обстановке в г. Уфе непосредственно занимались профессора кафедры санитарной гигиены А.В. Мольков, Н.А.Семашко, С.И. Каплун, Д.В. Горфин, С.Н. Черкинский, Винокуров. 19 января 1942 г. в аудитории №38 БГМИ на открытом заседании Учёного совета Первого МГОЛМИ состоялась защита докторской диссертации Н.А. Шерстенникова на тему «Здравоохранение в Башкирской АССР». Официальными оппонентами были профессора Н.А. Семашко, Д.В. Горфин, И.А. Сысин. Благодаря их активному участию в Уфе состоялись следующие конференции: 1-я республиканская (хирургическая) конференция - в 1942 г., 2-я терапевтическая - в 1943 г. и 3-я хирургическая - в 1944 г., которые были посвящены различным вопросам лечения раненых и больных в эвакогоспиталях Башкортостана.
Таким образом, ученые Первого МГОЛМИ внесли неоценимый вклад в развитие здравоохранения Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны.
Литература
1. Смирнов Е.И. Война и военная медицина. 1939-1945 гг. (Мысли и воспоминания). -М.: Медицина, 1976. - С.161-162.
2. ЦГИА РБ. Ф.933, оп.1., д.3593, л.1.
3. ЦГИА РБ. Ф.933, оп.1., д.3224, л.59.
АНАЛИЗ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОБЪЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ г. МОСКВЫ, В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В.В. Ковалева, Н.К. Гришина*, О.В. Гриднев**
Представлен краткий анализ некоторых аспектов деятельности амбулаторно-поликлинических организаций Северо-Восточного административного округа г. Москвы, их кадрового обеспечения в рамках реализации Программы модернизации столичного здравоохранения.
* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко», г. Москва
** ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, г. Москва
Ковалева Виктория Васильевна - к.м.н., ведущий научный сотрудник, [email protected] Гришина Наталья Константиновна - д.м.н., ведущий научный сотрудник, [email protected] Гриднев Олег Владимирович - доцент кафедры, [email protected].
Ключевые слова: Программа модернизации здравоохранения, трехуровневая система организации амбулаторной помощи
Presents brief analysis of some aspects work of outpatient organization North-Eastern Administrative District of city Moscow, their staffing under the Program to modernize public health.
Key words: Program modernization public health, a three-tier system of organization of outpatient care
С 1 января 2011 г. в стране началась реализация региональных программ модернизации здравоохранения, которые представляют собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на модернизацию структуры медицинских организаций, улучшение их оснащенности, расширение охвата населения современными специализированными, в том числе высокотехнологичными методами диагностики и лечения, внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи с целью повышения доступности и качества оказания медицинских услуг. Главная цель данной программы состояла в том, чтобы в течение двух лет каждый регион смог выстроить трехуровневую систему здравоохранения, фактически заново разработав стратегию движения больных в зависимости от профиля, остроты и тяжести заболевания. Правильное территориальное размещение лечебно-профилактических учреждений разного уровня, их обновление и оснащение, а также выстраивание правильных связей между ними - это и есть важнейшая задача модернизации [1]. В целях реализации указанной программы в 2011 г. в Москве было начато беспрецедентное по масштабу и финансовому обеспечению реформирование столичного здравоохранения, в задачи которого входило приведение мощности и структуры сети медицинских организаций системы здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи, совершенствование технологий оказания медицинской помощи, переход к более эффективной организации медицинской помощи за счет формирования трехуровневой системы первичной медико-санитарной помощи и усиления роли амбулаторного звена, создание единого информационного пространства в системе здравоохранения г. Москвы, проведение эффективной кадровой политики, разработка нормативного правового обеспечения. Правительством Москвы была разработана Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. и
Государственная программа «Развитие Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» [2, 3], в реализации которой предусмотрены три этапа:
- начальный этап - 01.01.2011 г. - 31.12.2012 г.
- основной этап - 01.01.2013 г. - 31.12.2015 г.
- завершающий этап - 01.01.2016 г. - 31.12.2016 г.
Целью настоящего исследования - проведение сравнительного анализа за 2009-2013 гг. динамики структуры и объемов амбулаторно-поликлинических организаций (АПО) Северо-Восточного округа (СВАО) Москвы, оказывающих помощь взрослому населению, а также кадрового потенциала. Для сбора данных по изучаемым вопросам использовалась первичная медицинская документация. Наряду с этим был разработан специальный статистический инструментарий (карты сбора необходимой информации). Настоящее исследование имело целью проанализировать наиболее значимые изменения или наметившиеся тенденции в системе организации амбулаторной помощи взрослому населению г. Москвы и разработать научно обоснованные предложения о направлениях дальнейшего совершенствования реализации данной системы.
Численность взрослого населения округа в 2013 г. составляла 1 387 201 человек, что на 11,7% больше, чем в 2009 г.
Одной из главных задач проводимых преобразований - обеспечение кадрами первичного медико-санитарного звена. Проведенный анализ показал, что за изучаемый пятилетний период укомплектованность штатов амбулаторно-поликлинических организаций (АПО) округа врачебным персоналом снизилась с 86,4% до 79,9% к 2012 г. и несколько возросла в 2013 г. - до 82,0%, так и не достигнув уровня 2009 г. Наблюдалась тенденция последовательного ежегодного снижения укомплектованности штатов врачей-терапевтов участковых за этот же период - с 95,5% до 85,2%, а также дисбаланс с кадровым наполнением штатов врачей-специалистов. За последние три года отмечалась отчетливая тенденция снижения уровня обеспеченности населения врачами, как по занятым должностям, так и по числу физических лиц, темпы снижения составили 14,1% и 13,1%.
Анализ объемов деятельности АПО округа за пятилетний период по числу врачебных посещений выявил их некоторое снижение - с 12 114 648 до
11 927 711 (на 1,5%). В структуре врачебных посещений основную долю - от 85% до 92% составляли посещения по поводу заболевания. Обращает на себя внимание увеличение объемов активных посещений за 5-летний период с 122 287 в 2009 г. до 210 223, т.е. почти вдвое (1,7 раза) и патронажных, число которых в 2013 г. возросло в 7,1 раза - с 5992 до 42 696. Организация отделений неотложной медицинской помощи дало увеличение объемов этого вида помощи взрослому населению с 29 128 в 2010 г. до 97 853 посещений - в 2013 г. (в 3,4 раза), а в расчете на одного жителя - с 0,03 до 0,09 демонстрируют востребованность данного вида помощи взрослому населению округа. В целом, за 2011-2013 гг. кратность всех врачебных посещений возросла с 11,0 до 11,7, а на одного жителя - на 6,4%.
В связи с выходом нормативно-методических документов последних лет, регламентирующих порядки проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров [4, 5], количество граждан определенных возрастных категорий, прошедших диспансеризацию, составило в 2013 г. 243 143 человек, что в семь и более раз превысило уровни таковых в предыдущие годы. Распределение граждан, прошедших профосмотры и диспансеризацию по группам здоровья, свидетельствуют о тенденции к снижению удельного веса здорового населения (1 группа здоровья) с 32,6% - 33,1% до 22,4%, а также лиц, имеющих хронические заболевания (3 группа) - с 58,3% до 51,2%, В то же время доля граждан, у которых были выявлены факторы риска развития хронических заболеваний (2 группа), возросла почти втрое - с 9,1% до 26,4%. Согласно разработанной маршрутизации пациенты с установленными 1 или 2 группами здоровья были направлены в центры здоровья для разработки оздоровительных программ, участия в работе школ здоровья. Пациенты с установленной 3 группой здоровья направлены для осуществления диспансерного наблюдения участковыми терапевтами или врачами-специалистами по профилю заболевания. Следует отметить, что количество граждан, у которых впервые были выявлены заболевания при медицинских осмотрах, диспансеризации, за пятилетний период существенно возросло: в 2009-2012 гг. - их доля колебалась от 0,16 до 0,25%, однако в 2013 г. она составила уже 1,8%, что свидетельствует о повышении качества проведения профилактических медицинских осмотров и диспансерной работы. Повышение вклада профилактических мероприятий в улучшение первичной диагностики, скорее всего, является результатом использования
новых организационных технологий и диагностических возможностей, обусловленных улучшением материально-технического оснащения АПО по программе модернизации здравоохранения. Существенно возрос и удельный вес пациентов, вновь взятых под наблюдение, - с 38,6% до 58,1% - в 1,5 раза, что также может свидетельствовать о повышении качества диспансерного наблюдения. Возрастают и показатели полноты охвата диспансеризацией зарегистрированных больных - с 18,1% до 21,4%, а также показатели охвата взрослого населения диспансерным наблюдением - с 243,2 до 275,1 на 1000 населения. Все эти показатели свидетельствуют о смещении акцентов в оказании амбулаторно-поликлинической помощи в сторону усиления профилактики заболеваний и внушают определенный оптимизм.
Таким образом, изучение результатов практической реализации отдельных мероприятий Программы модернизации столичного здравоохранения позволило выявить как положительные стороны проводимых преобразований, так и имеющиеся проблемы. Оптимальное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволит значительно активизировать профилактическую работу учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, укрепить участковую терапевтическую службу, активизировать работу Центров здоровья как подразделений медицинских учреждений первичного звена.. Необходимо продолжить проведение активной кадровой политики в медицинских организациях СВАО, направленной на повышение заинтересованности сотрудников в совершенствовании профилактической работы, повышении их квалификации в сфере профилактики.
Литература
1. Выступление Министра здравоохранения В. Скворцовой на Первом Национальном съезде врачей РФ // Здравоохранение. - 2012. - № 11. - С. 112-125.
2. Постановление Правительства Москвы от 07.04.2011 №114-1111 «О программе модернизации здравоохранения г. Москвы на 2011-2012 годы».
3. Постановление Правительства Москвы от 04.10.2011 № 461-ПП «Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения г. Москвы (Столичное здравоохранение)».
4. Приказ Минздрава России от 06.12.2012 № 1011н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра".
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012 г. № 1006н «Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».