УДК 339.52
АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
А.С. Котов, П.В. Сериченко
Томский политехнический университет E-mail: [email protected], [email protected]
В статье рассматриваются интеграционные процессы в Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана с позиции экономических теорий. Исследование Таможенного союза подвергается с точки зрения такого подхода редко. Основой для анализа является как нормативно-правовая база Союза, так и оценки участников этого процесса. Экономические теории позволяют произвести качественный анализ взаимоотношений стран в рамках Таможенного союза. С этих позиций показаны как достижения в экономической интеграции, так и основные проблемы: наблюдаются проблемы в сотрудничестве между странами, а также в методах убеждения стран-партнеров.
Ключевые слова:
Таможенный союз, интеграционные процессы.
6 июля 2010 года начало функционировать интеграционное объединение трех стран: России, Белоруссии и Казахстана, получившее название Таможенный союз ЕврАзЭС. Оно подразумевает под собой экономическую интеграцию трех вышеперечисленных стран, создание общей таможенной территории, создание единого таможенного тарифа и общей торговой политики в отношении третьих стран, устранение торговых барьеров между странами - членами ТС, что способствует увеличению взаимного товарооборота без каких-либо ограничений тарифного и нетарифного характера. Как ни странно, факт образования данного интеграционного объединения тут же поднял широкий резонанс в мировой общественности. Кругом можно было увидеть самые различные идеи и мнения относительно причин создания данной организации, а также ее дальнейшего будущего и в политическом, и в экономическом ключе, носящие как негативный, так и позитивный характер [1]. Эксперты Российской академии наук пророчили рост взаимной торговли и ВВП стран - участниц союза к 2015 году [2]. Экономист и вице-председатель совета директоров американского Национального фонда демократии Джуди Шелтон прогнозировала отсутствие какого-либо будущего у организации, объясняя это различными экономическими интересами стран участниц и бессмысленностью данного союза в целом [3].
В этой статье мы не будем останавливаться на прогнозах, а сосредоточим внимание на особенностях образования и функционирования данного интеграционного объединения. Если углубляться в политику, то существует ряд мнений западных политических деятелей и исследователей, что созданный Таможенный союз является ничем иным, как попыткой реанимировать СССР, либо некой форсированной мерой президента РФ Владимира Путина, связанной с застоем вопроса приема России во Всемирную торговую организацию [4]. Куда интересней будет рассмотреть данное интеграционное объединение с точки зрения существующих экономических концепций.
На данный момент эта тема приобретает актуальность благодаря сравнительным исследованиям, таким как, например, казахстанского исследователя Кайрата Молдашева [5]. В своей работе он рассматривает процесс экономической интеграции через три теории политэкономии: реализм, либерализм, исторический структурализм. Либеральная парадигма по-
Котов Антон Сергеевич,
канд. ист. наук, доцент кафедры истории и регионове-дения Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: методология истории; социальная психология; социальная история; теории модернизации и интеграции; проблемы гендера.
Сериченко Павел Витальевич, студент кафедры истории и регионоведения Института социально-гуманитарных технологий ТПУ. E-mail: [email protected] Область научных интересов: экономика, таможенное дело и международные отношения.
могла выделить экономический фактор - достижение общего благосостояния путем создания интеграционного блока; реализм отобразил политический аспект - возможность влияния на членов ТС через наднациональный орган; исторический структурализм позволил увидеть попытки создания лучших индустриальных условий развития для стран -участниц. Добавим к этому то, что более детальное рассмотрение с точки заявленных теорий позволяет выделить дополнительные характеристики интеграционных процессов в ТС, а именно выводы, сделанные независимо от К. Молдашева. Так, с позиции неолиберализма, а именно, по мнению автора, на международной арене не должно создаваться преград свободной торговле и свободному передвижению капитала. Другими словами, при неолиберализме наилучший путь к экономическому росту развивающихся государств - это массовая приватизация государственной собственности, продвижение идей нерегулируемой свободной торговли и свободного передвижения капитала, как следствие, создание на международном рынке единых условий через региональную интеграцию, которая с точки зрения данной теории выступает лучшим вариантом экономического развития после самого желанного - глобальной интеграции. В этой логике интеграционные процессы между РФ и пр. отображают те же устремления. Единственный аспект, который не вписывается при рассмотрении Таможенного союза ЕврАзЭС, - приватизация государственной собственности и отказ от регулирования свободной торговли. В рассматриваемом союзе государства не собираются отдавать муниципальные объекты и важные стратегические отрасли в руки частных лиц; напротив, торговля данными жизненно важными отраслями надлежит пристальному вниманию и регулированию со стороны государств - членов союза путем введения лицензий и подробной таможенной статистики. Существует соответствующее соглашение от 9 июня 2009 года между странами - членами ТС [6], которое принято в целях реализации соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года и установления единого торгового режима в отношении третьих стран. Соглашение определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт или импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз участниками ТС. В основном же к 1 января 2015 года планируется перейти на новую интеграционную ступень - единое экономическое пространство, основными принципами которого являются не только свободное перемещение товаров любого вида на территории ТС, но также и перемещение факторов производства, в которые как раз входит капитал.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что некоторые черты неолиберализма проявляют себя при рассмотрении Таможенного союза - это выражается в существовании самой региональной интеграции и в установлении свободного перемещения товаров и капитала на территории союза. Однако выступление президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко на встрече лидеров трех государств в Москве 24.12.2013 указывает на присутствие некоторых защитных барьеров, мешающих взаимной торговле [6]. Белорусский лидер отметил санитарные нормы, которые блокируют доступ белорусских товаров на российский рынок, главным образом благодаря Геннадию Онищенко.
Рассматривая ТС через концепцию реализма, нужно помнить, что одним из аспектов данной парадигмы является безопасность, именно им и нужно руководствоваться. Странами -членами ТС тщательно обсуждаются и вырабатываются единые тарифные и нетарифные меры ограничений на товары, поступающие из третьих стран, санитарные и фитосанитарные меры контроля, экологическое законодательство. Обеспечение единых мер безопасности и защиты образованного в рамках интеграции рынка - тот момент, который соответствует принципам парадигмы реализма. Ни для кого не секрет, что Таможенный союз образует поистине масштабный внутренний потребительский рынок, с которым активно ведут товарообмен третьи страны, чья продукция очень сильно варьируется. Под безопасностью понимается в данном случае не только экономическая безопасность, чье достижение, несомненно, тоже является приоритетным, но и безопасность здоровья и жизни потребителей, которая обеспечивается едиными вышеперечисленными способами и нормами. Создание Таможенного союза соотносится с теорией реализма и в том, что в рамках данного интеграционного объединения фактически объединяются три крупных товарных рынка, что уже подразумевает наращивание силы, ибо, как не раз отмечалось, сила в единстве. Отсутствие каких-либо барьеров
между странами - членами ТС способствует ускорению товарооборота, упрощению перемещения товаров внутри стран, да и развитию рынков в целом.
Согласно историческому структурализму, явление глобализации закрепляет за определенными странами характерные роли как поставщиков сырья, либо готовой продукции. Так, согласно данному подходу, Таможенный союз ЕврАзЭС является не чем иным, как признанием и закреплением за входящим в него государствами роли сырьевого экспортера и импортера готовой продукции из более развитых стран. Данная парадигма ярко отражается даже в рассмотрении экспортных структур стран - членов ТС. Например, по имеющимся подсчетам номенклатура экспорта Белоруссии совпадает с российской номенклатурой на 60 %, а Казахстана - даже на 90 % [7]. В основном, как было верно отмечено, экспортируются энергоносители, природные ресурсы, такие как нефть и газ, минеральные ресурсы, что оправдывает данный подход. Важно иметь в виду, что данная парадигма не просто берет за основу интеграции экономический аспект, но и отражает ее как следствие современного явления глобализации. Страны - члены ТС, руководствуясь этим подходом, объединяются в один интеграционный блок, дабы закрепить за собой роль активного и сильного поставщика сырья на рынки третьих стран, что способствует усилению их влияния и деятельности в данной сфере.
Как показано, привлечение различных теорий позволяет выявить особенности интеграционных процессов в ТС. Следует учитывать, что вышеназванные концепции были разработаны в биполярной политической модели, что требует ревизии теоретических представлений, а следовательно, привлечение современных теорий, возникших в условиях многополярного мира, где усилились интеграционные процессы и в результате уже накоплен отрефлек-сированный опыт, выразившийся, например, в теорию интеграции.
Данный подход базируется на принципе многосторонних отношений и выявляет общие характеристики существующих интеграционных объединений, а также общие проблемы их организационных структур. Согласно принципам построения многосторонних отношений, отразившимся в работах Майлза Калера [8. Р. 681] и Джона Джерарда Рагги, можно выделить три характеристики, которые становятся существенными при создании интеграционного объединения: принцип единства, принцип недискриминации, принцип доверия [19. Р. 11].
Принцип единства существует в каждой организации и заключается в том, что члены интеграционного объединения обязуются при атаке на одного из них применять одинаковые и равновесные ответные меры в политический и экономической сферах. В рассматриваемом нами Таможенном союзе данный принцип нашел отражение в единых тарифных и нетарифных, санитарных и фитосанитарных, запретительных нормах в отношении третьих стран, чья продукция может не соответствовать требованиям одной из стран - членов ТС [10]. Так, имеют случаи отказа всех стран - участниц ТС от украинского мяса и молока [11], а также всем известный случай ограничения импорта из США мяса птицы и индейки с 11 февраля 2013 года [12]. Данная продукция не соответствовала требованиям Российской Федерации, однако все страны - участницы ТС приняли одинаковые запретительные и ограничительные меры, что является прямым доказательством существования в рассматриваемой организации данного принципа. Стоит также отметить тот факт, что после вступления России во Всемирную торговую организацию необходимо было совершить унификацию пошлин в соответствии с требованиями ВТО. В итоге данная процедура была совершена в рамках всего Таможенного союза, что не только отражает слаженную работу и единство стран-участниц, но и создает хороший плацдарм для Республики Беларусь и Республики Казахстан к последующему возможному присоединению к ВТО.
Далее обратимся к принципу недискриминации, который подразумевает отсутствие каких-либо барьеров внутри союза и существование режима наибольшего благоприятствования между всеми участниками. Суть данного принципа находится в самом определении термина «таможенный союз», в основе которого лежит свободное обращение между участниками товаров, произведенных на территории ТС, и товаров из третьих стран. Стоит отметить, что отсутствует и какая-либо дискриминация интересов стран-участниц, так как каждая из них имеет возможность выносить различные вопросы на рассмотрение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), являющейся постоянно действующим регулирующим органом объединения.
Согласно принципу доверия страны - участницы интеграционного объединения, выстраивая свои отношения, не руководствуются принципом «услуга за услугу», а опираются на долгосрочные гарантии баланса в отношениях. Между тремя государствами существует огромное количество договоров и соглашений [13], регулирующих взаимодействие по различному спектру вопросов, рассчитанных на все время функционирования союза. Да и само стремление создать Единое экономическое пространство подразумевает под собой очень долгий процесс, при котором странам - участницам ТС приходилось отказываться от многих краткосрочных перспектив, включая благоприятные товарные ставки на ряд товаров, чтобы в будущем достигнуть общей цели. На наш взгляд, сам факт функционирования Таможенного союза и перехода в 2015 году к ЕЭП уже свидетельствует об успешном функционировании вышеназванного принципа.
В работе профессора университета Висконсина Лизы Л. Мартин [14. P. 767] по теории интеграции есть истолкование проблем, с которыми сталкивается каждая сторона при создании интеграционного объединения. Она выделяет четыре основные проблемы:
• проблема координации;
• проблема сотрудничества;
• проблема методов убеждения;
• проблема уверенности.
Рассмотрим каждую по отдельности. Проблема сотрудничества выражается в том, что страны, создающие интеграционное объединение, должны договориться о равновесии интересов по каким-то отдельным вопросам, что, несомненно, подрывает их основные стратегии. Другими словами, всем из договаривающихся стран, чтобы решить какой-то спорный вопрос, приходится руководствоваться своими интересами в малой степени и идти на уступки, что -то теряя в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе впоследствии выигрывать от принятого решения. Рассматривая Таможенный союз, можно выделить недостигнутые договоренности о ставке тарифа на различные группы товаров [15]. При образовании ТС было множество споров о ставках таможенных пошлин на ряд стратегически важных товаров для государств, в результате чего в связи с разным уровнем развития экономик был принят вариант о «плавающем тарифе». На ряд товаров были установлены варьирующиеся ставки пошлин, которые со временем приняли бы одно конкретное значение для всех. Однако все еще существуют неопределенности в данных вопросах, например, не достигнуты договоренности по экспортным пошлинам на нефтепродукты, а также по импортным пошлинам на иномарки. Стоит также отметить критику президента республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко в сторону Таможенного союза, прозвучавшую на конференции в Минске 24 октября 2013 года [16]. Не ограничиваясь намеками, он обвинил российскую сторону в создании барьеров для доступа белорусских товаров на рынок РФ: «Вы помните - "сахарная война", "молочная война" и т. д. Главный в России идеолог и торговый представитель - Они-щенко. Он главный специалист и по молдавским винам, и по грузинским водам, и по нашему мясу-молоку-сахару. Вы знаете, как эти рычаги включаются» [16]. Данный вопрос стоит урегулировать, потому что в рамках ТС различные ставки пошлин для разных стран-участниц на ряд товаров в дальнейшем будут способствовать неразберихи внутри союза и выгоде лишь для одной стороны, что породит и проблему уверенности.
Что же касается проблемы координации, то она заключается в том, что должен быть один орган, который осуществляет управление союзом и чьи решения выполняются беспрекословно. Такие органы, конечно, существуют, один из них упоминался выше - это Евразийская экономическая комиссия, действующая как регулирующий орган ТС и наделенная 170 полномочиями и функциями. Высшим наднациональным органом объединения является Высший евразийский экономический совет, формирующийся из глав государств и правительств стран - членов ТС. Наличие вышеназванных органов, ежегодно проводимые встречи на уровнях глав государств и правительств, а также четко выработанная стратегия движения к ЕЭП позволяют сказать, что данная проблема не проявилась в работе ТС.
Проблема уверенности подразумевает под собой одно простое правило: пока все члены союза действуют по одной стратегии, нет смысла для одной из стран-участниц вести соб-
ственную игру, и прибыли такая игра тоже не принесет. В данном контексте очень сложно разглядеть эту проблему в существующем Таможенном союзе. Несмотря на ряд проблем, все участники продолжают придерживаться намеченного курса и стараются урегулировать возникающие противоречия. Единственное, что может включаться в проблему уверенности при рассмотрении ЕврАзЭС - это возможная смена власти в странах-участницах на президентских выборах. В каждом государстве есть политические силы, которые всячески против существующей интеграции и всеми своими силами стараются очернить как ее существование, так и принесенную данной организацией выгоду. Однако существование данной проблемы присуще не только интеграционному объединению, но и любому демократическому государству. Это связано с тем, что у любой властной структуры есть своя оппозиция, которая придерживается иных взглядов по каким-то вопросам и стремится получить государственную власть, чтобы претворить свои планы в реальность.
Проблема методов убеждения - последняя по очереди, но не по значению. Смысл данной проблемы заключен в самом ее названии - любые рычаги давления на партнеров для достижения выгоды. Выражением данной проблемы могут быть либо убеждения, либо угроза. К примеру, когда странам нужно заключить какой-то договор с третьей стороной, который несет сильные последствия и издержки в краткосрочной перспективе, один из участников может убедить остальных, пойдя им на уступки и покрыв часть их расходов, руководствуясь получением благ в долгосрочной перспективе, либо пригрозить им снижением доли прибыли в долгосрочной перспективе. В рамках Таможенного союза данная проблема пока активно выражалась в действиях белорусской стороны, которая требовала ряд уступок от РФ в вопросе с поставками энергоносителей, а в случае отказа грозилась выйти из интеграционного объединения [17]. Тем не менее данные вопросы пока удавалось успешно решать и оставлять конфликтующие стороны довольными.
В заключение хотелось бы отметить, что созданный в рамках ЕврАзЭС Таможенный союз является отнюдь не простым интеграционным объединением, что показывает данное соотнесение с теориями. Для полноты картины, выявления всех причин образования рассматриваемого интеграционного блока, выявления проблемных элементов и ситуаций нужно рассматривать Таможенный союз, используя различные подходы и парадигмы. Применение как классических теорий (реализма и пр.), так и современных экономических концепций в данной статье позволило взглянуть на особенности функционирования интеграционного блока в более полном и широком спектре. Благодаря либеральной парадигме можно выделить стремление стран - участниц ТС к стиранию торговых барьеров и стимулированию роста экономики путем наращивания конкуренции, что также способствует большим возможностям людей к трудоустройству. Теория политического реализма отразила еще одну важную причину объединения - стремление к обеспечению безопасности интересов, здоровья и жизни граждан, населяющих страны - участницы ТС. Исторический структурализм показал попытку (созданием данного интеграционного объединения) закрепления роли ведущего и влиятельного игрока на сырьевом рынке.
Благодаря теориям интеграции мы смогли рассмотреть три принципа, которые присущи интеграционным объединениям, и рассмотреть их на примере существующего ТС. Принцип единства прекрасно функционирует на примере общей унификации пошлин и тарифных ставок в соответствии с нормами ВТО, а также совместных запретных и ограничительных мер, которые были применены к несоответствующей продукции третьих стран в отношении одной из стран - участниц ТС. Принцип недискриминации отразился в органах управления и регулирования деятельности ТС, место в которых имеют все государства - участники ТС, и все наделены правом выносить на обсуждение вопросы и проблемы различного характера. Принцип доверия же можно найти в самом функционировании ТС, количеству взаимных уступок стран, заключенных международных договорах и отказов от благ в краткосрочной перспективе ради достижения общей цели в долгосрочной перспективе и полноценного экономического союза. Рассмотрение проблем, выделенных Лизой Мартин, на примере анализируемого ТС показало, что интеграционному объединению еще есть, над чем работать. Были выявлены все еще существующие проблемы в области тарифных ставок, ненайденные договоренности по единой ставке на ряд товаров, в отношении которых еще функционирует «пла-
вающая ставка тарифа». Стоит отметить еще одну негативную сторону ТС - наличие рычагов
давления на партнеров внутри союза, что демонстрировалось в ультиматуме белорусского
лидера по пошлинам на нефтепродукты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романов А. Хиллари Клинтон везде мерещится Советский Союз. - URL: http://www.km.ru/world/2012/12/07/organizatsiya-tamozhennogo-soyuza/699111-khillari-klinton-vezde-mereshchitsya-sovet (дата обращения: 22.04.2014).
2. Мамытбеков Е. Таможенный союз к 2015 году обеспечит странам-участницам дополнительный прирост ВВП / Новости Казахстана. - URL: http://www.zakon.kz/ kazakh-stan/158066-tamozhennyjj-sojuz-k-2015-godu.html (дата обращения: 22.04.2014).
3. Почему Таможенный союз вызывает скептицизм на Западе / Радио Азаттык. - URL: http://rus.azattyq.org/content/dzhudi-shelton-tamozhenniy-soyuz-protivoves-evrosoyuzu/25096224.html (дата обращения: 22.04.2014).
4. Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как способ вступления в ВТО / Таможенный брокер. - URL: http://www.brokert.ru/ materi-al/tamozhennyy-soyuz-vstuplenie-v-vto (дата обращения: 22.04.2014).
5. Молдашев К. Таможенный союз через призму теорий международной политэкономии. -URL: http://horizonresearch.kz/index.php/ru/analytics-ru/regional-integrations-ru/105-tamojenni-soyuz-teoriya (дата обращения: 22.04.2014).
6. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.07.2009 / Сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.tsouz.ru/ MGS/MGS_23/Pages/Reshenie_11_Prilozenie_2.aspx (дата обращения: 22.04.2014).
7. Цимбалюк А. Лукашенко раскритиковал Путина за Таможенный союз / Новости бизнеса. -URL: http://business.vesti.ua/31180-lukashenko-raskritikoval-putina-za-tamozhennyj-sojuz (дата обращения: 22.04.2014).
8. Чуфрин Г. Таможенный союз: проблемы и перспективы / Политком - аналитика, новости. -URL: http://www.politcom.ru/11009.html (дата обращения: 22.04.2014).
9. Kahler M.Multilateralism With Small and Large Numbers // International Organization. - 1992. -V. 46.- P. 681-708.
10. Ruggie J.G. Multilateralism: The Anatomy of an Institution // Multilateralism Matters. Columbia University Press, New York, 1993. - P. 3-36.
11. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 / Консультант Гарант. - URL: http://base.garant.ru/2567510/ (дата обращения: 22.04.2014).
12. Таможенный союз отказался от импорта мяса и молока из Украины / Российско-Украинский форум. - URL: http://rusukrforum.com/the-news/357-the-customs-union-has-refused-the-meat-and-milk-from-ukraine.html (дата обращения: 22.04.2014).
13. Гладкова Е. Россия прекратила импорт «Рактопаминового мяса» из США. Никакой войны, просто здравоохранение / Однако - новости, аналитика, бизнес. - URL: http://www.odnako.org/blogs/rossiya-prekratila-import-raktopaminovogo-myasa-iz-ssha-nikakoy-voyni-prosto-zdravoohranenie/ (дата обращения: 22.04.2014).
14. Единое Экономическое пространство/Федеральная антимонопольная служба - URL: http://www.fas.gov.ru/international-partnership/common-economic-space/ (дата обращения: 22.04.2014).
15. Martin. L.L. Interests, Power, and Multilateralism // International Organization. - 1992. - V. 46 (4). - P. 765-792.
16. Перечень товаров, в отношении которых применяются ставки, отличные от ставок ЕТТ / Евразийская Экономическая Комиссия. - URL: http://www.tsouz.ru/db/ettr/ Docu-ments/P_55_new%28R_92%29.pdf (дата обращения: 22.04.2014).
17. Лукашенко: Россия обманула Беларусь / «Вести.мд» - все новости дня. - URL: http://vesti.md/?mod=news&id=21670 (дата обращения: 22.04.2014).
18. Лукашенко угрожает выйти из Таможенного союза / Финансовый обозреватель - новостной портал. - URL: http://finance.obozrevatel.com/economy/07961-lukashenko-ugrozhaet-vyijti-iz-tamozhennogo-soyuza.htm (дата обращения: 22.04.2014).
Поступила 03.11.2014