Научная статья на тему 'Анализ кадрового обеспечения и объемов деятельности амбулаторно-поликлинических организаций г. Москвы, в условиях реформирования здравоохранения'

Анализ кадрового обеспечения и объемов деятельности амбулаторно-поликлинических организаций г. Москвы, в условиях реформирования здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ / PROGRAM MODERNIZATION PUBLIC HEALTH / A THREE-TIER SYSTEM OF ORGANIZATION OF OUTPATIENT CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалева В. В., Гришина Н. К., Гриднев О. В.

Представлен краткий анализ некоторых аспектов деятельности амбулаторно-поликлинических организаций Северо-Восточного административного округа г. Москвы, их кадрового обеспечения в рамках реализации Программы модернизации столичного здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковалева В. В., Гришина Н. К., Гриднев О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of manpower supply and dimensions of activity of the Moscow ambulatory institutions under conditions of healthcare reformation

Presents brief analysis of some aspects work of outpatient organization North-Eastern Administrative District of city Moscow, their staffing under the Program to modernize public health.

Текст научной работы на тему «Анализ кадрового обеспечения и объемов деятельности амбулаторно-поликлинических организаций г. Москвы, в условиях реформирования здравоохранения»

обстановке в г. Уфе непосредственно занимались профессора кафедры санитарной гигиены А.В. Мольков, Н.А.Семашко, С.И. Каплун, Д.В. Горфин, С.Н. Черкинский, Винокуров. 19 января 1942 г. в аудитории №38 БГМИ на открытом заседании Учёного совета Первого МГОЛМИ состоялась защита докторской диссертации Н.А. Шерстенникова на тему «Здравоохранение в Башкирской АССР». Официальными оппонентами были профессора Н.А. Семашко, Д.В. Горфин, И.А. Сысин. Благодаря их активному участию в Уфе состоялись следующие конференции: 1-я республиканская (хирургическая) конференция - в 1942 г., 2-я терапевтическая - в 1943 г. и 3-я хирургическая - в 1944 г., которые были посвящены различным вопросам лечения раненых и больных в эвакогоспиталях Башкортостана.

Таким образом, ученые Первого МГОЛМИ внесли неоценимый вклад в развитие здравоохранения Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны.

Литература

1. Смирнов Е.И. Война и военная медицина. 1939-1945 гг. (Мысли и воспоминания). -М.: Медицина, 1976. - С.161-162.

2. ЦГИА РБ. Ф.933, оп.1., д.3593, л.1.

3. ЦГИА РБ. Ф.933, оп.1., д.3224, л.59.

АНАЛИЗ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОБЪЕМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ г. МОСКВЫ, В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В.В. Ковалева, Н.К. Гришина*, О.В. Гриднев**

Представлен краткий анализ некоторых аспектов деятельности амбулаторно-поликлинических организаций Северо-Восточного административного округа г. Москвы, их кадрового обеспечения в рамках реализации Программы модернизации столичного здравоохранения.

* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко», г. Москва

** ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, г. Москва

Ковалева Виктория Васильевна - к.м.н., ведущий научный сотрудник, [email protected] Гришина Наталья Константиновна - д.м.н., ведущий научный сотрудник, [email protected] Гриднев Олег Владимирович - доцент кафедры, [email protected].

Ключевые слова: Программа модернизации здравоохранения, трехуровневая система организации амбулаторной помощи

Presents brief analysis of some aspects work of outpatient organization North-Eastern Administrative District of city Moscow, their staffing under the Program to modernize public health.

Key words: Program modernization public health, a three-tier system of organization of outpatient care

С 1 января 2011 г. в стране началась реализация региональных программ модернизации здравоохранения, которые представляют собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на модернизацию структуры медицинских организаций, улучшение их оснащенности, расширение охвата населения современными специализированными, в том числе высокотехнологичными методами диагностики и лечения, внедрение порядков и федеральных стандартов оказания медицинской помощи с целью повышения доступности и качества оказания медицинских услуг. Главная цель данной программы состояла в том, чтобы в течение двух лет каждый регион смог выстроить трехуровневую систему здравоохранения, фактически заново разработав стратегию движения больных в зависимости от профиля, остроты и тяжести заболевания. Правильное территориальное размещение лечебно-профилактических учреждений разного уровня, их обновление и оснащение, а также выстраивание правильных связей между ними - это и есть важнейшая задача модернизации [1]. В целях реализации указанной программы в 2011 г. в Москве было начато беспрецедентное по масштабу и финансовому обеспечению реформирование столичного здравоохранения, в задачи которого входило приведение мощности и структуры сети медицинских организаций системы здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи, совершенствование технологий оказания медицинской помощи, переход к более эффективной организации медицинской помощи за счет формирования трехуровневой системы первичной медико-санитарной помощи и усиления роли амбулаторного звена, создание единого информационного пространства в системе здравоохранения г. Москвы, проведение эффективной кадровой политики, разработка нормативного правового обеспечения. Правительством Москвы была разработана Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. и

Государственная программа «Развитие Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» [2, 3], в реализации которой предусмотрены три этапа:

- начальный этап - 01.01.2011 г. - 31.12.2012 г.

- основной этап - 01.01.2013 г. - 31.12.2015 г.

- завершающий этап - 01.01.2016 г. - 31.12.2016 г.

Целью настоящего исследования - проведение сравнительного анализа за 2009-2013 гг. динамики структуры и объемов амбулаторно-поликлинических организаций (АПО) Северо-Восточного округа (СВАО) Москвы, оказывающих помощь взрослому населению, а также кадрового потенциала. Для сбора данных по изучаемым вопросам использовалась первичная медицинская документация. Наряду с этим был разработан специальный статистический инструментарий (карты сбора необходимой информации). Настоящее исследование имело целью проанализировать наиболее значимые изменения или наметившиеся тенденции в системе организации амбулаторной помощи взрослому населению г. Москвы и разработать научно обоснованные предложения о направлениях дальнейшего совершенствования реализации данной системы.

Численность взрослого населения округа в 2013 г. составляла 1 387 201 человек, что на 11,7% больше, чем в 2009 г.

Одной из главных задач проводимых преобразований - обеспечение кадрами первичного медико-санитарного звена. Проведенный анализ показал, что за изучаемый пятилетний период укомплектованность штатов амбулаторно-поликлинических организаций (АПО) округа врачебным персоналом снизилась с 86,4% до 79,9% к 2012 г. и несколько возросла в 2013 г. - до 82,0%, так и не достигнув уровня 2009 г. Наблюдалась тенденция последовательного ежегодного снижения укомплектованности штатов врачей-терапевтов участковых за этот же период - с 95,5% до 85,2%, а также дисбаланс с кадровым наполнением штатов врачей-специалистов. За последние три года отмечалась отчетливая тенденция снижения уровня обеспеченности населения врачами, как по занятым должностям, так и по числу физических лиц, темпы снижения составили 14,1% и 13,1%.

Анализ объемов деятельности АПО округа за пятилетний период по числу врачебных посещений выявил их некоторое снижение - с 12 114 648 до

11 927 711 (на 1,5%). В структуре врачебных посещений основную долю - от 85% до 92% составляли посещения по поводу заболевания. Обращает на себя внимание увеличение объемов активных посещений за 5-летний период с 122 287 в 2009 г. до 210 223, т.е. почти вдвое (1,7 раза) и патронажных, число которых в 2013 г. возросло в 7,1 раза - с 5992 до 42 696. Организация отделений неотложной медицинской помощи дало увеличение объемов этого вида помощи взрослому населению с 29 128 в 2010 г. до 97 853 посещений - в 2013 г. (в 3,4 раза), а в расчете на одного жителя - с 0,03 до 0,09 демонстрируют востребованность данного вида помощи взрослому населению округа. В целом, за 2011-2013 гг. кратность всех врачебных посещений возросла с 11,0 до 11,7, а на одного жителя - на 6,4%.

В связи с выходом нормативно-методических документов последних лет, регламентирующих порядки проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров [4, 5], количество граждан определенных возрастных категорий, прошедших диспансеризацию, составило в 2013 г. 243 143 человек, что в семь и более раз превысило уровни таковых в предыдущие годы. Распределение граждан, прошедших профосмотры и диспансеризацию по группам здоровья, свидетельствуют о тенденции к снижению удельного веса здорового населения (1 группа здоровья) с 32,6% - 33,1% до 22,4%, а также лиц, имеющих хронические заболевания (3 группа) - с 58,3% до 51,2%, В то же время доля граждан, у которых были выявлены факторы риска развития хронических заболеваний (2 группа), возросла почти втрое - с 9,1% до 26,4%. Согласно разработанной маршрутизации пациенты с установленными 1 или 2 группами здоровья были направлены в центры здоровья для разработки оздоровительных программ, участия в работе школ здоровья. Пациенты с установленной 3 группой здоровья направлены для осуществления диспансерного наблюдения участковыми терапевтами или врачами-специалистами по профилю заболевания. Следует отметить, что количество граждан, у которых впервые были выявлены заболевания при медицинских осмотрах, диспансеризации, за пятилетний период существенно возросло: в 2009-2012 гг. - их доля колебалась от 0,16 до 0,25%, однако в 2013 г. она составила уже 1,8%, что свидетельствует о повышении качества проведения профилактических медицинских осмотров и диспансерной работы. Повышение вклада профилактических мероприятий в улучшение первичной диагностики, скорее всего, является результатом использования

новых организационных технологий и диагностических возможностей, обусловленных улучшением материально-технического оснащения АПО по программе модернизации здравоохранения. Существенно возрос и удельный вес пациентов, вновь взятых под наблюдение, - с 38,6% до 58,1% - в 1,5 раза, что также может свидетельствовать о повышении качества диспансерного наблюдения. Возрастают и показатели полноты охвата диспансеризацией зарегистрированных больных - с 18,1% до 21,4%, а также показатели охвата взрослого населения диспансерным наблюдением - с 243,2 до 275,1 на 1000 населения. Все эти показатели свидетельствуют о смещении акцентов в оказании амбулаторно-поликлинической помощи в сторону усиления профилактики заболеваний и внушают определенный оптимизм.

Таким образом, изучение результатов практической реализации отдельных мероприятий Программы модернизации столичного здравоохранения позволило выявить как положительные стороны проводимых преобразований, так и имеющиеся проблемы. Оптимальное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволит значительно активизировать профилактическую работу учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, укрепить участковую терапевтическую службу, активизировать работу Центров здоровья как подразделений медицинских учреждений первичного звена.. Необходимо продолжить проведение активной кадровой политики в медицинских организациях СВАО, направленной на повышение заинтересованности сотрудников в совершенствовании профилактической работы, повышении их квалификации в сфере профилактики.

Литература

1. Выступление Министра здравоохранения В. Скворцовой на Первом Национальном съезде врачей РФ // Здравоохранение. - 2012. - № 11. - С. 112-125.

2. Постановление Правительства Москвы от 07.04.2011 №114-1111 «О программе модернизации здравоохранения г. Москвы на 2011-2012 годы».

3. Постановление Правительства Москвы от 04.10.2011 № 461-ПП «Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения г. Москвы (Столичное здравоохранение)».

4. Приказ Минздрава России от 06.12.2012 № 1011н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра".

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012 г. № 1006н «Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.