Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА УРОВНЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ'

АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА УРОВНЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
гармонизация / унификация / Союзное государство / интеграция / harmonization / unification / Union State / integration

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочеткова Е.В., Чупрова Ю.Н., Черджиев В.Э.

в настоящей статьей проведен комплексный анализ реализации программ Союзного государства, реализованных в период с 2021 по 2023 годы в целях укрепления и развития сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь по разным направлениям. Кроме того, предложены векторы развития интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кочеткова Е.В., Чупрова Ю.Н., Черджиев В.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTEGRATION PROCESSES AT THE LEVEL OF THE UNION STATE: LEGAL AND POLITICAL FEATURES

This article provides a comprehensive analysis of the implementation of the Union State programs implemented in the period from 2021 to 2023 in order to strengthen and develop cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus in various areas. In addition, vectors for the development of integration processes are proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА УРОВНЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Кочеткова Е.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления

имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)», доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

kochetkova_e@mail.ru Чупрова Ю.Н.

АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», преподаватель кафедры государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин

chuprova_ulia@mail.ru Черджиев В.Э.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»,

студент Юридического факультета v.r.2020@inbox.ru

АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА УРОВНЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация, в настоящей статьей проведен комплексный анализ реализации программ Союзного государства, реализованных в период с 2021 по 2023 годы в целях укрепления и развития сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь по разным направлениям. Кроме того, предложены векторы развития интеграционных процессов.

Ключевые слова: гармонизация, унификация, Союзное государство, интеграция

Введение. В современном мире создано и функционирует множество межнациональных организаций в разнообразных формах и сферах. Так, широко распространены политические, экономические, социальные, военные межгосударственные союзы, кроме того, на сегодняшний день обыкновенным явлением стали транснациональные корпорации, чье влияние вышло за пределы стран их основания. Развитие такого формата международного сотрудничества, с одной стороны, формирует спектр возможностей для стран-участниц, однако, с другой стороны, является и серьезным вызовом. Членство в подобных наднациональных организациях требует соблюдения определенных условий, связанных, в первую очередь, с правовым регулированием деятельности указанных образований.

В целях обеспечения эффективного политического, экономического и любого другого типа сотрудничества, например, России и Китая, предварительно необходимо провести значительную работу по сближению правовых норм, сложным препятствием при выполнении которой является языковой барьер. Для таких государств, как Россия и Беларусь, с общими историей, культурой, ценностями создание и функционирование межнационального союза представляется основополагающей задачей по сохранению историко-культурных связей и укреплению сотрудничества.

Изменение геополитического положения России на международной арене и смещение векторов с западного ориентира сегодня создает предпосылки для успешного сотрудничества на уровне ШОС [2], СНГ1, ЕАЭС2 и Союзного государства3. В начале июля 2023 г. лидеры

1 Соглашение от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств»

2 Договор о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 г.

3 Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства».

государств-членов ШОС наметили планы по политико-дипломатическому, торгово-экономическому, культурно-гуманитарному взаимодействию в целях устойчивого развития на период до 2030 г. [5].

Однако для реализации указанных планов должна проводиться системная работа по формированию единого правового пространства по аналогии, например, с выполнением на уровне СНГ перспективного плана развития договорно-правовой базы на 2023-2025 гг. [6]. При этом, процесс формирования наднациональной правовой базы должен носить исключительно демократический характер и проходить процедуру общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия на основе опыта ЕАЭС [8].

Основная часть. В декабре 2023 г. завершилось исполнение Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 20212023 годы» (далее — Декрет № 6)1 . По приоритетным направлениям, утвержденным Декретом № 6 и представленным на рисунке 1, предусмотрено проведение гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.

Рисунок 1. Направления развития Союзного государства на 2021-2023 гг.

Вопрос содержания понятия «гармонизация» актуален в юридической доктрине. По мнению М.А. Пшеничнова, определение понятия «гармонизация» сводится к системе мер как политического, так и организационно-правового характера, которые применяются государственно-властными институтами для согласования законодательных положений посредством применения общепринятых методов и форм в целях выполнения задачи по формированию единого законодательного массива [9].

С точки зрения других авторов, гармонизация представляет собой анализ, переработку и согласование нормативно-правовых актов, регулирующих определенную

1 Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 года № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы».

91

сферу общественных отношений. Несмотря на то, что многие исследователи детально изучают отмеченный процесс, единый подход к понятию «гармонизация» на сегодняшний день не выработан, что отчасти связано с выделением нескольких ее видов. Например, существует классификация на основе привязки к отрасли права, также выделяют два основных вида гармонизации: одностороннюю и взаимную. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого, тогда как при взаимной — каждый из участников выполняет план или программу мер по встречному сближению норм права [11].

В юридической литературе распространено мнение, что понятие «гармонизация» смежно с термином «унификация», однако линию разграничения определений необходимо установить.

Унификация — процесс создания единообразных норм в национальном праве разных государств [11], характеризующийся крайней формализованностью и высокой вероятностью того, что применение разработанных правовых положений окажется затруднительно на практике.

На уровне Союзного государства сегодня ведется работа по гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в разных сферах, указанных в Декрете № 6, на основе реализации проектов и программ. В официальных источниках отмечается, что за счет средств Союзного государства обеспечивается финансирование 33 мероприятий и 5 программ. По планам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России число союзных программ в предстоящем 2024 г. увеличится [4].

В современных условиях политической конъюнктуры создание общего финансового рынка и единого экономического пространства обеспечивает продовольственную безопасность Союзного государства. Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, предприятия России и Беларуси в короткие сроки смогли переориентироваться на новые производственные направления. По экспертным оценкам, рост экспорта белорусского сельскохозяйственного сырья и продовольствия составил 24,5%, при этом на рынок выходит качественная, конкурентоспособная продукция [1].

Однако для дальнейшего развития интеграционных отношений Декретом предусмотрена адаптация к современным политическим и экономическим условиям бюджетного процесса Союзного государства. Для указанной цели правительства Российской Федерации и Республики Беларусь 19 декабря 2022 г. подписали Соглашение [10], предусматривающее формирование порядка разработки прогноза социально-экономического развития Союзного государства (далее — Прогноз).

В соответствии со статьей 5 Соглашения установлено, что Прогноз разрабатывается на очередной год и двухлетний плановый период. На межведомственную рабочую группу возложена обязанность по определению сроков и этапов разработки Прогноза, а также его структуры. При этом ИНП РАН проводит научно-исследовательскую работу по теме «Разработка порядка формирования и базовых параметров прогноза социально-экономического развития Союзного государства» (далее — НИР).

НИР выполняется в два этапа, до 24 ноября 2023 г. определяется структура Прогноза и объем информации, которую необходимо представить государствам-участникам при его разработке. В период до 31 октября 2024 г. будет проведена апробация предложенных методик для формирования Прогноза [3]. Рассмотренный Прогноз после прохождения процедуры согласования и одобрения по аналогии с российским бюджетным законодательством1 будет положен в основу проекта бюджета Союзного государства.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Интеграционные векторы намечены не только по линии бюджетной политики, но и в налоговой сфере. В ноябре 2023 г. подписано постановление о создании наднационального налогового комитета Союзного государства (далее — Налоговый комитет). Основная задача Налогового комитета устранению барьеров при ведении взаимной торговли и формированию единой фискальной базы. В рамках заданного направления намечены планы по созданию интегрированной системы администрирования налогов, которая позволит проводить сквозной анализ данных по НДС.

По другим направлениям также ведется работа по гармонизации и унификации законодательства, промежуточные итоги которой отражены в Декрете от 29 января 2024 г. № 11, содержащем изданные по завершении трехгодичного цикла реализации Договора о создании Союзного государства правовые акты.

Исследованные тенденции интеграции России и Беларуси по разным сферам сотрудничества поддержаны Высшим Государственным Советом Союзного государства на ближайший трехлетний период с 2024 по 2026 гг2.

Заключение. Подводя итоги анализа интеграционных процессов на уровне Союзного государства отметим важность комплексного сотрудничества, при котором внимание уделяется не только взаимовыгодным экономическим и финансовым вопросам, но и процессам социальной и научно-технической направленности. Научно-исследовательское сотрудничество при разработке проектно-программных документов позволяет учитывать социально-экономические и иные особенности стран-участниц наднациональных организаций при гармонизации и унификации законодательства. Намеченные векторы сотрудничества необходимо развивать, обращая внимание на актуальные проблемы в сфере экологии, и разработать проект Союзного государства по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами и вторичными ресурсами [6].

Литература:

1. Байнев: Беларусь и РФ обеспечивают продовольственную безопасность Союзного государства// Информационно-аналитический портал Союзного государства. URL: https://soyuz.by/ekspertnyy-kommentariy/baynev-belams-i-rf-obespechivayut-prodovolstvennuyu-bezopasnost-soyuznogo-gosudarstva (дата обращения: 8.02.2024).

2. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2001 г.// Информационные ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3450 (дата обращения: 8.02.2024).

3. Минэкономразвития заказало разработку макропрогноза для Союзного государства// Официальный сайт Группы компаний «РБК». URL: https://www.rbc.ru/economics/11/08/2023/64d4da1b9a7947c2fcc755c3 (дата обращения: 8.02.2024).

4. Нижевич: количество союзных программ в 2024 году возрастет// Информационно-аналитический портал Союзного государства. URL: https://soyuz.by/ekspertnyy-kommentariy/nizhevich-kolichestvo-soyuznyh-programm-v-2024-godu-vozrastet (дата обращения: 8.02.2024).

5. Нью-Делийская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 4 июля 2023 г. // Секретариат Шанхайской организации

1 Декрет от 29 января 2024 г. № 1 «О ходе выполнения Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 - 2023 годы и Союзных программ».

2 Декрет от 29 января 2024 г. № 2 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024 - 2026 годы».

сотрудничества. URL: file:///C:/Users/Pavlov.r.v/Downloads/declaration.pdf (дата обращения: 8.02.2024).

6. О практике применения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области обращения с отходами// Информационно-аналитический портал Союзного государства. URL: https://belrus.ru/mfo/o-praktlke-prlmenenlya-zakonodatelstva-respubllkl-belarus-l-rossljskoj-federacll-v-oblastl-obrashhenlya-s-otxodami/ (дата обращения: 8.02.2024).

7. Перспективный план развития договорно-правовой базы Содружества Независимых Государств на 2023-2025 года, утвержденный распоряжением Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств от 16 декабря 2022 г. № 84// Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/upload/iblock/a2b/mxyud7mmzmklsqzw33110katjjpydfpw.pdf (дата обращения: 8.02.2024).

8. Правовой портал Евразийского экономического союза. URL: https://docs.eaeunlon.org/ruru/Pages/Regulatlon.aspx#ContentTypeId=%5B%5D&npbsp1rlastatus= %5B%5D (дата обращения: 8.02.2024).

9. Пшеничнов М.А. Гармонизация российского законодательства (теория, практика, техника): дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2011. - 706 с.

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Союзного государства и информационном взаимодействии по экономическим вопросам от 19 декабря 2022 г.// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publlcatlon.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301090001 (дата обращения: 8.02.2024).

11. Якунин В.И. Проблемы международной гармонизации железнодорожного права России. Монография. - М.: Научный эксперт, 2008. - 238 с.

References:

1. Bajnev: Belarus' l RF obespechlvajut prodovol'stvennuju bezopasnost' Sojuznogo gosudarstva// Informaclonno-analltlchesklj portal Sojuznogo gosudarstva. URL: https://soyuz.by/ekspertnyy-kommentarly/baynev-belarus-l-rf-obespechlvayut-prodovolstvennuyu-bezopasnost-soyuznogo-gosudarstva (data obrashhenlja: 8.02.2024).

2. Deklaraclja o sozdanll Shanhajskoj organlzacll sotrudnlchestva ot 15 ljunja 2001 g.// Informaclonnye resursy Prezldenta Rossll. URL: http://www.kremlln.ru/supplement/3450 (data obrashhenlja: 8.02.2024).

3. Mlnjekonomrazvltlja zakazalo razrabotku makroprognoza dlja Sojuznogo gosudarstva// Oficial'nyj sajt Gruppy kompanij «RBK». URL: https://www.rbc.ru/economlcs/11/08/2023/64d4da1b9a7947c2fcc755c3 (data obrashhenlja: 8.02.2024).

4. Nlzhevlch: kollchestvo sojuznyh programm v 2024 godu vozrastet// Informaclonno-analltlchesklj portal Sojuznogo gosudarstva. URL: https://soyuz.by/ekspertnyy-kommentarly/nlzhevlch-kollchestvo-soyuznyh-programm-v-2024-godu-vozrastet (data obrashhenlja: 8.02.2024).

5. N'ju-Delljskaja deklaraclja Soveta glav gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organlzacll sotrudnlchestva ot 4 ljulja 2023 g. // Sekretarlat Shanhajskoj organlzacll sotrudnlchestva. URL: flle:///C:/Users/Pavlov.r.v/Downloads/declaratlon.pdf (data obrashhenlja: 8.02.2024).

6. O praktlke prlmenenlja zakonodatel'stva Respubllkl Belarus' l Rossljskoj Federacll v oblastl obrashhenlja s othodaml// Informaclonno-analltlchesklj portal Sojuznogo gosudarstva. URL: https://belrus.ru/lnfo/o-praktlke-prlmenenlya-zakonodatelstva-respubllkl-belarus-l-rossljskoj-federacll-v-oblastl-obrashhenlya-s-otxodaml/ (data obrashhenlja: 8.02.2024).

7. Perspektivnyj plan razvitija dogovorno-pravovoj bazy Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv na 2023-2025 goda, utverzhdennyj rasporjazheniem Ispolnitel'nogo komiteta Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv ot 16 dekabrja 2022 g. № 84// Internet-portal SNG. URL: https://e-cis.info/upload/iblock/a2b/mxyud7mmzmklsqzw33110katjjpydfpw.pdf (data obrashhenija: 8.02.2024).

8. Pravovoj portal Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. URL: https://docs.eaeunion.org/mm/Pages/Regulation.aspx#ContentTypeId=0/o5B0/o5D&npbsp1riastatus= %5B%5D (data obrashhenija: 8.02.2024).

9. Pshenichnov M.A. Garmonizacija rossijskogo zakonodatel'stva (teorija, praktika, tehnika): dis. ... d-ra jurid. nauk. N. Novgorod, 2011. - 706 s.

10. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Belarus' o porjadke razrabotki prognoza social'no-jekonomicheskogo razvitija Sojuznogo gosudarstva i informacionnom vzaimodejstvii po jekonomicheskim voprosam ot 19 dekabrja 2022 g.// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301090001 (data obrashhenija: 8.02.2024).

11. Jakunin V.I. Problemy mezhdunarodnoj garmonizacii zheleznodorozhnogo prava Rossii. Monografija. - M.: Nauchnyj jekspert, 2008. - 238 s.

ANALYSIS OF INTEGRATION PROCESSES AT THE LEVEL OF THE UNION STATE:

LEGAL AND POLITICAL FEATURES

Kochetkova E.V.

Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University), Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines kochetkova e@mail.ru Chuprova Yu.N.

Moscow University of Finance and Law MFUA, lecturer at the Department of Public Law and Financial Law Disciplines chuprova ulia@mail.ru Cherdzhiev V.E.

Lomonosov Moscow State University, student of the Faculty of Law v.r.2020@inbox.ru

Abstract: This article provides a comprehensive analysis of the implementation of the Union State programs implemented in the period from 2021 to 2023 in order to strengthen and develop cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus in various areas. In addition, vectors for the development of integration processes are proposed. Keywords: harmonization, unification, Union State, integration

Для цитирования: Кочеткова Е.В., Чупрова Ю.Н., Черджиев В.Э. Анализ интеграционных процессов на уровне Союзного Государства: правовые и политические особенности// Архонт, 2023. № 6(39). С. 90-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.