Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ'

АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выборный процесс / избирательное право / федеральные выборы / региональные выборы / муниципальные выборы / electoral process / electoral law / federal elections / regional elections / municipal elections

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Логачёв Алексей Валентинович

В статье рассматривается эволюция институциональных рамок избирательного процесса в России с начала 1990-х годов. Анализируются основные изменения в системе выборов депутатов Государственной Думы, губернаторов и муниципальных органов власти, а также в сфере партийного строительства. Делается вывод о том, что в последние годы в России наблюдается тенденция к либерализации избирательного законодательства и повышению роли политических партий в выборном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INSTITUTIONAL CONDITIONS OF ELECTIONS IN RUSSIA

The article examines the evolution of the institutional framework of the electoral process in Russia since the early 1990s. The main changes in the system of elections of deputies of the State Duma, governors and municipal authorities, as well as in the field of party building, are analyzed. The article concludes that in recent years there has been a tendency in Russia to liberalize electoral legislation and increase the role of political parties in the electoral process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИИ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Алексей ЛОГАЧЁВ

АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается эволюция институциональных рамок избирательного процесса в России с начала 1990-х годов. Анализируются основные изменения в системе выборов депутатов Государственной Думы, губернаторов и муниципальных органов власти, а также в сфере партийного строительства. Делается вывод о том, что в последние годы в России наблюдается тенденция к либерализации избирательного законодательства и повышению роли политических партий в выборном процессе.

Введение

Реформирование выборных процессов в России продолжается уже больше четверти века, трансформируя дизайн избирательной системы. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1995 года, закрепила опре-

деляющее влияние выборов в жизни общества и государства, назвав их «высшим непосредственным выражением власти народа»1. Каждый россиянин может избирать и быть избранным, как в органы государственной власти, так

ЛОГАЧЁВ Алексей Валентинович - президент Всероссийского движения «Россия - Наш Дом», Россия, Москва, email: russia-nd@yandex.ru.

Ключевые слова: выборный процесс, избирательное право, федеральные выборы, региональные выборы, муниципальные выборы.

DOI: 10.48137/23116412_2024_3_34

1 Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //https://goo.su/AAel (дата обращения: 21.05.2024).

и в органы местного самоуправления2.

За последние 30 лет не один раз подвергались реформированию избирательные процессы всех трех уровней вертикали власти, что предполагает анализ процесса ин-ституционализации выборных процессов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Важно отметить, что анализ ин-ституционализации выборных процессов требует рассмотрения в связи с формированием и эволюцией политических партий в России. Такая взаимосвязь объясняется тем, что партии становятся не только сильнейшими, но и часто единственными участниками избирательных процессов.

Реформирование выборных процессов на федеральном уровне

Одним из ключевых законов, устанавливающих фундаментальные аспекты избирательного права, является Федеральный закон № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»3, описывающий основные гарантии избирательных прав граждан РФ. Этот закон определяет права граждан, как избирателей, так и кандидатов на выборах.

В 1995 году был принят Федеральный закон № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»4. Он зафиксировал мажори-

тарную систему для избрания Президента Российской Федерации. В дальнейшем Закон утратил силу в связи с принятием последующих Федеральных законов, регулирующих процесс избрания Президента РФ. В настоящее время действует Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федера-ции»5, который внес изменения в организацию процесса и продлил президентский срок до 6 лет.

В сентябре 1993 года Указом № 1400 Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Рос-

2 Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //https://goo.su/AAel (дата обращения: 21.05.2024).

3 Федеральный закон от 6.12.1994 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // https:// base.garant.ru/10136272/ (дата обращения: 13.05.2024).

4 Федеральный закон от 17 мая 1995 г. № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (утратил силу) // https://base.garant.ru/1518948/ (дата обращения: 13.05.2024).

5 Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «О выборах Президента Российской Федерации» // http://www.consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=LAW&n =346603&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6455681831709581#008054938956872748 (дата обращения: 14.05.2024).

сийской Федерации»6 были введены временные нормы о федеральных органах власти и о выборах в Государственную Думу.

Согласно этим нормам, депутаты в количестве 400 человек избирались по смешанной системе: 270 по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам, 130 - по пропорциональной по общефедеральному избирательному округу. Согласно положению, кандидаты на депутатские места могли быть выдвинуты как группами граждан, так и политическими объединениями. Объединения включали в себя общефедеральные партии, временные блоки общественных объединений и движения, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ [1, с. 69]. Списки кандидатов могли формироваться только избирательными объединениями.

Однако уже в следующем месяце Указом № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о

выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период»7 было увеличено число депутатов Государственной Думы до 450, сохранив при этом смешанную избирательную систему.

Федеральный закон № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»8 подтвердил эффективность использования смешанной системы, оставив неизменными основные принципы выдвижения кандидатов и организации предвыборной кампании9.

Федеральный закон 1999 года №121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»10 окончательно утвердил смешанную избирательную систему при формировании представительного органа.

6 Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14733/ (дата обращения: 11.05.2024).

7 Указ Президента Российской Федерации от 01.10.1993 №1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2564/ (дата обращения: 11.05.2024).

8 Федеральный закон от 21.06.1995 № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (утратил силу) // https://base.garant. т/1518904/ (дата обращения: 14.05.2024).

9 Новый электоральный цикл: избирательное право и актуальные практики для формирования гражданской активности / XV научно-практическая конференция по проблемам избирательного права и процесса (г. Сургут, 23 ноября - 01 декабря 2020 г.) // http://khantu-mansy. izbirkom.ru/upload/iblock/3d1/ik_sbornik2020.pdf (дата обращения: 14.05.2024).

10 Федеральный закон от 24.06.1999 г. №121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_23539/ (дата обращения: 11.05.2024).

Большое значение для процесса институционализации выборов сыграл Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях»11, который был нацелен на организацию партийной системы в стране путем структурирования партий в единственный тип общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборных процессах на уровне государственной власти12.

Этот нормативно-правовой акт значительно ужесточил требования к процедуре создания и регистрации политических партий и участию их в избирательных кампаниях, закон закрепил за ними право выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы власти федерального и регионального уровней.

Законодатели оставили только местный уровень пространством конкуренции политических партий

с другими видами общественных объединений. На всех иных уровнях власти политические партии стали исключительными институтами политического участия и представления голоса народа, а также основными участниками избирательных процессов в стране.

Федеральный закон от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»13 закрепил за политическими партиями и избирательными блоками единоличное право выдвигать списки кандидатов. В 2003 году при избрании депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов были допущены три партии: «Единая Россия (37,6%), КПРФ (12,6%), ЛДПР (11,5%) и один партийный блок «Родина» (9,0%) [2, с. 172].

Реформирование выборных процессов на региональном уровне

Следующим крупнейшим этапом реформирования российской партийной системы стал региональный уровень партийного представительства.

Следует отметить, что реформирование региональных выборных процессов шло параллельно с реформированием федерального избирательного законодательства,

11 Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // http://www. consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=LAW&n=339202&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.6456891625606422#034534372883399866 (дата обращения: 11.05.2024).

12 Ст.36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // http:// www.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=339202&fld=134&dst=100000000 1,0&rnd=0.6456891625606422#034534372883399866 (дата обращения: 11.05.2024).

13 Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (утратил силу) // http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=63901&fld=134&dst=100 0000001,0&r nd=0.014280605560833104#008853695547420148 (дата обращения: 12.06.2024).

а также собственно с партийной реформой. На региональном уровне общероссийские политические партии становились основными участниками политических процессов, устранив с «поля конкуренции» все региональные и местные партии.

В соответствии с последующими изменениями избирательной системы по партийным спискам должны были избираться не менее половины депутатов представительных органов субъектов. Получается, что начиная с 2003 года, регионы в обязательном порядке использовали пропорциональную систему на выборах представительного органа в количестве не менее половины состава14.

Данная норма вызвала неоднозначное отношение в регионах. По данным Стенограммы заседания Совета законодателей Совета Федерации в 2003 году, из 58 руководителей законодательных органов субъектов поддержали новый порядок выборов лишь 20 депутатов, высказались отрицательно - 20 депутатов, 18 - не смогли определенно ответить об отношении к ново-введению15.

Какая именно пропорциональная система должна использоваться, в законе оговорено не было. Однако следует отметить, что в большинстве субъекты Российской Федерации сделали выбор в пользу избрания части состава представительного органа по наименее демократическому типу, не позволяющему избирателям как-то влиять на очередность кандидатов в списке и их выборность, а именно в пользу пропорциональной избирательной системы закрытых списков. Выборы по системе открытых списков являлись редкостью для России и прошли пробу в небольшом количестве субъектов, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Калмыкия [3, с. 22].

Исходя из закона о партиях, был переработан и принят в новой редакции Федеральный закон № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999 г.)16.

Начиная с 2005 года, в России следовал новый этап избирательно-партийных реформ. Среди наи-

14 Ст. 35 п. 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // http:// www.consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=LAW&n=353266&fld=134&dst=100000000 1,0&rnd=0.0450770601611028#019038599991865213 (дата обращения: 11.06.2024).

15 Стенограмма заседания Совета законодателей Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 18.02.2003 г. // Архив Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 2003.

16 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n =351275&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.03375388645632715#030681172518638333 (дата обращения: 12.11.2024).

более важных политических новелл следует отметить:

- постепенное увеличение обязательной минимальной численности политической партии с 10 до 50 тыс. чел. с необходимым количеством в регионах 500 чел. не менее чем в половине субъектов РФ;

- отмену института избирательных блоков;

- отмену при голосовании графы «против всех»;

- исключение минимального порога явки;

- повышение заградительного порога для партий, участвующих на выборах в Госдуму, с 5 до 7%;

- отмену избирательного залога;

- запрет на включение в свои списки членов других политических партий;

- лишение непартийных общественных объединений возможности выдвигать списки кандидатов на единственном уровне выборов, где они еще могли бороться за право участия в политической жизни -на муниципальных выборах 17.

- лишение членов политических партий права менять свою партийность. Это означало, что фракционные депутаты могли быть членами только той политической партии, в составе списка которой они были допущены до распределения мандатов. Нарушение данного требования законодательства вело к

прекращению депутатских полномочий [4, с. 239-243].

Также законодатель ужесточил правила регистрации по подписям, ввел дополнительные ограничения пассивного избирательного права, непартийные общественные объединения теперь не могли направлять наблюдателей на избирательные участки. Были введены единые дни голосования.

С 2004 года в Российской Федерации отменялись выборы губернаторов, а 18 мая 2005 года в России был принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»18, который изменил избирательную систему, применяемую на выборах депутатов Государственной Думы РФ. Ранее применялась смешанная избирательная система. Теперь, в соответствии с положениями Федерального закона № 51-ФЗ, при избрании депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации применяется закрытая пропорциональная избирательная система.

В последующем переход на пропорциональную систему на выборах представительных органов стал превалирующей общероссийской тенденцией. На выборы по партийным спискам перешли не только регионы, но и некоторые муниципальные образования, па-

17 Партийная реформа и контрреформа 2012-2014 годов: предпосылки, предварительные итоги, тенденции / Под ред. Н.А. Борисова и др. М.: Товарищество науч. изданий «КМК». 2015. С. 124.

18 Федеральный закон от 18.05.2015 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» // https://clck.ru/3CuZGv (дата обращения: 11.06.2024).

раллельно повысив избирательный порог до 7%19.

Либерализация партийного законодательства началась с момента принятия изменений в Федеральный закон «О политических партиях», направленного на постепенное снижение минимальной численности политических партий. В своем выступлении перед членами Парламента Президент России Д. А. Медведев отметил, что «минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии, должно быть снижено поэтапно»20. Так и было сделано. А именно, с 2010 года обязательное количество членов политических партий стало снижаться: сначала с 50 до 45 тыс. чел., с 2012 года - до 40 тыс. чел. С 2013 года и до настоящего времени в Федеральном законе «О политических партиях» говорится, что минимальная численность политической партии должна составлять 500 чел. (с отсутствием требований к минимальной численности региональных отделений, которые должны быть образованы по-прежнему не менее чем в половине субъектов)21.

Параллельно с этими нововведениями был снижен проходной барьер на выборах в Государственную

Думу РФ, что явилось следующим шагом либерализации партийного и избирательного законодательства России. Президент Д. А. Медведев отметил в одном из своих интервью, что «хотел бы, чтобы в парламенте, в Государственной думе, был представлен весь политический спектр»22. В целях реализации этой задачи проходной барьер был еще раз снижен до 5%.

Президент также выразил свое мнение относительно снижения планки на выборах в Государственную Думу и до 3% с целью расширения круга политических участников выборных процессов. Подобного снижения в России не произошло, однако в процессе всеобщей либерализации разговоры об этом, несомненно, имели место.

Касаемо выборов губернаторов следует заметить, что этот институт также претерпел серьезные изменения. Как уже было отмечено, с 2004 года были отменены выборы губернаторов, которые утверждались органами законодательной власти регионов по представлению главы государства.

Этот порядок кардинально менял дизайн процедуры имплемен-тации глав субъектов РФ. С 1995 года, в соответствии с указом Пре-

19 Партийная реформа и контрреформа 2012-2014 годов: предпосылки, предварительные итоги, тенденции / Под ред. Н.А. Борисова и др. М.: Товарищество науч. изданий «КМК». 2015. С. 125.

20 Поэтапное снижение численности политических партий // https://tass.ru/spravochnaya-informaciya/510596 (дата обращения: 16.06.2024).

21 Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О политических партиях» // http://www.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=339202&fM=134&d st=1000000001,0&rnd=0.7324507659576835#06628020700313455 (дата обращения: 11.06.2024).

22 Интервью Д. А. Медведева газете «The Financial Times» // https://www.newsru.com/russia/ 21oct2011/barier5.html (дата обращения: 17.06.2024).

зидента, руководители всех субъектов РФ должны были избираться гражданами Российской Федерации, а через четыре года, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»23, были установлены единые правила проведения выборов глав регионов в стране. Таким образом, глава государства не мог назначать глав субъектов, которые с того времени избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосо-вании24.

Подобная система существовала до 2004 года, когда В. В. Путин в своем обращении к представителям Правительства и главам регионов отметил, что необходимо «совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России»25. В целях реализации предложения Президента России прямые выборы губернаторов были заменены на процедуру их утверждения региональными зако-

нодательными собраниями по представлению президента.

В качестве причины столь серьезных изменений В. В. Путин отметил то обстоятельство, что избрание губернаторов прямым голосованием не исключало того, что «за их спинами вставали коррумпированные элементы», которые, благодаря своим финансовым возможностям, «манипулировали общественным мнением и избранным губернатором»26.

Таким образом, главы регионов должны были назначаться законодательным органом субъекта по представлению Президента России, который также обладал правом отрешать губернаторов от должности «в связи с утратой доверия президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом»27. Последние прямые выборы губернаторов в Российской Федерации прошли в январе-феврале 2005 года в Ненецком автономном округе.

Процедура назначения губернаторов получила довольно различные оценки как среди политиков,

23 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 22.06.2024).

24 Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики.

25 Путин: для обеспечения единства государства нужно участие Федерации и ее субъектов в создании органов власти // https://ria.ru/20040913/679503.html (дата обращения: 21.06.2024).

26 Путин рассказал, почему отменили выборы губернаторов // https://www.rosbalt.ru/ main/2011/07/15/869590.html (дата обращения: 21.06.2024).

27 Ст. 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 22.06.2024).

так и среди населения. Представитель фракции КПРФ Д. Парфёнов сделал заключение, что ни один из аргументов отмены прямых губернаторских выборов не имеет под собой веских оснований: «...если мы соглашаемся на отмену прямых выборов губернаторов, то логично идти дальше - к абсолютной монархии: первое лицо будет назначать всех и вся»28.

Э. Памфилова, глава Центральной избирательной комиссии России, подчеркнула важность прямых выборов для установления демократии и обратной связи с избирателями. По ее мнению, губернаторы, намеревающиеся переизбираться, должны заслуживать доверие общества29.

Генеральный директор ВЦИОМ В. Фёдоров назвал отказ от прямых выборов губернаторов «новым «ребром жесткости» системы государственного управления, предохранителем от сбоев в хрупкой «властной вертикали»30.

Но существуют и противоположные точки зрения, поддерживаю-

щие процедуру назначения губернаторов, и некоторые из них выглядят оправданно. Так, политолог О. Матвейчев утверждает, что губернаторы должны быть назначены для выполнения задач от федерального центра, минуя влияние местных бизнес-элит31.

В. Иванов, директор Института политики и государственного права, призывает отменить прямые выборы во всех регионах, начиная с национальных республик, чтобы избежать участия в выборах кандидатов, ставящих под угрозу стабильность страны32.

Отмена прямых выборов губернаторов была неоднозначно воспринята обществом. Исходя из данных ВЦИОМ, представленных в конце сентября 2004 года на основе опроса россиян относительно перехода к новой системе избрания губернаторов, большинство одобрило нововведения относительно назначения губернаторов в России33. Однако массовые выступления, про-тестные акции, множество публикаций с критикой реформ и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 В Госдуме не поддержали отмену прямых выборов губернаторов / / https: / /pnp-ru.turbopages. org/s/pnp.ru/politics/v-gosdume-ne-podderzhali-otmenu-pryamykh-vyborov-gubernatorov.html (дата обращения: 01.06.2024).

29 Что изменило возвращение прямых выборов губернаторов? // https://www.kommersant. ru/doc/3408300 (дата обращения: 01.06.2024).

30 Фёдоров В. ВЦИОМ: Какая Палата нужна обществу? // https://wciom.ru/index. php?id=238&uid=4616 (дата обращения: 01.06.2024).

31 В России снова могут отменить выборы губернаторов // https://zen.yandex.ru/media/ news.ru/v-rossii-snova-mogut-otmenit-vybory-gubernatorov-5cf8e64791dc1000af2b98e9 (дата обращения: 01.06.2024).

32 Политолог: надо отменять прямые выборы глав нацреспублик // https://static.zarabotki. ru/news/2012/11/20/608083.html (дата обращения: 03.06.2024).

33 Общероссийский опрос ВЦИОМ проведен 18-19 сентября 2004 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России // https://wcюm.ru/mdex.php?id=236&шd=3203

(дата обращения: 06.06.2024).

являлись показателем иного отношения населения к проведенным реформам, что наглядно демонстрируют результаты проведенных исследований ВЦИОМ.

Согласие с предложением президента о переходе к иной системе избрания губернаторов высказали 38% опрошенных. Еще 29% опрошенных были скорее не согласны с инициативой президента, 19% опрошенных - совершенно не согласны. Затруднялись ответить 13% респондентов34.

Спустя год после принятия решения об отмене прямых выборов глав субъектов, отношение общества к данному решению, по результатам опросов ВЦИОМ, стало более позитивным. Однако в 2009 году мнение населения относительно мотивов отмены выборов губернаторов в России демонстрировало неопределенность его позиции. Так, большинство опрошенных не смогли объяснить, с какой целью была проведена реформа, и зачем были отменены прямые выборы губернаторов в России (53% опрошенных). 12% считали, что целью отмены выборов являлась централизации власти и расширение контроля федеральных властей за деятельностью региональных. Гораздо меньшее количество респондентов видели в отмене прямых выборов губернаторов борьбу с кор-

34 Там же.

рупцией, расширение личной власти президента, повышение уровня эффективности работы региональных властей, упрочение авторитета губернатора и т.д.35

О результатах проведенной реформы позволяет судить еще один проведенный ВЦИОМ опрос36. Большинство населения не отметили какой-либо разницы в работе губернаторов после введения процедуры назначения (49%). Столько же респондентов указали на то, что губернаторы стали работать эффективнее, и уровень их социальной ответственности повысился (21% + 23%), тем самым указав на изменения в лучшую сторону в результате введения процедуры назначения глав регионов.

При этом следует отметить, что избирателям довольно сложно выстроить четкую позицию по поводу работы губернаторов. Раньше люди голосовали за кандидатов, эффективность работы которых могли оценить в ходе избирательной кампании. В результате назначения губернаторов люди полностью отстранялись от процедуры избрания, следовательно, и от оценки глав субъектов. А губернатор в своей работе больше был заинтересован в одобрении ее Президентом, а не избирателями.

Однако данная процедура не так долго продержалась в избира-

35 Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ от 5-6 сентября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России // https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gubernatory-i-vybory (дата обращения: 06.06.2024).

36 ВЦИОМ: отмена губернаторских выборов не снизила уровень ответственности градоначальников // https://gazeta.spb.ru/203243-0/ (дата обращения: 12.06.2024).

тельной практике Российского государства, и уже в мае 2012 года Президент России Д. А. Медведев подписал соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, вернувшие процедуру прямых выборов губернаторов. Главы субъекта РФ стали вновь избирать-

ся гражданами региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [4]. Но процедура выборов претерпела некоторые изменения. И в первую очередь, на выборах появился такой механизм как «муниципальный фильтр».

Реформирование выборных процессов на муниципальном уровне

Согласно ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»37, высшие региональные чиновники выбираются гражданами через тайное голосование на период до пяти лет и максимум два срока подряд. Очень важным изменением стало положение о том, что теперь политические партии могли выдвигать своих кандидатов, а также стало возможно самовыдвижение.

Президент мог консультироваться с партиями и самовыдвиженцами, что не исключает возможности управления процессом на более высоком уровне. Кандидат должен получить поддержку от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных районов и

городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта России. Это число зависит от установленного законом региона и рассчитывается в процентах от общего числа этих представителей.

В городах федерального значения число лиц, необходимое для поддержки кандидата (также 5-10%), устанавливается законами этих субъектов и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований, предусмотренного уставами внутригородских муниципальных образований, и числа избранных на муниципальных выборах. Эти данные учитываются на момент принятия решения о проведении выборов.

При этом кандидат должен поддерживаться указанными лицами

37 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=LAW&n=353250&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.1580128788820343 #09200735851783213 (дата обращения: 16.06.2024).

не менее чем в 3/4 муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. С учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения законами этих субъектов могут устанавливаться дополнительные требования к поддержке кандидата.

В случае отсутствия на муниципальном уровне избранных глав, поддержку кандидатов на выборы оказывают местные депутаты представительных органов. Если же в момент назначения выборов представительный орган муниципального образования еще не создан, то депутаты и глава такого образования не учитываются при определении необходимого числа лиц для поддержки кандидата.

Каждый депутат или избранный глава муниципалитета может поддержать лишь одного кандидата, как самовыдвиженца, так и предложенного политической партией. Депутат представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа муниципального района. Депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, может поддержать кандидата только как

депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением.

Для кандидатов, идущих по пути самовыдвижения, необходимо дополнительно собирать подписи избирателей в соответствии с законодательством субъекта (количество определяется законом субъекта).

В некоторых регионах Российской Федерации уставом предусмотрено, что выборы высшего должностного лица проводятся депутатами регионального законодательного собрания.

Политические партии играют ключевую роль в этом процессе. Они имеют право представлять кандидатов для одобрения Президентом и последующего избрания на пост высшего должностного лица региона, при условии соответствия определенным требованиям.

В автономном округе, входящем в состав области, примерно та же процедура. То есть, Президентом, согласно предложениям партий, представляются кандидаты высшего должностного лица области. Политические партии могут вносить предложения о кандидатурах для избрания на должность высшего должностного лица автономного округа высшему должностному лицу области, в состав которой входит автономный округ. Требования к партиям остаются теми же, то есть дееспособными на местах являются партии, федеральные списки которых на последних выборах депутатов Госдумы были допущены к распределению мандатов.

До внесения предложений о кандидатурах региональное отделение политических партий обязано провести консультации с региональными отделениями политических партий в соответствующем авто-

номном округе, не имеющих права предлагать высшему должностному лицу области, в состав которой входит автономный округ, кандидатуры на должность высшего должностного лица автономного округа.

Заключение

Начиная с 90-х годов XX века постоянно менялась избирательная система при избрании депутатов Государственной Думы РФ, претерпела изменения процедура выборов губернаторов, последовали множество изменений в сфере партийного строительства в России, которые затронули, в том числе, муниципальный выборный процесс. В настоящее время произошедшими и наиболее «серьезными» изменениями в области институ-ционализации выборных процессов следует назвать:

- снижение необходимой численности политической партии с полной отменой требований к обязательной численности партий в субъектах Российской Федерации, что позволяет говорить о либерализации партийного законодательства;

- уменьшение избирательного барьера на выборах Государственной Думы (а точнее возврат к ранее используемому барьеру в 5%), что говорит о понимании властью невозможности организации рацио-

нальных выборов с подобной величиной порога;

- снижение обязательной части формируемого представительного органа в субъектах РФ, избираемой по пропорциональной системе (25% вместо 50%);

- возвращение к процедуре прямых выборов губернаторов, что подтверждает высказанные ранее многими политическими исследователями суждения о том, что, несмотря на массовые публикации и результаты опросов о поддержке процедуры назначения губернаторов населением и властью, прямые выборы губернаторов - необходимый элемент процесса выборности в стране, наиболее поддерживаемый населением. В частности, как отмечает политолог В. Авдонин, «возвращение выборов губернаторов потребовалось для того, чтобы стимулировать их активность в публичной и электоральной политике на региональном уровне» 38.

Таким образом, институциона-лизация выборных процессов в России представляет собой дли-

38 Авдонин В.С. Как региональная автократия «адаптирует» политические реформы на региональном и муниципальном уровнях (случай Рязанской области) // PRO NUNC/ Современные политические процессы. 2014. №1(13). С. 59.

тельный и насыщенный период изменений и поиска наиболее оптимального варианта выборной модели. Произошедшие изменения свидетельствуют о стремлении власти повысить легитимность выбор-

ного процесса и сделать его более конкурентным. Они также создают новые возможности для политических партий и независимых кандидатов участвовать в выборах и представлять интересы граждан.

Список литературы

1. Зуев Н. И. Новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» // «Советник юриста». 2014. №4. С. 69.

2. Иванченко А. В., Любарев А. В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М.: Аспект Пресс. 2007. 221 с.

3. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М.: Аспект Пресс. 2005. 332 с.

4. Нетисов Р. История выборов и назначений губернаторов в России // https://tass.ru/info/6852997 (дата обращения: 16.06.2024).

LOGACHEV Alexey V. - President of the All-Russian Movement "Russia Is Our Home", Russia, Moscow, email: russia-nd@yandex.ru.

Keywords: electoral process, electoral law, federal elections, regional elections, municipal elections.

ANALYSIS OF THE INSTITUTIONAL CONDITIONS OF ELECTIONS IN RUSSIA

Annotation

The article examines the evolution of the institutional framework of the electoral process in Russia since the early 1990s. The main changes in the system of elections of deputies of the State Duma, governors and municipal authorities, as well as in the field of party building, are analyzed. The article concludes that in recent years there has been a tendency in Russia to liberalize electoral legislation and increase the role of political parties in the electoral process.

References

1. Zuev N. I. New law "On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation" // "Lawyer's Adviser". 2014. No.4. P. 69.

2. Ivanchenko A.V., Lyubarev A.V. Russian elections from perestroika to sovereign democracy. Moscow: Aspect Press. 2007. 221 p.

3. Ivanchenko A.V., Kynev A.V., Lyubarev A.E. Proportional electoral system in Russia: history, current state, prospects. M.: Aspect Press. 2005. 332 p.

4. Netesov R. The history of elections and appointments of governors in Russia // https://tass.ru/info/6852997 (accessed: 16.06.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.