Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ'

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / ЯЗЫКОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ / ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юдина Наталья Владимировна, Хачатрян Астхик Аркадьевна

Язык и языковая политика существуют в очень сложных, взаимодействующих и динамичных контекстах, изменение любой части которых может иметь коррелирующие эффекты и причины для изменения любой другой части. В условиях языковой конкуренции большие перспективы сохранятся за теми языками, которые смогут соответствовать вызовам времени и современному развитию науки и техники, системно совершенствовать машинный перевод и адаптировать методику преподавания и методологию овладения языком и которые будут востребованы современной языковой личностью - активной, динамичной, экспрессивной, прагматичной. В настоящее время сохранение и развитие языка не происходит стихийно: успех любого государства во многом зависит от вырабатываемой последовательной системной языковой политики и разработанной на ее основе дорожной карты по сохранению и развитию языка и языков как во внешнем контуре, так и внутри самого государства. В данной статье рассматриваются вопросы языковой политики России, описаны особенности развивающейся языковой ситуации и ее влияние на процессы языковой модернизации. Цель исследования - представить некоторые руководящие принципы и предложения для общей аналитической основы, оценки относительной эффективности и различных способов управления государственной языковой политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TOOLS USED IN THE IMPLEMENTATION OF EFFECTIVE LANGUAGE POLICY

Language and language policy exist in very complex, interacting and dynamic contexts, the change of any part of which can have correlating effects and reasons for changing any other part. In the conditions of language competition, great prospects will remain for those languages that can meet the challenges of the time and the modern development of science and technology, systematically improve machine translation and adapt teaching methods and methodology of language acquisition and that will be in demand by a modern linguistic personality - active, dynamic, expressive, pragmatic. Currently, the preservation and development of the language does not happen spontaneously: the success of any state largely depends on the consistent systematic language policy being developed and the roadmap developed on its basis for the preservation and development of the language and languages both in the external circuit and within the state itself. This article discusses the issues of Russian language policy, describes the features of the developing language situation and its impact on the processes of language modernization. The purpose of the study is to present some guidelines and proposals for a general analytical framework, an assessment of the relative effectiveness and various ways of managing the state language policy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ»

Государственное управление и отраслевые политики

Public Administration and Regional Policies

Социология культуры Sociology of Culture

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-6-162-169

Анализ инструментов, используемых в сфере реализации эффективной языковой политики

Н.В. Юдинаа ©, А.А. Хачатря^ ©

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

a E-mail: NVyudina@fa.ru b E-mail: AAHachatryan@fa.ru

Аннотация. Язык и языковая политика существуют в очень сложных, взаимодействующих и динамичных контекстах, изменение любой части которых может иметь коррелирующие эффекты и причины для изменения любой другой части. В условиях языковой конкуренции большие перспективы сохранятся за теми языками, которые смогут соответствовать вызовам времени и современному развитию науки и техники, системно совершенствовать машинный перевод и адаптировать методику преподавания и методологию овладения языком и которые будут востребованы современной языковой личностью - активной, динамичной, экспрессивной, прагматичной. В настоящее время сохранение и развитие языка не происходит стихийно: успех любого государства во многом зависит от вырабатываемой последовательной системной языковой политики и разработанной на ее основе дорожной карты по сохранению и развитию языка и языков как во внешнем контуре, так и внутри самого государства. В данной статье рассматриваются вопросы языковой политики России, описаны особенности развивающейся языковой ситуации и ее влияние на процессы языковой модернизации. Цель исследования - представить некоторые руководящие принципы и предложения для общей аналитической основы, оценки относительной эффективности и различных способов управления государственной языковой политикой.

Ключевые слова: русский язык, языковая политика России, языковое планирование, управление и контроль, инструмент контроля, управление обществом

Благодарности. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета по теме: «Язык как инструмент контроля и управления обществом».

5.5.3

5.4.6

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ Юдина Н.В., Хачатрян А.А.

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-6-162-169

Analysis of the Tools Used in the Implementation of Effective Language Policy

N.V. Yudina3 ©, A.A. Khachatryanb ©

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

a E-mail: NVyudina@fa.ru b E-mail: AAHachatryan@fa.ru

Abstract. Language and language policy exist in very complex, interacting and dynamic contexts, the change of any part of which can have correlating effects and reasons for changing any other part. In the conditions of language competition, great prospects will remain for those languages that can meet the challenges of the time and the modern development of science and technology, systematically improve machine translation and adapt teaching methods and methodology of language acquisition and that will be in demand by a modern linguistic personality - active, dynamic, expressive, pragmatic. Currently, the preservation and development of the language does not happen spontaneously: the success of any state largely depends on the consistent systematic language policy being developed and the roadmap developed on its basis for the preservation and development of the language and languages both in the external circuit and within the state itself. This article discusses the issues of Russian language policy, describes the features of the developing language situation and its impact on the processes of language modernization. The purpose of the study is to present some guidelines and proposals for a general analytical framework, an assessment of the relative effectiveness and various ways of managing the state language policy.

Key words: Russian language, Russian language policy, language planning, management and control, instrument of control, social management

Acknowledgments. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University on the topic: "Language as a tool for controlling and managing society".

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И. Куприн

ВВЕДЕНИЕ

Языковое разнообразие и тенденции его развития в мире, быстрые темпы языковой ассимиляции, многоязычие как черта будущего человека, глобальные системы обмена информацией, тенденции экономической интеграции в современном мире вызывают все большую языковую конкуренцию и угрозы исчезновения даже для языков с довольно большим числом носителей.

В соответствии с тенденциями XXI в. каждый язык является уникальным культурным наследием человечества и основой идентичности этнических общностей.

Разнообразие языков и культур - это достояние человечества и цивилизации. Языки воспринимаются уже не только как коммуникативный код, а как хранилище культурных традиций, как основа национальной идентичности.

Однако в реальной жизни теоретическое признание языков как основных элементов идентичности этноса вынуждено конкурировать с приоритетом языков высокой рыночной ценности. В условиях языковой конкуренции большие перспективы сохранятся за теми языками, которые смогут идти в ногу с современным развитием науки и техники, совершенствовать машинный перевод и методологию овладения языком, языками, с помощью которых можно будет выражать нюансы мыслей и чувств. В настоящее время сохранение и развитие языка не происходит стихийно, страны должны вырабатывать последовательную языковую политику и проводить мероприятия по сохранению и развитию языков.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

Документы планирования государственной языковой политики являются обязательным компонентом стратегии внутренней политики России, чтобы способствовать языковому качеству и конкурентоспособности русского языка, обеспечивать полноценное функционирование государственного языка, сохранять, защищать и развивать традиционную культурную среду русского языка, способствовать всестороннему

изучению русского языка, а также обеспечивать качественное овладение русским языком как в системе образования, так и в процессе обучения.

Основные принципы государственной языковой политики должен закреплять документ среднесрочного политического планирования, определяющего основные принципы, задачи и направления деятельности государственной языковой политики на ближайшее десятилетие. Принимая во внимание тот факт, что процессы государственной языковой политики затрагивают непосредственно каждого жителя России, она должна рассматриваться как «сквозная» политика и распространяться на все демографические группы России.

В реализации государственной языковой политики, в том числе в достижении результатов различных направлений данной политики, должны участвовать государственные административные учреждения, высшие учебные заведения и научные учреждения, участие которых предусмотрено в реализации различных задач и мероприятий. Отдельные меры должны быть реализованы также неправительственными организациями. Учреждения, участвующие в реализации государственной языковой политики, обеспечивают выполнение направлений и задач за счет предоставленных им средств государственного бюджета.

Цель государственной языковой политики - обеспечить развитие и устойчивость русского языка как единственного официального языка государства. Для успешного достижения поставленных целей языковая политика должна осуществляться одновременно, скоординировано и унифицировано с основными направлениями реализации: в правовом, лингвистическом, педагогическом и общественном аспектах.

Цель государственной языковой политики, с одной стороны, состоит в том, чтобы определить направление развития языковой ситуации, а с другой стороны, она должна строго исходить из реальной языковой ситуации, сложившейся в государстве.

Русский язык является основой национальной идентичности и частью многообразного мирового культурного наследия, поэтому российское государство несет ответственность за сохранение и развитие русского языка, за российское общество, за его нынешнее и будущие поколения. Это компетенция и обязанность российского государства, потому что Россия - единственная страна в мире, которая может взять на себя ответственность за сохранение русского языка.

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина обнародовал второе исследование «Индекс положения русского языка в мире» за 2021 г. Согласно результатам проведенного исследования, русский язык занимает пятое место в перечне 12 ведущих языков в мире1.

Развитие русского языка как широко используемого языка является обязанностью российского государства в контексте разнообразия мировой культуры и сохранения наследия. Языковое разнообразие необходимо использовать как ресурс для развития государства, со-

1 Русский мир // Информационный портал фонда «Русский мир». URL: https://russkiymir.ru/publications/299384/

храняя и развивая эффективное сосуществование русского языка и других языков.

Для России важно сохранять и развивать свою идентичность, язык, свои национальные ценности и образ жизни, свойственный российскому культурному пространству, чтобы, творчески используя плодотворное влияние других культур и способствуя открытости, укреплять потенциал конкурентоспособности страны.

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г. (утвержден Правительством Российской Федерации 1 октября 2021 г.) является иерархически высшим документом планирования среднесрочного развития государственного уровня, направление действия которого «2.4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» гласит: «Сохранение исторических и национально-культурных традиций включает в себя меры по поддержке творческих инициатив граждан, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, творческих проектов в области музыкального, театрального, изобразительного и циркового искусства, а также проведение мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации»2.

Россия - единственное место в мире, где могут существовать и развиваться русский народ, язык и культура, но за пределами России существует широкий круг людей с чувством принадлежности к России, которые вместе образуют глобальную сеть. В то же время русский язык и культура также являются связующей основой для российского общества, поэтому его цель, также как и цель российского государства - заботиться о русском языке и о ценностях национальной идентичности, гражданского сообщества и интеграции сообщества в долгосрочной перспективе. Необходимо расширение использования русского языка в обществе для укрепления позиции русского языка в ситуациях повседневного общения.

По сравнению с другими областями государственной политики, языковая политика является особой, принимая во внимание ее значение как национального символа, так и основного элемента национальной идентичности, и учитывая, что существование, развитие и устойчивость языка находится в прямой зависимости как от его пользователей, так и от факторов, которые при взаимном взаимодействии могут существенно повлиять на результаты, планируемые в рамках политики (рис. 1).

2 Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40db d803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_ razvitiya_do_2024g.pdf

Юдина Н.В., Хачатрян А.А.

Политические факторы [Political factors]

Исторические факторы [Historical factors]

I

Экономические факторы [Economic factors]

Государственный язык [State language]

Культурные факторы [Cultural factors]

1

Г

Демографические факторы [Demographic factors]

Лингвистические факторы [Linguistic factors]

Г

Рис. 1. Факторы, влияющие на языковую политику Fig. 1. Factors influencing language policy

В настоящий момент оценка реализации основных направлений государственной языковой политики показывает следующие результаты:

1) укрепление индекса положения русского языка в мире;

2) высокое качество русского языка;

3) численность говорящих на языке, численность пользователей интернета, количество интернет-ресурсов на языке, объем научной информации на языке увеличивается;

4) успешно реализовывается комплекс процессных мероприятий программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» (Государственная программа «Развитие образования»);

5) Федеральный проект «Россия - привлекательная для учебы и работы страна» способствует продвижению интересов Российской Федерации путем развития русского языка и российского образования за рубежом в странах постсоветского пространства и интеграции программ обучения русскому языку в образовательный процесс.

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная языковая политика должна обеспечить устойчивость русского языка, его высокое лингвистическое качество и конкурентоспособность на языковом рынке России и мира, а также влияние на культурную среду России. Ключевые факторы, на которых базируется официальная языковая политика в последующий период - «устойчивость», «языковое качество», «конкурентоспособность» и «культурная среда».

Вышеуказанная цель языковой политики может быть достигнута путем использования следующих инструментов:

1) внедрение основных принципов развития и конкурентоспособности русского языка в правовой, педагогической и лингвистической сфере;

2) способствование качественному овладению русским языком как среди русских, так и среди представителей национальных меньшинств России;

3) сохранение и усиление владения русским языком в различных диаспорах и содействие изучению русского языка в зарубежных высших учебных заведениях;

4) способствование всестороннему изучению русского языка, научно- обоснованной стандартизации литературного языка и кодификации норм;

5) развитие разнообразных возможностей выражения на русском языке во всех сферах жизни общества;

6) расширение и защита культурной среды русского языка, улучшение и укрепление качества русского языка в информационном пространстве России, особенно в средствах массовой информации и в цифровой среде;

7) поддержание и способствование развитию и популяризации русского языка посредством развития и распространения литературы и искусства.

В контексте государственной языковой политики основой языковой устойчивости и обеспечения конкурентоспособности является человек - пользователь языка, который усваивает, использует и совершенствует язык в личной, образовательной, профессиональной и общественной средах. Улучшение лингвистического качества языка, которое дополняется увеличением количества носителей и пользователей русского языка, обеспечит его дальнейшее развитие в динамично меняющейся и насыщенной информационной среде.

В рамках четырех основных направлений языковой политики изложены задачи в соответствии с официальной языковой ситуацией - комплекс мероприятий, связанных по содержанию, и мер, необходимых для их выполнения - отдельные действия по реализации поставленных задач. Наиболее значимые ключевые аспекты, характеризующие данные задачи, указаны на рис. 2.

Первое направление («Юридический аспект») касается правового аспекта государственной языковой политики, и в ее рамках определены две задачи, которые нацелены на обеспечение соблюдения закона о государственном языке и других связанных с ним нормативно-правовых актов и международного сотрудничества.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»3 от 01.06.2005 N 53-Ф3 и связанные с ним нормативные акты, защита национальных интересов России, включая язык и культуру, представлены в международном информационном пространстве и международных организациях; поощряется полноценное функционирование русского языка в международных учреждениях.

Во втором направлении («Педагогический аспект») мероприятия, связанные с вопросами обучения русскому языку и с образовательно-педагогическим аспектом государственной языковой политики, предлагается ре-ализовывать следующие основные задачи: развитие методик преподавания русского языка, повышение доступности и привлекательности учебных пособий по русскому языку, а также подготовка специалистов и преподавателей на местах для укрепления позиций государственного языка. Также должна быть реализована скоординированная и соответствующая потребностям

3 Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 53-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/

общества государственная языковая политика в сфере образования; также необходимо обеспечивать постоянное повышение квалификации преподавателей языков и других языковых специалистов, поощрять улучшение владения русским языком для жителей России и иностранцев; реализовывать современное обучение учителей русского языка и разработку эффективных методических материалов; усовершенствовать систему тестирования на знание русского языка.

Основные направления языковой политики [The main directions of language policy]

L 4. Аспект участия [Participation aspect]

4.1. Формирование общественного мнения и вовлечение сообщества [Formation of public opinion and community involvement]

4.2. Совершенствование культуры русского языка и устойчивость культурной среды [Improvement of the culture

of the Russian language and the sustainability of the cultural environment]

Рис. 2. Основные принципы языковой политики Fig. 2. Basic principles of language policy

В третьем направлении («Лингвистический аспект») предусмотрены научные исследования и развитие русского языка, которые включают поддержку анализа ситуации государственного языка, научных исследований русского языка, развитие языковых и лингвистических технологий, включая создание баз данных, дальнейшее развитие корпусной лингвистики, разработку терминологии, а также публикацию академических и научно-популярных работ.

В настоящий момент решены проблемы развития и использования русского языка, разработаны предложения по дальнейшему планированию и реализации языковой политики; проведено всестороннее исследование русского языка; поощряется публикация результатов исследований русского языка, особенно

источников норм; облегчено создание текстов и речевых корпусов на русском языке, обеспечена разработка необходимого для их создания и обслуживания программного обеспечения и базы научных исследований; обеспечена общедоступность в базах данных разработанной и согласованной терминологии; разработана методология перевода нормативно-правовых актов.

В рамках двух задач четвертого направления («Аспект участия») необходимо обеспечить участие общества в реализации государственной языковой политики и развитии русского языка: предлагается реализовать меры, направленные на формирование общественного мнения, вовлечение и активное участие общества, а также развитие культуры русского языка и популяризацию русского языка.

ВЫВОДЫ

Проделана большая работа по усилению престижа русского языка как национальной ценности российского общества; создано единое понимание обществом политики в отношении русского языка; в обществе актуализировались вопросы овладения русским языком, улучшения его владением, качества использования и необходимости сохранения русского языка, его развития и расширения исследований; обеспечена доступность информации о проводимых научных исследованиях русского языка в России и за рубежом; общественность обучена вопросам языковой культуры; поддерживается и поощряется развитие и популяризация русского языка средствами литературы и искусства; расширена и защищена культурная среда русского языка.

Взаимосвязь направлений действий, выделенных для достижения цели, поставленной на следующий период планирования политики, и компонентов государственной языковой политики, включая объекты влияния, показана на рис. 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из основополагающих векторов государственной политики в области русского языка - обеспечение распространения русского языка и его конкурентоспособности на рынке мировых языков, а также сохранение русского языка и расширение возможностей его изучения в русских диаспорах по всему миру. Параллельно с влиянием процессов глобализации в языке появились предпосылки для сохранения уникальности каждого языка, в связи с чем необходимо обеспечить развитие научных исследований, чтобы каждое решение, принимаемое в области языка, было взвешенным и аргументированным.

Средства культивирования языка, которыми традиционно являются словари, грамматики, справочники и т.д., должны быть адаптированы к современным условиям и новым требованиям современного человека информационной эпохи. Необходимо дальнейшее развитие, усиление и пополнение единого Национального корпуса русского языка. Также необходимо расширять использование имеющегося контента для дальнейшей передачи культурного наследия национальных меньшинств, для достижения таких целей, как интеграция общества и обеспечение равных возможностей для работы и образования для каждого гражданина.

~ 1. Юридический аспект [Legal aspect]

1.1. Разработка законов и нормативно-правовых актов, их внедрение, исполнение и контроль [Development of laws and regulations, their implementation, execution and control]

1.2. Международное сотрудничество [International cooperation]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2. Педагогический аспект [Pedagogical aspect]

2.1. Доступность обучения и совершенствование русского языка [Accessibility of learning and improvement of the Russian language]

2.2. Совершенствование методики обучения, поддержка

в оценке уровня владения языком [Improvement of teaching methods, support in assessing the level of language proficiency]

2.3. Подготовка специалистов, повышение профессиональной компетентности педагогов [Training of specialists, improving the professional competence of teachers]

2.4. Подготовка учебных и методических пособий [Preparation of educational and methodological manuals]

~ 3. Лингвистический аспект [Linguistic aspect]

3.1. Анализ языковой ситуации [Analysis of the language situation]

3.2. Научные исследования языка [Scientificresearch of the language]

3.3. Развитиекорпусной лингвистики [Development of corpus linguistics]

3.4. Развитиерусской терминологии [Development of Russian terminology]

Юдина Н.В., Хачатрян А.А.

Рис. 3. Дорожная карта путей развития государственной языковой политики Fig. 3. Roadmap for the development of the state language policy

Необходимо обеспечить реализацию следующих целей:

• создание, разработка и своевременная актуализация учебников, учебных пособий, использование новейших знаний мирового опыта; разработка продуманного содержания обучения (новых стандартов учебных предметов) и требований с учетом тенденций развития языковой ситуации;

• разработка системы контроля качества образования и ее регулярное и широкое внедрение;

поощрение изучения русского языка в диаспорах и подготовка русских учебных заведений к инклюзивной работе, которая сможет позволить детям эмигрантов без осложнений возвращаться и продолжать обучение в российской системе образования;

систематическая поддержка изучения русского языка как иностранного в других странах и успешное включение русского языка в международную среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтюссер Л.П. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) / пер. с фр. С.Б. Рын-дина // Неприкосновенный запас. 2011. № 3 (77). URL: http://magazines.russ.rU/nz/2011/3/al3.html (дата обращения: 10.09.2022).

2. Андросов В.В. Экономическая политика государства: вопросы методологии // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 2 (018), С. 7-11.

3. Арефьев А.Л. Современное состояние и тенденции распространения русского языка в мире. Научное издание / под ред. акад. Г.В. Осипова. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2017. 320 с.

4. Белов С.А., Кропачев Н.М., Соловьев АА. Разработка концепции и нормативно-правовое обеспечение государственной языковой политики Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2017. Т. 8. Вып. 1. С. 42-61.

5. Богданов С.И., Марусенко МА., Марусенко Н.М. Русский язык и языковой капитал граждан Российской Федерации // Русский язык в современном мире: настоящее и будущее: сб. статей / РАН; ИНИОН; Центр гуманит. на-уч.-информ. исслед., Отд. языкознания; отв. ред., ред.-сост. М.Б. Раренко. М., 2021. 215 с.

6. Боргояков С А., Бозиев Р.С. Языковое образование и национально-языковая политика России // Педагогика. 2018. № 11. С. 3-15.

7. Гришаева Е.Б. Язык как инструмент реализации политической власти и как объект воздействия политики // Язык и культура. 2018. № 41. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/yazyk-kak-instrument-realizatsii-politicheskoy-vlasti-i-kak-obekt-vozdeystviya-politiki (дата обращения: 28.08.2022).

8. Индекс положения русского языка в мире: индекс глобальной конкурентоспособности (ГК-индекс), индекс устойчивости в странах постсоветского пространства (УС-индекс). Вып. 2 / сост.: А.Л. Арефьев, А.Р. Голубь, С.Ю. Камышева и др.; под ред. М.А. Осадчего. М.: Гос. ин-т русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. 60 с.

9. Петрулевич И.А., Месропян Л.М. Современная языковая политика Российской Федерации: основные векторы и тенденции развития // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. М., 2014. С. 11-24.

10. Селиверстова ОА. Языковая политика как инструмент реализации «мягкой силы» в политическом дискурсе XXI в.: на материале российских, американских и китайских СМИ: Дис. ... канд. филол. наук. Владимир, 2017. 223 с.

11. Худоренко ЕА. Языковая политика России в контексте евразийской интеграции // Политическая наука. 2020. № 2. С. 163-182.

12. Языковая политика Российской Федерации и положение русского языка в мире. Материалы круглых столов. Вып. 2. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2017. 136 с.

13. Banai A. Language recognition and the fair terms of inclusion: Minority languages in the European Union. In: Liberal mul-ticulturalism and the fair terms of integration. London: Palgrave Macmillan, 2013.

14. Bodean O., Soltan A. Language policy dimensions for social cohesion in Moldova: The case of gagauz autonomy. URL: https://www.vdu.lt/cris/bitstream/20.500.12259/870/1/ ISSN2335-2027_2014_N_4

15. Shelestyuk E. A review of literature on the language policy of imperial Russia and the modern linguistic situation // Ouaestio Rossica. 2019. No. 7 (3). Pp. 939-954.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Конституция Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2009.

2. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.05.2005).

REFERENCES

1. AlthusserL.P. Ideology and ideological apparatuses of the state (notes for research). Trans. from France. S.B. Ryndin. Inviolable Reserve. 2011. No. 3 (77). (In Rus.) URL: http://magazines.russ. ru/nz/2011/3/al3.html (data of accesses: 10.09.2022).

2. Androsov V.V. Economic policy of the state: Questions of methodology. Socio-economic Phenomena and Processes. 2010. No. 2 (018). Pp. 7-11. (In Rus.)

3. ArefyevA.L. The current state and trends of the spread of the Russian language in the world. Scientific publication. Academician G.V. Osipov (ed.). Moscow: Institute of Socio-Political Studies of the Russian Academy of Sciences, 2017. 320 p.

4. Belov SA., Kropachev NM., Soloviev AA. Development of the concept and regulatory support of the state language policy of the Russian Federation. Bulletin of the St. Petersburg University. Law. 2017. Vol. 8. Issue 1. Pp. 42-61. (In Rus.)

5. Bogdanov S.I., Marusenko MA., Marusenko N.M. Russian language and language capital of citizens of the Russian Federation. In: RAS. INION. The Humanit Center. Scientific-inform. Research Department. Linguistics. Russian language in the modern world: Present and future: Collection of articles. M.B. Rarenko (ed., ed.-compiled). Moscow, 2021. 215 p.

6. Borgoyakov S.A., Bosiev R.S. Language education and national language policy of Russia. Pedagogy. 2018. No. 11. Pp. 3-15. (In Rus.)

7. Grishaeva E.B. Language as a tool for the realization of political power and as an object of political influence. Language and Culture. 2018. No. 41. (In Rus.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ yazyk-kak-instrument-realizatsii-politicheskoy-vlasti-i-kak-obekt-vozdeystviya-politiki (data of accesses: 28.08.2022).

8. The index of the position of the Russian language in the world: The Index of Global Competitiveness (GC-Index), the Index of Stability in the post-Soviet countries (US-Index). Issue 2. A.L. Arefyev, A.R. Golub, S.Y. Kamysheva et al. (comps.); M.A. Osadchego (ed.). Moscow: Pushkin State Institute of the Russian Language, 2022. 60 p.

9. Petrulevich I.A., Mesropyan L.M. Modern language policy of the Russian Federation: Main vectors and development trends. In: Language policy and language conflicts in the modern world. Moscow, 2014. Pp. 11-24.

10. Seliverstova O.A. Language policy as a tool for the implementation of "soft power" in the political discourse of the XXI century: On the material of Russian, American and Chinese media: Dis. ... Cand. Sci. (Philol.). Vladimir, 2017. 223 p.

11. Khudorenko EA. Language policy of Russia in the context ofEurasianintegration.PoliticalScience.2020.No.2.Pp.163-182. (In Rus.)

12. Language policy of the Russian Federation and the position of the Russian language in the world. Materials of round tables. Issue 2. Moscow: Interregional Center for Library Cooperation, 2017. 136 p.

13. Banai A. Language recognition and the fair terms of inclusion: Minority languages in the European Union. In: Liberal multiculturalism and the fair terms of integration. London: Palgrave Macmillan, 2013.

14. Bodean O., Soltan A. Language policy dimensions for social cohesion in Moldova: The case of gagauz autonomy. URL: https://www.vdu.lt/cris/bitstream/20.500.12259/870/1/ ISSN2335-2027_2014_N_4

15. Shelestyuk E. A review of literature on the language policy of imperial Russia and the modern linguistic situation. Quaestio Rossica. 2019. No. 7 (3). Pp. 939-954.

REGULATORY DOCUMENTS

1. The Constitution of the Russian Federation. Moscow: GrossMedia, 2009.

2. Federal Law No. 53-FZ of 01.06.2005 "On the State Language of the Russian Federation" (adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 20.05.2005).

Юдина Н.В., Хачатрян А.А.

3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 27.12.2009) «О рекламе» (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.01.2010).

4. Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 11.12.2002) «О языках народов Российской Федерации».

5. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 17.06.2010) «Об образовании».

6. Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

7. Указ Президента РФ от 29 декабря 2006 года № 1488 «О проведении года русского языка».

8. Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 № 833 (ред. от 03.06.2010) «О Федеральной целевой программе "Русский язык (2006-2010 годы)"».

3. Federal Law No. 38-FZ of 13.03.2006 (ed. from 27.12.2009) "On Advertising" (adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 22.02.2006) (with amendments. and additional, effective from 22.01.2010).

4. Law of the Russian Federation No. 1807-1 of 25.10.1991 (ed. from 11.12.2002) "On the Languages of the Peoples of the Russian Federation".

5. Law of the Russian Federation dated 10.07.1992 No. 3266-1 (ed. from 17.06.2010) "On Education".

6. Decree of the President of the Russian Federation dated 17.12.1997 No. 1300 (ed. from 10.01.2000) "On the approval of the Concept of National Security of the Russian Federation".

7. Decree of the President of the Russian Federation dated December 29, 2006 No. 1488 "On the Year of the Russian Language".

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 29, 2005 No. 833 (ed. from 03.06.2010) "On the Federal target Program 'Russian language (2006-2010)' ".

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 70,42%

Рецензент: Климова И.И., кандидат филологических наук, профессор; руководитель департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений

Статья поступила в редакцию 08.11.2022, принята к публикации 13.12.2022 The article was received on 08.11.2022, accepted for publication 13.12.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Юдина Наталья Владимировна, доктор филологических наук, профессор; главный научный сотрудник департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений; директор Дирекции по контролю за деятельностью и развитием филиалов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Москва, Российская Федерация. SPIN-код: 60225830; Author ID: 487060; Scopus Author ID: 57212324778; ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-7305-6959; E-mail: nvyudina@fa.ru

Хачатрян Астхик Аркадьевна, младший научный сотрудник департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений; старший преподаватель департамента менеджмента и инноваций факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Москва, Российская Федерация. SPIN-код: 2695-2955; Author ID: 627466; Scopus Author ID: 57211625263; ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-6493-680X; E-mail: AAHachatryan@ fa.ru

ABOUT THE AUTHORS

Natalya V. Yudina, Dr. Sci. (Philol.), Professor; chief researcher at the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication of the Faculty of International Economics; Director of the Directorate for Control over the Activities and Development of Branches of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. SPIN: 6022-5830; Author ID: 487060; Scopus Author ID: 57212324778; ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-73056959; E-mail: nvyudina@fa.ru

Astghik A. Khachatryan, junior researcher at the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication of the Faculty of International Economic Relations; senior lecturer at the Department ofManagement and Innovation of the Faculty of the Graduate School of Management of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. SPIN: 2695-2955; Author ID: 627466; Scopus Author ID: 57211625263; ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6493-680X; E-mail: AAHachatryan@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.