Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союзное государство Беларуси и России / экономики Беларуси и России / международное экономическое сотрудничество / принципы международной торговли / западные экономические санкции / организации и предприятия / меры поддержки экономики / союзные программы / совместные отраслевые программы / импортозамещение / The Union State of Belarus and Russia / the economies of Belarus and Russia / international economic cooperation / principles of international trade / western economic sanctions / organizations and enterprises / measures to support the economy / union programs / joint industry programs / import substitution
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

Тарарышкина Л.И.

к.э.н., доцент, зав. кафедрой евразийских исследований БГУ, Минск

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Ключевые слова: Союзное государство Беларуси и России; экономики Беларуси и России; международное экономическое сотрудничество; принципы международной торговли; западные экономические санкции; организации и предприятия; меры поддержки экономики; союзные программы; совместные отраслевые программы; импортоза-мещение.

Keywords: The Union State of Belarus and Russia; the economies of Belarus and Russia; international economic cooperation; principles of international trade; western economic sanctions; organizations and enterprises; measures to support the economy; union programs; joint industry programs; import substitution.

В настоящее время, когда Всемирной торговой организацией выстроены принципы международной торговли (недопущение дискриминации, открытость, предсказуемость и прозрачность торговли, добросовестная конкуренция, поддержка менее развитых стран), беспрецедентными и незаконными на международном уровне являются санкцион-ные меры США, Канады, западных и других стран в отношении экономик Беларуси и России.

Безусловно, западные санкции направлены на разрушение экономик Беларуси и России. Ставится цель - парализовать национальное производство наших стран, в котором используются импортные комплектующие, запасные части и сырье, и разрушить экспортные поставки энергоресурсов, древесины, цемента, металлов и др.

На данный момент западными политиками в санкционный список включены белорусские и российские организации и предприятия. В этом списке находятся крупнейшие белорусские предприятия: ОАО «Белшина»; ГПО «Бело-руснефть», ОАО «Гродно Азот», Минский автомобильный завод, Белорусский автомобильный завод и др.

В условиях жесткой международной конкурентной политики и введения шестого пакета санкций Европейского союза в отношении России и Беларуси, наши страны разрабатывают мероприятия по поддержке национальной экономики и вынуждены применять аналогичные ответные меры. Так, в Республике Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 года № 143 «О поддержке экономики» (в редакции от 31.12.2020 г. № 512)1 и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 года № 214 «О регулировании цен» (в редакции от 31.05.2022 г. № 350)2 установлены меры поддержки экономики в отношении экспорта и расширения кредитования экспортеров; выстраивания новых транспортно-логистических цепочек для перенаправления экспортных потоков; создания совместных с Россией импортозамещающих производств и т.д. Положениями названных документов также приняты меры по поддержке промышленности, строительной отрасли, сельского хозяйства, транспорта и туризма.

С заключением Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.3 начат новый этап экономического сотрудничества Беларуси и России, включающий согласно статье 17 названного договора «создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов».

В соответствии с Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства4 в Беларуси и России многое было сделано для сближения законодательства в экономической сфере союзных государств. В рамках региональной экономической интеграции Союзного государства Беларуси и России более двух десятилетий проводится эффективное сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь.

1 О поддержке экономики: Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 года № 143. - https://president.gov.by/ га/(1осите^/ика7-143-о^24-арге1]а-2020^-23485

2 О регулировании цен: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 года № 214. - https://vi tebsk-region.gov.by/up1oads/fi1es/PSMRB-214-ot-07.04.2022-O-regu1irovanii-tsen.pdf

3 Договор о создании Союзного государства // Информационно-аналитический портал Союзного государства. - https://soyuz. by/dogovor-o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva/221588/1/5-10.pdf

4 Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства // Информационно-аналитический портал Союзного государства. - https://soyuz.by/programma-deystviy-rossiys koy-federacii-i-respub1iki-be1arus-po-rea1izacii-po1ozheniy-dogovora-o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva

При этом основные концептуальные направления деятельности Беларуси и России1, определенные Договором о создании Союзного государства, в большинстве своем нашли отражение также в нормах Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.2 и механизмах их реализации в рамках Евразийского экономического союза.

Беларусь и Россия последовательно укрепляют взаимодействие по всем направлениям международного экономического сотрудничества, включая торговлю, совместное производство, импортозамещение. Так, начиная с 2000 г. реализовано 57 программ Союзного государства по разработке новых технологий и созданию инновационной продукции. В 2016-2023 гг. приняты и реализуются несколько десятков совместных отраслевых программ за счет финансовых средств Союзного бюджета в сфере медицины, промышленности, транспорта, образовательных услуг на сумму около 6859,02 миллионов российских рублей, при этом проводится работа по созданию новых проектов для укрепления союзной интеграции на сумму 5551,65 миллионов российских рублей.

В числе отраслевых программ - программы «совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (2019-2022); разработки, модернизации и гармонизации нормативного, организационно-методического и аппаратно-программного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси», («Интеграция-СГ» 2020-2023 гг.); разработки инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных» («Комбикорм-СГ»)» и др.3

В рамках 28 союзных программ интеграции Беларуси и России, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета № 6 от 4 ноября 2021 г. «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы»4 и охватывающих различные сферы экономики, взят старт на углубление двухсторонней интеграции Беларуси и России. Основные направления углубления союзной интеграции Беларуси и России в рамках 28 программ содержат следующее:

«сближение макроэкономической политики; гармонизация денежно-кредитной политики и макропру-денциального регулирования; гармонизация валютного регулирования и валютного контроля;

гармонизация требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере; гармонизация норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов; гармонизация требований в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма; интеграция платежных систем в области национальных систем платежных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчетов, внедрения международного стандарта финансовых сообщений ISO 20022, системы быстрых платежей, развития финансовых технологий, гармонизированных подходов в области надзора и наблюдения за платежными системами; гармонизация требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом рынке;

интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров; интеграция информационных систем по маркировке товаров;

гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере; интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля; интеграция информационных систем транспортного контроля государственных контролирующих органов;

унификация регулирования транспортного рынка (авиаперевозок, железнодорожного, автомобильного и водного транспорта);

формирование объединенного рынка газа, объединенных рынков нефти и нефтепродуктов, объединенного рынка электрической энергии, развитие атомной энергетики;

формирование единой аграрной политики и единой промышленной политики;

введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам; единые правила в области защиты прав потребителей; единые правила конкуренции;

унификация требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

формирование единых принципов функционирования рынка связи и информатизации;

унификация регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

унификация законодательства в сфере туристической деятельности;

проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере...».

Таким образом, реализация утвержденных 28 союзных программ направлена на обеспечение унификации законодательств Беларуси и России в различных сферах экономики, выравнивание условий для бизнеса, построение единых финансовых и энергетических рынков, создание транспортного пространства, а также формирование и реализа-

1 Тарарышкина Л.И. Роль Союзного государства Беларуси и России в развитии евразийской интеграции // Большая Евразия: вызовы и возможности: материалы междунар. круглого стола по инновациям в междунар. исследованиях (4 апреля 2019 г.). -Минск, БГУ. - С. 52-57. - https://elib.bsu.by/handle/123456789/221595

2 Договор о Евразийском экономическом союзе 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) [подписан в г.Астане 29.05.2014] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

3 Союзные программы и проекты: Союзное государство // Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства. - www.postkomsg.com/programs/

4 Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы: Декрет Высшего Государственного Совета № 6 от 4 ноября 2021 г. - https://etalonline.by/document/?regnum=ad2100022

цию общей промышленной и сельскохозяйственной политики. Введение в действие этого пакета документов будет способствовать не только укреплению двухсторонней союзной интеграции, но и углублению евразийской интеграции путем экономического взаимодействия и сотрудничества между Союзным государством Беларуси и России и Евразийским экономическим союзом.

Вместе с тем, западный произвол в незаконном применении экономических санкций в отношении Беларуси1 и России требует упорядочения международной торговли и международного экономического сотрудничества. На наш взгляд, в таком упорядочении определяющую роль может сыграть не наблюдательная, а конструктивная позиция:

1) Всемирной торговой организации как международной организации, устанавливающей и контролирующей соблюдение правил международной торговли;

2) Организации Объединенных Наций как международной организации, призванной осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического характера;

3) международных интеграционных институтов во взаимодействии с институтами Всемирной торговой организации и Организации Объединенных Наций в отношении наведения порядка применения экономических санкций на международном уровне в целях упорядочения внешнеторговых операций.

1 Санкции в отношении Беларуси / Представительство немецкой экономики в Республике Беларусь. - https://be1arus.ahk.de/ ru/infoteka/sankcii-v-otnoshenii-be1arusi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.