Научная статья на тему 'Анализ институциональных условий формирования инновационно - ориентированной бизнес - модели развития предприятий нефтехимической отрасли'

Анализ институциональных условий формирования инновационно - ориентированной бизнес - модели развития предприятий нефтехимической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / INSTITUTIONAL ECONOMY / INSTITUTIONAL CONDITIONS / FUNCTIONS OF MANAGEMENT BY THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гилязова А. А., Шарапов А. А., Семенов Г. В.

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования инновационно ориентированной бизнес модели развития предприятия, реализация которой позволит создать условия формирования стратегического конкурентного преимущества при переходе глобальной экономической системы к экономике знаний. Показана роль институциональных условий при формировании инновационно ориентированной бизнес модели развития предприятия. Отмечается, что формирование инновационно ориентированной бизнес модели развития предприятия возможно только посредством сокращение факторов, ограничивающих инновационную активность. Степень воздействия каждого фактора существенно зависит от уровня развития производственно-экономических систем, что в свою очередь определяется уровнем развития экономики, социально-культурной среды, правовых ограничений, т.е. институциональной системой. В свою очередь, все вышеперечисленное существенно влияет на формирование организационной структуры предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article topical issue of formation innovatively focused business models of development of the enterprise which realization will allow to create conditions of formation of strategic competitive advantage upon transition of global economic system to economy of knowledge is considered. The role of institutional conditions is shown at formation innovatively focused business models of development of the enterprise. It is noted that formation is innovative focused business models of development of the enterprise probably only by means of reduction of the factors limiting innovative activity. Extent of influence of each factor essentially depends on a level of development of productive and economic systems that in turn is defined by a level of development of economy, the welfare environment, legal restrictions, i.e. institutional system. In turn, all above-mentioned essentially influences formation of organizational structure of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Анализ институциональных условий формирования инновационно - ориентированной бизнес - модели развития предприятий нефтехимической отрасли»

А. А. Гилязова, А. А. Шарапов, Г. В. Семенов

АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ БИЗНЕС - МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: институциональная экономика, институциональные условия, функции управления организацией.

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования инновационно - ориентированной бизнес - модели развития предприятия, реализация которой позволит создать условия формирования стратегического конкурентного преимущества при переходе глобальной экономической системы к экономике знаний. Показана роль институциональных условий при формировании инновационно - ориентированной бизнес - модели развития предприятия. Отмечается, что формирование инновационно - ориентированной бизнес - модели развития предприятия возможно только посредством сокращение факторов, ограничивающих инновационную активность. Степень воздействия каждого фактора существенно зависит от уровня развития производственно-экономических систем, что в свою очередь определяется уровнем развития экономики, социальнокультурной среды, правовых ограничений, т.е. институциональной системой. В свою очередь, все вышеперечисленное существенно влияет на формирование организационной структуры предприятия.

Keywords: institutional economy, institutional conditions, functions of management by the organization.

In article topical issue of formation innovatively - focused business - models of development of the enterprise which realization will allow to create conditions of formation of strategic competitive advantage upon transition of global economic system to economy of knowledge is considered. The role of institutional conditions is shown at formation innovatively - focused business - models of development of the enterprise. It is noted that formation is innovative - focused business - models of development of the enterprise probably only by means of reduction of the factors limiting innovative activity. Extent of influence of each factor essentially depends on a level of development of productive and economic systems that in turn is defined by a level of development of economy, the welfare environment, legal restrictions, i.e. institutional system. In turn, all above-mentioned essentially influences formation of organizational structure of the enterprise.

В любой современной экономике государство влияет на экономическую и социальную сферы общества посредством реализации государственной политики. В современной российской экономике особую роль играет государственное регулирование процессов инвестирования инновационной деятельности.

Такое внимание со стороны государства неслучайно: в настоящее время в развитых странах 7085% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления [1].

В частности, Правительством РФ разработана Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой отмечается, что «в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития».

В качестве первого вызова рассматривается усиление глобальной конкуренции, которое охватывает не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Эти процессы обусловлены не только объективным развитием конкуренции, но планируемым созданием единого экономического пространства и вступлением России в ВТО.

Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии.

По прогнозам Правительства РФ, в ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий. Кроме того, если сейчас Россия обладает определенным преимуществом в виде запасов сырьевых ресурсов, то в будущем это преимущество может быть не столь важным. В частности, речь идет о недавнем открытии сланцевого газа и сланцевой нефти, которые равномерно распределены по всему земному шару. Задача экономически эффективной их разработки, безусловно, будет решена.

В качестве третьего вызова в Концепции долгосрочного развития называется возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. В Концепции отмечается, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности.

В связи с этим становится очевидным, что Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения.

И четвертым вызовом Правительство считает прогнозируемое исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии [2].

Несмотря на существование соответствующих нормативных актов, многие аспекты инвестирования инновационной деятельности остаются не-регламентированными. Как отмечает Худокормова

О.И, «это объясняется тем, что отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности, являются относительно новыми для российского правопорядка. Вследствие этого до настоящего момента четкой стратегии комплексного регулирования инновационной деятельности с сопутствующим правовым и доктринальным закреплением не выработано: отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы внедрения в производство инноваций, определения роли государства в инновационной деятельности» [3].

С точки зрения институциональной экономики государство - «особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах спецификации и защиты прав собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов мер и весов, создания каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, т. е. на основе социального контракта, принуждения и насилия» [4].

Инновационная деятельность достаточно слабо поддается прямому воздействию: невозможно заставить предприятия создавать инновации. Поэтому для создания экономики инновационного типа нужны принципиально иные механизмы воздействия.

Рассмотрим институциональные условия, при которых инновационная деятельность активно развивается, становясь двигательной силой развития экономики.

Первое условие - это наличие спроса на продукты инновационной деятельности. Действительно, если продукция какой-либо деятельности не пользуется спросом, невозможно заставить людей заниматься этой деятельностью.

Здесь нужно выделить спрос со стороны конечных потребителей и спрос со стороны бизнеса. Как ни странно, но со спросом конечных потребителей на инновационную продукцию в нашей стране все в порядке. И если в Европе или США спокойно относятся к относительно «старой» бытовой технике, в нашей стране, по мере появления финансовой возможности, люди стараются обновлять мобильные телефоны, телевизоры и прочую технику. Интересно, что при этом многие не пользуются этими

инновационными функциями - потребности в них редко возникают. Не развита инфраструктура, тот же Интернет-бизнес, платежные системы и т.д.

Что касается спроса на продукты инновационной деятельности со стороны бизнеса, то здесь есть определенные проблемы. Не так много компаний, применяющих в своей деятельности инновации, и на это есть множество причин, начиная от психологической «зависимости» от привычных методов работы и простого неумения и незнания, и заканчивая проблемами экономического характера. Для применения инноваций в глобальном масштабе (на уровне предприятия) необходимо перестроить всю систему и управления, и функционирования, а это требует серьезных инвестиций.

Можно также здесь выделить спрос на инновационные предприятия, которого в нашей стране как такового нет.

Проблемы со спросом на инновации исторически обусловлены: так сложилось, что в нашей стране спрос на инновации был исключительно со стороны государства, да и то - преимущественно в военной сфере.

При этом нельзя сказать, что российские люди чужды инновационного мышления и поведения. Это совсем не так: в достаточно жестких условиях жизни российские люди были вынуждены придумывать и внедрять новые формы поведения, новые механизмы и т.д. Беда в том, что практически весь инновационный потенциал был направлен на борьбу с государством.

Таким образом, здесь мы получили конфликт: неформальные институты поощряли инновационное поведение, направленное против формальных институтов. Неформальные институты, являющиеся элементами культуры, очень сложно подвергаются изменениям, это общеизвестно и подтверждается многочисленными исследованиями [5]. И на сегодня складывается довольно противоречивая ситуация: государство пытается создавать институты, способствующие развитию инновационной деятельности, а инновационный потенциал народа направлен на сопротивление этим изменениям. Очевидно, что здесь не может быть простых и быстрых решений. А с другой стороны, у России осталось не так много времени, чтобы успеть стать полноправным участником мировой экономики инноваций.

К формальным институтам, способствующим развитию экономики инноваций, можно отнести:

- развитый институт интеллектуальной собственности;

- развитая конкурентная среда;

- система образования, направленная на воспитание профессионалов, с одной стороны, и творческих личностей, с другой;

- наука;

- адекватное корпоративное законодательство;

- развитый фондовый рынок;

- развитая инфраструктура инноваций;

- государственная поддержка инновационных процессов (в том числе прямое финансирование инноваций);

- создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере.

Институт интеллектуальной собственности, поддержка развитой системы права собственности -ключевое условие развития инновационной деятельности, ведь именно это условие защищает права и интересы авторов инноваций, позволяет им получать вознаграждение за пользование этими правами. Без этого института развитие инновационной деятельности невозможно в принципе.

Конкурентная среда - это причина, движущая сила инноваций. Компании вынуждены создавать инновации, чтобы выжить. Но такое поведение возможно только в той конкурентной среде, которая есть продукт цивилизованного рынка. Тогда у компаний нет другого выхода, кроме инноваций. Если есть «теневые» механизмы конкуренции, инновации не будут развиваться.

Система образования в стране с экономикой инновационного типа должна так же отличаться. В Советском Союзе система образования была направлена на создание однотипной личности с явным уклоном в техническую сферу. И все механизмы и процессы были нацелены на «размывание» индивидуальности учащихся и воспитание «послушных» людей. В большинстве своем выпускники советской системы образования довольно инертны в том, что касается отстаивания своих интересов, проявления творческих способностей. А ведь инновации - это как раз умение отстаивать свое мнение и творчество. Как было отмечено выше, инновационный потенциал в таких условиях был направлен на борьбу с государством, но борьбу не открытую, а замаскированную, тайную.

После распада Советского Союза и реформ начала 90-х годов, во время всеобщего хаоса и слома институтов, система образования также менялась, но эти изменения едва ли можно считать эффективными. Поскольку труд учителей и преподавателей уже на протяжении многих лет является низкооплачиваемым, и не престижным, сфера образования теряет высококвалифицированные кадры. С другой стороны, наблюдается резкое расслоение уровня жизни богатых и бедных, и учителя попали в последнюю категорию. Отсюда - неуважение, конфликты и т.п. Затем - волна появления негосударственных учебных заведений, качество преподавания в которых не всегда соответствует государственным стандартам. Довольно проблематично ждать от такой системы образования квалифицированных специалистов, направленных на инновационную деятельность.

В последние несколько лет идет активное реформирование системы образования РФ. Сложно оценивать объективно, насколько проводимые реформы улучшат ситуации, слишком неоднозначны и сами реформы, и их промежуточные результаты. Представляется, однако, что система образования должна:

- быть направленной на личность учащегося;

- быть активной в освоении и применении инновационных методов и технологий обучения;

- быть единым целым с фундаментальной и прикладной наукой;

- поощрять инновационное поведение учащихся;

- в системе профессионального и высшего образования нужно готовить специалистов в области внедрения инноваций.

Неслучайно так много внимания уделено системе образования и ее проблемам. Применительно к развитию инновационной экономики много говорится о менталитете, неформальных институтах, а ведь именно система образования, будучи средой социализации личности, является источником многих неформальных институтов.

Наука - это фундамент инновационной деятельности. Инновационная экономика не может развиваться в стране с неразвитой наукой. В российской науке на сегодняшний день есть ряд серьезных проблем, из наиболее важных отметим:

- «старение» научных кадров;

- отсутствие тесной взаимосвязи между научными исследованиями и рынком;

- падение престижа профессии;

- низкий уровень финансирования.

Российское корпоративное законодательство в том виде, в котором оно существует сегодня, во многом заимствовано из «опыта развитых стран», но почему-то 80-летней давности. Интересная деталь, отмеченная И. Агамирзяном [6].: в США после 30-х годов и Великой Депрессии было изменено корпоративное законодательство таким образом, что корпорациям стало невыгодно иметь дочерние структуры. Это изменение привело к росту эффективности экономики. Во-первых, за счет лучшей управляемости. Во-вторых, это способствовало адекватной оценке акционерами рыночной стоимости корпораций. Соответственно, эффективные компании получили инвестиции и стали сильнее, а неэффективные

- ушли с рынка. В конечном счете изменение законодательства привело к оздоровлению экономики и усилению конкуренции, к более эффективному распределению ресурсов.

В нашей стране наблюдается достаточно интересная картина. С одной стороны, организационные структуры компаний чересчур сложные, многие средние компании представляют собой объединения холдингового типа, основанные на неформальном контроле. При этом выделить холдинговую структуру по формальным признакам практически невозможно.

С другой стороны, сами процессы в большинстве компаний примитивны и часто основываются на простой перепродаже. Добавленной стоимости здесь практически не создается.

Такая ситуация сложилась по двум основным причинам:

1. высокая налоговая нагрузка, вынуждающая

компании «уйти в тень»;

2. высоки риски и срок оборачиваемости компаний, создающих добавленную стоимость. В нашей стране просто невыгодно заниматься производством, поскольку маржа в торговле выше, а риски и оборачиваемость - ниже, и это -прямое следствие слабой конкуренции.

Добавим к этому отсутствие культуры инвестирования, и получим два следствия:

1. неэффективность фондового рынка, который отвечает за эффективное распределение прав собственности и ресурсов в экономике;

2. отсутствие масштабных инвестиций в инновации.

Структура собственности компаний должна быть прозрачной и простой, а вот управленческие и производственные процессы должны усложняться. При этом усложнение управленческих процессов должно идти не по пути бюрократизации, а по пути инноваций в управлении.

К базисным элементам инновационной инфраструктуры относятся [7]:

1. технопарковые структуры, в т.ч:

- научные парки, технологические и исследовательские парки;

- инновационные, инновационно-

технологические и бизнес-инновационные центры;

- центры трансферта технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;

- виртуальные инкубаторы;

- технополисы;

2. информационно-технологические системы:

- базы научной и технологической информации;

- базы технико-юридической информации;

- базы технико-экономической информации;

- базы данных;

- базы знаний и экспертные системы.

На сегодня российское государство пытается копировать опыт США, развивая малое инновационное предпринимательство, которое считается основным инициатором инновационных процессов. Однако корректно ли переносить опыт страны с совершенно другими неформальными институтами на нашу «почву»? Многие исследователи пишут о необходимости срочно развивать малое инновационное предпринимательство [8], однако забывают при этом, что, помимо американской модели инновационного развития, есть и другие модели. В частности, японская, в которой инновации развиваются в больших корпоративных структурах с практически пожизненным наймом. Поэтому вопрос о размерах инновационных предприятий - неоднозначен и на сегодня остается открытым. В этой связи интересен проект «Сколково», который по сути своей является попыткой государства выделить некоторое максимально свободное от формальных институтов пространство в надежде, что появятся эффективные формы инновационных предприятий, подходящие именно нашей культуре, нашим неформальным институтам.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях:

1. на уровне государства в целом;

2. на региональном уровне;

3. на уровне отдельного предприятия. Системный подход к управлению инновациями требует единства регулятивной инновационной деятельности на всех уровнях, тесной взаимосвязи и согласованности всех управленческих решений и технологий.

Для регулирования инновационной деятельности государство:

1. разрабатывает инновационные прогнозы и стратегии, детализирует их в федеральных целевых программах и программах технологического развития отраслей;

2. финансирует конкретные инновационные проекты, как через федеральные программы, так и непосредственно;

3. создает институциональные и организационно-экономические условия для развития инновационной деятельности.

К организационно-экономическим условиям развития инвестирования в инновационную деятельность относятся:

- создание благоприятных налоговых условий, что требует адекватной налоговой политики государства;

- обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах;

- содействие интеграционным процессам в инновационной сфере, расширению взаимодействия субъектов РФ и развитию международного сотрудничества;

- защиту интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях;

- проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов;

- предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, снижение отчислений налогов в федеральный бюджет субъектами РФ в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов и т. п.

Помимо формальных институциональных условий и условий организационно-экономического характера, можно выделить и некоторые неформальные институциональные условия развития процессов инвестирования инновационной деятельности. К ним можно отнести:

- культуру инвестирования свободных денежных средств;

- развитую предпринимательскую культуру;

- свободу творчества;

- доверие народа к государству и проводимой им политике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом систему институциональных условий развития инвестирования в инновационные процессы можно представить в виде следующей логической схемы.

Резюмируя вышеизложенное, государственное регулирование процессов инвестирования инновационной деятельности можно определить как деятельность по поддержанию и развитию сложной системы институциональных и организационноэкономических условий развития инновационной экономики.

Рис. 1 - Логическая схема институциональных условий развития процессов инвестирования инновационной деятельности

«Практика функционирования нефтехимических предприятий показывает, что их успехи связаны с разработкой целостной системы формирования и реализации инновационных процессов на промышленных предприятиях. Для этого необходимо рассмотреть особенности осуществления инновационных процессов на предприятиях нефтехимической промышленности в части определения круга современных проблем и предпосылок инновацион-

ного развития предприятий, а также оценки приоритетов и факторов формирования и эффективной реализации инновационных процессов на нефтехимических предприятиях. При этом должны быть созданы такие возможности формирования и реализации инновационных процессов, при которых направления инновационного развития интегрируются в общие стратегические планы, политика экономического роста связывается с разработкой перспективной, в том числе и нефтехимической, продукции и проникновением в новые сферы бизнеса» [9].

Проведенное исследование позволило выделить факторы, учет которых необходим при построении инновационно - ориентированной бизнес

- модели развития предприятия, что предоставляет возможность сформулировать ключевые особенности реализации общих функций управления организацией (прогнозирование, целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование, учет и анализ).

Ключевой особенностью прогнозирования деятельности организаций в современных условиях является необходимость учета результатов воздействия человеческого и информационного факторов, особенностью поступательной динамики которых является вероятность того, что последствия разового события, возникающего в результате применения человеческого либо информационного ресурса, может быть более значительным, чем эффект повторяющихся событий. Таким образом, точность прогнозирования в условиях перехода к экономике знаний значительно снижается относительно сырьевой экономики, что обусловлено возрастающей вероятностью реализации непредвиденных событий, имеющих существенные последствия. Данная особенность также определяет необходимость модификации функции целеполагания: стратегические и тактические цели организации должны быть сформулированы таким образом, чтобы при условии возникновения маловероятных событий с существенными результатами они могли быть адаптированы к изменившимся в результате воздействия стохастических факторов условиям. Исполнение функции планирования в организации предполагает формирование системы стратегических, тактических и операционных планов, реализация которых позволит обеспечить достижение целей, сформулированных в рамках функции целеполагания с учетом особенностей, обусловленных сложностью прогнозирования поведения базовых факторов развития предприятий: человеческого и информационного ресурсов.

Особенностью реализации функции организации является необходимость учета фактора креативности при формировании системы ресурсного обеспечения процессов развития предприятия человеческими ресурсами, а также фактора неопределенности и риска при проектировании механизма обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта информационными ресурсами. Исполнение функции мотивации должно реализовываться с учетом двух факторов: во-первых, повышение значимо-

сти потребностей самовыражения и самоуважения в структуре потребностей персонала, и, во-вторых, необходимость реализации мер по повышению доверия персонала к корпоративным ценностям предприятия, что обусловлено повышением доступности информации. В рамках реализации функции контроля особенностью ее исполнения является необходимость применения измерительного инструментария, позволяющего адекватно оценивать динамику информационного пространства и использования человеческого потенциала. Специфической чертой реализации функции регулирования является внедрение адаптивного инструментария регулирования развития организации по отклонениям, что позволит обеспечить адекватную реакцию системы управления на изменения внутренней и внешней среды. Далее, в рамках реализации функции учета необходимо сформировать инструментарий, который позволил быть оценивать социальные и информационные эффекты развития организации, являющиеся ключевыми характеристиками эффективного использования человеческого и информационного потенциала. Наконец, исполнение общей функции анализа предполагает внедрение аналитических механизмов, позволяющих исследовать влияние нефинансовых эффектов на формируемый хозяйствующим субъектом финансовый результат.

Таким образом, реализация управления организацией в современных условиях имеет ряд важных особенностей, определяющих содержание и сущность общих функций управления, что, в свою

очередь, определяет процессы функционирования и

развития хозяйствующего субъекта.

Литература

1. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - М.: Вита-пресс, 2001. с.139. -С.7.

2. «Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 24 ноября 2008 г. № 47. Ст. 5489.

3. Худокормова О.И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010. - С.4.

4. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 416с. - С.345.

5. Р.Коуз, Д.Норт, и практически все исследователи.

6. Стенограмма круглого стола в рамках Всероссийского инновационного форума «Россия, вперед!» 13-14 декабря 2011 г., Московская школа управления «Сколково»

7. Абрамешина А.Е., Ворониной Т.П., Молчановой О.П., Тихоновой Е.А., Шленова Ю.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - М.: Вита-пресс, 2001. с.139. - С.27.

8. Маринов А.А. Инновационная деятельность как объект государственного регулирования // Вестник ИрГТУ №4 2009. - С. 118-122.

9. Медведева В. Р. Механизмы формирования и управления инновациями как фактор повышения конкурентоспособности предприятий нефтехимической отрасли // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, - № 24. -338 с.

© А. А. Гилязова - зав. метод. кабинетом каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; А. А. Шарапов - д-р экон. наук, проф. той же кафедры, [email protected]; Г. В. Семенов -д-р экон. наук, проф., зав. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.