Научная статья на тему 'Анализ инвестиционного портфеля коммерческой организации'

Анализ инвестиционного портфеля коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
888
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОРТФЕЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ / МЕТОД ЦЕПНОГО ПОВТОРА / МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКВИВАЛЕНТНОГО АННУИТЕТА / МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФЕЛЯ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кисова Анна Евгеньевна

Одним из способов минимизации риска инвестиционной деятельности коммерческой организации является формирование инвестиционного портфеля. В статьи рассматриваются подходы к его анализу, их особенности применения в деятельности организации. Кроме того, оценивается влияние ряда факторов (как внешних, так и внутренних), влияющих на вариативность отбора проектов в инвестиционный портфель, а также на оптимизацию бюджета по исследуемому портфелю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционного портфеля коммерческой организации»

смысле этого слова) экономических акторов необходим стратегический план, который обязательно должен опираться на математические расчеты. Как показала практика СССР, страна в свое время пошла по пути увлечения математическим программированием, что обрекло систему на провал. Требовалось создать динамическую модель, представленную в виде системы алгоритмов с процедурами корректировки, уточняющей потребности и возможности. Необходимо было использовать метод экономической кибернетики при составлении плана. Только используя приемы планирования, можно добиться необходимого взаимодействия между хозяйствующими субъектами и государством, создать прочные правильные взаимоотношения между экономическими акторами. Список использованной литературы:

1. Абдулгамидов Н., Губанов С., Российская экономика в системе мировых связей. «Экономист», 2000 г., №3.

2. Абдуллаев К.Н., Государственное регулирование экономики в условиях перехода к рынку. СПб, 2000 г.

3. Беляева С.Г., Кошкина В.И. Теория и практика антикризисного управления: Учебник. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

4. Ведута Е.Н. Антикризисное управление экономикой - национальная идея России, Обозреватель №12, 2004. - http://www.rau.su/observer/N12_2004/12_02.HTM (30.09.2012).

5. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. - М.: Академический проспект, 2004.

6. Всемирный банк. - http://www.worldbank.org/

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994.

8. Соколин Б. Кризисная экономика России. Рубеж тысячелетий, СПб, 1997.

9. Торкановский Е. Антикризисное управление. - Экономист, 1999, №12.

10.Уткин. Э.А. Антикризисное управление. М., 1997.

11. Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/finance/ (30.09.2012).

12.Цветкова Н. Сырьевые компании во время кризиса. - http://denga.ru/articles/97/2443 (29.09.2012).

© Д.В.Евтянова , 2015

УДК 658.1

Кисова Анна Евгеньевна

канд.экон.наук, доцент ЛГТУ, г. Липецк, РФ E-mail: zaumka84@mail.ru

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Одним из способов минимизации риска инвестиционной деятельности коммерческой организации является формирование инвестиционного портфеля. В статьи рассматриваются подходы к его анализу, их особенности применения в деятельности организации. Кроме того, оценивается влияние ряда факторов (как внешних, так и внутренних), влияющих на вариативность отбора проектов в инвестиционный портфель, а также на оптимизацию бюджета по исследуемому портфелю.

Ключевые слова

Портфельное инвестирование, подходы к анализу инвестиционного портфеля, метод цепного повтора, метод определения эквивалентного аннуитета, метод определения ликвидационной стоимости объекта, подходы к формированию портфеля реальных инвестиций, оптимизация бюджета инвестиционного портфеля Суть портфельного инвестирования состоит в улучшении возможностей инвестирования путем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

придания совокупности объектов инвестирования тех инвестиционных качеств, которые недостижимы с позиции отдельно взятого объекта, а возможны лишь при их сочетании. Структура инвестиционного портфеля отражает определение сочетание интересов инвестора.

Существуют два основных подхода к финансовой оценке проектов, которые образуют теоретический фундамент анализа капитальных вложений [1, с. 77]: бухгалтерский; экономический (финансовый).

1. Бухгалтерский подход предполагает, что долгосрочный финансовый успех определяется доходностью, а краткосрочный — ликвидностью. Доходность и ликвидность лежат в основе анализа инвестиционных проектов. Доходность характеризует получение прибыли от капиталовложений в проект, их оценка производится на основе показателя коэффициента эффективности инвестиций (ARR) или возврата на инвестицию (ROI). Ликвидность проекта связана с окупаемостью капитальных вложений, и оценка осуществляется по показателю срока окупаемости (РР). Чем быстрее проект может окупить первоначальные затраты, тем лучше; чем выше ликвидность, необходимая инвестору, тем короче должен быть срок окупаемости.

2. Экономический (финансовый) подход опирается на новое понимание финансового успеха. Он в меньшей степени касается ликвидности и доходности, зато ориентирован на максимизацию «благосостояния» предприятия и его акционеров, рассмотрение риска. Поскольку максимизация благосостояния акционеров является целью предприятия, а капитальные вложения связаны с эффективным распределением ресурсов, удачными проектами являются те, которые приносят доход и предприятию, и его акционерам.

Сочетание стремлений максимизировать благосостояние и снизить инвестиционный риск привело к появлению в финансовом анализе методов, основанных на дисконтировании денежных потоков, к числу которых относятся методы расчета: чистой текущей стоимости (NPV); индекса рентабельности (PI); внутренней нормы доходности (IRR).

Результаты проведения финансового анализа являются основой принятия окончательных решений о включении инвестиционных проектов в портфель. Сравнивая полученные в ходе финансового анализа результаты с заранее определенными критериями отбора проектов в портфель, принимается инвестиционное решение. Стоит отметить, что метод NPV позволяет принимать правильное решение при сравнительном анализе отбираемых в портфель проектов, имеющих разные сроки жизни. Существуют специальные методы, позволяющие устранить временную несопоставимость (влияние временного фактора), чтобы корректно сравнить их.

1. Метод цепного повтора в рамках общего срока действия проектов — нахождение наименьшего общего кратного сроков действия проектов и предположение, что краткосрочный проект самовозобновляется после своего завершения. Последовательность действий в данном методе следующая [2, с. 95]:

- находят наименьшее общее кратное сроков действия анализируемых проектов;

- рассчитывают с учетом фактора времени суммарный NPV проектов, реализуемых необходимое число раз в течение сроков действия проектов, рассматривая каждый проект как повторяющийся;

- выбирают тот проект, для которого суммарный NPV повторяющегося потока имеет наибольшее значение.

Данный метод наиболее приемлем, если сроки действия рассматриваемых проектов кратны друг другу.

2. Метод определения эквивалентного аннуитета — стандартного, унифицированного аннуитета, который имеет ту же продолжительность, что и оцениваемый инвестиционный проект, и ту же величину текущей стоимости, что и NPV этого проекта. Последовательность действий в данном методе следующая:

- рассчитывают NPV однократной реализации каждого проекта;

- находят для каждого проекта эквивалентный срочный аннуитет, приведенная стоимость которого в точности равна NPV проекта;

- рассчитывают приведенную стоимость бессрочного аннуитета, предполагая, что найденный аннуитет может быть заменен бессрочным аннуитетом с той же самой величиной аннуитетного платежа;

- выбирают проект, имеющий максимальное значение бессрочного аннуитета.

Эквивалентный аннуитет (EA) рассчитывается по формуле 1:

ЕА = (1)

PVIFAn,í V 7

где PVIFAn,i; — текущая стоимость аннуитета ценой в 1 руб. в конце каждого из n периодов при ставке i.

3. Метод, основанный на предположении, что долгосрочный проект продается до его завершения. Этот метод применяют, если проекты достаточно долгосрочны. Алгоритм метода следующий [3]:

- предполагают, что долгосрочный проект продается в тот момент времени (обычно год), когда заканчивается краткосрочный проект;

- оценивают конечную (продажную) стоимость долгосрочного проекта на момент продажи (срок окончания краткосрочного проекта);

- рассчитывают NPV долгосрочного проекта;

- выбирают проект, имеющий большее значение NPV.

Окончательный выбор инвестиционных проектов в портфель тесно связан с вопросом наличия достаточных средств для их финансирования и определяется бюджетом предприятия, который ограничивает размер средств, направляемых на капитальные вложения.

На практике используют два основных подхода к формированию портфеля реальных инвестиционных проектов. Первый основан на принципе целесообразности и его используют предприятия, обладающие достаточным капиталом и не накладывающие ограничений на объем капитальных вложений. При этом портфель может формироваться на основе либо критерия IRR, либо критерия NPV. Формирование портфеля на основе критерия IRR предполагает включение в портфель инвестиционных проектов с доходностью (с учетом риска), превышающей цену капитала. В основе лежит ранжирование проектов по критерию IRR. Строится график инвестиционных возможностей (IOS) предприятия, характеризующий рассматриваемые проекты в порядке снижения IRR. После формирования портфеля на основе критерия IRR с одновременным исчислением предельной цены капитала становится возможно рассчитать суммарный NPV портфеля.

Формирование портфеля на основе критерия NPV предполагает включение в портфель всех независимых инвестиционных проектов с положительными значениями NPV. При этом NPV проектов исчисляется с использованием предельной цены капитала. В портфель также включаются те из альтернативных (взаимоисключающих) проектов, которые имеют наиболее высокие положительные значения NPV c учетом риска. Такой подход максимизирует ценность предприятия и совокупное достояние его акционеров.

Второй подход применяют предприятия, ограничивающие свой бюджет капитальных вложений. Целью финансового менеджера, формирующего портфель в условиях ограниченного бюджета капитальных вложений, является отбор проектов, обеспечивающих максимизацию суммарного NPV c использованием метода линейного программирования [1, с. 114].

Линейное программирование — метод, пришедший из области операционных исследований и подразумевающий обычно использование вычислительной техники. С помощью этого метода можно вычислить оптимальные решения, когда цель (максимизация NPV) должна быть достигнута при соблюдении определенных условий. Если в отборе участвует не слишком много проектов, финансовый менеджер может просто перебрать все возможные совокупности проектов, которые удовлетворяют наложенному на бюджет ограничению, а затем выбрать совокупность с наибольшим суммарным NPV.

В реальной ситуации отбор проектов в портфель осложняется рядом факторов. Во-первых, — это фактор риска. При принятии решения следует делать допущение о том, что все проекты являются одинаково рисковыми и, следовательно, имеют одинаковую цену капитала. Если отказаться от этого условия и при этом число проектов настолько велико, что невозможно провести отбор вручную, достичь оптимального решения практически невозможно, так как в настоящее время нет компьютерных программ эффективной работы с проектами различной степени риска. Во-вторых, фактор ограничения в связи со множественностью периодов (временная оптимизация).

Оптимизация бюджета достигается сравнительно легко, если ограничение в капитале распространяется на один период (например, год). Однако на практике ограничения распространяются обычно на несколько лет, а финансовые источники, которые будут использованы в будущем, частично

формируются за счет поступлений от ранее осуществленных инвестиций. Иными словами, ограничения по объему капитальных вложений в следующем году зависят от инвестиций, сделанных в предыдущем году, и т.д. Для решения многопериодной проблемы такого рода необходима информация об инвестиционных возможностях и доступности финансовых средств не только в текущем году, но и в будущих периодах. Кроме того, подлежащий максимизации NPV совокупности проектов в этом случае является суммой дисконтированных значений NPV каждого года в пределах анализируемого временного горизонта [2, с. 102].

После того как портфель сформирован и оптимизирован по своим основным параметрам, предприятие приступает к реализации отдельных проектов из портфеля. Одновременно с этим возникает проблема оперативного управления портфелем.

Список использованной литературы:

1. Грачева Н.А. Инвестиционный анализ [Текст]: учеб. пособие /Н.А. Грачева, Т.С. Колмыкова. Курск, 2005. - 280с.

2. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 204с.

3. Чернов В.А. Инвестиционный анализ [Текст]/В.А. Чернов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 157 с.

©А.Е. Кисова, 2015

УДК 332.14

Климова Эльвира Николаевна

канд. экон. наук, доцент НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

E-mail: mokd@nsuem.ru Алимпиева Анастасия Степановна аспирант НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ E-mail: kapusta_anastasi@mail.ru

ЛОФТ-ПРОЕКТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ БРЕНДИНГА ГОРОДА

Аннотация

В статье выделены ключевые подходы к брендированию городов; рассмотрены основные характеристики стиля лофт; сформулированы задачи городских лофт-пространств.

Ключевые слова Городское пространство, брендинг города, лофт.

Сегодня в России наблюдается неглубокое понимание эмоциональной составляющей в восприятии городского пространства. В представлении большинства город - это дороги, школы, больницы, магазины, в общем, это функциональная инфраструктура. А бренд живет в пространстве эмоциональном, не имеющем четких границ и функций, хотя его местонахождение хорошо известно - это сознание жителей города. Как показывает опыт к 2012 году более 30 городов России активно занялись разработкой своего бренда.

Можно выделить три основных подхода к брендированию городов, исходя из ключевого акцента при разработке. Первый - это создание программы социально-экономического развития. Бренд создается для поддержки маркетинговой стратегии, направленной, на взаимодействие города с внешним миром. Второе -выработка фирменного стиля. Бренд создается для улучшения эмоционального фона города, прежде всего, через его визуальное восприятие. Третье - ориентация на жителей города. Бренд основывается на идентичности города и создается, в первую очередь, для владельцев, носителей и главных потребителей бренда города - его жителей.

Одним из модных и перспективных направлений в создании особого эмоционального городского пространства является открытие лофтов.

Стиль лофт (loft в переводе с английского - верхний этаж склада или промышленного помещения) зародился еще в 40-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В фабричных районах Манхеттена стали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.