Научная статья на тему 'Анализ использование анкеты обратной связи на вводном занятии по физической культуре'

Анализ использование анкеты обратной связи на вводном занятии по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / анкетирование / спортивный разряд / группа здоровья / физическая культура / физическое воспитание. / students / questionnaire / sports category / health group / physical culture / physical education.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Абдуллин Риф Хамзович, Аверченко Нина Сергеевна, Рассомахин Матвей Игоревич

В статье рассматривается методика анкетирования студентов первого курса на первом вводном занятии по физической культуре. Учебно-тренировочные воздействия, направленные на развитие общей выносливости и рекреации студентов должны учитывать множество параметров той группы, с которой предстоит работать преподавателям. Сюда относится и уровень соматического здоровья, спортивный разряд, желание студентов заниматься тем или иным видом физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Практической значимостью работы является определение принадлежности студентов к основной и специальной медицинской группе здоровья, выявление группы студентов-спортсменов и значкистов ГТО, определение их желания заниматься различными видами физкультурно-оздоровительной активности на занятиях по физической культуре. Материал и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты первого курса Губкинского университета (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина) в количестве 1669 человек, очной формы обучения, мужского и женского пола. По окончанию первого вводного занятия по физической культуре студенты заполняли специально разработанную анкету-опросник. Анкета содержала вопросы о группе здоровья (наличии хронических заболеваний), наличии спортивных разрядов и знаков отличия комплекса ГТО. При ее заполнении студентам было необходимо описать свой школьный опыт физкультурно-спортивной деятельности, а также выбрать то учебное отделение (спортивные игры, ГТО, атлетическая гимнастики или ОФП), в котором они будут заниматься физической культурой в соответствии с программой обучения в вузе. Результаты. Анализируя данные анкетирования, несколько ключевых моментов стоит выделить отдельно: студентов разрядников и значкистов ГТО меньше, чем тех студентов, которые не умеют плавать; практически каждый третий студент специальной медицинского группы имеет группу инвалидности. Заключение. Из 2200 студентов, принятых на первый курс по очной форме обучения анкетирование прошли 1669 человек (т.е. 75% первокурсников), что говорит о том, что порядка 500 человек пропустили первое вводное занятие, которое проводилось в первые 2 недели обучения. Качественная подготовка будущих бакалавров должна обеспечиваться в том числе адекватным использованием средств физической культуры, начало которой закладывается на первом курсе обучения в вузе, в этой связи использование анкеты-первокурсника позволяет вносить необходимые коррективы при реализации дисциплины физическая культура, значительно повышая качество оказываемых образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Абдуллин Риф Хамзович, Аверченко Нина Сергеевна, Рассомахин Матвей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of a feedback questionnaire use in an introductory physical education lesson

The article discusses the methodology of questioning first-year students at the first introductory physical education lesson. To increase the effectiveness of the physical education process, it is important to fully focus on which students have to work with in practical physical education classes. Educational and training activities aimed at the development of general endurance and recreation of students should take into account many parameters of the group with which teachers will work. This includes the level of somatic health, sports category, and the desire of students to engage in one or another type of physical education and sports activities. The practical significance of the work is determination of students’ belonging to the main and special medical health group, identification of a group of student-athletes and TRP badges, determination of their desire to engage in various types of physical culture and wellness activities in physical education classes. Research materials and methods. The study involved first-year students of Gubkin University (Gubkin Russian State University of Oil and Gas) in the number of 1,669 full-time students, male and female. At the end of the first introductory physical education lesson, the student filled out a specially designed questionnaire. The questionnaire contained questions about the health group (the presence of chronic diseases), the presence of sports categories and the insignia of the TRP complex. When filling it out, students had to describe their school experience of physical culture and sports activities, as well as choose the educational department (sports games, TRP, athletic gymnastics or OFP) in which they would engage in physical education in accordance with the university curriculum. Results. Analyzing the survey data, several key points should be highlighted separately: there are fewer students of dischargers and TRP badges than those students who cannot swim; almost every third student of the special medical group has a disability group. Conclusion. Of the 2,200 students enrolled in the first year of full-time study, 1,669 people (75% of first-year students) were surveyed. It indicates that about 500 people missed the first introductory lesson, which was held in the first 2 weeks of study. High-quality training of future bachelors should be ensured by the adequate use of physical culture, the beginning of which is laid in the first year of study at a university. The use of a first-year questionnaire allows to make the necessary adjustments in the implementation of the discipline physical culture, significantly improving the quality of educational services provided.

Текст научной работы на тему «Анализ использование анкеты обратной связи на вводном занятии по физической культуре»

УДК: 796.011.3

Анализ использование анкеты обратной связи на вводном занятии по

физической культуре

Бобков В.В.1'2'3*, Абдуллин Р.Х.4, Аверченко Н.С.4, Рассомахин М.И.3

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский

университет) имени И.М. Губкина г. Москва, Россия ORCID:0000-0003-2062-4278, vitaly-x5@yandex.т* 2Федеральный научный центр физической культуры и спорта

г. Москва, Россия

3Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия;

ORCID:0009-0005-8703-5533, rasstovanie@mail.ru 4Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Россия ORCID:0009-0007-6054-6389, m13102009@yandex.т ORCID:0000-0009-8204-5946, ckuki_net@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается методика анкетирования студентов первого курса на первом вводном занятии по физической культуре. Учебно-тренировочные воздействия, направленные на развитие общей выносливости и рекреации студентов должны учитывать множество параметров той группы, с которой предстоит работать преподавателям. Сюда относится и уровень соматического здоровья, спортивный разряд, желание студентов заниматься тем или иным видом физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Практической значимостью работы является определение принадлежности студентов к основной и специальной медицинской группе здоровья, выявление группы студентов-спортсменов и значкистов ГТО, определение их желания заниматься различными видами физкультурно-оздоровительной активности на занятиях по физической культуре. Материал и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты первого курса Губкинского университета (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина) в количестве 1669 человек, очной формы обучения, мужского и женского пола. По окончанию первого вводного занятия по физической культуре студенты заполняли специально разработанную анкету-опросник. Анкета содержала вопросы о группе здоровья (наличии хронических заболеваний), наличии спортивных разрядов и знаков отличия комплекса ГТО. При ее заполнении студентам было необходимо описать свой школьный опыт физкультурно-спортивной деятельности, а также выбрать то учебное отделение (спортивные игры, ГТО, атлетическая гимнастики или ОФП), в котором они будут заниматься физической культурой в соответствии с программой обучения в вузе. Результаты. Анализируя данные анкетирования, несколько ключевых моментов стоит выделить отдельно: - студентов разрядников и значкистов ГТО меньше, чем тех студентов, которые не умеют плавать; - практически каждый третий студент специальной медицинского группы имеет группу инвалидности. Заключение. Из 2200 студентов, принятых на первый курс по очной форме обучения анкетирование прошли 1669 человек (т.е. 75% первокурсников), что говорит о том, что порядка 500 человек пропустили первое вводное занятие, которое проводилось в первые 2 недели обучения. Качественная подготовка будущих бакалавров должна обеспечиваться в том числе адекватным использованием средств физической культуры, начало которой закладывается на первом курсе обучения в вузе, в этой связи использование анкеты-первокурсника позволяет вносить необходимые коррективы при реализации дисциплины физическая культура, значительно повышая качество оказываемых образовательных услуг.

Ключевые слова: студенты, анкетирование, спортивный разряд, группа здоровья, физическая культура, физическое воспитание.

Для цитирования: Бобков В.В.*, Абдуллин Р.Х., Аверченко Н.С., Рассомахин М.И. Анализ использование анкеты обратной связи на вводном занятии по физической культуре. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Analysis of a feedback questionnaire use in an introductory physical education lesson

Vitaliy V. Bobkov1'2'3*, Rif Kh. Abdullin4, Nina S. Averchenko4, Matvey I. Rassomakhin3

1Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)

Moscow, Russia ORCID:0000-0003-2062-4278, vitaly-x5@yandex.ru* 2Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports Moscow, Russia, 3Plekhanov Russian University of Economics Moscow, Russia; ORCID:0009-0005-8703-5533, rasstovanie@mail.ru 4Bashkir State Agrarian University Ufa, Russia

ORCID:0009-0007-6054-6389, m13102009@yandex.ru ORCID:0000-0009-8204-5946, ckuki_net@mail.ru

Abstract: The article discusses the methodology of questioning first-year students at the first introductory physical education lesson. To increase the effectiveness of the physical education process, it is important to fully focus on which students have to work with in practical physical education classes. Educational and training activities aimed at the development of general endurance and recreation of students should take into account many parameters of the group with which teachers will work. This includes the level of somatic health, sports category, and the desire of students to engage in one or another type of physical education and sports activities. The practical significance of the work is determination of students' belonging to the main and special medical health group, identification of a group of student-athletes and TRP badges, determination of their desire to engage in various types of physical culture and wellness activities in physical education classes. Research materials and methods. The study involved first-year students of Gubkin University (Gubkin Russian State University of Oil and Gas) in the number of 1,669 full-time students, male and female. At the end of the first introductory physical education lesson, the student filled out a specially designed questionnaire. The questionnaire contained questions about the health group (the presence of chronic diseases), the presence of sports categories and the insignia of the TRP complex. When filling it out, students had to describe their school experience of physical culture and sports activities, as well as choose the educational department (sports games, TRP, athletic gymnastics or OFP) in which they would engage in physical education in accordance with the university curriculum. Results. Analyzing the survey data, several key points should be highlighted separately: there are fewer students of dischargers and TRP badges than those students who cannot swim; almost every third student of the special medical group has a disability group. Conclusion. Of the 2,200 students enrolled in the first year of full-time study, 1,669 people (75% of first-year students) were surveyed. It indicates that about 500 people missed the first introductory lesson, which was held in the first 2 weeks of study. High-quality training of future bachelors should be ensured by the adequate use of physical culture, the beginning of which is laid in the first year of study at a university. The use of a first-year questionnaire allows to make the necessary adjustments in the implementation of the discipline physical culture, significantly improving the quality of educational services provided.

Keywords: students, questionnaire, sports category, health group, physical culture, physical education.

For citation: Vitaliy V. Bobkov*, Rif Kh. Abdullin, Nina S. Averchenko, Matvey I. Rassomakhin. Analysis of a feedback questionnaire use in an introductory physical education lesson. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

В программе Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года («Приоритет 2023») одним из важнейших направлений работы является популяризация сферы физической культуры и спорта, которая должна найти свое отражение в повышении привлекательности здорового и активного образа жизни, Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а это, в свою очередь, должно

привести к главной цели - увеличении общей численности занимающихся физической культурой и спортом граждан всех возрастов и социальных категорий, а в особенности, студентов, являющихся самой активной частью населения [1, 2].

Несмотря на то, что предмет «Физическая культура» входит в программу подготовки бакалавров всех специальностей (в соответствии с образовательным стандартом ФГОС 3++), подходы к реализации дисциплины в различных высших учебных заведениях сильно разнятся [4]. Учебные планы, содержание программы реализуются с учетом материально-технического оснащения кафедры, инфраструктуры вуза в целом, обеспечивающей реализацию программы. В ряде вузов содержание учебной программы может быть составлено с учетом требований самой специальности к будущим специалистам. В содержание программы входит их обязательная физическая подготовленность [3].

Материалы и методы

Исследование проводилось в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, г. Москва, Россия. Для того, чтобы дать более подробную характеристику контингента обучающихся первого курса (17-19 лет) в ряде вузов на первом вводном занятии проводится анкетирование (в том числе с использованием образовательного портала вуза), целью которого является выявление потребности в занятиях теми или иными видами двигательной активности, определение исходного уровня соматического здоровья (в том числе студентов, имеющих инвалидность), определение количества студентов, имеющих спортивные разряды и звания, знаки отличия ГТО, выявление потребности студентов в освоении жизненно-необходимого навыка - плавания.

В данной статье приводятся результаты анкетирования студентов Губкинского университета (1669 человек мужского и женского пола), которое проводилось в осеннем семестре 2023-2024 учебного года на первом вводном занятии по физической культуре. После занятия студентам предлагалось заполнить анкету, размещенную на образовательном портале, что являлось в том числе отметкой о посещении с начислением первых рейтинговых баллов успеваемости. После проведенного анкетирования преподавателям, которые проводят учебные занятия и ведут сборные команды университета, необходимо было проанализировать интересующие их пункты данной анкеты (количество студентов-значкистов ГТО, спортсменов-разрядников, студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и инвалидность). После этого сделать сводную аналитическую таблицу, которая использовалась, в дальнейшем, при отборе в учебные отделения и сборные команды университета, а также при планировании содержания учебных занятий.

Результаты и обсуждение

Первичный анализ результатов проведенного анкетирования среди студентов-первокурсников представлен в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов-первокурсников

№ Вопрос Процент ответов / общая численность человек

1 Общее количество прошедших анкетирование 77 % (1669/2200)

2 Соотношение мужчин и женщин 62 %/ 38%

2 Принадлежность к специальной физкультурной группе в школе 8 % (156)

3 Наличие инвалидности 3% (49)

4 Способность (умение) проплыть 50 метров без остановки 73% (от общего количества студентов)

5 Желание научиться (среди тех, кто не умеет) 64% (от общего числа неумеющих плавать)

6 Не занимались физической культурой в прошлом году 10%

7 Оценка «5» по физической культуре в школе 82%

8 Изучение основ теории физической культуры 23 %

9 Наличие знака отличия ВФСК ГТО 29%

10 Наличие спортивного разряда 18%

11 Наличие I р, КМС, МС 98 - 1 разряд/45-КМС / 11-МС

Анализ некоторых параметров анкетирования

600 500 400 300 200 100 0

450

480

студенты

студенты

студенты

студенты

спец.мед.группы спортсмены / 1 значкисты ГТО / неумеющие / имеющие разряд и выше золотой знак плавать / инвалидность отличия нежелающие

научиться

Рис. 1. Процентное соотношение отдельных категорий студентов-первокурсников

Анализируя данные анкетирования, хотелось отдельно отметить несколько ключевых моментов, которые хотя и находятся на поверхности первичного анализа, но уже вызывают определенные тревоги и опасения:

- студентов разрядников и значкистов ГТО меньше, чем тех студентов, которые не умеют плавать;

- практически каждый третий студент специальной медицинского группы имеет группу инвалидности;

- По официальным данным приемной комиссии вуза, передаваемым в Министерство образования и науки РФ, на первой курс было принято порядка 2200 студентов. Из результатов анкетирования следует, что его прошло 1669 человек (т.е. 75% первокурсников. Это говорит о том, что порядка 500 человек пропустили первое вводное занятие, через другие способы коммуникации со студентами (деканаты, старосты учебных групп, образовательный портал университета), которые не донесли до них необходимость прохождения вводного анкетирования.

Заключение

Анализ анкет студентов-первокурсников, полученных по итогам первого вводного занятия, позволяет сделать следующие практические выводы:

1. Более 80 % студентов заявили о том, что имеют в школьном аттестате отличную оценку по физической культуре, но как показывает дальнейшая практика, проходя обучение в вузе, подавляющее большинство студентов перестают регулярно посещать практические занятия по физической культуре, с трудом получая минимальные баллы для получения зачета.

2. Вызывает опасение тот факт, что из 28 % неумеющих плавать студентов более половины и не желают освоить этот жизненно необходимый для человека навык.

3. Каждый третий первокурсник имеет знак отличия комплекса ГТО VI ступени (16-17 лет), однако обучаясь в вузе нормативы ГТО следующей ступени (VII-VIII ступени) выполняет не более 5 %. Необходимо создавать условия для дальнейшего выполнения нормативов.

4. Среди первокурсников много спортсменов - разрядников, имеющих высокую спортивную квалификацию (от 1 взр. разряда и выше), что создает предпосылки для создания большего количества спортивных сборных или специальных учебных отделений, в которых занимались бы студенты, имеющие разряды, но не желающие продолжать заниматься в спортивных секциях.

5. Из 156 студентов каждый третий имеет группу инвалидности, что является очень важным аргументом для создания такой группе обучающихся особых условий для занятий. Хорошей перспективой для такой группы студентов могло быть участие их в выполнение нормативов ВФСК ГТО для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6. Использование полученных данных при организации учебных и внеучебных занятий позволяет значительно улучшить процесс физического воспитания студентов, сделать его более конкретным и адресным, направленным на решение задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов.

7. Качественная подготовки будущих бакалавров должна обеспечиваться в том числе адекватным использованием средств физической культуры, начало которой закладывается на первом курсе обучения в вузе, в этой связи использование анкеты-первокурсника позволяет вносить необходимые коррективы при реализации дисциплины физическая культура.

Список литературы

1. Берговина М.Л., Рыжкова Л.Г., Бобков В.В. Использование мобильных приложений при подготовке студентов к выполнению нормативов ГТО в условиях дистанционного обучения. Теория и практика физической культуры. 2021; 8: 49 - 51.

2. Галанова С.С. Модульная программа третьего урока физической культуры для 5-6-х классов по подготовке школьников к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО III ступени. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 73-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-73-79.

3. Фурсов А.В., Синявский Н.М., Безноско Н.Н., Глухова М.Ю. Физическая подготовленность учащихся 13-15 лет на основе испытаний IV ступени комплекса ГТО.

Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 101-107. DOI 10/14526/01 2018 288.

4. Бобков В.В., Татарова С.Ю., Лазарев И.В., Рыжкова Л.Г. Формирование физкультурно-спортивной среды вуза как условие регулярного участия студентов и преподавателей VI-XI ступени в выполнении нормативов ВФСК ГТО. Теория и практика физической культуры. 2022; 9: 104-107.

References

1. Bergovina M.L., Ryzhkova L.G., Bobkov V.V. The use of mobile applications in preparing students to meet the standards of TRP in distance learning. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2021; 8: 49-51 [In Russ., In Engl.].

2. Svetlana S. Galanova. Modular program of the third physical culture lesson for the 5th6th grades in order to train schoolchildren for the norms of the III rd stage RLD complex tasks (tests) fulfillment. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 73-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-73-79 [In Russ., In Engl.].

3. Alexsey V. Fursov, Nikolay I. Sinyavskiy, Nikolay N. Beznosko, Mariay Yu. Glukhova. Physical readiness of 13-15-year-old students on the basis of tests of the iv stage of RLD complex. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13(1): 101-107. DOI 10/14526/01 2018 288 [In Russ., In Engl.]

4. Bobkov V.V., Tatarova S.Yu., Lazarev I.V., Ryzhkova L.G. Formation of the physical culture and sports environment of the university as a condition for regular participation of students and teachers of the VI-XI stage in the implementation of the standards of the VFSK TRP. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2022; 9: 104-107 [In Russ., In Engl.].

Статья поступила в редакцию: 21.02.2024

Бобков Виталий Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, Ленинский проспект., дом 65, e-mail: vitaly-x5@yandex.ru

Абдуллин Риф Хамзович - доцент, Башкирский государственный аграрный университет, 450001, Россия, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, дом 34, e-mail: m13102009@yandex.ru

Аверченко Нина Сергеевна - старший преподаватель, Башкирский государственный аграрный университет, 450001, Россия, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, дом 34, e-mail: ckuki_net@,mail.ru Рассомахин Матвей Игоревич - старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 115054, Россия, г. Москва, Стремянной переулок, дом 36, e-mail: rasstovanie @,mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.