Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНВАРИАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРОЕКТОВ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ (МООК)'

АНАЛИЗ ИНВАРИАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРОЕКТОВ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ (МООК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАРИАНТ / ИНВАРИАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАРИАНТ ДЕЙСТВИЯ / ИНВАРИАНТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЯ / ИНВАРИАНТ СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Любовь Николаевна

Изменение целей образовательного процесса привело к обновлению постоянной инвариантной части образовательного контента, его содержательному наполнению, программам и формам реализации учебного материала. Ориентирование на компетентностный подход создает ситуацию целевого несовпадения задач образования и образовательного содержания. Расхождение этих основных аспектов образовательного процесса мешает его эффективному осуществлению. Форма дистанционного образование и образовательные online услуги обусловили необходимость анализа online курсов. В результате исследования было выявлено расхождение между целями компетентностного подхода в образовании и собственно образовательным контентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EDUCATIONAL SERVICES INVARIANTS OF MASS OPEN ONLINE COURSES (MOOC) PROJECTS

Changing the goals of the educational process led to the renewal of the constant invariant part of the educational content, its content, programs and forms of implementation of educational material. Focusing on the competence-based approach creates a situation of targeted discrepancy between the tasks of education and educational content. The divergence of these basic aspects of the educational process hinders its effective implementation. The form of distance education and educational online services made it necessary to analyze online courses. As a result of the study, a discrepancy was revealed between the goals of the competence-based approach in education and the educational content itself.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНВАРИАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРОЕКТОВ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ (МООК)»

Литература:

1. Балунова С.А., Тимофеева Е. Развитие способности к самообразованию у бакалавров прикладной информатики // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 57-4. - С. 12.

2. Балунова С.А., Чернова Е.В формирование рефлексивных умений на компьютерной графике // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. НГПУ им. К. Минина. -2017. - С. 74

3. Самерханова Э.К., Балакин М.А. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 4

4. Суворова Т.Н., Михлякова Е.А. Применение технологий 3D-моделирования для персонализации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - №05 (май). - С. 110-129. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201038.htm

5. Суханова Н.Т., Балунова С.А. Рефлексивно-креативный подход в подготовке студентов универсального бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-1. -С. 303-307

6. Халиуллина Л.Р. Методика определения уровней развития исследовательского мышления у будущих учителей (бакалавров) // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 5.

7. Хурсанова, Д.Х. Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах / Д.Х. Хурсанова, Д.А. Уста-Азизова, О.Ю. Абдуллаева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 8 (142). -С. 374-376. - URL: https://moluch.ru/archive/142/39963/ (дата обращения: 15.06.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Черкасова Любовь Николаевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону)

АНАЛИЗ ИНВАРИАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРОЕКТОВ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ

ОНЛАЙН КУРСОВ (МООК)

Аннотация. Изменение целей образовательного процесса привело к обновлению постоянной инвариантной части образовательного контента, его содержательному наполнению, программам и формам реализации учебного материала. Ориентирование на компетентностный подход создает ситуацию целевого несовпадения задач образования и образовательного содержания. Расхождение этих основных аспектов образовательного процесса мешает его эффективному осуществлению. Форма дистанционного образование и образовательные online услуги обусловили необходимость анализа online курсов. В результате исследования было выявлено расхождение между целями компетентностного подхода в образовании и собственно образовательным контентом.

Ключевые слова: инвариант, инвариантность образования, компетентностный подход, дистанционное образование, инвариант действия, инвариант организации действия, инвариант содержания.

Annotation. Changing the goals of the educational process led to the renewal of the constant invariant part of the educational content, its content, programs and forms of implementation of educational material. Focusing on the competence-based approach creates a situation of targeted discrepancy between the tasks of education and educational content. The divergence of these basic aspects of the educational process hinders its effective implementation. The form of distance education and educational online services made it necessary to analyze online courses. As a result of the study, a discrepancy was revealed between the goals of the competence-based approach in education and the educational content itself.

Keywords: invariant, invariance of education, competence-based approach, distance education, action invariant, action organization invariant, content invariant.

Введение. Массовые открытые онлайн курсы (МООК - из англ. massive open online course МООС) - это появившиеся в последние несколько лет и ставшие массовыми открытые онлайн курсы, реализующие свои услуги на разных платформах. Особенную актуальность и активность онлайн курсы приобрели в результате вынужденного дистанционного образования в условиях пандемии. Они быстро завоевали признание как форма организации дистанционного обучения посредством Интернета.

Для мирового сообщества в целом характерна следующая тенденция: при снижении рыночного спроса на трудовые ресурсы, происходит резкое возрастание спроса на высококвалифицированные кадры. На смену одной технологической эпохе приходит следующая, причём темпы изменения технологий и введения совершенно новых изделий в серийное производство чрезвычайно высоки. Единожды полученного образования, пусть даже высококачественного, уже недостаточно. Образовательный ресурс становится важным фактором развития мировой экономической системы. Цели образования меняются в соответствии с изменениями в технологиях мирового производства, а также требованием экологичности к самому компетентностному подходу.

Целью исследования является анализ инварианта образования, который, несмотря на признак постоянства, сохранения основополагающих критериев и компонентов, претерпевает иную трактовку формального представления образовательного контента. Изменение технологий происходит чрезвычайно быстрыми темпами, что меняет подход к системе образования, требуя повышения темпов приобретения профессиональных навыков, расширения как границ самого содержания образовательных программ, так и увеличения числа носителей этого образования.

Проблемы с обеспечением массового высшего образования во многих странах мира и отработанные технологии развитых стран привели к серьёзным изменениям в современных образовательных технологиях. Как следствие, возникает, активизируется и расширяется рынок высокотехнологичных образовательных услуг в сфере высшего образования [1].

Изложение основного материала статьи. В России этот рынок образовательных услуг в сфере высшего образования пока не имеет систематического характера: преобладает государственный сектор (университеты, институты, академии) продвигающие дистанционные курсы собственного производства, на рынке присутствуют также и частные учебные заведения, однако их дистанционная образовательная деятельность слаба и носит больше рекламный характер. Кроме того, современные коммуникационные технологии приводят в основном к online распространению различных образовательных услуг. В настоящее время online образовательные системы достаточно эклектичны, но такая кусочно-кластерная система не может быть долговременной, и, как доказывают современные события, происходящие во всем мире, в перспективе при интеграционных процессах online услуги составят достаточно серьёзную конкуренцию традиционным системам образования.

В настоящее время на рынок online образовательных услуг в России вышли несколько образовательных систем, основанных на технологиях МООС. Эти проекты позволяют решать ряд проблем системы высшего образования. Для обучающихся получение образования связано с невысокими затратами, высокой эффективностью способа повышения знания, кроме того процесс образования протекает непрерывно, что обуславливает актуализацию знаний и мобильную корректировку всех компонентов образования с учётом потребностей рынка.

Из российских разработок прежде всего следует назвать неоднократно рекламируемый отечественный проект «Универсариум», активно выходящий на российский рынок проект «Coursera», а также открытый национальный университет «Интуит». Тем не менее, малое количество русскоязычных ресурсов, низкий уровень владения английским языком - это основной барьер, который стоит перед российскими студентами. Но если сам рынок образовательных online услуг не выглядит масштабным, то его маркетинговые технологии выглядят ещё слабее, потому что проблемы сбыта и продвижения образовательных услуг должны не только обязательно сопровождаться соответствующей рекламой, но и отражать современный компетентностный подход к организации и формированию образовательного процесса [2, 31.

Отчасти это объясняется следующим образом: при всей многофакторности образовательных процессов, в них должен быть заложен некий гибкий стандарт или инвариант. Конечно, инвариантность образовательного процесса связана и с процессом воспитательным [41, который осуществляется в разные временные этапы жизни человека. Однако само понятие инвариантности и ее рамки имеют определенные состав, структуру и взаимодейственные связи [51.

Человеку свойственно воспринимать информацию в организованной и структурной форме с помощью выделения инвариантов, относительно данной ситуации. Под инвариантом в расширенном смысле понимается неизменность, постоянство чего-либо вне зависимости от тех или иных преобразований, т.е. любой инвариант имеет относительный характер, является стабильным в тех или иных границах [61.

Поэтому наряду с выделением инварианта желательно указывать возможные преобразования и модификации образовательной системы, относительно которых инвариант сохраняет своё значение. Особенно это касается системы высшего образования современной России, которое отличается наличием и параллельным существование двух инвариантных систем с частично совпадающим содержательным контентом и разными временными границами: бакалавриат и специалитет, что определяет проблему необходимости вырабатывания единой корпоративной культуры в высшем образовании [71.

В зависимости от масштабов, характера и источника модификаций образовательной системы можно выделить семейства инвариантов. Это означает, что каждый инвариант имеет отличное от других качество или свойство объекта, которое является неизменным, независимо от различных точек зрения потребителя, систем оценки ситуации на рынке (конкуренты), различных прогностических оценок, которые реализуются для прогностических систем, наличия или отсутствия государственной поддержки. Инвариант служит основой для адекватного отражения сущности объекта, т.к. качественные характеристики все-таки должны какое-то время оставаться неизменными [81.

Разумеется, желательно, чтобы инвариант имел абсолютный характер, но это возможно только в некоторых рамках, обусловленных пространственными и временными условиями, а также сложившимися в обществе причинно-следственными связями. Однако, когда сфера применения образовательного продукта меняется, меняется и сам продукт. В этом случае на первый план могут выдвинуться новые инварианты, которые будут отражены в новых образовательных продуктах, и тогда прежние инварианты перестанут играть подчинённую роль или даже могут полностью исчезнуть.

Поскольку восприятие базируется на возможности мозга находить в окружающем мире инвариантные характеристики [91, увеличение объёма информации ведет к увеличению количества инвариантов и их разнообразию. Задачей любого онлайн курса при всем разнообразии его формы является создание эмоционального фона информационного инварианта. Выделение инвариантов различной организации составляет в сущности необходимое условие воздействия и компетентностной ориентации [101. Вне зависимости от преобразования и способов предоставления продукта поставщиком и оценочного суждения потребителя образовательных услуг, должны быть сохранены следующие важнейшие компоненты, которые мы условно назовём инвариант действия (процессный инвариант), инвариант организации действия, инвариант содержания.

Отражая систему образования, востребованную обществом, система инвариантов является достаточно жёсткой и иерархичной. Чем полнее рассмотренная система инвариантов, тем выше её информативность, тем проще выбрать образовательные стратегию и тактику, основанные на комспетентностном подходе. Инварианты претерпевают изменения в процессе общественного развития, но их изменение обусловлено не эволюционными, а революционными преобразованиями образовательной системы в обществе [111. Для образовательных услуг сферы высшего образования, например, таким революционным преобразованием послужило изменение требований ФГОС, введение компетентностного подхода к формированию целей обучения, обусловленный временем и неожиданно вынужденный абсолютный переход на дистанционные системы и платформы: широкого диапазона - ZOOM, Skype, МЭШ («Московская электронная школа»), МЭО (Мобильное электронное образование), Онлайн щкола Фоксворд, Урок цифры, РЭШ («Российская электронная школа»), Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс, 1С:Школа Онлайн, Платформа новой школы, Кодвардс, Платформа новой школы, Домашняя школа InternetUrok.ru, Профориентационный портал «Билет в будущее», Онлайн платформа «Скайенг», Издательство «Просвещение»; Мособртв, Онлайн платформа «Мои достижения», «Олимпиум», Видеоуроки на видеохостинге youtube.com; и региональные - Google classroom,

Moodle, Skysmart, Учи ру, Якласс; информационную систему дистанционного обучения (СДО), интерактивную тетрадь от Skyeng; а также мобильные платформы для профессионального онлайн обучения или обучения и тестирования персонала - INDIGO, WebTutor, «Битрикс24», e-Learning, e.Queo, MyOwnConference, SalesUP24, iSpring Online, "Антитренинги" и т.д. Активно используются коммуникационные сервисы социальной сети «ВКонтакте», Мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), а также Облачные сервисы Яндекс, Mail, Google.

При смене инвариантов, особенно в образовании (эта общественная структура обладает высокой инерцией), возникают проблемы переходного периода, а это именно то, с чем сейчас столкнулась отечественная образовательная система [12, 131. На внешнем уровне, т.е. на главной странице, деятельностный инвариант декларируется практически всеми образовательными проектами. Например, рассмотрим проект «Универсариум». Если подходить строго формально, то он не соответствует целям образовательного портала, однако наряду с необходимостью, в нем присутствует деятельностная составляющая, поэтому в целом закодированный в нем деятельностный уровень отражает процессный образовательный инвариант. У Национального открытого университета «Интуит» также есть деятельностный инвариант, побуждающий к учебному процессу.

Инвариант организации действия достаточно стабилен для проектов МООС - это так называемая Бесплатная, массовая (для всех, без ограничений, требуется только регистрация) услуга, возможен свободный выбор образовательных услуг, причём лекции читаются лучшими преподавателями ведущих вузов (качество обеспечено). Эта мысль постоянно подчёркивается при представлении образовательного контента. Этот организационный инвариант имеет место практически для всех проектов. Организационный инвариант образовательной услуги соединят в себе все три необходимых компонента, определяющие уровень предоставления любой услуги, в том числе и образовательной, - быстро, дёшево, качественно. Например, на сайте образовательного проекта «Универсариум» раскрываются названия разделов проекта (отражающие инвариантные организационные особенности проектов МООС). Каждый из разделов повторяет название проекта «Универсариум», формулируется обобщающая организационная концепция - открытая система электронного образования, и краткое, обозримое меню, содержащее три раздела: 1) Программы на любой вкус (обеспечивается свободный выбор образовательной услуги); 2) Онлайн курсы в свободном доступе (открытые бесплатные курсы, массовость); 3) Лучшие преподаватели ведущих вузов страны (качество образовательной услуги гарантировано). На проекте «Интуит» представление онлайн курсов выглядит более академично, строго и привлекательно: Бесплатное дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» - это удобный способ получения знаний, которые помогут вам получить новую работу и занять более высокую должность. В отличие от «Универсера», Coursera и пр., в данном обращении к организационному инварианту не делается акцент на массовость, но она учтена в инварианте первого уровня

- ... вместе с друзьями.

Сложнее обстоит дело с инвариантом содержания. Этот инвариант имеет свою внутреннюю структуру, определяемую наличием программ обучения. А структура уже влияет на последовательность, параллельность или взаимозаменяемость лекционных курсов, совокупность которых формирует интеллектуальный потенциал образовательной услуги. Однако, не будучи структурированным, этот потенциал так и останется потенциалом, т.е. он не будет реализован для эффективного процесса массового обучения. Именно этот аспект вплоть до настоящего времени подвергается постоянной переработке: меняются курсы, их названия, компетенции, кодировки, специальности и специализации. В результате, наполняемость содержательного инварианта колеблется, что разрушает саму идею его единого наполнения при одновременном разнообразии прагматического фона.

Выводы. Компетентностный подход к образовательной деятельности перепрофилировал целевую направленность учебного процесса с регламентированного содержательного инварианта на компетенции с постоянно меняющимися формулировками и определениями, которые не всегда несут в себе дефинитивную четкость и строгость. В результате слабо выраженного или отсутствующего содержательного инварианта, образовательные курсы не всегда могут реализовать свое целевое назначение в полной мере: происходит замена или, точнее, подмена, знаниевого содержания на формально реализуемый и удобный для схоластической отчетности содержательно-образовательный процесс. Тем самым нарушается и даже разрушается целостность личностного восприятия знания, а также преемственность этого знания во времени и пространстве, которое формируются в периоды жизненных циклов человека, совпадающих со временем обучения в высшей школе. Таким образом, социальные изменения сами по себе уже обозначили рамки и задачу необходимости разработки более сложного подхода к осуществлению процесса передачи знаний.

Литература:

1. Водолад С.Н., Зайковская М.П., Ковалева Т.В., Савельева Г.В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - №1 (13).

- URL: https://cyberleninka.rU/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze (дата обращения: 20.04.2020).

2. Черкасова Л.Н., Гампарцумов А.С. Особенности преподавания иностранного языка в сфере изменения компетентностного подхода В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики и формирования языковой компетенции юристов в современных условиях. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 258-261.

3. Черкасова Л.Н. Проблема формированиия коммуникативной компетенции студента вуза в рамках второго иностранного языка. В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России (ТрансПромЭк-2019). Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 281-284.

4. Фаязова Альфия Фаритовна Инвариантные и вариативные характеристики содержания воспитания // Вестник ЮУрГГПУ. - 2008. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/invariantnye-i-variativnye-harakteristiki-soderzhaniya-vospitaniya (дата обращения: 08.04.2020).

5. Насибуллаева Э.Р. Конфигурация лексико-семантического поля с инвариантом «Higher Education» в современном английском языке // Litera. - 2018. - № 3. - С. 217-222. DOI: 10.25136/2409-8698.2018.3.26993 URL: https://nbpublish.com/library read article.php?id=26993

6. Вьюнова Н.И. Инвариантное и вариативное в исследовании проблем // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2003. - № 1. - С. 189-206

7. Pogodina A.V., Krylova S.D. Models of the corporate culture of Institutions of Higher Education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. Psychological Science and Education, 2008. Vol. 13, no. 5, pp. 92-97. (In Russ., abstr. in Engl.)

8. Шелепин Ю.Е., Чихман В.Н., Вахрамеева О.А., Пронин С.В., Фореман Н., Пэсмор П. Инвариантность зрительного восприятия // Экспериментальная психология. - 2008. - Том. 1, № 1. - С. 7-33

9. Кручинкина Н.Д. Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике // Гуманитарные исследования: традиции и инновации: сб. науч. тр. Вып. 2 / МГУ им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2006. -С. 49-55.

10. Кручинкина, Н.Д. Категориальный пропозитивный инвариант // III Международная научная конференция «Язык и культура». Тезисы докладов. - М.: МИИЯ, 2005. - С. 71-72.

11. Нарбикова, Г.А., Амиров, А.Ф., Манько, Н.Н. Формирование технологической компетентности с использованием информационных технологий // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 3 (40). -С. 72-78. ISSN 1817-3292.

12. Ильязова М.Д. Инварианты профессиональной компетентности: сущность и структура // Педагогика и психология образования. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/invarianty-professionalnoy-kompetentnosti-suschnost-i-struktura (дата обращения: 12.05.2020).

13. Kazakov Igor S. Classification of Invariants of Future Teachers' Information Competence // European Journal of Contemporary Education, 2012, Vol. (1), № 1. - p. 4-6

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дефектологического образования Четверикова Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

«РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ» В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С

НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Аннотация. В статье сообщается о специфике литературного образования обучающихся с нарушениями слуха. Его содержание в настоящий период времени представлено в проекте примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, одним из разработчиков которой является автор статьи. Особое внимание в статье уделяется характеристике сквозного раздела курса литературы. Таким разделом является «Речевой практикум». Автор освещает виды деятельности, которые предлагаются обучающимся с нарушениями слуха в рамках раздела «Речевой практикум» в разные периоды литературного образования. Обоснована необходимость интеграции данного раздела в содержание литературного образования для усиления его реабилитационного и коррекционно-развивающего потенциала.

Ключевые слова: адаптированная основная общеобразовательная программа, литературное образование, основное общее образование, обучающиеся с нарушениями слуха, «Речевой практикум».

Annotation. The article reports on the specifics of literary education of students with hearing impairments. Its content is currently presented in the draft of an approximate adapted basic educational program of basic general education, one of the developers of which is the author of the article. Special attention is paid to the characteristics of the end-to-end section of the literature course. Such a section is the "Speech practice". The author highlights the types of activities that are offered to students with hearing impairments within the section "Speech practice" in different periods of literary education. The necessity of integrating this section into the content of literary education in order to strengthen its rehabilitation and correctional-developing potential is substantiated.

Keywords: adapted basic general education program, literary education, basic general education, hearing impaired students, «Speech practice».

Введение. Ведущими отечественными учёными в области дефектологии завершена подготовка комплекта стратегически значимых для системы образования документов - примерных адаптированных основных образовательных программ (ПАООП) основного общего образования (ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различных нозологических групп. Эта многоплановая деятельность была возглавлена Т.А. Соловьевой, директором Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Т.А. Соловьевой были определены концептуальные подходы к проектированию ПАООП ООО и осуществлено программирование результатов его освоения обучающимися с ОВЗ [8].

Все ПАООП ООО (имеющие в настоящее время статус проектов) прошли широкомасштабную и успешную апробацию. В апробации ПАООП ООО обучающихся с нарушениями слуха (глухих, позднооглохших, слабослышащих, кохлеарно имплантированных) приняли участие более 20 образовательных организаций из различных городов России, включая Екатеринбург, Омск, Санкт-Петербург, Сарапул, Улан-Удэ, Ульяновск, Хабаровск и др.

Проекты ПАООП ООО обучающихся с нарушениями слуха представлены в нескольких вариантах, характеристика и условия реализации каждого из которых описаны Е.З. Яхниной [10].

В число вариантов ПАООП ООО обучающихся указанной категории входят следующие:

- 1.1, адресованный разным категориям обучающихся с нарушениями слуха (с уровнем общего и речевого развития, близким либо соответствующим показателям возрастной нормы). Данный вариант реализуется в условиях инклюзивной практики без пролонгации сроков обучения, т.е. в течение 5 лет;

- 1.2, адресованный глухим обучающимся (значительно отстающим по уровню общего и речевого развития от здоровых сверстников). Реализация этого варианта осуществляется в пролонгированные сроки (с увеличением на 1 год, т.е. в течение 6 лет) в классах с сокращённой наполняемостью;

- 2.2.1, адресованный разным категориям обучающихся с нарушениями слуха (с уровнем общего и речевого развития, близким к показателям возрастной нормы), не предусматривающий пролонгированных сроков обучения, но подразумевающий интенсивную реализацию образовательно-коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.