Научная статья на тему 'Ориентированно-компетенционный аспект, как фактор профессионального отбора абитуриентов вузов Министерства внутренних дел России'

Ориентированно-компетенционный аспект, как фактор профессионального отбора абитуриентов вузов Министерства внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАНДИДАТЫ НА ОБУЧЕНИЕ / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / CANDIDATES FOR TRAINING / ENTRANCE TESTS / MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилакин Борис Викторович

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с отбором кандидатов на обучение в образовательные организации Министерства внутренних дел России, предлагаются решения в повышении качества подготовки абитуриентов, ориентированные на профессиональные компетенции будущего специалиста отдела внутренних дел России. Для решения служебно-оперативных задач, сотруднику полиции необходимо обладать, высоким уровнем координационно-двигательных способностей и, несомненно, основным физическим качеством, которым должен обладать сотрудник отдела внутренних дел, является ловкость. В связи с этим, предложения по использованию новых подходов к воспитанию и формированию кандидатов на обучение вузах Министерства внутренних дел России, существенно изменят прикладной характер вступительного испытания и нацелят поступающих на приобретение профессиональных умений и навыков противоборства с нарушителями закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилакин Борис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approximate competence aspect as a factor of professional selection of applicants to the universities of the ministry of Internal Affairs of Russia

The article discusses current issues related to the selection of candidates for training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, it suggests solutions to improve the quality of training of applicants, focused on the professional competencies of a future specialist of the Russian Interior Department. To solve operational tasks, a police officer must possess a high level of coordination and motor abilities and, of course, the main physical quality that an employee of the internal affairs department should possess is dexterity. In this regard, the proposals on the use of new approaches to education and the formation of candidates for training at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia will significantly change the applied nature of the entrance test and target applicants to acquire professional skills and confrontation with lawbreakers.

Текст научной работы на тему «Ориентированно-компетенционный аспект, как фактор профессионального отбора абитуриентов вузов Министерства внутренних дел России»

УДК 378

ОРИЕНТИРОВАННО-КОМПЕТЕНЦИОННЫЙ АСПЕКТ, КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Борис Викторович Шилакин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный

юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Хабаровск

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с отбором кандидатов на обучение в образовательные организации Министерства внутренних дел России, предлагаются решения в повышении качества подготовки абитуриентов, ориентированные на профессиональные компетенции будущего специалиста отдела внутренних дел России. Для решения служебно-оперативных задач, сотруднику полиции необходимо обладать, высоким уровнем координационно-двигательных способностей и, несомненно, основным физическим качеством, которым должен обладать сотрудник отдела внутренних дел, является ловкость. В связи с этим, предложения по использованию новых подходов к воспитанию и формированию кандидатов на обучение вузах Министерства внутренних дел России, существенно изменят прикладной характер вступительного испытания и нацелят поступающих на приобретение профессиональных умений и навыков противоборства с нарушителями закона.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, кандидаты на обучение, вступительные испытания, двигательные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p488-490

APPROXIMATE COMPETENCE ASPECT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELECTION OF APPLICANTS TO THE UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Boris Viktorovich Shilakin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East Legal Institute of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Abstract

The article discusses current issues related to the selection of candidates for training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, it suggests solutions to improve the quality of training of applicants, focused on the professional competencies of a future specialist of the Russian Interior Department. To solve operational tasks, a police officer must possess a high level of coordination and motor abilities and, of course, the main physical quality that an employee of the internal affairs department should possess is dexterity. In this regard, the proposals on the use of new approaches to education and the formation of candidates for training at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia will significantly change the applied nature of the entrance test and target applicants to acquire professional skills and confrontation with lawbreakers.

Keywords: professional competencies, candidates for training, entrance tests, motor skills.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие двигательно-координационных способностей у большинства людей происходит не одинаково, что является естественной особенностью и личной индивидуализацией организма человека. В основе такого развития способностей лежит иерархия врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (В.И. Лях, 1996). Исследования авторов [1, 2] подтверждают мнение о том, что в процессе физического воспитания человека решаются задачи по оптимальному развитию физических качеств, к которым относятся сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проанализировав материалы различных литературных источников [3], можно отметить, что для качественного освоения учебного материала по дисциплинам модуля «Физическая подготовка», сотруднику ОВД для решения оперативно-служебных задач необходимо обладать, высоким уровнем двигательно-координационных способностей.

Цель исследования: выявление специальных физических упражнений координаци-онно-развивающей направленности, ориентированных на профессиональные компетенции выпускника вузов МВД России, для включения в дополнительные вступительные испытания абитуриентов. Основной задачей исследования послужил поиск упражнений выявляющих способности у абитуриентов вузов МВД России по выполнению сложно-координационных движений, служебно-прикладной направленности.

В настоящее время в программе дополнительного вступительного испытания для кандидатов на обучение в образовательные организации высшего образования МВД России установлены не сложные (по своей структуре) физические упражнения, и возможно определяющие степень общей физической подготовленности, а именно развития быстроты (дистанция 100 м), выносливости (дистанция 1000 м) и силы (подтягивание на перекладине, мужчины; силовое комплексное упражнение в течение 1 мин - отжимание от пола, 30 сек. и подъем туловища, лежа на спине, 30 сек., женщины). Но как было отмечено выше, основой тематики «Физической подготовки» сотрудников ОВД является раздел «Боевые приемы борьбы», в содержание, которого включены темы: «Броски», «Приемы борьбы лежа», «Удушающие приемы», «Удары и защиты от них», «Задержание и сопровождение» и другие темы, связанные с обезвреживанием нарушителя закона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В последние годы набирает широкую популярность по решению задач здорового образа жизни и вовлечения первую очередь молодого населения страны к занятиям прикладными видами спорта Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Как было отмечено ранее, ключевым физическим качеством, которым должен обладать сотрудник ОВД, является ловкость, а также ему необходимо иметь широкий диапазон двигательно-координационных способностей и как будущий специалист ОВД должен обладать как минимум высоким потенциалом по их развитию.

Проведенный опрос среди абитуриентов показал, что в подготовительном этапе к дополнительным вступительным испытаниям в вузы МВД России кандидаты на обучение в течение одного месяца не меньше тратят времени на подготовку к экзамену по физической подготовке (28%), чем к другим дисциплинам: русский язык (26%), история (25%), обществознание (20%) и не все поступающие заблаговременно начинают непосредственно готовиться к данному виду испытания. Но все же, как показывают результаты исследования, достаточная часть абитуриентов начинает подготовку к вступительным испытаниям с начала обучения в 11 классе: от 10 до 9 месяцев - 36% абитуриентов; от 8 до 7 месяцев - 10%; от 6 до 5 месяцев - 21%; от 4 до 3 месяцев - 19%; от 2 до 1 месяца - 10% и что характерно, уверены в своих силах и не готовятся вступительным испытаниям по физической подготовке 4% абитуриентов. В связи с изложенным, нужно отметить, что абитуриенты, изъявившие желание обучаться в вузе МВД России, а этому предшествуют дополнительные и необходимые стадии по формированию дела кандидата на обучение (при чем довольно затратные по своему временному объему: прохождение военно-врачебной медицинской комиссии, сбор различных справок, характеристик и т.д.), которые нужно осуществить до процесса вступительных испытаний. Из всего этого можно с уверенностью судить, что абитуриент осознанно избирает путь и специально направляется на обучение в вуз МВД России. В связи с этим, для того чтобы провести качественный отбор среди поступающих, а основными компетенциями ФГОС ВО, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу дисциплины «Специальная физическая под-

готовка» это владеть необходимым уровнем общефизической подготовленности и навыками оборонительно-атакующих действий против нападения вооруженного правонарушителя и другими сложными по своей структуре движениями, необходимо включить в программу вступительных испытаний по физической подготовке тестовые задания, определяющие умение выполнять специально-подготовительные упражнения (приемы страховки и самостраховки, гимнастические упражнения: кувырки, перевороты).

Для кандидатов на обучение в вузах МВД России нужно рассмотреть вопрос о включении в дополнительные вступительные испытания перечень приемов и критерии оценки из комплекса «ГТО» для IV ступени (13-15 лет) и V ступени (16-17 лет), в содержание которых входят приемы страховки и самостраховки - три способа (при падении назад, вперед, на бок), базовая техника приемов самообороны - семь приемов (задняя подножка, захватом ноги, задняя подножка с захватом ноги, через бедро, через спину, рычаг руки ассистенту, лежащему на груди; ущемление ахиллова сухожилия), приемы самозащиты в семи нестандартных ситуациях.

ВЫВОДЫ

Предложение о включении в программу вступительных испытаний кандидатов на обучение в вузах МВД России дополнительных специализированных упражнений и критерии оценки из Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» является актуальным и своевременным, отвечающим требованиям профессиональных компетенций выпускника вуза МВД России. При данном подходе, самым важным является, выявление абитуриентов обладающими двигательно-координационными способностями, наиболее подготовленных и устремленных к повышению результатов, как на вступительных испытаниях, так и на протяжении всего процесса обучения в вузе МВД России, значительно повысится качество обучаемых и уровень владения приемами самозащиты, увеличится число кандидатов нацеленных и осмысленно сделавших свой выбор в сторону получения профессиональных умений и навыков противоборства с нарушителями закона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров, А.В. Некоторые особенности тактико-технического арсенала борцов высокого класса / А.В. Захаров, П.В. Бородин, М.В. Крысин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 77-80.

2. Шилакин, В.Б. К вопросу о классификации боевых приемов борьбы / В.Б. Шилакин, Ю.В. Чехранов, В. Л. Дементьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 326-329.

3. Шилакин, Б.В. Координационные способности, как основа освоения и совершенствования умений и навыков боевых приемов борьбы курсантами вузов МВД России / Б.В. Шилакин, А.В. Захаров, А. Д. Колиненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 303-307.

REFERENCES

1. Zakharov, A.V., Borodin, P.V. and Krysin, M.V. (2019), "Some features of the tactical and technical Arsenal of high-class wrestlers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 70-80.

2. Shilakin, V. B., Chekhranov, Yu.V. and Dementiev, V.L. (2018), "To the question about the classification of fighting techniques of struggle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 326-329.

3. Shilakin, B.V., Zakharov, A.V. and Kolinenko, A.D. (2018), "Coordination abilities as a basis for mastering and improving the skills of fighting techniques of fighting cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 303-307.

Контактная информация: judokhb-shilakin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.