенал,
- специализированные чувства др.;
И, видимо, естественно, определяющую роль тренера в формировании у боксера индивидуального стиля СД.
«Организаторами» тактических решений в текущем и оперативном режиме являются:
- индивидуальные черты характера, и, с ними - текущее и оперативное состояния боксера,
- адекватные психические процессы,
- волевые качества,
- сравнительные скоростно-силовые характеристики технических приемов СД противника конкретного боя и т.п.,
И, в известной мере, решающую роль секунданта в организации и ведении боя.
Стратегические планы составляются на базе информации об условиях соревнования, о противнике, сопутствующих факторах, подготовленности и индивидуальных особенностях самого спортсмена, что полагает учет и знания:
- цели соревнований,
- задач предстоящего боя,
- технико-тактического арсенала боксера,
- технико-тактического арсенала противника,
- подготовленность боксера,
- подготовленность противника и т. п.
Дополнительные данные по подготовке боксера к турниру или конкретному бою предлагаются в работах специалистов (С.С. Щербаков, 1963; Н.А. Худадов, 1963; Г.О. Джероян, 1970; В.М. Романов, 1979; Т. Андреев, 1980; Г.М. Морозов, 1992; В.А. Таймазов, 1997 и др.).
Такое видение структуры тактического мастерства боксера предложено
А.Г. Ширяевым (2005, 2006), А.Г. Ширяевым, Е.М. Макаренко, А.И. Малети-ным (2006) с наполнением по рекомендациям С.Н. Белоусова (1976), В.А. Таймазова (1981, 1997), Е.В. Калмыкова (1996) и др.
В итоге АНАЛИЗА здесь - данных составляющих - добавляются еще более трех десятков способностей и качеств, их (эти составляющие тактическое мастерство боксера) обеспечивающих или, в нашей трактовке, «организующих» эпизоды - «собирающих» эпизоды, кусочки СД в последовательную, целенаправленную и эффективную соревновательную деятельность спортсмена в бою на ринге.
КАК ВЫВОДЫ
Конкретизированный таким образом набор «исполнителей» и «организаторов» СД боксера:
1. Упорядочивает наше понимание основ и особенностей его СД .
2. Указывает на средства и методы развития необходимых боксеру качеств, способностей и т.п., или, по сути и делу - пути оптимальной подготовки.
3. Многократно увеличивает наши возможности в совершенствовании.
4. Подход можно рекомендовать желающим того специалистам других видов спорта; мы уверены - им поможет такое видение своей практики с обоснованным выходом на методику (- с акцентом на методы избирательного воздействия).
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Т. К. Индивидуална подготовка на боксьора /Т.К. Андреев. София: Медицина и физкултура, 1980. - 13,5 п.л.
2. Белоусов С.Н. Индивидуальная манера ведения боя и пути ее формирования у боксеров/ Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 1976. - 20 с.
3. Белоусов С.Н. Пути формирования индивидуальной манеры ведения боя/ С.Н. Белоусов// Еж. «Бокс», 1978. - С.19 -20.
4. Джероян Г.О. Методика совершенствования техники и тактики в бок-се/Г.О. Джероян// Говорят мастера ринга: сб. научно-метод. работ по боксу; М.: ФиС, 1963. - С. 75-90.
5. Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксера.- М.: ФиС, 1970. - 110
с.
6. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах/ Автореф. дис.... докт. пед. наук. - М., 1996. - 47 с.
7. Краснов Н.И. Самарский бокс: история, методика, практика/Н.И. Краснов, А.Г. Ширяев// Самара: изд. СамГАСУ, 2003. - 21,3 п.л. : ил. -КВК 59585-0010-4.
8. Морозов Г.М. Уроки профессионального бокса/ Г.М. Морозов. - М.: «Гонг», 1992. - 4, 65 п.л.
9. Романов В.М. Мастерство в современном боксе/ В.М. Романов// Еж. «Бокс». - М.: ФиС, 1973. - С. 13 - 14.
10.Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях/ В.М. Романов. - М.: ФиС, 1979. - 10,08 п.л.: ил.
11.Таймазов В.А. Индивидуальный подход к технико-тактической подготовке боксеров с учетом их спортивно-важных качеств/ Дис.... канд. пед. наук. - Л., 1981. - 198 с.
12.Таймазов В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений/ Дис.... докт. пед. наук., СПб, 1997. - 311 с.
13.Таймазов В.А. Основы обучения бою на средней дистанции/ В.А. Таймазов - СПб: ТОО «Шатон», 1997. - 7,0 п.л.
14.Таймазов В.А., Ширяев А.Г. и др. Принцип индивидуализации в работе с квалифицированными боксерами/Метод. разработки. - Л.: ВДКИФК, 1986. - 31 с.
15. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подго-товка/В.И. Филимонов. - М.: «Инсан», 2000. - 25,11 п.л.: ил. КВК 5-85840306-9.
16.Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования/ В.И. Филимонов. - М.: «Инсан», 2001. - 25 п.л.: ил. 18ВК 5-85840311-5.
17.Филимонов В.И. Теория и методика бокса /В.И. Филимонов. - М.: «Инсан», 2006. - 36,5 п.л.: ил. 18ВК 5-85840-337-9.
18.Ширяев А.Г. Педагогические основы организации и содержания многолетней подготовки спортсмена (на примере бокса) / Дис.... докт. пед. наук., СПб, 1992. - С.425 : ил., прил.
19.Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику /А.Г. Ширяев. - СПб: АНО НПО «Мир и семья», ООО «Интерлайн», 2000. - 190с., ил. ISBN 5-9212-0035-
2.
20.Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику /А.Г. Ширяев. - СПб: Изд. «Шатон», 2002. - 190с., ил. ISBN 5-94988-001-3.
21.Ширяев А.Г., Проблематика тактики соревновательной деятельности
в спорте/ А.Г. Ширяев, Е.М. Макаренко, А.И. Малетин //Мат. итог. науч.-
практ. конф. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2006. - С. 28.
22.Ширяев А.Г. Основы методики тактической подготовки современного боксера/ А.Г. Ширяев, Е.М. Макаренко, А.И. Малетин //Мат. итог. науч.-практ. конф. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2006. - С. 28.
23.Ширяев А.Г. К методике тактической «переподготовки» квалифицированного боксера/ А.Г. Ширяев, Е.М. Макаренко, А.И. Малетин, В.А. Под-чищалов //Физическая культура студентов: мат. 55-й межвуз науч.-мет. конф./ СПб: ИЦ ГМТУ, 2006. - С. 157-158. ISBN 5-88303-376-8.
СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА И ПРИКЛАДНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ- БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов
Коренные изменения в жизни российского общества в последние десятилетия отразились и на состоянии воспитания студенческой молодежи. В