Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСТОРИОГРАФИИ ПО РАЗВИТИЮ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ (ОТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО ДО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА ИППОНСКОГО)'

АНАЛИЗ ИСТОРИОГРАФИИ ПО РАЗВИТИЮ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ (ОТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО ДО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА ИППОНСКОГО) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА / АНТРОПОЛОГИЯ / ХРИСТОЛОГИЯ / СОТЕРИОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ПАТРОЛОГИЯ / АВГУСТИН ИППОНСКИЙ / ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ / ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ / ФЕОДОР МОПСУЭСТИЙСКИЙ / НЕМЕЗИЙ ЭМЕССКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилов Андрей Владиленович

В статье на основании историографического анализа делается вывод о том, что несмотря на множество работ по раннехристианской патристике, по влиянию античной философии на формирование христологии и триадологии в трудах христианских богословов поздней античности, в богословской науке отсутствуют широкоохватные и детальные исследования не просто по антропологическим воззрениям отдельных отцов Церкви, а именно по вопросу развития христианской антропологии в греческой и латинской патристике II-V вв. Согласно исследованиям автора статьи, спорадические богословские наработки раннехристианской антропологии, испытывая влияние со стороны современных им христологических, триадологических, пневматологических и сотериологических концепций, в свою очередь оказывали влияние на них. Они заложили фундамент для построения антропологической системы Православия в эпоху раннего средневековья кон. V - кон. XII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HISTORIOGRAPHY ON THE DEVELOPMENT OF THE EARLY CHRISTIAN ANTHROPOLOGY (FROM ST. IRENAEUS OF LYON TO ST. AUGUSTINE)

Systematically, none of the former and current theologians and philosophers have studied, how after a qualitatively new stage of the anthropological thought of Irenaeus of Lyon, the following him theologians developed his concept or put forward their counter-ideas, arguing or agreeing with Irenaeus. Based on the historiographical analysis, it can be contend that despite the many works on the early Christian patristics, on the influence of ancient philosophy on the formation of Christology and triadology in the works of Christian theologians of late antiquity, in theological science there are no comprehensive and detailed studies not just on the anthropological views of individual Church fathers, but on the development of the Christian anthropology in Greek and Latin patristics of the 2th-5th centuries. According to the author's research, the sporadic theological developments of the early Christian anthropology, influenced by contemporary Christological, triadological, pneumatological and soteriological concepts, in turn influenced them. They laid the foundation for the construction of the anthropological system of Orthodoxy in the Early Middle Ages of the late 5th - late 12th centuries.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСТОРИОГРАФИИ ПО РАЗВИТИЮ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ (ОТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО ДО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА ИППОНСКОГО)»

УДК 233.5

А. В. Данилов

Анализ историографии по развитию раннехристианской антропологии (от священномученика Иринея Лионского до блаженного Августина Иппонского)

Аннотация. В статье на основании историографического анализа делается вывод о том, что несмотря на множество работ по раннехристианской патристике, по влиянию античной философии на формирование христоло-гии и триадологии в трудах христианских богословов поздней античности, в богословской науке отсутствуют широкоохватные и детальные исследования не просто по антропологическим воззрениям отдельных отцов Церкви, а именно по вопросу развития христианской антропологии в греческой и латинской патристике II-V вв. Согласно исследованиям автора статьи, спорадические богословские наработки раннехристианской антропологии, испытывая влияние со стороны современных им христологических, триадо-логических, пневматологических и сотериологических концепций, в свою очередь оказывали влияние на них. Они заложили фундамент для построения антропологической системы Православия в эпоху раннего средневековья кон. V - кон. XII вв.

Ключевые слова: позднеантичная культура, антропология, христо-логия, сотериология, христианство, патрология, Августин Иппонский, Ириней Лионский, Григорий Богослов, Феодор Мопсуэстийский, Немезий Эмесский.

Образец цитирования: Данилов, А. В. Анализ историографии по развитию раннехристианской антропологии (от священномученика Иринея Лионского до блаженного Августина Иппонского) / А. В. Данилов // XPONOZ. Церковно-историчес-кий альманах. - 2022. - № 10. - С. 9-37.

Об авторе: Данилов Андрей Владиленович - доктор философии (PhD), кандидат богословия; преподаватель Минской духовной академии; заведующий кафедрой религиоведения Института теологии Белорусского государственного университета. E-mail: danilov_andrei@hotmail.com ORCID: 0000-0003-3699-648X

A. V. Danilov

Analysis of historiography on the development of the Early Christian anthropology (from St. Irenaeus of Lyon to St. Augustine)

Annotation. Systematically, none of the former and current theologians and philosophers have studied, how after a qualitatively new stage of the anthropological thought of Irenaeus of Lyon, the following him theologians developed his concept or put forward their counter-ideas, arguing or agreeing with Irenaeus. Based on the historiographical analysis, it can be contend that despite the many works on the early Christian patristics, on the influence of ancient philosophy on the formation of Christology and triadology in the works of Christian theologians of late antiquity, in theological science there are no comprehensive and detailed studies not just on the anthropological views of individual Church fathers, but on the development of the Christian anthropology in Greek and Latin patristics of the 2th-5th centuries. According to the author's research, the sporadic theological developments of the early Christian anthropology, influenced by contemporary Christological, triadological, pneumatological and soteriological concepts, in turn influenced them. They laid the foundation for the construction of the anthropological system of Orthodoxy in the Early Middle Ages of the late 5th - late 12th centuries.

Keywords: late Antique culture, anthropology, Christology, triadology, soteriology, Christianity, patrology, Augustine of Hippo, Irenaeus of Lyons, Gregory the Theologian, Theodore of Mopsuestia, Nemesius of Emesa.

For citation: Danilov A. V. Analysis of historiography on the development of the Early Christian anthropology (from St. Irenaeus of Lyon to St. Augustine). XPONOS. Church-historical almanac, 2022, no. 10, pp. 9-37.

About author: Danilov Andrey Vladilenovich - Lecturer at the Minsk Theological Academy; Head of the Department of Religious Studies of the Institute of Theology, Belarusian State University; Doctor of Philosophy (PhD), Candidate of Theology. E-mail: danilov_andrei@hotmail.com ORCID: 0000-0003-3699-648X

К настоящему времени никто из прежних или нынешних теологов и философов не осуществил систематическое изучение той качественно новой ступени антропологической мысли, отражающей понимание образа и подобия Божия в человеке, на которую она поднялась в богословии священномученика Иринея Лионского. Остается малоизученным и то, каким образом следующие за священно-мучеником богословы развивали его концепцию или же выдвигали свои контридеи. Целью настоящей статьи является анализ историографии проблематики развития раннехристианской антропологии от священномученика Иринея Лионского до блаженного Августина Иппонского.

По антропологии священномученика Ипполита Римского есть два кратких абзаца у профессора К. Е. Скурата: после грехопадения человек из властителя природы превратился в ее раба, душа бессмертна, а тело воскреснет1. По антропологическим представлениям Евсевия Кесарийского специализированных работ нет. Краткое описание его богословия можно найти в статье Ганса-Георга Опи-ца2. По антропологическим представлениям Маркелла Анкирского специализированных работ нет, но его христология рассматривается в монографии Клауса Зибта3. Сравнительный анализ богословия святителя Амфилохия Иконийского с отцами-капподокийцами дается Карлом Холлом4. По антропологическим воззрениям встречаются только отдельные и несвязанные между собой высказывания.

Критическая наука в течение ХХ ст. рассматривала Лактанция почти исключительно как литературную или историческую персону, однако недавние исследования продемонстрировали потенциал его богословия, позволяющий нам понять богословскую мотивацию дособорной Церкви. В диссертации Джона Энтони МакГуки-на5 предпринята попытка проанализировать тексты Лактанция как эссе по богословской коммуникации, адресованные в первую оче-

1 Скурат, К. Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I-V века) / К. Е. Скурат. - М. : Троицкий собор, 2006. - С. 206-207.

2 Opitz, H.-G. Euseb von Caesarea als Theologe // Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft / H.-G. Opitz. - Berlin : de Gruyter, 1935. - № 34. - S. 1-19.

3 Seibt, K. Die Theologie des Markell von Ankyra / K. Seibt. - Berlin-NY : de Gruyter, 1994. - XIV, 558 s.

4 Holl, K. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältnis zu den grossen Kappadoziern / K. Holl. - Tübingen-Leipzig : Mohr Siebeck, 1904. - VII, 266 s.

5 McGuckin, J. A. Researches into the Divine Institutes of Lactantius / J. A. McGuckin. -London : British Library Document Supply Centre, 1981. - 539 sht.

редь языческим литераторам, но в то же время обращенные и к христианским читателям. Эта диссертация рассматривает состояние латинской богословской традиции накануне Никейского собора. Исследование выявляет святоотеческие источники, к которым обращается Лактанций. Богословский анализ его апологии охватывает учение о Боге, антропологию и христологию. Антропологические воззрения Лактанция отстраиваются от практических апологетических соображений. Он часто применяет стоический топос «status rectus», хотя Лактанций модифицирует философские концепции источников, к которым он обращается, помещая этот топос в контекст христианского богослужения и этики. Христология у Лактан-ция слабо связана с его антропологией.

МакГукин доказывает, что Лактанций зависим от богословия Логоса у апологетов, а христология Духа приводит его к дуализму, а именно ереси бинитарианизма (догмат о двуедином Боге). В целом в диссертации МакГукина Лактанций предстает как богослов, который «оглядывается на древние традиции церковного богословия и гораздо более далек от Никеи, чем можно было бы предположить за двадцать лет до собора». По антропологическим взглядам Лактан-ция в диссертации говорится немного. Однако у других патрологов еще меньше.

Антропологией Феодора Мопсуестийского занимались ливанский философ Набиль эль-Хури «Человек как подобие Божие. Исследование по антропологии Феодора Мопсуестийского»6 и бельгийский богослов Петер Брунс7. Катехизические проповеди Феодора Мопсуестийского, одного из крупных экзегетов Древней Церкви, дошли до нас не в греческом оригинале, а в сирийском переводе. Причины этого - жесткие споры о православности его богословских взглядов. Исследование Брунса дает общее представление о богословском мышлении Феодора Мопсуестийского. Основная идея его антропологии и христологии - сочетание и реляция божественного и человеческого, вечного и временного, неизменного и преходящего. Исследованию творческого наследия Феодора Мопсу-

6 El-Khoury, N. Der Mensch als Gleichnis Gottes. Eine Untersuchung zur Anthropologie des Theodor von Mopsuestia / N. El-Khoury // Oriens Christianus. - Wiesbaden : Harrassowitz, 1990. - Vol. 74. - S. 62-71.

7 Bruns, P. Den Menschen mit dem Himmel verbinden. Eine Studie zu den katechetischen Homilien des Theodor von Mopsuestia / P. Bruns. - Louvain : aedibus Peeters, 1995. -XVIII, 444 s. - (Corpus scriptorum christianorum orientalium ; T. 89).

естийского посвятил свою монографию Роберт Деврисс8. Его книга -это не просто обстоятельное изложение имеющихся знаний о Фео-доре, но новое и оригинальное изложение учения Феодора Мопсуестийского, основанное на обильном источниковедческом материале. Имея в своем распоряжении большое количество рукописей, в основном неопубликованных, и владея глубоким знанием истории богословских споров V-VI вв., Деврисс критически использовал их в исследовании. Он провел тщательную экспертизу всех доступных документов, исключив многие фрагменты, которые ранее были ошибочно приписаны епископу Феодору Мопсуестийскому.

Епископ Немезий Эмесский - один из немногих раннехристианских мыслителей, к исследованию антропологии которого обращался целый ряд богословов, философов и религиоведов в XX-XXI вв. В 1904 г. Ф. С. Владимирский сделал перевод трактата Немезия «О природе человека» на русский язык9. В 1991 г. М. А. Гарнцевым был предпринят повторный перевод третьей главы трактата. Антропологии Немезия посвящена защищенная в 1913 г. магистерская (в нынешнем понимании - докторская) диссертация Ф. С. Владимирского «Антропология и космология Немезия, епископа Емесского»10. В этом исследовании собственно антропологии Немезия и ее философскому контексту посвящен только второй отдел первой части: телесность, взаимодействие души и тела, нематериальность души, ее способности и функции (С. 69-224). В первом отделе первой части анализируются его космологические представления, а вторая часть сначала кратко рассматривает влияние богословия Немезия на последующую патристику, а затем схематично описываются космологические и психологические аспекты православного богословия. Архимандрит Киприан (Керн) посвятил епископу Немезию Эмес-скому несколько подразделов своей диссертации по антропологии святителя Григория Паламы: место человека в мире, состав человека (душа, ее соединение с телом и устроение души), происхождение души, загробная судьба человека, назначение человека11.

8 Devreesse, R. Essai sur Théodore de Mopsueste / R. Devreesse. - Vatican : Biblioteca Apostolica Vaticana, 1948. - VII, 439 p. - (Studi e Testi. Biblioteca Apostolica Vaticana ; 141).

9 Немезий Эмесский. О природе человека / Немезий Эмесский. - М., 2011.

10 Владимирский, Ф. С. Антропология и космология Немезия, епископа Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе / Ф. С. Владимирский. - Житомир : М. Дененман, 1912. - 454 с.

11 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы / архимандрит Киприан (Керн). - М. : Паломник, 1996. - С. 177-184.

Классическими зарубежными исследованиями нач. ХХ в. антропологических и космологических воззрений Немезия Эмес-ского считаются монография Вернера Егера «Немезий Эмесский: исследования источников по неоплатонизму и его начало в текстах Посидония»12 и комплекс статей Айлива Скарда «Исследования по Немезию». Выдержки из Немезия, которые были включены в третью часть фрагмента «Stoicorum Veterum» фон Арнима, ясно показали, что в трактате Немезия можно найти ценный материал по поздней истории стоицизма и связи стоицизма с другими философскими направлениями.

В своей монографии, ставшей классической, В. Егер пытается выявить основные источники, на которые опирался Немезий. Он рассматривает не весь трактат целиком, хотя и считает, что трактат нуждается в тщательном анализе, а несколько глав, которые показались ему особенно важными. Анализ сочинения Немезия подразумевается, что видно из подзаголовка, как подготовительная работа к историческому исследованию по неоплатонизму. «С равным основанием, - пишет Егер, - я мог бы назвать свою работу просто "Расследование, касающееся Посидония"». Утверждается, что именно Посидоний является подлинным основателем неоплатонизма, и недавние исследования делают все более очевидным, что его эклектическая система оказала, безусловно, сильное влияние на философский и богословский дискурс в Римской империи. Хотя Платон и Аристотель всегда были великими именами, но Посидоний стал посредником, через которого их воспринимали, был признанным толкователем и гармонизатором их доктрин.

Исследование Егера разделено на две части: первая озаглавлена «Теория познания Галена и ранний неоплатонизм», вторая - «Метафизика Посидония у Немезия». В первой части, рассматривающей антропологические аспеты, у Егера шесть глав, касающихся ощущений и чувств, и две главы, касающиеся чувств и памяти. Для описания чувств основным источником является утерянная работа Галена в пятнадцати книгах, часть которой сохранилась в текстах Платона и Гиппократа. Во второй части Егер непосредственно задается вопросом, показывают ли метафизические доктрины Немезия признаки влияния на него Посидония. Это самая интересная глава в книге, которая последующими исследователями трактата Немезия

12 Jaeger, W. Nemesios von Emesa : Quellenforschungen zum Neuplatonismus und seinen Anfängen bei Poseidonios / W. Jaeger. - Berlin : Weidmann, 1914. - 143 s.

особенно внимательно и критически разбиралась. Первоначальным философским синтезом у Немезия был синтез Посидония. Таковы выводы Егера. Критически настроенный исследователь может найти поводы для сомнения в них.

Эйлив Скард развивает и углубляет исследовательскую гипотезу Егера. В серии статей «Исследования по Немезию» Скард высказы-ват предположение о том, что Немезий в первой главе своего трактата использует большие отрывки из «Гомилий на Бытие»13 Оригена. Также Скард стремится доказать, что Гален действовал как посредник между Посидонием и Немезием14, принимая во внимание частое использование текстов Галена святителем Григорием Нисским. Однако у Скарда ничего нет об антропологии Немезия.

Из недавних зарубежных исследований, обращающихся к антропологическим воззрениям Немезия Эмесского, можно назвать монографию Анастасиоса Каллиса «Человек в космосе. Образ мира у Немезия Эмесского»15. Она написана на базе прочитанных им в 1974 г. лекций на католическом факультете Мюнстерского университета. В отличие от В. Егера и А. Скарда, которые утверждали, что Немезий был компилятором чужих идей, и что его учение о природе человека лишено какой-либо оригинальности, потому что антропологические темы заимствованы Немезием у греческих и римских философов, известных в древности (особенно у Оригена, Посидония и Галена), Анастасиос Каллис утверждает, что епископ Немезий Эмесский отнюдь не банальный подражатель. Поэтому Каллис приходит к выводу, что трактат Немезия - это «первый антропологический компендиум христианской философии». Эту мысль пытается доказательно изложить Каллис в своей монографии, анализируя антропологию Немезия в пяти удачно сбалансированных главах: космические элементы как составляющие человеческого существа, макрокосмическое единство (сравнение с теорией иерархических ступеней бытия Посидония), особое место человека, душа в иерархически ступенчатом космосе, микрокосмическое единство (сравнение с Аммонием Саккасом).

13 Skard, E. Nemesiosstudien I / E. Skard // Symbolae Osloenses : Norwegian Journal of Greek and Latin Studies. - Oslo : Taylor & Francis, 1936. - Vol. 15/16. - P. 23-43.

14 Skard, E. Nemesiosstudien II / E. Skard // Symbolae Osloenses. - Oslo : Taylor & Francis, 1937. - Vol. 17. - P. 9-25.

15 Kallis, A. Der Mensch im Kosmos. Das Weltbild Nemesios von Emesa / A. Kallis. -Münster, 1978.

Книга Беатрис Мотта «Экстремальное посредничество. Антропология Немезия Эмесского между платонизмом и аристотелизмом»16 построена следующим образом: после краткого введения (Р. 13-16), в первой из трех глав «Жизнь и деятельность Немезия» (Р. 19-43) говорится, что антропологию Немезия не следует отождествлять с особенностями антропологии святителя Григория Назианзина. Во второй главе автор предлагает переоценку книги В. Егера и его гипотезы о зависимости Немезия от философии Посидония. Приложение (Р. 113-122) посвящено тезису А. Скарда о зависимости Немезия от «Гомилии на Бытие» Оригена. В целом, это самая важная часть исследования. В третьей главе исследования (Р. 123-216), автор выдвигает наиболее спорные тезисы.

Перечислить множество работ, так или иначе затрагивающих тему антропологии у Немезия Эмесского, здесь не представляется возможным, но наметим пунктирно цепочку преемственности исследовательских концепций: Антонио Ферро «Учение о душе Немезия Эмесского»17, Фридрих Мартин Мэрц «Антропологические основоположения христианской этики у Немезия Эмесского»18, Эгиль Виллер «Антропология Немезия Эмесского и Алкивиада»19 и Алберто Сиклари «Антропология Немезия Эмесского»20.

Стоит особо выделить недавнюю богословскую диссертацию в университете Майнца по антропологии Немезия Эмесского, показательную для состояния современных антропологических исследований. На переднем плане исследования Мартина Штрека «Прекраснейшее благо: человеческая воля согласно Немезию Эмесскому и Григорию Нисскому»21 критическое рассмотрение антропологии

16 Motta, B. La mediazione estrema. L'antropologia di Nemesio d'Emesa fra platonismo e aristotelismo / B. Motta. - Padova t Poligrafo, 2004. - 230 p.

17 Ferro, A. La dottrina dell'anima di Nemesio di Emesa / A. Ferro // Ricerche religiose t rivista di studi storico-religiosi. - Roma t Universale di Roma, 1925. - № 3. - P. 227-238.

18 Maerz, F. M. Anthropologische Grundlagen der christlichen Ethik bei Nemesios von Emesa [Dissertation] / F. M. Maerz. - Munchen t W. u. J. M. Salzer, 1959. - 181 s.

19 Wyller, E. A. Die Anthropologie des Nemesios von Emesa und Alkibiades - I Tradition / E. A. Wyller // Symbolae Osloenses. Norwegian Journal of Greek and Latin Studies. -Oslo t Scandinavian Univ. Press, 1969. - Vol. 44. - P. 126-145.

20 Siclari, A. L 'antropologia di Nemesio di Emesa / A. Siclari. - Padova t La garangola, 1974. - 318 p. (Filosofia e religione ; T. 9).

21 Streck, M. Das schönste Gut t der menschliche Wille nach Nemesius vom Emesa und Gregor vom Nyssa / M. Streck. - Göttingen t Vandenhoeck und Ruprecht, 2005. - 220 s. -(Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte ; Bd. 88).

Немезия Эмесского22, трактат которого «О природе человека» представляет собой первый специализированный текст по христианской антропологии. Более библейски ориентированная и систематическая антропология его современника Григория Нисского служит автору фоном философско-богословского анализа раннего примера христологической антропологии. Однако наибольший интерес в этой диссертации привлекает глава, в которой проводится сравнение пелагианского и августиновского учений о воле человека.

Штрек описывает, но не анализирует амбивалентность понятия воли у Пелагия (воля во власти человека) и у Августина Иппонско-го23. Автор предполагает, что исследование учения о человеческой воле у показательных греческих богословов могло бы привнести свой вклад в уяснение симпатий греческих богословов V в. к Пелагию, а не Августину24. Штреком исследуются концепции свободы воли и свободы выбора, но остается без внимания вопрос генезиса понятия воли, хотя многие высказывания Немезия подводят к этому вопросу. Это обуславливает некоторые очевидные противоречия исследования Штрека. Сначала он справедливо констатирует, что Не-мезий «не понимает волю человека как собственную возможность», т. к. «у него нет никакого понятия воли». Однако непосредственно вслед за этим Штрек утверждает обратное: «Главы 29-34 и 39-41 у Немезия направлены на определение человеческой воли»25. Но несмотря на это часть диссертации, посвященная антропологии Неме-зия26, представляет научный интерес. Исследование подкрепляется обильным цитированием источников, хорошо прорабатывает психологию и этику Немезия, а также выявляет прямые заимствования Немезием аристотелевских идей.

Тематика исследования сосредоточена на антропологии Неме-зия, а антропология святителя Григория Нисского27 представлена довольно поверхностно. Вопрос о месте концепции воли у Немезия в истории развития раннехристианской антропологии ^^ вв. остается в исследовании нерешенным, а лишь озвученным. Штрек сравнивает двух столь разных раннехристианских мыслителей и

22 Ibid. S. 12.

23 Ibid. S. 15.

24 Ibid. S. 16.

25 Ibid. S. 39.

26 Ibid. S. 18-121.

27 Ibid. S. 122-182.

описывает, как они подходят к вопросу о человеческой воле. Вывод диссертации: хотя они опираются на различные философские традиции, однако у обоих можно констатировать параллельные тенденции, впервые пересекшиеся в XIII в. в богословии Фомы Аквинского.

Археологическое открытие «Трактата Гераклида Дамасского» послужило импульсом пробуждения исследовательского интереса к христологии Нестория. В 1908 г. профессор теологии Кембриджского университета Джеймс Франклин Бетьюн-Бейкер публикует исследование «Несторий и его учение»28. Основываясь на трактате, он утверждает, что Несторий не придерживался взглядов, в которых был впоследствии обвинен. В 1910 г. Поль Беджан публикует сирийскую версию трактата. Текстологический анализ «Книги Геракли-да» с целью определения степени ее аутентичности был предпринят профессором Тюбингенекого университета Луизой Абрамовски29. Она считает, что не весь текст трактата можно атрибутировать Нес-торию. Выводы Абрамовски признает католический эксперт по христологии кардинал Алоис Грилльмайер. Несторианские богословы Церкви Востока, включая Мар Баввая Рабба, считали трактат подлинным произведением Нестория. Однако исследование Поля Бед-жана на предмет указанных Абрамовски интерполяций говорит о несостоятельности многих тезисов Абрамовски. Отчасти спорят с Абрамовски, а отчасти соглашаются М. Анастас, А. Грилльмайер, А. де Халло и Л. Шипиони.

На русском языке анализ христологии по сирийскому трактату Нестория был предпринят протоиереем Сергием Булгаковым в его сочинении «Агнец Божий»: Несторий «многократно развивает ту мысль, что оба природных просопона образуют единое просопон единения, Христа, и это единство должно быть поэтому сделано исходным положением всей его христологии»30. Исследование христологии

28 Bethune-Baker, J. F. Nestorius and his Teaching : a fresh examination of the evidence with special reference to the newly recovered Apology of Nestorius (The Bazaar of Heraclides) / J. F. Bethune-Baker. - Cambridge : University Press, 1908. - 266 p.

29 Abramowski, L. The History of Research into Nestonus / L. Abramowski // Syriac Dialogue 1. First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. -Vienna : Pro Oriente, 1994. - P. 54-69; Abramowski, L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius / L. Abramowski. - Louvain : Corpus Scriptorum Christianorm Orientalium, 1963. - 242 s.

30 Булгаков, Сергий, протоиерей. Агнец Божий. О богочеловечестве / протоиерей Сергий Булгаков. - Paris : YMCA-Press, 1933. - Ч. I. - С. 60.

Нестория позже было продолжено Н. И. Селезневым31, И. Ф. Шанен-ко32 и др. Антропология Нестория исследователями не затрагивалась.

Христологию и сотериологию33 святителя Афанасия Александрийского и концепцию обожения человека34 анализировал видный патролог Московской духовной академии К. Е. Скурат, посвятивший в своей монографии несколько разделов антропологическим воззрениям Афанасия Александрийского35: бессмертие первых людей и их грехопадение, обожение человеческой природы Христом, смерть и спасение, обожение искупленных (связь Искупителя с искупленными как взаимопроникновение человеческой природы Христа и природы всех людей, то есть «тело каждого человека носит в себе тело Христа»36).

Архимандрит Киприан (Керн) в третьей главе «Антропологии св. Григория Паламы» рассматривает три аспекта антропологии святителя Афанасия Александрийского37: состав человека и его душа, образ и подобие Божие, обожение. Автор констатирует дихотомию38 касательно строения человека у святителя Афанасия, однако кроме различения тела и души святитель говорит, с одной стороны, о взаимодействии души с умом (значит, они отличаются), с другой стороны, ум - средство души для направления телесных чувств к духовным вещам (значит, ум относится к составу души). Поэтому однозначно определить дихотомию или трихотомию у святителя Афанасия не получится. Видимо, этот вопрос сам святитель не считал принципиальным. Архимандрит Киприан точно подмечает, что классическая формула обожения у святителя «в значительной мере

31 Селезнев, Н. Н. Несторий и Церковь Востока / Н. Н. Селезнев. - М. : Путь, 2005. -111 с.

32 Шаненко, И. Ф. Христологическая формула Нестория в богословии Бабая Великого / И. Ф. Шаненко // XI Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института : Материалы 2001 г. - М. : ПСТБИ, 2001. - С. 13-24.

33 Скурат, К. Е. Сотериология святого Афанасия Великого [автореферат диссертации] / К. Е. Скурат // Богословские труды. - М. : Изд-во Московской Патриархии, 1971. - Вып. 7. - С. 257-262.

34 Скурат, К. Е. Учение святителя Афанасия Великого о Боговоплощении как основе спасения / К. Е. Скурат // Богословские труды. - М. : Изд-во Московской Патриархии, 1973. - Вып. 11. - С. 120-128.

35 Скурат, К. Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (1-У века). С. 324-330.

36 Там же. С. 329-330.

37 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. С. 140-144.

38 Там же. С. 140.

навеяна св[ятым] Иринеем»39. Полностью согласен с архимандритом Киприаном профессор К. Е. Скурат, подчеркивая, что «главное в деле спасения - соединение человека с Богом и его обожение»40. Эта мысль «определила всю антропологию Православия»41.

В 2009 г. вышла в свет монография Мэтью Крейга Стеенберга, рассматривающая в том числе антропологические представления у святителя Афанасия Александрийского42. Прежние патрологи-ческие исследования обычно концентрировались на тринитарных и христологических вопросах, в то время как антропологические аспекты богословия святителя почти не рассматривались. В монографии Крейга проводится переоценка такого подхода к исследованию ранних отцов Церкви. Взяв Иринея Лионского, Тертуллиана, Кирилла Иерусалимского и Афанасия Александрийского в качестве главных примеров раннехристианской антропологии, Стеен-берг разбирает то, как концентрация на учении о человеке образует контекст, в котором формулируются доктринальные богословские вопросы. Обращаясь к раннехристианской богословской антропологии, становится понятным, как она влияла на христологические и тринитарные представления. Природа человека, созданного по образу Божию, превращается в средство, с помощью которого человек размышляет о природе Божией43. Стеенберг также сравнивает антропологию образа Божия Иринея Лионского с измышлениями гностиков44.

Антропологические представления святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского суммировано излагает святитель Игнатий Брянчанинов в незаконченной книге «Слово о человеке»45. Их антропология, в отличие от христологии, триадо-логии и пневматологии, детально не рассматривалась. Выход на некоторые антропологические понятия у отцов-каппадокийцев можно

39 Там же. С. 143.

40 Скурат, К. Е. Учение святителя Афанасия Великого о Боговоплощении как основе спасения. С. 127.

41 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. С. 143.

42 Steenberg, M. C. Of God and man : theology as anthropology from Irenaeus to Athanasius / M. C. Steenberg. - London : T&T Clark, 2009. - X, 208 p.

43 Ibid. P. 5-15.

44 Ibid. P. 29-36.

45 Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о смерти. Слово о человеке / святитель Игнатий Брянчанинов. - М. : Благовест, 2011. - 415 c. - (Наследие русского святителя).

найти у классиков отечественной патрологии священника Николая Виноградова46 и В. И. Несмелова47. Примечательно, что священник Николай отрицает наличие разработанной антропологии у святителя Григория Богослова48. Однако вряд ли можно согласиться с таким утверждением. Сходного с мнения придерживался и архимандрит Киприан (Керн)49, хотя при этом он отмечал, что «для св[ятителя] Григория много неясного в теме человека»50. Названный автор заметил важный момент в антропологии святителя Григория Богослова -двойственность природы51. Правда, анализ концепции двойственности отсутствует. В своей диссертации «Двойная природа человека. Исследование по богословской антропологии Григория Назианзина»52, защищенной в Уппсальском университете, Анна-Стина Элверсон восполняет этот пробел и рассматривает возможные причины, по которым святитель Григорий Назианзин считал, что Бог создал людей с двойной природой53.

Среди современных исследователей, затрагивавших проблематику антропологии отцов-каппадокийцев, следует выделить Дэвида Бэласа54, Джорджа Кристофера Стэда55, Д. С. Бирюкова56, Брайана

46 Виноградов Николай, священник. Догматическое учение святого Григория Богослова / священник Николай Виноградов. - Казань : Тип. Имп. ун-та, 1887. - 508 с.

47 Несмелов, В. И. Догматическая система святого Григория Нисского / В. И. Не-смелов. - Казань : Типография Императорского университета, 1887. - 652 с.

48 Виноградов Николай, священник. Догматическое учение святого Григория Богослова. С. 363.

49 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. С. 149-152.

50 Там же. С. 148.

51 Там же. С. 150.

52 Ellversion, A.-S. The dual nature of man. A study in the theological anthropology of Gregory of Nazianzus [Dissertation] / A.-S. Ellversion. - Uppsala : Almqvist & Wiksell International, 1981. - 119 p. - (Acta Universitatis Upsaliensis).

53 Ibid. P. 67-73.

54 Balas, D. The Unity of Human Nature in Basil's and Gregory of Nyssa's Polemics against Eunomius / D. Balas // Studia patristica. - Berlin : Akademie-Verlag, 1976. - Vol. XIV, 5. - P. 275-281.

55 Stead, G. Chr. Individual personality in Origen and the Cappadocian Fathers / G. Chr. Stead // Arché e Telos. L'antropologia di Origene e di Gregorio di Nissa. Analisi storico-religiosa / ed. U. Bianchi, H. Crouzel. - Milano : Università Cattolica deI Sacro Cuore, 1981. - P. 170-191.

56 Бирюков, Д. С. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст / Д. С. Бирюков // Богословские труды. - М. : Изд-во Московской Патриархии, 2009. -№ 42. - С. 87-109.

Дэйли57, Нелласа Панайотиса58 и Бена Фулфорда59. Особого внимания заслуживает небольшая, но содержательная статья Н. Тона «Человек как политическое существо у Василия Великого»60, в которой содержатся некоторые рассуждения по поводу антропологии святителя Василия Великого. Эта статья примечательна тем, что другими патрологами, за исключением архимандрита Киприана (Керна)61 (две страницы только о дихотомии и богоуподоблении как стремлении к Богу, но нет о различении «я» и «мое», социальности человека) и профессора К. Е. Скурата (отдельного раздела по антропологии святителя Василия Великого в его работах нет)62, вопрос об антропологии святителя Василия Великого не поднимается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф посвятил небольшой раздел антропологии святителя Григория Нисского63, в большей части которого рассматривается проблема происхождения зла. Поэтому следующий, более объемный раздел его книги излагает сотериологиче-ские воззрения святителя Григория Нисского. Также и архимандрит Киприан (Керн) довольно подробно рассматривает антропологию святителя Григория Нисского64. Он четко подмечает, что святитель, вслед за Филоном Александрийским, учит о двойном творении человека65. На это учение обратил внимание и профессор К. Е. Ску-рат66. Из отцов-каппадокийцев наиболее исследована антропология именно святителя Григория Нисского. Специальные исследования,

57 Daley, B. E. Systematic Theology in Homeric Dress : Poemata arcana / B. E. Daley // Rereading Gregory of Nazianzus : essays on history, theology, and culture / ed. Chr. A. Be-eley. - Washington, D. C. : Catholic University of America Press, 2012. - P. 3-12.

58 Поуау1штг|с;, N. Zwov 9sou|i£vov. Прооппке; yia |iia орбобо^п катоуог|ог| тои аубршяои / N. navayiwtn;. - A9r|va : Ар|о;, 2006. - 320 а.

59 Fulford, B. Gregory of Nazianzus and Biblical Interpretation / B. Fulford // Re-Reading Gregory of Nazianzus : essays on history, theology, and culture / ed. Ch.A. Beeley. -Washington : The Catholic University of America Press, 2012. - P. 31-49.

60 Thon, N. Der Mensch als politisches Lebewesen bei Basilios dem Grossen / N. Thon // Vigiliae Christianae. - Leiden, Boston : Brill, 1981. - Vol. 35. - S. 24-31.

61 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. С. 146-147.

62 Скурат, К. Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I-V века). С. 346, 350, 353, 358.

63 Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие / протоиерей Иоанн Мейендорф. - Мн. : Лучи Софии, 2007. - С. 195-197.

64 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы / архимандрит Киприан (Керн). - С. 152-166.

65 Там же. С. 161.

66 Скурат, К. Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I-V века) / К. Е. Скурат. -С. 403-404.

посвященные антропологии святителей Григория Богослова и Василия Великого, в отечественной и зарубежной патрологической науке отсутствуют.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф отмечает в христологии святителя Кирилла Александрийского «антропологический минимализм» и «нечеткость терминологии»67, связанные с непреднамеренным обращением к текстам еретика Аполлинария, выдававшимся за тексты святителя Афанасия Александрийского. Однако в богословии святителя Кирилла учение об образе Божием занимает одно из центральных мест, на что указал архимандрит Киприан (Керн)68. Святитель Кирилл Александрийский учил, что подобие Богу является «высшим украшением творения» и «всем его счастьем». На это утверждение и направлен анализ Вальтера Бургхардта в его монографии «Образ Божий согласно Кириллу Александрийскому»69. В первых двух главах Бургхардт сначала обращается к библеисти-ческому анализу ветхозаветных понятий «образ» и «подобие», которые он считает синонимичными понятиями, причем богоподобие человека сосредоточено в душе, а не в теле. Затем Бургхардтом рассматриваются различные аспекты образа Божия. Сначала три, которые Кирилл Александрийский считает второстепенными: рациональность, свобода и суверенитет относительно творения. Затем три главных аспекта сходства человека с Богом: освящение, нетленность и сыновство. Ввиду неоднозначного отношения Кирилла Александрийского к образу женщины автор исследует место этого образа в антропологии образа Божия. В последних главах прослеживается, как святитель Кирилл описывает судьбу образа Божия от Адама и его грехопадения да Христа. Это исследование вносит значительный вклад в наши знания об александрийской антропологии пер. пол. V в. Однако Бургхардт не проводит диахронный анализ корней антропологических воззрений Кирилла Александрийского.

По богословию Пелагия и Юлиана Экланского исследований очень мало, тем более что касается антропологических представлений. Русскоязычные православные богословы обходили пела-

67 Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие / протоиерей Иоанн Мейендорф. - Мн. : Лучи Софии, 2007. - С. 274-275.

68 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. С. 187-188.

69 Burghardt, W. J. The Image of God According to Cyril of Alexandria / W. J. Burghardt. -Woodstock : Woodstock College Pr., 1957. - XVI, 194 p. - (Studies in Christian Antiquity ; No.14).

гианское богословие стороной, за исключением протопресвитера Иоанна Мейендорфа, которому принадлежит небольшой текст, связанный с критикой в V в. концепции первородного греха блаженного Августина70. Зарубежных исследований по пелагианскому богословию также немного. В XIX в. вышло несколько статей на эту тему, но они не являются аналитическими.

Важной вехой в исследовании богословия Пелагия и его сподвижников стала монография Торгни Болина «Богословие Пелагия и его генезис»71. Книга ориентирована на «беспристрастное изложение богословия Пелагия», которое рассматривалось прежде в контексте спора с блаж. Августином, а также на выявление богословской преемственности пелагианских идей. Эта монография представляет собой наиболее убедительное изложение пелагиан-ского богословия со времени статьи Франца Класена «Внутреннее развитие пелагианства: эссе по истории догм» (1882). Трактовка Болина имеет определенное сходство с трактовкой Класена: оба считают богословие Пелагия диалектическим по методу. Наиболее фундаментальная форма пелагианской диалектики, по мнению Бо-лина, является антиманихейской. Задача Пелагия - противостояние манихейству с его детерминизмом и доктриной о том, что человеческая плоть является злом, а грех относится к природе человека. Пелагианская антропология утверждает, что человеческая воля, с одной стороны, является частью данного Богом порядка природы, а с другой, что она противопоставляется природе как нечто специфически человеческое.

Три последующих десятилетия XX в. протестантские и католические богословы лишь повторяли эту гипотезу Болина, не исследуя пелагианское учение повторно. Однако взгляд Болина на манихейство был основан на устаревшей к сегодняшнему дню научной литературе и на критике манихейства в святоотеческих трактатах. Однако манихейство, как мы знаем из открытых во втор. пол. ХХ в. аутентичных манихейских источников, было религией, сосредоточенной на покаянии, учащей о возможности вечного проклятия, и

70 Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Антропология и первородный грех / протоиерей Иоанн Мейендорф // Пасхальная тайна : статьи по богословию. - М. : Эксмо ; Православ. Св.-Тихонов. Гуманитар. ун-т, 2013. - С. 197-201. - (Религия. Сокровища православной мысли).

71 Bohlin, T. Die Theologie des Pelagius und ihre Genesis / T. Bohlin. - Uppsala : Lundequist, 1957. - 110 p.

утверждающей, что человек несет ответственность за свой собственный грех. Образ манихейства в текстах его критиков в IV-VI вв. был утрирующей стилизацией, когда манихейству в целом приписывалось отрицание свободы воли и абсолютный детерминизм. В связи с этим полностью или частично сохранившиеся тексты Пелагия в 1990-е гг. стали вновь изучаться на предмет явных или неявных ссылок на манихейство. Выяснилось, что термин «манихейство» был для Пелагия стереотипом, который он использовал для негативной характеристики своих латинских оппонентов в Церкви.

Книга профессора Бринли Родерика Риса «Пелагий: жизнь и письма» представляет собой «актуальный отчет о том, что на самом деле произошло между Пелагием и его противниками»72. Это сумма результатов научных исследований за последние пятьдесят лет XX в. Пелагию на протяжении веков давали негативную оценку, в этом не может быть никаких сомнений. В книге Риса приводится описание всех писем и проповедей, которые можно с достаточной уверенностью атрибутировать Пелагию и его последователям. Об антропологии Пелагия в этой монографии ничего не сказано.

В предисловии монографии «Церковь у Пелагия»73 Себастьян Тир подробно рассматривает современное состояние исследований по пелагианскому спору и описывает источники, требующие дальнейшего изучения. В первую очередь это касается собрания текстов Пелагия под названием «Изложение тринадцати посланий святого Павла». Тир считает биографию Пелагия, написанную Жоржем де Плинвалем в 1943 г., началом современных исследований Пелагия и подробно рассматривает работы Роберта Ф. Эванса, Питера Брауна и Карлоса Гарсия-Санчеса. Во-первых, Тир отвергает тезис Брауна, основанный на социологической интерпретации отношений Пелагия с римской аристократией, о том, что экклезиология Пелагия была концептуально направлена на элитарное меньшинство. Во-вторых, Тир занимается вопросами, касающимися текстов Пелагия и их аутентичности. Он обращает внимание на текстовую традицию «Pelagii Expositiones XIII Epistularum Pauli», которая является наиболее важным первоисточником для изучения его богословия. Учитываются как кембриджское издание Александра Соутера, так

72 Rees, B. R. Pelagius : life and letters / B. R. Rees. - Woodbridge : Boydell Press, 2004. -552 p.

73 Thier, S. Kirche bei Pelagius / S. Thier. - Berlin, NY : de Gruyter, 1999. - IX, 358 s. -(Patristische Texte und Studien ; Bd. 50).

и более поздние издания Германа Йозефа Фреде, где, в частности, приводится недавно обнаруженный анонимный комментарий, находящийся в будапештской рукописи. В основном в книге рассматривается экклезиология Пелагия, но первая глава «Человек пред Богом» 51-89) обращается к некоторым антропологическим аспектам пелагианского богословия, озвучиваемым в первую очередь в «Послании к Деметриаде». На эту главу ориентировался автор настоящей диссертации при описании антропологии Пелагия.

Большая часть книги Йозефа Лессля «Юлиан Экланский. Исследования о его жизни, трудах, учении и его традировании»74 посвящена реконструкции биографии епископа Юлиана Экланского, а также экзегетическим методам антиохийского богословия V в. По антропологии Юлиана Экланского специализированных статей, за исключением автора диссертации, не публиковалось.

Сформировавшаяся в результате тринитарных и антропологических дебатов, а позднее оказавшая влияние на борьбу между блаженным Августином и пелагианами полемика оригенистов пересеклась с богословскими мероприятиями против языческого идолопоклонства и манихейского детерминизма. Рассматривая поочередно Еваг-рия Понтийского, Епифания Кипрского, Феофила Анитиохийского, Иеронима Стридонского и Руфина Аквилейского, Элизабет Кларк показывает в своей монографии, как теория первородного греха блаженного Августина реконструировала оригенистскую теорию предсуществования души и ее «ниспадения» в тело75. Кратко обращается к анализу учения блаженного Августина также профессор К. Е. Скурат, рассматривая темы изначального состояния человека, грехопадения и его последствий (пелагианский спор о первородном грехе не рассматривается), спасения76.

Исходя из тезиса, что человеческая жизнь всегда показывает религиозное измерение, Вольфхарт Панненберг в монографии «Антропология: в богословской перспективе»77 анализирует ряд науч-

74 Lössl, J. Julian von Aeclanum. Studien zu seinem Leben, seinem Werk, seiner Lehre und ihrer Überlieferung / J. Lössl. - Leiden, Boston, Köln : Brill, 2001. - 407 s. - (Supplements to Vigiliae Christianae ; Vol. 60).

75 Clark, E. A. The Origenist Controversy : The Cultural Construction of an Early Christian Dialogue / E. A. Clark. - Princeton : University Press, 2016. - 300 p. - (Princeton Legacy Library ; Vol. 146).

76 Скурат, К. Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I-V века). С. 500-502.

77 Pannenberg, W. Anthropologie : in theologischer Perspektive / W. Pannenberg. -Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1983. - 540 s.

ных наблюдений и структурирует их. Таким образом, его начальный тезис не приводится как чисто богословское утверждение, но верифицируется и соотносится с явлениями человеческой жизни, изучаемыми поведенческой и культурной антропологией, психологией, философией и социологией. При этом Панненбергом рассматриваются не только такие вопросы, как формирование личностной идентичности в самосознании, эмоциональности и моральном сознании, но и такие очень широкие антропологические темы, как игра и речь, появление социальных институтов и место человека в истории. Рассматривая антропологию блаженного Августина, Панненберг обращается к следующим ее аспектам: эгоцентризм и потеря себя, человеческая природа, грех и свобода воли, универсальность греха (первый грех и первородный грех, грех и смерть, грех и зло), самосознание и социальность, самостоятельность индивидуума в обществе, структура «я» в отношении к «ты»78, полис и антропология79. Панненберг приходит к выводу: парадокс сочетания социальности и эгоцентризма в человеке детально анализируется начиная с блаженного Августина в контексте его амартологии. Именно Августин задает вектор дальнейшего анализа этого парадокса в современной антропологии.

Взгляд блаженного Августина на предопределение много обсуждался и обсуждается богословами и философами. В сборнике «Каппадокийские отцы, греческие авторы после Никеи, Августин, донатизм и пелагианство», как и в других книгах на эту тему, не определяется итоговая позиция Августина касательно соотношения предопределения и благодати. Профессор философии университета Торонто Марианна Джат80 придерживается в своей статье из этого сборника идеи о том, что обращение Августина к антропологическим вопросам связано с практикой врачебного искусства, и что телесное здоровье играет более заметную роль в его понимании грехопадения и спасения, чем ранее предполагали его исследователи. В своем комментарии «De Genesi ad Litteram Imperfectum» и в трактате «De Libero Arbitrio» блаженный Августин интерпретирует появление природного порядка и место человеческого тела в порядке творения. При этом он поддерживает баланс между верой и разумом, что позволяет ему совместить библейский взгляд на при-

78 Ibid. S. 83-178.

79 Ibid. S. 431-460.

80 Djuth, M. The Hermeneutics of "De libere arbitrie' III. P. 281-289. Церковно-исторический альманах «XPONOZ», № 10, 2022

родный порядок с классической теорией четырех элементов в медицине того времени. Джат исследует три аспекта ранних сочинений Августина о телесности. Во-первых, она подтверждает тот факт, что Августин учитывал телесные болезни. Во-вторых, она показывает, как Августин соотносит творение природного порядка с медициной. И в-третьих, она исследует сведения в области медицины, которые Августин использует при построении своего учения о человеческой воле.

Монография тюбингенского профессора Иоганна Брахтендорфа «Структура человеческого духа согласно Августину. Саморефлексия и познание Бога в трактате "О Троице"»81, судя по названию, должна быть посвящена исключительно антропологии блаженного Августина. Однако главная тема в книге Брахтендорфа - это триадо-логия. Как пишет сам автор во введении, «представляется оправданным предложить, с одной стороны, философскую интерпретацию 'De Trinitate', которая изложит некоторые отдельные аргументы Августина по нематериальности духа в концепции 'mens humana', как ее дает и упорядочивает 'De Trinitate', а с другой стороны, теорию человеческого духа в рамках общего проекта 'De Trinitate'»82. Вывод из интерпретации Иоганна Брахтендорфа делается следующий: концепция Августина является новаторской, поскольку она предвосхитила теорию субъективности Иоганна Фихте.

Трактат «О Троице» блаженного Августина интерпретируется Брахтендорфом как единое целое, а ранее патрологами традиционно рассматривались только отдельные доктрины этого трактата Августина. В книге анализируется богословский аспект философии Августина. Прежде исследователи считали вторую часть книг этого трактата философской, а первую часть - богословской. Избегая обвинений в иррациональности, Брахтендорф цитирует во введении своей монографии «Истину и метод» Ганса-Георга Гадамера о том, что именно трактат Августина «О Троице» внедрился в греческую философию таким образом, что могли возникнуть философски приемлемые теории языка83. Содержание книги соответствует изложению учения Августина о триединстве Бога. Брахтендорф пока-

81 Brachtendorf, J. Die Struktur des menschlichen Geistes nach Augustinus : Selbstreflexion und Erkenntnis Gottes in "De Trinitate" / J. Brachtendorf. - Hamburg : Meiner, 2000. - VIII, 335 s. - (Paradeigmata Series ; Vol. 19).

82 Ibid. S. 2.

83 Ibid. S. 4-5.

зывает, что на мысль Августина решающее влияние оказал неоплатонизм, но Августин преобразовал неоплатоническую философию в христианское учение о природе человеческой души и природе Бога. Невозможно понять ни одно из лиц Троицы изолированно от двух других, а единая божественная сущность, взятая сама по себе без ипостасей, не является личной84, как отмечает Вольфхарт Пан-ненберг о триадологии Августина.

Мэтт Дженсон в своей диссретации по сравнительной амар-тологии Августина, Лютера и Барта85 утверждает, что образ homo incurvatus in se (человек, погруженный в себя) может адекватно обобщить понимание человеческого греха в целом. Поэтому Дженсон ставит перед собой две взаимосвязанные задачи: во-первых, определить деструктивность греха в отношениях с Богом и другими людьми, во-вторых, предложить аргумент для реляционной антропологии, которая рассматривает «женщин и мужчин как обусловленных их отношениями»86. Для достижения этих целей он прослеживает историю концепции «homo incurvatus in se», начиная с блаженного Августина (первая глава87): погруженность человека в себя является, согласно Августину, гордыней88. Дженсон приходит к выводу, что концепция «homo incurvatus in se» является полезным обобщающим описанием всех человеческих грехов, и что эта метафора также помогает прояснить социальную природу греха.

Во внушительном «Справочнике по Августину», изданном Фолкером Хеннингом Дреколем, Тереза Фурер89 показывает, что Августин во время своего второго посещения Рима (388) начал работать над трактатом «О свободе воли». Вторую часть трактата он написал после своего рукоположения во пресвитера. Трактат можно назвать диалогом, в котором Августин спорит со своим земляком и спутником по путешествиям Эводием. Центральный вопрос -исток зла, который не был решен в предшествующих сочинениях Августина. Фурер показывает, что Августин различает в трактате

84 Ibid. S. 79.

85 Jenson, M. Gravity of sin : Augustine, Luther and Barth on 'homo incurvatus in se' / M. Jenson. - London-NY : Bloomsbury T&T Clark, 2007. - 224 p.

86 Ibid. P. IX.

87 Ibid. P. 6-46.

88 Ibid. P. 7, 23, 44.

89 Fuhrer, Th. De libero arbitrio (Über die freie Entscheidungsinstanz) / Th. Fuhrer // Augustin Handbuch / hrsg. v. V H. Drecoll. - Tübingen : Mohr Siebeck, 2007. - S. 270272.

два вида зла (mala): которое человек совершает и от которого страдает. Это различение выводит на два вопроса: отвечает ли Бог, сотворивший душу, за практикуемое человеком зло; желает ли Творец, чтобы человек страдал. Суть августиновского ответа в трактате: человек обладает способностью свободной воли принимать решения (liberum voluntatis arbitrium), следовательно, именно он ответственен за грехи, и он будет за них наказан согласно вечному божественному закону, а за благие поступки будет награжден блаженной жизнью (beata vita).

Из недавно опубликованных работ, обращающихся к антропологии Августина, следует особо выделить статью Йозефа Лессля «Интелектуалистический волюнтаризм. Понятие воли у Августина Иппонского»90. Определяя волю как выбор и принятие решения, а разум как способность понимания, можно рассматривать разум и волю как две духовные способности. Но какова реляция этих двух способностей друг к другу, какова их антропологическая иерархия? Предваряет ли воля разум, так что воля просто фиксирует мышление и понимание, или же воля представляет собой только аспект одной из множества возможностей понимания, то есть способность решать и выбирать то, что понимание уже предполагает? Представителей первой точки зрения можно назвать волюнтаристами, а второй - интеллектуалистами. Эксперимент Бенджамина Либета (1983) в области нейропсихологии подтверждает скорее вторую точку зрения: свобода воли активизируется после осознания желания. Вопрос о соотношении воли и разума следует отличать от вопроса о соотношении свободы воли и природной необходимости (детерминизма). Компатибилисты утверждают, что даже когда воля детерминирована природой, она остается свободной. Детерминисты утверждают, что никакой свободы воли нет, желания предопределены.

Обе антропологические концепции, интеллектуализм (волюнтаризм) и компатибилизм (детерминизм), отрицают друг друга. В первом случае речь идет о внутренней структуре духовности, во втором случае - о реляции духа и материального мира, а также о поведенческих возможностях. Вопрос о природной обусловленности (свободной?) воли стоит особенно остро. В стоической философии

90 Lössl, J. Intellektualistischer Voluntarismus - Der WillensbegriffAugustins von Hippo / J. Lössl // Wille und Handlung in der Philosophie der Keiserzeit und Spätantike / hrsg. J. Müller, R.H. Pich. - Berlin-NY : de Gruyter, 2010. - S. 301-330. - (Beiträge zur Altertumskunde ; Bd. 287).

не существует души, отличающейся от материального мира. Противоположное решение предлагает платоническая и перипатетическая традиция. Какую сторону занимает блаженный Августин Иппон-ский, размышляя о воле, - это вопрос статьи Лессля.

Если обратиться к русскоязычным исследованиям, то мы обнаружим запаздывание русскоязычной патрологической и философской науки в исследовании раннехристианской греческой и латинской антропологии. Антропологические концепции христианских богословов эпохи поздней античности в русскоязычной научной литературе рассматривались крайне мало и только фрагментарно по некоторым отцам Церкви. Они рассматривались в составе общих работ по патристике, косвенно в работах по другим темам и в немногих статьях, специализированно посвященных христианской антропологии.

Логика развития христианской антропологии в греческой и латинской патристике П^ вв., преемственность антропологических идей и концепций у отцов Церкви и их антропологические новации лишь в некоторой степени и схематично исследовались зарубежными русскоязычными православными богословами. В первую очередь это архимандрит Киприан (Керн) с его докторской диссертацией «Антропология св. Григория Паламы» (1950). Значительно меньше аналитики представлено в его же учебном пособии «Патрология»91, а также в конспекте лекций протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие»92. Две последние книги дают только общий и очень сжатый обзор антропологических воззрений ранних отцов.

Фундаментальная монография начала прошлого века профессора А. А. Спасского «История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени)» (1914) посвящена исключительно развитию триадологиче-ских представлений и заканчивается отцами-каппадокийцами. Антропологию он упоминает только один раз. Спасский выдвигает, но детально не разрабатывает перспективную гипотезу, что христоло-гию священномученика Иринея Лионского следует рассматривать в контексте «его антропологических идей и в них она находит свое

91 Киприан (Керн), архимандрит. Патрология / архимандрит Киприан (Керн). - К. : Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2003. - 256 с.

92 Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие / протоиерей Иоанн Мейендорф. - Мн. : Лучи Софии, 2007. - 384 с.

объяснение»93. Работы А. Ф. Лосева94 и В. В. Бычкова так же не анализируют логику развития христианской антропологии во П-У вв., поэтому не могут рассматриваться в качестве углубленных исследований по теме раннехристианской антропологии.

В связи с этим приходится констатировать, что отечественным исследователем логики развития христианской антропологии в греческой и латинской патристике 11-У вв., написавшим ряд научных статей и монографию «Раннехристианская антропология» (гриф Издательского совета Белорусской Православной Церкви), является автор предлагаемой статьи. В итоге этого историографического обзора можно утверждать, что несмотря на множество работ по раннехристианской патристике, влиянию античной философии на формирование христологии и триадологии в трудах христианских богословов поздней античности, в богословской науке отсутствуют широкоохватные и детальные исследования не просто по антропологическим воззрениям отдельных отцов Церкви, а именно по вопросу развития христианской антропологии в греческой и латинской патристике 11-У вв. Спорадические богословские наработки раннехристианской антропологии, испытывая влияние со стороны современных им христологических, триадологических, пневматологических и сотериологических концепций, в свою очередь оказывали влияние на них. Они заложили фундамент для построения антропологической системы Православия в эпоху раннего средневековья кон. V - кон. XII вв.

Источники И ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюков, Д. С. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст / Д. С. Бирюков // Богословские труды. - М. : Изд-во Московской Патриархии, 2009. - № 42. - С. 87-109.

2. Булгаков, Сергий, протоиерей. Агнец Божий. О богочелове-честве / протоиерей Сергий Булгаков. - Paris : YMCA-Press, 1933. -Ч. I. - 473 с.

93 Спасский, А. А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) / А. А. Спасский. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1914. - Т. 1. - С. 17, 27.

94 Напр.: Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. - Т. 6 : Поздний эллинизм. - М. : Фолио ; ACT, 2000. - 960 с.

3. Виноградов, Николай, священник. Догматическое учение святого Григория Богослова / священник Николай Виноградов. -Казань : Тип. Имп. ун-та, 1887. - 508 с.

4. Владимирский, Ф. С. Антропология и космология Немезия, епископа Емесского, в их отношении к древней философии и патри-стической литературе / Ф. С. Владимирский. - Житомир : М. Денен-ман, 1912. - 454 с.

5. Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о смерти. Слово о человеке / святитель Игнатий Брянчанинов. - М. : Благовест, 2011. -415 c. - (Наследие русского святителя).

6. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы / архимандрит Киприан (Керн). - М. : Паломник, 1996. -LXXVIII, 449 с.

7. Киприан (Керн), архимандрит. Патрология / архимандрит Киприан (Керн). - К. : Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2003. - 256 с.

8. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. - Т. 6 : Поздний эллинизм. - М. : Фолио ; ACT, 2000. - 960 с.

9. Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Антропология и первородный грех / протоиерей Иоанн Мейендорф // Пасхальная тайна : статьи по богословию. - М. : Эксмо ; Православ. Св.-Тихонов. Гуманитар. ун-т, 2013. - С. 197-201. - (Религия. Сокровища православной мысли).

10. Мейендорф, Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие / протоиерей Иоанн Мейендорф. - Мн. : Лучи Софии, 2007. - 384 с.

11. Немезий Эмесский. О природе человека / Немезий Эмес-ский. - М., 2011.

12. Несмелов, В. И. Догматическая система святого Григория Нисского / В. И. Несмелов. - Казань : Типография Императорского университета, 1887. - 652 с.

13. Селезнев, Н. Н. Несторий и Церковь Востока / Н. Н. Селезнев. - М. : Путь, 2005. - 111 с.

14. Скурат, К. Е. Воспоминания. Труды по Патрологии (I-V века) / К. Е. Скурат. - М. : Троицкий собор, 2006. - 568 с.

15. Скурат, К. Е. Сотериология святого Афанасия Великого [автореферат диссертации] / К. Е. Скурат // Богословские труды. - М. : Изд-во Московской Патриархии, 1971. - Вып. 7. - С. 257-262.

16. Скурат, К. Е. Учение святителя Афанасия Великого о Богово-площении как основе спасения / К. Е. Скурат // Богословские труды. -

М. : Изд-во Московской Патриархии, 1973. - Вып. 11. - С. 120— 128.

17. Спасский, А. А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) / А. А. Спасский. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1914. — Т. 1. — 648 с.

18. Шаненко, И. Ф. Христологическая формула Нестория в богословии Бабая Великого / И. Ф. Шаненко // XI Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института : Материалы 2001 г. - М. : ПСТБИ, 2001. - С. 13-24.

19. Abramowski, L. The History of Research into Nestonus / L. Ab-ramowski // Syriac Dialogue 1. First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. - Vienna : Pro Oriente, 1994. -P. 54-69.

20. Abramowski, L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius / L. Abramowski. - Louvain : Corpus Scriptorum Christianorm Orientalium, 1963. - 242 s.

21. Balas, D. The Unity of Human Nature in Basil's and Gregory of Nyssa's Polemics against Eunomius / D. Balas // Studia patristica. -Berlin : Akademie-Verlag, 1976. - Vol. XIV, 5. - P. 275-281.

22. Bethune-Baker, J. F. Nestorius and his Teaching : a fresh examination of the evidence with special reference to the newly recovered Apology of Nestorius (The Bazaar of Heraclides) / J. F. Bethune-Baker. -Cambridge : University Press, 1908. - 266 p.

23. Bohlin, T. Die Theologie des Pelagius und ihre Genesis / T. Bohlin. - Uppsala : Lundequist, 1957. - 110 p.

24. Brachtendorf, J. Die Struktur des menschlichen Geistes nach Augustinus : Selbstreflexion und Erkenntnis Gottes in "De Trinitate" / J. Brachtendorf. - Hamburg : Meiner, 2000. - VIII, 335 s. - (Paradeigmata Series ; Vol. 19).

25. Bruns, P. Den Menschen mit dem Himmel verbinden. Eine Studie zu den katechetischen Homilien des Theodor von Mopsuestia / P. Bruns. - Louvain : aedibus Peeters, 1995. - XVIII, 444 s. - (Corpus scriptorum christianorum orientalium ; T. 89).

26. Burghardt, W. J. The Image of God According to Cyril of Alexandria / W. J. Burghardt. - Woodstock : Woodstock College Pr., 1957. - XVI, 194 p. - (Studies in Christian Antiquity ; No.14).

27. Clark, E. A. The Origenist Controversy : The Cultural Construction of an Early Christian Dialogue / E. A. Clark. - Princeton :

University Press, 2016. - 300 p. - (Princeton Legacy Library ; Vol. 146).

28. Daley, B. E. Systematic Theology in Homeric Dress : Poemata arcana / B. E. Daley // Re-reading Gregory of Nazianzus : essays on history, theology, and culture / ed. Chr. A. Beeley. - Washington, D.C. : Catholic University of America Press, 2012. - P. 3-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Devreesse, R. Essai sur Théodore de Mopsueste / R. Devreesse. -Vatican : Biblioteca Apostolica Vaticana, 1948. - VII, 439 p. - (Studi e Testi. Biblioteca Apostolica Vaticana ; 141).

30. Djuth, M. The Hermeneutics of "De libere arbitrie' III / M. Djuth // Studia Patristica. - Leuven : Peeters, 1993. - Vol. XXVII. - P. 281-289.

31. El-Khoury, N. Der Mensch als Gleichnis Gottes. Eine Untersuchung zur Anthropologie des Theodor von Mopsuestia / N. El-Khoury // Oriens Christianus. - Wiesbaden : Harrassowitz, 1990. -Vol. 74. - S. 62-71.

32. Ellversion, A.-S. The dual nature of man. A study in the theological anthropology of Gregory of Nazianzus [Dissertation] / A.-S. Ellversion. - Uppsala : Almqvist & Wiksell International, 1981. -119 p. - (Acta Universitatis Upsaliensis).

33. Ferro, A. La dottrina dell'anima di Nemesio di Emesa /

A. Ferro // Ricerche religiose : rivista di studi storico-religiosi. - Roma : Universale di Roma, 1925. - № 3. - P. 227-238.

34. Fuhrer,Th.Deliberoarbitrio(ÜberdiefreieEntscheidungsinstanz)/ Th. Fuhrer // Augustin Handbuch / hrsg. v. V. H. Drecoll. - Tübingen : Mohr Siebeck, 2007. - S. 270-272.

35. Fulford, B. Gregory of Nazianzus and Biblical Interpretation /

B. Fulford // Re-Reading Gregory of Nazianzus : essays on history, theology, and culture / ed. Ch.A. Beeley. - Washington : The Catholic University of America Press, 2012. - P. 31-49.

36. Holl, K. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältnis zu den grossen Kappadoziern / K. Holl. - Tübingen-Leipzig : Mohr Siebeck, 1904. - VII, 266 s.

37. Jaeger, W. Nemesios von Emesa : Quellenforschungen zum Neuplatonismus und seinen Anfängen bei Poseidonios / W. Jaeger. -Berlin : Weidmann, 1914. - 143 s.

38. Jenson, M. Gravity of sin : Augustine, Luther and Barth on 'homo incurvatus in se' / M. Jenson. - London-NY : Bloomsbury T&T Clark, 2007. - 224 p.

39. Kallis, A. Der Mensch im Kosmos. Das Weltbild Nemesios von Emesa / A. Kallis. - Münster, 1978.

40. Lössl, J. Intellektualistischer Voluntarismus - Der Willensbegriff Augustins von Hippo / J. Lössl // Wille und Handlung in der Philosophie der Keiserzeit und Spätantike / hrsg. J. Müller, R. H. Pich. - Berlin-NY : de Gruyter, 2010. - S. 301-330. - (Beiträge zur Altertumskunde ; Bd. 287).

41. Lössl, J. Julian von Aeclanum. Studien zu seinem Leben, seinem Werk, seiner Lehre und ihrer Überlieferung / J. Lössl. - Leiden, Boston, Köln : Brill, 2001. - 407 s. - (Supplements to Vigiliae Christianae ; Vol. 60).

42. Maerz, F. M. Anthropologische Grundlagen der christlichen Ethik bei Nemesios von Emesa [Dissertation] / F. M. Maerz. - Munchen : W. u. J. M. Salzer, 1959. - 181 s.

43. McGuckin, J. A. Researches into the Divine Institutes of Lactantius / J. A. McGuckin. - London : British Library Document Supply Centre, 1981. - 539 sht.

44. Motta, B. La mediazione estrema. L'antropologia di Nemesio d'Emesa fra platonismo e aristotelismo / B. Motta. - Padova : Poligrafo, 2004. - 230 p.

45. Opitz, H.-G. Euseb von Caesarea als Theologe // Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft / H.-G. Opitz. - Berlin : de Gruyter,

1935. - № 34. - S. 1-19.

46. Pannenberg, W. Anthropologie : in theologischer Perspektive / W. Pannenberg. - Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1983. - 540 s.

47. Rees, B. R. Pelagius : life and letters / B. R. Rees. - Woodbridge : Boydell Press, 2004. - 552 p.

48. Seibt, K. Die Theologie des Markell von Ankyra / K. Seibt. -Berlin-NY : de Gruyter, 1994. - XIV, 558 s.

49. Siclari, A. L 'antropologia di Nemesio di Emesa / A. Siclari. -Padova : La garangola, 1974. - 318 p. (Filosofia e religione ; T. 9).

50. Skard, E. Nemesiosstudien I / E. Skard // Symbolae Osloenses : Norwegian Journal of Greek and Latin Studies. - Oslo : Taylor & Francis,

1936. - Vol. 15/16. - P. 23-43.

51. Skard, E. Nemesiosstudien II / E. Skard // Symbolae Osloenses. -Oslo : Taylor & Francis, 1937. - Vol. 17. - P. 9-25.

52. Stead, G. Chr. Individual personality in Origen and the Cappadocian Fathers / G. Chr. Stead // Arché e Telos. L'antropologia di Origene e di Gregorio di Nissa. Analisi storico-religiosa / ed. U. Bianchi, H. Crouzel. - Milano : Università Cattolica deI Sacro Cuore, 1981. -P. 170-191.

53. Steenberg, M. C. Of God and man : theology as anthropology from Irenaeus to Athanasius / M. C. Steenberg. - London : T&T Clark, 2009. - X, 208 p.

54. Streck, M. Das schönste Gut : der menschliche Wille nach Nemesius vom Emesa und Gregor vom Nyssa / M. Streck. - Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2005. - 220 s. - (Forschungen zur Kirchen-und Dogmengeschichte ; Bd. 88).

55. Thier, S. Kirche bei Pelagius / S. Thier. - Berlin-NY : de Gruyter, 1999. - IX, 358 s. - (Patristische Texte und Studien ; Bd. 50).

56. Thon, N. Der Mensch als politisches Lebewesen bei Basilios dem Grossen / N. Thon // Vigiliae Christianae. - Leiden, Boston : Brill, 1981. - Vol. 35. - S. 24-31.

57. Wyller, E. A. Die Anthropologie des Nemesios von Emesa und Alkibiades - I Tradition / E. A. Wyller // Symbolae Osloenses. Norwegian Journal of Greek and Latin Studies. - Oslo : Scandinavian Univ. Press, 1969. - Vol. 44. - P. 126-145.

58. navaytroxn^, N. Zroov Bsou^svov. npoorniKsg yia op96So£,n Kaxavonon tou av9p©nou / N. navayiroxn^. - A9^va : Ap^6g, 2006. -320 o.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.