2. Костюченко, О.М. Формирование профессиональной готовности будущих тренеров к работе с подростками с поражением опорно-двигательного аппарата : дис. ... канд. пед. наук / Костюченко Олег Михайлович. - Воронеж, 2019. - 189 с.
3. Курилович, Н.В. Методологические подходы в формировании готовности будущих специалистов к работе с детьми с ОВЗ / Н.В. Курилович // Вестник Бохтарского государственного университета им, Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. - 2019. - № 1-2 (62). -С. 131-138.
4. Подольская, М.Н. Квалиметрия и управление качеством : лабораторный практикум. Ч. 1 : Экспертные методы / М.Н. Подольская. - Тамбов : [б. и.], 2011. - 80 с.
REFERENCES
1. Ershova, O. V., Chuprova, L.V., Mullin, E.R. and Mishurina, O. A. (2016), "Qualimetry as a theoretical basis for rating system for evaluating the quality of student training", International journal of applied and fundamental research, No. 9-1, pp. 141-144.
2. Kostyuchenko, O M. (2019), Formation of professional readiness of future trainers to work with teenagers with the defeat of the musculoskeletal system, dissertation, Voronezh.
3. Kurilovich, A. V. (2019), "Methodological approaches to the formation of readiness of future specialists to work with children with disabilities", Bulletin of the Bokhtar state University, state University wearing. Humanities and Economics series, No. 1-2 (62), pp. 131-138.
4. Podolsky, M.N. (2011), Qualimetry and quality management: laboratory practice, Part 1. Expert methods, Tambov.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2020
УДК 796.8:796.012
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ КООРДИНАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Борис Викторович Шилакин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный
юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Хабаровск
Аннотация
В работе исследуются проблемные вопросы совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников отделов внутренних дел, какое место в учебном процессе по физической подготовке отводится специальным двигательным операциям, направленным к нейтрализации правонарушителя. Изучаются современные методические приемы формирования устойчивого двигательного навыка, и повышения уровня технико-тактических способностей курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России, используемые преподавательским составом. В исследовании проводился анализ применяемых на занятиях по физической подготовке средств спортивной тренировки из различных видов единоборств.
Ключевые слова: развитие профессионально-прикладных способностей, формирование устойчивого двигательного навыка, критерии оценки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p510-513
ANALYSIS OF USAGE IN THE EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING OF SPECIALIZED EXERCISES OF COORDINATION AND DEVELOPING ORIENTATION
Boris Viktorovich Shilakin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East legal institute of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk
Abstract
The article examines the problematic issues of improving the professional and applied physical training of police officers, what place in the educational process of physical training is given to special
motor operations aimed at neutralizing the offender. Modern methodological methods of forming the stable motor skill and improving the level of technical and tactical abilities of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia used by the teaching staff are studied. The study analyzed the sports training tools used in physical training classes from various types of martial arts.
Keywords: professional competencies, candidates for training, entrance tests, motor skills.
ВВЕДЕНИЕ
Создание необходимого уровня физической подготовленности личного состава ОВД Российской Федерации, отвечающего в настоящее время высоким требованиям практической повседневной деятельности сотрудников ОВД, должны находить практическое применение в пресечении преступлений, использования приемов физического воздействия на правонарушителя [1, 2]. По мнению ряда авторов [3, 4], повышение показателей профессионального мастерства сотрудников полиции, во многом зависит от их уровня владения специальными прикладными навыками, что имеет существенное значение для результативной работы, личной безопасности сотрудников полиции, и возможности совершенствоваться в процессе своей служебной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью получения ответов на актуальные вопросы совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД, какое место отводится сложным координационным способностям в учебном процессе по физической подготовке, какие современные методические приемы формирования двигательного навыка и повышения уровня сложных координационных способностей у курсантов образовательных организаций МВД России используют преподаватели в своей практической деятельности, были посвящены наши социологические исследования.
В исследовании приняли участие преподаватели кафедр физической подготовки образовательных организаций МВД России. Все респонденты имели высшее педагогическое образование, стаж преподавательской деятельности в образовательных организациях системы МВД России составил: 42% - более 15 лет; 28% - более 10 лет; 16% - более 5 лет; 14% - до 5 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании респондентам задавались вопросы об имеющихся у абитуриентов вузов МВД России достаточного уровня физической подготовленности, 67% ответили положительно. Так, по мнению опрашиваемых, у почти трети кандидатов на обучение (36%) имеется «ниже среднего» уровень координационных способностей, 45% абитуриентов имеют «средний» и лишь 19% абитуриентов имеют « достаточно высокий» уровень координационных способностей. Все респонденты согласны с мнением о целесообразности включения в учебный процесс по физической подготовке упражнений координацион-но-развивающей направленности. Но на каком этапе периода обучения необходимо развивать у курсантов координационные способности, считают 29% респондентов, что только на 1 курсе обучения; 33% - на 1 и 2 курсах и 38% утверждают - на всем периоде обучения. Далее, на вопрос о количестве часов и в течение, какого периода обучения, нужно отводить время на развитие сложных координационных способностей, были получены следующие данные: на первом курсе нужно отводить на развитие сложных координационных способностей до 30% от общего времени обучения, считают 21% респондентов; до 50% - 29% респондентов; до 70% - 36% респондентов и до 90% - 14% респондентов; на втором курсе - до 30% от общего времени обучения, считают 19% респондентов; до 50% - 31% респондентов; до 70% - 33% респондентов и до 90% - 17% респондентов; на третьем курсе - до 30% от общего времени обучения, считают 40% респондентов; до 50% - 29% респондентов; до 70% - 19% респондентов; до 90% - 7% респондентов и не выделять время на развитие сложных координационных способностей
считают 5% респондентов; на четвертом курсе - до 30% от общего времени обучения, считают 48% респондентов; до 50% - 19% респондентов и не отводить время обучения на развитие сложных координационных способностей считают 33% респондентов.
Хотелось бы отметить, что большинство (88%) использует различные методики обучения прикладным двигательным действиям на основе воспитания координационных способностей. И у многих преподавателей (67%) имеются критерии оценивания упражнений координационно-развивающей направленности.
Интересные результаты были получены на вопрос, «В какой из частей практического занятия, и какой объем времени использует преподаватель на упражнения координационно-развивающей направленности?» респонденты ответили следующим образом: используют упражнения координационно-развивающей направленности в подготовительной части занятия до 10 мин. - 69% преподавателей; до 15 мин. - 17% преподавателей; до 5 мин. - 14% преподавателей; не много больше половины (52%) респондентов применяют упражнения координационно-развивающей направленности в основной части занятия: - до 10 мин. - 19% преподавателей; до 15 мин. - 17% преподавателей; до 20 мин. - 12% преподавателей; до 25 мин. - 4% преподавателей; лишь около третьей части (29%) опрошенных применяют упражнения координационно-развивающей направленности в заключительной части занятия: - до 10 мин. - 12% преподавателей; до 5 мин. - 17% преподавателей. Следующие данные об использовании на занятиях по физической подготовке упражнений координационно-развивающей направленности, были получены в результате ответов респондентов и распределения их по градации важности: первое место отмечено «овладение навыками технико-тактической подготовки», второе - «моделирование обстановки единоборства с правонарушителем», третье - «формирование профессионально-прикладных навыков», далее - «переход на другое направление работы» и «развитие физических кондиций».
Можно отметить, что в имеющейся методике физической подготовки курсантов вузов МВД России не оценивается надлежащим образом воспитание сложных координационных способностей (умение сохранять свою устойчивость, техника перемещения, реакция на действия противника и т.п.), в основе своей содержится обучение владению приемов, с такой точкой зрения согласились 83% опрашиваемых. А также 74% респондентов подтвердили мнение о том, что недостаточно в существующих методических материалах отражен вопрос методики воспитания сложных координационных способностей курсантов вузов МВД России.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты исследования показывают, что методические приемы, используемые в учебном процессе по физической подготовке, направленные на формирование сложных координационных способностей, многими преподавателями недостаточно широко применяются. Специалисты физической подготовки, как правило, ориентируются на собственный опыт (67%), чем на научно-методические основы формирования двигательного навыка, содержание занятий сводится к овладению техническими элементами приемов силового задержания правонарушителя (83%).
Анализ показанных данных свидетельствует, что процесс формирования сложных координационно-двигательных способностей многими специалистами воспринимается по-разному. Так, на вопросы «Имеете ли Вы методику обучения прикладным двигательным действиям на основе воспитания сложных координационных способностей?» и «Существуют ли у Вас критерии оценки сложных координационных способностей?» большинство респондентов положительно ответили, но конкретизировать методику и оценочные средства не смогли.
Отдельные сотрудники преподавательского состава не обладают четким представлением о формах и способах воспитания служебно-прикладных способностей, возмож-
ностях освоенных движений, их устойчивостью к использованию с минимальным контролем со стороны сознания, высокой прочностью и надежностью исполнения, что в дальнейшем повышает потенциал применения оборонительно-атакующих действий сотрудников ОВД, в условиях внезапно возникающих экстремальных ситуаций служебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров, А.В. Некоторые особенности тактико-технического арсенала борцов высокого класса / А.В. Захаров, П.В. Бородин, М.В. Крысин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 77-80.
2. Информационные технологии в системе физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вуза / В.Г. Тютюков, С.В. Галицын, П.В. Бородин, Г.В. Сафонова, В.А. Пирожанский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 448-452.
3. Шилакин, В.Б. вопросу о классификации боевых приемов борьбы / В.Б. Шилакин, Ю.В. Чехранов, В.Л. Дементьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). -С. 326-329.
4. Шилакин, Б.В. Координационные способности, как основа освоения и совершенствования умений и навыков боевых приемов борьбы курсантами вузов МВД России / Б.В. Шилакин, А.В. Захаров, А. Д. Колиненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 303-307.
REFERENCES
1. Zakharov, A.V., Borodin, P.V., Krysin, M.V. (2019), "Some features of the tactical and technical Arsenal of high-class wrestlers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 77-80.
2. Tyutyukov, V.G., Galitsin, S.V., Borodin, P.V., Safonova, G.V. and Pirozhansky, V.A. (2020), "Information technologies in the system of physical culture and health activity of students of university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 448-452.
3. Shilakin, V.B., Chekhranov, Yu.V. and Dementiev, V.L. (2018), "To the question about the classification of fighting techniques of struggle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 326-329.
4. Shilakin, B.V., Zakharov, A.V. and Kolinenko, A.D. (2018), "Coordination abilities as a basis for mastering and improving the skills of fighting techniques of fighting cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 303-307.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2020
УДК 796.88
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ У ДЕВУШЕК-ШТАНГИСТОК В
УПРАЖНЕНИИ «РЫВОК»
Ольга Александровна Шишлянникова, преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Евгений Александрович Шишлянников, тренер-преподаватель, Школа Олимпийского резерва, Иркутск; Алексей Александрович Ржанов, тренер по волейболу, Спортивная школа Олимпийского резерва «Ангара», Ангарск; Эдуард Борисович Бальжинимаев, преподаватель, Иркутский государственный
университет
Аннотация
Оптимизация тренировочной нагрузки предупреждает травматизацию спортсменок и способствует повышению спортивных результатов. Нарушение очерёдности развития физических качеств без учёта ресинтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) приводит к перетренированности