АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «НИЖНЕКАМСКИЙ ЗАВОД ГРУЗОВЫХ ШИН»
Г.Н. Ларионова, канд. экон. наук, доцент Г.И. Масяева, магистрант
Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета (Россия, г. Нижнекамск)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-113-117
Аннотация. В статье проводится анализ инновационного потенциала ООО «Нижнекамский завод грузовых шин». Инновационный потенциал компании «НЗГШ» - это способность компании применять инновационные процессы, которая предполагает эффективность и надежность процессов, которые организация использует при разработке и внедрении инноваций. В ходе анализа было выяснено, что компания входит в состав предприятий КАМА TYRES, обеспечивает обеспечение транспортного комплекса республики и России грузовыми шинами. Инвестиционная деятельность компании, к сожалению, недостаточно эффективна, финансовый поток от инвестиционной деятельности имеет отрицательное значение. В качестве совершенствующих мероприятий предлагается внедрить систему Кайдзен.
Ключевые слова: инновационный потенциал, Кайдзен, инвестиционная деятельность, метод инженера.
Инновационный потенциал - это признак социально-экономической системы, характеризующий допустимость (осуществимость) и максимально возможный результат целенаправленной деятельности по изменению структурно-
функциональных свойств данной системы [5].
Инновационный потенциал - это научно-технический потенциал научно-исследовательских, проектных, технологических организаций, опытных производств, экспериментальных полей, образовательных учреждений, квалифицированных кадров [2].
Инновационный потенциал - это совокупность ресурсных и организационных механизмов (действующих технологий и организационной структуры), обеспечивающих достижение инновационной цели (реализации инновационной стратегии) [3].
Инновационный потенциал - это способность и возможность конкретной организации совершенствовать существующие путем внедрения первых инноваций в свою производственно-сервисную деятельность [6].
Инновационный потенциал предприятия - это возможность получать и внедрять инновации в научной, технической, технологической, инфраструктурной, финансовой, правовой, социально-культурной и других областях [4].
До 1980-х годов инновационные действия, как к лучшему, так и к худшему, обычно происходили из-за харизмы нескольких дальновидных лидеров или упрямства нескольких инженеров-новаторов. Во всех случаях доходность была относительно низкой, но благоприятный контекст растущего рынка оправдывал ошибки [7].
Это время прошло. С одной стороны, изобилие предложения и насыщенность наиболее платежеспособных рынков означают, что плохо нацеленные инновации не продаются, а «новый» продукт, не приносящий ценности, больше не привлекает. С другой стороны, оперативность компаний означает, что «хорошие шаги» быстро копируются, что снижает прибыль тех, кто их сделал.
Отсюда естественная тенденция к более рационализированному управлению инновационной деятельностью и инструмента-
ми принятия решений, основанными на ценностном критерии, который инновации привносят в компанию. Но как оценить ценность инновации?
Самый традиционный метод - метод инженера: цена продажи инновации рассчитывается путем сложения затрат, вызванных инновацией, плюс разумная прибыль [8].
Был проведен анализ инновационного потенциала компании
ООО «Нижнекамский завод грузовых
ООО «НЗГШ» достигло заметного снижения продаж: с 19 568 600 тыс. руб. до 6 716 630 тыс. руб., что соответствует 65,68%-ному сокращению. Этот тренд свидетельствует о снижающейся эффективности работы маркетингового и торгового подразделений компании. Центральное место в стратегии компании должно занимать укрепление ее рыночной силы -важнейший фактор сохранения стабильности в условиях обострения конкуренции в рыночном пространстве. Обычно, с сокращением выручки происходит постепенное увеличение доли постоянных затрат, что само по себе ухудшает финансовое состояние компании. ООО «НЗГШ» не только сужает свое присутствие на рынке, но и ухудшает структуру затрат. Руководству компании «НГШ» следует придерживаться текущей стратегии оптимизации расходов, о чем свидетельствует динамика себестоимости и выручки за 2019 по
шин». Данная компания входит в состав предприятий КАМА TYRES и объединяет производство грузовых комбинированных и цельнометаллокордных шин, а также производство по восстановлению протектора ЦМК шин.
Предприятие выпускает порядка 120 товарных позиций грузовых ЦМК шин КАМА и КАМА PRO и комбинированные шин КАМА.
Рассмотрим основные показатели деятельности компании «НЗГШ» (рис. 1).
2021 гг. Первая сокращается более быстрыми темпами (на 33,44%) по сравнению с продажами (на 34,32%). Данный тренд усиливает потенциал финансирования важных направлений, включая стимулирование управленческого персонала, погашение процентных обязательств, поддержку маркетинговых коммуникационных усилий и покрытие неожиданных расходов, связанных с реализацией отдельных рисков.
После вычета себестоимости у компании остаются дополнительные средства для покрытия части внереализационных расходов, таких как расходы на продажу, административные расходы, проценты по кредитам, которые необходимы для обеспечения роста бизнеса. Это следует и того факта, что в 2021 г. ООО «НЗГШ» достигло положительного валового результата в сумме 453 308 тыс. руб.
Рис. 1. Динамика технико-экономических показателей компании «НЗГШ»
В процессе реализации бизнес-модели, включающей создание продукта и оказание услуг, маркетинговые усилия и управленческие финансовые стимулы, компания ООО «НЗГШ» успешно добилась положительного финансового результата. Такое значение индикатора отражает эффективную адаптацию компании к сложившимся рыночным условиям. Текущая операционная маржа за 2021 г., рассчитанная на рубль продаж, и составляющая 0,0675 рублей прибыли от продаж, подчеркивает важность дальнейших инвестиций в стимулирование сбыта. Увеличение объема продаж пропорционально повысит прибыльность от этих продаж. Руководство компании «НЗГШ» уделяет внимание проблеме оптимизации бизнес-модели. Об этом свидетельствует рост показателя рентабельности продаж, который за период с 2019 по 2021 гг. увеличился на 2,47 процентных пунктов. Данный показатель сви-
детельствует о стратегической направленности на повышение.
Что касается результативности использования капитальных активов, то ООО «НЗГШ» демонстрирует снижение отдачи от производственных мощностей и других основных фондов. Соответствующий индикатор уменьшился на доли ед. Организационные структурные элементы, которые эксплуатируют основные средства ежедневно, не способы эффективно распорядится ими для повышения объема создаваемых товаров и предоставляемых услуг. В 2021 г. каждый рубль, который вложен в основные фонды компании «НГШ», сгенерировал 0,41 рублей продаж.
Прежде всего, для оценки инновационного потенциала рассмотрим движение денежных средств компании.
Используя косвенный метод и балансовый подход можно понять особенности движения денежных потоков компании «НЗГШ» (рис. 2).
-10 000 000 -6 000 000 -2 000 000 2 000 000 6 000 000
2021 ■ 2020
Рис. 2. Анализ денежного потока компании
Полученный результат показывает, что общая сумма текущего потока компании «НЗГШ» равна 2 037 662 тыс. руб., от инвестиционной деятельности -7 610 100 тыс. руб., а от финансовой деятельности -5 250 060 тыс. руб.
Таким образом, мы видим, что инвестиционная деятельность, которая лежит в основе инновационного потенциала, имеет отрицательную результативность [1].
Отметим, что, так как компания входит в состав предприятий КАМА TYRES, то основная часть инновационной деятельности сосредоточена именно в головной компании. Тем не менее, компания, согласно данным финансовой отчетности, активно развивает сферу исследований и разработок (рис. 3).
Рис. 3. Динамика финансирования исследований и разработок в компании «НЗГШ»
Развитие инновационного потенциала компании получило дополнительный стимул в 2019 году, когда компания вошла в перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Татарстан (с предоставлением государственной поддержки в виде налоговых льгот). Компания, начиная
с 2019 года, реализует проект «Увеличение производства цельнометаллокордных (ЦМК) шин на 300 тыс. штук в год».
Построим лепестковую диаграмму оценки инновационного потенциала компании (рис. 4).
Рис. 4. Результаты оценки инновационного потенциала предприятия
Как видно из диаграммы, компания «НЗГШ» достаточно полно реализует свой инновационной потенциал. Компания имеет возможность привлекать внешние источники финансирования, в том числе из бюджетных источников. Уровень НИОКР оставляет желать лучшего, при том, что компания имеет достаточно большое количество запатентованных технологий. Основная проблема в реализации иннова-
ционного потенциала компании лежит в плоскости управления персоналом.
Поэтому в деятельность компании необходимо внедрить подход Кайдзен.
Компании по всему миру извлекают выгоду из идей и инноваций своих рядовых сотрудников для улучшения своих продуктов и процессов. Кайдзен - подход к этому, зародившийся в производственной системе Toyota, сыграл важную роль в по-
вышении производительности за счет ге- практических улучшений со временем нерации и реализации идей рядовых со- приводит к существенному повышению трудников. Основная идея кайдзен заклю- производительности и качества. чается в том, что непрерывный поток
Библиографический список
1. Дмитриева И.В. Оценки инновационного потенциала предприятия // E-Scio. - 2022. -№4 (67).
2. Макаров, В. В. Инновационные экосистемы как перспективный механизм кооперации и формирования радикальных инноваций высокотехнологического сектора / В.В. Макаров, С.А. Синица, Д.О. Стародубов // Проблемы современной экономики. -2023. - № 3. - С. 56-58.
3. Пустыльник, Я. И. Инновации в розничной торговле: значения и тенденции / Я.И. Пустыльник // Современная торговля. - 2023. - № 8. - С. 46-53.
4. Плюснин Д.А. Оценка инновационного потенциала предприятия // Скиф. - 2022. -№5 (69).
5. Савченко, Ю.Ю. Влияние стоимости нематериальных активов на капитализацию и устойчивость деятельности российских компаний АПК / Ю.Ю. Савченко // АПК: Экономика, управление. - 2023. - № 9. - С. 82-91.
6. Тодосийчук, А.В. Научно-техническая политика как фактор повышения качества продукции / А.В. Тодосийчук // Стандарты и качество. - 2023. - № 10. - С. 92-96.
7. Толстых Т.О., Клюка Ф.О. Инновационный потенциал проектоориентированных предприятий // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2022. - №1 (41).
8. Podshivalova M., Almrshed S. Critical Analysis of Methods for Assessing the Innovation Potential of an Enterprise. Scientific Research and Development. Economics. - 2021. - №9. -P. 28-35. 10.12737/2587-9111-2021-28-35.
ANALYSIS OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE NIZHNEKAMSK TRUCK
TIRE FACTORY LLC
G.N. Larionova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor G.I. Masyaewa, Graduate Student
Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology (branch) Kazan National Research Technological University (Russia, Nizhnekamsk)
Abstract. The article analyzes the innovative potential of Nizhnekamsk Truck Tire Plant LLC. The innovative potential of the NZGSH company is the company's ability to apply innovative processes, which assumes the efficiency and reliability of the processes that the organization uses in the development and implementation of innovations. During the analysis, it was found out that the company is part of the KAMA TIRES enterprises and provides the transport complex of the republic and Russia with truck tires. The company's investment activities, unfortunately, are not effective enough; the financial flow from investment activities is negative. We propose to introduce the Kaizen system as improvement measures.
Keywords: innovative potential, Kaizen, investment activity, engineer's method.